Иоанн пророк: Преподобный Иоа́нн пророк, ученик Варсоно́фия Великого
Содержание
Пророк Иоанн Креститель — самый чтимый святой после Девы Марии
https://ria.ru/20060911/53717377.html
Пророк Иоанн Креститель — самый чтимый святой после Девы Марии
Пророк Иоанн Креститель — самый чтимый святой после Девы Марии — РИА Новости, 07.06.2008
Пророк Иоанн Креститель — самый чтимый святой после Девы Марии
В царствование Константина Великого два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова.
2006-09-11T12:27
2006-09-11T12:27
2008-06-07T05:51
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/53717377.jpg?1212803516
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2006
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки
Справки
Пророк Иоанн Креститель именуется также Иоанн Предтеча, поскольку является предшественником Иисуса. В честь его установлены следующие церковные даты: 6 октября — зачатие, 7 июля — Рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.
Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юге от Иерусалима. Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. У благочестивых супругов, до преклонной старости не имевших детей, наконец рождается сын, которого они просили в молитвах. Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, питался диким медом и акридами (род саранчи). Иоанн оставался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берег Иордана. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение в оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения.
Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. В числе других к Иоанну Крестителю на Иордан пришел еще не известный народу Иисус Христос, и был подвергнут ритуальному омовению. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…». Иоанн Креститель всенародно свидетельствовал о мессианском предназначении Иисуса Христа. Иоанн говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра). Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего, за что скоро пострадал. Иоанн Креститель был арестован, посажен в тюрьму властями Иудеи, потому что всенародно порицал царя Ирода за то, что он женился на Иродиаде — жене своего живого брата. Около года Иоанна Крестителя держали в темнице. В день своего рождения Ирод обещал дочери Иродиады Саломее, угодившей ему и его гостям пляской, исполнить любое ее желание. По наущению матери Саломея пожелала голову Иоанна Крестителя. Иоанн был казнен, его голову на блюде подали Саломее. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Это неоправданное убийство потрясло евреев, которые объяснили божественным возмездием последующее падение Ирода, орудием которого стал его праведный тесть Арефа.
Как повествует предание, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. Впоследствии христианскую святыню перевезли в Константинополь. Позже она оказалась на Мальте. В 1799 году Мальтийский орден, который возглавил Павел I, передал десницу Предтечи в Россию (вместе с частью Креста Господня и знаменитой Филермской иконой Богородицы). До 1919 года святыни находились сначала в Гатчине, а затем в Санкт-Петербурге. После революционных потрясений они покинули пределы России и считались утраченными. Десница Иоанна Крестителя была обретена лишь в 1993 году в Черногории. Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать первое обретение главы Иоанна Предтечи. По Евангелию, о пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк / Патриархия.ru
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483-565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы.
Преподобный Варсонофий родился в Египте (год его рождения неизвестен). С юных лет он стал вести жизнь подвижническую. Известно, что, придя в монастырь аввы Серида, он устроил себе малую келлию вблизи монастыря (келлии на Востоке часто вырубались в виде пещер). Позднее в этой келлии прожил 18 лет — до своей кончины — ученик преподобного Варсонофия, преподобный Иоанн, подражая своему учителю в безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости он получил название Пророка.
Преподобный Варсонофий через некоторое время перешел в другую тесную келлию, тоже близ монастыря. Для полного безмолвия удалившись от людей, не видя никого, питаясь только хлебом и водой, преподобный провел 50 лет в трудах и подвигах.
Когда услышал о подвижнике Патриарх Иерусалимский Евстохий, образ жизни преподобного Варсонофия показался ему невероятным. Он решил убедиться в нем лично. Для этого велел тайно проникнуть в келлию преподобного. Однако пытавшиеся сделать подкоп в тесное помещение святого были опалены вырвавшимся пламенем. В своем затворе преподобный Варсонофий всецело предался молитве и достиг высокой степени духовного совершенства.
О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках ХV-ХVII вв. находим их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди. В ХVIII в. стараниями известного молдавского старца, схиархимандрита Паисия Величковского († 1794) были найдены на Афоне наиболее полные две древнейшие пергаменные греческие рукописи «Ответов» преподобных Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в ХIХ веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни. Нам неизвестно точное время кончины преподобного Варсонофия: одни называют годом его смерти 563, другие говорят более осторожно — до 600 года.
Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий после того и до кончины преподобного Иоанна Пророка, о чем свидетельствует авва Дорофей (память его 5 июня), стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого. В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение «от силы в силу» преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви. Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудотворения, а также власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя. Преподобный знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с направлением мыслей каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелил безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь (например, куколь снял головную боль инока). По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей; предсказания преподобного всегда исполнялись. Так, он предупредил безмолвника того же монастыря — старца Евфимия, что тот будет положен с ним в один гроб, что и сбылось, как и многое другое. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней. (Кроме Варсонофия Великого, православного подвижника, почти в одно время с ним жил другой Варсонофий — еретик, монофизит. О нем говорил в своем «Исповедании веры», посланном на VI Вселенский Собор, Софроний, Патриарх Иерусалимский.)
Когда пришел в обитель аввы Середа и откуда был родом преподобный Иоанн Пророк, ученик святого Варсонофия, осталось неизвестным. Следуя наставлениям преподобного Варсонофия, Иоанн достиг вершины совершенства, став подобным во всем своему учителю. Но, по своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами он посылал к авве Варсонофию. Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, так же и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен того монастыря — Елиан — умолял Преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер через две недели. Преподобный Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга. Об этих двух подвижниках мы знаем из книги «Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». Эта книга была известна многим святым, жившим в более позднее время, о чем свидетельствуют сочинения преподобного Феодора Студита (память 11 ноября и 26 января), священно-инока Никона Черногорца († 1060), преподобного Симеона Нового Богослова (память 12 марта) и других православных подвижников и писателей (Евагрий).
*На русском языке издано:
1. Варсонофий, монах. Учение о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия / Пер. митрополита Исидора (Никольского // Христианское чтение. 1827. ХХV. С. 257-270.
2. Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1853. То же. Нов. изд. М., 1883; Изд. 4-е. СПб., 1905. То же. Избранные душеспасительные наставления // Христианское чтение. 1834. I. С. 18 слл.; С. 157 слл.; III. С. 264 слл.; 1835. II. С. 262 слл.; 1836. IV. С. 41 слл. То же (Выдержки) // Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 555-598. То же // Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу. М., 1889. С. 384-439.*
Иконописный подлинник | |
Афон. XV.Свт. Вукол Смирнский и прп. Варсонофий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. | |
Греция. До 1998.Прп. Варсонофий. Рисунок. Греция. До 1998 г. | |
Салоники.XIV. Свт. Вукол. Фреска храма св. Николая Орфанос. Салоники. XIV в. | |
Афон. XV.Свт. Вукол и прп. Варсонофий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. | |
Русь. XVII.Минея — Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. (дан под 7 числом). | |
Русь. XVII.Строгановский иконописный лицевой подлинник. 6 февраля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Кем был Иоанн Креститель
Иоанн Креститель [E] [S]
Помимо Иисуса Христа, Иоанн Креститель, вероятно, является наиболее богословски значимой фигурой в Евангелиях. Как и в случае с Иисусом, его рождение было тщательно записано (Луки 1:5-25). Его вход в мир был отмечен ангельским провозглашением и божественным вмешательством (Луки 1:57-80). Рождение Иоанна не только соответствует рождению Иисуса, но и перекликается с знаменательным событием рождения Исаака у Авраама и Сарры (Бытие 17:15-22; 21:1-7). Иоанн, несомненно, является ключевой фигурой в истории Божьего спасения.
Хотя годы его становления прошли в безвестности в пустыне ( Луки 1:80 ), его общественное служение закончилось почти четырехсотлетним пророческим молчанием. Иоанн был тем гласом, который вопиял в пустыне, готовя путь грядущему Мессии (Исаия 40:3; Матфея 3:3; Марка 1:2-3; Луки 3:3-6). В этом смысле его послание и служение ознаменовали собой кульминацию закона и пророков, но возвестили о нарушении Царства Божьего (Мф. 11:12; Лк. 16:16). Таким образом, Иоанн действительно был переходной фигурой, образующей связь между Ветхим и Новым Заветами. Он охватывает века, одной ногой твердо стоя в Ветхом Завете, а другой твердо стоя на Новом.
Центральной темой его служения было: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). искренне раскаялись в своих грехах (Матфея 3:1; Марка 6:14; Луки 7:20).
Иоанн был пророком последнего времени. Он проводил свое служение с эсхатологической властью, которая требовала немедленных действий. Он учил, что суд близок. Топор брошен с корнем, и Бог тщательно очистит гумно Свое (Мф. 3:10–12; Луки 3:9).Луки 3:17). И подлинность покаяния была доказана в очень практических терминах: поделись с нуждающимися, устрани взяточничество и запрети вымогательство (Луки 3:11-14).
Образ жизни Джона был таким же строгим, как и его послание. Он был аскетом, живущим в пустыне, одетым в верблюжью шерсть и питающимся акридом и диким медом (Матфея 3:4; Марка 1:6). В отличие от Иисуса, он ожидал, что люди придут к нему, а не он к ним (Матфея 3:5).
Джон не любил толпу. Он охотно противостоял лицемерию религиозного истеблишмента (Матфея 3:7; Луки 3:7). Он без колебаний разоблачил безнравственность Ирода и предпочел умереть мученической смертью, чем пойти на компромисс со своими убеждениями (Мф. 14:3–12; Мк. 6:17–29).).
Все эти характеристики изображают Иоанна как пламенного пророка, возвещающего апокалиптическое послание Бога. Действительно, Лука говорит, что Иоанн пришел «в духе и силе Илии» (Луки 1:17). Далее он ссылается на Малахию 4:5, в котором говорится, что Илия вернется «перед тем великим и страшным днем Господним». На самом деле, некоторые современники Иоанна спрашивали, был ли он Илией (Иоанна 1:21).
Вера в то, что Илия вернется и приготовит путь Господу, восходит к Малахии 3:1 и 4:5. Такая вера также встречается во внебиблейских рассказах Сиры 48:10 и 2 Ездры 6:2 и далее. Евангелия также указывают на то, что многие верили, что сначала придет Илия, а затем Христос (Матфея 11:14; 17:10; Марка 6:15; 9).:11 ; Луки 9:8).
Иоанн категорически отрицал, что он был перевоплощенным Илией (Иоанна 1:21 Иоанна 1:25). Тем не менее Иисус подтвердил, что Илия должен прийти первым и что он пришел в лице Иоанна Крестителя (Матфея 17:11-13; Марка 9:12-13). Иоанн исполнил пророчество Малахии в духовном, а не буквальном смысле.
Таким образом, Иисус признает центральную роль, которую Иоанн играл в Божьем плане спасения. Он был величайшим рожденным среди женщин, потому что имел честь указывать на Агнца Божьего (Иоанна 1:29).-34). Тем не менее, как последний великий пророк дохристианской эпохи, он был наименьшим в Царстве Божьем (Мф. 11:11; Лк. 7:28).
Иоанн полностью принял свою подчиненную роль по отношению к Христу. Он отрицал, что он был Христом, и неоднократно подчеркивал, что он был просто свидетелем Света (Ин. 1:19-23; ср. также Ин. 1:6-9; Ин. 3:27-30). Иоанн заявил, что Иисус был больше, чем он, и что у Иисуса было более сильное служение и крещение (Марка 1:7-8; Луки 3:16; Иоанна 1:26-27). Он не хотел крестить Иисуса, но хотел, чтобы Иисус крестил его (Мф. 3:13-14). Иоанн позволил своим ученикам оставить его руководство и следовать за Иисусом (Ин. 1:35-39).).
Но при всем своем величии Джон был всего лишь человеком. В этом смысле он тоже присоединился к популярным рассуждениям о личности Христа. Возможно, видение Иоанном Мессии настолько сильно отличалось от того, что он слышал и видел в Иисусе, что он начал сомневаться, действительно ли Иисус был Христом (Матфея 11:1-2; Луки 7:18). Тот факт, что Иисус не был аскетом и активно искал общения с мытарями и грешниками, мог быть оскорблением для Иоанна и его учеников (Мф. 9).:9-17; Мф 11:18-19; Луки 7:33-34). Возможно, Иисус упрекнул Иоанна в этом отношении, сказав: «Блажен человек, который не отпадет ради Меня» (Мф. 11:6; Луки 7:23).
Наконец, несмотря на то, что Джон был просто свидетелем, выступавшим в качестве переходной фигуры, не следует недооценивать влияние его жизни и служения. При жизни у него были последователи, которые разделяли общие обычаи, такие как пост и молитвы (Мф. 9:14; Иоанна 1:35-37; 4:1-2). Ученики Иоанна пережили его смерть и распространились по всему средиземноморскому миру. Аполлос был родом из Александрии в Северной Африке и одно время знал только о крещении Иоанна (Деяния 18:24-25). Точно так же по прибытии в Ефес Павел встретил около дюжины учеников Иоанна. Они тоже только что пережили крещение Иоанна (Деяния 19:1-7). Эти примеры указывают на то, что баптистское движение могло иметь большее влияние, чем то, что мы можем почерпнуть из Нового Завета.
В недавних исследованиях исторические отношения между Иисусом и Иоанном были предметом изучения. Как Иисус относился к Иоанну и как Иоанн относился к служению Иисуса? В такого рода исследованиях Иоанн часто служит образцом для интерпретации жизни и служения Иисуса. Например, включение страданий и смерти Иоанна может предвещать боль и смерть Иисуса на кресте. Кроме того, в какой степени Иоанн повлиял на жизнь и служение Иисуса? Действительно, жестокое обращение с Иоанном со стороны Ирода Антипы, возможно, оказало значительное влияние на раннее служение Иисуса в Галилее и на его последние дни в Иерусалиме.
Раннехристианские традиции, составляющие евангельский материал об Иоанне, также находятся в центре внимания современных исследований. Например, резкие обвинения и предостережения Иоанна связаны со служением Иисуса (Луки 3:7-18), но, в конце концов, не типичны для его вести. Также, по-видимому, существовало раннее предание о том, что Иоанн воскрес из мертвых (Марка 6:14-16). Какие возможные источники могли породить эти традиции?
Даже топографическая обстановка служения Иоанна может иметь богословское значение. Обстановка в пустыне может подчеркивать суровый характер послания Иоанна или может быть символом борьбы Израиля в пустыне.
И, наконец, здесь представляет интерес психологический и социологический анализ Джона. В соответствии с критериями социологии девиантности поведение и сообщение Джона можно отнести к категории «девиантных». В этом свете использование Матфеем Исайи 40:2-3 в 3:7-10 может быть попыткой оправдать Иоанна и подтвердить законность его служения.
В заключение, Иоанн Креститель имеет большое богословское значение в Новом Завете. Он положил конец почти четырехсотлетнему пророческому молчанию и проложил путь Мессии. В духе Илии он проповедовал весть о покаянии и крещении. В самый темный час он задался вопросом, был ли Иисус Тем, Кто должен был прийти, или будет ли другой. Он положил начало духовному движению, которое имело влияние спустя долгое время после его смерти и распространилось по всему средиземноморскому миру.
Уильям А. Симмонс
См. также Илия;Иисус Христос
Библиография . Р. Э. Браун, Очерки Нового Завета ; М. Клири, IT Q 54 (1988): 211-27; M. Faierstein, JBL 100 (1981): 75-86; R. C. Kazmierski, Bib 68 (1987): 22-40; J. Lambrecht, , NTS , 38 (1992): 357-84; P.J.Meier, JBL 99/3 (1980): 383-405; Дж. Р. Миллер, , NTS , 34 (1988): 611-22; SJ Nortje, Neotestamentica 23 (1989): 349-58; P. Parker, Perspectives in Religious Studies 8 (1981): 4-11;J. А. Т. Робинсон, , NTS , 4 (1958): 263-81; idem, Двенадцать исследований Нового Завета ;C. Скоби, Иоанн Креститель ; В. Винк, Иоанн Креститель в евангельской традиции .
Copyright © 1996 Уолтер А. Элвелл. Издано Baker Books, подразделением
Baker Book House Company, Гранд-Рапидс, Мичиган, США.
Все права защищены. Используется с разрешения.
Информацию об использовании см. в Заявлении об авторских правах Baker Book House.
[E] указывает, что эта статья также была найдена в Библейском словаре Истона
[S] указывает, что эта статья также была найдена в Библейском словаре Смита
Библиографическая информация . «Евангельский богословский словарь». . 1997.
Святой Иоанн Креститель | Факты, праздник и смерть
Geertgen tot Sint Jans: Иоанн Креститель в пустыне
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 10 г. до н.э. и 0 г. до н.э.
Иудея
Израиль
- Умерла между:
- 28 и 36
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Кем был святой Иоанн Креститель?
Святой Иоанн Креститель был еврейским пророком-аскетом, известным в христианстве как предшественник Иисуса. Иоанн проповедовал о Божьем Страшном суде и крестил раскаявшихся последователей, готовясь к нему. Иисус был среди получателей своего обряда крещения.
Кем были родители святого Иоанна Крестителя?
Святой Иоанн Креститель был сыном Захарии, еврейского священника ордена Авии, и его жены Елизаветы. Согласно Новому Завету, Елизавета была родственницей Марии, матери Иисуса.
Как умер святой Иоанн Креститель?
Через некоторое время после крещения Иисуса святой Иоанн Креститель был заключен в тюрьму Иродом Антипой за осуждение своего брака, что было незаконным по еврейскому закону. Согласно Писанию, падчерица Ирода Саломея просила голову Иоанна, чтобы угодить своей матери Иродиаде, и Ирод был обязан выполнить просьбу.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Св. Иоанн Креститель , (родился в 1-м десятилетии до н. э., Иудея, Палестина, близ Иерусалима — умер 28–36 н. э.; праздник 24 июня), еврейский пророк священнического происхождения, проповедовавший близость Страшного суда Божьего и крестивший те, кто раскаялся в самоподготовке к этому; он почитается в христианской церкви как предтеча Иисуса Христа. После периода уединения в пустыне Иоанн Креститель стал пророком в районе нижней долины реки Иордан. У него был круг учеников, и Иисус был среди получателей его обряда крещения.
Источники информации об Иоанне
Основными источниками информации о жизни и деятельности Иоанна являются четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов и книга еврейского историка Флавия Иосифа Флавия «Иудейские древности». евреи. При использовании этих произведений для исторической реконструкции необходимо делать поправку на известные наклонности каждого писателя. Все четыре Евангелия признают в Иоанне начало христианской эры, и каждое по-своему пытается примирить приоритет Иоанна во времени и принятие Иисусом его послания и крещения покаяния из его рук (элементы, предполагающие подчинение Иоанну) с вера автора в Иисуса как Мессию и Сына Божьего. Евангелие от Марка представляет Иисуса как сокрытого Мессию, известного лишь узкому кругу, а Иоанна как того, кто должен был «прийти первым, чтобы восстановить все», но который также оставался сокрытым и претерпел смерть, мало осознавая свой истинный статус. (Марка 9).
Считается, что Матфей и Лука развивают повествование Марка. Евангелие от Матфея решительно определяет Иоанна как нового или вернувшегося Илию, глашатая Царства Божьего (Матфея 3). Для Матфея смерть Иоанна, как и смерть Иисуса, иллюстрирует враждебность старого Израиля к Божьему предложению спасения. В «Евангелии от Луки» и в «Деяниях апостолов» Лука пренебрегает отождествлением с Илией, но описывает Иоанна как предшественника Иисуса и как инаугуратора времени исполнения пророчества. В рассказе Луки о младенчестве Иоанна и Иисуса используется материал, возможно, переданный бывшими учениками Крестителя. Он изображает пришествие Иисуса и Иоанна в двух параллельных сериях сцен, каждая с ангельским благовещением, зачатием, чудесным рождением, обрезанием, гимнами, приветствующими ребенка и предсказывающими его судьбу, и младенчеством. Даже во чреве матери Иоанн признает Иисуса — также еще во чреве матери — своим Господом.
Знать о святом Иоанне Крестителе, предшественнике Иисуса
Посмотреть все видео к этой статье
Евангелие от Иоанна низводит Крестителя от Илии до образцового христианского проповедника, простой голос; в нем отсутствует какое-либо описание крещения Иисуса. Его тенденцию часто называют полемикой против продолжающейся группы учеников Иоанна, но это более правдоподобно объясняется желанием евангелиста, чтобы этот идеальный свидетель признал полный характер Христа и, как необходимое следствие напряжения между высокоразвитыми понимание Христа в этом Евангелии и те детали в раннехристианской традиции, которые предполагали подчинение Иисуса Иоанну. Таким образом, Евангелия в первую очередь интересуются отношениями между Иоанном и Иисусом.
По сравнению с христианскими отчетами, отчет Иосифа Флавия стремился представить еврейские религиозные явления в эллинистических категориях и приуменьшить значение любых политических элементов, неблагоприятных для римского имперского контроля.
Жизнь и работа
После поправок на тенденции каждого из этих источников следующие сведения о Джоне кажутся относительно заслуживающими доверия. Он родился где-то в Иудее (по крайней мере, с 530 г. н.э. в Эн Кереме) в семье Захарии, священника ордена Авии, и его жены Елизаветы, возможно, родственницы Марии, матери Иисуса. Годы его становления прошли в Иудейской пустыне, где монашеские общины, такие как ессеи (строгая иудейская секта, существовавшая примерно со II века до н. э. до конца I века н. э.), и отдельные отшельники часто обучали молодежь своим собственные идеалы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
28/28 или 29/28 Иоанн добился известности не как священник, а как пророк. Он действовал в районе нижней долины реки Иордан, от «Энона близ Салима» (недалеко от современного Наблуса) до точки к востоку от Иерихона. Его строгая одежда из верблюжьей шерсти была традиционной одеждой пророков, а его диета из саранчи и дикого меда олицетворяла либо строгое соблюдение иудейских законов о чистоте, либо аскетическое поведение назорея (еврея, давшего особый обет служить Богу). Его миссия была адресована всем чинам и слоям еврейского общества. Его послание заключалось в том, что Божий суд над миром неизбежен и что, чтобы подготовиться к этому суду, люди должны покаяться в своих грехах, креститься и принести соответствующие плоды покаяния.
Продолжают обсуждаться некоторые проблемы, связанные со значением послания Иоанна: в 3-й главе Евангелия от Матфея Иоанн говорит: «Идущий за мною сильнее меня»; это может относиться к самому Богу, человеческому мессии или трансцендентному божественному существу. Он также говорит: «Я крещу тебя водой…; он будет крестить вас Духом Святым и огнем»; это второе крещение может символизировать суд, который предстоит осуществить грядущему.
Последователи Иоанна характеризовались покаянным постом, выходящим за рамки требований еврейского закона, и особыми молитвами. Этический призыв Иоанна к справедливости и милосердию в Луки 3 требует праведности от всех.
Хотя, как и у более ранних пророков, у Иоанна был внутренний круг учеников, крещение не было обрядом приема в эту группу. Это был обряд (погружение в проточную воду), который символизировал покаяние в подготовке к грядущему мировому суду и должен был сопровождаться до и после праведной жизнью. Едва ли это было задумано как таинство в христианском смысле, дающее прощение, или как вытесняющее иудаизм и обозначающее новый народ, включая евреев и язычников, приготовленный для последнего Божьего Царства. Недоказуема и гипотеза о том, что это символизировало новый переход Израиля через Красное море к новому национальному освобождению. Столь же недоказуемо и то, что это был обряд, символизирующий воссоединение человека с божеством и возвращение в свой небесный дом, таинство спасения и возрождения. Еврейский обряд крещения новообращенных принципиально отличается и не является его источником. Примерно в то же время и в том же месте существовало несколько других групп крещений, но нельзя показать, что ни одно из этих различных и малоизвестных крещений не вдохновило Иоанна. Его крещение могло отчасти напоминать инициатическое крещение ессеев, хотя другие их крещения были больше связаны с поддержанием ритуальной чистоты их общины. Крещение Иоанново, вероятно, символизировало не столько ожидаемое вхождение в Царство Божие, сколько упреждающее подчинение грядущему мировому суду, который представлялся как грядущее второе «крещение» Святым Духом в огненной реке.
Через некоторое время после крещения Иисуса Иоанн был заключен в тюрьму Иродом Антипой, правителем Галилеи и Центральной Трансиордании. Его преступление вряд ли было безобидным моральным посланием, которое представляет Иосиф Флавий, и его послание, как оно содержится в Евангелиях, не имело бы гораздо более непосредственного политического острота.