Илья муромец рождение: Илья Муромец и место рождения – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

Разное

Илья Муромец и место рождения – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

Место рождения былинного русского богатыря Ильи Муромца в статье «Википедии» исправлено с Владимирской области России на Черниговскую область Украины. Сообщается, что правки внесли по решению украинских властей. Соцсети обсуждают происшедшее.

Издание «Вести», выходящее не Украине, утверждает, что правок было много в разных статьях, и больше всего ими занимались чиновники из Минобороны, Верховной Рады, Госспецсвязи и секретариата правительства. Исправления затронули главным образом украинский, российский и английский сегменты «Википедии».

Что касается непосредственно статьи об Илье Муромце, то ее, по версии издания, правили потому, что вскоре на Украине пройдет премьера фильма о супергероях «Сторожевая застава», в котором подчеркивается: русские богатыри родились на Украине.

Само по себе место рождения былинного героя могло бы быть любым, однако считается, что у Илья Муромца был реальный прототип. Этот человек (по имени Илья и по прозвищу Муромец) жил в XII веке, служил киевскому князю, а мощи его покоятся в Киево-Печерской лавре. Именно в связи с наличием реального прототипа (а порой и нескольких, если речь идет о былинных героях) связаны теории о «правильном» месте появления богатыря на свет.

На этот счет существовали самые разные теории, но в целом в России принято считать, что богатырь родился в селе Карачарово под Муромом Владимирской области. Именно поэтому, а также в связи с сообщением, что правки в статье об Илье Муромце были сделаны с подачи Киева, информация об исправлениях вызвала бурную реакцию у российских пользователей социальных сетей.

«Переписывание истории на украинский манер продолжается. Напомню, что в феврале 2015 года президент Украины издал указ о проведении памятных мероприятий по случаю тысячелетней годовщины со дня смерти Великого князя Киевского Владимира, которого он назвал «создателем средневекового европейского государства «Русь-Украина». Теперь добрались и до былинных богатырей, решив «приватизировать» Илью Муромца.

Судя по всему, мы имеем дело с неодолимым желанием, стремлением, граничащим с маниакальностью, утвердить свое историческое первородство во всем, и это уже даже не смешно. Осталось только, перефразируя старый анекдот, сказать, что Украина родина слонов», – написал на своей странице в Facebook первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, также прокомментировавший ситуацию для информационного агентства ТАСС.

 

Памятник мамонту. / vybor.ua

«За счет чужой истории хотят создать свое государство, да еще так топорно. Неужели на Украине этому верят, или они думают, там нормальные люди перевелись?» – задается вопросом пользователь Вера Крючкова из Москвы.

«А даже если и Чернигов, один из крупнейших городов Киевской Руси! Никакой Украиной тогда и не пахло. Как ни крути, а богатырь русский», – пошутил пользователь Виктор Косенков из Москвы.

Многих вмешательство в статью о богатыре и, в особенности, суть правок насмешила.

«Глупости. Муромец был эстонцем, фамилия звучит Muromets (травяной лес). Т.е. настоящим европейцем – вот что главное, может, даже членом НАТО…», – в шутку прокомментировал новость об украинских корнях богатыря пользователь Олег Евсеев из Таллина. «И как они до сих пор до Садко не добрались?», – выразила удивление пользователь Наталья Федеорова из Санкт-Петербурга.

«На самом деле Илья Муромец был агентом украинской разведки и работал на Руси под прикрытием», – придумал юмористическую гипотезу  пользователь Вася Уткин из Москвы. «Из топ-новостей Яндекса: «Минобороны Украины поменяло в «Википедии» место рождения Ильи Муромца» 

Помста це страва, яка має подаватися холодним», – саркастически замечает пользователь Андрей Тюрин из Сарова, вспоминая, что речь идет о «событиях» примерно XII века и переводя на украинский известную фразу о мести как блюде, которое нужно подавать холодным.

