Иоанна дамаскина: преподобный Иоанн Дамаскин

Разное

преподобный Иоанн Дамаскин

День памяти: 4(17) декабря

Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества

О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века.

Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.

О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.

Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).

Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).

Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.

Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.

Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего. Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.

Его устные увещевания и письменные сочинения имели колоссальный успех, что, конечно же, не могло проскользнуть мимо внимания власть имущих поклонников ереси, сильных мира сего (первоначально он написал одно слово в защиту святых икон и отправил его в Константинополь, а затем написал ещё два; см. подробнее: Три защитительных слова против порицающих святые иконы).

Монашеский подвиг

В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу. В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.

Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»

Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства. Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного. Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).

Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.

Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи. Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия. Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.

Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.

По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.

После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью. Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков. Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.

Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.

Творческое наследие

Святой Иоанн был на редкость талантливым и плодовитым церковным писателем. При всей обширности поднимавшихся в его сочинениях тем в них сложно найти место, достойное отрицательной критики. В этом отношении Иоанн Дамаскин справедливо признан одним из наиболее трезвых и ортодоксальных выразителей Священного Предания Церкви.

Среди наиболее знаменитых фундаментальных произведений этого отца выделяется Точное изложение православной веры. Характерной особенностью названного богословского трактата, отличающей его от многих других вероучительных пособий того времени, является чёткое систематизированное изложение, краткое, но ёмкое изъяснение представленных догматических истин.

Другим, не менее примечательным сочинением, можно назвать Философские главы. В рамках этой работы дано четкое разъяснение важнейших богословских выражений и терминов, в том числе, формально заимствованных из философии. Перечислению и разоблачению ересей посвящен труд: О ста ересях вкратце.

Кроме того, преподобный составил множество произведений разной направленности, в том числе, посвященных важнейшим христианским Праздникам (см., например: Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы; Три похвальных слова на Успение Богоматери) а также гимнографического, песнотворческго характера (см.: Пасхальный Канон).

Тропарь преподобному Иоанну Дамаскину, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, глас 4

Песнописца и честнаго богоглагольника, / Церкве наказателя и учителя / и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, / всю отрази ересей прелесть / и яко теплый предстатель к Богу // всем подает прегрешений прощение.

Преподобный Иоа́нн Дамаски́н, песнописец

Дни памяти

17 декабря

Житие

Пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин ро­дил­ся око­ло 680 го­да в сто­ли­це Си­рии Да­мас­ке, в хри­сти­ан­ской се­мье. Его отец, Сер­гий Манс­ур, был каз­на­че­ем при дво­ре ха­ли­фа. У Иоан­на был при­ем­ный брат, оси­ро­тев­ший от­рок Кос­ма, ко­то­ро­го Сер­гий при­нял к се­бе в дом. Ко­гда де­ти под­рос­ли, Сер­гий по­за­бо­тил­ся об их об­ра­зо­ва­нии. На да­мас­ском неволь­ни­чьем рын­ке вы­ку­пил он из пле­на уче­но­го мо­на­ха Ко­с­му из Ка­лаб­рии и по­ру­чил ему учить де­тей. Маль­чи­ки об­на­ру­жи­ли необык­но­вен­ные спо­соб­но­сти и лег­ко осво­и­ли курс свет­ских и ду­хов­ных на­ук. По­сле смер­ти от­ца Иоанн за­нял при дво­ре долж­ность ми­ни­стра и гра­до­пра­ви­те­ля.

В то вре­мя в Ви­зан­тии воз­ник­ла и быст­ро рас­про­стра­ня­лась ересь ико­но­бор­че­ства, под­дер­жи­ва­е­мая им­пе­ра­то­ром Львом III Ис­ав­ром (717–741). Став на за­щи­ту пра­во­слав­но­го ико­но­по­чи­та­ния, Иоанн на­пи­сал три трак­та­та «Про­тив по­ри­ца­ю­щих свя­тые ико­ны». Муд­рые Бо­го­дух­но­вен­ные пи­са­ния Иоан­на при­ве­ли им­пе­ра­то­ра в ярость. Но так как ав­тор их не был ви­зан­тий­ским под­дан­ным, его нель­зя бы­ло ни за­клю­чить в тюрь­му, ни каз­нить. То­гда им­пе­ра­тор при­бег к кле­ве­те. По его при­ка­за­нию от име­ни Иоан­на бы­ло со­став­ле­но под­лож­ное пись­мо, в ко­то­ром да­мас­ский ми­нистр буд­то бы пред­ла­гал им­пе­ра­то­ру свою по­мощь в за­во­е­ва­нии си­рий­ской сто­ли­цы. Это пись­мо и свой ли­це­мер­но-льсти­вый от­вет на него Лев Ис­авр ото­слал ха­ли­фу. Тот немед­лен­но при­ка­зал от­стра­нить Иоан­на от долж­но­сти, от­ру­бить ему кисть пра­вой ру­ки и по­ве­сить ее на го­род­ской пло­ща­ди. В тот же день к ве­че­ру Иоан­ну вер­ну­ли от­руб­лен­ную ру­ку. Пре­по­доб­ный стал мо­лить­ся Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и про­сить ис­це­ле­ния. За­снув, он уви­дел ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и услы­шал Ее го­лос, со­об­щив­ший ему, что он ис­це­лен, и вме­сте с тем по­велев­ший без уста­ли тру­дить­ся ис­це­лен­ной ру­кой. Проснув­шись, он уви­дел, что ру­ка его невре­ди­ма.

Узнав о чу­де, сви­де­тель­ство­вав­шем о неви­нов­но­сти Иоан­на, ха­лиф про­сил у него про­ще­ния и хо­тел вер­нуть ему преж­нюю долж­ность, но пре­по­доб­ный от­ка­зал­ся. Он роз­дал свое бо­гат­ство и вме­сте с при­ем­ным бра­том и то­ва­ри­щем по уче­нию Кос­мой от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, где по­сту­пил про­стым по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Сав­вы Освя­щен­но­го. Нелег­ко бы­ло най­ти ему ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. Из мо­на­стыр­ской бра­тии на это со­гла­сил­ся лишь один очень опыт­ный ста­рец, ко­то­рый стал уме­ло вос­пи­ты­вать в уче­ни­ке дух по­слу­ша­ния и сми­ре­ния. Преж­де все­го ста­рец за­пре­тил Иоан­ну пи­сать, по­ла­гая, что успе­хи на этом по­при­ще ста­нут при­чи­ной гор­ды­ни. Од­на­жды он по­слал пре­по­доб­но­го в Да­маск про­да­вать кор­зи­ны, из­го­тов­лен­ные в мо­на­сты­ре, при­чем по­ру­чил про­дать их го­раз­до до­ро­же их на­сто­я­щей це­ны. И вот, про­де­лав му­чи­тель­ный путь под зной­ным солн­цем, быв­ший вель­мо­жа Да­мас­ка очу­тил­ся на рын­ке в рва­ных одеж­дах про­сто­го про­дав­ца кор­зин. Но Иоан­на узнал его быв­ший до­мо­пра­ви­тель и ску­пил все кор­зи­ны по на­зна­чен­ной цене.

Од­на­жды в мо­на­сты­ре скон­чал­ся один из ино­ков, и брат по­кой­но­го по­про­сил Иоан­на на­пи­сать что-ни­будь в уте­ше­ние. Иоанн дол­го от­ка­зы­вал­ся, но из ми­ло­сер­дия, усту­пив прось­бам удру­чен­но­го го­рем, на­пи­сал свои зна­ме­ни­тые над­гроб­ные тро­па­ри. За это непо­слу­ша­ние ста­рец из­гнал его из сво­ей кел­лии. Все мо­на­хи на­ча­ли про­сить за Иоан­на. То­гда ста­рец по­ру­чил ему од­но из са­мых тя­же­лых и непри­ят­ных дел – уби­рать из мо­на­сты­ря нечи­сто­ты. Пре­по­доб­ный и здесь явил об­ра­зец по­слу­ша­ния. Через неко­то­рое вре­мя стар­цу в ви­де­нии бы­ло ука­за­но Пре­чи­стой и Пре­свя­той Де­вой Бо­го­ро­ди­цей снять за­прет с пи­са­тель­ства Иоан­на. О пре­по­доб­ном узнал Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх, ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка и сде­лал про­по­вед­ни­ком при сво­ей ка­фед­ре. Но пре­по­доб­ный Иоанн вско­ре вер­нул­ся в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы, где до кон­ца сво­их дней про­во­дил вре­мя в пи­са­нии ду­хов­ных книг и цер­ков­ных пес­но­пе­ний, и по­ки­нул мо­на­стырь толь­ко для то­го, чтобы об­ли­чить ико­но­бор­цев на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 754 го­да. Его под­верг­ли тю­рем­но­му за­клю­че­нию и пыт­кам, но он всё пе­ре­нес и по ми­ло­сти Бо­жи­ей остал­ся жив. Пре­ста­вил­ся око­ло 780 г., в воз­расте 104 лет.


См. так­же: «Жи­тие преп. от­ца на­ше­го Иоан­на Да­мас­ки­на» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Развернуть

Творения в библиотеке

Труды о святом в библиотеке

Случайный тест

Святой Иоанн Дамаскин | Биография, сочинения, наследие и факты

Дата рождения:
около 675
Дамаск
Сирия
Умер:
4 декабря 749 г.
Иерусалим
Израиль
Известные работы:
«Исагога»
«Панарион»
«Пеге гносеос»
Предметы изучения:
Восточное православие
икона
Роль в:
Иконоборческая полемика

Просмотреть все связанные материалы →

Св. Иоанн Дамаскин , также называемый Св. Иоанн Дамаскин , лат. 4 декабря), восточного монаха и доктора теологии греческой и латинской церквей, чьи трактаты о почитании священных образов поставили его в авангарде иконоборческой полемики 8-го века и чей теологический синтез сделал его выдающимся посредником между греческим и средневековой латынью. культура.

Иоанн Дамаскин стал преемником своего отца в качестве одного из налоговых чиновников мусульманского халифа, и, еще будучи министром правительства, он написал три Беседы о священных изображениях , c. 730 г., защищая свое почитание от византийского императора Льва III и иконоборцев. Иконоборцы добились осуждения Иоанна на Иерийском соборе 754 года, которое было отменено на Втором Никейском соборе 787 года. всю жизнь изучал, писал и проповедовал, получив имя «Золотой оратор» (греч. Chrysorrhoas , буквально «Золотой ручей»). Среди его примерно 150 письменных работ наиболее значительным является Pēgē gnōseōs («Источник знаний»), синтез христианской философии и доктрины, который оказал влияние на ход средневековой латинской мысли и стал основным учебником греческого православия. теология. Пересмотренный около 743 г., он состоит из трех частей: философской («Диалектика»), основанной в основном на трудах неоплатоника конца III века Порфирия 9.0043 Исагога , введение в логику Аристотеля; исторические, расшифровывающие разделы из сочинения греческого церковного деятеля IV века Епифания Панарион о ересях; и богословский и наиболее широко известный раздел, «Изложение [ Ekthesis ] православной веры». По сути являясь резюме каппадокийских отцов IV века, святителей Василия, Григория Назианзина и Григория Нисского, и выраженное аристотелевской лексикой, оно демонстрирует некоторую отличительную оригинальность в выборе Иоанном текстов и аннотаций, отражающих антиохийское аналитическое богословие. Благодаря переводу на восточные языки и латынь «Изложение» послужило и восточным, и западным мыслителям не только источником логических и богословских понятий, но и своим систематическим стилем образцом для последующих богословских синтезов, составленных средневековыми схоластами. «Изложение» размышляет о природе и существовании Бога, давая повод для разногласий более поздним теологам.

В другом месте «Экспозиция» анализирует природу свободного выбора и воли. Автор деликатно подходил к этому вопросу в свете христианского учения о личной ответственности за спасение. Он описывает человеческую волю как рациональный аппетит или склонность к добру, функционирующую в отношении целей или целей, а не средств, которые больше относятся к интеллекту. В Боге есть воля, но нет обдумывания.

Аналог Источник знаний — антология моральных наставлений Джона, Священные параллели , взятые из библейских текстов и писаний отцов церкви. Среди его литературных произведений есть несколько сложно структурированных kanōn s, или гимнов для греческой литургии, хотя его репутация в литургической поэзии в значительной степени основана на его пересмотре гимна Восточной церкви, Octoēchos .

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Мелиссой Петруцелло.

Иоанн Дамаскин | Христианская история

«Я не поклоняюсь материи, я поклоняюсь Богу материи, который стал материей ради меня и благоволил обитать в материи, который совершил мое спасение через материю. Я не перестану чтить ту материю, которая работает для моего спасения. Я почитаю это, хотя и не как Бог».

Посетители православного храма сталкиваются со многими незнакомыми элементами богослужения: например, с использованием благовоний и византийских песнопений, обычаями стояния на протяжении всей службы. Но, пожалуй, самым загадочным элементом являются иконы, особенно когда православные верующие кланяются и целуют их. Разве это не идолопоклонство?

Именно этот вопрос бушевал в христианском мире в восьмом и девятом веках и занимал внимание двух из семи вселенских (всемирных) церковных соборов. Самая сильная защита этой практики исходила от христианина, живущего в самом сердце исламской империи, Иоанна Дамаскина.

Хронология

590

Григорий Великий избран папой

г.

597

Этельберт Кентский преобразовал 90 033

622

Хиджра Мухаммеда: рождение ислама

г.

675

Иоанн Дамаскин родился в

г.

753

Иоанн Дамаскин умер в

г.

800

Карл Великий коронован императором Священной Римской империи

Ответ на имперский вулкан

Он родился Джоном Монсуром в богатой арабо-христианской семье из Дамаска. Как и его отец, он занимал высокое положение при дворе халифа. Около 725 г. он оставил свой пост и стал монахом в Мар-Сабе близ Вифлеема, где стал священником. В этом уединенном месте в относительно преклонном возрасте 51 года начало раскрываться непреходящее наследие Джона. Это началось, когда император Лев III в 726 году запретил почитание икон.

Конфликт назревал десятилетиями. Речь шла не о поклонах и целовании икон; это был культурно приемлемый способ проявить уважение. Основной вопрос был глубже: разрешено ли христианам вообще рисовать изображения Иисуса или других библейских персонажей? По мере того как ислам распространялся по Средиземноморью, принося с собой абсолютный запрет на изображения, христианство чувствовало необходимость избавиться от изображений.

Главная угроза иконам исходила не от исламского халифа, а из самого сердца Византийской империи. Несколько епископов из Малой Азии (ныне Турция) верили, что Библия, особенно вторая заповедь, запрещает такие изображения:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах внизу. Не поклоняйся им и не поклоняйся им».

Аргументы епископов убедили византийского императора Льва III, который начал убеждать своих подданных отказаться от иконописи. Но стихийное бедствие изменило его подход. В 726 году сильное извержение вулкана посреди Эгейского моря терроризировало столицу Константинополь. После этого приливные волны ударили по берегам, а вулканический пепел погасил солнечный свет. Лев рассудил, что Бог гневается на иконы. Именно тогда он запретил их использование.

В 730 году Лев приказал уничтожить все религиозные образы, будь то иконы, мозаики или статуи, и иконоборцы («сокрушители образов» по-гречески) разразились весельем, уничтожив почти все иконы в Империи.

Со своего дальнего поста в Святой Земле Иоанн бросил вызов этой политике в трех произведениях. Он утверждал, что иконам не следует поклоняться, но их можно почитать. (Различие имеет решающее значение: западная параллель может заключаться в том, как любимую Библию читают, лелеют и с почетом относятся к ней, но уж точно не поклоняются ей. )

Иоанн объяснял это так: «Несомненно, часто, когда мы не имеем в виду страсти Господни и видим образ распятия Христа, вспоминаются Его спасительные страсти, и мы падаем и поклоняемся не вещественному, а тому, что есть. образно: подобно тому, как мы поклоняемся не материалу, из которого сделаны Евангелия, ни материалу Креста, но тому, что они олицетворяют».

Во-вторых, Иоанн опирался на писания ранних отцов, таких как Василий Великий, который писал: «Честь, воздаваемая иконе, переносится на ее первообраз». То есть настоящая икона была всего лишь отправной точкой для выраженного поклонения; получатель находился в невидимом мире.

В-третьих, Иоанн утверждал, что с рождением Сына Божия во плоти изображение Христа красками и деревом свидетельствует о вере в Воплощение. Поскольку невидимый Бог стал видимым, не было богохульства в изображении видимых изображений Иисуса или других исторических личностей. Написать с него икону было, по сути, исповеданием веры, от которого может отказаться только еретик!

«Я не поклоняюсь материи, я поклоняюсь Богу материи, ставшему материей ради меня и соблаговолившему обитать в материи, который через материю совершил мое спасение», — писал он. «Я не перестану чтить то, что работает для моего спасения. Я почитаю его, хотя и не как Бога».

Восточный богослов для всей церкви

Пока споры продолжали бушевать, Иоанн проводил свои дни в монастыре Мар Саба в горах в 18 милях к юго-востоку от Иерусалима. Там он написал богословские трактаты и гимны; он признан одним из главных гимнографов восточного православия. Его самая важная богословская работа «Источник мудрости» представляет собой краткое изложение восточного богословия.

Предание гласит, что его собратья-монахи ворчали, что такое изящное письмо отвлекает внимание и вызывает гордость; поэтому Иоанна иногда посылали смиренно продавать корзины на улицах Дамаска, где он когда-то был среди элиты.

После новых разногласий и кровопролития из-за икон (через десять лет после смерти Иоанна было ранено или убито более 100 000 христиан) вопрос был окончательно решен, и иконы до сих пор являются неотъемлемой частью православного богослужения. Другие его труды оказали большое влияние на западных богословов, таких как Фома Аквинский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts