Исторические произведения карамзина: Николай Карамзин «История государства российского»: история создания.
КАРАМЗИН Николай Михайлович | |
1766-1826 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Николай Михайлович КарамзинКарамзин Николай Михайлович (1. XII.1766 — 22.V.1826) — русский писатель, В 1816-1817 годы вышли в свет первые 8 томов «Истории государства Карамзин — ярый защитник самодержавия. В «Записке о древней и новой России» Однако Карамзин внес много нового как в понимание общего хода русской «История» Карамзин во много раз превосходила труды Татищева и Щербатова и «История» Карамзина, написанная современным литературным языком, с ярким и «История И. А. Кудрявцев. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская Литература: Погодин М. П., H. M. Карамзин по его сочинениям, т. 1-2, М., Вернуться к главной
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
Историк Н.
М. Карамзин | История Российской империи
А. Венецианов «Портрет Н.М. Карамзина»
«Искал я к истине пути,
Хотел узнать всему причину…» (Н.М. Карамзин)
«История государства российского» была последним и незаконченным трудом выдающего русского историка Н.М. Карамзина: всего было написано 12 томов исследования, российская история изложена до 1612 г.
Интерес к истории появился у Карамзина ещё в молодости, но до его призвания как историка был длинный путь.
Из биографии Н.М. Карамзина
Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии в семье отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. Учился в Московском университете. Короткое время служил в преображенском гвардейском полку Петербурга, именно к этому времени относятся его первые литературные опыты.
После выхода в отставку некоторое время жил в Симбирске, а затем переехал в Москву.
В 1789 г. Карамзин уезжает в Европу, где в Кенигсберге посещает И. Канта, а в Париже становится свидетелем Великой французской революции. Возвратившись в Россию, он публикует «Письма русского путешественника», которые делают его известным писателем.
Писатель
«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною» (А.И. Герцен)
Творчество Н.М. Карамзина развивалось в русле сентиментализма.
В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина»
Литературное направление сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) было популярно в Европе с 20-х по 80-е годы XVIII в., а в России – с конца XVIII до начала XIX в. Идеологом сентиментализма считается Ж.-Ж. Русо.
В Россию европейский сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х гг. благодаря переводам «Вертера» Гете, романов С. Ричардсона и Ж.-Ж. Руссо, которые были очень популярны в России:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё.
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Пушкин говорит здесь о своей героине Татьяне, но сентиментальными романами зачитывались все девушки того времени.
Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней.
Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эта повесть имела огромный успех у читателей, за ней последовали многочисленные подражания, но главное значение сентиментализма и в частности повести Карамзина было в том, что в таких произведениях раскрывался внутренний мир простого человека, который вызывал в других умение сопереживать.
В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.
Н.М. Карамзин – реформатор русского языка
Он обогатил русский язык многими словами: «впечатление», «влюблённость», «влияние», «занимательный», «трогательный». Ввёл в обиход слова «эпоха», «сосредоточить», «сцена», «моральный», «эстетический», «гармония», «будущность», «катастрофа», «благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный».
Его языковые реформы вызвали бурную полемику: члены общества «Беседа любителей русского слова», во главе которого стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков, придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы русского языка. В ответ на их деятельность в 1815 г. образовалось литературное общество «Арзамас» (в него входили Батюшков, Вяземский, Жуковский, Пушкин), которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Была одержана литературная победа «Арзамаса» над «Беседой», которая упрочила и победу языковых изменений Карамзина.
Карамзиным также была введена в алфавит буква Ё. До этого слова «ёлка», «ёж» писались так: «іолка», «іож».
Карамзин ввёл в русскую письменность также тире, один из знаков препинания.
Историк
В 1802 г. Н.М. Карамзин написал историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», а в 1803 г. Александр I назначил его на должность историографа, таким образом, всю оставшуюся жизнь Карамзин посвятил написанию «Истории государства российского», фактически закончив с художественной литературой.
Исследуя рукописи XVI в., Карамзин открыл и опубликовал в 1821 г. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В связи с этим он писал: «… в то время как Васко да Гамма единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара» (историческая область в Южной Индии). Кроме этого, Карамзин был инициатором установки памятника К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади и выступал с инициативой воздвижения памятников выдающимся деятелям отечественной истории.
«История государства российского»
Исторический труд Н.М. Карамзина
Это многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю с древнейших времён до правления Ивана IV Грозного и Смутного времени. Труд Карамзина не был первым в описании истории России, до него уже были исторические труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.
Но «История» Карамзина имела, кроме исторических, высокие литературные достоинства, в том числе и благодаря лёгкости письма, она привлекла к русской истории не только специалистов, но и просто образованных людей, что очень способствовало становлению национального самосознания, интереса к прошлому. А.С. Пушкин писал, что «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».
Считается, что в этом труде Карамзин всё-таки больше проявил себя не как историк, а как писатель: «История» написана красивым литературным языком (кстати, в ней Карамзин не употреблял букву Ё), но историческая ценность его труда безусловна, т. к. автор пользовался рукописями, которые были впервые опубликованы именно им и многие из которых до настоящего времени не сохранились.
Работая над «Историей» до конца жизни, Карамзин не успел её закончить. Текст рукописи обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612».
Работа Н.М. Карамзина над «Историей государства Российского»
В 1804 г. Карамзин удалился в усадьбу Остафьево, где полностью посвятил себя написанию «Истории».
Усадьба Остафьево
Остафьево – подмосковная усадьба князя П. А. Вяземского. Её построил в 1800-07 гг. отец поэта, князь А. И. Вяземский. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 г., после чего перешло во владение графов Шереметевых.
В 1804 г. А. И. Вяземский пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Н.М. Карамзина, который работал здесь над «Историей государства Российского». В апреле 1807 г. после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский, при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России: здесь много раз бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов, Гоголь, Адам Мицкевич.
Содержание «Истории государства российского» Карамзина
Н. М. Карамзин «История государства российского»
В ходе работы Карамзин нашёл Ипатьевскую летопись, именно отсюда черпал историк многие детали и подробности, но не загромождал ими текст повествования, а вынес их в отдельный том примечаний, которые имеют особое историческое значение.
В своём произведении Карамзин описывает народы, населявшие территорию современной России, истоки славян, их конфликт с варягами, рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении, подробно описывает все важные события российской истории до 1612 г.
Значение труда Н.М. Карамзина
Уже первые публикации «Истории» потрясли современников. Её читали взахлёб, открывая для себя прошлое своей страны. Многие сюжеты писатели использовали в дальнейшем для художественных произведений. Например, Пушкин взял из «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Карамзину.
Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.
Этатизм – это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.
Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.
Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.
Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.
Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Памятник Н.М. Карамзину в Остафьево
Николай Михайлович Карамзин | Русский автор
Карамзин Николай Михайлович
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 12 декабря 1766 г.
Михайловка
Россия
- Умер:
- 3 июня 1826 г. (59 лет)
Санкт-Петербург
Россия
- Известные работы:
- «История государства российского»
«Письма русского путешественника».
«Бедная Лиза»
- Предметы изучения:
- история России
Смотреть все по теме →
Николай Михайлович Карамзин , (род. 12 дек. [1 дек. по ст. ст.] 1766, Михайловка Симбирской [ныне Ульяновской] губернии, Россия — ум. 3 июня [22 мая] 1826 г., Санкт-Петербург), русский историк, поэт и журналист, крупнейший представитель сентиментальной школы в русской литературе.
Карамзин с ранних лет интересовался философией Просвещения и западноевропейской литературой. После продолжительного путешествия по Западной Европе Карамзин описал свои впечатления в своих Письма русского путешественника Письма русского путешественника, 1789–1790 ), самый важный из его материалов для ежемесячного обзора, Московский журнал (1791–92; «Московский журнал»), который он основал по возвращении . Написанные в откровенном стиле под влиянием Жан-Жака Руссо и Лоуренса Стерна, «Письма» помогли представить в России сентиментальный стиль, популярный в то время в Западной Европе. Сказка Карамзина «Бедная Лиза» (1792; «Бедная Лиза») о деревенской девушке, покончившей жизнь самоубийством после трагической любовной связи, вскоре стала самым знаменитым произведением русской сентиментальной школы.
Викторина «Британника»
Любимые литературные произведения: правда или вымысел?
Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.
В 1803 году дружба Карамзина с императором Александром I привела к назначению его придворным историком. Остаток жизни он посвятил своей 12-томной «Истории государства российского» (1816–29; «История государства Российского»). Хотя этот первый общий обзор истории России был основан на оригинальном исследовании, он был задуман как литературный, а не академический труд. История есть, по сути, апология русского самодержавия. Это первая подобная русская работа, основанная на большом количестве документов, включая иностранные отчеты об исторических событиях. Незавершенная после его смерти работа завершается восшествием на престол Михаила Романова (1613 г.). Как история он был вытеснен, но остается вехой в развитии русского литературного стиля; она послужила основным источником драмы Пушкина Борис Годунов. Его История также считается внесшей большой вклад в развитие русского литературного языка, ибо в ней он стремился приблизить письменный русский язык, тогда изобиловавший громоздкими оборотами, к ритму и лаконичности образованной речи и вооружить язык с полным культурным словарем.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
Николай Карамзин — Фонд Вольтера
письма русского путешественника
Том: 2003: 04
Серия: SVEC
Том. 7294-0811-0
Цена: £75
О
«Письма русского путешественника» (1797 г.) являются важнейшим выражением просветительской мысли, вышедшей из-под пера русского писателя. В 1789 году Николай Карамзин (1765–1826), ведущий историк и автор сентиментальных романов, отправился в беспрецедентное интеллектуальное путешествие. Его маршрут, который привел его из Санкт-Петербурга через Германию в революционную Францию и, наконец, в Англию, послужил основой для этого полувымышленного повествования. Рассказчик посещает, среди прочего, Канта, Гердера и Виланда, совершает паломничество к местам упокоения Вольтера и Руссо и наблюдает за революционным Собранием и английским парламентом из первых рук. В результате получилась работа, в которой художественная литература, философия, литературная и художественная критика, исторические и биографические произведения сливаются воедино, создавая не что иное, как полную антропологию и оценку Просвещения с непривычной точки зрения русского интеллектуального письма после начала Французской революции. .
Это первый полный перевод произведения Карамзина на английский язык. Введение и заключительное исследование исследуют пересечение российских и европейских интеллектуальных и литературных движений и освещают вопросы о литературе о путешествиях; история книги и рост читательской аудитории; Я как философский субъект; рост восприятия публичной сферы; доромантическое увлечение погребальными памятниками и теориями общительности. Эта книга адресована как российским специалистам, так и просветителям, не читающим по-русски.
Введение: Карамзин и создание читательской аудитории
Николай Карамзин, Письма русского путешественника
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Просветительские рассуждения Карамзина
i. Литературная личность
ii. Самость как философский субъект
iii. Визуальный субъект: социальный порядок и эстетическое воображение
iv. Визуальный субъект: деконструкция неоклассического
v. Нарративы чувств: воображение и беспорядок
vi. Выход на публику: культурные пространства Карамзина
VII. Разговор
viii. Посредничество в частных и национальных историях
ix. Общительность и траур
х. К общественной сфере: памятники и национальный праздник
Библиография
Индекс
Рецензии
Славянское обозрение
Появление «Письма русского путешественника» Николая Карамзина в четком и богато аннотированном английском переводе Эндрю Кана дает повод для радости. Эндрю Кан расширил и обогатил комментарий к изданию Лотмана-Успенского. Научный аппарат, сопровождающий его беглый перевод, поражает читателя своей широтой и эрудицией.
Провидец
Будучи основополагающим произведением в истории русской литературы и культуры, «Письма русского путешественника» Николая Карамзина долгое время томились в тени его более известной короткой прозы и весьма влиятельной «Истории государства Российского».