Между тем, кроме села Карачарова на роль малой родины Ильи Муромца претендовали еще не менее пяти населенных пунктов, и те из пользователей, кто был лучше знаком с предметом, отнеслись к сообщению о правках спокойнее.

«»Википедию» может править любой желающий, и тот, кто не согласен, может исправить обратно. Но вообще у этой версии есть веские основания. Ее разделял, например, известный русский литературовед и критик Вадим Кожинов, которого никак нельзя заподозрить в свидомости или глупости. В своей книге «История Руси и русского слова» (2000) он пишет, что до XVII века все упоминания о первоначальном герое былинного эпоса Илье Муравленине не связаны с названием города Мурома. Более достоверно его происхождение из округи городка Муровийска, расположенного между Киевом и Черниговом на реке Десне. И это ничуть не компрометирует богатыря», – высказал мнение пользователь Владимир Сизганов из Саранска.

 

Фигура Ильи Муромца в Чернигове.

«На звание родины Ильи претендовали 6 городов. В том числе и Муровийск Черниговской области. И, скорее всего, он и был родиной, т.к. абсолютно все былины утверждают, что Илья Муромец прибыл в Киев по зову князя за пять часов. Из Владимирской области не успел бы, явно. Но точно уж никто не узнал бы, если бы не Минобороны самой могучей армии Европы, если не мира. И вообще, звали его Чоботок, а не Муромец», – объяснил пользователь Сергей Жуковский из Москвы.

«Ну, по версии укроисториков, Атиллу звали Богдан Гатыло, то почему бы Илье Муромцу не быть Тарасом Чоботюком?», – ответила ему пользователь Марина Соловьева.

«Туркменский город Мары тоже претендовал… И наши Мурмаши», – дополнил рассказ Сергея Жуковского пользователь Алесандр Хабаров из Москвы.

В целом многие пользователи восприняли новость скорее с недоумением, чем с какими-то иными эмоциями.

«Наверно эта поправка улучшит их экономическое положение, пусть так», – скептически заметила пользователь Татьяна Семенова из Северска. «Какая, на фиг, разница?», – недоумевает пользователь Наталья Ткаченко из Грозного. «Это имеет какое-то значение?», – разделяет ее чувства пользователь Тамара Преображенская.

«Лучше бы работали на восстановление разграбленного и уничтоженного производства!», – считает пользователь Светлана Шкарлет из Санкт-Петербурга. «Да только этот вопрос остался нерешен», и – иронизирует пользователь Тамара Асадова (Toma Asadova) из Баку.

Наконец, есть и те, кто увидел в происшедшем совсем иной смысл. С их точки зрения, все это говорит о близости русского и украинского народов, о том, что хватит уже «родственникам» «драть одеяло», чтоб было чем укрываться ночами в холода.

«Вот ржака-ржакой, но это лишний раз подчеркивает, насколько мы близкие родственники, как бы это ни хотелось отрицать», – заключила пользователь Ирина Кабанова из Москвы.

День рождения Ильи Муромца-«ЦБС» г. Ангарска

6+

Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
И будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!

1 января  — День былинного богатыря Ильи Муромца.

Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются…

Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Прототип Ильи Муромца

По ряду версий, у  былинного персонажа был реальный прототип…

Некоторыми исследователями прототипом считается исторический силач Чобитько, по прозванию «Чоботок», родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 г. )…

Согласно Хлебниковской (Ростовской) летописи, датируемой XII веком, в селе Ильинском на реке Белыни в тридцати километрах от Ростова Великого жил богатырь Илья Сокол по прозвищу Муромец. Был он богат и знатен, а его единственную дочь звали Александрой — или Шушей, о которой так часто упоминается во владимирских сказаниях…

Однако не только в русских, но и в европейских легендах упоминается богатырь Илья Муромец! Так в германских эпических поэмах XIII в., основанных на более ранних сказаниях, Илья Муромец представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Не исключено, что в основу этих рассказов легли воспоминания людей, гостивших в Константинополе как раз в то время, когда в византийскую столицу приезжал посол Ростово-Суздальского княжества. Его тоже звали Илья, и обладал он феноменальной силой…

* * * * *

Считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом. В середине XIX века жители Мурома любили показывать гостям старое русло Оки. Его, по преданию, завалил каменной глыбой Илья Муромец, когда пробовал свою молодецкую силу…

По другой версии это посёлок Муровск в современнной Черниговской области (впрочем, в этом случае прозвище Ильи выглядело бы как «Муровский» (для сравнения — Туровск, князья Туровские) или как «Муровец», что не зафиксировано ни в одном источнике). На данный момент оба эти города считают себя родиной Ильи Муромца. По версии, озвученной в телепроекте «Искатели», Илья Муромец происходил из племени мурома…

Есть версии, что «Муромец» — это прозвище. По одной из них  «муромец» происходит от слова «мур» — «стена», что во времена оные означало: «человек-богатырь, которого победить невозможно». Кто-то считает, что Муромец — профессиональное прозвище: на Киевской Руси мурами звались каменщики. И наконец, есть такие, кто в своих исследованиях опирался на легенду о том, что Илья, прежде чем приступить к ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на печи-муромке. ..

* * * * *

Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

В документальных источниках имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т.е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г. Останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца.

Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю.

Угодник Божий Преподобный Илья Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря по старому стилю и 1 января по новому.

Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м гг. В 1638 году появилась книга монаха Афанасия Кальфонского «Тератургима». В ней шла речь о святых угодниках Киево-Печерской лавры. Автор утверждал, что в катакомбах лавры захоронен Илья Муромский, прославленный богатырь. Исследуя церковные источники, которыми пользовались летописцы, можно предположить, что Илья Муромский жил между 1148 и 1203 годами. Как именно он попал в Киев — неизвестно. Может быть, он приехал в город с посольством. Может, залечивал у киевских знахарей раны 1169 года. Но нет сомнений и в том, что гробница с мумифицированными останками, почитаемыми как нетленные мощи русского богатыря, реально существует в пещерах лавры. Это подтверждают былины: «И сделали мощи да святые, да со стара казака Ильи Муромца, сына Ивановича». XI—XII веками датируют погребение исследователи. Мощи мужа и остатки разрушенной гробницы богатыря, именуемого Чобитьком, видел ещё в 1594 г. в пещерах австрийский посол Эрих Лассота. Ему рассказали, что Чобитько был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов сапогом — чоботом.

В Муроме существуют многочисленные предания об Илье; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX в., даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Ильи, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илья по преданиям сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.

Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра).

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.

Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII-XIX вв. ) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701 году, так описывает мощи преподобного: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение…»

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

По данным С.А.Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 14-ти из них (№ 1-14 по составленному Азбелевым указателю).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Первая поездка Ильи Муромца
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Сокольник
  11. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  12. Камское побоище
  13. Илья Муромец и Калин-царь
  14. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем

Так согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-тко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал Илье свой меч-кладенец.

В честь Ильи Муромца названы…

Памятники

В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В.М.Клыкова (на фото справа).

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец.
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец — ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец».
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог — Илья Муромец».

Техника

  • «Илья Муромец» — фрегат Российского императорского флота.
  • В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.
  • «Илья Муромец» — один из бронетракторов Гулькевича.
  • «Илья Муромец» — бронеавтомобиль.
  • «Илья Муромец» — русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки.
  • Имя «Илья Муромец» носил красный бронепоезд в Гражданскую войну.
  • «Илья Муромец» — лёгкий бронепоезд Донской армии Белого движения в Гражданскую войну.
  • «Илья Муромец» — один из танков КС.
  • «Илья Муромец» — советский бронепоезд в Великую Отечественную войну. Его бронепаровоз в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
  • В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец».
  • «Илья Муромец» — советский портовый ледокол 1965 года постройки, головное судно проекта 97К.
  • «Илья Муромец» — советский стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 06.

