Исихазм что это такое: ИСИХАЗМ • Большая российская энциклопедия
Содержание
ИСИХАЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Г. М. Прохоров
ИСИХА́ЗМ (греч. ἡσυχασμός, от глагола ἡσυχάζω – находиться в состоянии покоя, оставаться спокойным, молчать), образ христианского подвижничества, имеющего целью победу над своими страстями и достижение – путём «умного делания» – покоя в душе, позволяющего беспрепятственно с любовью устремляться к Богу.
Соответствующая этой подвижнической практике молитвенно-созерцательная форма жизни распространилась, по крайней мере с кон. 3 – нач. 4 вв., в Палестине, Малой Азии, Египте среди монахов, предпочитавших уединение общежительности. В дальнейшем такой образ монашеского подвижничества – в отшельническом ли одиночестве, в лавре, в разбросанных индивидуальных пещерках или домиках, либо в окружающих храм скитских кельях, – развивался параллельно с киновиальным, общежительным подвижничеством, следующим уставу прп. Пахомия Великого, и взаимодействовал с ним. «Умное делание» исихастов требует знакомства с техникой «введения ума в сердце», сосредоточения внутри себя внимания для различения и искоренения страстей. Практике этого «делания» обучали опытные наставники и спец. лит-ра, среди авторов которой – Евагрий Понтийский, Ефрем Сирин, Нил Синайский (4–5 вв.), Иоанн Лествичник, Дорофей Газский, Исаак Сирин, Анастасий Синаит, Филофей Синаит (9 в.), Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит. Осн. место в исихастской практике занимает Иисусова молитва. Популярность И. в 13–15 вв. в визант. обществе росла вместе с ростом влияния монашества. Попытавшийся добиться осуждения И. как ереси уроженец итал. Калабрии грек Варлаам добился прямо противоположного – его популяризации: в защиту священнобезмолвствующих выступил Григорий Палама, одержавший верх над Варлаамом на Константинопольском соборе (1341). В том же году в Византии началась гражд. война, власть захватили западники – антипаламиты и Палама оказался в тюрьме. После победы в 1347 имп. Иоанна VI Кантакузина исихасты заняли ключевые посты в визант. Церкви, последовал ряд новых «исихастских» соборов (1347, 1351), и учение Григория Паламы было закреплено как общеправославное.
Исихастские споры резко усилили интерес к соответствующей литературе у славян, благодаря чему болгарами и сербами впервые или заново было переведено с греч. яз. большое число книг (Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и др.), пополнивших в 14 – 1-й пол. 15 вв. библиотеки, гл. обр. общежительных монастырей, количество которых быстро росло (благодаря инициативе патриарха-исихаста Филофея Коккина, 1353–1354/55, 1364–76). Изучение состава этих библиотек показывает, что интерес к исихастской лит-ре был свойствен таким их основателям, как прп. Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, падал после их смерти, а в целом смещался из центр. Руси на север: самый высокий и последний его подъём был в Соловецком мон. в 16–17 вв. Первым рус. писателем-исихастом, изложившим в своих сочинениях теорию страстей, был постриженник Кириллова монастыря прп. Нил Сорский (ум. 1508). «Надсловие» и «Пристежение» к его сочинениям, а также трактат «О внутреннем делании» написал его спутник и ученик Иннокентий Комельский. В нач. 17 в. уставом Нила Сорского воспользовался в своём ските Елеазар Анзерский. В 18 в. ушедшие ради скитской жизни из России в Молдавию Василий Поляномерульский и Паисий Величковский тоже пользовались сочинениями Нила Сорского. Заново переводя с греч. яз., Паисий Величковский создал слав. версию сводки исихастских аскетич. сочинений «Филокалии», получившей назв. «Добротолюбие» и оказавшей сильное влияние на духовную жизнь России, в частности в Оптиной пустыни. Во 2-й пол. 20 в. в сфере светской гуманитарной науки возник интерес к И. как к историко-культурному явлению, что существенно расширило представление о влиянии этой монашеской традиции на культуру.
молчальники – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В одном из выпусков Толкового словаря мы разбирали древнегреческое слово ἡ ἡσυχία (hēsyhia), которое значит «покой», «молчание», «тишину», «уединение». Иоанн Лествичник называл молчание матерью молитвы, врагом дерзости, стражем помыслов и соглядатаем врагов.
От слова ἡ ἡσυχία получил название исихазм — знаменитое мистическое движение в монашестве, которое учит «умному деланию» — священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Особенно широкое распространение он получил в Византии в XIV веке от Р. Х.
Исихазм — это, в каком-то смысле, сердце Православия. Если монашество принято считать настоящим выразителем православной духовности, то исихастская традиция — это поистине средоточие или концентрированное выражение духовного опыта православного монашества.
Михаил Нестеров. Молчание. 1903
Исихасты (это слово на русский язык дословно может переводиться как «молчальники», «безмолвники» или «пребывающие в покое») — удивительные монахи-подвижники, которые проходят сложнейший аскетический путь. Целью этого пути (напомним, что по-древнегречески аскеза — это упражнение) является обожение, т. е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.
| Все тексты проекта «Толковый словарь» читайте здесь.
Важнейшей частью исихастской аскетической практики является непрестанное творение подвижником про себя Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Правда, иногда беспрестанное творение про себя «Иисусовой молитвы» представляют как некий универсальный магический ключ, который должен очень быстро и чуть ли не автоматически привести в благодатное состояние даже начинающего подвижника. Такое представление характерно, например, для знаменитых «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу», вышедших в России в конце XIX века. В ней рассказывается, как один странник в России стал беспрестанно произносить про себя «Иисусову молитву» (дело доходило до 12 000 повторений в день), и одно это само по себе очень быстро привело его на вершины мистического опыта (так ему это казалось). Эта книга довольно быстро стала популярной в определенных кругах. Неслучайно, например, что ее с восторгом цитирует увлекавшийся мистическими восточными практиками американский писатель Дж. Сэлинджер в своей повести «Зуи».
Между тем отцы Церкви писали, что на творение «Иисусовой молитвы» должны уйти многие годы, прежде чем она станет «самодвижной», т. е. осуществляться без усилия. Лишь потом, после многолетних аскетических усилий сможет доставлять подвижнику сладость и лицезрение Божественного света. Творить ее всегда нужно с чувством глубокого покаяния и сознания своего недостоинства.
Игнатий Брянчанинов, проанализировавший писания Святых отцов по поводу Иисусовой молитвы, писал: «Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом».
Вообще очень опасно, как говорили отцы Церкви, когда «новоначальные» принимаются за дело, которое под силу лишь уже опытным, далеко продвинувшимся монахам. Восхождение по «лестнице добродетелей» должно быть очень постепенным, крайне осторожным. Мечтания о том, чтобы сразу взлететь на ее вершину, легко могут погубить подвижника, поскольку в них сказываются неукрощенная гордость и самомнение. Невозможно узреть Божественный свет, не укротив сначала страсти. Ведь подвижник — это тот, кто «удерживает бестелесное в пределах телесного дома», а это «подвиг редкий и удивительный».
Обо всем об этом, в частности, говорил Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Вот лишь несколько изречений на этот счет:
- «Глубина догматов неисследима, и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться».
- «Небезопасно плавать в одежде, небезопасно касаться и Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть».
- «Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске».
Исихазм — Православная Вики
Эта статья является частью серии Православная Духовность | |
Святые Тайны | |
Крещение — Миропомазание Исповедь — Евхаристия Брак — Рукоположение Елеосвящение | |
Трехступенчатый | |
Катарсис/Очищение Теория/Озарение Теозис/Обожение | |
Исихазм | |
Непсис — Метанойя Исихия — Фронема Мистицизм — Ноус | |
Аскетизм | |
Целомудрие — Послушание Непоколебимость — Пост Бедность — Монашество | |
Добродетели | |
Смирение — Щедрость Целомудрие — Кротость Умеренность — Довольство Усердие | |
Молитва | |
Богослужение — Почитание Молитвенное правило — Иисусова молитва Реликвии — Крестное знамение | |
Отцы Церкви | |
Отцы Апостольские Отцы Пустынники Каппадокийцы Добротолюбие Лестница Божественного Восхождения | |
Изменить это поле |
Исихазм — мистическая традиция молитвы в Православной Церкви. Очень подробно это описано в «Добротолюбии», цитирование сборнике того, что писали разные святые о молитве и духовной жизни.
Содержание
- 1 Исихастская практика
- 1.1 Григорий Палама: защитник исихазма
- 1.2 Несколько слов из св. Иоанна Лествичника
- 2 В сравнительном религиоведении
- 3 См. также
- 4 Внешние ссылки
- 5 Каталожные номера
Исихастская практика
Исихазм может включать определенные позы тела и может сопровождаться целенаправленными дыхательными упражнениями. Это включает в себя обретение «внутренней тишины», игнорируя чувства. Исихасты истолковали указание Христа в Евангелии от Матфея «войди в свою комнату, чтобы помолиться» как означающее, что они должны выйти за пределы чувств и уйти внутрь, чтобы помолиться. Исихазм часто включает в себя повторение Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня [грешника]» .
Святитель Феофан Затворник как-то рассказывал, что в его юности были практически запрещены позы тела и техники дыхания, так как вместо обретения Духа Божия люди успевали только «испортить легкие». необходима ссылка
Григорий Палама: защитник исихазма
Исихазм богословски защищался Григорием Паламой примерно на трех отдельных «исихастских соборах» в Константинополе с 1341 по 1351 год. Афон защищал его от нападок Варлаама Калабрийского, который выступал за более интеллектуальный подход к молитве. цитата необходима
Несколько слов из Св. Иоанна Лествичника
Из Шага 6 — О воспоминании смерти в Лестнице Божественного восхождения :
- Каждому слову предшествует мысль. И воспоминание о смерти и грехах предшествует плачу и скорби.
Не всякое желание смерти хорошо. Одни, постоянно согрешая по привычке, со смирением молятся о смерти. А некоторые, не желающие покаяться, от безысходности призывают к смерти. А некоторые из чувства собственного достоинства считают себя бесстрастными и до поры до времени не боятся смерти. А некоторые (если таковые теперь найдутся) действием Святого Духа просят об их уходе.
Некоторые вопрошают и недоумевают: «Почему, когда память о смерти так полезна для нас, Бог скрыл от нас знание часа смерти?» – не зная, что таким образом Бог чудесным образом совершает наше спасение. Ибо никто, предузнавший свою смерть, не приступил бы тотчас к крещению или к монашеской жизни; но всякий проведет все дни свои в беззакониях, и только в день своей смерти приблизится к крещению и покаянию. По давней привычке он закрепится в пороке и останется совершенно неисправимым.
И я не могу умолчать об истории Гесихия Горевита. Он провел свою жизнь в полной небрежности, не уделив ни малейшего внимания своей душе. Потом ему стало очень плохо, и на час он скончался. А когда пришел в себя, то умолял нас всех немедленно покинуть его. И устроил он дверь своей келии, и пробыл в ней двенадцать лет, никогда никому не говоря ни слова и ничего не вкушая, кроме хлеба и воды. И, оставаясь всегда неподвижным, он был так восхищен духом увиденным в своем экстазе, что никогда не изменял этому образу жизни, но всегда был как бы не в своем уме и молча лил горячие слезы. Но когда он уже собирался умирать, мы выломали дверь и вошли, и после многих вопросов только это и услышали от него: «Простите меня! .» Мы были поражены, увидев, что тот, кто раньше был таким нерадивым, так внезапно преобразился этой благословенной переменой и преображением. Мы с честью похоронили его на кладбище близ острога, а через несколько дней искали его святые мощи, но не нашли. Итак, истинным и похвальным покаянием Исихия Господь показал нам, что Он принимает тех, кто желает исправиться, даже после долгого небрежения.
В сравнительном религиоведении
Исихастская практика имеет некоторое поверхностное сходство с мистической молитвой или медитацией в восточных религиях (например, буддизм и индуизм, особенно йога), хотя это сходство часто чрезмерно подчеркивается в популярных отчетах. Хотя некоторые цитаты могут сравнить ее с мантрой, использовать Иисусову молитву таким образом — значит нарушать ее цель. Ни в коем случае нельзя относиться к нему как к цепочке слогов, для которых «поверхностное» значение вторично. Точно так же пустое повторение считается бесполезным (или даже духовно вредным) в исихастской традиции. цитата необходима
Эта статья или раздел является заготовкой (т. е. нуждается в дополнительных материалах). Вы можете помочь Православной Вики, набрав , дополнив ее .
См. также
- Мистицизм
- Добротолюбие
- Путь паломника
- Медитация
- Молитва
- Теозис
- Апофатическое богословие
Внешние ссылки
- Исихазм
- Иисусова молитва, очень простое изложение.
- О практике Иисусовой молитвы
- Три основных аспекта богословия свт. Григория Паламы
- Молчание: органическая пища для души, размышление об исихазме и аскезе как органической пище для души.
- Ресурсная библиотека Иисусовой молитвы, православная библиотека, предоставляющая доступ к избранным ресурсам об Иисусовой молитве0100 (четыре тома)
- Путь паломника
Исихазм — Православная Вики
Эта статья является частью серии Православная духовность | |
Святые Тайны | |
Крещение — Миропомазание Исповедь — Евхаристия Брак — Рукоположение Елеосвящение | |
Трехступенчатый | |
Катарсис/Очищение Теория/Озарение Теозис/Обожение | |
Исихазм | |
Непсис — Метанойя Исихия — Фронема Мистицизм — Ноус | |
Аскетизм | |
Целомудрие — Послушание Непоколебимость — Пост Бедность — Монашество | |
Добродетели | |
Смирение — Щедрость Целомудрие — Кротость Умеренность — Удовлетворенность Усердие | |
Молитва | |
Богослужение — Почитание Молитвенное правило — Иисусова молитва Реликвии — Крестное знамение | |
Отцы Церкви | |
Отцы Апостольские Отцы Пустынники Каппадокийцы Добротолюбие Лестница Божественного Восхождения | |
Изменить это поле |
Исихазм — мистическая традиция молитвы в Православной Церкви. Очень подробно это описано в «Добротолюбии», цитирование сборнике того, что писали разные святые о молитве и духовной жизни.
Содержание
- 1 Исихастская практика
- 1.1 Григорий Палама: защитник исихазма
- 1.2 Несколько слов из св. Иоанна Лествичника
- 2 В сравнительном религиоведении
- 3 См. также
- 4 Внешние ссылки
- 5 Каталожные номера
Исихастская практика
Исихазм может включать определенные позы тела и может сопровождаться целенаправленными дыхательными упражнениями. Это включает в себя обретение «внутренней тишины», игнорируя чувства. Исихасты истолковали указание Христа в Евангелии от Матфея «войди в свою комнату, чтобы помолиться» как означающее, что они должны выйти за пределы чувств и уйти внутрь, чтобы помолиться. Исихазм часто включает в себя повторение Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня [грешника]» .
Святитель Феофан Затворник как-то рассказывал, что в его юности были практически запрещены позы тела и техники дыхания, так как вместо обретения Духа Божия люди успевали только «испортить легкие». необходима ссылка
Григорий Палама: защитник исихазма
Исихазм богословски защищался Григорием Паламой примерно на трех отдельных «исихастских соборах» в Константинополе с 1341 по 1351 год. Афон защищал его от нападок Варлаама Калабрийского, который выступал за более интеллектуальный подход к молитве. цитата необходима
Несколько слов из Св. Иоанна Лествичника
Из Шага 6 — О воспоминании смерти в Лестнице Божественного восхождения :
- Каждому слову предшествует мысль. И воспоминание о смерти и грехах предшествует плачу и скорби.
Не всякое желание смерти хорошо. Одни, постоянно согрешая по привычке, со смирением молятся о смерти. А некоторые, не желающие покаяться, от безысходности призывают к смерти. А некоторые из чувства собственного достоинства считают себя бесстрастными и до поры до времени не боятся смерти. А некоторые (если таковые теперь найдутся) действием Святого Духа просят об их уходе.
Некоторые вопрошают и недоумевают: «Почему, когда память о смерти так полезна для нас, Бог скрыл от нас знание часа смерти?» – не зная, что таким образом Бог чудесным образом совершает наше спасение. Ибо никто, предузнавший свою смерть, не приступил бы тотчас к крещению или к монашеской жизни; но всякий проведет все дни свои в беззакониях, и только в день своей смерти приблизится к крещению и покаянию. По давней привычке он закрепится в пороке и останется совершенно неисправимым.
И я не могу умолчать об истории Гесихия Горевита. Он провел свою жизнь в полной небрежности, не уделив ни малейшего внимания своей душе. Потом ему стало очень плохо, и на час он скончался. А когда пришел в себя, то умолял нас всех немедленно покинуть его. И устроил он дверь своей келии, и пробыл в ней двенадцать лет, никогда никому не говоря ни слова и ничего не вкушая, кроме хлеба и воды. И, оставаясь всегда неподвижным, он был так восхищен духом увиденным в своем экстазе, что никогда не изменял этому образу жизни, но всегда был как бы не в своем уме и молча лил горячие слезы. Но когда он уже собирался умирать, мы выломали дверь и вошли, и после многих вопросов только это и услышали от него: «Простите меня! .» Мы были поражены, увидев, что тот, кто раньше был таким нерадивым, так внезапно преобразился этой благословенной переменой и преображением. Мы с честью похоронили его на кладбище близ острога, а через несколько дней искали его святые мощи, но не нашли. Итак, истинным и похвальным покаянием Исихия Господь показал нам, что Он принимает тех, кто желает исправиться, даже после долгого небрежения.
В сравнительном религиоведении
Исихастская практика имеет некоторое поверхностное сходство с мистической молитвой или медитацией в восточных религиях (например, буддизм и индуизм, особенно йога), хотя это сходство часто чрезмерно подчеркивается в популярных отчетах. Хотя некоторые цитаты могут сравнить ее с мантрой, использовать Иисусову молитву таким образом — значит нарушать ее цель. Ни в коем случае нельзя относиться к нему как к цепочке слогов, для которых «поверхностное» значение вторично. Точно так же пустое повторение считается бесполезным (или даже духовно вредным) в исихастской традиции. цитата необходима
Эта статья или раздел является заготовкой (т. е. нуждается в дополнительных материалах). Вы можете помочь Православной Вики, набрав , дополнив ее .
См. также
- Мистицизм
- Добротолюбие
- Путь паломника
- Медитация
- Молитва
- Теозис
- Апофатическое богословие
Внешние ссылки
- Исихазм
- Иисусова молитва, очень простое изложение.
- О практике Иисусовой молитвы
- Три основных аспекта богословия свт. Григория Паламы
- Молчание: органическая пища для души, размышление об исихазме и аскезе как органической пище для души.