Илья муромец мощи в муроме: Мощи Св.Ильи Муромца в Муроме — отзыв о Спасо-Преображенский монастырь, Муром, Россия

Разное

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым

https://ria.ru/20180101/1511970807.html

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым — РИА Новости, 22.01.2018

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым

2018-01-01T08:00

2018-01-01T08:00

2018-01-22T11:22

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151184/45/1511844554_0:67:1280:787_1920x0_80_0_0_28cdbd8054186aa982fdc78473ba0e96.jpg

муром

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151184/45/1511844554_72:0:1209:853_1920x0_80_0_0_bea864ef3f8f14a9d8690c41c35ee491.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

анонсы — религия и мировоззрение, аналитика — религия и мировоззрение, муром, илья муромец, русская православная церковь

Анонсы — Религия и мировоззрение, Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия, Муром, Илья Муромец, Русская православная церковь

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года. Русская православная церковь в этот день чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников. В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идет ли речь об одной и той же личности и как былинный герой оказался в церковных святцах — в материале РИА Новости.

Былинный Илья Муромец

Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.

22 декабря 2017, 01:09

Украина признала богатырей из русских сказок угрозой

С детства он был парализован: «сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». По преданию, в 33 года его излечили от болезни явившиеся ему «калики перехожие» — святые странники, которые напоили его целебной водой. Они же предсказали Илье, что станет он великим богатырем и «смерть ему в бою не писана». После этого молодец получил «силу великую». В благодарность за чудесное исцеление он выкорчевал дубы и заложил на высоком берегу Оки небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы (сейчас этот храм в центре Карачарово возрождается).

Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев. Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. «Илья из Мурома» говорил, что ему «не надо ни серебра, ни золота», что для него одна награда — «Руси служить, от врагов ее оборонять». Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему «к обеденке поспеть в стольный Киев-град».

О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на «соколе-корабле» — и больше о нем нет известий.

Святой Илия Печерский

Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. «Дело было практически 800 лет назад — информация крайне скудная. Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы», — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).

Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь на портале  Православие.ру рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, «подвизался» в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года.  

28 марта 2017, 13:58

Сблизит ли протопоп Аввакум РПЦ и старообрядцев

Как повествует житие святого Илии, он «скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнув к ладони». Во времена борьбы со старообрядческим расколом в XVII-XIX веках этот факт из жизнеописания святого служил серьезным доказательством в пользу троеперстного сложения (старообрядцы выступали за двоеперстие).

По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.

«Синаксарь» (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что «святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием». Поступив на военную службу, он стал «одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя». 

В «Синаксаре» также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там «святую жизнь затворника» и «преставился в мире». Его чудотворные мощи «пребывают нетленными» в Ближних пещерах лавры.

Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что «это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания».

«Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах», — сказал РИА Новости Кириллин.

26 декабря 2016, 10:03

В Москве три улицы назовут в память о князьях Борисе и Глебе

В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в «Повести временных лет», как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и «событиям государственного значения», тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. «В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить», — признает Владимир Кириллин.

Былины, по его словам, являются «довольно поздней записью»: их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.

«С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция», — рассказывает Кириллин.

29 декабря 2016, 15:52

«Он ходил всегда босой»: год с прославления рязанского юродивого в Киеве

Не отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего «благочестивая, душеполезная история», «наставительный текст». В житии, однако, может присутствовать какая-то «реконструкция» событий, не подтверждаемая фактами, или определенная «редактура», «народное творчество», внесенное в историческую канву. А история «сама по себе идет».

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу. 

Экспертиза останков

Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.

Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.

Специалисты также обнаружили рану от копья на руке Ильи Муромца, а также похожую по форме обширную рану в области сердца. Она, предположительно, и стала смертельной. Возможно, защищаясь от врагов, безоружный монах прикрыл грудь рукой, и удар копья пробил руку и сердце. 

Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий. 

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церквиГробница со скульптурным образом Ильи Муромца и частицей его мощей в Спасо-Преображенском монастыре в Муроме

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви

Почитание в войсках и в народе

За что насельник обители был канонизирован? В Русской православной церкви на этот вопрос отвечают, что причисление к лику святых — это «не присвоение награды, а констатация факта», когда Церковь «свидетельствует о том, что человек прославился своей святостью».

«Да, для канонизации нужны определенные условия: факты благочестивого почитания, чудес и так далее, — замечает иеромонах Макарий.  — Но заметьте: это все практика недавнего времени. А в древности, скажем, когда причисляли к лику святых Николая Чудотворца или Сергия Радонежского? В отношении них не было никакого соборного акта — их святость известна с древности, и она просто засвидетельствована общецерковным почитанием. И в отношении Ильи Муромца нет никакого «знака качества». С древности его почитают вместе с другими киево-печерскими преподобными, и Церковь сохраняет свое наследие».

30 ноября 2017, 11:17

Новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» передан ВМФЛедокол, спущенный на воду в июне 2016 года, будет использоваться для обеспечения деятельности арктической группировки ВМФ России.

В России не так много храмов, посвященных этому святому. В 1990-х годах храмы в его честь были построены в самом городе Муроме и в подмосковном поселке Власиха, на территории Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (здесь же действует православный военно-патриотический клуб «Илия Муромец»). А 9 мая 2006 года Ильинский храм был освящен на Белгородчине, недалеко от знаменитой «Прохоровки» — третьего ратного поля России.

На родине Ильи Муромца, в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Мурома, находятся и его мощи, точнее, их небольшая часть — кисть левой руки. Гробница со скульптурным образом русского богатыря установлена в отдельном помещении собора с низким потолком и округлыми сводами. К ней, как и к мощам святого Илии в пещерах Киево-Печерского монастыря, по словам классика, «не зарастает народная тропа». Считается, что молитвенное поклонение Илье Муромцу помогает исцелять болезни позвоночника и параличи. 

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церквиСпасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви

Узнаем где находятся мощи Ильи Муромца? Спасо-Преображенский монастырь, город Муром. Киево-Печерская лавра

Илья Муромец — достаточно знаменитый, однако весьма и весьма загадочный богатырь, о котором слагалось и слагается до сих пор множество интереснейших легенд и былин. Практически невозможно отыскать человека, который не был бы наслышан о ратных подвигах героя. Чаще всего знания людей об Илье Муромце почерпнуты из небольшого количества русских народных сказок, а правда, как ни странно, остается в тени.

Сложный и многогранный образ богатыря даже некоторых ученых и философов вводит в легкое заблуждение. Мощи Ильи Муромца долгое время подвергались тщательному изучению. К чему это привело, будет рассказано ниже.

Правда или выдумка?

Уже около 200 лет потрачено учеными на то, чтобы хотя бы приблизиться к разгадке тайн личности витязя, тем не менее большинство попыток остаются тщетными. Люди, живущие в далеких 16-19-м веках, не испытывали и тени сомнения в том факте, что Илья Муромец существовал и совершал подвиги на самом деле. Также известно то, что русский богатырь был на должности воина и нес службу в полку у князя славного города Киева. Древние русские сказания не дают никоим образом усомниться в происхождении богатыря, родным городом которого считается Муром. Тем не менее исторические сведения гласят о том, что истинной его родиной является село Карачарово, находящееся в Муромской области. Возможно, эти данные и не противоречат друг другу. Ведь неспроста хранит город Муром мощи Ильи Муромца. Адрес монастыря, где они покоятся, — ул. Лакина, 1.

Родина богатыря

Однако современные деятели исторических наук считают, что на самом деле Муромец родился и долгое время жил на Черниговщине. Недалеко от этого места есть такие населенные пункты, как Карачев и Моровийск, где о подвигах и жизни богатыря помнят и не устают спорить по сей день. Если посмотреть на эту информацию со знанием географии, то можно понять, что сведения абсурдны, так как эти города находятся за много сотен километров друг от друга.

Почему богатырь – Муромец?

Тем не менее стоит принять во внимание тот факт, что эти три города, то есть Муром, Чернигов и Карачев, находятся приблизительно в одном и том же направлении от Киева.

Соответственно, эта территория вполне могла стать местом знаменитейших ратных свершений древнерусского героя былин. Еще неподалеку находится село Девять Дубов, проезжая мимо которого, русский богатырь Илья Муромец добирался до места несения службы. Соответственно, существенных различий между официальной историей и народными былинами и легендами не наблюдается. Также весьма примечательным фактом является то, что Муром очень долго являлся частью Черниговского княжества. Сопоставление названия города и имени былинного богатыря вполне обоснованно, так как города Муром и Чернигов очень долго были значимой частью как Владимиро-Суздальской, так и Московской, и Киевской Руси. Эти места по сей день считаются исторической родиной витязя. Неспроста хранится сегодня частица мощей Ильи Муромца в Муроме.

Первые упоминания о Муромце

Как ни странно, древнерусские летописи не имеют сведений об Илье Муромце, в то время как даже в далекой Германии этот исторический герой по праву признан одним из главных лиц поэтических произведений 18-го столетия, которые основаны на более ранних эпических творениях. В данных писаниях Илья Муромец предстает перед читателями в образе могучего воина и витязя Ильи Русского. Что касается официальных документов, в них имя Муромца впервые встречается в далеком 1574 году.

Подвиги витязя Ильи Муромца

Поскольку Илья являлся по вероисповеданию убежденным христианином, воспитанным по всем законам и канонам веры в Иисуса, перед тем как пойти на подвиги, он кланяется родителям и всей семье до земли. Поклонившись, Илья просил у отца и матери благословения и напутствия. Сказания разъясняют, что мать и отец Ильи, несмотря на собственную немощность и слабость, давали согласие на подвиги сына и отпускали его в дальний путь, лишь только дав на память горсть родной земли города Мурома. Еще родители брали с сына клятву в том, что от его меча не будут погибать люди, придерживающиеся христианства. Верность данному родителям слову Илья Муромец подтверждал тем, что все христиане остались живыми, а на территории Руси воцарилась справедливость и торжествовала правда.

