Иверская 17 век: Иверская икона Божией Матери. Справка
Содержание
Иверская икона Божией Матери. Справка
25 февраля (12 февраля по старому стилю) февраля Православная церковь празднует День Иверской иконы Божией Матери. Этот день отмечается в память принесения второго списка с иконы в Иверский Свято-Озерский монастырь в 1656 году.
Празднование в честь Иверской иконы Богоматери совершается также во вторник Светлой седмицы и 13 (26) октября – в память принесения первого списка с иконы в Москву в 1648 году.
Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссою (т.е. Вратарницею), прославившаяся, по преданию, чудесами в уделах Богородицы на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.
История Иверской иконы просматривается с первого века, когда Божия Матерь еще в дни Своей земной жизни благословила святого апостола и евангелиста Луку написать ее изображение.
История иконы продолжилась во времена иконоборчества в IX веке.
Во время царствования греческого императора Феофила (829 – 842) людей, почитавших иконы, царские слуги предавали пыткам, а сами иконы уничтожали. По преданию, в это время, неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой в доме хранилась древняя икона Божией Матери. Кто-то донес на вдову и однажды ночью в дом ворвались иконоборцы и один из них ударил икону мечом, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богоматери, и из раны выступила кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном для сохранения святой иконы опустила ее в море. К изумлению вдовы и ее сына, икона не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.
Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.
Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы – поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.
По преданию, икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на стыке IХ–Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием.
Афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом ее поместили в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. И снова старцу Гавриилу во сне явилась Богородица, которая изъявила свое желание: «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей…» Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески – «Вратарница»).
Иверская икона прославилась многими чудесами. В истории Иверского монастыря известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.
К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускала в обитель людей, имеющих на душе какой-либо нераскаянный грех.
В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) чудотворного образа. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы. Через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву.
13 октября 1648 года список встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. Впоследствии этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.
Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции эта икона бесследно исчезла).
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную улицу Москвы – Тверскую.
Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня.
В России есть несколько списков Иверской иконы Богоматери, прославленных чудотворениями, но Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; императорские особы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской, как и все, кто приезжал в город.
Только однажды Иверская покинула Москву – в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря), где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву.
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934 году и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами.
В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены.
В сентябре 1995 года Алексий II направил Послание настоятелю Иверского монастыря на Афоне архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка Иверской иконы. В кратчайшие сроки образ был написан священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.
25 октября 1995 года новый список был доставлен в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием.
26 октября 1995 года крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные Воскресенские ворота к Иверской часовне. Так Вратарница вернулась на главные ворота российской столицы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Иверская икона Богоматери. История, чудеса, тайны
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
М.Цветаева
26 октября Православная Церковь совершает празднование иконе Иверской Божией Матери.
Вся Москва знает Иверскую часовню , что находится у Воскресенских ворот при входе на Красную площадь. Место это бойкое: тут и российские и иностранные туристы (а значит, и продавцы всего, что только можно вообразить — от хот-догов до буденовок), и гуляющая публика, и экскурсоводы, зазывающие пройтись с ними вдоль кремлевской стены, и посетители Мак Доналдса и «Охотного ряда». Толпится народ на «нулевом километре», бросая на счастье монетки, за которыми наперебой охотятся нищие. И над этим гамом и сутолокой раздаются слова молебнов, непрестанно совершающихся перед Иверской иконой Божией Матери. Идут к ней люди, так же, как шли они все века, с тех пор, как этот образ появился в столице.
История Иверской иконы удивительна.
Находящаяся сейчас на Афоне, в IX веке икона хранилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли к ней в дом, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Из пораженного места потекла кровь (поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике). Обезумев от страха, воин пал перед образом на колени, вымаливая прощение за страшный грех.
Посулив императорским стражам деньги, вдова упросила их не трогать икону до утра. Когда они ушли, женщина вместе с сыном, спасая икону, опустила ее в море. И — свершилось чудо: икона встала на ребро и поплыла. Сын этой вдовы, впоследствии принял постриг на св. горе Афон. Там он рассказал братии о чудесном образе, некогда бывшем у него в доме и эта история многие десятилетия из уст в уста передавалась в афонских монастырях.
Прошло два века. На берегу моря близ Иверской (т. е. Грузинской) обители Афона сидели и беседовали старцы. Вдруг они увидели на воде огненный столп, восходящий к небу. Наконец стало понятно, что свет исходит от стоящей на волнах иконы. Долго не могли монахи взять её в руки. Лишь после усердной молитвы благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, исполняя повеление Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Монахи с почестями поставили её в алтаре храма. А наутро икону нашли над вратами обители. Недоумевая, её снова перенесли в алтарь, но вновь повторилась та же история. Так было несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Гавриилу, что икона явлена не для того, чтобы Её охраняли, но чтобы Ей самой быть Хранительницей. Тогда икону так и оставили над вратами обители, и с тех пор, получив название «Вратарницы» (Партаиссы), она не раз спасала монахов от врагов и разбойников, голода и пожаров…
В XVII веке о чудотворном образе узнали на Руси. Святейший Патриарх Никон (тогда еще архимандритом Новоспасского монастыря) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (прибывшему в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы. Есть предание, будто царь и Никон просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери. Но монахи не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, в которую она сама явилась и где пожелала остаться. Инок Иверского монастыря Ямвлих выполнил список с Иверской иконы, ни одной деталью не отличавшийся от подлинника.
Краски были замешаны на святой воде, которой прежде облили и доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы. Через год, 13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы. Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. За свою историю она много раз перестраивалась, во времена безбожной советской власти была разрушена, а икона перенесена в храм Воскресения в Сокольнках.
В 90-е годы прошлого столетия на Афоне вновь был сделан список с подлинной Иверской иконы, который привезли в Москву и поместили в воссозданной часовне.
История Иверской иконы Богородицы, как и всякой чудотворной иконы, связана с огромным количеством чудес, происходивших по молитве к Божией Матери перед ее святым образом.
Еще в XVII веке в Иверской часовне была заведена рукописная книга для записи чудесных исполнений молитвенных прошений. Этот рассказ записал лютеранин, учитель музыки, человек, по его собственным словам, «ни во что не веривший». Он начал терять слух и вскоре совершенно оглох, врачи не смогли его вылечить. Оглохнув, он лишился средств к существованию и решил покончить жизнь самоубийством. «Проходя мимо Иверских ворот, — пишет он, — я увидел толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неожиданное желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, доживши до 37 лет, в первый раз искренне перекрестился и упал на колени перед образом — и что же случилось? Случилось несомненное, поразительное чудо: я, не слышав до той минуты почти ничего в течение года и трёх месяцев, считавшийся врачами неизлечимо глухим, приложившись к иконе, в тот же миг снова получил способность слуха, получил до такой степени полно, что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно. И это случилось вдруг, моментально, безболезненно…»
Материал подготовлен специально для rian.ru Марией Хорьковой
Иберийские империи, 1600-1800 гг.
— Атлантическая история
Введение
К 1600 г. Испания завершила завоевание основных областей своей обширной империи и создала сложную сеть административных, юридических, религиозных и коммерческих институтов. Столицы вице-королевства в Мехико и Лиме, а также сотни небольших муниципалитетов пытались воссоздать Испанию в Новом Свете. Лица, родившиеся на Пиренейском полуострове, имели самый высокий социальный статус, но богатые креолы составляли местную элиту. С момента первого контакта европейцы, коренные американцы и африканцы создали новые народы смешанной расы в Америке, известные как кастас . Американские общества претерпели дальнейшие преобразования в 17 веке в результате истребления коренных народов и, как следствие, распространения африканской работорговли на испанские колонии. Разработанные системы именования и правовые системы не смогли обеспечить расовое разделение, потому что такие факторы, как образование, богатство и сети покровительства, могли изменить расовые категории. Некоторая форма католицизма объединила все различные группы, хотя местные и африканские религии оказались устойчивыми. Тем временем Португалия основала в Бразилии королевскую колонию со штаб-квартирой в Сальвадоре-да-Баия, а также сохранила небольшие торговые посты (9).0005 feitorias ) разбросаны по побережьям Африки и Азии. После смерти короля Себастьяна во время Североафриканского крестового похода в 1578 году Испания взяла под свой контроль вакантный португальский трон и удерживала его с 1580 по 1640 год. Атлантические последствия этого союза были многочисленными. Голландские войска атаковали и захватили бывшие португальские районы Бразилии и Африки. Голландские, французские и английские корсары также атаковали испанский серебряный флот и города Карибского моря. В 1640 году Португалия начала войну за независимость против Испании, а в 1655 году англичане захватили Ямайку. В течение катастрофического 17-го века ужасный цикл засух, голода и эпидемических болезней уничтожил оставшееся коренное население Америки, доходы от серебра упали, и Испания вступила в период тяжелой экономической депрессии. Бразилия также пережила экономический спад после того, как местные силы окончательно изгнали голландцев из северной Бразилии в 1654 году, и голландцы перенесли свои сахарные технологии, инвестиции и рабов в Карибское море. Бразильская экономика возродилась только в конце 17 века, когда налетчики пограничных рабов ( bandeirantes ) в поисках пленников из числа коренных народов обнаружили золото и алмазы на территории нынешнего штата Минас-Жерайс. В 1700 году Карл II умер, не оставив наследника, и война за испанское наследство закончилась тем, что Испанией правил французский Бурбон. Короли Бурбонов начали масштабную экономическую, административную и оборонительную перестройку ослабленной Испанской империи, призванную усилить королевский контроль и потоки доходов. С 1750 по 1777 год португальский министр королевства маркиз де Помбал начал просвещенные реформы, аналогичные реформам в Испании, направленные на централизацию, модернизацию и рационализацию управления Бразилией.
Общие обзоры
Общие работы об этом периоде часто фокусируются на общем спаде испанской экономики, истреблении коренного населения и, как следствие, экономическом спаде в колониальной экономике, а также на реформах Бурбона и Помбалина. Для общего обзора следует начать с The Cambridge History of Latin America (Bethell 1984–2008), сборника эссе ведущих ученых Латинской Америки. Другие превосходные общие методы лечения старших ученых включают Локхарта и Шварца 19.83 и McAlister 1984.
Бетелл, Лесли, изд. Кембриджская история Латинской Америки . 11 тт. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1984–2008 гг.
С этого места можно начать исследование латиноамериканской колониальной истории. Очерки написаны ведущими учеными Латинской Америки и включают критические библиографии. Тома 1 и 2 посвящены колониальной Латинской Америке, и оба теперь доступны в Интернете.
Локхарт, Джеймс и Стюарт Б. Шварц. Ранняя Латинская Америка: история колониальной испанской Америки и Бразилии . Кембриджские латиноамериканские исследования 46. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1983.
Сложный том двух ведущих ученых колониальной Иберийской Америки. Наверное, лучше всего подходит для старших классов. Включает полезную аннотированную библиографию.
Макалистер, Лайл Н. Испания и Португалия в Новом Свете, 1492–1700 . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 19.84.
Элегантно написанный обзор, охватывающий институциональную и социальную историю как иберийских народов, так и их колоний в Новом Свете.
Вебер, Дэвид Дж. Испанская граница в Северной Америке . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1992.
Глубоко исследовательская работа, которая была одной из первых, объединивших историю испанских границ на территории, которая сегодня является Соединенными Штатами. Полезно для тематических занятий как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на
эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Иберийский мир и Восток: посредники и медитации, XVI-XVIII вв.
Координ. : Оскар РЕЦИО МОРАЛЕС (Мадридский университет Комплутенсе), Сесилия ТАРРУЭЛЬ (Оксфордский университет), Томас ГЛЕЗЕНЕР (Университет Экс-Марселя, Университетский институт Франции)
Org. : École des hautes études hispaniques et ibériques (Casa de Velázquez, Madrid), Maison Française d’Oxford, UMR 7303 Telemme (Aix-Marseille Université, CNRS), EUROEST: MINECO / FEDER Исследовательский проект «Другая Европа: сообщества восточноевропейцев» в Испании и ее большом мире», HAR2015-64574-C2-1-P (Мадридский университет Комплутенсе), «Трансимперские жизненные траектории. Сообщества и отдельные лица Сефевидов в Испании и Португалии раннего Нового времени», HAR2015-64574-C2-2-P (Университет Аликанте)
Coll .: Институт иранских исследований (Австрийская академия наук), Instituto Polaco de Cultura, Мадридский университет Комплутенсе, Университет Аликанте МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРЕДСТВА, 16-18 ВЕК
Отношения между раннесовременными иберийскими монархиями и евро-средиземноморским Востоком в основном изучались с точки зрения войны и религиозного противостояния. Католические общества, возникшие в результате Реконкисты, действительно казались антиподами этих регионов, где преобладали «раскольники», «еретики» или «неверные». Однако в последние годы эта перспектива была пересмотрена, в частности, благодаря обновлению средиземноморских исследований и истории Португальской империи в Азии. Внимание, уделяемое определенным социальным группам, оказавшимся в ситуации посредничества (политического, экономического или культурного), было одним из векторов этого изменения. Пограничные районы в Магрибе или на юге Италии особенно интересовали историков, но более осторожные траектории показали, что Средиземное море также было местом перехода между Азией и Америкой. От берегов Балтийского моря на севере, через Кавказ до Персидского залива на юге возвышение иберийских монархий и их новые морские пути, кажется, никого не оставили равнодушным. В соответствии с предыдущим семинаром этого цикла, организованным в Мадриде в 2017 году, этот семинар направлен на измерение восточных разветвлений иберийских королевств и их атлантических расширений, следуя пути отдельных людей и сообществ, которые прошли через них.
MÉDIATEURS ET MÉDIATIONS ENTRE LE MONDE IBÉRIQUE ET L’ORIENT EURO-MÉDITERRANÉEN (XVIe-XVIIIe SIÈCLE)
L es relations entre les monarchies ibériques et l’Orient euro-méditerranéen à l’époque moderne ont généralement été etudiees sous l’angle de la guerre et de l’affrontement religieux. Les sociétés catholiques issue de la Reconqute semblaient en effet situées aux antipodes de ces régions dominées par les «раскольники», les «heretiques» или les «неверные». Pourtant, depuis plusieurs années, cettespective a été révisée grâce notamment au renouvellement des etudes méditerranéennes et de l’histoire de la porugaise en Asie. L’Atten Portée à Certain Groupes Sociaux Placés в посреднической ситуации (политической, экономической или культурной) a été l’un des vecteurs de ce change. Les espaces frontaliers, au Maghreb ou dans le sud de l’Italie, уделяя особое внимание историкам, mais des trajectoires plus discrètes ont montré que la Méditerranée, était également un place de passentre entre l’Asie et les Amériques.