История принятия законов хаммурапи: Законы Хаммурапи кратко — история, суть законов царя Хаммурапи
Содержание
Законы вавилонского царя Хаммурапи
Законы Хаммурапи — один из древнейших памятников права, появление которого относится к последним годам царствования Вавилонского правителя – царя Хаммурапи и датируется сер. XVIII в. до н. э.
Содержание
- 1 История создания законов Хаммурапи
- 2 Общая характеристика и структура законов
- 3 Принципы правосудия
- 4 Общинная, храмовая и царская собственность
- 5 Земельные наделы воинов
- 6 Правонарушения и операции с недвижимостью
- 7 Торговля и коммерческая деятельность
- 8 Наследство и семейные отношения
- 9 Защита прав личности
- 10 Правила найма и рабского труда
- 11 Историческая ценность законов Хаммурапи
История создания законов Хаммурапи
Хаммурапи – правитель Вавилона, живший в 1792-1750 гг. до н. е. В правление он получил небольшую страну, которая включала в себя кроме Вавилона ещё несколько крупных городов. Царю удалось захватить практически всю Месопотамию. Он показал себя как хороший политик и военный стратег.
До появления законов Хаммурапи общество управлялось на основании обычного права – неписаных законов, эти законы могли сильно отличатся в разных регионах страны. Для эффективного управления был необходим единый кодекс законов. Основой для него послужили ранние кодексы, более узкой направленности и нормы обычного права.
Законы выбиты клинописью на аккадском языке на каменной стеле. Верх стелы украшает рельефный рисунок и изображением бога солнца Шамаша, сидящего на троне и самого Хаммурапи. Шамаш протягивает к царю некий предмет. Данный рисунок словно подтверждал богоизбранность царя и, соответственно, сами законы переданы богами, а не придуманы людьми.
Общая характеристика и структура законов
Текст закона включает в себя пролог, основную часть, состоящую из 282 пунктов и эпилог. 35 пунктов из 282 затёрты на самой стеле, но исследователи смогли их восстановить часть из них по глиняным табличкам с текстами законов, найденных в Сузах и Ниневии.
Законы Хаммурапи составлены максимально продуманно. Они охватили все сферы жизни и все слои населения. Именно эти законы стали основным источником информации, наряду с археологическими находками, позволившими систематизировать знания по организации власти и общества, а так же, быт жителей древнего Вавилона. Все статьи можно условно разделить на несколько частей по смысловому значению.
- 1- 5, основные принципы правосудия;
- 6- 126, право собственности и договоры;
- 127 – 195, семейное право и порядок наследования;
- 196 – 214, преступления против личности;
- 215 – 282, кража имущества и договорные отношения.
Пролог и эпилог написаны в эпическом стиле. Пролог даёт божественное обоснование прав Хаммурапи на престол. В эпилоге подчёркивается божественное начало в самих законах. Кроме наказания, установленного в кодексе, тем, кто не чтит и не исполняет кодекс, сами боги пошлют кару. К тем же, кто законы почитает, боги будут благоволить.
Принципы правосудия
Первые несколько статей посвящены основным принципам правосудия. Так, человек, обвинивший другого, был сам наказан, если не предоставлял доказательств вины обвинённого. За ложные обвинения в самых страшных преступлениях, таких как убийство или колдовство и наказание было максимально жестокое – смерть.
Чтобы судья внимательно относился к каждому делу, для него тоже предусматривалось наказание. В случае, если судья изменит решение, он должен выплатить сумму иска в двенадцатикратном размере и лишался своего судейского места пожизненно.
Общинная, храмовая и царская собственность
Кража храмового или дворцового имущества непосредственно с территории каралась смертной казнью. Та же участь постигала мародёров во время пожаров и стихийных бедствий. За создание пролома в стене с целью проникнуть на территорию, виновного казнили и закапывали прямо на месте преступления.
Если вор украл царское или храмовое имущество вне территории дворца или храма, его обязывали выплатить нанесённый ущерб в тридцатикратном размере. За кражу у мушкенумов — свободных общинников, вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если у преступника не было денег для возмещения ущерба, наказание – смертная казнь.
Земельные наделы воинов
Недвижимость военного класса особо защищалась законом. Речь идёт именно о той земле, которую воин получал за службу, кроме этого, он мог иметь собственный земельный надел, на косоротый распространялись те же правила, что и на общинные земли.
Землевладение, давали за службу без права распоряжения. Надел можно было передать по наследству только с условием несения службы наследником. Если воин отсутствовал более трёх лет, надел отчуждался, его могли передать наследнику, или забрать. Если воин отсутствовал менее года, своё имущество он получал обратно без всяких разбирательств. В индивидуальном порядке рассматривались случаи, когда воин отсутствовал от 1 до 2 лет.
Если воин находился в плену, то ему возвращается поле и сады, не зависимо от времени отсутствия. В это время его наделом может управлять сын, если он уже способен нести службу, если нет, жене давалась лишь треть надела, до тех пор, пока сын не вошёл в возраст.
Правонарушения и операции с недвижимостью
Большое внимание в законах Хаммурапи отводится вопросам земельной собственности и отношениям между арендатором и арендодателем. В аренду задавались территории пахотного земледелия и сады. В условиях жаркого климате Вавилона основной была ирригационная система земледелия, поэтому в стране тщательно следили за надлежащим использованием всех пригодных земель.
Если арендатор не обработал землю, он обязывался выплатить арендатору ущерб, в размере возможного урожая. Если урожай погибал, независимо от причины, до уплаты аренды все убытки нёс арендатор, после уплаты – убыток делился пополам между арендатором и владельцев земли.
За безответственное ведение хозяйства тоже следовало наказание. Каждый землепользователь обязан следить за частью ирригационной системы, на его участке. Если по халатности заливало соседские поля, он обязан был выплатить полный ущерб. Ущерб так же в полной мере возмещался, в случае потравы урожая скотом.
Особые условия были по аренде садов. Основной садовой культурой была финиковая пальма. Дерево требует постоянного ухода, и начинает плодоносить лишь на 10 – 15 год с момента высадки, поэтому и аренда садов стоила намного больше, чем участков под вспашку.
За вырубку дерева без ведома хозяина, полагался штраф в размере 0.5 мины серебра (примерно 250 гр.). Если урожай оказался плохим из-за плохого ухода, он полностью отдавался владельцу земли. Однако, закон защищал и простого человека, так запрещалась сдавать в кабальную аренду финиковые сады. Земледельцу давали отсрочку до созревания урожая и получения прибыли в уплату долга.
Торговля и коммерческая деятельность
Многие записи из этой категории были разрушены и не восстановлены. Законом ограничивался рост процентов по займу. Заёмщику разрешалось расплачиваться не только деньгами, но и натурой. Злоупотребления со стороны кредитора ограничивались. Контролировалась и деятельность корчемниц. Такие, казалось бы, несерьёзные нарушения, как отказ принимать в уплату за сикеру зерно, или использование гирь с повышенным весом карались смертной казнью.
При получении долго в залог можно было оставить члена семьи или раба. Если в залог был оставлен свободный человек, после трёх лет служения его отпускали, раба же могли перепродать дальше. Заложника запрещали убивать, но если он умирал по естественным причинам, кредитору это ничем не грозило.
Распространена была практика отдавать на хранение вещи или зерно, за определённую плату. Акт передачи подкреплялся договором и проводился при свидетелях. Без договора претензии не принимались. В случаи кражи имущества хранителем или отказа от факта передачи, при доказательствах хранитель обязывался возместить все в двойном размере. Если хранимое имущество украли воры, хранитель должен возместить утерянное. Если человек заявлял о краже, которой не было, с него взималось указанное им в двойном размере в пользу общины.
Наследство и семейные отношения
Статьи, касающиеся семейного права, ярко показывали патриархальный уклад общества. Развод разрешался только в случае измены со стороны жены или её отказа от близости. Если муж попадал в плен, жена имела право на новое замужества только в случае крайней нищеты, но когда возвращался первый супруг, она обязывалась вернуться к нему. Если же жена повторно вышла замуж, а вернувшийся муж мог доказать, что пропитание у неё было, это приравнивалось к измене и виновницу топили.
В то же время, закон защищал женщин. За изнасилование карали смертной казнью. Женщина имела право на имущество, и его не могли забрать за долги мужа. Вдова могла распоряжаться имуществом мужа, пока не вырастали наследники мужского пола. Вопрос о повторном замужестве решался только через суд.
Закон защищал права детей от рабынь и приёмных детей. Бесплодная женщина могла позволить рабыне родить сына, и он считался законным наследником. Ребёнок, которого приютили в младенчестве, навсегда оставался в приёмной семье. Если же ребёнок усыновлён в сознательном возрасте, он мог вернуться к найденным родителям.
Защита прав личности
В случае нанесения побоев в драке или убийства наказание зависело от сословного положения потерпевшего. За авилума наказание давалось по принципу «око за око», за мушкенума наказание ограничивалось соразмерным штрафом. Рабы относились к категории собственности и рассматривались как ущерб имуществу.
За телесные повреждения женщине наказаний не предусматривалось, кроме особого случая. Если у избитой беременной произошёл выкидыш, на избивавшего налагался штраф, размер которого зависел от социального положения женщины. За убийство свободной женщины наказанием было убийство, а более низкого ранга – соответствующий штраф.
Правила найма и рабского труда
Сюда относятся правила регулирующие следующие отношения:
- Ответственность за лечение врачей и ветеринаров и оплата их работы;
- Правила работы строителей и корабельщиков;
- Правила аренды сельскохозяйственного инвентаря, скота и судна;
- Установленные тарифы найма разных категорий работников и оплата труда. Сельхоз работники получали оплату зерном, все остальные – серебром;
- Купля продажа рабов.
В данном разделе чётко фиксировалась оплата за любой наёмный труд и здесь же прописывалась ответственность за проделанную работу, или порчу арендуемого скота. К примеру, самым распространённым наказанием для рабов было отрезание мочки уха. За некачественную работу наказание было разнообразным, от компенсации убытков и наложения штрафа, до смертной казни. Смертью, к примеру, карались строители, если поствоенный ими дом рушился, и хозяин при этом погибал.
Историческая ценность законов Хаммурапи
Законы Хаммурапи являются важным источником для изучения истории древнего востока. Он дал возможность углубить и расширить умение расшифровывать клинописные тексты. Кодекс снабдил исследователей обширным материалом для исследований.
Из него узнали не только о восточном праве. Здесь сконцентрирован огромный пласт информации о классовой структуре общества, сведения о хозяйственной деятельности, торговле, семейных отношениях. Сегодня исследователи продолжают работу по восстановлению затёртых статей по другим, дошедшим до нас спискам.
Литература и дополнительные материалы по теме:
- Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М. 1994.
- Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952.
- Кузищин В.И. История древнего востока. М. 2003.
- Кузищин В.И. История древнего востока. Тексты и документы. М. 2002.
Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения
НОУ ВПО «Омский юридический
институт»
Кафедра теории и истории государства
и права
Законы
Хаммурапи: история создания, структура
изложения, основные институты и
нормы
Контрольная работа по дисциплине
«История государства и права зарубежных
стран»
Выполнил:
студентка
1 курса
заочной
формы обучения, группа № 439-з
Куприенко
Анна Валерьевна
Проверил:
к.и.н.,
доцент С.А.Величко
Омск 2010
План.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.История
создания и структура изложения Закона
Хаммурапи.
1. Вавилонское царство……..………………………………………….
2. История создания
закона……………….. ……………………………………6
3. Структура
изложения………………………………………………………
Глава 2. Основные
институты и нормы в Законе Хаммурапи.
- Социальные отношения ………………………………………..…………….11
- Имущественные отношения………………………………………..……….
..18 - Семейно-брачные и наследственные нормы…………………………..……21
- Закон Хаммурапи о преступлении и наказании………………………………24
- Судебный процесс ……………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы и источников ……..……………………
…31
Введение.
Законы
царя Хаммурапи надлежит признать одним
из самых значительных памятников правовой
мысли древневосточного общества. Это
первый известный нам во всемирной
истории подробный сборник
освящавший рабовладельческий строй,
частную собственность, эксплуатацию
человека человеком.
Изучение
законов Хаммурапи даёт возможность
определить общественный строй Вавилонии,
а вместе с тем и направление
мероприятий царской власти, отражённых
в этом законодательстве.
Законы
Хаммурапи – сборник моральных
установлений или отчет царя перед богами
с описанием тех судебных дел, которые
разбирал Хаммурапи – так до сих пор думают
многие историки, не придя к единому мнению.
В целом же, Законы Хаммурапи были направлены
на поддержание существующей жизни и,
по мнению ряда историков, препятствовали
изменениям в обществе.
Законы
Хаммурапи принадлежат к
источникам по древневавилонскому и
вообще древневосточному праву, на долгое
время послужили основой
права и тем самым дают возможность
восстанавливать многие стороны
социально-экономического строя Месопотамии
II тыс. до н.э.
Следует
учесть, что Хаммурапи, существенно
усилив роль государства в общественной
и хозяйственной жизни страны (в последствии
частично утраченную), не изменил основ
этой жизни, как они сложились в начале
тысячеления и сохранились вплоть до его
конца, а частично и позже.
Глава
1. История создания и структура
изложения
Закона
Хаммурапи.
- Вавилонское царство
Среди городов
Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым.
Само название города – Баб–Илу (“Ворота
Бога”) – говорило о его святости, об особом
покровительстве богов, его храмы и жрецы
получали богатые дары от соседних царей.
Вавилон располагался в очень удобном
месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат
и от главного русла Евфрата начинают
отделяться многочисленные протоки. Положение
Вавилона было очень благоприятным для
занятия торговлей. Захват Междуречья
кочевниками – амореями (около 2000 г. до
н. э.) нарушил сложившиеся связи, дороги
стали опасными, каналы мелели и зарастали.
На лишенных полива полях кочевники пасли
овец.
Но запустение
было не долговременным. Крупные царские
хозяйства распались. Крестьяне работали
теперь на небольших клочках земли, которые
были их собственностью. Никто не гнал
сельских жителей теперь на полевые работы,
не отбирал урожай в царские амбары и
не вел долговых записей на глиняных табличках.
Хозяева решали сами выращивать ли им
ячмень или финиковые пальмы, сами
распоряжались урожаем. С приходом кочевников
– амореев в Междуречье стало больше коров
и овец. Государство не подавляло активность
крестьян и ремесленников и не отбирало
основную часть произведенных ими продуктов
или изделии. Возникают множество рынков,
на которых можно было продать или купить
рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары,
нанять умелого работника. Появившиеся
излишки продуктов и изделий скупают и
продают за пределами страны богатые торговцы
– тамкары. Обратно они провозят в основном
рабов, так как в Междуречье стало не хватать
рабочей силы. К 1800 году до н.э. Междуречье
оправилось от последствий разорения
и превратилось в цветущий, заботливо
ухоженный сад. Новые способы ведения
хозяйства способствовали укреплению
Вавилона, в то время как соседние города
с трудом приспосабливались к хозяйственной
независимости ремесленников и крестьян.
Первые правители
небольшого Вавилонского царства вели
осторожную политику и заключали
союзы с сильными соседними государствами,
стараясь выбрать наиболее выгодного
партнера. Таким образом, первые пять вавилонских
царей смогли значительно расширить свои
владения, но вровень со своими союзниками
Вавилон пока не встал.
Особенного
рассвета государство достигает при знаменитом
Хаммурапи, одном из величайших политиков
древности. Он правил Вавилоном с 1792 по
1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого
царства, расположенного в среднем течении
Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни
повелителем огромного по тогдашним меркам
государства, включавшего в себя основную
часть Междуречья. Продуманная система
политических союзов помогла ему разгромить
противников; причем нередко – чужими
руками. В конце концов, Вавилонский царь
расправился со своим главным союзником,
царем северного государства Мари, которого
звали Зимри – Лим1.
После объединения страны
пришлось решать очень сложные
задачи. С одной стороны, власть
царя должна быть сильной,
его владения не распались
опять на отдельные области.
С другой стороны, Хаммурапи
не мог отбирать у крестьян
землю, вновь создавать
царские хозяйства, собирать
в царские мастерские. Такие действия
привели бы к быстрому упадку
страны, так как люди успели
привыкнуть к
относительной свободе,
от рыночной торговли. Мудрый
Хаммурапи нашел приемы, позволяющие
царю управлять деятельностью
подданных. Он лично вникал
во все мельчайшие дела своего
обширного государства. Прокладка оросительного
канала, насаждение плодового сада – ничто
не ускользало от его внимания2.
С развитием частной
на землю сокращались общинные
земли, происходил упадок
общинные земли свободно
Хаммурапи создавал царские
не отбирая землю у крестьян,
а использовал выделяемые ему
общинные земли. На эти земли
Хаммурапи посылал своих
и так называемых «мушкену».
Мушкену считались
царя и получали от него
землю, скот и зерно,
для ведения хозяйства. Так
царь мог влиять на жизнь
сельских общин через верных
ему и зависимых от него
людей.
Начиная с правления Хаммурапи
Вавилон около 1200 лет был культурным
и научным центром Передней
Азией. Многие достижения
вавилонян вошли в современный
быт: вслед за вавилонскими
жрецами мы делим год на 12 месяцев,
час – на минуты и секунды,
а круг — на 360 градусов. Благодаря
трудолюбивым вавилонским
мы знаем содержание шумерских
преданий, которые умело приспособлены
к современности.
- История создания закона.
Первая кодификация
законов Вавилонии, относившаяся к началу
правления царя Хаммурапи, до нас не дошла.
Хаммурапи стал автором самого известного
на Древнем Востоке сборника законов,
названного историками “Кодексом Хаммурапи”.
Из этих законов и стало известно о жизни
Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял
страной.
Законы
Хаммурапи — были найдены французской
экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица
Элама ), Законы Хаммурапи высечены на
черном базальтовом столбе, который в
качестве трофея был увезен эламитами
из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Законник
Хаммурапи состоит 282 статей. Из них полностью
сохранилось 247 статей. Остальные оказались
стертыми. Впоследствии некоторые
из недостающих статьей удалось восстановить
на основе фрагментов дубликатов, найденных
в Сузах, в библиотеке ассирийского царя
Ашшурбанапала (669 — около 630 г.г. до н.э.
) в Ниневии.
В отличие
от римлян и славян, писавших свои законы
на деревянных досках, древневосточные
народы использовали камень, дерева здесь
мало, камня много. Выставленный на городской
площади «столб законов» должен был служить
правосудию, совершавшемуся здесь же,
и одновременно напоминать: никто не может
отговариваться незнанием права.
Стремлению
зафиксировать различные
в правление царя Хаммурапи и
обязаны своим появлением Законы
Хаммурапи. Свод судебных правил был
записан в самом конце
знаменитого правителя – около
1750 г. до н.э. – и должен был сохранить
на будущее плоды судебно-
и административной деятельности царя.
Составленные
при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим
сводом всего современного ему Вавилонского
права. Многое оставалось во власти норм
и правил обычного права (так , законы даже
не упоминают о наказании за простое убийство,
за обычную кражу, за посягательство на
религиозные обряды) и в сфере действия
традиционных судов. Новыми же законами
следовало руководствоваться царскими
судьями в решении тех дел, которые не
регулировались обычным правом, и в тех
случаях, которые выходили за рамки обычной
юстиции, представляли особый интерес
для власти и государства. Строго говоря,
это были не законы в общем значении слова,
а отдельные или типичные судебные
решения, записанные для общего сведения.
Некоторые
статьи Законника наводят на мысль,
что немаловажной причиной кодификационной
деятельности Хаммурапи было желание
смягчить социальные противоречия вавилонского
общества, вызванные крайними формами
эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-
арендодателями и ростовщиками. Кодекс
в некоторой степени ограничивает возможность
этого круга стяжателей, заботясь главным
образом о податных и военных интересах
государства: плательщиком налогов
и солдатом был крестьянин, и потому следовало
предотвратить его разорение.
- Структура изложения
Свод
Хаммурапи составлялся
и по своеобразной системе.
Клинописный
текст состоит из трех частей : введения,
законов и заключения. В первой и последней
части Хаммурапи характеризует себя и
свое правление, а также указывает цель
составления законов : чтобы сильный не
угнетал слабого и т. д. В верхней части
лицевой стороны столба изображен Хаммурапи,
стоящий в молитвенной позе перед сидящим
богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим
ему законы.
Текст законов
начинается с торжественного вступления,
стиль которого напоминает культовые
эпические поэмы:
“ Когда
славнейший Анум, царь Ануннаков, и
Эллиль, владыка небес и земли,
устанавливающий судьбы страны, вручили
Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство
над всеми людьми, возвеличили
его среди Игигов, назвали Вавилон
его славным именем, возвысили
его над четырьмя странами света
и установили в нем вечное царствие,
чьи основания прочны, подобно
небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи,
правителя заботливого и
дабы справедливость в стране была установлена,
дабы погубить беззаконных и злых, дабы
сильный не притеснял слабого, дабы подобно
Шамашу, над черноголовыми я восходил
и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть
людей была ублаготворена, назвали по
имени “.
Таким образом,
провозглашается религиозно-
основание власти царя и цель издания
им законов. Затем Хаммурапи перечисляет
свои благочестивые деяния, которые
он совершил в качестве представителя
каждой общины своего государства, в отдельности
перед богом этой общины, и тем самым утверждает
законность своей власти над каждой из
них. Иначе говоря, он рассматривает своё
царство как своего рода личную унию между
всеми “новыми” общинами — от Ура и Эреду
у персидского залива до Ашшура и Ниневии
на среднем Тигре. В то же время ново и
важно, что подчеркивается “ вечность
“ царской власти в Вавилоне. Характерно,
что, перечисляя все эти общины, он первыми
упоминает Ниппур и Эреду — древнейшие
культовые центры Двуречья,а затем уже
Вавилон,бог которого Мардук был отождествлен
с богом Асаллухи, сыном Энки, главного
божества города Эреду. Здесь же приводится
и длинная, чрезвычайно пышная титулатура
Хаммурапи: “ Накопитель богатства и изобилия,
Семя царственности, Царь благоразумия,
Сеньстраны, Ярый телец, забодавший противника,
Укротитель врагов, Пастырь людей “ и
т.п. Наконец, вводимый словом “ отныне“,начинается
собственно текст законов.
Законы
Хаммурапи представляют собой результат
тщательного обобщения и
разновременных писаных и неписаных
правовых норм. Они не содержат исчерпывающего
свода таких норм (отсутствуют, например,
нормы устанавливающие наказание за простую
кражу, за умышленное убийство, за чародейство
и т.п. ), но такая задача, видимо не ставилась.
Подобного рода простейшие случаи предполагались
общеизвестными и не вызывающими разногласий.
Законы Хаммурапи рассматривают лишь
те случаи, по поводу которых действующие
нормы писаного или обычного права различных
областей страны расходились между собой.
Впрочем, и нормы, регулирующие “ простейшие
“ случаи, текстом законов подразумеваются
как существующие: нетрудно даже указать,
исходя из внутренней логики построения
сборника законов, места в тексте, где
они могут быть вставлены.
Хаммурапи | Биография, код, важность и факты
Хаммурапи
См. все СМИ
- Дата рождения:
- Вавилония
Ирак
- Умер:
- около 1750 г. до н.э.
г.
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Почему важен Хаммурапи?
Хаммурапи правил Вавилоном примерно с 1792 по 1750 год до н. э. Он известен сохранившимся сводом законов, которые были начертаны на стеле в вавилонском храме Мардука. Кодекс Хаммурапи когда-то считался старейшим изданием законов в истории человечества, хотя с тех пор были найдены более старые и короткие своды законов.
Что такое Кодекс Хаммурапи?
Кодекс Хаммурапи — наиболее полное из сохранившихся собраний вавилонских законов. Он состоит из судебных решений Хаммурапи, собранных ближе к концу его правления. Эти 282 прецедентных права включают экономические положения (цены, тарифы, торговля и коммерция), а также семейное право (брак и развод), уголовное право (нападение и кража) и гражданское право (рабство и долги).
Что совершил Хаммурапи?
Хаммурапи завоевал южную Вавилонию, превратил небольшой город-государство в большое территориальное государство и сместил баланс сил в Месопотамии с юга на север, где он оставался более 1000 лет. Однако ему не удалось создать эффективную бюрократию, и его сын потерял большую часть территории, завоеванной Хаммурапи.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Хаммурапи , также пишется как Хаммурапи , (родился в Вавилоне [сейчас в Ираке] — умер ок. 1750 до н. 1792–1750 гг. до н. э.), известный своим сохранившимся сводом законов, который когда-то считался старейшим изданием законов в истории человечества. См. Хаммурапи, Кодекс.
Как и все цари его династии, кроме его отца и деда, Хаммурапи носил племенное аморейское имя, принадлежащее Амнануму. О его ближайших родственниках имеются лишь скудные сведения: его отце Син-мубаллите; его сестра Илтани; и его первенец и преемник Самсуилуна известны по имени.
Когда Хаммурапи сменил Син-мубаллит около 1792 г. до н. э., он был еще молод, но, как это было принято при месопотамских царских дворах того времени, вероятно, уже был доверен некоторым официальным обязанностям в управлении государством. В том же году Рим-Син из Ларсы, правивший всем югом Вавилонии, завоевал Исин, служивший буфером между Вавилоном и Ларсой. Позднее Рим-Син стал главным соперником Хаммурапи.
Реконструкция правления Хаммурапи основана в основном на его формулах даты (годы были названы по значимому поступку, который царь совершил в предыдущем году или в начале названного таким образом года). Они показывают, что он занимался традиционной деятельностью древнего месопотамского царя: строительством и восстановлением храмов, городских стен и общественных зданий, рытьем каналов, посвящением культовых предметов божествам в городах своего царства и ведением войн. Его официальные надписи, посвященные его строительной деятельности, подтверждают это, но не добавляют никакой важной исторической информации.
Размер, расположение и военная мощь царства, оставленного Хаммурапи, сделали его одной из главных держав Вавилонии. То, что Хаммурапи был недостаточно силен, чтобы изменить соотношение сил по своей воле, хорошо выражено в дипломатическом отчете: «Нет царя, который был бы силен сам по себе: с Хаммурапи, «человеком Вавилона», идут 10 или 15 царей. , то же и с Рим-Сином, «человеком из Ларсы»; с Ибалпиэлем, «человеком Эшунны»,… идут 20 королей».
Хаммурапи унаследовал одно важное направление своей политической деятельности: преуспеть в контроле над водами Евфрата, что было важно в районе, который зависел исключительно от орошаемого земледелия. Такая политика, естественно, приводила к конфликтам с царством Ларсы, находившимся в невыгодном положении ниже по течению. Эту политику, начатую прадедом Хаммурапи, но наиболее энергично и отчасти успешно проводимую его отцом, Хаммурапи сам начал в 1787 г. до н. -Sin, и через год снова столкнулся с Rim-Sin. Но, согласно формулам даты Хаммурапи и современной дипломатической переписке, эти операции не вели дальше, потому что Хаммурапи изменил направление своих военных действий в 1784 году на северо-запад и восток. В течение почти 20 лет после этого не поступало никаких сообщений о каких-либо значительных военных действиях. Эти годы характеризовались сменой коалиций между основными царствами — Мари, Ашшур, Эшнунна, Вавилон и Ларса. Хаммурапи использовал это непростое тупиковое время, чтобы укрепить несколько городов на своих северных границах (1776–1768 гг. до н. э.).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Последние 14 лет правления Хаммурапи были омрачены непрерывными войнами. В 1764 году Хаммурапи имел дело с коалицией Ашура, Эшнунны и Элама — главных держав к востоку от Тигра, чье положение угрожало блокировать его доступ к металлургическим районам Ирана. Однако можно предположить, что Хаммурапи взял на себя инициативу в походе против Рим-Сина из Ларсы в 1763 г. до н. э. Об этой последней войне сообщается мало подробностей, но, по-видимому, Хаммурапи успешно применил хитрость, которая, по-видимому, ранее использовалась Син-мубаллитом против Рим-Сина: запрудить главный водоток, а затем либо внезапно высвободить его, чтобы создать опустошительным наводнением или просто удержанием его — основного ресурса жизни — от народа противника (о том, что Хаммурапи применил этот прием для разгрома Рим-Сина, можно предположить из того, что в 1760 г. он перестроил канал — западный рукав Евфрата — для облегчения расселения переселенного населения, проживавшего на его пути до этой войны). Последняя осада Ларсы, последнего оплота Рим-Сина, длилась несколько месяцев. Это был последний шаг к победе Хаммурапи.
В 1762 г. до н.э. Хаммурапи снова вступил в войну с восточными державами. Неизвестно, был ли это защитный шаг с его стороны или их реакция на изменение баланса сил. Мотивы, которые привели Хаммурапи в 1761 г. до н. э. против его давнего союзника Зимрилима, царя Мари, расположенного в 250 милях (400 км) вверх по течению от Вавилона на Евфрате, остаются загадочными. Вероятны два объяснения: либо это снова была борьба за права на воду, либо попытка Хаммурапи получить контроль над прекрасным расположением Мари на перекрестке сухопутной торговли древнего Ближнего Востока.
Два года спустя Хаммурапи в третий раз (1757–1755 гг. до н. э.) повел свои войска на восток. Окончательное разрушение Эшнунны во время этой кампании — опять-таки достигнутое путем перекрытия воды — скорее всего, оказалось пирровой победой, поскольку убрало буферную зону между собственно Вавилонией и народами востока (среди которых, вероятно, были касситы, которые были чтобы захватить власть в Вавилонии через 160 лет). Таким образом, в течение последних двух лет Хаммурапи должен был сосредоточиться на строительстве оборонительных укреплений. К этому времени он был больным человеком и умер около 1750 г. до н. э., а бремя правления уже нес его сын Самсуилуна.
Изменения, коснувшиеся почти всех сфер жизни, произошли во времена правления Хаммурапи. Они были направлены на закрепление условий, возникших в результате превращения небольшого города-государства в крупное территориальное государство. Его письма показывают, что он лично занимался деталями реализации этих изменений и повседневной рутиной управления своим королевством. Этот личный стиль характерен как для Хаммурапи, так и для других современных ему правителей. Законы Хаммурапи — а не свод законов в современном понимании — следует также рассматривать как выражение его стремления быть справедливым правителем — идеал, которого во все времена преследовали месопотамские цари.
То, что Хаммурапи не удалось создать эффективную бюрократическую систему, может быть связано с его личным стилем управления своим царством и тем фактом, что он был полностью вовлечен в войны в течение последней части своего правления. Отсутствие эффективного управления могло быть одной из причин быстрого ухудшения после его смерти того, чего он добился в военном отношении.
Когда Хаммурапи завоевал южную Вавилонию, он не следовал вековой традиции обожествления себя при жизни. Есть основания полагать, что это было его личное решение, вероятно, основанное на другом взгляде на природу царской власти, создавшем прецедент концепции царской власти до эллинистических времен.
Известность Хаммурапи в истории Месопотамии долгое время преувеличивалась. Сначала он был основан на открытии его законов, но последующие открытия более старых, хотя и менее объемных сборников законов привели к менее восторженному взгляду. Более того, часто отмечаемое сходство между законами Хаммурапи и законами Моисея теперь рассматривается с точки зрения общего наследия, а не как доказательство прямой зависимости.
Хаммурапи также приписывают возвращение Месопотамии под единое правление. Хотя существовали определенные тенденции к такому объединению — особенно выраженные в сюжетах, изображенных на современных печатях, и в аподосах предзнаменований, напоминающих о прошлом, когда такие цари, как Саргон Аккадский и Шульги правили Месопотамией от Персидского залива до Средиземного моря, — сомнительно. это объединение было единственным мотивом завоеваний Хаммурапи. Прочным достижением правления Хаммурапи было то, что театр месопотамской истории, находившийся с начала 3-го тысячелетия до н. э. на юге, был смещен на север, где и оставался более 1000 лет.
Йоханнес М. Ренгер
Хаммурапи — Всемирная история истории включая Моисеев закон Библии. Он был первым правителем, способным успешно управлять всей Месопотамией без восстания после своего первоначального завоевания.
Он также известен как Аммурапи и Хаммурапи и унаследовал трон от своего отца Син-Мубаллита, который стабилизировал королевство, но не смог его расширить. Вавилонское царство состояло только из городов Вавилон, Киш, Сиппар и Борсиппа, когда Хаммурапи взошел на трон, но благодаря череде военных кампаний, осторожных союзов, заключенных и расторгнутых, когда это было необходимо, и политических маневров он держал весь регион под своим контролем. Вавилонский контроль к 1750 г. до н.э.
Удалить рекламу
Реклама
Согласно его собственным надписям, письмам и административным документам времен его правления, он стремился улучшить жизнь тех, кто жил под его правлением. Как уже отмечалось, в наши дни он наиболее известен своим сводом законов, который часто называют первым в истории, хотя это не так. В Месопотамии существовали и более ранние кодексы, но коды Хаммурапи были самыми ясными и всеобъемлющими и поэтому стали служить образцом для других культур, включая законы, установленные еврейскими писцами в Библии.
Завоеванные города были присоединены к царству Хаммурапи, а затем отремонтированы и улучшены.
Предыстория и восхождение к власти
Амореи были кочевым народом, который мигрировал через Месопотамию из прибрежного региона Эбер-Нари (современная Сирия) в какой-то момент до 3-го тысячелетия до нашей эры и к 1984 году до нашей эры правил в Вавилоне. Пятый король династии, Син-Мубаллит (годы правления 1812-1793 гг. до н.э.), успешно завершил множество проектов общественных работ, но не смог расширить королевство или конкурировать с конкурирующим городом Ларса на юге.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Ларса была самым прибыльным торговым центром в Персидском заливе, и прибыль от этой торговли обогащала город и способствовала расширению, так что большинство южных городов оказались под контролем Ларсы. Син-Мубаллит возглавил армию против Ларсы, но потерпел поражение от их короля Рима Сина I. На данный момент неизвестно, что именно произошло, но похоже, что Син-Мубаллит был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Хаммурапи. Также неизвестно, думал ли Рим Син, что Хаммурапи будет менее опасен для Ларсы, но если это так, то он ошибся. Историк Дюран пишет:
В начале [вавилонской истории] стоит могущественная фигура Хаммурапи, завоевателя и законодателя на протяжении сорока трех лет правления. Первозданные печати и надписи частично передают его нам – юношу, полного огня и гениальности, самого вихревого в бою, который сокрушит всех мятежников, рассечет врагов на куски, марширует по неприступным горам и никогда не проигрывает сражений. При нем мелкие враждующие государства нижней долины были принуждены к единству и миру и приведены в порядок и безопасность с помощью исторического свода законов. (219)
Изначально Хаммурапи не давал Рим Сину I повода для беспокойства. Он начал свое правление с централизации и оптимизации своей администрации, продолжая строительные программы своего отца, а также увеличивая и повышая стены города. Он учредил свой знаменитый свод законов (ок. 1772 г. до н. э.), уделял пристальное внимание нуждам людей, улучшал орошение полей и обслуживание инфраструктуры городов, находящихся под его контролем, а также строил роскошные храмы богам. В то же время он приводил в порядок свои войска и планировал поход в южную область Месопотамии.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Древняя Сиро-Месопотамия ок. 1764 г. до н.э.
Аттар-Арам, Сирия, с использованием модифицированной карты, первоначально сделанной Семхуром. (CC BY-SA)
Завоеватель Месопотамии
Ученый Стивен Бертман отмечает, как личный характер Хаммурапи работал ему на пользу в начале его правления:
Хаммурапи был способным администратором, ловким дипломатом и хитрым империалистом, терпеливым в достижении своих целей. Вступив на престол, он издал прокламацию о прощении долгов людей и в течение первых пяти лет своего правления еще больше повысил свою популярность, благочестиво обновив святилища богов, особенно Мардука, покровителя Вавилона. Затем, когда его власть дома была обеспечена, а его вооруженные силы готовы, он начал пятилетнюю серию кампаний против соперничающих государств на юге и востоке, расширяя свою территорию. (87)
Когда эламиты вторглись на центральные равнины Месопотамии с востока, Хаммурапи объединился с Ларсой, чтобы победить их. Сделав это, он разорвал союз и быстро захватил города Урук и Исин, ранее принадлежавшие Ларсе, заключив союзы с другими городами-государствами, такими как Ниппур и Лагаш. Союзы, которые он заключал с другими государствами, неоднократно разрывались, когда царь считал это необходимым, но поскольку правители продолжали заключать договоры с Хаммурапи, никому из них, похоже, не приходило в голову, что он сделает то же самое с Хаммурапи. их, как прежде другим.
Удалить рекламу
Реклама
Когда Урук и Исин были завоеваны, он повернулся и взял Ниппур и Лагаш, а затем завоевал Ларсу. Техника, которую он, по-видимому, впервые применил в этом сражении, станет его предпочтительным методом в других, когда позволят обстоятельства: перекрытие источников воды в городе, чтобы удерживать их от врага до капитуляции, или, возможно, удержание воды через дамбу и затем выпуская их, чтобы затопить город, прежде чем начать атаку. Это был метод, ранее использовавшийся отцом Хаммурапи, но со значительно меньшей эффективностью. Ларса была последней цитаделью Рим Сина, и с ее падением не было другой силы, способной противостоять царю Вавилона на юге.
Хаммурапи быстро ударил по Мари в 1761 г. до н. э. и по какой-то причине разрушил ее, вместо того чтобы просто завоевать.
Взяв под контроль южную часть Месопотамии, Хаммурапи повернул на север и на запад. Аморейское царство Мари в Сирии долгое время было союзником аморейского Вавилона, и Хаммурапи продолжал дружеские отношения с царем Зимри-Лимом (годы правления 1775–1761 до н. э.). Зимри-Лим провел успешные военные кампании на севере Месопотамии, и благодаря богатству, полученному в результате этих побед, Мари стал предметом зависти других городов с одним из самых больших и роскошных дворцов в регионе.
Ученые долго спорили, почему Хаммурапи разорвал свой союз с Зимри-Лимом, но причина кажется довольно ясной: Мари был важным, роскошным и процветающим торговым центром на реке Евфрат и обладал большими богатствами и, конечно же, правами на воду. Владение городом напрямую, вместо того, чтобы вести переговоры о ресурсах, было бы предпочтительнее для любого правителя и, конечно, было так для Хаммурапи. Он быстро ударил по Мари в 1761 г. до н. э. и по какой-то причине разрушил ее, вместо того чтобы просто завоевать.
Удалить рекламу
Реклама
Это гораздо большая загадка, чем то, почему он вообще выступил против этого. Другие завоеванные города были присоединены к королевству, а затем отремонтированы и улучшены. Ученые до сих пор спорят, почему Мари был таким исключением из правил Хаммурапи, но причина могла быть столь же простой, как то, что Хаммурапи хотел, чтобы Вавилон был величайшим из месопотамских городов, а Мари был явным соперником за эту честь.
Считается, что Зимри-Лим был убит в этом сражении, поскольку в том же году он исчезает из исторических записей. Из Мари Хаммурапи двинулся на Ашур и захватил регион Ассирии и, наконец, Эшнунну (также завоеванную запрудой вод), так что к 1755 г. до н.э. он правил всей Месопотамией.
Табличка с Кодексом законов царя Хаммурапи из Ниппура
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Кодекс Хаммурапи и забота о людях
Хотя Хаммурапи провел много времени в походах, он позаботился о том, чтобы обеспечить людей, землями которых он правил. Популярным титулом, применявшимся к Хаммурапи при его жизни, было бани матим , «строитель земли», из-за множества строительных проектов и каналов, которые он приказал построить по всему региону.
Удалить рекламу
Реклама
Документы того времени свидетельствуют об эффективности правления Хаммурапи и его искреннем желании улучшить жизнь жителей Месопотамии. Эти письма и административные документы (такие как директивы по строительству каналов, распределению продовольствия, благоустройству и строительным проектам, а также юридические вопросы) подтверждают точку зрения, которую Хаммурапи придерживался о себе. Пролог к его знаменитому своду законов начинается:
.
Когда высокий Ану, Царь Аннунаков и Бэла, Владыка Неба и Земли, тот, кто определяет судьбу земли, доверил Мардуку правление всем человечеством, когда они произнесли высокое имя Вавилона, когда они сделали его прославился среди четвертей мира и среди него основал вечное царство, чьи основания были тверды, как небо и земля, — в то время Ану и Бел призвали меня, Хаммурапи, возвышенного князя, почитателя богов, чтобы восторжествовала справедливость. на земле, чтобы уничтожить нечестивых и злых, чтобы сильные не угнетали слабых, чтобы просвещать землю и способствовать благосостоянию людей. Хаммурапи, правитель, названный Белом, есть я, принесший изобилие и изобилие. (Дюран, 219)
Кодекс законов Хаммурапи
Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)
Его свод законов — не первый подобный свод в истории (хотя его часто так и называют), но, безусловно, самый известный из древности, предшествовавший своду, изложенному в библейских книгах. Кодекс Ур-Намму (ок. 2100–2050 гг. до н. э.), созданный либо Ур-Намму (годы правления 2047–2030 до н. э.), либо его сыном Шульги из Ура (годы правления 2029–1982 до н. э.), является старейшим кодексом законы в мире. Кодекс Хаммурапи существенно отличался от более ранних законов. Историк Кривачек объясняет это, написав:
Законы Хаммурапи отражают шок беспрецедентной социальной среды: многонационального, многоплеменного вавилонского мира. В более ранние шумеро-аккадские времена все общины чувствовали себя членами одной семьи, равноправными слугами перед глазами богов. В таких обстоятельствах споры могли быть урегулированы путем обращения к коллективно принятой системе ценностей, где кровь гуще воды, а справедливое возмещение ущерба более желательно, чем месть. Однако теперь, когда горожане обычно общались плечом с кочевниками, ведущими совершенно иной образ жизни, когда носители нескольких западносемитских языков амурру, а также других, столкнулись с непонимающими аккадцами, конфронтация должна была слишком легко перекинуться на конфликт. Вендетты и кровная месть, должно быть, часто угрожали сплоченности империи. (180)
Кодекс Ур-Намму, безусловно, опирается на понятие «совместные члены одной семьи» в том смысле, что в основе всего лежит понимание людьми надлежащего поведения в обществе. Ожидалось, что все подчиненные закону уже знают, чего от них требуют боги, а король должен был просто исполнять волю бога. Историк Карен Реа Немет-Наджат пишет:
Король нес прямую ответственность за отправление правосудия от имени богов, которые установили закон и порядок во вселенной. (221)
Кодекс Хаммурапи был написан в более позднее время, когда понимание воли богов одним племенем или городом могло отличаться от понимания другого. Чтобы упростить дело, кодекс Хаммурапи стремился предотвратить вендетту и кровную месть, четко указав преступление и наказание, которое будет назначено.
Клинописная табличка со списком имен старых вавилонских царей
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
государством за совершение такого преступления – без предположения об общем понимании воли бога в этих вопросах:
Если человек выколол глаз другому человеку, его глаз должен быть выколот.
Если он сломает кость другому человеку, его кость будет сломана.
Если человек выбьет зубы своему равному, его зубы будут выбиты.
Если строитель построит кому-то дом и не построит его должным образом,
И дом, который он построил, рухнет и убьет его хозяина, тогда тот строитель должен быть предан смерти.
Если он убьет сына владельца дома, то сын того строителя должен быть предан смерти.
В отличие от более раннего Кодекса Ур-Намму, который налагал штрафы или земельные взыскания, кодекс Хаммурапи олицетворял принцип, известный как Lex Talionis , закон карательного правосудия, в котором наказание соответствует непосредственно преступлению, более известному как концепция «око за око и зуб за зуб», ставшее известным благодаря более позднему своду законов Ветхого Завета, иллюстрируемому в этом отрывке из Книги Исход:
Если люди подрались и ударили беременную женщину, и она родила преждевременно, но серьезных травм нет, то виновный должен быть оштрафован в соответствии с требованиями мужа женщины и разрешением суда. Но если есть серьезная травма, вы должны брать жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, рану за рану, синяк за синяк. (Исход 21:22-25)
Кодекс законов
Хаммурапи установил стандарт для будущих кодексов, строго рассматривая доказательства преступления и устанавливая конкретное наказание.
Таким образом, кодекс законов Хаммурапи
установил стандарт для будущих кодексов, строго рассматривая доказательства преступления и устанавливая конкретное наказание за это преступление. Однако вопрос о виновности или невиновности определялся гораздо более старым методом Ордалии, когда обвиняемого приговаривали к выполнению определенного задания (обычно его бросали в реку или ему приходилось переплывать определенное расстояние через реку) и, если им это удалось, они были невиновны, а если нет, то виновны. Кодекс Хаммурапи гласит, что:
Если на жену мужчины указали из-за другого мужчины, хотя она и не была поймана с ним, ради мужа она должна броситься в божественную реку.
Женщина, поступившая так и пережившая испытание, будет признана невиновной, но тогда ее обвинитель будет признан виновным во лжесвидетельстве и наказан смертной казнью. К этому испытанию регулярно прибегали в связи с тем, что считалось наиболее серьезными преступлениями, прелюбодеянием и колдовством, поскольку считалось, что эти два нарушения наиболее вероятно подорвут социальную стабильность. Колдовство для древнего месопотамца не имело бы точно такого же определения, как в наши дни, но было бы похоже на совершение действий, идущих против известной воли богов — действий, которые отражали бы на себе тип силы и престиж, на который могли претендовать только боги. Рассказы о злых колдунах и волшебницах встречаются на протяжении многих периодов месопотамской истории, и авторы этих рассказов всегда встречают их с плохим концом, как, кажется, и с ними, когда они подвергались Испытанию.
Король Хаммурапи на поклонении
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Смерть и наследие Хаммурапи
К 1755 г. до н. э., когда он был бесспорным хозяином Месопотамии, Хаммурапи был стар и болен. В последние годы его жизни его сын Самсу-Илуна уже принял на себя обязанности престола и принял полное правление в 1749 г. до н.э. Завоевание Эшнунны устранило барьер на востоке, защищавший регион от вторжений таких народов, как хетты и касситы. Как только этот барьер исчез, и новости об ослаблении великого короля распространились, восточные племена подготовили свои армии для вторжения. Хаммурапи умер в 1750 г. до н.э., и Самсу-Илуна остался удерживать царство своего отца от сил вторжения, одновременно удерживая различные регионы Вавилонии под контролем города Вавилон; это была огромная задача, на которую он не был способен.
Огромное царство, построенное Хаммурапи при жизни, начало разваливаться в течение года после его смерти
Огромное царство, построенное Хаммурапи при жизни, начало разваливаться уже через год после его смерти, а те города, которые входили в состав вассальных государств, закрепили свои границы и объявили о своей автономии. Ни один из преемников Хаммурапи не смог снова восстановить царство, и сначала вторглись хетты (в 1595 г. до н.э.), а затем касситы.
Хетты разграбили Вавилон, а касситы заселили его и переименовали. Эламиты, потерпевшие столь полное поражение от Хаммурапи несколько десятилетий назад, вторглись и унесли стелу с Кодексом законов Хаммурапи, которая была обнаружена в эламском городе Сузы в 19 г.01 г. н.э.
Сегодня Хаммурапи лучше всего помнят как законодателя, чей кодекс служил стандартом для более поздних законов, но в свое время он был известен как правитель, объединивший Месопотамию под единым руководящим органом, точно так же, как Саргон Великий из Аккада на протяжении столетий до. Он связал себя с такими великими империалистами, как Саргон, провозгласив себя «могущественным царем, царем Вавилона, царем Четырех областей мира, царем Шумера и Аккада, во власть которого бог Бел отдал землю и людей, своей рукой он передал бразды правления» и, как и Саргон (и другие), утверждал, что его законное правление было предопределено волей богов.
Однако, в отличие от Саргона Великого, чья многоэтническая империя постоянно разрывалась междоусобицами, Хаммурапи правил царством, народ которого после его завоевания наслаждался относительным миром. Ученый Гвендолин Лейк пишет:
.
Хаммурапи остается одним из великих царей Месопотамии, выдающимся дипломатом и переговорщиком, который был достаточно терпелив, чтобы дождаться подходящего момента, а затем достаточно безжалостен, чтобы достичь своих целей, не тратя слишком много ресурсов. (83)
Свидетельством его правления является то, что, в отличие от Саргона или его внука Нарам-Сина из прежних времен, Хаммурапи не пришлось повторно завоевывать города и области, но, подчинив их вавилонскому правлению, был, по большей части, заинтересованы в их улучшении и повышении уровня жизни жителей (за заметным исключением, конечно, марийцы). Его наследие в качестве законодателя отражает его искреннюю заботу о социальной справедливости и улучшении жизни своего народа.