Изгнание торговцев из храма иисусом христом: Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 8 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Евангельский рассказ о том, как Христос изгнал торговцев из Иерусалимского храма, одни люди используют для обоснования тезиса, что верующий человек вправе силой расправиться с теми, кто задевает его религиозные чувства. А другие считают, что этот эпизод про то, что в храмах не должно быть церковных лавок. При этом часто упускаются из виду важные детали, касающиеся ситуации, описанной в Евангелии. Попробуем разобраться, что же в действительности произошло тогда в Иерусалиме.
Наиболее подробно эпизод с изгнанием торгующих из храма
описывает апостол Иоанн. Вот как звучит его рассказ: Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме
продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И,
сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и
деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал
продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом
торговли (Ин 2:13–16).
В каком храме всё это произошло?
Речь в этом эпизоде идет вовсе не о таком сооружении, которое мы обычно представляем себе сегодня, слыша слово «храм» или «церковь». По сути, Иерусалимский храм был городом в городе — со множеством построек и внутренними дворами.
Это было грандиозное сооружение,
одно из чудес света, ставшее особенно великолепным после того, как его
перестроил и многократно расширил иудейский царь Ирод Великий (эти работы более
или менее завершились как раз к моменту Рождества Иисуса Христа). Реконструкции
подверглось не только само здание храма, которое было увеличено и обложено белым
камнем, золотом и серебром; изменилось и пространство вокруг него. Вокруг храма
возвели высокие стены, внутри которых располагались служебные помещения; с внутренней
стороны к ним пристроили галереи, в которых продавалась богослужебная утварь.
Вход на Храмовую гору в древнем Иерусалиме
А снаружи, за южной стеной,
располагался так называемый двор — огромная вымощенная камнем площадь с
фонтанами. Сюда — в отличие от территории за стенами и, уж конечно, от самого
храмового здания — был открыт доступ всем желающим, даже язычникам. Так этот
двор со временем и стали именовать — «двор язычников».
Предназначался он главным
образом для торговли жертвенными животными.
Что еще за жертвенные животные?
Принесение жертв являлось, собственно говоря, главной частью
богослужения в Иерусалимском храме. Если иудей совершал грех или хотел
поблагодарить Бога за какое-то благодеяние, то должен был, согласно ветхозаветному
закону, принести Ему в жертву ягненка, козленка, вола или на крайний случай (если
человек был бедный) голубя. Самое главное — особь требовалась мужского пола и без
какого-либо изъяна или порока: Богу жертвовали лучшее, а не что придется.
Животное или птицу отдавали священнику, тот осматривал их, чтобы убедиться, что они годятся в жертву, а затем закалывал и сжигал на храмовом жертвеннике — целиком или частично. После того как ритуал был исполнен, грех считался искупленным, а благодарность — принятой. Ведь человек потрудился, расстался с чем-то ценным (а скот в те времена ценился очень высоко), чтобы сохранить или восстановить отношения взаимного доверия с Богом.
Совершенно очевидно, что
событие, о котором рассказывают евангелисты, и в частности Иоанн, произошло не
внутри храмового здания или тем более Святая святых храма (туда под страхом
смерти не смел войти никто, кроме священников), а снаружи — на том самом «дворе
язычников». Этот двор входил в храмовый комплекс и тоже именовался частью храма,
но только в расширительном смысле. То, что там продавали жертвенных животных,
было вполне в порядке вещей. Ясно, что не это вызвало гнев Иисуса Христа.
Что же тогда возмутило Христа, если не сам
факт торговли в храме?
На большие иудейские праздники, такие как Пасха, в Иерусалим
стекались тысячи приезжих. Прежде всего это были евреи, в обычное время жившие
в рассеянии, далеко от Иерусалима — в Риме, в Египте, Греции, на Кипре и т. д. Они
не имели возможности привезти жертвенных животных с собой, поэтому покупали их уже
на месте, в Иерусалиме.
Этим и воспользовалась храмовая
аристократия, возглавляемая первосвященником, чтобы превратить храмовую
торговлю жертвенными животными в высокоприбыльный бизнес.
Здесь надо напомнить, что ко
времени Рождества Христова Иудея фактически потеряла государственную независимость
и являлась одной из окраинных провинций Римской империи. В Иерусалиме размещался
римский гарнизон, иудеи обязаны были платить римскому императору подать (ее
собирали презираемые иудейскими патриотами «соглашатели» — мытари), и, само
собой, здесь, как и повсюду в империи, имели хождение римские монеты — динарии.
Динарий Тиберия
С этими динариями имелась одна
проблема: на них был изображен профиль римского императора — кесаря. Мы хорошо
помним об этом по Евангелию: когда однажды Христа спросили, платить ли подать
кесарю или нет, Он в ответ попросил напомнить, чье изображение нанесено на
динарии. Когда Ему ответили «кесарево», Он сказал: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21).
В Моисеевом законе действовал категорический запрет поклоняться изображениям, и на этом основании первосвященники запретили использовать в храме римские динарии. Для торговых операций на храмовой территории они ввели специальную храмовую валюту — священные сикли*, те самые, которыми иудеи платили пошлину на храм.
*Сикль (или современный шекель) в древние времена был мерой веса драгоценных металлов – серебра и золота, заимствованной евреями у финикийцев. Во времена земной жизни Христа сикль серебра весом чуть более 11 граммов был стандартной единицей денежных расчетов. – Прим. ред.)
Помните, как в Евангелии от Матфея собиратели этой пошлины призывают апостола Петра исполнить свой религиозный долг и внести в храмовую казну положенные две дидрахмы* – за себя и за Учителя?
* Дидрахма – римская серебряная монета достоинством в две драхмы, приравнивалась к полусиклю и принималась в уплату храмовой подати за одного человека. – Прим. ред.
И как Христос, узнав об этом, велит Петру поймать рыбу, достать у нее изо рта монету – статир* – и отдать за них обоих? (Мф 17:24–27).
*Статир, или тетрадрахма – монета достоинством в четыре драхмы, приравнивалась к одному священному сиклю. – Прим. ред.
Итак, первосвященники установили правило: все торговые операции на территории храма совершаются исключительно в храмовой валюте. И организовали обмен динариев (равно как и других денег) на эту специальную валюту — на том самом «дворе язычников». Эти же храмовые деньги — и только они — шли в дело, и когда священниками производился осмотр купленных животных. А совершались эти валютно-обменные операции с комиссией, которая составляла почти две трети от суммы обмена! Такой порядок был крайне выгоден храмовой аристократии. Именно в ее руках оседала вся прибыль и от обмена денег, и от последующих финансовых операций с золотом.
Еще об одном злоупотреблении, связанном с функционированием храмовой валюты, писал уже в IV–V веках создатель латинского перевода Библии святой Иероним Стридонский, много лет путешествовавший по Святой Земле и хорошо узнавший прежние обычаи иудеев. Поскольку многие из желавших принести жертвенные дары сами нуждались в деньгах, первосвященники разрешили меновщикам ссужать деньги нуждающимся под поручительство, рассказывает святой Иероним. При этом, правда, требовалось обойти предписание закона, запрещавшее давать деньги иудеям в рост (то есть брать проценты за пользование займом). В результате священники придумали другой способ заработать на ссудах: они ввели в обычай «маленькие дешевые подарки [гостинцы], например: поджаренный горох, изюм и яблоки разного рода». То есть люди, бравшие ссуды у меновщиков, давали им за это подарки — своего рода взятки.
Это было то, против чего Господь
многократно предостерегал Свой народ устами множества пророков. Еще во времена
Моисея израильтянам было сказано совершенно ясно: Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары
ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Втор
16:19). И всё это процветало теперь,
причем не где-нибудь, а в непосредственной близости от храма!
Этим-то и был возмущен Христос: дом Его Отца, дом молитвы люди превратили в бизнес-предприятие! Речь уже шла не о торговле при храме, которая помогала бы пришедшим издалека паломникам на месте купить жертвенное животное — сам храм превращался в некое «приложение» к сомнительной бизнес-конторе.
Главным руководством духовной
жизни для иудеев всегда оставалась самая первая из Десяти заповедей: Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя
других богов пред лицем Моим (Исх 20:
2). Гнев Спасителя был вызван тем, что первосвященники оказались, по слову
пророка Иезекииля, такими пастырями, которые пасут самих себя (ср.: Иез 34:8), создавая затруднения всем прочим
желавшим послужить Богу. Называясь священниками, они оказались по сути
идолослужителями, подобно тем израильтянам, которые когда-то отлили себе
золотого тельца и стали поклоняться ему.
Именно этим и объясняются
решительные действия Христа, описанные евангелистами.
Зачем Христос взял в руки бич?
Бич предназначался вовсе не людям, объясняет живший на рубеже
XI и XII веков византийский богослов Евфимий Зигабен. Он предназначался
животным: торговцев Христос «только устрашил… и удалил, а овец и волов,
конечно, ударял и выгнал».
Двадцать седьмое правило святых апостолов однозначно утверждает, что Иисус никогда, ни при каких обстоятельствах Своей земной жизни не поднимал руку на человека:
«Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Это было бы полезно помнить всем, кто пытается увидеть в эпизоде изгнания торговцев из храма богословское оправдание насилия.
Фреска «Изгнание торговцев из храма». Храм Пантократора в монастыре Высокие Дечаны (Сербия, Косово, XIX в.)
Однако нельзя забывать и другое.
Этот евангельский эпизод показывает, что Господь ведет Себя в храме как власть
имеющий, как истинный Владыка. Более того, никто не смеет Ему ничего возразить.
Вдумайтесь на секунду: рассыпать деньги и перевернуть столы меновщиков в то
время — это всё равно что сегодня ворваться в банк и там учинить погром. Наверняка
рядом с меновщиками была соответствующая охрана, но всем стало страшно. Так же
страшно и сегодня забыть, что распоряжаться в Церкви может только ее Глава — Христос. Это особенно важно помнить
тем, кто пытается превратить дом Божий в место удовлетворения собственных
амбиций — личных, политических, коммерческих; тем, кто стремится перестроить
этот дом по собственному проекту.
На заставке: Франческо Бонери, «Христос, изгоняющий из храма торговцев», 1615 г.
Читайте также:
Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?
Бить или не бить?
Изгнание торгующих из храма — Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 5. Агнец Божий / Глава 2. Иисус, храм и иудеи
Любовь к храму, ревность о доме Божьем, желание очистить его от того, что не соответствовало величию Живущего в нем — вот какие мотивы, согласно этому Евангелию, двигали Иисусом, когда Он вошел в храм Иерусалимский и начал изгонять оттуда торгующих:
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2:13–17).
Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, какими словами Иисус обозначил храм: Он назвал его домом Отца Своего. Эта формулировка созвучна тому, что Он говорил о храме в двенадцатилетнем возрасте, называя его «тем, что принадлежит Отцу» Его (Лк. 2:49). Она показывает, что Его отношение к храму было последовательным на протяжении всей жизни, начиная с отрочества, и что Он воспринимал храм, в соответствии с еврейской традицией, как место, которое принадлежит Богу и где пребывает Бог.
Эта традиция была ясно выражена Соломоном в словах, которые он произнес после того, как построил храм Иерусалимский: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3 Цар. 8:12–13). В молитве, сопровождавшей освящение храма, Соломон говорил о небе как жилище Божьем, но одновременно и о храме как месте постоянного пребывания Бога на земле. Молитвы, которые люди будут возносить в храме, должны иметь особую силу и достигать ушей Божьих:
Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое Имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй (3 Цар. 8:27–30).
Молитва содержит целую серию прошений, построенных по одному и тому же принципу. В каждой из них описывается конкретна жизненная ситуация, а затем содержится просьба о том, чтобы Бог услышал молитву, вознесенную в храме или обращенную к храму:
Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, тогда Ты услышь с неба…
Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, тогда Ты услышь с неба. ..
Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, тогда услышь с неба…
При всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй… (3 Цар. 8:31–36, 38–39).
О том, что храм является жилищем Божьим, домом Господним, говорится в псалмах. 121-й псалом целиком посвящен этой теме:
Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе (Пс. 121:1–9).
Слова, которые, по свидетельству Иоанна, вспомнили ученики, когда увидели, как Иисус опрокидывает столы меновщиков, тоже заимствованы из Псалтири. Они являются часть псалма, входящего в группу псалмов, в которых главным героем является страдающий праведник. В христианской традиции, начиная с эпохи ранней Церкви, эти псалмы рассматривались как мессианские, и в лице Давида видели прообраз страждущего Иисуса:
Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились…
Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня. ..
О мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу.
И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс. 68:2, 5, 9–10, 13, 18, 21–22).
Последний из процитированных стихов 68-го псалма в ранней Церкви был воспринят как пророчество о распятии Иисуса на кресте, когда «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:34). Ревность псалмопевца о доме Божьем является прообразом той ревности, которую являет воплотившийся Сын Божий, когда приходит в храм и изгоняет из него торговцев. Эта ревность имеет не рациональный, а эмоциональный характер: она «снедает» (κατεφ£γεται), то есть всецело поглощает человека1См.: Voorwinde S. Jesus’ Emotions in the Gospels. P. 163..
Можно предположить, что поведение Иисуса было спонтанной реакцией на то, что Он увидел в храме. Этому не противоречит тот факт, что в руках у него был бич из веревок: судя по рассказу Евангелиста, этот бич Он сделал на месте — уже после того, как вошел в храм. Шел ли Он в храм для молитвы или с конкретной целью опрокинуть столы меновщиков? Ответа на это Евангелист не дает, как не дают его синоптики в повествованиях о другом аналогичном событии, происшедшем после Его торжественного входа в Иерусалим.
Почему Иисус выгнал из храма продавцов скота вместе со скотом и меновщиков, опрокинув их столы и рассыпав деньги?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к повествованиям синоптиков. Наиболее полную версию события дает Марк:
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь (σκεῦος)2Термин σκεῦος может указывать на сосуд (в том числе для литургического употребления), но также и на любой предмет утвари, принадлежность домашнего очага, сельскохозяйственное орудие, пожитки, личные вещи, багаж. Понимание фразы в значительной степени зависит от того, какой смысл вкладывается в этот термин. См.: Gray T. C. The Temple in the Gospel of Mark. P. 28–30.. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Мр. 11:15–17).
Матфей приводит более краткую версию события, опуская упоминание о том, что Иисус не позволял проносить вещи через храм (Мф. 21:12–13). У Луки повествование еще короче (Лк. 19:45–46). Все трое синоптиков, однако, приводят слова Иисуса, содержащие цитату из пророка Исаии и аллюзию на пророка Иеремию. В первом цитируемом тексте говорится: «Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7). Второй текст, из которого заимствован образ храма, превращенного в вертеп разбойников, заслуживает того, чтобы привести его полностью:
Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»… Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?.. (Иер. 7:3–4, 8–11).
Этот текст — одно из многочисленных напоминаний, содержащихся в пророческих книгах, о том, что ни храм, ни сопряженный с ним культ не могут сами по себе очищать и освящать человека, если он не отказывается от злых дел и идолопоклонства, не исполняет заповеди и законы Божии. Пророки неустанно напоминали, что жертвы и всесожжения — мерзость для Господа, если их приносят люди, погрязшие в идолопоклонстве и нравственных пороках. Только тот культ угоден Богу, который ведет к духовному и нравственному перерождению (Ис. 1:11–17).
Действия Иисуса в храме Иерусалимском являются прямым продолжением того, о чем говорили пророки. Его возмущение вызвала деятельность, несовместимая со святостью того места, где она происходила, с величием Того, Кто обитает на этом месте. Храм, который был задуман царем Соломоном как место встречи Бога с людьми, был превращен в гигантский «комбинат ритуальных услуг», требовавший значительных средств на поддержание своей жизнедеятельности3О том, что в Иерусалимском храме времен Иисуса процветали коррупция, взяточничество и насилие, существуют и многочисленные внешние свидетельства, включая сочинения Иосифа Флавия и более позднюю иудейскую литературу. Подробный обзор свидетельств см. в: Evans C. A. Jesus and His Contemporaries. P. 320– 344..
Поведение Иисуса в храме по версии Иоанна кажется более эмоциональным и решительным, чем в версии синоптиков. У Иоанна Он выгоняет из храма не только продающих и покупающих, но и жертвенных животных — волов и овец; не только опрокидывает столы меновщиков, но и рассыпает их деньги. Только у Иоанна Он берет в руки бич. Только у Иоанна Он говорит продающим голубей: «Возьмите это отсюда»4Byrne B. Life Abounding. P. 60..
При том количестве жертв, которые приносились в храме ежедневно, особенно по большим праздникам, продажа жертвенных животных во дворе храма должна была казаться вполне естественной. При том политическом и финансовом хаосе, который царил в Иудее, оккупированной римлянами, профессия меновщика пользовалась большим спросом.
Столы меновщиков упоминаются в трех из четырех повествований об изгнании торгующих из храма (Мф. 21:12; Мр. 11:15; Ин. 2:14). Меновщики, сидевшие в храме, в частности, меняли греческие и римские деньги на тирские шекели — монеты, которые чеканились в финикийском городе Тире между 126 годом до Р. Х и 19 годом по Р. Х. Спрос на этим монеты возрастал в предпасхальные дни, когда иудеи со всех концов Палестины стекались в Иерусалим, в том числе и для того, чтобы заплатить ежегодный налог на храм, принимавшийся в шекелях5Barker M. King of the Jews. P. 192.. Оба эпизода — и тот, что описан у Иоанна, и тот, о котором говорят синоптики — происходят перед Пасхой.
В эпизоде с изгнанием торгующих из храма Иисус выступает отнюдь не как противник храмового богослужения. Как отмечает Дж. Чарлсворт, необходимо делать различие между Иерусалимом как святым городом и Иерусалимом как торговым центром; храмом как домом Божьим и религиозными и административными учреждениями, созданными саддукеями для контроля над ним6Charlesworth J. H. Jesus and the Temple. P. 157.. Опрокидывая столы меновщиков и изгоняя продающих голубей, Иисус выступал против превращения храма в торговый центр, каковым он стал по вине первосвященников и фарисеев.
Действия Иисуса в храме — лишь один из эпизодов в Его полемике с духовными лидерами израильского народа. Эту полемику Он вел, главным образом, в Своих поучениях и притчах. Однако, подобно древним пророкам, которые не только говорили, но и совершали деяния, имевшие символический смысл, Иисус совершил символическое действие, которое должно было напомнить людям об истинном назначении храма.
Это действие созвучно Его словам о том, что «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф. 23:2). Святыни израильского народа, будь то Иерусалим, Иерусалимский храм или Моисеево седалище (условное обозначение места, принадлежавшего Моисею в иудейской традиции), были и для Него святынями. Иисус любил Иерусалим и плакал о нем (Лк. 19:41). Он отождествлял себя с израильским народом, конкретнее — с иудеями. В беседе с самарянкой на вопрос о том, где надлежит кланяться Богу, Иисус ответит: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:23). Но Он видел, что духовная власть в Израиле узурпирована теми, кто ее недостоин, что дорогие для Его сердца святыни находятся в руках тех, кто использует их не по назначению. И Он протестовал против этого — протестовал словами и делами.
Многие толкователи усматривают связь между изгнанием торгующих из храма и предсказанием Иисуса о разрушении храма римлянами. В этом действии Иисус «либо предсказывал разрушение храма, либо угрожал им. .. Предсказание и действие в таком случае соответствуют одно другому», — считает Э. П. Сандерс7Sanders E. P. Jesus and Judaism. P. 73–74.. «Акция в храме — инсценированная притча о его близком разрушении», — полагает Н. Т. Райт8Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. С. 385.. По его словам, «без храмовых податей невозможно было обеспечить совершение каждодневных приношений. Без правильных денег верующий не мог купить жертвенное животное. Без животного невозможно было принести жертву. Без жертвы храм терял смысл своего существования». Ученый считает, что «действие Иисуса отражало Его убежденность в том, что, возвращаясь на Сион, Господь не воссядет в храме, легитимизируя его нынешнюю администрацию, его место и функцию в символическом мире иудаизма I века. Скорее… прекращение жертв означало: Бог Израилев использует римские войска для того, чтобы исполнить над храмом ту кару, которую на него навлекла его же собственная нечистота»9Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. С. 384. .
Приближаясь к Иерусалиму, Иисус заплачет о нем и произнесет пророческие слова о его разрушении. В этих словах, однако, будет содержаться и обвинение в адрес Иерусалима: «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44). Иерусалим будет разрушен за то, что народ Израильский не признал в Иисусе посланного к нему Мессию. И храм будет разрушен, в том числе, потому, что не захотел принять вызов, который бросил ему Иисус, дважды — в начале и конце Своего служения — изгнав из него торговцев и менял.
Символизм двух акций (а не одной, как думают современные толкователи) заключается в том, что они как бы обрамляют собой общественное служение Иисуса с обеих сторон, связывая его начало с его концом. Между двумя акциями — вся история полемики Иисуса с иудеями. Она начинается в храме и заканчивается в храме. Итогом этой полемики станет смерть Иисуса на кресте. Эпилогом к ней станет разрушение храма в 70 году и прекращение — раз и навсегда — связанного с ним культа жертвоприношений.
Значение храма в жизни Иисуса
Оглавление
«Разрушьте храм сей»
Иисус и менялы (Иоанна 2:13-16)
Некоторые люди называют это «храмовой истерикой». Другие называют это «очищением храма». Любой, кто что-либо знает об Иисусе из книг, фильмов или других источников, кажется, знает по крайней мере один случай, когда Иисус переворачивает столы, полные монет, и прогоняет животных. Большинство историков согласны с тем, что за этой историей в Евангелиях стоит реальное событие. Но помимо этого, есть много разногласий. Когда произошло событие? И что побудило Иисуса изгнать менял и продавцов животных из дворов храма?
Когда произошло действие Иисуса в храме?
Евангелие от Иоанна помещает историю действия Иисуса в храме ближе к началу общественной деятельности Иисуса, тогда как другие Евангелия помещают ее ближе к концу. Это может показаться простым делом троих против одного, и поэтому его легко урегулировать. На самом деле, поскольку Матфей и Лука следуют структуре Марка, речь идет о противостоянии Марка и Иоанна. А поскольку Марк и другие синоптические Евангелия повествуют только об одном посещении Иисуса в Иерусалим, они не могли бы поместить это событие раньше, не изменив этой структуры. Тем не менее, большинство историков следят за положением Марка, и в результате римляне проявили интерес к Иисусу, что привело к событиям, которые привели к его аресту и распятию. Песах, с его акцентом на освобождение от чужеземного гнета, был поводом для беспорядков в прошлом. Так что даже небольшая символическая акция в храме, как это должно было быть, привлекла бы их внимание.
Каково было значение храмовой акции?
Потерял ли Иисус хладнокровие, как можно предположить из фразы храмовая истерика ? И Евангелие от Иоанна, и Евангелие от Марка изображают не внезапный порыв, а нечто тщательно спланированное. В Марка 11:11-19 Иисус посещает храм, но ждет до следующего дня, чтобы что-то сделать. В версии Иоанна Иисус на самом деле тратит время на то, чтобы сделать кнут из веревки (Иоанна 2:15).
Если назвать это храмовой истерикой, то получается неверное впечатление, становится ли «очищение храма» ближе к смыслу инцидента? Если где-то на территории храма и происходила продажа животных, то только во внешнем дворе, называемом Двором язычников. Животные оставляли после себя беспорядочный помет, а навоз считался оскверняющим священное пространство. Но некоторые, возможно, думали, что присутствие язычников, считавшееся изначально нечистым, было не более и не менее оскверняющим, чем присутствие навоза животных. Иисус, с другой стороны, изображен прикасающимся к ритуально нечистым и обедающим с ними, и поэтому он, возможно, возражал как против подразумеваемого пренебрежения к неевреям, так и против неуважения к их месту поклонения, которое было связано с ведением коммерческой деятельности в суд язычников. Слова, приписываемые Иисусу в Евангелии от Марка 11, сосредоточены на статусе храма, согласно предсказанию Исайи 56:7, как «дома молитвы для всех народов», в то время как версия в Евангелии от Иоанна фокусируется на повороте храма. на рыночную площадь, возможно, имея в виду Зах. 14:21. Их можно рассматривать как две стороны одной медали, а не как совершенно разные заботы Иисуса.
Мы не должны думать, что присутствие шумных животных и торговля беспокоили Иисуса только потому, что они портили атмосферу поклонения. Древний храм не должен был быть похож на тихий собор. Было шумно и шумно. Продажа животных была необходима для основной функции храма как места для принесения в жертву животных. Если вы принесете животное из дома, то рискуете, что с ним что-то случится по дороге, поэтому многие решили продать свое собственное животное, привезти с собой деньги, а затем купить замену в Иерусалиме. Менялы были там, чтобы конвертировать различные валюты в одну стандартную монету, тирский шекель, который использовался для уплаты ежегодного храмового налога. И продажа животных для жертвоприношения, и уплата храмового налога были действиями, требуемыми еврейским законом и занимающими центральное место в функциях храма.
Поскольку Иисус изгнал людей и животных, которые были необходимы, многие ученые рассматривают его действия не как очищение храма, а как символический акт, предсказывающий его разрушение. Это ставит Иисуса в один ряд с действиями более ранних израильских пророков и согласуется со словами, которые Иисус произносит по этому поводу в Иоанна 2:19: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иисус, кажется, предвидел, что храм будет убран, чтобы освободить место для более совершенного положения дел, которое заменит его в Царстве Божьем.
Джеймс Ф. МакГрат, «Иисус и менялы (Иоанна 2:13-16)», н.п. [дата обращения 23 ноября 2022 г.]. Онлайн: https://www.bibleodyssey.org:443/en/passages/main-articles/jesus-and-the-moneychangers
Авторы
Джеймс Ф. МакГрат — профессор языка и литературы Нового Завета в Университете Батлера в Индианаполисе.
Инцидент в храме, описанный в канонических Евангелиях, является одной из наиболее достоверных подробностей из жизни Иисуса, но ученые спорят о том, что означало это действие.
Знаете ли вы…?
- Хотя некоторые оспаривают, что это событие имело место, многие историки и ученые считают это одной из наиболее достоверных подробностей жизни Иисуса.
- Действие в храме происходит в начале Евангелия от Иоанна и, таким образом, в начале публичного служения Иисуса, в то время как в других Евангелиях оно помещается ближе к концу своего повествования.
- Среди канонических евангелий только Иоанн помещает изречение о разрушении и восстановлении храма в устах Иисуса, и только Иоанн помещает это изречение в контекст действия Иисуса в храме.
- Древние храмы были в основном местами для жертвоприношений животных, но они также часто служили банками и хранилищами долгов.
Спросите ученого
Поставщики услуг в Иерусалимском храме, которые конвертировали греческие и римские деньги в еврейскую валюту для евреев, посещающих Святые дни.
Принадлежность к канону определенной группы; тексты, принятые в качестве источника авторитета.
Евангелие — это рассказ, описывающий жизнь Иисуса из Назарета.
Евангелия от Матфея, Марка и Луки, имеющие сходное литературное содержание.
(глагол) Изменить свои убеждения, обычаи и самоидентификацию на религиозные. (существительное) Тот, кто изменил свои убеждения, обычаи и самоидентификацию на религиозные.
Состояние ритуально неприемлемого и, следовательно, исключенного из близости к святым объектам или использования в религиозных обрядах. Согласно книге Левтик, некоторые нечистые вещи могут быть очищены и стать чистыми, тогда как другие остаются нечистыми навсегда.
Марка 11:11-19
11Затем он вошел в Иерусалим и вошел в храм; и, осмотрев все, как было уже поздно, вышел в Вифанию с двенадцатью … Посмотреть больше
Иоанна 2:15
15Сделав кнут из веревок, выгнал всех вон храма, как овец, так и крупного рогатого скота. Так же высыпал монеты менял и опрокинул… Подробнее
Марка 11
Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим
1Когда они приближались к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, близ горы Елеонской, он послал двух своих учеников2ан … Подробнее
Иса 56:7
на мою святую гору,
и обрадуй их в моем доме молитвы;
их всесожжения и их жертвы
будут приняты на моем жертвеннике;
fo . .. Посмотреть больше
Зах 14:21
21и всякая кастрюля в Иерусалиме и Иудее будет посвящена Господу Саваофу, чтобы все приносящие жертву могли прийти и варить в них мясо са … Посмотреть еще
Иоанна 2:19
19Иисус ответил им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
Ритуальное убийство и подношение животных божествам, часто на алтаре и предназначенное как благо для богов.
Служение или религиозное призвание помогать другим.
Иисус изгоняет Торговцев из Храма
Иисус изгоняет Ростовщиков
из Храма
— Иоанн. 2.13-22
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус шел в Иерусалим. В храме он нашел людей, продающих крупный рогатый скот, овец и голубей, и менял, сидящих за их столами. Сделав бич из веревок, он выгнал всех их из храма, как овец, так и волов. Он также рассыпал монеты у меновщиков и опрокинул их столы. Он сказал тем, кто продавал голубей: «Уберите это отсюда! Перестаньте превращать дом Отца Моего в рынок!» Его ученики вспомнили, что было написано: «Ревность о доме твоем поглотит меня». Тогда иудеи сказали ему: «Какое знамение ты покажешь нам за это?» Иисус ответил им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Тогда сказали иудеи: «Этот храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» Но он говорил о храме своего тела. После того, как он воскрес из мертвых, его ученики вспомнили, что он сказал это; и они поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
Изгнание торговцев
из Храмов
T
Храм возвышался над вершиной холма, на котором был построен Иерусалим. Храм в Иерусалиме существовал со времен Соломона почти за тысячу лет до рождения Иисуса. Незадолго до своего рождения Ирод Великий расширил огромную платформу, чтобы поддержать начатый им великий проект по восстановлению Храма.
Строительство заняло много времени. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «Храм сей строится сорок шесть лет». На самом деле он едва был закончен, когда был разрушен римлянами около 70 г. н.э.
Во времена Иисуса храм был ульем деятельности и большого бизнеса. Люди должны были приносить в жертву в Храме чистых животных. Вместо того, чтобы приносить своих, которых священники могли объявить нечистыми, они покупали животных у торговцев в Храме. Деньги также нужно было менять, потому что подношения, принимаемые в Храме, принимались не в местной валюте, а в «твердой» валюте того времени — в процветающей экономике города Тира на побережье от Израиля.
Иисус преодолел все махинации и сделки, которые происходили в Храме, испытывая отвращение, как говорится в Евангелии от Иоанна, к тому факту, что его «Отчий дом» превратился в рыночную площадь. Евангелие от Иоанна помещает это событие в начало Евангелия, чтобы показать, что прямо через его служение ревность по Отцу поглотит Иисуса. В Евангелии от Иоанна также подчеркивается, что новым местом, где должно было быть найдено присутствие Бога в мире, был уже не храм, а личность Иисуса.