Знаменательные сражения

Как только Муромец слышал одобрение из уст родителей, его путь лежал во Владимирское княжество, откуда и начинался процесс его служения. Богатырь был единственным, кто решился ехать к князю в наиболее сложные времена для Руси. Повстречав разбойников, Илья предпочел избежать войны и выпустил стрелу из лука в вековой дуб, который рос совсем недалеко. Стрела, попавшая прямо посередине дерева, разломила дуб на мельчайшие щепки, что потрясло разбойников, и они, хором поклонившись и выразив почтение, пропустили витязя вперед, не начиная бой.

Исторические данные гласят, что следующим сражением, в котором Илья одержал победу, является битва с Соловьем-разбойником, мифическим существом, которое символизирует языческое начало. Именно потому богатырь, истинно верующий в существование Христа, пытался вести ожесточенный поединок с разбойником. В доказательство того, что богатырь был приверженцем христианской веры, многие историки и великие деятели изобразительного искусства пытаются запечатлеть витязя с оружием в виде крестообразного копья.

Прием у князя

Помня о наставлениях матери, Муромец перед каждой баталией предпринимал попытки убедить врагов закончить все мирным путем. Тем самым можно утверждать о наличии у прославленного витязя практически безграничной выдержки, терпения и милосердия.
Большинство рассказов о ратном служении Ильи Муромца берут начало с момента знатного пира во дворце князя Владимира. На этот пир попал богатырь сразу же, как только оказался в Киеве. Гости имели возможность усаживаться на любые места за столом, а Илья же, перед тем как сесть и приступить к гуляниям, совершил молитву у образов и кланялся в ноги не только князю и княжеской знати, но и всем присутствующим. Принимали богатыря со всем радушием и почестями, а все благодаря тому, что витязь смог защитить людей Руси от яростных нападений Соловья-разбойника и его помощников.

Илья Муромец – посланник Христа

На самом деле богатырь держал путь во владения Владимира Мономаха, а не к Владимиру Святославовичу, как говорится во многих писаниях. Об этом можно судить по тому, что вера во Христа уже была популярна не только в пределах Руси, но и за рубежом, а конкретно в странах Азии. А это, как известно, просто не могло случиться сразу после того, как произошло таинство Крещения русского народа.

Во многих народных сказаниях уже есть информация о Владыке Черноморском, который был отцом еще одного знаменитого богатыря, Алеши Поповича. Вера во Христа в этой местности прижилась среди населения далеко не сразу. Исключительно благодаря Илье Муромцу и его помощникам-богатырям битвы с жестокими полководцами были проведены в степной местности.

Как раз в тот период среди народа распространилась истина о том, что божественная мощь заключается не в физической силе, а в истине и борьбе за справедливость. Это большая удача, что даже сегодня люди могут ощутить все могущество богатыря, прикоснувшись к его святым мощам. Киево-Печерская лавра (Украина) бережет их со всей трепетностью.

Тайна гибели Ильи Муромца

Илья Муромец относился к роду простолюдинов и был своеобразным бельмом на глазу княжества. Потому честное имя богатыря было опорочено и даже вычеркнуто из летописи как пример триумфального возвращения русского крестьянина, воевавшего за спокойствие русских людей.

Жестокий вандализм

Похоронили Илью Муромца в том месте в Софийском соборе, где быть погребенными мечтали все представители знати, но у них просто не было на то возможности. Возможно, именно потому захоронение Ильи Муромца было нещадно разгромлено, тем временем как все соседние гробницы остались в целости и сохранности. Об этой несправедливости со стороны властей по отношению к богатырю Руси дал знать в собственных рукописях посол главы Святой Русской империи по имени Рудольф 2-й Эрих Лясота, которому доводилось проезжать мимо окрестностей Киева и мимо самого города в период с 7 по 9 мая 1594 года. Сказано, что Эрих следовал в Киев с дипломатическими целями. В то время чудотворные мощи Ильи Муромца хранились в перенесшей реконструкцию церкви имени Гурия, Самона и Авива.

Мощи в Киево-Печерской лавре

В тот период о состоянии погребенного тела стали заботиться служители Киево-Печерской лавры. В данном монастыре тело богатыря находится и сейчас. Его памятник подписан скромным сочетанием слов «Илья из Мурома». День памяти витязя отмечается 19 декабря по старой версии календаря, а 1 января — по новой. Стоит упомянуть о том, что именно 1 января на родине богатыря Ильи Муромца в местный собор была привезена икона, посвященная витязю. К ней прилагался ковчежец, в котором хранилась маленькая частица мощей знаменитого спасителя Руси. Именно потому, что Киево-Печерская лавра (Украина) располагает множеством секретных материалов, многие историки и даже простые обыватели имеют возможность хоть немного приоткрыть завесу тайны жизни и смерти великого ратного бойца.

Упоминания о Муромце в книгах святых

В 1638 году была впервые издана интереснейшая книга, автором которой стал один из монахов лавры по имени Афанасий Кальнофойский. При написании книги Афанасий учел всех святых, в том числе и несколько строчек было посвящено жизни и ратным подвигам Муромца. Было уточнено, что период жизни богатыря тянулся целых 450 лет, начинаясь с 1188 года. Случившиеся в те времена события буквально переполнены драматизмом.

Борьба за княжество

В период с 1157 по 1169 год город Киев стал местом накала междоусобиц за титул князя Руси. Подумать только, за это время правление Русью-матушкой переходило из рук в руки около 8 раз! А в 1169 году Русь подверглась разорению со стороны Андрея Боголюбского, который, кстати говоря, увез с территории Руси освященный лик Ильи Муромца, считающийся величайшей иконой и несущий божественную мощь и силу. Эта чудодейственная икона по сей момент известна как икона Владимирской Божьей Матери. С 1169 по 1181 год правлением Киева занимались целых 18 князей, некоторые из которых вступали на престол неоднократно. Также в борьбу за княжение вступили половцы (кипчаки, куманы), которые в период с 1173 по 1190 год усиленно грабили государственную казну и даже совершали убийства.

Причина смерти богатыря

Когда медики того времени производили исследование мощей Ильи Муромца с целью узнать причину смерти, было выяснено, что богатырь погиб именно по причине одного из таких вооруженных нападений половцев. Как предполагал Сергей Хведченя, являющийся журналистом издания «Вокруг света», это случилось в 1203 году по причине набега половцев и Рюрика. Киев был завоеван силой, лавру сожгли дотла, а большинство владений просто-напросто разграбили, не брезгуя любыми ценностями. Как говорят составители летописных документов, такого грабежа на территории Руси не было еще ни разу.

Верный служитель

Достигнув почтенного возраста, Илья Муромец принял постриг и стал одним из священнослужителей Киево-Печерской лавры. В документах богатырь зафиксирован как «Илья по прозвищу Муромец». Что касается истинного имени, оно так никому и неизвестно. Естественно и то, что богатырь никак не мог остаться равнодушным к тому, что может пострадать символ православной веры и уже к тому времени ставшая родной обитель.

В борьбе за справедливость

Изучая святые мощи Ильи Муромца, эксперты заявили, что богатырь сражался до последнего момента, не желая уступать противнику ни при каких обстоятельствах. Как свидетельствует их заключение, составленное по результатам осмотра, Илья Муромец получил всего лишь 2 ранения: одно пришлось на руку, а второе хоть и было незначительным, но по року судьбы угодило прямо в сердце витязя. Кроме того, у трупа отсутствуют ступни обеих ног, а также на левой руке есть рана круглой формы, а на поверхности груди в левой стороне заметно еще одно серьезное увечье. Из этого можно сделать вывод о том, что, перед тем как умереть, богатырь пытался прикрыть участок с крестом рукой. При виде этого создается впечатление того, что от удара копья рука была буквальным образом «прибита» к груди. Находясь в лавре, можно увидеть, что Муромец погребен в одеянии монаха белого цвета. Над гробом Ильи Муромца находится икона с его изображением.

Впервые с целью подробного исследования мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре были потревожены в 1963 году. Во времена Советской власти собранной комиссией было ошибочно определено, что ранения на поверхности трупа были умело имитированы служителями монастыря, носившими сан монахов. А также члены советской комиссии приняли богатыря не за русского человека, кем всегда являлся Илья, а за монгола.

Чтобы досконально исследовать мощи Ильи Муромца, советские ученые использовали самую современную аппаратуру, привезенную из Японии. Итоги проведенных манипуляций просто поразили. Интересным фактом является то, что пробитую копьем ладонь Муромца увидел еще в 1701 году странник по имени Иван Лукьянов. Остальные части тела идентифицировать не представилось возможным, так как тело было от головы до пят укутано в белое покрывало.

Мощи Ильи Муромца. Где находятся еще

Еще одним прибежищем святых мощей богатыря стал один из соборов Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. Здесь в отдельной комнате в украшенном саркофаге сохраняется частичка тела витязя. К мощам можно прикладываться практически в любое время. Это доступно каждому.

Даже после своей смерти былинный герой помогает людям. Говорят, что мощи Ильи Муромца в Муроме способны исцелять болезни позвоночника и параличи.

По версии медицинских экспертов, Илья Муромец жил в 12-м веке, а продолжительность жизни составляла примерно с 1148 по 1203 год. Рост былинного богатыря был чуть-чуть выше среднего значения – 1 метр 77 сантиметров, однако в то далекое время мужчина такого роста считался великаном. Это подтверждается даже спустя 350 лет, когда мимо столицы имел случайность проехать купец из Германии по имени Мартин Грюневег. Увидев мощи Ильи Муромца, купец впал в настоящее оцепенение от невиданной силы и величия защитника Русской земли. И это оправданно, так как богатырь Илья Муромец и вправду имел поистине могучий вид: косая сажень в плечах, мускулистый торс, широкие скулы. Словом, все в теле богатыря внушало доверие и спокойствие. Сила и мощь героя перешли по наследству и карачаровским потомкам Ильи, мужчинам рода Гущиных, которые могли без особого труда передвинуть с места поезд.

Сегодня приложиться к мощам знаменитого русского героя можно в нескольких местах. Часть из них принял Спассо-Преображенский монастырь (Муром). Остальные частицы хранятся в Киево-Печерской лавре.

Русские авторы-Илья Муромец и Соловей-разбойник

французская версия

    В
церкви Мурома, Илья повторил свою клятву отречься от
насилия вплоть до приезда его в Киев. Затем он поспешил дальше.
На полпути к месту назначения его конь внезапно остановился.
и проделал копытом дыру в земле. Живая вода
вздулся. Илья вырезал крест из растущего дуба
у дороги и посадил в землю рядом с ямой.
На кресте он вырезал слова: «Илья Муромец,
сын крестьянина и богатыря Святой Руси, прошел
Сюда’. Позже на этом месте построили часовню и животных
подкреплялись водой из колодца.

А.Костерин.»Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Коробка. 1963   Холуй

    В три прыжка Ильин жеребец достиг
Чернигов. Три царя осаждали город. Несмотря на его
возмущения Илья не стал прибегать к вооруженному насилию. Однако,
он вырвал из земли гигантский дуб, гораздо больше, чем тот,
который он использовал, чтобы сделать крест, и с этим и с его лошадью,
который все попирал, он победил три армии
цари. Однако, так как у него не было подземелья, он поставил трех царей
свободно. Он нашел жителей города в соборе
Чернигов готовится к смерти. Молодой крестьянин-богатырь объяснил
им, что случилось, и что они были свободны. В благодарность
они просили Илью править их городом, но он дважды отказывался
со словами: «Я не правитель и не желаю покоя
здесь. Спешу в Киев служить Владимиру».0011
Он также отказался от их золота. Сказали ему черниговцы
что кратчайшая дорога на Киев была перекрыта 30 лет.
Между камнями росла трава. Три препятствия
делали дорогу совершенно непроходимой: Брынские болота, которые
всасывал в себя каждого прохожего; Соловей-разбойник (Соловей
Разбойник), который подстерег так называемого Леванидова.
креститься на Смородиной уже 30 лет, при этом лицемерно
невыносимо свистит, как соловей; и наконец,
у семи старых дубов стоял непроходимый дом дракона,
жена, три большие дочери и шесть маленьких сыновей. Однако, ля
не растерялся и пошел своей дорогой.
За тридцать верст до Киева пошел Илья Муромец.
на Брынские болота. Он быстро построил мост через болото
с вырванными из земли дубами и подошли к Смородине,
который возник из ниоткуда, где стоял леванидовский крест.
Это крест, на котором клялись владимирские богатыри.
друг другу быть братьями по духу. Голос завизжал: «Кто
смелый человек, который осмеливается проехать мимо моего гнезда? Илья выбрал
маков и заткнул ими уши, чтобы
не слышно рев, шипение и свист соловей
Илья не упал замертво от страшного грохота, как всякий
другого богатыря, когда-либо встававшего на борьбу с этим «соловьем».
Вместо этого он призвал свою напуганную лошадь неустрашимо продолжать движение.
Чтобы увидеть это чудо выносливости, Соловей
высунулся слишком далеко из своего гнезда. Илья забыл свое обещание мира
и пустил стрелу в правый глаз дракона, чтобы тот
выпал из своего гнезда. Герой поймал его, связал, посадил
его вверх ногами на коне, и поехал дальше к дому Соловьев.
Этот дом был длиной в семь верст и построен на семи старых дубах.
На каждом шипе перил висела отрубленная голова
рыцарь.
Группу увидели жена Соловья, три его дочери и шесть сыновей
приближается. Дети думали, что их отец придет
домой с другой жертвой, но их мать могла видеть более ясно.
Чтобы спасти мужа, она отправила дочерей навстречу
крестьянин, чтобы отвлечь его, но напрасно. Илья косил их
и выгнал их. Соловей воззвал: «Дети, спросите у своих
матери преподнести этому крестьянину волшебные дары и заключить
соглашение с ним»
Мать, Акулина Дуденчевна, отправила потом своих шестерых сыновей в
Илья со всем награбленным, что у нее было. Однако они изменились
в воронов и напали на героя. Тогда Илья схватился за кнут
и выбить их из воздуха. Наконец, мать и дочери
сами отправились к Илье с волшебными дарами. Однако он был
непреклонен и взял Соловья с собой в Киев. Он сделал
семья обещает, что перестанет грабить и убивать. Когда
он пришел в дом Божий, он попросил у священника прощения
за нарушение своего обещания временно отказаться от насилия.
Из Карачарова Илья добрался до Киева в
полтора часа, привязал своего коня и великана Соловья к
пост перед королевскими конюшнями и вошел во дворец.
Его приветствовал царь Владимир, Красное Солнышко, и когда спросил,
он рассказал ему, кто он такой, откуда пришел и как
был прикован к постели и парализован в течение 30 лет, но недавно
вылечили тремя каликами.
Наконец он сказал, что решил служить Святой Руси в
имя Христово на всю оставшуюся жизнь, не ища
любая награда за это. Он рассказал, как он взял самый короткий
дорогу из Карачарова в Киев, чтобы предложить царю свои услуги
… Потом вечно подозрительному Алеше Поповичу надоело его
рассказ и прервал: «Как вы сказали, что пришли сюда?» Он указал
на суд, что непобедимый Соловей Разбонек срезал
с кратчайшей дороги на север за 30 лет. Илья ответил:
— То, что говорит этот богатырь, правда. Или, по крайней мере, правда, но
Я победил Соловья и привел его сюда. Он связан вверх ногами
до моей лошади. Он не был непобедимым» 9.0011
Все богатыри пошли на конюшню. Грабитель сжался. Владимир
бросил вызов Соловью, чтобы доказать силу его ужасного голоса
тогда и там. Соловей ответил: «Никто, кроме этого крестьянина,
победил меня. Я буду слушать только его, — скомандовал тогда Илья.
ему: «Соловей Разбонек, свисти, шипи и рычи половиной своего
сил». Однако Соловей сначала потребовал еды и питья.
гигантскую еду, он насвистывал, шипел и ревел, но ко всеобщему
отчаяние, он сделал это изо всех сил. Илья приказал ему
остановиться, а когда он продолжил свистеть, тут же убил его
со стрелкой. Владимир поблагодарил Илью и сделал его первым в России
богатырь. Едва царь кончил говорить, как Соловей
неожиданно приехала жена с тремя дочерьми, шестью
сыновей и телеги, полные краденых ценностей. Алеша Попович
предложил Владимиру принять желание семьи и
взять все это богатство в выкуп за тело отца. Илья проигнорил
по предложению Алеши и по собственному усмотрению приказал семье
воротиться со всем награбленным: «Акулина
Дуденчевна, возьмите тело вашего мужа, похороните его достойно,
и воспитай своих детей должным образом. » Семья улизнула.
Вернулись богатыри во дворец и потешались над Алешей.
Попович за недооценку нового богатыря.

А.Соцков.»Илья Муромец»
Коробка. 1972   Холуй

Как центральная фигура в русском
эпическая традиция, Илья Муромец является предметом большего количества песен и
имеет более полную эпическую биографию, чем любой другой богатырь.
Его внешний вид датируется двенадцатым и тринадцатым веками.
показывает, что к тому времени он был признанным героем Киевской
эпос. С этого периода характеристика Ильи Муромца
как эпический герой, несомненно, изменились. Например, даже
хотя его часто называют «старым казаком»,
фольклористы считают, что это наименование появилось в шестнадцатом
или семнадцатого века. Они также отмечают, что прилагательное «старый»
указывает не на возраст, а на уважение, опыт и старшинство.
Значение Ильи Муромца в русском языке
культура также показывает, что его реликвии долгое время считались
лежать в киевском монастыре и фигурировал во многих сказках, ходивших
в книжках восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Песня «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
записан 132 раза и является одним из самых популярных российских
эпос. Певцы могут точнее назвать эту былину «The
Первое путешествие Ильи Муромца», потому что в нем он уходит
свою деревню Карачарово близ города Мурома, совершает свои первые подвиги, а за
впервые приезжает в Киев, где его принимают богатырем на
Двор князя Владимира.
Былина «Илья Муромец и Соловей».
Разбойник» отражает переходный период в русском
эпическая традиция, когда мифологические черты были смешаны с
исторические особенности. Прославление героя, победившего
чудовище уже не могло удовлетворить художественное чутье певцов.
В результате борьба с чудовищем теряла героический характер.
привлекательность, и только человек, воевавший с реальным историческим противником
мог бы стать богатырем. Таким образом, мифологический Соловей приобретает
частичные человеческие характеристики и тюркское отчество; враждебный
силы под Черниговом смутно намекают на борьбу с историческим
противники Киевской Руси.

Лаковые миниатюры
— Федоскино
— Палех
— Мстера
— Холуй
Жостово
Гжель
Русские игрушки
— Богородское
— Дымково
— Игрушка современного народного творчества
Ростовская эмаль
Хохлома
Вологодское кружево

Авторы

Илья
Муромец и Святогор
Илья и Соловей-разбойник
Садко
Василий Буслаев
Сообщение создателя сайта

от г. Мурома,
Из села Карачарово,
Ехал дерзкий и толстый добрый юноша.
Посещал заутреню в Муроме,
Он хотел успеть к вечерне в столице
Киев.
Он подъехал к знаменитому городу Чернигову.
Рядом с городом Чернигов
Была собрана огромная армия,
Огромная армия, черная, как черный ворон.
Никто не ходил там пешком,
Никто не проезжал там на хорошем коне,
Не пролетела ни птица, ни черный ворон,
Ни одно серое животное не прочесывало мимо.
Подъехал Илья к этому великому войску,
Он напал на эту великую армию,
Он растоптал его своим конем и проткнул копьем,
Он победил эту великую армию.
Подъехал к знаменитому городу Чернигову
Черниговцы вышли
И открыл ворота в город Чернигов,
Они пригласили Илью стать воеводой в Чернигове.
Илья сказал им такие слова:
«Здравствуйте, мои черниговцы!
Я не стану воеводой в Чернигове.
Укажи мне прямую дорогу,
Прямая дорога в стольный город Киев.»
Говорили ему черниговцы:
«Здравствуй, наш удалой толстый добрый юноша,
Знаменитый святорусский богатырь!
Прямая дорога заполнена валежником,
Дорога засыпана и заросла травой,
По той прямой дороге
Никто не прошел пешком,
Никто не проезжал мимо на хорошем коне.
На том болоте, на этом черном болоте,
У той березы, у той кривой березы,
У того ручья, у Смородиной,
Клянусь тем крестом, клянусь тем крестом Ливана
Соловей-разбойник сидит на сыром дубе,
Сидит Соловей-разбойник, сын Одихманты.
Соловей свистит, как соловей,*
Он кричит, злодей-разбойник, как дикий зверь,
И от свистка соловья,
И от крика дикого зверя
Все травы и луга запутались,
Все лазурные цветы теряют лепестки,
Все темные леса склоняются к земле,
И все люди там лежат мертвые.
Прямая дорога пятьсот верст,
А вот объездная дорога — это целая тысяча».


ля погонял своего богатырского доброго коня,
Он ехал по прямолинейной дороге.
Его богатырский добрый конь
Прыгал с горы на гору
И от холма до холма,
Он прыгал через небольшие ручьи и озера.
Ехал до ручья Смородина,
До того Болота, до того Черного Болота,
До той березы, до той кривой березы,
До того креста, до той знаменитой ливанской
Пересекать.
Соловей свистнул, как соловей,
Злодей-разбойник кричал, как дикое животное
Чтоб все травы и луга запутались,
Лазурные цветы потеряли свои лепестки,
Все темные леса склонились к земле.
Его богатырский добрый конь споткнулся о какие-то корни.
Старый казак Илья Муромец
Взял свой шелковый хлыст в одну белую руку
И он бил своего коня по крепким ребрам.
Илья произнес такие слова:
«Ты еда для волков и мешок с травой!
Ты не хочешь идти или не можешь меня нести?
Собака, что ты спотыкаешься о какие-то корни?
Разве ты не слышал свист соловья?
Разве вы не слышали крик дикого зверя?
Разве ты не чувствовал ударов богатыря?»
Потом старый казак Илья Муромец
Взял свой тугой гибкий лук,
Взял в свои белые руки,
Он натянул шелковую нить,
Он положил на закаленную стрелу,
Потом выстрелил в Соловья-разбойника,
.
Он выбил Соловью правый глаз и висок,
Он уронил Соловья на сырую землю,
Он привязал его к своему правому стальному стремени,
Пронес его через знаменитое чистое поле,
Он пронес его мимо Соловьиного гнезда.
В соловьином гнезде…
Он приехал в знаменитый столичный город Киев
И вышел на широкий двор знаменитого князя.
Владимир-князь ушел из церкви Божией,
г.
Он ушел в свой белокаменный дворец
В его зал, в его столовую…
Владимир-князь тогда допросил юношу:
«Скажи, пожалуйста, откуда ты, толстый добрый юноша,

Как называют молодежь,
По какому отчеству чествуют удалого юношу?»
Говорил старый казак Илья Муромец:
«Я из славного города Мурома,
Из села Карачарово,
Я старый казак Илья Муромец,
Илья Муромец, сын Ивана!»
Владимир сказал ему такие слова:
«Здравствуй ты, старый казак Илья Муромец,
г.
Ты давно из Мурома уехал
А какой дорогой ты ехал в столицу Киев?

