Иоаким и анна проповедь: Память Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Разное

Свв. Иоаким и Анна


Святые праведные Иоаким и Анна, родители
Пресвятой Богородицы Девы Марии

     Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Жил он в городе Назарете Галилейском и имел жену Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священника Матфана. Этот священник Матфан имел жену Марию, из колена Иудина, из города Вифлеема, и трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Из них первой вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию. Потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем, и родила Елизавету, мать Иоанна Предтечи. Третья же, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в г. Назарет.

     Таким образом, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны перед Богом. Имея богатство вещественное, они были богаты и духовно. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божьего. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части: одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.
     Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дочь, Святейшая всех святых, угодившая Богу больше всех и херувимов честнейшая. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти многих, живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились перед Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость не была бы дарована им Богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью.

      Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златом тканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой, как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи, золотом тканной. Прообразом этого служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из дорогой материи (Исх. 27:16). Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившись в Которую, Бог должен был пожить с людьми, как написано: «се, скиния Бога с человеком, и Он будет обитать с ними» (Откр. 21:3).
     Но эти святые супруги, по Божиему промышлению, долгое время были бездетны. Они пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей. Все это было для того, чтобы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божьей благодати, и честь рожденной, и достоинство родителей. Ведь неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как только по силе благодати Божьей. В таком случае действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия. Родиться от неплодных и престарелых родителей — большая честь и для самой рожденной, потому что Она рождается тогда не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна. Наконец, через таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого бесплодства родили радость всему миру. Этого достоинства они достигли не сразу, но только усердным постом, воздержанием и молитвами, в душевной горести и сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость.

     Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей, и терпели поношение от людей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме, как это было принято, дары в жертву Богу. Вместе с Иоакимом свои дары Богу приносили и все израильтяне. Бывший там в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным. «Не должно, — говорил он, — принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а значит, и благословения Божия. Наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».

     Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря: «Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что ты не достоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не имеешь потомства в Израиле?»
     Укоры эти очень опечалили Иоакима. Он в сильной скорби ушел из храма, посрамленным и униженным. Праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не стал возвращаться домой, а ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада. Здесь он плакал о своем бесчадии, о поношении и укорах, сделанных ему. Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения. Иоаким взывал к Богу, чтобы Он услышал его молитву, помиловал и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.

     — Да буду я, — молился он, — иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!

      К этой молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.

     — Не буду есть, — говорил он, — и в дом свой не возвращусь. Пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня эта домом до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.

     Точно так же и жена его, будучи дома и узнав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, из-за чего муж ее в великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.

     — Теперь, — говорила она, — я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! О чем плакать теперь: о вдовстве ли своем или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!
     Так горько плакала она все те дни. Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?

     Однажды Анна, печальная, пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез, к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище это причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:

     — Горе мне, бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дочерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, все утешаются своими детьми, а я одна чужда этой радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение, я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят тебе, Господи, плод свой, я же одна неплодная. Даже с землей я не могу сравнить себя, потому что она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт 21,1:8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 1: 20), призри ныне на меня и услышь молитвы мои. Господи! Ты знаешь поношение бездетства, прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.

     Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал:

     — Анна! Услышана твоя молитва, слезы твои дошли до Бога. Ты зачнешь и родишь Дочь Преблагословенную. Через Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария.
      Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

     — Жив Господь Бог! Если родится у меня дитя, я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божье день и ночь во все время своей жизни.

      После этого, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.

     В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

     — Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь, рождение которой будет радостью для всего мира. Вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.

     Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и весельем поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему Ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовествовании. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала Ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна вместе прославили Бога, сотворившего им такую великую милость, и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.
     И зачала святая Анна в девятый день месяца декабря, а восьмого сентября (по старому стилю) у нее родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения. О рождестве Ее возрадовались Небо и земля. Иоаким по случаю рождения Дочери принес Богу великие дары и жертвы. На этот раз он получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все в радости прославляли Бога.

     Возрастающую Деву Марию родители берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением человеческого естества. Они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобает Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и Богом избранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной Ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия и твердо веровали в исполнение ангельских слов.
      Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как и обещали.

     По прошествии нескольких лет после введения Марии в храм, святой Иоаким умер, будучи восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовой, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божьем. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея семьдесят девять лет от рождения…

     Культ святых Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на Западе, очень древним и живым. По мере того, как распространялся культ Матери Божией, возрастало также публичное почитание Её родителей.

      Уже в IV-V вв. в Иерусалиме, при бывшей купальне Вифезда, стояла небольшая церковка, посвящённая святым Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и сегодня. Здесь даже, согласно легенде, должна располагаться их гробница. Другое место их погребения указывают на Масличной горе. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе около 550 г. базилику в честь святой Анны.
      Святой Анне посвящали проповеди такие выдающиеся угодники Божии, как святой Епифаний (+ 403), святой Софроний (+ после 638), святой Иоанн Дамаскин (1 ок. 749), святой Герман Константинопольский (+ 732), святой Андрей Критский (+ 750), святой Тарасий Константинопольский (+ 806).

     Литургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло изначально на Востоке. Его ввёл в 710 г. император Юстиниан II под названием «Зачатие святой Анны». Оно справлялось в различные дни, совместно, либо раздельно со святым Иоакимом.

     На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе оно известно с Х в. Папа Урбан VI в 1378 г. разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 г. распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Павел V, однако, в 1568 г. отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Пресвятой Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писания. Превозмогло, тем не менее, мнение, что эти родители существовали и что им подобает особая честь. Поэтому папа Григорий XIII восстановил праздник в 1584 г. и назначил для него день 26 июля. Папа  Пий X в 1911 г. ввёл особый праздник святого Иоакима, назначив его на 16 августа. Память же святой Анны продолжала праздноваться 26 июля. Литургическая реформа 1969 г. вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.

      На Руси храмы в честь святых супругов стали строиться практически сразу же после принятия Христианства. Также сразу распространилось и почитание праведных родителей; их имена неоднократно поминаются во время богослужения во всех православных храмах.
     Храм святых праведных Богоотец Иоакима и Анны есть и в нашей курской епархии – в селе Долгое. И, наверное, нет в Курске ни одного православного, кто не бывал бы в этом храме. Ведь он находится в Золотухинском благочинии, как раз на пути ежегодного крестного хода с иконой Матери Божией «Знамение» Курской-Коренной. Именно в этом месте крестный ход делает остановку перед входом в Коренную пустынь.

     Это кирпичная четырёхстолпная пятикупольная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1852 г. по проекту архитектора К. А. Тона на средства И. А. Воронина, с трапезной и шатровой колокольней.

     Но еще раньше, в августе 1756 г. , по просьбе братии монастыря и крестьян сел Долгое, Будановка, Тазово и др. был учинен «указ на постройку приходской церкви в деревне Долгое под именем праведных Богоотец Иоакима и Анны». 24 июня 1770 г. церковь была освящена. Это был деревянный храм, который имел вид прямого четырехугольника, сделанный из разного леса и окрашенный красной краской, потому называли его в народе еще «Красной церковью».

     Через много лет деревянный храм было решено заменить на каменный. Средства были собраны достаточно быстро.

      Новый храм был построен, как уже говорилось, в 1852 г. Строительство велось в два этапа, сначала был выстроен храм, увенчанный пятью куполами, позже к нему пристроилась трапезная с трехъярусной колокольней. При храме построили каменную школу.

     В 1930-х гг. церковь была закрыта, и только в 1988 г. возвращена верующим. Минуло несколько десятков лет с момента запустения храма до его возрождения. Десятки прихожан откликнулись на благое дело – возрождение местных святынь. Бесчисленные тонны мусора и грязи были убраны из храма, восстановлены кровля, полы, настенная роспись, иконостас и все убранство храма. Возвращены старинные иконы и утварь. В настоящее время церковь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны восстановлена, отреставрирована и в цокольном этаже устроен придел Всех Святых.
      Ежедневно в храме совершаются требы, в воскресенье и праздничные дни совершаются Божественные литургии и молебны святым.

     Остается только добавить, что память праведным Иоакиму и Анне отмечается в день попразднества Рождества Пресвятой Богородицы – 9/22 сентября, а праведной Анне – 25 июля/7 августа (Успение) и 9/22 декабря (Зачатие).


Средь гор, в глубокой котловине,

Храня преданья древних лет,

Еще красуется доныне

Священный город Назарет.

       В трудах, молитве непрестанной

       Здесь доживал свой тихий век

       Благочестивый человек —

       Иоаким с женою Анной.

Уже давно в их волосах

Сребрятся старости седины,

Давно потух огонь в очах,

Чело прорезали морщины.

       Слабеют силы, но опоры —

       Увы, — для старцев честных нет,

       И, может быть, придется скоро

       Бездетным им покинуть свет.

И не увидит поколенье

Их дней пришествия Христа,

Когда свершится искупленье,—

Пророков светлая мечта.

       И сердце старцев постоянно

       Болело тайною тоской,

       И слезы горькие порой

       Лила тоскующая Анна.

Но вот настали дни иные

Для бедных старцев — наконец

Над ними сжалился Творец, —

У них родилась Дочь — Мария.

       Младенца чудного рожденье

       Казалось старцам сладким сном,

       Как будто райское виденье

       Их осенило мирный дом.

Казалось, ангелы витали

Средь этой мирной тишины

И сердцу тайно навевали

Святые, радостные сны.

       Их жизнь была, как путь без цели,

       Пуста, уныла и темна:

       У этой детской колыбели

       Вдруг изменилася она.

Забыты горе и печали,

Забыты скорби прежних дней, —

Чредою быстрою бежали

Теперь их дни, зари ясней. 

Священник  А. Ушаков, 2004 г.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ 🍃🔔🕊🕯📖.. | ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ-О СВЯТЫХ, ПОСТАХ, МОЛИТВЕ и др

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Св. богоотцы Иоаким и Анна.
(Добродетельная жизнь родителей – лучшее наследство детей).

I. В настоящий день св. церковь торжествует память св. родителей преблагословенной Девы Марии, праведных Иоакима и Анны. При этом воспоминании, всякому, конечно, не раз приходило на мысль, как счастливы эти достойно ублажаемые супруги, удостоившиеся иметь такую, воистину блаженную и преблаженную Дщерь!

II. Но подобное счастие предлагается, братья, и всем родителям, желающим видеть детей своих истинно счастливыми и блаженными. Иже без порока живет в правде, блаженны оставит дети своя, говорит Премудрость Божия устами богодухновенного любителя мудрости. Итак, по учению Премудрости Божией, самое счастливое наследство для детей есть благочестивая и праведная жизнь родителей, и первая обязанность родителей, желающих счастия своим детям, самим жить праведно и благочестиво, как жили праведные родители Матери Божией.

а) Не так разсуждает наша житейская мудрость. «Живя правдой, говорит она, наживешь не много; с чем же останутся дети? То ли дело, если какими бы то ни было средствами приобрести для них большое богатство, оставить в наследство дома и земли? Тогда они могут быть счастливы и благополучны на всю жизнь. Живя правдою, не уйдешь далеко по пути почестей, не достигнешь тех степеней мирского величия, на которых имена счастливцев блистают титулами и обладают преимуществами наследственными и потомственными; чем же будут отличаться дети праведника между миллионами людей простых и незнатных? и каким почетом и уважением могут пользоваться между согражданами? Иное дело, если добиться высоких почестей, украсить свое имя громкими титулами, чтобы дети могли гордиться своим происхождением, величаться именами своих отцев и предков. Тогда пред ними будут открыты все пути к почестям и славе. Живя правдою, нельзя не нажить себе многих недоброжелателей и врагов, которых вражда обратится, потом, и на детей; как же будут счастливы дети праведника среди ненавидящих их? То ли дело снискать себе, какими бы то ни было путями, расположение сильных земли? Тогда и дети будут пользоваться их покровительством и милостями, и найдут дорогу к благополучию».

Так, говорю, разсуждает наша житейская мудрость. Но лживи суть сынове человечестии в мерилех своих, еже неправдовати. (Пс. 61, 10). Всегда ли оправдывются на деле эти, по-видимому, основательные разсчеты житейской мудрости? Нет, гораздо чаще случается наоборот. Нажитое неправдою имущество не долго остается в руках детей и наследников неправедного богача. Чаще всего бывает, что, по слову пророка, чуждии поядают труды его, а его потомки остаются нищими. Всуе мятется человек, говорит слово Господне: сокровиществует, и не весть, кому соберет я. (Пс. 38, 7). Справедливо замечают, что благоразумно пользоваться богатством умеет только тот, кто приобретает его собственными трудами, а не тот, кому достается оно даром, без трудов и забот. Пространные домы бывших некогда богачей скольких переменили уже владельцев? А несчастные потомки их строителей ищут и не находят угла, где главу подклонити. А достигнутыя неправдою почести разве не ложатся несмываемым пятном на детях и потомках? Разве не подвергают их, вместо незаслуженного почета, заслуженному посмеянию? Мало ли было великих и славных в глазах мира имен, которых и самая память, по слову Писания, погибе с шумом? С другой стороны, если, и живя правдою, можно возбудить к себе нерасположенность людей злых и развращенных; то, живя неправдою, можно ли не оставить по себе неприязненной памяти даже у людей добрых и честных? А сколько слез обиженных упадают не на одну могилу, а на оставшееся потомство человека неправеднаго? Сколько горьких укоризн и жалоб услышат его дети? И не будет ли память неправедного родителя служить для них не утешением, а наказанием? Равным образом, и покровительство сильных земли надолго ли может обеспечивать участь детей их льстеца и прислужника? Не надейтеся, говорит слово Божие, на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения: изыдет дух его, и в персть свою возвратится: в той день погибнут вся помышления его (Пс.  145, 3. 4), а с ним погибнут и все возлагавшияся на него надежды.

б) Не таково наследство для детей – беспорочная, праведная и благочестивая жизнь родителей. Это наследство прочнее и надежнее всякого богатства, дороже всех почестей и титулов, вернее всякого благоволения сильных земли.

Кто живет праведно, ходя во всех заповедех и оправданиих Господних беспорочно (Дук. 1. 6), на том, во-первых, почивает благословение Божие, которое переходит и на потомство его в роды родов. Угодил Авраам Богу, – и не только ближайшие, а и самые отдаленные его потомки благоденствовали под осенением почившего на предке их благословения Божия. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, – и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Сколько есть, может быть, и между нами людей, живущих в довольстве и благополучии, которые достигли сего состояния не богатым наследством и не сильными связями, а молитвами и благословением благочестивых родителей! Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самого земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных! Оно и составляет истинное счастие их детей и потомков. Род правых благословится, говорит слово Господне.

Кто живет праведно, тот не только не обижает никого, напротив, благотворит и благодетельствует всем и каждому, благодетельствует и самим врагам своим; тот оставляет по себе одну добрую память и добрую славу, благодарное чувство в сердцах всех, окружавших его. Потомство такого человека всегда найдет себе покров и защиту. Доброе имя отца есть как бы рекомендательное письмо для его сына; с ним он везде найдет себе друзей и покровителей. Если бы человек праведный и имел в жизни своей каких-либо недоброжелателей, то и их недоброжелательство не может продолжаться далее его гроба. Ибо не могут они не сознавать, что неправедно ненавидели мужа праведнаго, несправедливо обижали и оскорбляли его во время его жизни, что они воздавали ему злая, он же воздавал им благая. И не побудит ли их проснувшаяся совесть сделать что-либо доброе для детей его? Таким образом, дети праведника не только в друзьях, а в самых врагах его не найдут ли скорее друзей и покровителей, нежели врагов и недоброжелателей?

Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно. Если не имеет он большего богатства, то имеет честное довольство во всем; потому что не имеет ни излишних, изысканных нужд, ни разнообразных, изобретаемых праздностию, потребностей, ни безграничных, ничем не удовлетворяемых, желаний, а довольствуется тем, что посылает и чем благословляет его Господь Бог. Тот и детей своих приучает с малолетства быть также трудолюбивыми и воздержными и также довольствоваться тем состоянием, каким благословляет их Бог. Могут ли быт несчастными такие дети? Нет; ибо истинное счастие человека не вне его, а внутри, в его сердце. Осыпьте каким угодно богатством человека корыстолюбивого и любостяжательнаго, – он не будет доволен, не перестанет мучиться желанием большаго, и будет истинно несчастен, потому что никогда не будет иметь того, чего желает. Украсьте какими угодно почестями человека честолюбиваго, – ему все будет мало, его не перестанет мучить зависть к его соперникам, он всегда будет терзаться тем, что не сбываются безразсудные мечты его, не исполняются его необузданные желания. Се бо царствие Божие внутрь вас есть, говорит Господь. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и все, потребное для жизни временной, приложится вам. (Матф. 6, 33).

Кто, наконец, сам живет благочестиво, тот и детей своих воспитывает в благочестии и страхе Божием. А добрый и благочестивый сын будет счастлив и без богатого наследства, равно как порочному сыну не в помощь и богатство. Благочестие, говорит апостол, на все полезно есть, обетование имущее живота настоящего и грядущаго. Вот, почему св. Давид уверяет, что он во всю долгую жизнь свою не видел, чтобы потомство праведника терпело нужду и бедствовало. Юнейший бых, ибо состарехся, говорит он, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. (Псал. XXXVI, 25–26). Праведные родители Пресвятой Девы Марии не обладали земными сокровищами, и не оставили Ей в наследство никакого богатства; напротив, приведя Ее, трехлетнюю Отроковицу, в храм Божий, предав Ее Господу, и сами скоро отошли ко Господу, оставив Ее сиротою, одинокою и беспомощною в мире, под кровом храма Божия и под благодатным покровом Самого Господа храма. Но они оставили Ей в наследство живой дух истинного благочестия, которым от юности напиталось Ея сердце, сделавшееся чистым и святым храмом Духа Божия; оставили любовь к закону Господню и божественному слову, которым питалась душа Ея, как манною небесною, и возросла в меру возраста исполнения Христова; оставили пример своей целомудренной, благоговейной и богобоязненной жизни, который был для Нея добрым руководителем и пестуном во Христа. Они уневестили Ее Господу, а Господь избрал Ее в Матерь Себе. Какое наследство земное могло бы так осчастливить Ее и сделать воистину блаженною и преблаженною на веки?

III. О, если бы хотя любовь родительская и желание счастия своим детям побуждали каждого без порока жить в правде! Как были бы тогда счастливы и родители и дети! Аминь.

протоиерей Григорий Дьяченко

Слово на праздники святых Анны и Иоакима, 26 июля 2016 г.

Добро пожаловать, мои братья и сестры в Иисусе
сегодняшнее празднование Святой Мессы. Провиденциально, как
чтения, которые мы только что слышали из Священного Писания, гармонируют
с сегодняшним праздником святых Анны и Иоакима. Перед просмотром
чтения, я хотел бы накормить вас справочной информацией
об этих двух великих святых Святой Католической Церкви.

Основано на очень старых документах, таких как апокрифическая литература и
По церковному преданию, святые Анна и Иоаким были
мать и отец Пресвятой Богородицы.

Согласно Преданию, бабушка и дедушка Иисуса сначала жили в
Галилея. Через некоторое время они поселились в Иерусалиме, где
Родилась и выросла Пресвятая Богородица. Также считается, что
Святые Анна и Иоаким скончались и были погребены в Иерусалиме.

В четвертом веке на месте, где
считалось, что здесь находился дом святых Анны и Иоакима.
Там их могилы чтили до конца девятого века.
век. В то время церковь была обращена в мусульманскую
школа. Только 18 марта 1889 г.когда склеп, что
в котором раньше находились святые гробницы, был вновь открыт.

История говорит нам, что мощи святой Анны были привезены из
Святой Земли в Константинополь в 710 г. С 1333 г. ее мощи были
до сих пор известно, что он находится в церкви Святой Софии.

Помимо того, что покровительница рожениц, Святая Анна
также является покровителем провинции Квебек в Канаде. В этом
Восточная провинция — прекрасный храм Святой Анны де Бопре.
который расположен в 26 милях к востоку от Квебека вдоль реки Святого Лаврентия.
Река. Хорошо известен своей историей трехсот пятидесяти
лет бесконечных физических и духовных чудес, которые были
даровано благодатью Божиею по заступничеству сего великого
Святая, каждый год Святая Анна де Бопре привлекает тысячи и
тысячи паломников со всего мира.

Во время сегодняшнего Чтения Евангелия от Матфея, во время обучения
Своим ученикам в Духе Истины Иисус сказал: «Блаженны
ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат. Воистину я
сказать тебе, многие пророки и праведники жаждали увидеть то, что ты
видеть, но не видел, и слышать то, что слышишь, но не
слышать. ‘ [Гора. 13:16-7] Поколение за поколением во дни
Ветхого Завета народ Божий ждал прихода
обещал Мессию, чтобы они могли быть в присутствии воплощенного Бога
в человеческую плоть и кости.

Хотя это и не упоминается в Священном Писании, нет причин
сомневаться в том, что святые Анна и Иоаким наслаждались благословенным
честь быть в Божественном Присутствии Господа Иисуса когда-нибудь
после Его рождения. Словами похожими на Magnificat of the Blessed
Дева Мария, душа святой Анны, должно быть, возвеличила Господа,
дух ее возрадовался о Боге, Спасителе ее. [Лк. 1:46-7]

Повторяя слова из Евангелия от Луки, конечно, с тех дней
рождения Иисуса все поколения, должно быть, называли святую Анну
и Иоаким благословил. [Лк. 1:48] Для проявления благодати
Бога через столетия чудес говорит само за себя.

Как говорится в сегодняшнем Первом чтении Книги Сираха, «Некоторые из
они оставили после себя имя, чтобы другие прославляли их.
Это были благочестивые люди, чьи праведные дела не были
забытый; их богатство останется с их потомками, и
их наследства с детьми своих детей».

Поскольку Пресвятая Дева Мария является нашей духовной матерью, святые Анна
Иоаким, как дедушка и бабушка Иисуса и родители Марии, которые
это новая Ева, они наши духовные дедушки и бабушки.

И, как мы слышали ранее, их потомство будет продолжаться вечно, и
их слава никогда не изгладится. В то время как их тела физические
были похоронены столетия назад, их имена живут из поколения в поколение
поколение. Собрание провозглашает свою мудрость, и
собрание провозглашает свою хвалу. Слава Богу за чудеса
что Он проявился через святых Анну и Иоакима.

Статьи

​Ваше превосходительство, мой возлюбленный брат по служению и мой друг, архиепископ Аллен Виньерон; Христолюбивое духовенство, служащее стаду Великого Пастыря; Братья и сестры, посвященные неустанной молитве и актам христианского милосердия; И прежде всего вы, верные Церкви, наполняющие дом Божий в этот час и всякий час, вознося Ему хвалу, поклонение и благодарение.

В самом начале я хотел бы выразить от себя и от имени духовенства и верующих греческой православной митрополии Детройта мою признательность и уважение архиепископу Виньерону, который сделал это приглашение и этот день возможным, ибо он вторит с нами библейское утверждение в Евангелии от Матфея:

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф 18:20)

Братья и сестры мои в Господе, Христос среди нас!
 
Все мы знаем «величайшую историю из когда-либо рассказанных». Это Евангелие, история, которой мы делимся друг с другом и со всеми, кто носит имя «христиане». В наших храмах, как католических, так и православных, мы делаем изюминки этой истории неотъемлемой частью украшения наших святынь — ибо глаза наши привыкли видеть наглядные образы Тайной вечери, Распятия и, прежде всего, Воскресения. . И так же, как мы свидетельствуем эти события в иконах и статуях, мы также переживаем и пересказываем эти события спасения через литургию и богослужение.
 
Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, как начинается «величайшая из когда-либо рассказанных историй»?

Когда мы смотрим на формальную запись Писания, мы обнаруживаем, что Святой Марк начинается с крещения Христа. Повествование святого Матфея начинается с событий Рождества. Святой Лука начинает немного раньше, с посещения архангелом Гавриилом Захарии, отцу Иоанна Крестителя. Святой Иоанн начинает свое Евангелие дальше всех, во времена до начала времен, до первого дня творения.
 
Но христиане первых веков знали и другую отправную точку Благой Вести. И они смогли это сделать, потому что знали неписаную семейную историю. Та неписаная история началась с обычной семьи, мужчины и жены. Его звали Иоахим. Ее имя на иврите было Ханна, что означает «милость» или «милость»; она известна нам лучше по имени, которое происходит от греческого: Анна или Анна.
 
Безусловно, Иоахим и Анна не были необычной парой; в отличие от Иосифа и Марии, он не был престарелым вдовцом, а она не была освященной храмовой девой. На самом деле они кажутся обычными людьми. Их брак не был результатом божественного сватовства, как у Исаака и Ревекки; они не нашли друг друга через провиденциальную встречу, как Вооз и Руфь.

Иоахим и Анна были обычной семьей, такой же обычной, как и любой из нас: это, конечно, означает, что, как и у всех нас, их семья была теплой и любящей, … но она не была идеальной. На них была боль бездетности. В их культуре, в том месте и в то время эта проблема была больше, чем душевная боль; это было социальное клеймо, которое некоторые считали признаком божественной немилости. В отличие от сегодняшнего дня, когда мы считаем себя единственными судьями чуда человеческого творения, наши предки считали семью и деторождение частью божественного благословения и плана Бога.

Предание Церкви повествует о великой верности и любви Иоакима и Анны. Во многом они считались блаженными: ибо по милости и промыслу Божию имели материальное изобилие; и из своего изобилия они жертвовали одну треть своего материального благословения на работу Храма и его жрецов; треть на нужды бедняков; и они заботились о себе с оставшейся третью. Можно сказать, что у них было все – кроме детской радости.

Таким образом, в тот роковой день Иоаким нередко подходил к Храму с щедрыми дарами и приношениями – он всегда жертвовал на дело Божие и всегда молился о благословении ребенка; что отличалось в тот день, так это то, что ему отказали. Бездумный человек, наделенный властью, бросил ему вызов: как может бездетный человек удостоиться предстать перед Богом? В типично мужской манере, сбитый с толку и пристыженный, Иоахим уходит в одиночестве (в свою «человеческую пещеру») в пустыню; там, чтобы залечить душевные раны, но еще больше, чтобы излить свое сердце перед Богом.

Его верная жена Энн опасается худшего для своего отсутствующего мужа. Не подозревая о том, что произошло, она тоже впадает в траур как бездетная вдова. И из сердца ее, сокрушенного болью, вырывается до небес молитва: «Боже отцов наших, благослови меня».

Да, друзья мои, мы знаем этих людей, не так ли? Мы знаем эту семью: это мы. Ибо, возлюбленные, какую семью среди нас не коснутся обиды, утраты, слабости, раздоры… стыда? На какую из наших семей не влияет какое-либо состояние, которое разбивает нам сердца и бросает вызов нашей надежде, будь то из-за безработицы или неполной занятости, финансового стресса, проблем со здоровьем или проблем с законом? Какая семья не была испытана наличием морального падения и потери надежды? Когда мы видим семью Иоакима и Анны, мы видим таких же людей, как мы сами, как и все остальные. Мы видим людей, которые жаждут ощущения Божьего присутствия, ощущения Божьей цели в их жизни. И так же, как оба были в глубоком отчаянии, Бог послал своего ангела, чтобы сказать им о Своей милости и любви, и что после ожидания с верой и надеждой их молитвы будут благословлены: у них будет ребенок.

Стоит ли тогда удивляться, что в народном благочестии ранняя Церковь иногда могла начинать Благую Весть с этих двух людей — столь малоизвестных и в то же время таких знакомых?

То, что величайшая история человеческой истории начинается с такой обычной семьи — это вселяет надежду на то, что Бог может сотворить чудеса даже через нас — несмотря на наши ограничения, несмотря на нашу слабость, несмотря на нашу основную человеческую природу во всей ее сломленной красоте.

И случилось чудесное для Иоакима и Анны, чудесное для всего человечества. Родился ребенок, маленькая девочка. Ей дали имя из истории милости Божией к Своему народу, имя сестры Моисея — Мариам. Сегодня, когда мы называем ее благословенной, мы обращаемся к ней как к Марии. И мы называем ее блаженной, потому что она родила Спасителя, Иисуса Христа – Бога во плоти.

Иоахим и Анна были в прекрасных годах, когда они стали родителями — по крайней мере, им было под шестьдесят. Их ребенок был чудом. Но и в этом Иоахим и Анна родственны всем нам. Каждый раз, когда рождается ребенок, какой родитель не смотрит на своего младенца как на абсолютное чудо, подарок непосредственно от Бога? Сотворенные по образу и подобию Божию, мы носим в себе скрытые силы творения. (Бытие 1:26)  Так Церковь видит этот чудесный дар воспроизводства.

Тем не менее, мы живем в мире, который использует слово «сексуальность», чтобы настроить нас на изюминку. Вокруг нас и даже среди нас сексуальность — это дар, который растрачивается и не ценится. Нас, принадлежащих к Церкви, обвиняют в том, что мы боимся сексуальности, принижаем ее, подавляем. Не так! Совсем наоборот! Мы в Церкви признаем, что сексуальность — это дар от Бога. Поднимаем его. Мы освящаем его и отделяем через Таинство Брака. Для нас это не просто еще один биомеханический процесс репликации ДНК; это для птиц и пчел, собак и кошек. Мы наполняем сексуальность чувством святости, конечной целью, чтобы речь шла не о мимолетном удовольствии одного-двух человек, а о благополучии всего рода человеческого. Речь идет о даре любви и жизни, оба из которых от Бога.

Когда видишь плод союза Иоакима и Анны, когда видишь икону Девы Марии, видишь глубочайшее духовное высказывание. Богословы изо всех сил пытаются выразить словами то, что каждый отец и мать, каждый крестный отец и мать, каждый дедушка и бабушка, каждая тетя и дядя знают как истину: «Когда человеческие молитвы соединяются с Божьей благодатью, происходят чудеса. Мы, создания из праха, не можем этого желать. Но когда мы, люди, делаем свои человеческие дела и живем своей человеческой жизнью в сотрудничестве с Богом, происходят чудеса, даже если глаза мира не видят ничего нового под солнцем. Бог говорит со Своим народом каждый день!

Младенец Мария была чудом. Но она не была волшебной. Она не вошла в мир готовой для своей роли Девы-Матери. Работа Иоакима и Анны в Божьем плане спасения не закончилась после зачатия и девяти месяцев беременности. Они были призваны не только быть прародителями, но даже более того, быть родителями. Латинское слово очень подходит, оно имеет общий корень со словом «подготовить». Родитель — это не просто тот, кто рождает ребенка, но тот, кто готовит ребенка к тому, чтобы он стал взрослым — через наставление, через терпение, словом и примером.

Это тоже часть величайшей из когда-либо рассказанных историй. Что у Матери Бога нашего были родители, которые были образцом для подражания в любви и самопожертвовании, стойкости и молитве.

Когда вы слышите рассказ о Благовещении и слушаете, как Дева Мария поет Магнификат, разве вы не слышите голос святой Анны, поющей хвалебные псалмы Божии младенцу у ее груди?

Когда вы слышите рассказ о Распятии и видите под Крестом Деву Марию, стоящую на страже ухода Своего Сына из этой жизни, — разве вы не признаете силу святой Анны, прощающейся со своим единственным ребенком в конце каждого посещения в Храм, оставаясь сильной, даже когда ее сердце разбито?

Без материнского примера святой Анны, день за днем ​​и год за годом, кого бы ангел Гавриил приветствовал как исполненного благодати? Это тоже часть нашего общего Евангелия и часть нашего свидетельства сегодняшнему миру: сильные взрослые дали нам сильную Марию!

И это, пожалуй, величайшее послание сегодняшнего дня. Бог открыл врата Рая нам как сообществу веры – как семье. Для нас нереально возрастать и взращиваться в вере как христиане без заботливой любви и заботы других — и, в первую очередь, наших семей. Да, добавляя жизнь и вклад святой Анны в историю Божьей любви к нам, мы помним, что мы никогда не одиноки… мы всегда являемся частью сообщества… семьи.

св. Иоаким и Анна демонстрируют это нам сегодня так же, как и святая семья Иосифа, Марии и Иисуса. Мы с вами больше можем быть здесь сегодня, потому что в какой-то момент нашей жизни Бог не только призвал нас в Свой дом, но мы также были благословлены свидетельством веры и примера родителей, родственников, учителей, духовенства, и друзей. Да еще голоса тучи свидетелей, которые повторяли нам слова самарянки: «Иди и смотри». (Иоанна 4:29)

Итак, этот день превыше всех дней говорит нам, насколько важен для нас сильный и верный пример наших родителей, наши первые образцы веры, чтобы мы могли видеть за пределами отвлечений этого века и прийти к познай любовь, и милость, и благодать Божию.

Без сильных родителей дети не вырастут с чувством личной независимости. Без сильных родителей дети более склонны поддаваться давлению сверстников, действовать импульсивно, отказываться от отложенного удовлетворения. В нашей церковной жизни мы иногда попадаем в коварную ловушку. Мы совершаем ошибку, всегда делая упор на «молодежные программы» и пренебрегая духовным развитием взрослых в жизни наших детей.

Величайшее служение Церкви для наших детей заключается в обучении их отцов и матерей тому, чтобы они были лучшими родителями, чтобы они были лучшими свидетелями силы Божьей, которая вознесет нас с земли на небеса. Если бы Церкви больше нечего было предложить вашим детям, этого было бы достаточно. Фактически, этого благочестивого примера родителей и семьи было достаточно для поколений христиан прошлых веков, достаточно, чтобы воспитать множество мучеников во время римских преследований первых веков и под коммунистическим гнетом нашего времени. Ведь именно вера родителей и мучеников взрастила веру детей!

Больше, чем любую баскетбольную лигу или кемпинговое служение, мы должны праздновать это как дар Церкви: христианскую семью, в которой можно расти. Семья, сформированная учением Христа: о любви Бога к нам; и о прощении, и терпении, и великодушии. Учение о существенной связи между любовью и самопожертвованием, между сексуальностью и обязательством. Учения о самодисциплине и ответственности. Учения о борьбе с искушениями и неприятностями, с разочарованиями и смертью.

Осмелюсь предположить, что это одна из причин, почему католические приходы всегда подчеркивали необходимость приходских школ. Как иначе предложить детям, младшим членам семьи свидетельство повседневного примера веры в действии. В церковно-приходских школах пример веры можно найти в учителях и священниках, дворниках и поварах, секретарях и обслуживающем персонале. Каждый может быть примером веры для детей.

Недавно я прочитал книгу Дэвида Киннамана, в которой он исследует причины, по которым молодые люди массово покидают Церковь. Он пишет (в книге «Ты меня потерял: почему молодые христиане покидают церковь… и переосмысливают веру»):

Мы переживаем критический момент в жизни североамериканской церкви; христианская община должна переосмыслить наши усилия по воспитанию учеников. Многие из предположений, на которых мы строим нашу работу с молодежью, коренятся в современных, механистических и массовых парадигмах производства. Некоторые (хотя и не все) служения брали пример с конвейера, делая все возможное, чтобы упростить производство блестящих новых последователей Иисуса, только что сошедших с фабрики. Но учеников нельзя производить массово. Ученики создаются вручную, по одному отношению за раз.

Когда мы начинаем Евангелие с рассказа об Иоакиме и Анне, именно в этом суть: ученики не производятся массово; святые изготавливаются вручную, по одному. Так было и у Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, через воспитание Иоакима и Анны. Так и для наших детей сегодня.

Мои возлюбленные друзья,

В прошлом году, когда Его Превосходительство архиепископ Виньерон и Архиепископия официально провозгласили в Ватикане Святую Анну покровительницей Детройта, то, что вы делали по традиции, было торжественно оформлено. Несомненно, это был знак Божьего благословения нашему городу и нашей общине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Что такое религиозный: Религиозный | это… Что такое Религиозный?

история возникновения, значение, примеры, сутьРелигиозный обряд – символическая последовательность действий, которая имеет духовное значение для людей. Ритуалы, которые стали частью культуры и традиции народаОднако обряды

Разное

Что нужно перед причастием и исповедью: Подготовка к причастию Господне Русская Православная Церковь на Тенерифе †

Исповедь перед причастием | Таинство причастияИсповедь перед причастиемПубликуем вторую часть статьи Кирилла Емельянова о таинствах Исповеди и Причастия в контексте современной приходской жизни. Читайте также

Разное

В чем причина равнодушия людей: Почему человек становится равнодушным, и что с этим делать?

Почему человек становится равнодушным, и что с этим делать?
Во многих странах на сегодняшний день нормой считается эгоизм, безнравственность и равнодушие. Современная молодежь живет по принципу,