Иустин мученик: мученик Иустин Философ
Содержание
мученик Иустин Философ
День памяти: 1(14) июня
Родился в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины. Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников, и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога.
Однажды, прогуливаясь в уединенном месте за городом и размышляя о том, где искать путь к познанию Истины, он встретил старца, который в продолжительной беседе раскрыл Иустину сущность христианского учения и посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания.
На 30-м году жизни Иустин принял святое Крещение (между 133 и 137 годами). С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. Иустин открыл училище, где проповедовал христианскую философию. Он последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения, убедительно опровергая и языческие мудрования (как, например, в споре с философом-киником Крискентом), и еретические извращения христианства (в частности, он выступал против учения Маркиона-гностика).
Около 155 года, когда император Антонин Пий (138-161) открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему «Апологию» в защиту неповинно осужденных на казнь христиан Птоломея и Лукия, имя третьего осталось неизвестным. В «Апологии» он доказывал ложность возводимых на христиан обвинений «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан».
В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Христианский философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном-иудеянином».
Вторая «Апология» святого Иустина была обращена к римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия (161-180). В его апологиях впервые появляется идея о том, что для язычников именно философия была предшественницей христианства. Интересно, что здесь же содержатся сведения о принятых в то время практик Крещения и Евхаристии. Перу Иустина принадлежит также не сохранившийся до наших дней большой труд против гностиков, т. н. «Синтагма против всех ересей».
Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно Апостолам, всюду проповедовал Евангелие и многих обращал к христианской вере. Согласно «Актам Иустина», в дни пребывания в Риме он и шесть его учеников были арестованы и предстали перед судом префекта Квинта Юния Рустика (163-168), философа-стоика и учителя императора Марка Аврелия. На вопрос префекта об учении, которого придерживается мученик, тот ответил: «Я старался познать всякие учения, но пристал к истинным учениям христиан, хотя они и не нравятся лжемудрствующим». Иустин исповедал веру в Бога «Творца мира и Создателя всей твари» и «Господа Иисуса Христа Отрока Божия, о Котором предсказано было пророками, что Он придет к роду человеческому глашатаем спасения и наставником добрых учений». После того как Иустин и его ученики решительно исповедали себя христианами, префект Рустик спросил, уверен ли тот в том, что после бичевания и казни он взойдет на небо? «Надеюсь благодаря терпению, если претерплю. Но знаю, что и проживших правильно ожидает благодать Божия», – ответил мученик. Несмотря на угрозы префекта, мученики отказались принести жертвы идолам, после чего были подвергнуты бичеванию и обезглавлены.
Распространенное в литературе мнение о причастности к смерти Иустина киника Крискента основывается на свидетельстве об этом Евсевия Кесарийского. Поскольку все достоверные источники, включая «Акты Иустина», об этом умалчивают, невозможно определить, причастен ли был враждебный Иустину Крискент к его аресту и смерти.
Тропарь мученику Иустину Философу и иже с ним, глас 4
Мученицы Твои, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами // спаси души наша.
Кондак мученику Иустину Философу, глас 2
Премудростию Божественных твоих словес, Иустине, / Церковь Божия вся украсившися, / жития твоего светлостию мир освещает, / излияния же ради крове венец прием / и со Ангелы предстоя Христу, // моли непрестанно о всех нас.
Святой мученик Иустин Философ / Патриархия.ru
Святой мученик Иустин Философ родился в Сихеме — древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины. Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников — и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога.
Однажды, прогуливаясь в уединенном месте за городом и размышляя о том, где искать путь к познанию Истины, он встретил старца, который в продолжительной беседе раскрыл Иустину сущность христианского учения и посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания. «Но прежде всего, — сказал старец, — молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе двери Света. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает ее каждому, кто ищет Его с молитвою и любовью».
На 30-м году жизни Иустин принял святое Крещение (между 133 и 137 годами). С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. «Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», — писал он. Иустин открыл училище, где проповедовал христианскую философию. Святой Иустин последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения, убедительно опровергая и языческие мудрования (как, например, в споре с философом-киником Крискентом), и еретические извращения христианства (в частности, он выступал против учения Маркиона-гностика).
Около 155 года, когда император Антонин Пий (138-161) открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему «Апологию» в защиту неповинно осужденных на казнь христиан Птоломея и Лукия, имя третьего осталось неизвестным. В «Апологии» он доказывал ложность возводимых на христиан обвинений «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан». «Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение. С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.
В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном-иудеянином».
Вторая «Апология» святого Иустина была обращена к римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия (161-180).
Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно Апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим Богодухновенным словом многих обращал к христианской вере. Когда святой пришел в Рим завидовавший ему Крискент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Святой Иустин был взят под стражу, подвергнут истязаниям и принял мученическую смерть († 166).
Кроме упомянутых творений, святому мученику Иустину Философу принадлежит еще ряд сочинений: «Замечания о душе», «Обличения против эллинов», «Речь против эллинов». Святой Иоанн Дамаскин сохранил значительную часть не дошедшего до нас сочинения святого Иустина «О воскресении». Церковный историк Евсевий свидетельствует, что святым Иустином были написаны книги «Певец», «Обличение всех бывших ересей» и «Против Маркиона».
Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.
В Русской Церкви память мученика особо прославляется в храмах его имени.
*На русском языке издано:
1. Апология I, или защищение христиан пред Антонином Кротким // Христианское чтение. 1825. XVII. С. 12 слл.
2. Апология II, или защищение христиан пред Римским сенатом // Там же. 1840. III. С. 3 слл.
3. Диалог с Трифоном-иудеем / Пер. Преосвященного Иринея, архиепископа Тверского. СПб., 1737. То же (с Апологиями I, II) // Сочинения древних христианских апологетов. С введ. и прим. свящ. П. А. Преображенского. М., 1864 (Памятники древней христианской письменности в рус. пер. Т. III. Прилож. к ж. «Православное обозрение»).
4. Хрестоматия, или выбранные места из святого мученика и философа Иустина, служащие полезным нравоучением. М., 1783.
5. Святой мученик Иустин Философ. О Имени Божием. Сергиев Посад: Книгоиздательство «Исповедник». 1913.*
Святые мученики Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и мученица Харита пострадали одновременно со святым Иустином Философом, в 166 году. Они были приведены в Рим и заключены в темницу. Перед судом градоначальника Рустика святые смело исповедали свою веру во Христа. Рустик спросил святого Иустина, действительно ли он думает, что после перенесенных мучений взойдет на небо и получит награду от Бога. Святой Иустин ответил, что не только думает, но достоверно знает и уверен в этом.
Градоначальник предложил всем христианам-узникам принести жертву языческим богам, но получил отказ и вынес смертный приговор. Святые были обезглавлены.
Иконописный подлинник | |
Афон. 1546.Мч. Иустин. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год. | |
Русь. XVII.Минея — Июнь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. | |
Русь. XVII.Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. | |
Россия. XIX.Св. Иустин Философ. Икона. Россия. XIX в. Храм Воскресения словущего на Успенском вражке. Москва. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Юстин Мученик | Христианская история
«Я влюбился в пророков и в этих людей, которые любили Христа; я размышлял над всеми их словами и нашел, что только эта философия была истинной и полезной».
Когда Юстина арестовали за веру в Риме, префект попросил его отречься от своей веры, принеся жертву богам. Юстин ответил: «Никто из здравомыслящих не отвернется от истинной веры к ложной».
Хронология | |
30 | Распятие Иисуса; Пятидесятница |
65 | Петра и Павла казнили |
70 | Разрушение Иерусалима Титом |
100 | Юстин Мученик родился г. |
165 | Джастин Мученик умирает 90 003 |
180 | Ириней пишет Против ересей |
В каком-то смысле это был легкий ответ для Джастина, потому что он провел большую часть своей взрослой жизни, отделяя правду от лжи.
Огонь в душе
Юстин родился в римском городе Флавия Неаполь (древний Сихем в Самарии). Воспитанный родителями-язычниками, он стремился найти смысл жизни в философии своего времени. Это принесло лишь череду разочарований.
Его первым учителем был стоик, который «ничего не знал о Боге и даже не считал знание о нем необходимым». За ним последовал перипатетик (странствующий философ), который, казалось, был больше всего заинтересован в получении своего гонорара. Затем появился пифагорейец, но обязательный курс музыки, астрономии и геометрии показался ему слишком медленным. Наконец, платонизм, хотя и требующий интеллектуальных усилий, оказался неудовлетворительным для голодного сердца Юстина.
Наконец, около 130 г. н. слова и обнаружил, что только эта философия была истинной и полезной. Вот как и почему я стал философом. И я хочу, чтобы все чувствовали то же, что и я».
Юстин продолжал носить мантию своего философа, стремясь примирить веру и разум. Его учительское служение сначала привело его в Эфес (ок. 132 г.), где он провел диспут с Трифоном, евреем, об истинном толковании Писания. «Диалог с Трифоном» учит трем основным моментам: Ветхий Завет уходит, чтобы уступить место Новому; Логос — это Бог Ветхого Завета; а язычники — это новый Израиль.
Позднее Иустин переехал в Рим, основал христианскую школу и написал две смелые апологии (т. е. защиты — от греческого извинения ). Первая апология Юстина, адресованная императору Антонину Пию, была опубликована в 155 г. и пыталась объяснить веру. Он утверждал, что христианство не представляет угрозы для государства, и к нему следует относиться как к законной религии. Он писал «от имени людей всех наций, которых несправедливо ненавидят и оскорбляют».
Юстин утверждал, что христиане, по сути, являются «лучшими помощниками и союзниками императора в обеспечении порядка, убежденные, как и мы, что ни один нечестивец… не может утаиться от Бога и что каждый идет на вечную муку или спасение в соответствии с характер его действий». Далее он показал, что христианство выше язычества, что Христос — это исполнившееся пророчество, и что язычество на самом деле является плохой имитацией истинной религии.
Картина поклонения
Однако это извинение привлекло наибольшее внимание современных читателей, потому что в нем Юстин приводит подробные описания раннехристианского богослужения (чтобы показать неверующим, что христианство не было подрывным). Самый известный проход это:
В день, называемый воскресеньем, происходит собрание в одном месте всех жителей данного города или сельской местности. Мемуары апостолов или писания пророков читаются, пока позволяет время. Затем, когда читатель умолкает, президент в речи увещевает и призывает подражать этим хорошим вещам. Затем мы все вместе встаем и возносим молитвы.
Когда мы прекращаем нашу молитву, нам приносят хлеб, вино и воду. Председатель таким же образом возносит молитвы и благодарственные молебны, в меру своих возможностей, а народ одобрительно восклицает, говоря «Аминь». Раздача и участие элементов, за которые были даны благодарности, производится каждому человеку, а к тем, кто не присутствует, они посылаются диаконами.
Имеющие средства и желающие, каждый по своему выбору, дает, что хочет, а собранное сдается на хранение президенту. Он заботится о сиротах и вдовах, о нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в рабстве, о странниках и странниках, и одним словом становится покровителем всех нуждающихся.
Вторая апология Юстина была написана вскоре после того, как Марк Аврелий стал императором в 161 году. В этих трудах Юстин пытался показать, что только христианская вера была действительно рациональной. Он учил, что Логос (Слово) воплотился, чтобы научить человечество истине и искупить людей от власти демонов.
Четыре года спустя Юстин и его ученики были арестованы за свою веру. Когда префект пригрозил им смертью, Юстин сказал: «Если мы будем наказаны ради нашего Господа Иисуса Христа, мы надеемся спастись». Их вывели и обезглавили. Поскольку он отдал свою жизнь за «истинную философию», Иустин получил прозвище Мученик.
Святой Иустин Мученик | Биография, сочинения, наследие и факты
- Дата рождения:
- около 100
Наблус
западное побережье
- Умер:
- около 165
Рим
Италия
- Предметы изучения:
- философия истории
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Святой Иустин Мученик (род. ок. 100 г., Флавия Неаполис, Палестина [ныне Наблус] — умер ок. 165 г., Рим [Италия]; день памяти 1 июня), один из самых важных греческих философов- Апологеты в раннехристианской церкви. Его сочинения представляют собой одно из первых положительных столкновений христианского откровения с греческой философией и заложили основу богословия истории.
Жизнь
Язычник, выросший в еврейской среде, Юстин изучал стоическую, платоновскую и другие языческие философии, а затем стал христианином в 132 году, возможно, в Эфесе, недалеко от современного Сельчука, Турция. Вскоре после 135 г. он начал скитаться с места на место, провозглашая свою новообретенную христианскую философию в надежде обратить в нее образованных язычников. Он провел значительное время в Риме. Несколько лет спустя, после дебатов с циником Кресенсом, Юстин был обвинен римским префектом в подрывной деятельности и приговорен к смерти вместе с шестью товарищами. Сохранились достоверные записи о его мученической смерти путем обезглавливания.
Работы
Среди работ, носящих авторство Джастина и до сих пор считающихся подлинными, две Извинения и Диалог с Трифоном . Первая, или «Большая апология», была адресована около 150 г. римским императорам Антонину Пию и Марку Аврелию. В первой части First Apology Юстин защищает своих собратьев-христиан от обвинений в атеизме и враждебности к римскому государству. Затем он переходит к выражению ядра своей христианской философии: высшее стремление как христианства, так и философии Платона — это трансцендентный и неизменный Бог; следовательно, интеллектуальное изложение христианской веры продемонстрировало бы ее гармонию с разумом. Такая конвергенция коренится в отношениях между человеческим разумом и божественным разумом, которые обозначаются одним и тем же термином 9.0083 logos (греч. «разум», «слово»), который позволяет человечеству понять основные истины о мире, времени, творении, свободе, сродстве человеческой души с божественным духом и распознавании добра и зла.
Юстин утверждает, что Иисус Христос является воплощением всего божественного logos и, следовательно, этих основных истин, тогда как в великих трудах языческих философов были найдены лишь следы истины. Целью пришествия Христа в мир было научить людей истине и спасти их от власти бесовской. В третьей части Первая апология , Юстин живо описывает раннехристианский метод совершения Евхаристии и совершения крещения.
Диалог с Трифоном — это дискуссия, в которой Юстин пытается доказать истинность христианства ученому еврею по имени Трифон. Юстин пытается продемонстрировать, что новый завет заменил старый завет Бога с еврейским народом; что Иисус является и мессией, провозглашенным ветхозаветными пророками, и существовавшим ранее logos , через которого Бог открылся в Писании; и что язычники были избраны вместо Израиля в качестве Божьего избранного народа. В своем кратком изложении «Вторая апология » Юстин утверждает, что Рим несправедливо преследует христиан.