Илья произнес такие слова:
«Здравствуй, наш знаменитый Владимир столичный Киев!
Я был на утрене Христовой в Муроме
А я хотел успеть к вечерне в
столица Киев.
Тогда мое путешествие затянулось.
Я ехал по прямой дороге,
По прямой дороге я проехал мимо
г. Чернигов,
Я проехал мимо того Болота, мимо этого Черного Болота,
Мимо того знаменитого ручья Смородина,
Мимо той знаменитой кривой березы,
Я проехал мимо того знаменитого ливанского креста».
Владимир сказал ему такие слова:
«Здравствуй ты, мой мужичок!
Крестьянин, ты лежишь перед глазами,
Крестьянин, ты издеваешься надо мной у меня на глазах!
С тех пор, как была собрана многочисленная армия
Рядом знаменитый город Чернигов,
Никто не прошел мимо пешком,
И никто не проезжал мимо на хорошем коне,
Ни один серый зверь там не рыскал,
Не пролетела ни птица, ни черный ворон.
По тому кресту, по тому ливанскому кресту
Сидит Соловей-разбойник, сын Одихманты.
Когда Соловей свистит, как соловей,
Когда злодей-разбойник кричит, как дикий зверь,
Тогда все травы и луга запутаются,
Лазурные цветы теряют лепестки,
Все темные леса склоняются к земле,
И все люди там лежат мертвые…»
Илья сказал ему такие слова: «
Владимир, князь столичный киевский!
Соловей-разбойник у тебя во дворе,
Правый глаз и висок выбиты,
И он привязан к стальному стремени…»
Потом Владимир, князь столичный киевский,
г.
Быстро встал на шустрые ноги,
Закинул на одно плечо шубу из куницы,
Потом накинул на одно ухо соболиную шапку,
Он вышел на свой широкий двор
Посмотреть на Соловья-разбойника.
Владимир-князь тогда сказал такие слова:
«Свисти, Соловей, как соловей!
Кричи, собака, как дикий зверь!»
Соловей-разбойник, сын Одихманты, тогда говорил ему:
«Принц, я сегодня с тобой не обедала,
Ты не тот, кого я хочу слушать,
Я обедал со старым казаком Ильей Муромцем,
Я хочу его послушать.»
Владимир, князь столичный киевский, говорил:
«Здравствуй, старый казак Илья Муромец!
Заказать Соловей свистеть как соловей,
Прикажи ему кричать, как дикое животное.»
Соловей то свистнул, как соловей,
Грабитель кричал как дикий зверь
Купола на дворцах витые,
И окна во дворцах были разбиты
Из соловьиного свистка,
И все люди там лежали мертвые.
Владимир, князь столичный Киев,
Укрылся под своей куньей шубой.
Потом старый казак Илья Муромец
Быстро оседлал своего доброго коня,
Вывел Соловья в чистое поле
И отрубил ему безрассудную голову.
Илья произнес такие слова:
«Насвистали, как соловей,
Ты достаточно кричал, как дикий зверь,
Вы заставили плакать достаточно отцов и матерей,
Вы сделали достаточно молодых жен вдовами,
Вы сделали достаточно маленьких детей сиротами.»
С тех пор поют хвалебную песнь Соловью,
Песнь хвалы поется ему во веки веков.

День Ильи Муромца

1 января память русского святого преподобного Ильи Муромского чудотворца. Он был воином и монахом, служил Отечеству во времена правления Владимира Мономаха.

Принято считать, что прототипом Муромца был преподобный Илья Печерский, монашествующий православной церкви, причисленный к лику блаженных в 1643 году.

Илья Печерский — монах Киево-Печерского монастыря. Святая Русская Православная Церковь, почитаемая под ликом святых, поминает 28 сентября (11 октября), в Киево-Печерском соборе преподобных отцов и 19 декабря (1 января).

Некоторые исследователи и русское православие считают прототипом былинного персонажа исторического силача по прозвищу «Чоботок», уроженца села Карачарова под Муромом. Некоторые историки девятнадцатого века также предполагали, что Карачев и Моровск могли быть его родиной.

Чоботок принял монашество в Киево-Печерской Лавре под именем Илья и был канонизирован как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году). Умер Илья Муромец около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1 января).

Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м годам. Ранняя традиция датирует жизнь Ильи XII веком. Исследователи датируют XI XII вв. В 1594 году посол римского (германского) императора Эрих Лассо сообщал в своих записках об Илье Муромце и Чоботке как о разных людях: скорее всего, видя в пещере разрушенную гробницу и реликвии, он не предполагал, что они могли принадлежать тот же человек. Ему сказали, что Чоботок был героем и носил его прозвище с тех пор, как когда-то отбивался от врагов чоботом — то есть сапогом.

В Муроме об Илье ходят многочисленные легенды. Его потомками считаются муромиты Гущины, наследственно обладавшие большой силой (например, одному из Гущин, жившему в конце XIX века, было даже запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Ильи, как полагают, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где сейчас стоит дом одного из Гущиных. Рядом находится Троицкая церковь, которую Илья, по преданию, собственноручно сложил, возя с реки стволы дуба-дрова.

Местное почитание преподобного Ильи началось в конце XVII века, когда Печерский архимандрит Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер. Всеобщее почитание храма началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине 18 века включить имена ряда киевских святых в общецерковные месяцеслова.

В настоящее время мощи Ильи Муромца покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Часть мощей Ильи — средний палец левой руки — находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома.

В 1988 году Межведомственной комиссией Министерства здравоохранения УССР проведена экспертиза мощей святителя Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был крупным мужчиной и имел рост около 180 см (высокий рост для Средневековья). У него нашли признаки заболевания позвоночника (быленный Илья с рождения до 33 лет был парализован). Причиной смерти, вероятно, стал удар острым предметом (копьем или мечом) в грудь через прикрывающую грудь левую руку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts