Иоанна дамаскина: преподобный Иоанн Дамаскин
Содержание
преподобный Иоанн Дамаскин
День памяти: 4(17) декабря
Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества
О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века.
Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.
О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.
Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).
Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).
Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.
Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.
Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего. Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.
Его устные увещевания и письменные сочинения имели колоссальный успех, что, конечно же, не могло проскользнуть мимо внимания власть имущих поклонников ереси, сильных мира сего (первоначально он написал одно слово в защиту святых икон и отправил его в Константинополь, а затем написал ещё два; см. подробнее: Три защитительных слова против порицающих святые иконы).
Монашеский подвиг
В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу. В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.
Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»
Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства. Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного. Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).
Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.
Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи. Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия. Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.
Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.
По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.
После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью. Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков. Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.
Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.
Творческое наследие
Святой Иоанн был на редкость талантливым и плодовитым церковным писателем. При всей обширности поднимавшихся в его сочинениях тем в них сложно найти место, достойное отрицательной критики. В этом отношении Иоанн Дамаскин справедливо признан одним из наиболее трезвых и ортодоксальных выразителей Священного Предания Церкви.
Среди наиболее знаменитых фундаментальных произведений этого отца выделяется Точное изложение православной веры. Характерной особенностью названного богословского трактата, отличающей его от многих других вероучительных пособий того времени, является чёткое систематизированное изложение, краткое, но ёмкое изъяснение представленных догматических истин.
Другим, не менее примечательным сочинением, можно назвать Философские главы. В рамках этой работы дано четкое разъяснение важнейших богословских выражений и терминов, в том числе, формально заимствованных из философии. Перечислению и разоблачению ересей посвящен труд: О ста ересях вкратце.
Кроме того, преподобный составил множество произведений разной направленности, в том числе, посвященных важнейшим христианским Праздникам (см., например: Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы; Три похвальных слова на Успение Богоматери) а также гимнографического, песнотворческго характера (см.: Пасхальный Канон).
Тропарь преподобному Иоанну Дамаскину, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, глас 4
Песнописца и честнаго богоглагольника, / Церкве наказателя и учителя / и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, / всю отрази ересей прелесть / и яко теплый предстатель к Богу // всем подает прегрешений прощение.
Преподобный Иоа́нн Дамаски́н, песнописец
Дни памяти
17 декабря
Житие
Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.
В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.
Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.
Однажды в монастыре скончался один из иноков, и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.
См. также: «Житие преп. отца нашего Иоанна Дамаскина» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Развернуть
Творения в библиотеке
Труды о святом в библиотеке
Случайный тест
Святой Иоанн Дамаскин | Биография, сочинения, наследие и факты
- Дата рождения:
- около 675
Дамаск
Сирия
- Умер:
- 4 декабря 749 г.
Иерусалим
Израиль
- Известные работы:
- «Исагога»
«Панарион»
«Пеге гносеос»
- Предметы изучения:
- Восточное православие
икона
- Роль в:
- Иконоборческая полемика
Просмотреть все связанные материалы →
Св. Иоанн Дамаскин , также называемый Св. Иоанн Дамаскин , лат. 4 декабря), восточного монаха и доктора теологии греческой и латинской церквей, чьи трактаты о почитании священных образов поставили его в авангарде иконоборческой полемики 8-го века и чей теологический синтез сделал его выдающимся посредником между греческим и средневековой латынью. культура.
Иоанн Дамаскин стал преемником своего отца в качестве одного из налоговых чиновников мусульманского халифа, и, еще будучи министром правительства, он написал три Беседы о священных изображениях , c. 730 г., защищая свое почитание от византийского императора Льва III и иконоборцев. Иконоборцы добились осуждения Иоанна на Иерийском соборе 754 года, которое было отменено на Втором Никейском соборе 787 года. всю жизнь изучал, писал и проповедовал, получив имя «Золотой оратор» (греч. Chrysorrhoas , буквально «Золотой ручей»). Среди его примерно 150 письменных работ наиболее значительным является Pēgē gnōseōs («Источник знаний»), синтез христианской философии и доктрины, который оказал влияние на ход средневековой латинской мысли и стал основным учебником греческого православия. теология. Пересмотренный около 743 г., он состоит из трех частей: философской («Диалектика»), основанной в основном на трудах неоплатоника конца III века Порфирия 9.0043 Исагога , введение в логику Аристотеля; исторические, расшифровывающие разделы из сочинения греческого церковного деятеля IV века Епифания Панарион о ересях; и богословский и наиболее широко известный раздел, «Изложение [ Ekthesis ] православной веры». По сути являясь резюме каппадокийских отцов IV века, святителей Василия, Григория Назианзина и Григория Нисского, и выраженное аристотелевской лексикой, оно демонстрирует некоторую отличительную оригинальность в выборе Иоанном текстов и аннотаций, отражающих антиохийское аналитическое богословие. Благодаря переводу на восточные языки и латынь «Изложение» послужило и восточным, и западным мыслителям не только источником логических и богословских понятий, но и своим систематическим стилем образцом для последующих богословских синтезов, составленных средневековыми схоластами. «Изложение» размышляет о природе и существовании Бога, давая повод для разногласий более поздним теологам.
В другом месте «Экспозиция» анализирует природу свободного выбора и воли. Автор деликатно подходил к этому вопросу в свете христианского учения о личной ответственности за спасение. Он описывает человеческую волю как рациональный аппетит или склонность к добру, функционирующую в отношении целей или целей, а не средств, которые больше относятся к интеллекту. В Боге есть воля, но нет обдумывания.
Аналог Источник знаний — антология моральных наставлений Джона, Священные параллели , взятые из библейских текстов и писаний отцов церкви. Среди его литературных произведений есть несколько сложно структурированных kanōn s, или гимнов для греческой литургии, хотя его репутация в литургической поэзии в значительной степени основана на его пересмотре гимна Восточной церкви, Octoēchos .
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Иоанн Дамаскин | Христианская история
«Я не поклоняюсь материи, я поклоняюсь Богу материи, который стал материей ради меня и благоволил обитать в материи, который совершил мое спасение через материю. Я не перестану чтить ту материю, которая работает для моего спасения. Я почитаю это, хотя и не как Бог».
Посетители православного храма сталкиваются со многими незнакомыми элементами богослужения: например, с использованием благовоний и византийских песнопений, обычаями стояния на протяжении всей службы. Но, пожалуй, самым загадочным элементом являются иконы, особенно когда православные верующие кланяются и целуют их. Разве это не идолопоклонство?
Именно этот вопрос бушевал в христианском мире в восьмом и девятом веках и занимал внимание двух из семи вселенских (всемирных) церковных соборов. Самая сильная защита этой практики исходила от христианина, живущего в самом сердце исламской империи, Иоанна Дамаскина.
Хронология | |
590 | Григорий Великий избран папой г. |
597 | Этельберт Кентский преобразовал 90 033 |
622 | Хиджра Мухаммеда: рождение ислама г. |
675 | Иоанн Дамаскин родился в г. |
753 | Иоанн Дамаскин умер в г. |
800 | Карл Великий коронован императором Священной Римской империи |
Ответ на имперский вулкан
Он родился Джоном Монсуром в богатой арабо-христианской семье из Дамаска. Как и его отец, он занимал высокое положение при дворе халифа. Около 725 г. он оставил свой пост и стал монахом в Мар-Сабе близ Вифлеема, где стал священником. В этом уединенном месте в относительно преклонном возрасте 51 года начало раскрываться непреходящее наследие Джона. Это началось, когда император Лев III в 726 году запретил почитание икон.
Конфликт назревал десятилетиями. Речь шла не о поклонах и целовании икон; это был культурно приемлемый способ проявить уважение. Основной вопрос был глубже: разрешено ли христианам вообще рисовать изображения Иисуса или других библейских персонажей? По мере того как ислам распространялся по Средиземноморью, принося с собой абсолютный запрет на изображения, христианство чувствовало необходимость избавиться от изображений.
Главная угроза иконам исходила не от исламского халифа, а из самого сердца Византийской империи. Несколько епископов из Малой Азии (ныне Турция) верили, что Библия, особенно вторая заповедь, запрещает такие изображения:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах внизу. Не поклоняйся им и не поклоняйся им».
Аргументы епископов убедили византийского императора Льва III, который начал убеждать своих подданных отказаться от иконописи. Но стихийное бедствие изменило его подход. В 726 году сильное извержение вулкана посреди Эгейского моря терроризировало столицу Константинополь. После этого приливные волны ударили по берегам, а вулканический пепел погасил солнечный свет. Лев рассудил, что Бог гневается на иконы. Именно тогда он запретил их использование.
В 730 году Лев приказал уничтожить все религиозные образы, будь то иконы, мозаики или статуи, и иконоборцы («сокрушители образов» по-гречески) разразились весельем, уничтожив почти все иконы в Империи.
Со своего дальнего поста в Святой Земле Иоанн бросил вызов этой политике в трех произведениях. Он утверждал, что иконам не следует поклоняться, но их можно почитать. (Различие имеет решающее значение: западная параллель может заключаться в том, как любимую Библию читают, лелеют и с почетом относятся к ней, но уж точно не поклоняются ей. )
Иоанн объяснял это так: «Несомненно, часто, когда мы не имеем в виду страсти Господни и видим образ распятия Христа, вспоминаются Его спасительные страсти, и мы падаем и поклоняемся не вещественному, а тому, что есть. образно: подобно тому, как мы поклоняемся не материалу, из которого сделаны Евангелия, ни материалу Креста, но тому, что они олицетворяют».
Во-вторых, Иоанн опирался на писания ранних отцов, таких как Василий Великий, который писал: «Честь, воздаваемая иконе, переносится на ее первообраз». То есть настоящая икона была всего лишь отправной точкой для выраженного поклонения; получатель находился в невидимом мире.
В-третьих, Иоанн утверждал, что с рождением Сына Божия во плоти изображение Христа красками и деревом свидетельствует о вере в Воплощение. Поскольку невидимый Бог стал видимым, не было богохульства в изображении видимых изображений Иисуса или других исторических личностей. Написать с него икону было, по сути, исповеданием веры, от которого может отказаться только еретик!
«Я не поклоняюсь материи, я поклоняюсь Богу материи, ставшему материей ради меня и соблаговолившему обитать в материи, который через материю совершил мое спасение», — писал он. «Я не перестану чтить то, что работает для моего спасения. Я почитаю его, хотя и не как Бога».
Восточный богослов для всей церкви
Пока споры продолжали бушевать, Иоанн проводил свои дни в монастыре Мар Саба в горах в 18 милях к юго-востоку от Иерусалима. Там он написал богословские трактаты и гимны; он признан одним из главных гимнографов восточного православия. Его самая важная богословская работа «Источник мудрости» представляет собой краткое изложение восточного богословия.
Предание гласит, что его собратья-монахи ворчали, что такое изящное письмо отвлекает внимание и вызывает гордость; поэтому Иоанна иногда посылали смиренно продавать корзины на улицах Дамаска, где он когда-то был среди элиты.
После новых разногласий и кровопролития из-за икон (через десять лет после смерти Иоанна было ранено или убито более 100 000 христиан) вопрос был окончательно решен, и иконы до сих пор являются неотъемлемой частью православного богослужения. Другие его труды оказали большое влияние на западных богословов, таких как Фома Аквинский.