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» — рукописная народная книга XVIII века.
  • «Илья Муромец» — незавершенная поэма («богатырская сказка») Н.М.Карамзина.
  • «Илья Муромец» — баллада А.К Толстого.
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922).
  • Илья Муромец — персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья — центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.

Изобразительное искусство

   

  • Илья Муромец — персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» (левый рисунок), под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» (правый рисунок).
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» — картина В.П.Верещагина.
  • «Илья Муромец» — картина Николая Рериха.
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» — картины Константина Васильева.
  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».
  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — композиция из фарфора скульптора С.М.Орлова.

Музыка

  • Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто И. А.Крылова.
  • В опере-фарсе композитора А.П.Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Л.Д.Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри».
  • Илья Муромец — персонаж оперы М.М.Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» — опера В.С.Серовой.
  • Опера «Илья Муромец» композитора Б.Феоктистова.
  • В 1909-11 композитор Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Театр

  • Спекталь «Илья Муромец, крестьянский сын» Театра кукол им. С. В. Образцова (1951).

Фильмы

  • В 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм «Илья Муромец». Режиссер Александр Птушко, исполнитель главной роли — Борис Андреев.
  • Образ Ильи Муромца был использован в фильме «Этот негодяй Сидоров».
  • В 1975—1978 была снята дилогия мультфильмов «Илья Муромец» (Пролог) и «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», в 2010 — «Три богатыря и Шамаханская царица», главным героем которого также является Илья. В первом из них рассказывается о том, что якобы продажный киевский князь и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьём, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил император Василевс.

    

Компьютерные игры

  • В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра «Три богатыря. Первая серия», в которой Илья Муромец представлен наряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. По сюжету игры богатырям предстоит сразиться с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу — Соловья-разбойника. Причём финальный бой с Соловьём Илья ведёт один на один.

ВИКТОРИНА

1. Где родился богатырь Илья Муромец? (Под городом Муромом, в селе Карачарове.)

2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна.)

3. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович.)

4. Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:

«Кем ты ни стал, что ни делал бы,
Не пекись о корысти своей, выгоде,
А берись, Илья, за такие дела,
Чтобы славные были да великие,
Чтобы всем от них было радостно…»?

(Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу. )

5. Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него отнялись руки и ноги.)

6. Кто помог богатырю исцелиться? (Ему помогли «калики перехожие». Они дали Илье выпить «питья медвяного».)

7. О чём просили калики богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями – Святогором, Краснояром, Микулой Селяниновичем, Вольгой Всеславьевичем.)

8. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр – кузнец.)

9. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил.)

10. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор-богатырь.)

11. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым.)

12. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце:

«Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…»

(Соловей — разбойник. )

13. Чему позавидовал на пиру у князя Владимира Алёша Попович? (Он позавидовал, что Владимир назначил Илью атаманом над дружиною киевскою.)

14. Где прочитал Илья такие слова:

«Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!»

(На белом придорожном камне были высечены эти слова.)

15. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья:

«Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони – лошади в булатной броне…»

(Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге.)

16. Каким оружием поразил в бою Илья Калина – царя татарского? (Он поразил его острым копьём. )

17. За что разгневался Илья Муромец на князя Владимира? (Он разгневался за напрасную обиду, нанесённую Сухману – богатырю.)

18. Кто оклеветал Илью перед Владимиром? (Его оклеветали высокородные бояре.)

19. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава – дочь Владимира.)

20. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться.)

21. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка.)

22. Какую хитрость придумал Мурлакан – Таракан Тараканович, чтобы ослабить пленного богатыря и заковать его? (Поставить караулы у подкопа, чтобы русские люди не могли дать еду – питьё пленнику.)

23. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все «опутья», побил врагов «осиновой плашицей». )

24. Узнай героя былины по описанию:

«А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях,
А глазищи…
И черным – черны, и пустым – пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин
.А носище-то…
Будто палка – клин дровокольная».

(Мамай – татарский царь.)

25. В каком бою погибли русские богатыри Добрыня Никитич и Алёша Попович? (В бою с татарским ханом Мамаем.)

26. К кому обратил Илья такие слова:

«Ты сухая, ты ведьма стародряхлая,
Плохо знаешь ты, видно, русский люд!»

(К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла.)

27. Чем закончилась последняя битва с татарами?

(«На убег побежали короли – цари,
Впереди других царь Кучум летит»).

28. За что в битве с татарами прославился Ермак Тимофеевич? (Он прославился тем, что «выпросил дозволенья от Ильи» добить «татарские остаточки» за Уралом и разбил татар Кучума – царя.)

29. Какая из народных пословиц подходит к былине «Илья Муромец»?

Смелость города берёт.
Дарёному коню в зубы не глядят.
Друзья познаются в беде.
Жить – Родине служить.

30. Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»? (В.Васнецов.)

Список интернет-ресурсов:

http://clck.yandex.ru

http://festival.1september.ru

http://www.bestreferat.ru

http://ru.wikipedia.org

Русские авторы-Илья Муромец и Святогор

французская версия

А. Каморине.»Святогор»
Панель. 1988 Холуй

В царствование царя Владимира
жил в селе Карачарове под Муромом.
бедный человек по имени Илья, калека от рождения. Он был
сын крестьян Ивана Тимофеевича и Ефросины Яковлевны.
30 лет он был прикован к своей кровати. Все, что он сделал, было
молитесь Христу, чтобы он исцелился, и чтобы однажды он смог
служить миру здоровьем и силой.
Однажды, когда семья Тимофеевичей
на земле работали три калика времен Святогора
прошел мимо. В их руках была сила исцеления, и
сказали: «Илья, вставай. Ты приобрел большие навыки
за 30 лет болезни. Теперь тебе лучше. Иди и будь героем.»
Илья встал, а калики продолжали:
«Никогда не затевай драку с богатырями древности: Святогором,
Самсон Самойлевич, Микула Селянинович и Волга Святославович.
Первые две — это основные силы самой земли, Микула.
охраняется землей, а Волга тебе не по зубам.
Идите в поле и ждите первого крестьянина, который берет
молодой и тощий жеребец в город. Купить животное,
сколько бы он ни стоил, кормить его три месяца пшеницей
и воду, а затем пусть купается в росе в течение трех утра.
Таким образом, жеребец станет самой сильной лошадью на
земле, и ты станешь лучшим богатырем на земле».
Когда калика ушла, он сломал несколько
хлеба и выпили чарку вина с Ильей, который исцелился. Илья
потом поспешил на землю, где дремали его родители.
С поразительной быстротой он закончил свою работу за остальных
день. Затем он приобрел тощего жеребца, как ему сказали,
ухаживал за существом в соответствии с инструкциями и велел
прощание с его родителями. Они дали ему свое благословение при условии
что он всегда и везде поступает правильно.
Он пошел к деревенскому священнику и поклялся
перед Богом: «Я иду в Киев по кратчайшему пути, даже
если он пройдет через большую и враждебную армию. Если мне бросят вызов,
Я не натяну лук, не пущу стрелу, не обнажу копья и не запятнаю
мой клуб кровью. Тем не менее я буду в Киеве через час
с половиной, и я представлюсь царю Владимиру,
Красное солнце. Я приму свою первую еду, когда буду с ним,
и не раньше»
Илья взял горсть земли, положил
в льняной мешочек и повязал себе на шею, чтобы он не забыл
земли его рождения. Он бросил корку ржаного хлеба в
реку Оку, говоря: «Чем ты, матушка Ока, что утоляешь
жажду Ильи Муромца так часто». Он кланялся во все стороны,
сел на коня и пошел своей дорогой.

    Сопровождающий на гуслях, Добрыня
Никитич пел богатырям царя Владимира о древнем
Святогор. Как жил на Святых Горах (Карпатах)
потому что земля уже не могла выдержать его веса, и
как однажды он встал и встретил мужика Микулу Селяниновича
с его сумкой, полной гравитации. Он заключил: «Говорят
что в итоге Святогор совсем ушел в землю
и умер». Однако осведомленный боярин Мермаста Васильевич
отрицал это и говорил: «Нет, он вернулся в горы и
до сих пор там.» Эта версия истории дала Алеше Поповичу
идея бросить вызов Илье Муромцу. Он спросил его: «Не
это просто вещь для вас, чтобы пойти и узнать? Таким образом он
думал, что вновь прибывший герой исчезнет из виду
какое-то время в путешествии, которое должно было оказаться бесплодным».0017
Илья знал о двусмысленности предложения Алеши,
но он не хотел ничего, кроме как узнать о мире, и
испытать его на прочность. Он попросил Добрыню сопровождать его в пути.
путешествия. Они оседлали лошадей, и на следующий день пара
отправился на запад и вскоре достиг Леванидовского креста в Леванидовском
луг. Они поклялись, что всегда останутся братьями
духом, и они обменялись крестами. Затем они путешествовали в
направление Карпат. Они обнаружили следы на
землю, и Илья попросил Добрыню следовать за ними, пока он
сам поднялся на Святые Горы.
Он достиг плато по тайной тропе, и как раз в
перед собой он увидел богатыря-великана, спящего на коне-великане
который медленно шел. Он позвал гиганта и бросил вызов
его на дуэль, но последний не проснулся. Даже яркий
он дубиной не разбудил великана, не говоря уже о чаепитии
из своего седла. Когда его ударили в третий раз, он
только пробормотал: «Русские мухи довольно больно кусаются». Он открыл
руку, схватил Илью, сунул его и коня в карман,
и поехал дальше, все еще спит. Пройдя 48 часов, гигант
конь устал. Он споткнулся и упал на колени на
земля.
В результате рослый рыцарь проснулся
вопреки себе, проклиная своего жеребца. Он взял Илью и его
лошадь из кармана, и спросил: «Кто ты?» Илья рассказал
кто он был, как стал богатырем владимирским Красным Солнышком,
и что он ищет Святогора. Оказалось, что
великаном был сам Святогор. Илья и Святогор подружились.
Они продолжили свой путь вместе, и однажды они нашли
огромный гроб, лежащий через дорогу, с надписью
слова: «Этот гроб предназначен для того, кто в него влезет».
Великан предчувствовал, что это относится к нему, и, поколебавшись,
он хотел попробовать гроб на размер. У Ильи тоже было предчувствие
что оно предназначалось для Святогора, и поэтому он попал в
во-первых, опередив гиганта. Крестьянский сын оказался
быть слишком маленьким. Тогда великан лег в гроб, который поместился
он как перчатка.
Илья не хотел закрывать крышку, так что Святогор сделал это сам.
Тотчас же гроб и крышка слились воедино. Святогор
воскликнул с большим сожалением: «Горе мне, я погребен заживо.
Илья, срывайте доски, одну за другой.» Илья пытался, но тщетно.
Тогда Святогор предложил: «Возьми мой меч и разбей гроб
вдребезги.» Сквозь щель в гробу старый великан
дал Илье свое дыхание и, следовательно, свою силу, чтобы поднять меч
древних времен, но меч был контрпродуктивным. Каждый
раз Илья ударил, в гробу дырки не проделал,
но изготовил железный обруч. Святогор вздохнул: «Я задыхаюсь.
Очевидно, воля Божья, чтобы вы сменили меня. Держи мой меч,
но привяжи моего гигантского коня к гробу».0017
Так погиб великан-богатырь и его великан
конь. Илья, ныне преемник Святогора, решил вернуться
в Киев.

© 2004-2011 Артрусс

Электронное письмо

Лаковые миниатюры
— Федоскино
— Палех
— Мстера
— Холуй
Жостово
Гжель
Русские игрушки
— Богородское
— Дымково
— Игрушка современного народного творчества
Ростовская эмаль
Хохлома
Вологодское кружево

Авторы

Илья Муромец и Святогор
Илья и Соловей-разбойник
Садко
Василий Буслаев
Сообщение создателя сайта


кто расскажет нам о старых вещах,
О вещах старых, о том, что было,
Той Ильи, Ильи Муромца,
Ильи Муромца, сына Ивана?
Он сидел, не шевелясь в течение тридцати трех лет;
Пришли к нему из нищего братства,
Сам Иисус Христос и два Его Апостола.
— Пойди, Илья, принеси нам попить!
«Братия умоляющие, я не могу шевельнуть ни рукой, ни ногой!»
«Вставай, Илья, — не обмани нас!»
Илья вздымался и вставал, весь неопрятный и ошарашенный;
Он принес миску больше ведра —
.
Просящим братьям он предложил его;
Но нищие заставили его напиться,
А когда напился, допрашивали:
— Чувствуешь ли ты, Илья, много в себе сил?
«Если бы был столб, воздвигнутый до самого неба,
Если бы к этому столбу было прикреплено золотое кольцо —
Я бы схватил это кольцо, вся Святая Русь качай!»
— Иди ты, Илья, еще миску!
Илья предложил им вторую миску с водой,
.
Но паломники напоили его самого.
Илья осушил его не переводя дух —
Большая миска, больше ведра.
После этого они начали расспрашивать его:
— Чувствуешь ли ты, Илья, много в себе сил?
«Из моей силы, клянусь, у меня сейчас только половина».
Так говорили богомольцы в сандалиях Илье:
«Ты, Илья, будешь великим могучим,
В схватке со смертью не свиток твоей судьбы:
Ты можешь сражаться, можешь поразить любого сильного человека,
И с любой языческой ордой можно сражаться;
Но никогда не предлагай драться одному Святогору —
«Вся земля может выдержать его полную тяжесть;
Не вступай в бой против Самсона, этого могущественного человека —
У него на голове семь волос, благословенных ангелами.
Не борись с линией Микулы —
Наша сырая мать-земля очень любит его;
Равно и не воевать с Волгою Святославовичем собственным
сын;
Если он не может сломить тебя из-за основных сил
Он сокрушит тебя своим умом и хитростью.
Возьми себе, Илья, коня, достойного могучего человека,
Прощай, в открытое поле, широкое, как любое море,
Купи себе первого жеребенка,
Поместите его в стойло на все три месяца;
На три ночи пусть жеребенок в саду гуляет,
И пусть этот жеребенок валяется в трех утренних росах.
Веди его к высокому забору с шипами:
Когда жеребенок начинает прыгать через забор с шипами,
В ту сторону, а потом обратно. ..


недалеко, недалеко в чистом поле
Клубилось облако пыли,
Пыль клубилась столбом,
На поле появился добрый юноша,
Святогор, могучий русский богатырь.
У Святогора был конь, как свирепый дикий зверь,
Плечи богатыря были более двух аршин в ширину,
Он ехал верхом в поле и развлекался,
Он метал свою стальную булаву
Выше возвышающегося леса,
Но ниже движущихся облаков.
Его булава улетит
Высоко в небе,
Когда булава опустится,
Он поймал бы его одной рукой.
Святогор-богатырь наткнулся на
Скомороховский мешочек в чистом поле.
Он не слез со своего доброго коня,
Он хотел поднять сумку хлыстом,
Но мешочек не двигался.
Святогор спешился со своего доброго коня,
Он взял мешочек одной рукой,
Но маленькая сумочка не сдвинулась с места.
Взял обеими руками,
Он напрягся изо всех сил богатырских,
Он погрузился в мать сырую землю по колено,
Но мешочек не сдвинулся с места,
Его нельзя было сдвинуть с места и поднять.
Святогор сказал себе:
«Я много ездил по миру,
Но я никогда не видел такого чуда,
Мешочек не сдвинется с места,
Не сдвинется с места и не поднимется,
Моей богатырской силе она не уступит. »
Эти слова произнес Святогор:
— Точно смерть пришла ко мне, Святогор.
И умолял своего коня:
«Здравствуй ты, мой верный богатырский конь!
Теперь иди спаси своего хозяина.»
Он ухватился за серебряную уздечку,
Он взялся за позолоченную подпругу,
Он взялся за серебряное стремя.
Конь его богатырский тогда напрягся,
И вытащил Святогора из сырой земли.
Тогда Святогор сел на своего доброго коня
И ехал по чистому полю
В сторону Араратских гор.
Святогор устал и вымотался
Из скомороховой сумочки
И он заснул на своем добром коне,
Он заснул крепким сном богатыря.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Чудесные рассказы о подвигах необыкновенных героев былин — богатырей — передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков в Древней Руси. Русские богатыри славятся невероятной силой и патриотизмом; они всегда стремятся защитить родную землю и восстановить справедливость. Эти рассказы были настолько популярны, что превратились в новый жанр — былины. Однако рассказы о богатырях известны и понятны всем и по сей день, а иногда служат основой для новых художественных произведений.

Илья Муромец — один из самых популярных былинных богатырей. Он является символом идеального воина и богатыря. В отличие от большинства персонажей подобных историй, Илья не родился героем. Напротив, он родился в типичной деревне в крестьянской семье и был инвалидом от рождения, проведя тридцать лет у русской печи, не в силах передвигаться. Но когда он выздоровел, то приобрел и огромную силу, свойственную богатырям. С того самого дня он всегда стремился использовать свою силу на благо народа. Вот почему он покинул свое село и отправился в Киев — он хотел служить своей стране.

Встреча с Соловьем-разбойником стала его первым испытанием и первым подвигом. Соловей-Разбойник (Соловей-Разбойник) — мифическое лесное чудовище из русских былин, которое жило на дереве и устрашало людей и зверей. Однако он не нападал и не грабил их. Он спрятался в густом лесу вдали от проторенных троп. Его оружием был оглушительный и, в буквальном смысле, смертельный свист, от которого сотрясались горы и падали деревья. Особенно он был страшен тем, что загораживал дорогу на Киев, бывшую самой прямой и удобной, но заросшую и нехоженую, — до тех пор, пока Илье Муромцу не понадобилось ехать в Киев, т. е.

Илья был единственным человеком, который не боялся соловьиного свиста, а бесстрашие было именно тем, что требовалось для победы над злодеем. Драки не было, Илья просто пустил стрелу из лука. Соловей был побежден, но не мертв. Илья отвез его в качестве трофея в Киев, где показал князю, чтобы доказать свою силу.

Антагонизм Ильи и Соловья подчеркивается в этой трехмерной мозаике выбором материалов для фона: то, что кажется искусственным нагромождением кристаллов бычьего кварца в пегматите, на самом деле происходит естественным путем. Символ природы — Соловей-разбойник — изображен в яркой рубахе из того же пегматита (его еще называют графическим гранитом).

Если мы присмотримся к главному герою, Илье Муромцу, его запятнанная временем кольчуга со следами многих сражений является витриной тонкого мастерства из-за твердой, но чрезвычайно хрупкой природы гематита (название которого происходит от греческого слова от слова «кровь»), который в русском языке часто называют «кровавым камнем».

Выписка из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Из г. Мурома,

Из д. Карачарово,

Ехал дерзкий и толстый добрый юноша.

Он был на заутрене в Муроме,

Он хотел успеть к вечерне в столичном

городе Киеве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts