Изнесение животворящего креста господня: Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня
Содержание
Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня
Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 августа (нов. ст.)
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.
* * *
Праздник изнесения Честного Креста установлен в день первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою[1] при царе Мануиле[2], а в России – митрополитом Киевским Константином[3] и Нестором, епископом Ростовским[4], при великом князе Андрее Юрьевиче[5]. Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов[6], и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин[7], а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников. – Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение Честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: «Не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс.146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и Честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве:
– О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и – Крест Сына Твоего – как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.
После усердной молитвы все лобызали святую икону и Честной Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину[8] в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле сражения с болгарами, русская рать обратила последних в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю; после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой. – Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо, – исхождение от находившейся вместе с Честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.
Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря Честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название – изнесения Честного Креста, потому что Честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники. – Празднуем, братие, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и Честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф. 24:30), – Честный Крест Христов, предыдущий пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и осияет всех праведных светлыми и радостными лучами. По совершении же суда, предъидет всем святым, предводя их в Царство небесное, и будут блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш Христос[9]. Аминь.
Примечания
[1] Лука Хрисоверг – патриарх Константинопольский 1156–1169 гг.
[2] Мануил Комнен – греческий император 1143-1180 гг.
[3] Константин 2-ой, митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.; упоминается в летописи еще под 1169 г.
[4] Нестор – шестой епископ Ростовской епархии упоминается летописью под 1149 г.; в 1156 г. Нестор, оклеветанный пред митрополитом своими домашними подпал запрещению; в 1157 г. он оправдался пред митрополитом, но в том же году из-за споров о посте в среду и пяток изгнан был с кафедры Андреем Боголюбским.
[5] Св. прав. Андрей Боголюбский – сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха – родился вероятно в 1111 г. Был убит 30 июня 1175 г.
[6] Сарацины – мусульмане.
[7] Ясных указаний на праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери по случаю победы над сарацинами императора Мануила нет ни у греческих историков, ни в богослужебных греческих книгах. Но в истории императора Мануила, ведшего немало войн с разными народами, находятся случаи, которые должны были возбуждать царя к особенному благодарению Бога за успешное окончание войны и избавление от опасностей. Здесь обращает на себя внимание жестокая война царя Мануила с турецким султаном или сарацинами. Сам царь начальствовал над войском, неоднократно подвергаясь чрезвычайным опасностям. Правда победа досталась врагу, но самое спасение царя поистине было чудом милости Божией. Это было в сентябре, поход же, конечно, начался ранее в августе. После этой войны у греков были два удачных сражения с сарацинами, и одна из них под предводительством самого царя. Эти события в соединении с известием из России о помощи Божией в войне против болгар, и могли расположить царя Мануила к установлению Спасу общего христианского праздника, начало которому уже было положено в Царьграде освящением воды 1 августа. Но службы Спасу в греческих памятниках агиологии не найдено доселе.
[8] Святой Константин Равноапостольный – память его 21 мая.
[9] Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа православною Церковью совершаются два торжества, различных по своему происхождению: 1) происхождение Честного и Животворящего Креста Господня и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника: «По причине болезней весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т. е. св. Софии). С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (продос) Честного Креста». 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты. «Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинополя – освящать в придворной константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14) и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 августа». Уже в IX веке существовал этот обычай изношения Честного Древа из царских палат в церковь св. Софии пред 1 августа; канон же на предпразднство Креста 31 июля, написанный для настоящего случая (канон начинается словами: Крест предгрядый божественный) приписывается Георгию, еп. Амастридскому, жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьграде. В Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV-XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России около 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг. с сарацинами) и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.
Происхождение Креста Господня — Русская вера
Празднование Происхождению Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 августа (1 августа ст. ст.). В этот же день празднуем Всемилостивому Спасу.
Содержание
- Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника
- Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику
- Происхождение Честного Креста Господня. Иконы
- Храмы в честь происхождения Креста Господня
- Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня
Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника
По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:
А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг. ) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй — Преображение Господне, а третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).
Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику
Тропарь, глас 8.
Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4.
Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.
Происхождение Честного Креста Господня. Иконы
Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним — чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними — крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника — поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона из Покровского монастыря — одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и к тому же позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии «Происхождения древ»: известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой, и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 14 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510–1520-е годы (около 1515 г.?). Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, ВладимирПроисхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Оборот — Крещение Господне. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваПроисхождение Честных древ Креста Господня. Первая четверть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль
На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец — источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода — святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Савин Истома. Сольвычегодск (?). Начало XVII в. Москва, ГТГ
Храмы в честь происхождения Креста Господня
В Москве в Симоновом мужском монастыре над древними западными вратами между 1591 и 1593 гг. был построен небольшой храм Всемилостивого Спаса, или по-другому церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 г.
Утраченная церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в Симоновом монастыре в Москве. Альбом «Виды церквей и зданий Московского ставропигиального, первоклассного Симонова монастыря 28-го марта 1893 года»
В честь происхождения Честных Древ Креста Господня освящен придел Преображенского собора Спасо-Прилуцкого мужского монастыря в Вологде. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще прп. Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, решено было, с благословения митрополита Московского Даниила, построить каменный. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. Это был первый каменный храм в Вологде. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы. В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря РПЦ началось в 1990 году.
Собор Спаса Преображения Спасо-Прилуцкого мужского монастыря
Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня
В народе праздник Происхождения Честного Креста Господня называли «медовым» Спасом, а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу, т.е. медовому, пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, кто приходил в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». Первый Спас особенно почитался в южной полосе Великороссии, где ранее созревал хлеб и плоды и где этому празднику приписывалась роль и значение второго Спаса, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто производилось до Преображения Господня, именно 14 августа.
14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод». В день Маккавея молодежь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
Спасов день на севере. И. М Прянишников, 1887 год
В некоторых сербских селах в Медовый Спас освящали воду и молодой базилик. С этого дня переставали купаться в водоёмах. Считалось, что тот, кто работает в этот день, может заболеть неизлечимой болезнью. В Македонии погода в течение «Макавеев» (6 или 12 дней праздника Маккавеев) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года и т. д.). Болгары с 1 по 12 августа наблюдали за солнцем, ветром и осадками и таким образом гадали о погоде в течение следующих 12 месяцев, то есть на следующий год, который раньше начинался с 1 сентября. На северо-западе Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом из нового урожая и вином, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден».
Честный и Животворящий Крест Христов — SpiritualDirection.com
Честный и Животворящий Крест Христов*
Как драгоценен дар креста, как прекрасно созерцать! В кресте нет смешения добра и зла, как в райском дереве: он весь прекрасен на вид и хорош на вкус. Плод этого дерева — не смерть, а жизнь, не тьма, а свет. Это дерево не изгоняет нас из рая, а открывает путь для нашего возвращения.
Это было дерево, на котором Христос, как царь на колеснице, уничтожил дьявола, владыку смерти, и освободил человеческий род от его тирании. Это было то дерево, на котором Господь, как храбрый воин, раненый в руки, ноги и бок, исцелил раны греха, которые злой змей нанес нашей природе. Когда-то дерево было причиной нашей смерти, а теперь дерево приносит жизнь. Однажды обманутые деревом, мы теперь деревом отразили хитрого змея. Какое удивительное преображение! Чтобы смерть стала жизнью, чтобы тление стало бессмертием, чтобы стыд стал славой! Хорошо бы святой апостол воскликнуть: Да не будет мне славы, кроме как крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира! [ср. Галатам 6:14] Высшая мудрость, расцветшая на кресте, показала безрассудство мирской гордыни мудрости. Познание всякого добра, которое есть плод креста, отсекло ростки зла.
Чудеса, совершенные благодаря этому дереву, ясно предвещались даже простыми изображениями и фигурами, существовавшими в прошлом. Медитируйте на них, если вы хотите учиться. Разве не древесина дерева позволила Ною, по повелению Бога, избежать уничтожения потопом вместе со своими сыновьями, своей женой, женами своих сыновей и всеми видами животных? И, конечно же, жезл Моисея был прообразом креста, когда он превращал воду в кровь, поглощал ложных змей чародеев фараона, разделял море одним ударом, а затем возвращал воды в их нормальное русло, топя врага и спасая народ Божий? Жезл Аарона, распустившийся в один день в доказательство его истинного священства, был еще одним образом креста, и разве Авраам не предвещал крест, когда связывал своего сына Исаака и клал его на кучу дров?
На кресте смерть была убита, а Адам возвращен к жизни. Крест есть слава всех апостолов, венец мучеников, освящение святых. Крестом мы облекаемся во Христа и отбрасываем свое прежнее «я». Крестом мы, овцы Христовы, собраны в одно стадо, предназначенное для овечьих загонов небесных.
* Из проповеди св. Феодора Студита: Oratio in adorationem crusis : PG 99, 691-694, 695,698-99.
Искусство для этой публикации: Распятие , Антонис ван Дейк, около 1622 г., жизнь автора PD-US плюс 100 лет или меньше; Фрагмент мозаики Святого Феодора Студита из монастыря Неа Мони на Хиосе , анонимный автор, 11 век, жизнь автора в США плюс 70 лет или меньше Wikimedia Commons.
Теги:
Крестовоздвижение, Воздвижение Креста Господня, Праздничные дни, Литургия Часов, СОН, св. Феодор Студит, Крест, Крестовоздвижение
Оставайтесь на связи
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку по электронной почте, чтобы быть в курсе последних новостей от SpiritualDirection. com!
- Электронная почта*
- Я хочу подписаться на *
- Еженедельный дайджест: раз в неделю по субботам.
- Электронная рассылка: каждый понедельник, среду, пятницу.
Скрытый
Добавить в группу ВСЕХ ПОДПИСЧИКОВ*
- Все подписчики
Исцеление через Животворящий Крест
Проповедь Сары Бирн в воскресенье, 18 марта 2012 г.
Сегодня воскресенье из
крест. Мы сейчас на
середина Великого поста, время переориентироваться и проверить свои
Постное путешествие. Как мы все
делает? Мы соблюдаем пост —
не только в посте от пищи, но и от увлечения страстями? Сохраняем ли мы свое обязательство
милостыня? Мы заботимся о каждом
Другой? Сегодня в центре г.
Постный, Честный и Животворящий Крест поставлен перед нами для укрепления
нас. Он связан литургически
к празднику Воздвижения Креста в сентябре, а также Св.
Пятница. Нам дано самое
сильное увещевание верно продолжать путь к Пасхе. Сегодняшний гимн поет: Перед твоим
крест, поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.
Один день через несколько лет
назад, я пошла гулять со своим трехлетним крестником Антониосом и его пятилетним
годовалый брат Евангелос. Мы
остановились на оживленном перекрестке и дождались смены светофора. Думая, что это был обучающий момент, я
указал на мигающий сигнал и сказал: «Вы знаете, как переходить дорогу?» Не теряя ни секунды, Евангелос сказал:
— О да, нуна Сара! ( очень смело и гордо крестится ). Ах да, Evangelos знал, как
Пересекать. Этот знак является одним из
самым фундаментальным вещам, которым мы учим наших детей! Даже малыши понимают, что крест имеет центральное значение для того, кто мы.
они, как дети Божьи.
Как капеллан хосписа, я
провожу свои дни, путешествуя вместе с умирающими людьми, людьми всех вероисповеданий
и без особой веры. Все
мои пациенты на каком-то уровне осознают, что находятся на пути к концу
земная жизнь. Для тех людей, которые
пренебрегли своими отношениями с Богом и семьей, те, кто намеренно
или непреднамеренно пренебрегли своим духовным здоровьем, это глубоко
страшное время. Для тех, у кого есть
возлюбивших Бога и ближнего, тех, чьи духовные очи открыты, тех, кто
размышление о тайне смерти и жизни, это может быть путешествие благодати и
духовное исцеление. я видел мой
пациенты входят в процесс умирания с удивительным мужеством. Это может стать процессом молитвы и
доверие, возводя взоры к холмам, вознося сердце к
Господи, в полной надежде и полном покое.
Джинни, моя прекрасная пациентка, которая умерла в прошлый четверг, видела «светящиеся шары».
и услышал голос Божий, говорящий, что она должна «вернуться домой». Она плакала, говоря мне это за день до смерти.
мирно в своем доме, в окружении своих детей; мы пели ей, когда она брала
ее последние вздохи. Как Христос в
сад, мои больные скорбят, и плачут, и страдают слабостью тела и
дух. Подобно Христу, они жаждут
понимание. Подобно Христу, они
преломить хлеб со своими близкими, зная, что это может быть в последний раз. Подобно Христу, когда он сказал: «Женщина!
вот твой сын», мои пациенты с любовью умоляют своих родных позаботиться о
друг друга после их ухода. И
как разбойник на кресте, они соединены со Христом в раю.
Услышьте слова нашего
Господь в сегодняшнем Евангелии: «Кто пойдет за Мною, да отвергнется себя,
возьми свой крест и следуй за Мною».
Выбор, который мы делаем в течение жизни, и борьба, которую мы
медведь наши личные кресты. Но
тем более, взять свой крест — значит молитвенно обнять свою
смерть. Взять свой крест
означает видеть нашу смерть в свете исцеления, предлагаемого в животворящей
Пересекать. Наше почитание сегодня не
просто воспоминание, но реальное участие в страстях Иисуса. Подняться, поклониться и
поднимая лица наши ко кресту, чтобы воздать благодарность и славу … все это литургическое
практика – это церковный способ научить нас жить в постоянном
внимательность. Мы учимся, через
благословенное повторение в нашей литургии, чтобы увидеть нашу жизнь в отношении к
крест. Мы учимся видеть
крест как путь, на котором Христос попирает смерть смертью. Когда мы боимся, мы можем смотреть на
креститься и говорить: «Господи, верю, помоги моему неверию». С этой ясностью мы можем жить не в страхе смерти, а
с покоем, который превосходит понимание. Крест и воскресение всегда вместе в
светлая грусть и радостная скорбь в молитвах нашей Церкви. Мы слышим каждый месяц в мемориале
службы — «С духом праведных усовершившися, упокои
душа раба Твоего, Спаситель; и сохранить его, в жизни блаженства
который с Тобой», и мы
представьте себе это место света и покоя. Нам напоминают, что когда-нибудь кто-то будет молиться этим
слова для нас.
С последним вздохом
крест, Иисус говорит: «Совершилось».
«Свершилось» не означает, что все кончено или сделано. «Готово» означает, что завершено . На кресте Бог делает все, что
возможно можно сделать. это Божья
самый полный и богатый способ сказать: дети мои, я люблю вас, и эта любовь
объединяет нас, и даже уход с этой земли не может разделить эту любовь. Когда мы приходим к пониманию этого,
ничто не может затемнить свет, исходящий от этой истины.
Почти десять лет назад я
служил свою первую ночь дежурным капелланом отделения интенсивной терапии. Пейджер зазвонил в пять утра; человек по имени Эндрю собирался
идти в серьезную хирургию. Медсестра
сказал, что он плачет и беспокоится, и можно мне пойти навестить его? Она сказала, что он еврей. Я вошел в отделение интенсивной терапии, где было тихо, но
для пищащих мониторов. Эндрю
был пожилым, с косматой бородой и заплаканными глазами. Он был на искусственной вентиляции легких и поэтому не мог говорить. Я сказал ему: «Привет, Эндрю, я Сара.
капеллан, и я останусь с вами, пока вы не отправитесь на операцию. Я знаю, что это очень сложно для
ты. Я так понимаю, ты еврей.
— сказал я, думая, что могу попытаться найти раввина. Он покачал головой и пошел вот так ( слабая попытка
перекреститься, как я понял, в православной манере ). «Ой!» Я сказал: «Ты православный! Собственно, я тоже!» По-видимому, его религиозная традиция была
неправильно поняли при поступлении. Его
глаза выражали странное удивление и радость.
Я приклеил бумажную икону на стену, перекрестился и пропел
Трисвятые молитвы и молитва перед операцией. Как я сказал Аминь , Андрей снова слабо сделал знак
крест на его больном теле.
перед ним лежала возможность смерти.
Этим знаком, одним этим жестом, вне всяких слов, вне всего
и все, что я мог бы сказать или сделать, Эндрю видел, как его собственная смерть соединилась с
Смерть Христа на кресте.
Андрей взял свой крест и пошел за Христом. Христос присутствовал в тот момент и привел Андрея
духовное исцеление и покой, который озарил его лицо. В этом простом акте у нас было глубокое
общение. Я знал его как
Кристиан, как брат. я
узнал его, когда делал крестное знамение. И мы все друг друга узнаём
под крестным знамением. Можно нам
никогда не делайте этот знак бездумно.
Пусть этот знак, сделанный милым ребенком на пешеходном переходе или
пожилого человека перед смертью, будь постоянным любящим напоминанием о реальности
Царство Божие среди нас.
Каждую неделю мы поем в
заключение Литургии: Крестом радость пришла в мир,
давайте всегда благословлять Господа!
Через крест радость пришла в мир. Что это за радость? Радость креста есть дар
новая жизнь — способность жить в мире и уподобляться Богу. Об этом говорится в Писании как
становится новым творением. Выздоровление
через крест вносит ясность в нашу жизнь и открывает чудо
жизнь впереди. Он заменяет страх и
горечь со светом и миром; Он утоляет нашу земную жажду
сладость Живой Воды.
Иисус уверяет нас, что
Крест Его лёгок, что возвышает всех, кто его поднимает, и всех, кто примет
Это. Он говорит: «Возьми Мое ярмо на
вас, и научитесь от Меня… и найдете покой душам вашим. Ибо иго мое благо, и бремя мое
свет.» Святой Ефрем использует чудесный
изображение, чтобы осветить это. Он
описывает, как Древо Жизни — дерево в Эдемском саду — уходит вниз
в глубины земли, и тогда это дерево выходит из-под земли
чтобы сформировать дерево креста. Мы поем
об этом на наших похоронах: «Ты наш Бог, который сошел в ад и освободил
узы тех, кто был там».