Иоанн златоуст о священстве: О священстве — святитель Иоанн Златоуст
Содержание
О священстве — Православное аудио
- Рубрики:
- Иоанн Златоуст, свт.
Зарегистрируйтесь, чтобы добавить в Избранное
(55 голосов: 4.8 из 5)
«Слова о священстве написаны святым Иоанном Златоустом по следующему поводу. Когда он жил со своим другом Василием вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих в епископы; слух об этом дошел до Иоанна и Василия. Иоанн, считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастырей Христовой Церкви, скрылся тайно от всех, и даже от своего друга Василия, в пустыню. Василий же был возведен в епископы г. Рафаны, близ Антиохии. Встретившись затем с Иоанном, он дружески стал упрекать его за уклонение от священного сана. В ответ на эти упреки, св. Иоанн написал шесть слов о священстве, в которых красноречиво говорит о высоком достоинстве пастырского служения». — «Житие св. отца нашего Иоанна Златоустого».
Издательство: «Азбука веры»
Год издания: 2018
Свт. Иоанн Златоуст. «О священстве»
x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
35:34
1. Слово первое
35:34
2. Слово второе
35:42
mp3″ data-rand-id=»5″>4. Слово четвертое
53:41
5. Слово пятое
20:21
6. Слово шестое
53:57
3. Слово третье
76:14
- 17 тыс. 0
-
2 -
- Поучения
Учение св. Иоанна Златоуста (347–407).
Лекции по пастырскому богословию
Учение св. Иоанна Златоуста (347–407)
Систематическое развитие учения о пастырском служении достигло своей вершины в творениях св. Иоанна Златоуста.
В своих знаменитых шести словах «О священстве» св. отец говорит о высоте и ответственности пастырского служения; вот почему он, сознавая свое недостоинство, уклонялся от принятия такого великого дела, за что неоднократно подвергался укорению от своего друга св. Василия Великого. В оправдание своих поступков св. Иоанн Златоуст говорит о том, «что священство есть достоинство великое, обязанность трудная, не для всякого доступная, и руководствует к неукоризненному исправлению этой обязанности»[228].
Пастырское служение, по мысли св. Иоанна Златоуста, «настолько выше всякого служения, насколько небо превосходнее земли и дух превосходнее плоти»[229]. Земных совершителей этого служения Господь благоволил поставить наравне с ангелами. «Священнослужение, — говорит святитель, — совершается на земле, но по чиноположению небесному; и весьма справедливо, потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения»[230]. Предостерегая пастырей Церкви от превозношения над другими, св. Иоанн Златоуст говорит: «Получил ли ты власть церковную? Не высокомудрствуй; не ты достиг этой чести, а Бог облёк тебя ею; береги ее, как чужую… Если бы тебе поручено было хранить царскую порфиру, то ты, конечно, не стал бы злоупотреблять этой одеждой и портить ее, но с великим тщанием хранил бы ее для вручившего тебе»[231].
Служитель Церкви должен быть так чист, как будто стоит на небе среди ангельских сил. «Когда видишь Господа закланным и лежащим, — говорит Златоуст, — думаешь ли ты, что еще находишься с людьми, стоишь на земле, что не мгновенно перенесся в небеса и, отринув от души все плотские мысли, простой душой и чистым умом не созерцаешь небесное?»[232]. Если кто размыслит, как человек, облеченный еще плотию и кровию, может приближаться к тому блаженному и бессмертному естеству, тот поймет, какой чести благодать Духа удостоила священников. Кроме этого, ими совершаются и другие, не менее важные действия для спасения верующих. «Они еще живут и обращаются на земле, — говорит святитель, — а уже поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам. Ибо не им сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси» (Мф. 18, 18).
«Что может сравниться с такой честью, — говорит св. Иоанн, — небо получает начало суда с земли. Судия сидит на земле, и Владыка следует за рабами; и что последний присуждает внизу, то Он утверждает горе»[233]. «А когда он призывает Святого Духа, совершает страшную жертву и постоянно касается общего всех Владыки, скажи мне, где поставим его? — вопрошает святитель. Какой потребуем от него чистоты и какого благоговения? Подумай, каковы должны быть руки, служащие этому, каков язык, произносящий эти слова? Не всего ли чище и святее душа, принимающая этого Духа? Тогда ангелы предстоят священнику, весь чин небесных сил взывает и наполняет место около престола в честь Лежащего»[234]. Приступая к этому святому служению, пастырская душа, по мысли святителя, «должна сиять, подобно свету, освещающему вселенную»[235]. Во время молитвы, по свидетельству св. Златоуста, пастырь «так приступает к Богу, как бы ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех, прося и умоляя о прекращении повсюду войн… о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех… бедствий частных и общественных[236]. Для совершения такой молитвы чистота и святость священника, по словам св. Иоанна Златоуста, должна превосходить даже святость таких великих угодников Божиих, как пророки Моисей и Илия. «Тот, кто молится, — пишет св. отец, — за всю вселенную и умилостивляет Бога за грехи всех, не только живых, но и умерших, тот каким сам должен быть? Даже дерзновение Моисея и Илии я почитаю недостаточным для такой молитвы»[237].
Поэтому душа священника, по замечанию св. Златоуста, должна быть чище самих лучей солнечных, чтобы Дух Святой всегда пребывал с ним и чтобы он мог говорить: «Живу не к тому аз, но живет во мне Христос»[238]. Сам святитель благоговел и трепетал перед святым служением. Он говорил: «Принимающему на себя сан служителя Божия нужно иметь великое благоразумие, и еще прежде благоразумия великую благодать Божию, правоту нравов, чистоту жизни и добродетель более, нежели человеческую»[239].
«Священник, — учит св. Иоанн Златоуст, — должен быть бодрствующим и осмотрительным и иметь множество глаз со всех сторон, как живущий не для себя одного, а для множества людей» (1 Тим. 3, 2)[240].
«Грехи обыкновенных людей производятся как бы во мраке и губят только согрешающих… никому не нанося опасной раны. Но стоящие на высоте священнического достоинства, — во-первых, всеми видимы; во-вторых, самые неважные погрешности их представляются великими в глазах других людей… Поэтому священник должен со всех сторон оградить себя, как адамантовыми оружиями, непрерывной бдительностью, всегдашней трезвенностью жизни, неопустительным наблюдением того, чтобы не оставалось какое-нибудь место нагим и незащищенным, и враг, заметив его, не нанес смертельного удара. Ибо со всех сторон, — говорит Златоуст, — окружают люди, готовые уязвлять и поражать, — не только враги и зложелатели, но многие и из тех, которые принимают на себя вид друзей»[241]. Вот почему священнослужитель, по мысли святителя, должен всегда быть осторожен в своих действиях и внимателен к себе, «чтобы он мог отвращать душу свою от всякой нечистоты и сохранить неповрежденную духовную красоту»[242].
«Пока жизнь священника хорошо устроена со всех сторон, он недоступен для коварства; если же случайно он погрешит в малом (что возможно, потому что он человек и переплывает море этой жизни, полное заблуждений), другие подвиги его не помогают ему заградить уста обвинителей, но этот малый проступок набрасывает тень на все прочие. Какова должна быть чистота священника; а между тем, сколько соблазнов предстоит ему. Душу священника обуревают волны, сильнейшие тех, — пишет святитель, — какие ветры подымают на море, но самая опасная волна, которая может поглотить пастыря — гордость»[243]. Эта страсть уничтожает в пастыре все доброе и святое и направляет его разум не на то чтобы воздавать благодарение Творцу, а чтобы приписывать все своим способностям. Этим самым пастырь умерщвляет в себе все Божественное и духовно умирает, а с ним гибнет и вся паства. Поэтому св. Иоанн Златоуст запрещает допускать к священству тех лиц, у которых замечалась страсть к тщеславию, честолюбию и властолюбию, гневу, склонности к чувственным удовольствиям и мирским заботам[244]. Лица, подверженные этим страстям, по мысли святителя, если и примут сан, то не только не избавятся от них (страстей), но еще более усилят их, растравят свои душевные раны. «Тот, кто до получения священного сана не научился удерживать гнева, но легко воспламеняется, — когда получит в управление целый народ — подобно зверю, уязвляемому отовсюду и всеми, и сам не может быть никогда спокоен, и вверенных ему непрерывным подвергает смятениям, — наставляет святой отец»[245].
Для того, чтобы управлять народом, вести ко спасению, нужно иметь много терпения и смирения. «Власть поставляет человека во многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого, — говорит Златоуст, — суровым, подавая множество поводов к гневу»[246]. «Душа священника, — считает святитель, — ничем не разнится от корабля, обуреваемого волнами; со всех сторон она уязвляется от друзей и от врагов, от своих и чужих. Тысячи упреков он слышит со всех сторон; никто не боится обвинить и оклеветать его»[247]. Истинному пастырю не следует обращать на это внимание и отвечать злом на зло, а наоборот, ему нужно все переносить со смирением и всех обидевших его прощать и молиться о них Богу.
Со своей стороны пастырь, по мысли святителя, должен предпринять все, чтобы не подать соблазнов, но предвидеть издали, откуда они могут произойти, и наперед уничтожить причины, от которых могут произрастать[248]. Но это может сделать только тот пастырь, у которого «душа крепкая и мужественная»[249], — говорит Златоуст. Таким образом, по мысли святителя, пастырь Церкви должен быть свободен от всех страстей; иначе он не способен будет выполнять это высокое служение. Подверженные порокам, по мысли Златоуста, не могут быть посвящаемы в этот сан, так как это может послужить только поводом к обнаружению их злых склонностей, а вместе с этим порочная жизнь пастырей может оказаться крайне соблазнительной и гибельной[250]. «Когда диавол убивает овец, — говорит св. отец, — он только уменьшает стадо; а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве. Вследствие этого, так как в данном случае с меньшим трудом он достигает большого и в одной душе все погубляет, — то он более всего и нападает на учителей»[251]. Сложность и трудность такой духовной брани, которую ведет сатана с Церковью Христовой, очень хорошо описывает св. Иоанн Златоуст в своих творениях, где он изображает обычную человеческую борьбу двух неприятельских войск. «Если бы возможно было, — пишет святитель, — сложить с себя это тело, или с телом чисто без страха собственными глазами видеть все ополчения диавола и его битву с нами, то ты увидел бы не потоки крови и мертвые тела, но такое избиение душ и такие тяжелые раны, что все изображения войны… ты почел бы детской игрой и скорее забавой, нежели войной, так много поражаемых каждый день!»[252].
Если в обыкновенном сражении бывают перерывы по каким-либо причинам, да и продолжительность всякой борьбы имеет конец, то в «борьбе с лукавым, — говорит Златоуст, — никогда нельзя ни сложить оружие, ни предаваться сну для того, кто желает всегда оставаться не раненым. Необходимо избрать одно из двух: или, сняв оружие, пасть и погибнуть, или всегда вооруженным стоять и бодрствовать. Этот враг всегда стоит со всем ополчением, наблюдая за нашей беспечностью и гораздо более заботится о нашей погибели, нежели мы о своем спасении. Особенно трудной борьбу с ним делает для непостоянно бодрствующих то, что он невидим нами и нападает внезапно»[253]. В борьбе с трудностями и искушениями надо всецело уповать на Бога, и Господь никогда не оставит верного Ему пастыря. «Мы подвергаемся опасностям, — говорит святитель, — нам строят козни, но мы имеем Избавителя — не человека, но Бога. Следовательно, Избавитель наш не изнемогает, потому что Он — Бог, и какие бы нам ни угрожали нападения, они не одолеют нас, потому что наша надежда — Христос»[254].
Кроме трудностей этого великого служения, на пастыре еще лежит и ответственность перед Богом как за свои грехи, так и за врученную ему паству. Он говорит, что «если только и один кто отойдет (из этой жизни) без посвящения в таинства, не ниспровергнет ли это всего его спасения? Ведь погибель и одной души составляет такую потерю, которой не может выразить никакое слово»[255]. Ответственность пастыря увеличивается еще и тем, что он будет отвечать не только за свое нерадивое несение пастырского долга, но и за грехи и пороки вверенных его попечению. Св. Иоанн Златоуст, учитывая это положение, приходит к мысли, что в среде священников гораздо больше погибающих, чем спасающихся. Он пишет: «Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся, напротив, гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души… и тогда, когда прочие грешат, вина падает на него»[256]. Пастырь, по мнению св. Златоуста, «должен отдать пред Богом двойной отчет»[257], «он не только будет судим за свои грехи, но и подвергнется крайней опасности за грехи других»[258].
В своем учении св. Иоанн Златоуст не допускает и мысли об оправдании пастыря пред Богом. «Потому что поставленный исправлять невежество других и предварять о наступающей борьбе с диаволом, не может оправдываться неведением и говорить: я не слышал трубы, я не предвидел войны. Он, как говорит пророк Иезекииль, для того и посажен, чтобы трубить для других и предвозвещать об угрожающих бедствиях; почему неминуемо постигнет его наказание, хотя бы погиб только один человек»[259].
Если даже пастырь, по мысли святителя, проведет свою жизнь благочестиво, «но… не будет с должным усердием заботится о вверенных его попечению, то вместе с порочными пойдет в геенну, и часто, невинный по своим делам, он погибнет за ваши беззакония»[260]. «Это потому, — говорит св. Иоанн Златоуст, — что пастырь является начальником, поэтому он «должен дать ответ за всех, над кем начальствует, — за жен, мужей и детей»[261]. Таким образом, пастырское служение ответственно, поэтому св. Златоуст и советует принимать священный сан только тем лицам, которые своей жизнью приготовились к этому великому служению. А кто чувствует неподготовленность своей души, тому св. отец советует воздержаться от принятия сана, хотя бы кто-нибудь и насильно принуждал его. Избираемый «должен, — по мысли св. Златоуста, — остановить их, подробно изложить препятствующие причины, чтобы вывести их из обмана и, показав себя недостойным избрания, избежать тяжести столь великого поручения»[262], чтобы по своей неопытности он не подверг бесчисленным падениям вверенный его руководству народ[263]. Затем святитель приводит пример. Ведь никто, не будучи зодчим, не осмелится обещать, что он построит дом, и из не умеющих лечить не станет касаться больных, хотя бы многие насильно побуждали их. Говоря о важности пастырского служения и о том, кто должен приступать к нему, святитель в то же время дает советы, как достойно приготовиться к этому служению. Он говорит: «Важно и много содействует благоустроению Церкви и великую приносит пользу, когда предстоятели — его люди ученые. А когда этого нет, то в Церквах многое погибает»[264]. Исходя из этого, по учению св. Иоанна Златоуста, для кандидатов священства необходимы знания и теоретические — приобретение искусства слова; затем знания богословских наук, преимущественно же Св. Писания. По мысли св. отца, это поможет будущему пастырю при отражении заблуждений и при разрешении возникающих недоуменных вопросов[265]. Знание Св. Писания и богословских наук для кандидатов священства также необходимо для того, чтобы легче было умиротворить «догматические споры, которые ведутся одним и тем же оружием Писания»[266].
Вот почему св. Златоуст советует пастырям изучать Св. Писания так, чтобы «Слово Христово вселилось в них обильно»[267]. Изучая Писание, пастырь духовно развивается и становится способным преподавать верующим чистые религиозно-нравственные понятия и убеждения. В связи с этим св. Златоуст говорит: «Не ожидай другого учителя; есть у тебя Слово Божие, никто не научит тебя так, как оно»[268]. В Св. Писании излагается все, что должно делать, и чего не должно. Оно есть одно из главнейших средств для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 5, 16). Для того дано наставление, чтобы совершен был «Божий человек»[269].
Вместе с важностью знания Священного Писания и творений св. отцов большое значение для пастыря, по учению Златоуста, имеет знакомство с основоположениями современной человеческой мысли. Благодаря всестороннему образованию, пастырь легко сможет разбираться в различных недоуменных вопросах, с которыми обращаются к нему его прихожане. Его спрашивают не только о путях спасения, но часто предлагают ему то, что вовсе не относится к делу нашего спасения. «Одни, — говорит Златоуст, — хотят исследовать такие предметы, которые и знать было бы безполезно… другие требуют отчета о судьбах Божиих и усиливаются измерить эту великую бездну, «ибо судьбы Твоя, — говорится в Писании, — бездна многа»[270]. «Кто намеревается, — говорит Златоуст, — отстаивать истину перед всеми, тот должен знать способы действия всех их. А если он не будет сведущ во всех частях их искусства, то диавол и через одну какую-нибудь часть, если она останется в пренебрежении, сумеет провести своих грабителей и расхитить овец; но он не будет (так смел), когда увидит пастыря, выступающего с полным знанием и хорошо сведущего во всех его кознях»[271].
Для более успешного выполнения своего долга, по мысли св. Иоанна Златоуста, пастырь должен иметь в себе любовь как к Богу, так и к ближним. Любовь к ближним вытекает из любви к Богу и должна быть неразлучна с нею. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть, ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, его же не виде, како может любити. И сию заповедь имамы от него, да любяй Бога, любит и брата своего» (1 Ин. 4, 20–21). «Способность к такой любви, как особый дар, дается в хиротонии, однако, — говорит Златоуст, — усвоение и поддержание его в себе зависит от стремлений человеческого духа»[272]. Любящий Бога пастырь будет всеми силами стремиться искоренять грех как из своей души, так и из душ пасомых. «Нет решительно… ни одного греха, — говорит святитель, которого бы, подобно огню, не истребила сила любви»[273].
Любовь к Богу и ближним, по мысли св. отца, нужна кандидату священства еще и для того, чтобы поддерживать в нем ревность по Боге, побеждать искушения, всякие прелести мира сего и многие другие трудности, встречающиеся на этом тернистом пути. Эта пламенная любовь к Богу и ближним не допустит его сойти со скорбного и тесного пути, ведущего в Царствие Небесное. Св. Иоанн Златоуст ставит в пример как образец любви св. ап. Павла. «Одно только было для него, — говорит святитель, — страшно и опасно, как бы не скорбить Бога… Питая эту любовь, он не удивлялся достоинству ни ангелов, ни архангелов и ничему другому подобному; ибо имел в себе то, что выше всего, — любовь Христову; и с ней он считал себя блаженнее всех, а без нее не желал быть ни с господствами, ни с началами, ни с властями… для него единственное было наказание — лишиться этой любви; это было для него геенной, мучением, множеством зол; равно как иметь ее было наслаждением… жизнию, будущим, настоящим… множеством благ»[274].
Пастырская любовь к ближним должна также простираться безгранично. По мысли св. Иоанна Златоуста, любовь к ближним «делает душу пастыря пространнее неба»[275]. «Если бы можно было исторгнуть и показать мое сердце, — говорит Златоуст своим пасомым, — то вы увидели бы, как не тесно помещаетесь в нем все вы»[276]. «Поверьте мне, я забываю о собственном спасении, заботясь о вашем, и не имею времени оплакивать свои грехи. Так вы для меня — все. Когда вижу, что вы преуспеваете в добродетелях, то не чувствую собственных бед от радости; а когда вижу, что вы не преуспеваете, то от скорби опять занимаюсь своим… Ибо какая надежда учителю, когда его паства предана порокам? Какая жизнь, какое утешение?»[277].
Вот какая любовь должна наполнять сердце пастыря к пасомым. Без такой самоотреченной любви он не может совершить то дело, на которое посылает его Христос.
Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1 ]
Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1]
Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Иезавель [2] умышляет восхитить виноградник
Слово св.
Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали
Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали
Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1 ]
Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна [1]
Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Иезавель [2] умышляет восхитить виноградник
СТИХИРА НА ИОАННА ЗЛАТОУСТА
СТИХИРА НА ИОАННА ЗЛАТОУСТА
О труба златозвонная
Зова господнего!
О пучина догматов
Неисследимая!
О столп устроения!
О разум ангельский!
О бездна премудрости!
О златоизваянный Потир изливающий
Реки поучений благоусладные
И мир напояющий!
Тебя воспеваем!
О звезда
Творения святителя Иоанна Златоуста
Творения святителя Иоанна Златоуста
Большинство творений Иоанна Златоуста представляют собой проповеди на различные книги Священного Писания. Они сохранились как в собственном его изложении, так и в отредактированных записях стенографов. Основными его произведениями
Учение святителя Иоанна Златоуста
Учение святителя Иоанна Златоуста
В то время как в изложении догматического учения Златоуст не занимает выдающегося положения среди учителей Церкви, он является непревзойденным толкователем Священного Писания. Его экзегезис ? в антиохийской традиции: ясный, простой,
О гонениях на Иоанна Златоуста
О гонениях на Иоанна Златоуста
3.174. Бывшему консулу Севиру.Некоторые епископы, уязвившись завистью к высокой добродетели Иоанна, епископа Константинопольского, отложив страх Божий, восстали на богодухновенного мужа, на сей в подлинном смысле светильник целого мира, и
Литургия святого Иоанна Златоуста.
Литургия святого Иоанна Златоуста.
Переходя к описанию святого Иоанна Златоуста, напоминаем, что это — не сама литургия Златоуста, a только описание, составленное из различных произведений его. Формуляр самой литургии Златоуста относится к гораздо более поздней эпохе.
ОРИГЕНИЗМ У ИЕРОНИМА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА
ОРИГЕНИЗМ У ИЕРОНИМА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Иероним
Немало вреда монашескому движению на Востоке причинил внезапно разразившийся спор. Образованность Евагрия не понравилась тем, кто считал невежество добродетелью, а простоту — достоинством. Таких оказалось большинство,
Молитва св. Иоанна Златоуста
Молитва св. Иоанна Златоуста
Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидешп храма души моея, занеже весь пуст и палея есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити; но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению
Низвержение Иоанна Златоуста
Низвержение Иоанна Златоуста
Задолго до начала христологических баталий в Эфесе и Халкидоне из-за соперничества церквей был низвергнут один патриарх, причем в этом можно увидеть предзнаменование будущих событий. Главным героем этой драмы был Иоанн Златоуст, один из
26 ноября – Поминовение Иоанна Златоуста
26 ноября – Поминовение Иоанна Златоуста
Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.Иоанн Златоуст –
Священство по Св. Иоанну Златоусту — Греческая Православная Церковь Св. Андрея
Св. Апостол Филипп
Возлюбленные братья и сестры во Христе Наш Единородный Истинный Бог и Наш Единородный Истинный Спаситель,
ХРИСТОС СРЕДИ НАС! ОН БЫЛ, ЕСТЬ И ВСЕГДА БУДЕТ. Ο ΧΡΙΣΤΟΣ ΕΝ ΤΩ ΜΕΣΩ ΗΜΩΝ! ΚΑΙ ΗΝ ΚΑΙ ΕΣΤΙ ΚΑΙ ΕΣΤΑΙ.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА К БОГУ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ
Вся Святая Троица, единосущное владычество, неделимое Царство, причина всех благ, яви благоволение Твое и мне грешному; Поддержи и дай понимание моему сердцу; удали от меня всякую ненормативную лексику; Просвети мой ум, чтобы восхвалять, воспевать и поклоняться Тебе, говоря: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, Во славу Бога Отца.
Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас и спаси. Аминь.
+++
СИНАКСАРИЙ СЕГОДНЯ:
14 ноября Наша Святая Православная Христианская Церковь вспоминает, чтит и умоляет святых заступников следующих Святых, Праотцев, Отцов, Патриархов, Пророков, Апостолов, Проповедников, Евангелистов, Мучеников, Исповедников , Подвижников, Учителей и всякого праведного духа, совершившихся во Святой Православной Христианской вере Нашей: Святого и Всехвального апостола Филиппа; Святитель Григорий Палама, архиепископ Салоникский; Святой Филипп Ирапский под Новгородом; Новомученик Пантелеимон Малоазиатский отрок; Святой Альберик, епископ Утрехтский; Новомученик Константин Гидринский.
+Святыми предстательствами святых Твоих, святых отцов, святых мучеников, святых апостолов, Христе Боже, помилуй нас и спаси. Аминь.
СВЯТОЙ И ВСЕХВАЛЕННЫЙ АПОСТОЛ ФИЛИПП. В Вифсаиде, близ Галилейского моря, родился святой апостол Филипп, а также святые Петр и Андрей. Наставлены на призыв Христа и последовали за Ним (Св. Иоанна 1:43). После сошествия Святого Духа святой Филипп с усердием проповедовал Евангелие во многих областях Азии и в Греции, где иудеи искали убить его, но Господь спас его силой Своих чудес. Иудейские вожди, целью которых было убить святого Филиппа, внезапно ослепли и оказались в кромешной тьме. Произошло великое землетрясение, разверзлась земля и поглотила злых гонителей святого Филиппа. Сотворялись и многие другие чудеса (чудеса), особенно исцеления больных, которыми многие язычники уверовали во Христа. Во фригийском городе Иераполисе святитель Филипп трудился на благовестие со святителем Иоанном Богословом, родной сестрой Мариамной и святым апостолом Варфоломеем. Жила в том месте опасная змея, которую язычники бережно кормили и почитали как бога. Святой Апостол Божий молитвой, как копьем, уничтожил змея. Это вызвало ярость ослепленных людей, и злые язычники схватили святого Филиппа и распяли его вниз головой на дереве, а затем распяли и святого апостола Варфоломея.
При этом разверзлась земля и поглотила судью и многих других с ним. Перепуганные люди побежали снимать распятых святых апостолов, но им удалось снять только живого святого Варфоломея; Святой Филипп уже испустил дух. Святой апостол Варфоломей рукоположил Стахиса во епископа за крещеных в городе. Епископ Стахий был излечен от слепоты и крещен святителем Филиппом, будучи слепым сорок лет. Позже святые мощи святого Филиппа были перевезены в Рим. Этот чудесный святой апостол пострадал в 86 году н.э. при римском императоре-язычнике Домициане.
СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, АРХИЕПИСКОП ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ. Святой Григорий был воспитан в царском дворце в Константинополе. Он оставил это богатство, чтобы стать монахом в Ватопедском монастыре и Великой Лавре на Афоне, которая находилась в состоянии руин и была на грани исчезновения в результате латинского (римско-католического) Четвертого крестового похода 1204 г. Каталонцы с 1307-1309 гг. н.э. В 1347 г. он был рукоположен во митрополита Салоникского, прославившись и как подвижник, и как богослов, и как святитель, и как чудотворец. Ему в разное время являлись Пресвятая Богородица, святой Иоанн Богослов, святой Димитрий, святой Антоний Великий, святой Иоанн Златоуст и Ангелы Божии. Он управлял Церковью в Салониках двенадцать лет, из которых один год провел в рабстве у сарацин в Азии. Святитель Григорий уговорил Андроника II передать Афон под юрисдикцию Патриархата. Затем святитель Григорий защитил практику исихазма (исихии), написанную святителем Иоанном Лествичником (Лествичник) и разъясненную святителем Никифором Исихастом. Это восточно-православная христианская монашеская практика, целью которой является достижение божественной тишины через созерцание Бога в постоянной молитве. Было созвано несколько соборов для анализа учения св. Григория, которые были подтверждены и признаны Церковью. С помощью Патриарха Григория набирались работники для восстановления старых монастырей и строительства новых для постоянно растущего числа монашествующих, чьи усилия укрепляют дело христианства во всем мире. Он мирно ушел в покой в 1359 г.
н.э., и вошел в Царство Христово. Его святые мощи хранятся в Салониках, где есть красивый храм, посвященный ему.
СЕГОДНЯШНИЕ СВЯЩЕННЫЕ ЧТЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ:
Урок Священного Послания: 1 Коринфянам 4:9-16
Урок Святого Евангелия: Св. Иоанна 1:43-51 СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ:
» Молитесь просто. Не надейтесь найти в своем сердце какой-либо замечательный дар молитвы. Считайте себя недостойным его. пища для вашего смирения.Повторяйте постоянно: Я недостоин: Господи, я недостоин! Но говори спокойно, без волнения». (Святитель Макарий Оптинский). Святитель Иоанн иногда очень высоко отзывается о священнике как о литургическом служителе, но больше всего его заботит священническое служение в целом, следуя примеру Христа, Который пришел служить, а не для того, чтобы Ему служили. хотя священство причислено к небесным таинствам, тем не менее оно совершается на земле, и задачи священника многочисленны: он был учителем и нравственным руководителем общины, он был литургическим руководителем, решая, каких оглашенных следует допускать к крещение и председательствовал на Евхаристии; он был духовным наставником для тех, кто хотел вести более аскетический образ жизни; он принимал гостей из других церквей; он поддерживал сложную систему благотворительности для r заботу о чужих, поддержку вдов, сирот и бедняков, он заботился о женщинах, причисленных к разряду «девственниц».
Судя по его писаниям, именно забота о вдовах, девах и бедняках доставляла ему наибольшее беспокойство: он говорит о святости и знаниях, необходимых для такой работы, а также о бесконечном терпении и умении распоряжаться милостыней. безупречным образом (О священстве 3:12). В другом месте он упоминает, что в Антиохии было около 3000 вдов и девственниц, о которых заботилась Церковь. Можно только представить, какой огромный объем работы для этого потребовался!
Когда святитель Иоанн Златоуст начинает говорить об инструментах или инструментах, находящихся в распоряжении священника, он сосредотачивается на словах священника (О священстве 4:2 и далее). Священнику доверено собственное тело Христа, и он несет ответственность за приучение его к совершенному здоровью и невероятной красоте, бдительно следя за тем, чтобы ни одно пятно или изъян не испортили его изящества и красоты. Вся его энергия должна быть направлена на то, чтобы убедиться, что тело достойно Главы (Христа), которому оно подчинено. Но в отличие от врача, который лечит болезни и недуги телесные, прописывая лекарства, покой или операцию, врач духовный прибегает только к словам, к увещеваниям и убеждениям: в данном случае нельзя пользоваться ничем из этого; есть только один назначенный метод и способ исцеления после того, как мы согрешили, и это мощное применение Слова. Это один инструмент, единственная диета, лучшая атмосфера. Это заменяет лекарства, прижигание и резание, и если необходимо прижечь и ампутировать, это средства, которые мы должны использовать, а если это бесполезно, все остальное напрасно; этим мы и пробуждаем душу, когда она спит, и уменьшаем ее, когда она воспалена; этим мы отсекаем лишнее и восполняем недостатки и совершаем всевозможные другие действия, необходимые для здоровья души. (О священстве 4.3).
Только словами, которыми пользуется священник, говорит святой Иоанн, можно убедить подопечных обратить внимание на себя, сориентировать свою жизнь на Христа, охотно сотрудничать в операции, проводимой священником , потому что это можно сделать только словами и сотрудничеством.
Святитель Иоанн Златоуст, спрашивая, достаточно ли примерной жизни священника, ибо это вполне может побудить других к подражанию. Он допускает, что это вполне может иметь место в нашей повседневной жизни, но когда дело доходит до вопросов доктрины, которая заключается не просто в принятии абстрактных элементов веры, а в том, чтобы иметь разум Христа , так что все мировоззрение христианина наполнено и сформировано христианской точкой зрения. В таких вопросах образцовой жизни недостаточно: «Если возникнет конфликт по вопросам вероучения и все сражающиеся будут опираться на одни и те же Писания, какой вес будет иметь тогда его жизнь?» (О священстве, 4.9).
Даже если бы епископ или священник мог творить чудеса, как это делали Апостолы, то и этого недостаточно:
«Даже во дни чудес Слово было отнюдь не бесполезно, но существенно необходимо. Ибо святой Павел сделал сам употреблял ее, хотя повсюду так дивился своими чудесами, а другой из тех, кто принадлежал к «славному сонму апостолов», увещевает нас посвятить себя стяжанию этой силы, когда говорит: «Будьте готовы всегда всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Петра 3:15), и все единодушно поручили Стефану попечение о бедных вдовах, ибо ни по какой другой причине, кроме того, что у них самих может быть время «для служения Слова». (Деяния 6:4; О священстве 4:3)»
______________________________________________________________________________
Рассуждая об ответственности священника за души своих пасомых и его богослужебных и таинственных функциях, святитель Иоанн Златоуст нашел в них повод приписать ему устрашающее достоинство, высокую честь и даже характер, который отличается от человеческого: «Когда от человека требуется председательствовать над Церковью и ему вверено попечение о стольких душах, весь женский пол должен удалиться перед величием задачи, и большинство мужчин также; и мы должны выдвинуть тех, кто значительно превосходит всех других и возвышается над ними в совершенстве духа настолько, насколько Саул превосходил весь еврейский народ телосложением, или, лучше сказать, намного больше, ибо в этом случае не позволю себе брать высоту плечами как эталоном исследования, но пусть разница между пастором и его подопечным будет столь же велика, как разница между разумным человеком и неразумными созданиями, если не сказать тем более, что риск связан с гораздо более важными вещами». (Книга 2:2.
«Ибо священническое служение действительно совершается на земле, но оно причисляется к небесным таинствам; и вполне естественно: ибо ни человек, ни Ангел, ни Архангел, ни какая-либо другая сотворенная сила, но Сам Утешитель (Дух Святой) учредил это призвание, и убедил людей, еще пребывающих во плоти, представлять служение ангелов. Поэтому посвященный священник должен быть таким чистым, как если бы он стоял на самих небесах среди этих сил». (Книга 3:4). Святитель Иоанн Златоуст видит, что роль священников в таинствах примирения (Исповеди и Покаяния), Крещения и Евхаристии ставит в зависимость от них наше спасение! «Ибо если кто подумает, как велико для человека, состоящего из плоти и крови, иметь возможность приблизиться к этой блаженной и чистой природе, то ясно увидит, какую великую честь благодать Святой Дух удостоил священников, так как через них совершаются эти обряды и другие ничем не уступают им как в отношении нашего достоинства, так и в отношении нашего спасения. то, что на небесах, и получили власть, которую имеет Бог не дано Ангелы или Архангелы . Ибо не сказано им: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»… это связывание захватывает душу и проникает в небеса; и то, что священники делают здесь внизу, Бог одобряет наверху, а Господин подтверждает приговор своих слуг. В самом деле, что это, как не всякая небесная власть, которую Он дал им, когда говорит: «На ком вы простите грехи, на том простятся, и на ком оставите, на том и останутся?» Какая власть может быть выше этой? «Отец отдал весь суд Сыну?» Но я вижу, как Сын отдал все это в руки этих людей. Ибо они были доведены до этого достоинства, как если бы они уже были перенесены на Небеса, и превзошли человеческую природу, и были освобождены от страстей, которым мы подвержены» (Книга 3:5).
«Ибо прозрачное безумие есть пренебрегать столь великим достоинством, без которого невозможно получить ни собственного спасения, ни благ, которые нам обещаны. Ибо если никто не может войти в Царство Небесное если только он не возродится через воду и Дух, и тот, кто не ест плоти Господа и не пьет Его кровь, исключен из жизни вечной, и если все это совершается только посредством этих святых рук, я имею в виду руки священника, как без них кто-либо сможет избежать огня ада или завоевать те венцы, которые предназначены для победителей?» (Книга 3:5).
Святитель Иоанн Златоуст приходит к выводу, что власть священников над Таинствами Крещения, Примирения (Исповеди и Покаяния) и Миропомазания является причиной того, что их боятся и чтят больше, чем царей и иудейских священников, и больше любят чем родители: «Воистину, это те, кому вверены муки духовных мук и рождения, погребенные с Сыном Божиим, и они становятся членами блаженного Главы. Поэтому они не только могут быть более справедливо опасаемы нами, чем правители и цари. но и чтимее родителей, так как сии родили нас от крови и хотения плоти, а иные суть виновники нашего рождения от Бога и того блаженного возрождения, которое есть истинная свобода и усыновление по благодати. Иудейские священники имели право освобождать тело от проказы или, вернее, не освобождать его, а только осматривать тех, кто уже был освобожден, а вы знаете, как сильно боролись за сан священника в то время. время Но наши священники получили власть иметь дело не с телесной проказой, а с духовной нечистотой, не для того, чтобы объявить ее удаленной после исследования, но действительно и безусловно удалить ее. Поэтому те, кто презирает этих священников, будут гораздо более прокляты, чем Дафан и его компания, и заслуживают более сурового наказания … Бог даровал священникам большую власть, чем сила наших естественных родителей … Ибо наши естественные родители рождают нас только для этой жизни. , а остальные к тому, что грядет …»Болен ли кто-нибудь из вас?» сказано: «Пусть призовет пресвитеров (священников) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и Господь воскресит его, и если он соделал грехи, простятся ему».
Еще: наши родные родители, если их дети вступят в конфликт с кем-либо из высокопоставленных и могущественных людей в мире, не смогут извлечь из этого пользы; но священники примирили не правителей и царей, но Самого Бога, когда Его гнев часто вызывался против них» (Книга 3:6)».
______________________________________________________________________________
Пожалуйста, обратите внимание: Святой Иоанн Златоуст действительно ясно определил удивительный чин священства. По-гречески офис называется «Ypourgema». Должность священства — это призвание, а не профессия. Это призвание, а не то, что человек выбирает в качестве карьеры!
Очень печально, что с годами понимание этого божественного чина священства искажается многими православными мирянами, которые понимают и видят в священнике рядового работника местного прихода. В течение многих лет миряне в Архиепископии преследовали священников и причиняли большие трудности и боль священнику и, конечно же, его семье. Практически каждый приход в Архиепископии виновен в преследовании своих священников и изгнании их из прихода, в который они были назначены их епископом или архиепископом. Тем самым они навлекли на себя гнев Божий.
Церковь не является бизнесом или светской корпорацией с попечительским советом. Это Тело Христа, и Он есть Глава Тела. Это Божественное учреждение. Это духовная лечебница, предлагающая исцеление, покой, очищение, восстановление и спасение тем, кто истинно верен Христу и Его Божественным Заповедям.
Если вы виновны в том, что являетесь врагами своих священников, вам нужно немедленно искать прощения и примирения. Да помилует Господь ваши души!
С искренней агапе в Своей Святой Диаконии,
Грешник и недостойный раб Божий
+Отец Георгий
Краткое изложение книги Св. Иоанна Златоуста «О священстве» – Блудный Католический Блог
Процитировано:
Св. Иоанн Златоуст, «О священстве: трактат в шести книгах», перевод преподобного Патрика Бойля, C.
M. Книжный магазин Ньюмана, Вестминстер, Мэриленд: 1943 г., печать.
Использован перевод греческого текста бенедиктинского издания, найденного в собрании Минье по греческой патрологии.
Введение
Святитель Иоанн Златоуст – самый красноречивый, самый популярный и самый практичный проповедник, который когда-либо процветал в Церкви. Проповедь была для него делом любви. Моральное преобразование народа было целью, которую он имел в виду.
«Достаточно было одного человека, воспылавшего ревностью, чтобы преобразовать целый народ» ~ Св. Иоанн Златоуст, Проповедь народу Антиохии, 5, 12.
Источником его красноречия было Священное Писание и его знания людей. Источником его влияния на паству было не столько его красноречие, сколько его любовь к душам.
«Никто не читал эту книгу, не чувствуя, как его сердце воспламеняется любовью к Богу. В нем показано, насколько почетно и насколько трудно чин священства, и показано, как исполнить его так, как должно исполнить».
~ Исидор Пелусийский
Святитель Иоанн Златоуст (347-407), латинский доктор Церкви, написал небольшой трактат в качестве диакона в форме диалога между своим другом Василием и им самим о достоинстве священства. В течение 4-го века, когда христианство становилось официальной религией Рима, священство было погружено в новообретенную структуру власти, которая заключала его в себе.
О священстве на самом деле является защитой Златоуста, почему он предал Василия, обманом заставив его получить рукоположение, в то время как Златоуст скрывался.
Книга 1
Джон обманывает Бэзила: Хотя Бэзил и Джон — большие друзья, Джон обманывает того, кто Бэзил спрятал их, чтобы они были единственным подходом, который был рукоположен
Джон защищает свой обман: объясняя, что это действительно такт и благоразумие, чтобы найти новые пути выхода из сложных ситуаций. Обман был действительно на благо обманутого, Василия.
Книга 2
Иоанн защищает отказ от священства:
- Говорит Василию, что его духовная слабость делает его непригодным: он не имеет опыта священнических ролей, всю свою жизнь провел в суете и мирских делах.
- Златоуст превозносит священство как нечто большее, чем монашеская жизнь, и непреодолимую честь, требующую величайшей верности.
«Пусть разница между пастырем и его стадом будет столь же велика, как разница между бесчувственными животными и человеком, наделенным разумом» ~ св. Иоанн, с. 22
Книга 3
Иоанн превозносит священство:
- Священники более августейшие, чем князья и цари – Царь управляет земными делами, тогда как священник управляет небесными делами (Мф 16:18).
- Священники сильнее родителей – они породили нас в жизнь настоящую, а священники в жизнь грядущую.
- Священник должен быть чист, как ангелы: грехи священника ранят многих и выносят гораздо худший суд для священника.
- Священники должны быть отделены от денег и хороших менеджеров денег
«Священство намного превосходит царское достоинство, как душа превосходит тело» (38)
«Ибо чин священства совершается на земле, но причисляется к вещам небесным, и не без оснований… Посему надлежит священнику быть столь же чистым, как если бы он стоял на самом небе среди тех Сил» (40) .
«Поэтому красота души священника должна быть во всех отношениях столь великолепна, чтобы радовать и просвещать души всех, кто его видит» (58).
«Ибо все измеряют тяжесть греха не тяжестью поступка, а достоинством того, кто его совершает» (58).
И все люди готовы судить священника, как если бы он был не существом, облеченным плотью, или унаследовавшим человеческую природу, но подобным ангелу, и освобожденным от всякого вида немощи (59).
Не могли бы вы также узнать из другого чуда невероятную святость этой должности? Представьте себе Илию и огромное множество людей, стоящих вокруг него, и жертву, возложенную на жертвенник из камней, и весь остальной народ, погруженный в глубокое молчание, в то время как один пророк возносит молитву: затем внезапный порыв огня с неба на жертвоприношение: это чудесные вещи, заряженные ужасом.
Теперь перейдите от этой сцены к обрядам, совершаемым в наши дни; они не только восхитительны на вид, но и ужасны. Стоит священник, низводящий с Неба не огонь, но Духа Святого, и долго молится, не о том, чтобы пламя, ниспосланное свыше, поглотило приношения, но о том, чтобы благодать, нисходящая на жертву, тем просветила души все, и сделать их более блестящими, чем серебро, очищенное огнем. Кто может презирать эту ужаснейшую тайну, если только он не безумен и не в своем уме? Или не знаешь, что ни одна человеческая душа не могла бы вынести того огня в жертве, но все бы сгорели дотла, если бы не было велико содействие благодати Божией.
Иоанн Златоуст. (1889 г.). Трактат о христианском священстве. В P. Schaff (Ed.), WRW Stephens (Trans.), Святой Златоуст: О священстве, аскетических трактатах, избранных проповедях и письмах, проповедях о статуях (т. 9, стр. 47). Нью-Йорк: Христианская литературная компания.
Книга 4
Джон объясняет, как распознать зов:
«По-моему, поэтому, хотя многие и призывают и напирают, человек должен не обращать на них внимания, а должен прежде всего исследовать свою душу и все тщательно взвесить, и только потом поддаваться давлению.
Ибо никто не решится строить дом, если он не будет строителем, и никто не решится лечить больных, если не будет иметь познаний в медицине» (85–6).
«Не возлагай руки легкомысленно ни на кого; и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим 5:22)
Джон объясняет важность проповеди:
- Средство исцеления.
- Необходимость жреца для приобретения навыка.
- Защищает Святого Павла как красноречивого оратора.
«Есть только инструмент и средства лечения; это проповедь» (92).
«Есть только один назначенный метод и способ исцеления после того, как мы согрешили, и это мощное применение Слова»
«Поэтому священнику надлежит прилагать все усилия для приобретения этого таланта [эффективной проповеди]» (97).
Книга 5
Джон объясняет больше о проповеди:
- Проповедь требует большого труда и усердия.
- Проповедник должен презирать похвалу – иначе он будет проповедовать, чтобы доставить удовольствие своей аудитории, а не улучшить ее.
Проповедник должен иметь благородный характер, чтобы суметь обуздать эту чрезмерную и бесполезную страсть людей и направить их внимание на то, что более полезно, и таким образом вести и контролировать их, не будучи сам рабом их фантазий. Теперь этого можно достичь только двумя средствами: то есть пренебрежением к похвале и талантом к ораторскому искусству ~ св. Иоанн Златотом, с. 108
Книга 6
Иоанн о чистоте священника:
«Ибо душа Священника должна быть чище самых солнечных лучей, чтобы Святой Дух не оставил его опустошенным, чтобы мог он сказать: «Теперь я живу; и все же уже не я, но живет во мне Христос» (121).
Каким чистым должен быть священник, который берет в свои руки Господа всего у алтаря.
Душа священника должна сиять, как свет, освещающий весь мир (125-6).
По сравнению с жизнью монахов:
- Монах наслаждается большим покоем, чем епископ.
Жизнь монаха не такое доказательство добродетели, как жизнь хорошего священника.
- Управляет своим кораблем в гавани.
- Практика добродетели труднее для священников, трудящихся на благо народа, чем для монахов. Грехи священников наказываются строже, чем грехи верующих.
- Управляет своим кораблем посреди бушующего океанского шторма.
Также священник должен быть благоразумен и многоопытен, и не менее сведущ в мирских делах, чем занимающиеся ими, но более свободен от всех привязанностей, чем монахи, обитающие в горах (126).
Священник должен быть в мире, но не от мира.
Как огонь испытывает металлы, так и испытание духовенства испытывает души человеческие. Его недостатки не только обнажаются, но и становятся более опасными и закоренелыми.
Две иллюстрации того, что чувствует Златоуст, когда его просят стать священником:
- Самая красивая, добродетельная женщина во всем мире… превосходит все другие красоты… вместо того, чтобы выйти замуж за свою любовь… теперь вышла замуж за калеку, подлого , презренный, низкорожденный человек…
- Тот самый юноша.