Исповедоваться и причаститься как правильно: Как исповедаться и причаститься? Боюсь. – Православный журнал «Фома»

Разное

Как исповедаться и причаститься? |

То, что написано ниже, адресовано тем, кто собирается впервые приступить к таинствам Исповеди и Причащения по собственному желанию или по совету знакомых, и, возможно, имеет на этот счет какие-либо вопросы и сомнения.

ИСПОВЕДЬ

Итак, в первую очередь, нам нужно понимать, что Исповедь — это таинство примирения с Богом. Во время Исповеди кающийся в присутствии священника, выступающего в роли свидетеля, открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося.

Примириться с Богом — это значит прекратить жить так, как Бог считает неправильным и даже губительным для нас, затем узнать о том, какими Он хочет нас видеть и начать жить так, чтобы Богу своими поступками и всей своей жизнью угодить.

Воля Божия т.е. мнение Бога о том, каким образом мы должны жить и поступать, выражена в Заповедях. Проще всего познакомиться с содержанием и смыслом Заповедей, а также с тем, какими поступками мы, современные люди, можем нарушить эти Заповеди, можно с помощью книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» — то есть здесь и здесь

Важно отличать исповедь от доверительной беседы со священником, во время которой вы можете обсудить какие-либо подробности своей жизни, задать вопросы и получить на них ответы. Хотя какие-то вопросы и можно решить во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше договориться со священником об отдельной личной беседе.

Что нужно, чтобы подготовиться к первой в своей жизни осознанной исповеди?

  • Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
  • Говорить на исповеди только о грехах, причем — собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их и вовсе было невозможно. Необходимо помнить, что грех — это практически всегда плод личного выбора.
  • Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите. Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, но только порадуется обращению человека от греха на путь праведности.
  • Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, зачем же ему каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен в другую сторону? В- третьих, Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а не бесконечного копания в повседневных мелочах. Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.
  • Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то с исповедью стоит повременить. Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.
  • Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Исповедь в нашем храме совершается на вечерних богослужениях (начало вечернего богослужения в 17:00) — в будни во время вечернего богослужения, в субботу вечером — по его окончании. Если есть необходимость, особенно в том случае, если вы приступаете к исповеди впервые, вы можете лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для индивидуальной исповеди.

Существуют специальные молитвы, которые помогают подготовиться к исповеди. Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Об этой подготовке — ниже.

Не забывайте, что участие в таинстве Исповеди должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.


ПРИЧАЩЕНИЕ

Что такое Святые Христовы Тайны и что такое Таинство Причастия?

Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые «прелагаются» (т. е. претворяются) хлеб и вино во время совершения епископом или священником Божественной Литургии в храме Силою действия Божественной Благодати Святого Духа, оставаясь при этом по виду хлебом и вином.

Причащение Тела и Крови Христовых является важнейшим таинством Церкви, в котором верующий соединяется с Самим Богом. Принимая во внимание величие этого таинства, мы тщательно и с благоговением готовимся к нему.

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушает Самих Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней Тайной Вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; потом взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: «пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. сие творите в Мое воспоминание» (из Евангелия). Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его: то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53). Сущность этого таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову и служат для причащающихся духовною пищею и залогом вечного блаженства. Мы причащаемся, чтобы соединиться со Христом, чтобы и после смерти быть с Ним, потому что кто не соединиться со Христом здесь, не сможет быть с Ним в вечности.

Из чего состоит подготовка ко причащению?

Подготовка к причастию включает сугубую молитву, пост, раскаяние в грехах и участие в богослужении.

Сугубая молитва: это Последование ко святому причащению

Пост: его длительность и строгость необходимо заранее обсудить со священником.

Раскаяние в грехах: это исповедь накануне причастия.

Участие в богослужении: Имеется в виду богослужение суточного круга — вечернее богослужение накануне дня причастия и Литургия.

Все остальные варианты ослабления степени подготовки ко причащению — исповедь за несколько дней до причастия, неучастие в вечернем богослужении (даже по уважительной причине), неполная молитва и ограничение поста перед причастием являются недопустимыми и разрешаются в крайних или особенных случаях по обязательному согласованию со священником.

Каковы необходимые условия причащения?

Существует несколько условий, без выполнения которых причащение невозможно: Эти условия — истинная вера, покаянный и сокрушенный настрой сердца человека, мир со всеми, и жажда причаститься Тела и Крови Христовых.

Как часто нужно причащаться?

Все мы, православные христиане, должны стараться причащаться не реже, чем раз в три воскресных дня. Постепенно нужно стремиться к тому, чтобы причащаться каждый воскресный день. Но в любом случае необходимо внимательно относиться к внутреннему настрою и внутренней подготовке ко Святому причащению.

Как молиться перед причастием?

В целом всем рекомендуется накануне причастия прочитать три канона (канон Иисусу Христу, канон Божией Матери и канон Ангелу Хранителю) и Последование ко Святому Причащению, за исключением тех прихожан, которые очень давно в Церкви и очень давно и часто причащаются. Но правильнее всего состав молитвенного правила перед причастием каждому согласовать с духовником (или любым священником в храме).

Последование ко Святому Причащению

Как соблюдать пост перед причащением?

Подготовка ко Причастию предусматривает пост в течение нескольких дней. Мера и длительность такого поста определяется индивидуально с духовником (священником) в зависимости от различных обстоятельств и степени воцерковленности христианина. Пост состоит не только в воздержании от скоромной пищи, но и от развлечений, пустых разговоров и пр. В самый день причащения с полуночи предусмотрено полное воздержание от пищи и пития.

Дополнительная информация:

Об участии верных в Евхаристии

Протопресвитер Александр Шмеман. Значение приготовления к Причастию

Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Беседа со священником Вадимом Леоновым / Православие.Ru

Предлагаем вниманию наших читателей беседу кандидата
богословия Валерия Духанина с преподавателем Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской
Духовной семинарии, доцентом, священником Вадимом Леоновым
на тему «Реформация литургических традиций Русской
Православной Церкви».



— Отец Вадим, давайте обсудим
очень важную тему — значение таинства Покаяния
или Исповеди в духовной жизни современного
православного христианина. Иногда даже в церковных
средствах массовой информации начинают высказываться
мнения, будто бы современная практика Исповеди
ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда
возникнет внутренняя потребность, а причащаться нужно
почаще, желательно на каждой литургии, при каждом
посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в
церковной практике совершение этих Таинств. Что вы
можете сказать, отец Вадим, о значении таинства
Исповеди?

— Могу сказать лишь то, о чем веками свидетельствует
Церковь: Покаяние — это одно из семи важнейших
Таинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни
человека и его спасение. Без Покаяния спасение невозможно.
Это фундамент духовной жизни. Святые отцы называют
таинство Покаяния вторым Крещением, ибо в нем очищается и
возрождается душа человеческая и становится способной
принимать благодатные дары других церковных Таинств, в том
числе и Евхаристии. Кто в какой-то мере игнорирует это
Таинство или пренебрегает им, а такие тенденции в наше
время стали появляться, тот рискует всю свою духовную
жизнь превратить в лицемерный фарс.

Я думаю, что эти стремления принизить значение Исповеди
для духовной жизни христианина возникли в православной
среде под влиянием протестантизма на церковное сознание. К
сожалению, протестантизм на Западе деформировал сознание
католицизма, а теперь добрался и до Православия.
Исповедь  — необходимое условие для того,
чтобы душу привести в бого­угодное состояние. Мы
читаем у святых отцов отом, что вся ­духовная
жизнь человека зиждется на Покаянии. Исповедь — это
главное средство для глубокого Покаяния. Святитель Игнатий
Брянчанинов в своих творениях отмечал, что значение
Исповеди в жизни православного христианина возрастает и
будет возрастать, поскольку люди все реже используют
другие духовные средства. Мы не умеем молиться и не
проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко
поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и
Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас
можно брать голыми руками.

— Но здесь возникает сразу вопрос: я же могу
покаяться дома во время личной молитвы, зачем необходима
Исповедь в церкви?

— Давайте сразу разведем эти понятия — личное
покаяние, которое, несомненно, слышит Господь, и церковная
Исповедь как таинство. Да, Господь слышит и часто прощает
человеку многие грехи, оплаканные им в личной молитве. И
когда мы в Церкви говорим: «Господи, помилуй»,
— Господь нам многое прощает. И тем не менее это не
заменяет таинства Исповеди, потому что человеку необходимо
не только получить прощение грехов, но и требуется
благодать для уврачевания греховной раны и еще необходима
благодатная сила, чтобы содеянный грех больше не
повторялся. Эти дары подаются в церковной Исповеди, в этом
величайшем Таинстве духовного возрождения, поэтому оно
крайне необходимо в жизни христианина. Скажу по своему
опыту: когда я учился в семинарии, у меня была возможность
в Троице-Сергиевой лавре каждую неделю исповедоваться, и я
помню свое внутреннее состояние тогда, насколько глубоко и
тонко переживалось все греховное в личной жизни и легче
было этому противостоять. Потом наступил другой период в
жизни, когда я стал исповедоваться реже, может быть, раз в
две-три недели. И это уже было другое состояние. Как будто
бы все мои органы чувств огрубели и притупились. Сознанием
грех фиксируется, а внутренних сил для сопротивления
меньше. Человеку, который сомневается в истинности,
действенности и пользе Исповеди, предлагаю на личном опыте
попробовать, что это такое, подойдя к ней предельно
ответственно и серьезно.

— Но, отец Вадим, а как же говорят, что в
некоторых других Поместных Православных Церквах, скажем в
Греции, бывает, что верующие причащаются регулярно, а
исповедуются не так часто. Хотя одновременно надо
признать, что в греческих монастырях большое внимание
уделяется частой регулярной Исповеди. В связи с этим мне
вспоминается труд сербского профессора Владеты Еротича,
который пишет, что для достойного Причащения надо
прибегать к регулярной Исповеди, чтобы Исповедь
обязательно предшествовала Причастию. Но как быть, когда
нам ставят в пример практику других Церквей, где не
обязательно исповедуются перед причащением. Так, может
быть, и нам не надо исповедоваться?

— В Русской Православной Церкви существует
замечательная традиция исповедоваться перед каждым
Причастием, и дай Бог, чтобы она сохранялась еще
долгое-долгое время. Конечно же, в этом вопросе есть свои
нюансы. Здесь не может быть формального подхода. Но если
говорить в общем, Исповедь перед Причастием — это
очень важный и полезный духовный принцип. Да,
действительно, в некоторых Поместных Церквах эта практика
выглядит немного иначе, чем у нас. Порой сравнивают
русскую традицию с греческой, где на Исповедь люди идут
тогда, когда они ощущают в этом потребность. Надо
отметить, что история возникновения этой традиции в Греции
— отдельный специальный и неоднозначный вопрос.
Например, в XIV в. свт. Григорий Палама в своей проповеди
«О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо
указывает на необходимость Исповеди перед Причастием:
«Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря
Исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и
связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем
исправиться по правилу благочестия, мы приступаем [к
Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на
вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и
терпение Его к нам». Подробное обсуждение истории
возникновения разобщенной практики Исповеди и Причастия в
грекоязычной среде выходит за рамки нашей беседы.
Согласимся с тем, что она сейчас реально существует. Но,
почему эта традиция, на мой взгляд, не применима в
современной церковной жизни в России? Прежде всего потому,
что греческий народ не пережил такой период безбожия,
который достался нам. Современные греки вырастают в
православных семьях. В большинстве своем они знают, что
такое грех и что такое добродетель. У них Православие
— это государственная религия. Их воспитывают в
православных традициях уже несколько поколений, и эта
традиция не прерывалась. Поэтому в их сознании многие
важные принципы духовной жизни укоренены с детства. Им без
особых наставлений понятно, что если я сегодня согрешил,
то мне нельзя сегодня причащаться, необходимо пойти к
духовнику на Исповедь.

В нашем Отечестве, которое пережило страшный период
гонения на Церковь, люди искренне потянулись в храм. Это
замечательно. Но в силу своей духовной неосведомленности в
большинстве своем не понимают тяжести совершаемых ими
грехов, чаще всего вообще их не видят. Сейчас издается
много православной литературы — это прекрасно, но
много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к
храму? Современный человек читает очень мало, поэтому
просветительские возможности печатной продукции не стоит
переоценивать. В такой ситуации без обязательной
Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник
многократно сталкивался с такими примерами: человек
приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе
блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка,
благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек
говорит это искренне, он не намерен причаститься в
осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной
жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более
распространенный пример: человек не видит в себе ни одного
греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без
малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой
Чаше. Если бы у нас не существовало традиции
исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где
поможет таким людям? Давайте вспомним грозные слова
апостола Павла о недостойном причащении: «кто
будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно,
виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает
же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и
пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест
и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало
умирает»
(1 Кор. 11, 27–30). Если мы хоть
ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к
чему они нас приведут? К Исповеди. Если сейчас отвергнуть
принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить
всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из
личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери,
которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу,
положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки,
ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за
пригорком огород — иди трудись, питайся и живи
богоугодно.

Конечно же, принципом взаимосвязи Исповеди и Причастия
необходимо пользоваться с рассуждением, как сказано в
Евангелии: «суббота для человека, а не человек
для субботы»
. В церковной жизни есть периоды,
когда взаимосвязь между Исповедью и Причастием может быть
не столь однозначной. Например, в период Страстной
седмицы, когда идут длительные напряженные богослужения и
многие прихожане ревностно посещают их. В это время во
многих храмах благоразумно предлагается прихожанам
поисповедоваться в течение Страстной седмицы и далее
причащаться и в Великий Четверток, и на Святую Пасху, так
же предлагается причащаться и на Светлой седмице. Однако
эту практику механически переносить на весь церковный год,
мне кажется, было бы необдуманно и неправильно.

— Иногда как раз и слышны такие голоса, что вот
сколько раз ни пришел в храм, на литургию, столько и
причащайся. А исповедоваться — ну, может, два раза в
год или еще реже. И еще говорят: но ведь священники, когда
служат литургию, они ведь редко перед этим
исповедуются?

— Вопрос о частоте причащения очень важный и сугубо
личный. Здесь не может быть простых штампованных ответов.
В церковной традиции есть некие общие правила, но они не
являются строгим шаблоном для всех без исключения. Этот
вопрос необходимо решать индивидуально на Исповеди.
Святитель Иоанн Златоуст ясно выразил основное условие для
периодичности Причащения: «Одно только время для
приступания к Тайнам и Причащения — чистая
совесть», а Исповедь — это главное средство
для очищения совести. В церковной жизни приходится
сталкиваться с самыми разными примерами. Есть такие люди,
которые раз в году готовятся, исповедуются и причащаются.
Это, конечно, мало, но и тому надо радоваться и молиться,
чтобы из этой искры возгорелось пламя любви ко Господу.
Понятно, что для таковых Причастие без тщательной Исповеди
быть не может. Есть те, кто проявляет усердие в каждом
многодневном посте — тоже, слава Богу, укрепи их,
Господи, и для них Исповедь необходима перед Причастием.
Есть такие, кто готовится и причащается раз в месяц или на
каждый двунадесятый праздник или не реже чем раз в три
недели — замечательно, да не ослабнет их усердие, но
без регулярной Исповеди перед Причастием оно едва ли
сохранится. Некоторые христиане проявляют особое усердие и
стремятся причащаться даже каждый воскресный день. Если
это совершается не как дань литургической
«моде», не как некая «обновленческая
повинность», не как привычка, но по благословению
духовника «со страхом Божиим и верою…»,
то, несомненно, и они пожнут свой благой плод. Если
прихожанин находится в регулярном общении со своим
духовником, возможны и немного иные формы взаимосвязи
Исповеди и Причастия, но несомненно, что Исповедь
должна быть частой
. Впрочем, последний пример касается
достаточно опытных христиан, «у которых чувства
навыком приучены к различению добра и зла»
(Евр.
5, 14).

Священники — это, по идее, люди из разряда опытных
христиан. Кроме этого, специфика священнического служения
часто такова, что он не имеет возможности исповедоваться
перед каждой литургией, например, если он один на приходе.
В таких ситуациях священники исповедуются при любой другой
возможности. Миряне часто не видят, как священнослужители
перед Причастием исповедуются в алтаре друг другу, и
потому думают, что священники это делают очень редко. Не
будем забывать, что священникам в таинстве Рукоположения
даруется благодать «…немощная врачующая и
оскудевающее восполняющая…», которую не имеют
миряне и в силу которой священник имеет возможность
совершать литургию, и, соответственно, причащаться более
часто, чем миряне. За эти дары и возможности он несет
ответственность перед Богом несравнимо большую, чем
кто-либо из мирян — «от всякого, кому дано
много, много и потребуется, и кому много вверено, с того
больше взыщут»
(Лк. 12, 48). Поэтому никогда в
Церкви духовная жизнь мирянина и священника не
рассматривалась совершенно одинаково.

— Спасибо, отец Вадим, за ответ. Об этом были
глубоко содержательные статьи в журнале «Благодатный
Огонь». Но давайте рассмотрим такую ситуацию.
Допустим, когда люди хотят причаститься, они идут вначале
на Исповедь, стоят в очереди, ожидают, когда подойдут к
батюшке, все расскажут, потом примут отпущение грехов. Не
служит ли в таком случае Исповедь препятствием для более
глубокого усвоения литургии, когда надо постоять, вникнуть
в молитвы? Что вы скажете? Такие мнения высказываются в
наши дни.

— Проблема, которую вы обозначили, не
вероучительная, не каноническая, не литургическая, а чисто
организационная. Просто надо упорядочить приходскую жизнь
в храме, в том числе и Исповедь, найти для этого место и
время. Святейший Патриарх благословил, чтобы в каждом
храме были дежурные священнослужители, нужно объявить об
этом людям, сказать, что в такие-то дни у нас находится
дежурный священник, приходите, исповедуйтесь. Не
обязательно Исповедь совершать только во время всенощной
или перед литургией и уж крайне нежелательно во время
литургии. Кроме этого, священники могут наставить кающихся
так, чтобы они, исповедуясь, выражали суть греховного
поступка и реально приносили раскаяние в том, что
совершили, а не просто пересказывали свою жизнь, не
оставляя времени исповедоваться другим. В этом случае
исповедь будет содержательной, действенной, принесет
пользу и не будет занимать очень много времени.

— Но вот как бывает, что из этой чисто
организационной проблемы иногда делают выводы иного
характера, говорят: давайте вообще отменим Исповедь,
главное, почаще причащаться, а уж Исповедь — это
нечто второстепенное; давайте разделим эти два Таинства.
Хотя мы знаем, что Таинства Крещения и Миропомазания
неразрывно следуют одно за другим, и вообще в Церкви
Таинства связаны друг с другом. Мне кажется, что здесь
нельзя так просто разрывать. Иногда так вот и говорят:
причащайтесь почаще, а уж Исповедь… по
необходимости. Хотя в письмах архимандрита Иоанна
(Крестьянкина) мы читаем: «Причащаться без исповеди
нельзя». Что вы можете сказать в этом отношении?

— Если разобщить Исповедь и Причастие, то, без
сомнений, люди будут меньше исповедоваться. Сомневаюсь,
что это принесет им пользу, но от этого удобнее всего
будет нам, священникам, потому что Исповедь —
это самое тяжелое Таинство в Церкви для
священнослужителей. Почему? Представьте, что в течение
нескольких часов вам люди высказывают свои грехи и боль, и
это делается несколько дней в неделю. Они не просто
каются, но нуждаются в вашем сострадании и совете. Без
благодати Божией это перенести невозможно. Это очень
тяжело. Поэтому понятно, что в решении данного вопроса
кто-то по-человечески пытается найти более легкие пути.
Признаюсь, мне самому порой приходят такие мысли, но при
этом сразу вспоминается фраза из Священного Писания:
«горе пастырям, которые пасли себя самих! не
стадо ли должны пасти пастыри?»
(Иезек. 34, 2).

Необходимо отметить, что эту проблему уже обозначил
Святейший Патриарх Алексий на двух Епархиальных собраниях,
которые проходили в Москве. Он обратил внимание на
странную практику, возникшую в некоторых московских
приходах. В частности, на Епархиальном собрании 2005 года
он сказал: «Кроме того, от прихожан требуют, чтобы
они причащались как можно чаще, не менее одного раза в
неделю. На робкие возражения верующих, что сложно
еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин,
такие священники утверждают, что всю ответственность они
берут на себя. В результате теряется свойственное
православным людям благоговение и страх Божий пред Святым
Причастием. Оно становится чем-то привычным, обычным и
будничным». На следующем Епархиальном собрании в
2006 г. Святейший Патриарх опять обратился к этой теме. В
одной из записок ему задали такой вопрос: «На
прошлом Епархиальном собрании Вы, Ваше Святейшество,
предупреждали об опасности потери благоговения к Святым
Тайнам при очень частом причащении, например один раз в
неделю. Та же самая озабоченность выражается в
Православном Катехизисе святителя Московского Филарета,
который рекомендует мирянам причащаться не чаще одного
раза в месяц. Те же опасения можно найти в трудах
святителя Феофана Затворника и последних Глинских старцев.
Почему же по-прежнему в некоторых московских храмах,
несмотря на Ваши предупреждения, практикуется еженедельное
и даже более частое причащение мирян, в результате чего
прихожане теряют благоговение и страх перед Святым
Таинством?» Святейший Патриарх ответил:
«Видимо, те, кто допускает такую практику, незнакомы
с Православным Катехизисом святителя Филарета, а также с
трудами святителя Феофана Затворника и не проявляет
желания с ними ознакомиться». Мне кажется, что
реформаторам в этой области необходимо прислушаться к
словам Святейшего Патриарха.

В заключение скажу, что Церковь Православная — это
великая наследница Христа и Апостолов, а Православие
— это неоценимое сокровище, которому мы, по милости
Божией, оказались причастны. Однако значимость духовного
опыта Православия осознается не столько через отвлеченные
рассуждения и богословствования, сколько через личный опыт
жизни. Если у нас есть вопросы или сомнения в отношении
того или иного церковного утверждения или традиции, то
надо войти в нее, вжиться, начать жить в соответствии с
этим учением. Только тогда откроется, насколько глубока и
духоносна практика православной жизни, и все вопросы
снимутся сами собой.

Со священником Вадимом Леоновым
беседовал Валерий Духанин

Что значит недостойно причащаться?

Во всех церквях, которые я посещал, соблюдению Вечери Господней (причастия) предшествует время самоанализа, обычно с торжественным предупреждением пастора. В некоторых культурах есть время исповеди, когда люди встают или выходят вперед и исповедуются в совершенных ими грехах и/или просят прощения у других в собрании. Хотя христианам, безусловно, полезно распознавать грехи в своей жизни и каяться в них, Библия не делает этого требованием для участия в общении. Библейский отрывок, который вызывает сомнение по этому поводу, — это 1 Коринфянам 11: 17-34 (ASV):

Но, давая вам это поручение, я не хвалю вас за то, что вы собрались вместе не к лучшему, а к худшему. 18 Ибо, во-первых, когда вы собираетесь в церковь, я слышу, что между вами существуют разделения; и я отчасти верю в это. 19 Ибо между вами должны быть и разногласия, чтобы явились между вами одобренные. 20 Итак, когда вы собрались вместе, невозможно есть вечерю Господню: 21 ибо в еде каждый берет перед [другим] свой ужин; и один голоден, а другой пьян. 22 Что, у вас нет домов, где можно есть и пить? или презираете церковь Божию и унижаете неимущих? Что мне сказать тебе? мне тебя похвалить? В этом я не хвалю вас. 23 Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб; 24 и возблагодарив, преломил и сказал: сие есть тело Мое, которое для вас; сие сотворите в воспоминание обо мне. 25 Подобным образом и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови: сие творите, когда будете пить [ее], в память обо мне. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из чаши, вы возвещаете смерть Господа, доколе Он придет. 27 Посему, кто будет есть хлеб или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. 28 Но пусть испытает себя человек, и так пусть ест от хлеба и пьет из чаши. 29 Ибо кто ест и пьет, тот ест и пьет осуждение себе, если не различает тела. 30 По этой причине многие из вас немощны и больны, и немало спит. 31 Но если мы познали себя, то не должны быть судимы. 32 Но когда мы судимы, мы наказываемся от Господа, чтобы мы не были осуждены с миром. 33 А потому, братья мои, когда вы собираетесь вместе есть, ждите друг друга. 34 Если кто голоден, пусть ест дома; чтобы ваше собрание было не на суд. А остальное я приведу в порядок, когда приду.

Немного исторического контекста необходимо, чтобы понять инструкции Пола. Коринфская церковь состояла из множества поместных домашних церквей, в каждой из которых был свой пастырь. Эти небольшие общины периодически собирались вместе на совместном собрании. Это собрание включало в себя общую трапезу (вероятно, называемую Вечерей Господней или, возможно, «праздником любви» [ἀγάπη], как в Иуд. 12), и таинство причастия соблюдалось как часть этой трапезы. У этой практики был хороший исторический прецедент: когда Господь впервые установил таинство причащения со Своими учениками, хлеб преломлялся во время еды, а чаша выпивалась после еды.

В то время как Павел, должно быть, лично руководил празднованием Вечери Господней, когда он основал коринфскую церковь, церковь сильно извратила это таинство из-за своего эгоизма, до такой степени, что Павел говорит им в стихе 17, что им будет лучше вообще не проводить свои совместные богослужения, чем проводить их как есть. Проблема в том, что некоторые люди (скорее всего, богатые) поглощали еду и напитки во время еды, а другие (вероятнее всего, бедные) голодали. Предположительно во время трапезы съедали церемониальный хлеб, а после трапезы выпивали чашу, хотя Павел чувствовал необходимость дать особые указания и по этому поводу. Те, кто ел и пил с жадностью, отказываясь разделить свою пищу с другими верующими, издевались над тем, что должно было быть торжественным воспоминанием о смерти Христа и их соединении с телом Христовым (церковью).

Исправление Павла состоит, прежде всего, в том, чтобы съесть что-нибудь дома, если кто-то сильно голоден (ст. 26, 34), чтобы всем хватило еды за общей трапезой. Затем, когда все собрание разделяет трапезу, люди должны проявлять почтение к другим и следить за тем, чтобы каждый получил что-нибудь поесть (ст. 33). Вечеря Господня должна быть отпразднована должным образом, с формальным вкушением хлеба во время еды и выпивкой из чаши после нее (ст. 23-28). Наконец, Павел торжественно предостерегает от ненадлежащего соблюдения таинства причастия, поскольку ненадлежащее соблюдение привело к смерти и болезни многих коринфских христиан. Поскольку Бог очень серьезно относится к злоупотреблению Вечерей Господней, Павел повелевает каждому человеку в церкви проверять себя, когда он причащается, чтобы убедиться, что он делает это правильно (ст. 27-32).

Один из вопросов толкования этого отрывка заключается в том, что значит «есть хлеб или пить чашу Господню недостойным образом» (ст. 27). В коринфском собрании есть и пить недостойно означало есть и пить чрезмерно за общей трапезой, в результате чего другие братья голодали. Можно было бы представить себе и другие виды недостойного причащения, но речь идет только о грехе в том способе причащения, о котором говорится. Обратите внимание, Павел не говорит, что вам лучше не причащаться, чем участвовать в неисповеданном грехе в вашей жизни, и он не говорит: «исповедуйтесь в своих грехах, прежде чем причащаться». Он только предостерегает от греха в том виде, в котором соблюдается причастие.

Следует подчеркнуть, что речь идет о приобщении недостойным образом, а не в недостойном состоянии. Речь идет о недостойном поведении, а не о недостойном человеке. Вот что говорится в ст. 27. Стих 29 указывает на то, что это грех, когда не обращаются с Телом Христовым — церковью — должным образом (ср. 1 Кор. 10:17). Несмотря на все моральные проблемы в Коринфе, Павел никогда не говорит коринфянам, что они должны покаяться в своей безнравственности, прежде чем они смогут причаститься.

Прочитайте отрывок еще раз, если вы не уверены. Павел нигде не говорит, что истинный христианин не должен при определенных обстоятельствах участвовать в общении. (Примечание: я думаю, что в той культуре детям не разрешалось участвовать ни в крещении, ни в причастии до совершеннолетия; также лицам, находящимся под церковной дисциплиной, запрещалось посещать церковные собрания до тех пор, пока они не покаются, и поэтому они не могли участвовать в церковных собраниях. причастие.) Поэтому для пастора небиблейски говорить, что люди с «неисповеданными грехами» не должны участвовать в причастии. Причастие, как и крещение, является таинством для каждого верующего в Господа Иисуса Христа, а не только для элитного класса «духовных» верующих. (Многие церкви и пасторы также отказываются крестить новых или незрелых верующих и будут крестить только тех христиан, которые, как считается, достигли определенного уровня духовной зрелости.)

В стихе 28 Павел не говорит: «Не ешь от хлеба и не пей из чаши, если в твоей жизни есть неисповеданный грех». Вместо этого он говорит, что когда вы причащаетесь, вам нужно проверить себя, чтобы убедиться, что вы делаете это правильно. Это исследование не является глубоким самоанализом, который включает в себя припоминание и исповедание каждого греха, о котором только можно подумать. Вместо этого это краткое рассмотрение того, действительно ли человек правильно обращается с другими во время причастия. Если есть проблема, решение не в том, чтобы «пропустить стихию», а в том, чтобы исправить свою манеру причащения прямо здесь и сейчас. Павел никогда не рекомендует, чтобы верующий не участвовал в причастии или чтобы церковь запрещала недуховным верующим участвовать в причащении. Только неверующим запрещено участвовать в причащении, так как причастие означает приобщение к Телу Христову (1 Кор. 10:16-17).

В Ветхом Завете эквивалентом недостойного причащения является священник, возносящий воскурения без повеления (Лев. 10:1-2), или кто-то, не являющийся левитом, приносящий жертву или воскуряющий воскурения (1 Цар. 13). :7-13; 2Пар 26:16-21). Вопрос в таких случаях заключается в том, как совершается ритуал, а не в общих грехах в жизни молящегося.

Неправильное толкование 1 Коринфянам 11:27-32 причинило много ненужных страданий христианам и заставило многих напрасно отказаться принять участие в этом таинстве, когда они могли и должны были это сделать. Некоторые люди задаются вопросом, достаточно ли они хороши, чтобы причащаться. Часто именно люди с самой острой чувствительностью к греху и наибольшим страхом перед Богом решают, что они недостойны причащаться, тогда как на самом деле эти люди могут быть самыми духовными членами собрания. На оборотной стороне медали есть люди, которые привычно пропускают причастие, потому что не хотят расставаться с конкретными грехами, и думают, что пропуская причастие, они могут продолжать жить в этих грехах, не испытав Божьего наказания. Я слышал, как некоторые пастыри называли конкретные грехи и заявляли, что те, кто совершил эти грехи, не могут участвовать в причастии. Все это совершенно не по-библейски. Нет никакого греха, который фактически препятствовал бы истинному христианину участвовать в общении, за исключением греха в самой манере участия. Христос повелел Своим последователям соблюдать таинство причастия («сие творите в Мое воспоминание»). Причастие обязательно для всех взрослых христиан (при условии, что мы говорим о правильном соблюдении причащения, а не, например, о католической мессе).

В момент спасения (оправдания) христианина прощаются все его грехи — прошлые, настоящие и будущие. Статус христианина перед Богом «прощен» независимо от того, были ли конкретно исповеданы отдельные грехи, совершенные недавно, или нет. Он часть тела Христова навеки. Следовательно, нет причин запрещать ему совершать таинство, означающее причастность к телу Христову (церкви). Однако, поскольку Бог очень серьезно относится к этому таинству, те, кто относится к нему легкомысленно, плохо обращаясь с другими верующими в том, как они его соблюдают, могут рассчитывать на Божье наказание. Что же касается других грехов, то Бог накажет верующих за эти грехи независимо от того, причащаются они или нет (ср. Евр. 12:4-11). Таким образом, хотя многие христиане, не желающие покаяться в греховном образе жизни, были убеждены, что могут избежать Божьего наказания, не участвуя в причащении, это просто не так. Но только те, кто грешит тем, как они участвуют в общении, получат наказание Божие за недостойное причащение.

Нравится этот контент? Купи мне кофе.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Избегайте причащаться «недостойным образом»

Опубликовано Пол Таутжес

Одно из самых серьезных предупреждений в Новом Завете касается того, как мы подходим к Вечере Господней и участвуем в ней. После повторения апостолом повеления Иисуса регулярно «делайте это в Мое воспоминание» (1 Коринфянам 11:23–26), он увещевает:

27  Итак, кто будет есть хлеб или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. 28  Но человек должен исследовать себя, и при этом он должен есть от хлеба и пить из чаши. 29  Ибо кто ест и пьет, тот ест и пьет осуждение себе, если не правильно судит о теле. 30  По этой причине многие из вас немощны и больны, а некоторые спят. 31  Но если бы мы судили себя правильно, то не были бы судимы. 32  Но когда нас судят, нас наказывает Господь, чтобы мы не были осуждены вместе с миром.

Это предупреждение серьезно относиться к суду Божию было вызвано реальностью самовозвышения коринфянина, которое проявлялось в греховной жизни, гордыне, разделениях, самодовольстве и презрении к другим (читай 11:17-22). На самом деле дела обстояли настолько плохо, что суд Божий уже начался, и некоторые переживали болезни и даже смерть. Поэтому в ответ на предупреждение о Божьем суде над теми, кто ест хлеб и пьет чашу Господню в недостойный образ , что нам делать? Как мы должны подготовиться к службе причастия?

ИССЛЕДУЙТЕ СЕБЯ

Причастие – это время, когда вы исследуете свое собственное сердце, а не в первую очередь сердца других. Я говорю прежде всего , поскольку лидеры поместной церкви и ее члены несут библейскую ответственность за дисциплинирование ее членов, живущих в нераскаянном грехе. Эта дисциплина включает, когда это необходимо, исключение из участия в трапезе Господней. Итак, есть время исследовать других надлежащим, библейским образом. Когда это так, публичное наказание члена является твердым напоминанием всем нам о необходимости практиковать покаяние как образ жизни.

Однако при подготовке к Вечере Господней мы всегда должны думать о состоянии наших отношений с Богом. Есть ли личный грех, который вы лелеете в своем сердце (Псалом 66:18), в котором вы должны покаяться? Проведите время в личном исповедании грехов перед Господом, а затем успокойтесь в обещании Его прощения (1 Иоанна 1:8-9).

СТРЕМИТЕСЬ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

Писание возлагает на верующих непреложный долг прилагать все человеческие усилия для разрешения конфликтов, которые они имеют с другими, в первую очередь с другими исповедующими веру, и перед посещением общественного богослужения (Матфея 5:24). Конфликт, безусловно, был одним из вопросов, с которыми апостол столкнулся в своем письме к Коринфянам, некоторые из которых даже дошли до того, что судились друг с другом в светском суде (1 Коринфянам 6:1-8). Когда гнев превращается в негодование, тогда дьяволу предоставляется почва для его разрушительной работы, и горечь оскверняет многих людей (Ефесянам 4:26; Евреям 12:15). Говоря библейским языком, просто не существует приемлемого, оправданного «выхода» для человека, который утверждает, что знает Христа, но при этом отказывается примириться.

Но что делать, если человек, утверждающий, что знает Христа, отказывается примириться с вами? Что тогда? Что вы делаете? Должны ли вы воздерживаться от причастия, пока этот человек не захочет разрешить конфликт библейским путем? Должны ли вы «приостановить» свою собственную христианскую жизнь, пока они не желают прислушиваться к Божьему повелению? Писание отвечает: нет. Если вы предприняли несколько попыток разрешить конфликт, но другой человек отказывается, вы должны молиться за своего врага (Матфея 5:44) и опираться на истину из Римлянам 12:18-19. ,

Если возможно, насколько это зависит от вас, будьте в мире со всеми людьми.  Никогда не мстите за себя, возлюбленные, но  оставляйте место гневу Божию, ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», говорит Господь.

Если вы сделали все возможное, чтобы примириться с этим человеком, насколько это зависит от вас, то вам нужно успокоиться на том, что Бог знает шаги, которые вы предприняли, Он знает желание вашего сердца примириться, и вы должны позволить Богу быть Богом, предоставив Ему возможность выполнять Свою работу.

ПОДГОТОВЬТЕ СВОЙ УМ И СЕРДЦЕ

Вот несколько практических советов:

  • Прочитайте одно или несколько евангельских описаний распятия у Матфея, Марка, Луки или Иоанна.
  • Прочтите Псалом 22 или Исайю 53, размышляя над пророчествами о страданиях Мессии.
  • Спойте гимн или песню прославления, глубоко размышляя об истинах, выраженных в текстах. Вот несколько предложений: А может быть? Аллилуйя! Какой Спаситель, Только во Христе я буду славиться в Моем Искупителе, Сила Креста, Когда я обозреваю Чудесный Крест и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts