Исихазм что это такое: ИСИХАЗМ • Большая российская энциклопедия

Разное

ИСИХАЗМ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Г. М. Прохоров

ИСИХА́ЗМ (греч. ἡσυχασμός, от гла­го­ла ἡσυχάζω – на­хо­дить­ся в со­стоя­нии по­коя, ос­та­вать­ся спо­кой­ным, мол­чать), об­раз хри­сти­ан­ско­го под­виж­ни­че­ст­ва, имею­ще­го це­лью по­бе­ду над свои­ми стра­стя­ми и дос­ти­же­ние – пу­тём «ум­но­го де­ла­ния» – по­коя в ду­ше, по­зво­ляю­ще­го бес­пре­пят­ст­вен­но с лю­бо­вью уст­рем­лять­ся к Бо­гу.

Со­от­вет­ст­вую­щая этой под­виж­ни­че­ской прак­ти­ке мо­лит­вен­но-со­зер­ца­тель­ная фор­ма жиз­ни рас­про­стра­ни­лась, по край­ней ме­ре с кон. 3 – нач. 4 вв., в Пале­сти­не, Ма­лой Азии, Егип­те сре­ди мо­на­хов, пред­по­чи­тав­ших уе­ди­не­ние об­ще­жи­тель­но­сти. В даль­ней­шем та­кой об­раз мо­на­ше­ско­го под­виж­ни­че­ст­ва – в от­шель­ни­че­ском ли оди­но­че­ст­ве, в лав­ре, в раз­бро­сан­ных ин­ди­ви­ду­аль­ных пе­щер­ках или до­ми­ках, ли­бо в ок­ру­жаю­щих храм скит­ских кель­ях, – раз­ви­вал­ся па­рал­лель­но с ки­но­ви­аль­ным, об­ще­жи­тель­ным под­виж­ни­че­ст­вом, сле­дую­щим ус­та­ву прп. Па­хо­мия Ве­ли­ко­го, и взаи­мо­дей­ст­во­вал с ним. «Ум­ное де­ла­ние» иси­ха­стов тре­бу­ет зна­ком­ст­ва с тех­ни­кой «вве­де­ния ума в серд­це», со­сре­до­то­че­ния внут­ри се­бя вни­ма­ния для раз­ли­че­ния и ис­ко­ре­не­ния стра­стей. Прак­ти­ке это­го «де­ла­ния» обу­ча­ли опыт­ные на­став­ни­ки и спец. лит-ра, сре­ди ав­то­ров ко­то­рой – Еваг­рий Пон­тий­ский, Еф­рем Си­рин, Нил Си­най­ский (4–5 вв.), Ио­анн Ле­ст­вич­ник, До­ро­фей Газ­ский, Иса­ак Си­рин, Ана­ста­сий Си­на­ит, Фи­ло­фей Си­на­ит (9 в.), Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, Гри­го­рий Си­на­ит. Осн. ме­сто в иси­ха­ст­ской прак­ти­ке за­ни­ма­ет Ии­су­со­ва мо­лит­ва. По­пу­ляр­ность И. в 13–15 вв. в ви­зант. об­ще­ст­ве рос­ла вме­сте с рос­том влия­ния мо­на­ше­ст­ва. По­пы­тав­ший­ся до­бить­ся осу­ж­де­ния И. как ере­си уро­же­нец итал. Ка­лаб­рии грек Вар­ла­ам до­бил­ся пря­мо про­ти­во­по­лож­но­го – его по­пу­ля­ри­за­ции: в за­щи­ту свя­щен­но­без­молв­ст­вую­щих вы­сту­пил Гри­го­рий Па­ла­ма, одер­жав­ший верх над Вар­лаа­мом на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре (1341). В том же го­ду в Ви­зан­тии на­ча­лась гражд. вой­на, власть за­хва­ти­ли за­пад­ни­ки – ан­ти­па­ла­ми­ты и Па­ла­ма ока­зал­ся в тюрь­ме. По­сле по­бе­ды в 1347 имп. Ио­ан­на VI Кан­та­ку­зи­на иси­ха­сты за­ня­ли клю­че­вые по­сты в ви­зант. Церк­ви, по­сле­до­вал ряд но­вых «иси­ха­ст­ских» со­бо­ров (1347, 1351), и уче­ние Гри­го­рия Па­ла­мы бы­ло за­кре­п­ле­но как об­ще­пра­во­слав­ное.

Иси­ха­ст­ские спо­ры рез­ко уси­ли­ли ин­те­рес к со­от­вет­ст­вую­щей ли­те­ра­ту­ре у сла­вян, бла­го­да­ря че­му бол­га­ра­ми и сер­ба­ми впер­вые или за­но­во бы­ло пе­ре­ве­де­но с греч. яз. боль­шое чис­ло книг (Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та, Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, Гри­го­рия Си­наи­та и др.), по­пол­нив­ших в 14 – 1-й пол. 15 вв. биб­лио­те­ки, гл. обр. об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей, ко­ли­че­ст­во ко­то­рых бы­ст­ро рос­ло (бла­го­да­ря ини­циа­ти­ве пат­ри­ар­ха-иси­ха­ста Фи­ло­фея Кок­ки­на, 1353–1354/55, 1364–76). Изу­че­ние со­ста­ва этих биб­лио­тек по­ка­зы­ва­ет, что ин­те­рес к иси­ха­ст­ской лит-ре был свой­ст­ве­н та­ким их ос­но­ва­те­лям, как прп. Сер­гий Ра­до­неж­ский и Ки­рилл Бе­ло­зер­ский, па­дал по­сле их смер­ти, а в це­лом сме­щал­ся из центр. Ру­си на се­вер: са­мый вы­со­кий и по­след­ний его подъ­ём был в Со­ло­вец­ком мон. в 16–17 вв. Пер­вым рус. пи­са­те­лем-иси­ха­стом, из­ло­жив­шим в сво­их со­чи­не­ни­ях тео­рию стра­стей, был по­стри­жен­ник Ки­рил­ло­ва мо­на­сты­ря прп. Нил Сор­ский (ум. 1508). «Над­сло­вие» и «При­сте­же­ние» к его со­чи­не­ни­ям, а так­же трак­тат «О внут­рен­нем де­ла­нии» на­пи­сал его спут­ник и уче­ник Ин­но­кен­тий Ко­мель­ский. В нач. 17 в. ус­та­вом Ни­ла Сор­ско­го вос­поль­зо­вал­ся в сво­ём ски­те Елеа­зар Ан­зер­ский. В 18 в. ушед­шие ра­ди скит­ской жиз­ни из Рос­сии в Мол­да­вию Ва­си­лий По­ля­но­ме­руль­ский и Паи­сий Ве­лич­ков­ский то­же поль­зо­ва­лись со­чи­не­ния­ми Ни­ла Сор­ско­го. За­но­во пе­ре­во­дя с греч. яз., Паи­сий Ве­лич­ков­ский соз­дал слав. вер­сию свод­ки иси­ха­ст­ских ас­ке­тич. со­чи­не­ний «Фи­ло­ка­лии», по­лу­чив­шей назв. «Доб­ро­то­лю­бие» и ока­зав­шей силь­ное влия­ние на ду­хов­ную жизнь Рос­сии, в ча­ст­но­сти в Оп­ти­ной пус­ты­ни. Во 2-й пол. 20 в. в сфе­ре свет­ской гу­ма­ни­тар­ной нау­ки воз­ник ин­те­рес к И. как к ис­то­ри­ко-куль­тур­но­му яв­ле­нию, что су­ще­ст­вен­но рас­ши­ри­ло пред­став­ле­ние о влия­нии этой мо­на­ше­ской тра­ди­ции на куль­ту­ру.

молчальники – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В одном из выпусков Толкового словаря мы разбирали древнегреческое слово ἡσυχία (hēsyhia), которое значит «покой», «молчание», «тишину», «уединение». Иоанн Лествичник называл молчание матерью молитвы, врагом дерзости, стражем помыслов и соглядатаем врагов.

От слова ἡσυχία получил название исихазм — знаменитое мистическое движение в монашестве, которое учит «умному деланию» — священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Особенно широкое распространение он получил в Византии в XIV веке от Р. Х.

Исихазм — это, в каком-то смысле, сердце Православия. Если монашество принято считать настоящим выразителем православной духовности, то исихастская традиция — это поистине средоточие или концентрированное выражение духовного опыта православного монашества.

Михаил Нестеров. Молчание. 1903

Исихасты (это слово на русский язык дословно может переводиться как «молчальники», «безмолвники» или «пребывающие в покое») — удивительные монахи-подвижники, которые проходят сложнейший аскетический путь. Целью этого пути (напомним, что по-древнегречески аскеза — это упражнение) является обожение, т. е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.

| Все тексты проекта «Толковый словарь» читайте здесь.

Важнейшей частью исихастской аскетической практики является непрестанное творение подвижником про себя Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Правда, иногда беспрестанное творение про себя «Иисусовой молитвы» представляют как некий универсальный магический ключ, который должен очень быстро и чуть ли не автоматически привести в благодатное состояние даже начинающего подвижника. Такое представление характерно, например, для знаменитых «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу», вышедших в России в конце XIX века. В ней рассказывается, как один странник в России стал беспрестанно произносить про себя «Иисусову молитву» (дело доходило до 12 000 повторений в день), и одно это само по себе очень быстро привело его на вершины мистического опыта (так ему это казалось). Эта книга довольно быстро стала популярной в определенных кругах. Неслучайно, например, что ее с восторгом цитирует увлекавшийся мистическими восточными практиками американский писатель Дж. Сэлинджер в своей повести «Зуи».

Между тем отцы Церкви писали, что на творение «Иисусовой молитвы» должны уйти многие годы, прежде чем она станет «самодвижной», т. е. осуществляться без усилия. Лишь потом, после многолетних аскетических усилий сможет доставлять подвижнику сладость и лицезрение Божественного света. Творить ее всегда нужно с чувством глубокого покаяния и сознания своего недостоинства.

Игнатий Брянчанинов, проанализировавший писания Святых отцов по поводу Иисусовой молитвы, писал: «Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом».

Вообще очень опасно, как говорили отцы Церкви, когда «новоначальные» принимаются за дело, которое под силу лишь уже опытным, далеко продвинувшимся монахам. Восхождение по «лестнице добродетелей» должно быть очень постепенным, крайне осторожным. Мечтания о том, чтобы сразу взлететь на ее вершину, легко могут погубить подвижника, поскольку в них сказываются неукрощенная гордость и самомнение. Невозможно узреть Божественный свет, не укротив сначала страсти. Ведь подвижник — это тот, кто «удерживает бестелесное в пределах телесного дома», а это «подвиг редкий и удивительный».

Обо всем об этом, в частности, говорил Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Вот лишь несколько изречений на этот счет:

  1. «Глубина догматов неисследима, и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться».
  2. «Небезопасно плавать в одежде, небезопасно касаться и Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть».
  3. «Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске».

Исихазм — Православная Вики

Эта статья является частью серии
Православная Духовность
Святые Тайны
Крещение — Миропомазание
Исповедь — Евхаристия
Брак — Рукоположение
Елеосвящение
Трехступенчатый
Катарсис/Очищение
Теория/Озарение
Теозис/Обожение
Исихазм
Непсис — Метанойя
Исихия — Фронема
Мистицизм — Ноус
Аскетизм
Целомудрие — Послушание
Непоколебимость — Пост
Бедность — Монашество
Добродетели
Смирение — Щедрость
Целомудрие — Кротость
Умеренность — Довольство
Усердие
Молитва
Богослужение — Почитание
Молитвенное правило — Иисусова молитва
Реликвии — Крестное знамение
Отцы Церкви
Отцы Апостольские
Отцы Пустынники
Каппадокийцы
Добротолюбие
Лестница Божественного Восхождения
Изменить это поле

Исихазм — мистическая традиция молитвы в Православной Церкви. Очень подробно это описано в «Добротолюбии», цитирование сборнике того, что писали разные святые о молитве и духовной жизни.

Содержание

  • 1 Исихастская практика
    • 1.1 Григорий Палама: защитник исихазма
    • 1.2 Несколько слов из св. Иоанна Лествичника
  • 2 В сравнительном религиоведении
  • 3 См. также
  • 4 Внешние ссылки
  • 5 Каталожные номера

Исихастская практика

Исихазм может включать определенные позы тела и может сопровождаться целенаправленными дыхательными упражнениями. Это включает в себя обретение «внутренней тишины», игнорируя чувства. Исихасты истолковали указание Христа в Евангелии от Матфея «войди в свою комнату, чтобы помолиться» как означающее, что они должны выйти за пределы чувств и уйти внутрь, чтобы помолиться. Исихазм часто включает в себя повторение Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня [грешника]» .

Святитель Феофан Затворник как-то рассказывал, что в его юности были практически запрещены позы тела и техники дыхания, так как вместо обретения Духа Божия люди успевали только «испортить легкие». необходима ссылка

Григорий Палама: защитник исихазма

Исихазм богословски защищался Григорием Паламой примерно на трех отдельных «исихастских соборах» в Константинополе с 1341 по 1351 год. Афон защищал его от нападок Варлаама Калабрийского, который выступал за более интеллектуальный подход к молитве. цитата необходима

Несколько слов из Св. Иоанна Лествичника

Из Шага 6 — О воспоминании смерти в Лестнице Божественного восхождения :

Каждому слову предшествует мысль. И воспоминание о смерти и грехах предшествует плачу и скорби.
Не всякое желание смерти хорошо. Одни, постоянно согрешая по привычке, со смирением молятся о смерти. А некоторые, не желающие покаяться, от безысходности призывают к смерти. А некоторые из чувства собственного достоинства считают себя бесстрастными и до поры до времени не боятся смерти. А некоторые (если таковые теперь найдутся) действием Святого Духа просят об их уходе.
Некоторые вопрошают и недоумевают: «Почему, когда память о смерти так полезна для нас, Бог скрыл от нас знание часа смерти?» – не зная, что таким образом Бог чудесным образом совершает наше спасение. Ибо никто, предузнавший свою смерть, не приступил бы тотчас к крещению или к монашеской жизни; но всякий проведет все дни свои в беззакониях, и только в день своей смерти приблизится к крещению и покаянию. По давней привычке он закрепится в пороке и останется совершенно неисправимым.
И я не могу умолчать об истории Гесихия Горевита. Он провел свою жизнь в полной небрежности, не уделив ни малейшего внимания своей душе. Потом ему стало очень плохо, и на час он скончался. А когда пришел в себя, то умолял нас всех немедленно покинуть его. И устроил он дверь своей келии, и пробыл в ней двенадцать лет, никогда никому не говоря ни слова и ничего не вкушая, кроме хлеба и воды. И, оставаясь всегда неподвижным, он был так восхищен духом увиденным в своем экстазе, что никогда не изменял этому образу жизни, но всегда был как бы не в своем уме и молча лил горячие слезы. Но когда он уже собирался умирать, мы выломали дверь и вошли, и после многих вопросов только это и услышали от него: «Простите меня! .» Мы были поражены, увидев, что тот, кто раньше был таким нерадивым, так внезапно преобразился этой благословенной переменой и преображением. Мы с честью похоронили его на кладбище близ острога, а через несколько дней искали его святые мощи, но не нашли. Итак, истинным и похвальным покаянием Исихия Господь показал нам, что Он принимает тех, кто желает исправиться, даже после долгого небрежения.

В сравнительном религиоведении

Исихастская практика имеет некоторое поверхностное сходство с мистической молитвой или медитацией в восточных религиях (например, буддизм и индуизм, особенно йога), хотя это сходство часто чрезмерно подчеркивается в популярных отчетах. Хотя некоторые цитаты могут сравнить ее с мантрой, использовать Иисусову молитву таким образом — значит нарушать ее цель. Ни в коем случае нельзя относиться к нему как к цепочке слогов, для которых «поверхностное» значение вторично. Точно так же пустое повторение считается бесполезным (или даже духовно вредным) в исихастской традиции. цитата необходима

Эта статья или раздел является заготовкой (т. е. нуждается в дополнительных материалах). Вы можете помочь Православной Вики, набрав , дополнив ее .

См. также

  • Мистицизм
  • Добротолюбие
  • Путь паломника
  • Медитация
  • Молитва
  • Теозис
  • Апофатическое богословие

Внешние ссылки

  • Исихазм
  • Иисусова молитва, очень простое изложение.
  • О практике Иисусовой молитвы
  • Три основных аспекта богословия свт. Григория Паламы
  • Молчание: органическая пища для души, размышление об исихазме и аскезе как органической пище для души.
  • Ресурсная библиотека Иисусовой молитвы, православная библиотека, предоставляющая доступ к избранным ресурсам об Иисусовой молитве0100 (четыре тома)
  • Путь паломника

Исихазм — Православная Вики

Эта статья является частью серии
Православная духовность
Святые Тайны
Крещение — Миропомазание
Исповедь — Евхаристия
Брак — Рукоположение
Елеосвящение
Трехступенчатый
Катарсис/Очищение
Теория/Озарение
Теозис/Обожение
Исихазм
Непсис — Метанойя
Исихия — Фронема
Мистицизм — Ноус
Аскетизм
Целомудрие — Послушание
Непоколебимость — Пост
Бедность — Монашество
Добродетели
Смирение — Щедрость
Целомудрие — Кротость
Умеренность — Удовлетворенность
Усердие
Молитва
Богослужение — Почитание
Молитвенное правило — Иисусова молитва
Реликвии — Крестное знамение
Отцы Церкви
Отцы Апостольские
Отцы Пустынники
Каппадокийцы
Добротолюбие
Лестница Божественного Восхождения
Изменить это поле

Исихазм — мистическая традиция молитвы в Православной Церкви. Очень подробно это описано в «Добротолюбии», цитирование сборнике того, что писали разные святые о молитве и духовной жизни.

Содержание

  • 1 Исихастская практика
    • 1.1 Григорий Палама: защитник исихазма
    • 1.2 Несколько слов из св. Иоанна Лествичника
  • 2 В сравнительном религиоведении
  • 3 См. также
  • 4 Внешние ссылки
  • 5 Каталожные номера

Исихастская практика

Исихазм может включать определенные позы тела и может сопровождаться целенаправленными дыхательными упражнениями. Это включает в себя обретение «внутренней тишины», игнорируя чувства. Исихасты истолковали указание Христа в Евангелии от Матфея «войди в свою комнату, чтобы помолиться» как означающее, что они должны выйти за пределы чувств и уйти внутрь, чтобы помолиться. Исихазм часто включает в себя повторение Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня [грешника]» .

Святитель Феофан Затворник как-то рассказывал, что в его юности были практически запрещены позы тела и техники дыхания, так как вместо обретения Духа Божия люди успевали только «испортить легкие». необходима ссылка

Григорий Палама: защитник исихазма

Исихазм богословски защищался Григорием Паламой примерно на трех отдельных «исихастских соборах» в Константинополе с 1341 по 1351 год. Афон защищал его от нападок Варлаама Калабрийского, который выступал за более интеллектуальный подход к молитве. цитата необходима

Несколько слов из Св. Иоанна Лествичника

Из Шага 6 — О воспоминании смерти в Лестнице Божественного восхождения :

Каждому слову предшествует мысль. И воспоминание о смерти и грехах предшествует плачу и скорби.
Не всякое желание смерти хорошо. Одни, постоянно согрешая по привычке, со смирением молятся о смерти. А некоторые, не желающие покаяться, от безысходности призывают к смерти. А некоторые из чувства собственного достоинства считают себя бесстрастными и до поры до времени не боятся смерти. А некоторые (если таковые теперь найдутся) действием Святого Духа просят об их уходе.
Некоторые вопрошают и недоумевают: «Почему, когда память о смерти так полезна для нас, Бог скрыл от нас знание часа смерти?» – не зная, что таким образом Бог чудесным образом совершает наше спасение. Ибо никто, предузнавший свою смерть, не приступил бы тотчас к крещению или к монашеской жизни; но всякий проведет все дни свои в беззакониях, и только в день своей смерти приблизится к крещению и покаянию. По давней привычке он закрепится в пороке и останется совершенно неисправимым.
И я не могу умолчать об истории Гесихия Горевита. Он провел свою жизнь в полной небрежности, не уделив ни малейшего внимания своей душе. Потом ему стало очень плохо, и на час он скончался. А когда пришел в себя, то умолял нас всех немедленно покинуть его. И устроил он дверь своей келии, и пробыл в ней двенадцать лет, никогда никому не говоря ни слова и ничего не вкушая, кроме хлеба и воды. И, оставаясь всегда неподвижным, он был так восхищен духом увиденным в своем экстазе, что никогда не изменял этому образу жизни, но всегда был как бы не в своем уме и молча лил горячие слезы. Но когда он уже собирался умирать, мы выломали дверь и вошли, и после многих вопросов только это и услышали от него: «Простите меня! .» Мы были поражены, увидев, что тот, кто раньше был таким нерадивым, так внезапно преобразился этой благословенной переменой и преображением. Мы с честью похоронили его на кладбище близ острога, а через несколько дней искали его святые мощи, но не нашли. Итак, истинным и похвальным покаянием Исихия Господь показал нам, что Он принимает тех, кто желает исправиться, даже после долгого небрежения.

В сравнительном религиоведении

Исихастская практика имеет некоторое поверхностное сходство с мистической молитвой или медитацией в восточных религиях (например, буддизм и индуизм, особенно йога), хотя это сходство часто чрезмерно подчеркивается в популярных отчетах. Хотя некоторые цитаты могут сравнить ее с мантрой, использовать Иисусову молитву таким образом — значит нарушать ее цель. Ни в коем случае нельзя относиться к нему как к цепочке слогов, для которых «поверхностное» значение вторично. Точно так же пустое повторение считается бесполезным (или даже духовно вредным) в исихастской традиции. цитата необходима

Эта статья или раздел является заготовкой (т. е. нуждается в дополнительных материалах). Вы можете помочь Православной Вики, набрав , дополнив ее .

См. также

  • Мистицизм
  • Добротолюбие
  • Путь паломника
  • Медитация
  • Молитва
  • Теозис
  • Апофатическое богословие

Внешние ссылки

  • Исихазм
  • Иисусова молитва, очень простое изложение.
  • О практике Иисусовой молитвы
  • Три основных аспекта богословия свт. Григория Паламы
  • Молчание: органическая пища для души, размышление об исихазме и аскезе как органической пище для души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts