Изуродованная земля уже не сможет вздохнуть: ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Проза ]— Скутин А. Самые страшные войска
Содержание
ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Проза ]— Скутин А. Самые страшные войска
Военным водителям посвящаю.
Лето 1980 года, Северная Карелия, вахтовый посёлок 909 военно-строительного отряда.
Это было летом 1980 года, года Московской Олимпиады. Жаркое было лето, очень жаркое, даже у нас на Севере. И почти всё лето не было дождей. Пересохли болота, меньше стало комаров и мошки, хоть в это и трудно было поверить.
Зато начались лесные пожары. Нас постоянно забирали на их тушение, мы с не меньшим постоянством отлынивали от этого. Тушить лесной пожар дело канительное и практически безнадёжное. Не пробовали тушить горящий лес? И не пробуйте, поверьте умудрённому опытом человеку. Пойдут дожди и всё само затухнет. А без дождей солдаты, без необходимой техники и средств, вооружённые против огня лишь лопатами и вёдрами, всё равно ничего не смогут сделать. Только прибьёшь горящий мох, закидаешь его землёй, и вроде бы уже ни огня нет, ни искорки малой. Но вдруг налетит порыв ветра и на том же самом месте снова разгорится, ещё пуще прежнего. Самое разумное, что тут можно сделать это продрать мох бульдозером до самого грунта, то есть сделать защитную полосу, да пошире, чтобы ветром огонь не перекинуло. Может быть это и остановит распространение огня. И пусть лес потихоньку догорает за защитной полосой, до наступления дождей.
Но в этот раз лес горел у нашего карьера возле вахты и нам пришлось перегонять из карьера безопасное место. Мне до сих пор об этом страшно вспомнить. С двух сторон от дороги огонь, дым, по ветру летят клочья горящего мха. Мы со стажёром Витей-ростовцем закрыли окна в кабине МАЗа-самосвала, чтобы горящий мох не залетал в кабину и в машине совсем уже нечем стало дышать. Мы открыли верхние люки, в кабину повалил едкий дым. Что называется то срачка, то болячка.
Первым в колонне нашей техники, точнее в дурколонне (то есть дорожно-строительной, ДСК) шёл бульдозер Т-100М Юры Кремнёва из Грозного, прочищал бульдозерным отвалом нам дорогу. Хотя Юра был русским, но проживание среди горцев наделило его бешенным взрывным темпераментом, прямотой и бескомпромиссностью.
За бульдозером шёл погрузчик-опрокидыватель (мы его называли мехлопата) на базе Т-100 Лёхи Афанасьева с Петрозаводска. Он был лет на восемь старше нас всех, призвался в двадцать семь лет, а до этого сидел за аварию. В нашей дурколонне он был самым рассудительным, мудрым и добропорядочным. Один раз он здорово меня выручил, можно сказать отмазал от беды, но об этом как-нибудь в другой раз.
В кильватер мехлопате следовал колёсный экскаватор под управлением Васи Шустера с Западной Украины. Вася был хорошим экскаваторщиком, но при этом великолепным поваром. Зимой, когда его маломощный экскаватор не мог прогрызать ковшом мёрзлый песок и стоял на консервации, Вася исполнял обязанности повара и кормил всю нашу дурколонну. Прошло много лет с тех пор, но я и сейчас, и до самой смерти буду помнить, какие великолепные украинские борщи готовил нам Вася. Вася, зная что я люблю поесть (а в армии на первом году службы есть хочется всегда), часто наливал мне добавки. Будь здоров, Вася, пусть на гражданке у тебя всё сложится удачно.
Вот что интересно, он получал такие же продукты со склада, что и гарнизонные повара. Но в нашей столовке умудрялись готовить из тех же продуктов такое дерьмо, что надо быть сильно голодным, чтобы съесть их блюда. Их «продукцию» солдаты Верхней Хуаппы именовали парашей. Это и название, и оценка.
За Васиным экскаватором тянулись самосвалы и наша «летучка»-ЗИЛ-157.
Сзади бульдозера вдруг вспыхнуло небольшое пламя, из трубки топливного бака подтекала соляра и на неё упали горящие искры. Юра, похоже, ещё не замечал этого. Мы стали кричать ему, но он не слышал нас из-за грохота четырёхцилиндрового дизеля Д-108. Наконец, резинотканевая трубка прогорела совсем, горючее полилось широкой рекой и пламя полыхнуло по всему бульдозеру. Юрка, не растерявшись, повернул бульдозер в сторону с дороги, к Кис-реке, чтоб не перекрывать путь всей дурколонне, и выскочил из кабины. Он даже не обгорел, только вид был слегка одуревший.
Проскочив мимо мехлопаты и Васиного экскаватора, он добежал до моего самосвала:
Откройте, мазуты, ангидрид вашу перекись!
Давай, залезай, огненный тракторист. Как сам, не обгорел?
Не, ни хрена, в кабину огонь не сразу попал, только уж очень жарко было, до рычагов не до тронуться было.
Я посмотрел на его чёрные от копоти ладони и представил, как он дёргал ими горячие фрикционы.
Юра, говорю, тебя на том свете сразу в рай возьмут.
Само собой, кивнул он. А почему вдруг ты так решил?
Тебе этот горящий бульдозер зачтётся как пребывание в аду, войдёт в стаж, во второй раз не возьмут.
Улыбается Юра, оскалив рот без верхних передних зубов. Зубы ему выбили прикладом на гауптвахте.
А горящий бульдозер без водителя приближался к реке. Все с интересом наблюдали за ним сейчас он должен сорваться с обрывистого берега в реку, возможно, даже огонь зальёт водой, если у берега глубоко. Но… этого не произошло, бульдозер заглох, выработав всю соляру, что была в насосе и фильтрах. Ведь топливо из бака не поступало, вся соляра из прогоревшей трубки потоком лилась на землю.
Полыхающий огромным костром бульдозер стоял в большой луже горящей соляры и пламя столбом поднималось к небу. Даже в горящем лесу дым горящего бульдозера выделялся, он был чёрным и густым. От горящего леса же шёл белый дым.
Наконец, дурколонна выбралась из огненного коридора горящих деревьев и мха на открытое место среди пересохших болот. Говорят, в Карелии несколько тысяч озёр и рек, так что, в принципе, с водой проблем быть не должно. Но нам от этого было не легче, пить хотелось сейчас и здесь, а воды нигде рядом не было. Люди добрые, мы только что вывели из пекла нашу технику, сидя в раскалённых кабинах, пить охота сил нет!
Мы разбрелись из машин по высохшему болоту в поисках питья ни хрена не было, всё высушила проклятая жара. И вдруг кто-то закричал:
Вода!!!
Наверное, также обрадовались матросы Колумба, когда услышали крик марсового: «Земля!»
Все сбежались на крик. В траве блестела маленькая лужица размером чуть больше суповой тарелки. Вода была мутная, ржавого болотного оттенка, со снующими в ней какими-то личинками.
А нам-то что! Солдат не смутишь таким натюрмортом. Мы плюхнулись возле лужицы на животы и жадно выпили её всю! А потом продавили это место сапогами и пили влагу из следов сапог. Водитель Володя Кис, с Украины, сказал ещё, вставая и отряхиваясь:
Не пей, братец Иванушка, болотной водицы козлёночком станешь.
Наш механик Игорь Савельев, мой земляк с Керчи шутливо ответил ему:
За козла ответишь! и сплюнул случайно попавшие в рот травинки.
Все засмеялись, мы чувствовали себя победителями, хотя и не обошлось потерь в виде бульдозера. Но это пустяки. Ну что бульдозер это ведь просто железо. Главное люди целы, а железа на наш век хватит. Юра потом получил новый Т-130, моментально переименованный нами в ТУ-130.
Самое поразительное что ни у кого из нас потом не заболел живот от той мутной болотной воды. Мне ещё мой двоюродный дед рассказывал на фронте солдаты не болеют. Ведь мы, хоть не на войне, но тоже побывали под огнём.
Лесоповал.
1981 год. Северная Карелия, лесозаготовительный участок 36 леспромкомбината Министерства Обороны, 909 военно-строительный отряд.
Наш бригадир, вальщик с погонялом «Резьба по дереву» (весь в наколках, две судимости одна условно, вторая на «малолетке», стальные зубы), как обычно оглянулся назад, перед тем как допилить ствол ели до конца. А вдруг дерево «сыграет», упадёт не туда, куда я, помощник вальщика, толкаю его деревянной вилкой с железным двузубым наконечником, а спружинив на недопиле, пойдёт в противоположную сторону и придавит кого-нибудь зазевавшегося. Обычный случай на лесоповале, поэтому вальщики, сжав бензопилу «Дружба-4» или в нашем варианте «Урал 2-электрон», заканчивая запил, за секунду до того, как спиленное дерево, хрустя ломающимися ветками упадёт на землю, обязательно оглядывается назад. Но даже если дерево не сыграло, упало туда, куда я толкаю его, упёршись вилкой и выпучив глаза, всё равно надо быть бдительным, и быстро отскочить подальше назад. Комель сваленного дерева, спружинив на ветках, обычно высоко подпрыгивает и отскакивает в сторону. Вполне может съездить по зубам, сломать руку или рёбра, а то и снести череп. Так что падение дерева это самый ответственный момент, только успевай отскочить. Мне-то с вилкой ещё ничего, да и бросить её можно, а вот вальщику с работающей бензопилой отпрыгнуть куда несподручнее. Да при этом надо не зацепить помвальщика, то есть меня, режущей цепью.
Вальщик халтурил пилил одним резом, без подпила, только запилом. Так, конечно, быстрее, но тяжелее физически, к тому же дерево падает более непредсказуемо. Да и зажать в запиле шину бензопилы может. Впрочем, зажать шину может всегда, и чтобы освободить её, не только я, а вся бригада тракторист, оба чокеровщика и сучкоруб наваливаются на вилку, пока вальщик выдёргивает шину.
Итак, наш вальщик «Резьба по дереву» (весь в наколках, две судимости) привычно оглянулся назад, заканчивая запил, и вдруг заорал мне страшным голосом:
Бросай на хрен вилку, шину зажало!!!
Всё понятно, не надо объяснять дерево спружинив, качнётся назад, недопил треснет и дерево начнёт падать в противоположную сторону, то есть на нас знаем, проходили не раз.
Мы одновременно бросаем я вилку, он бензопилу и прыгаем в стороны подальше, пригибаясь пониже. Никогда бы не поверил на гражданке, что в армии буду прыгать спиной вперёд, с места, на четыре метра. А на лесоповале обычное дело, жить захочешь и не так прыгнешь.
Столетняя ель, как бы призадумавшись, секунду постояла неподвижно. Потом её ствол медленно стал клониться обратно, всё быстрее. Звонко лопнули древесные волокна на недопиле и дерево начало падать в обратную сторону, туда, где мы только что стояли.
И вдруг у меня сердце замерло от ужаса: в той стороне, куда падала ель, пробирался, глядя себе под ноги и переступая обломанные ветки, наш ротный по кличке «Мент». К нам в стройбат его перевели из гвардейской мотострелковой Таманской дивизии, разжаловав из старлеев до лейтенанта. Поначалу он ходил с красными мотострелковыми погонами, за что ему и дали погоняло Мент. Хотя там он и был танкистом, но дивизия мотострелковая, а потому и погоны он носил красные. В стройбате красный цвет погон ассоциировался прежде всего с военной комендатурой. При каждом стройбате был комендантский взвод, вроде военной полиции, для усмирения буйной стройбатовской вольницы. Это именно в комендатуре сложилась поговорка: пьяный стройбат страшней десанта. А им виднее.
Понятно, что красные, как у губарей, погоны не способствовали популярности ротного у солдат. Но потом открылись и некоторые гнусные черты его характера, например, он любил подкрасться к делянки незаметно по подсаду (бездорожью) и подсмотреть, как работают военные строители. Или подойти тихо вечером к вагончику и подслушать, о чём они говорят.
Когда мной конкретно занялись особисты, Мент трижды заставил каптёрщика переделывать на меня характеристику. Дескать, я «приказы командиров исполняю с явной неохотой, в разговорах неодобрительно отзываюсь об армии и военной службе, настраиваю солдат против офицеров…»
Вобщем, с этой характеристикой меня бы даже в дисбат не взяли, впору вышку было давать. Но меня просто выпустили из одиночки и я вернулся к себе в лесной гарнизон. Пока, до поры, до времени.
Про «расстрельную» характеристику, что дал мне ротный, от каптёрщика стало известно по всему нашему гарнизону Верхняя Хуаппа, солдаты глухо стали намекать Менту, что ему лучше не ходить одному по лесу, а то всякое может случиться. Дескать, Саша мужик злопамятный и мстительный, к тому же основательный, так это дело не оставит, не бывало такого. Пугали, конечно.
И вот ствол ели, по нашему хлыст, падает прямо на ротного, пока он старательно смотрит себе под ноги, переступая ветки. А-а-а! завопил я от ужаса.
Но хлыст зацепился макушкой за другое дерево, не долетев до земли. Лишь на излёте хлестнул ветками ротного по голове, тот сразу упал на зад.
Мы сразу побежали к нему, живой ли, всё ли в порядке? Подбегаем живой, только глазами бессмысленно хлопает, в себя приходит, фуражка где-то под ветками.
А когда пришёл, то заорал, почему-то на меня:
Ты куда хлыст толкаешь! Ослеп, что ли, или удержать не можешь, лебедь умирающий! Да я тебя на губе сгною, да я тебя под трибунал!
В ответ на него заорал вальщик (наколки, две судимости).
А ты почему нарушаешь технику безопасности?! Каждое утро на разводе разоряешься за неё, а сам? Почему без каски! Почему к делянке по подсаду идёшь, а не по волоку! И для кого этот плакат висит?
Бригадир кивнул на висящий в начале волока фанерный плакат: «Зона валки 50 метров. Проезд и проход запрещён!» и продолжал гнать на ротного:
Да я на тебя рапорт накачу, сегодня же сдам мастеру ЛЗУ, за нарушение техники безопасности!
Вобщем, обменялись любезностями. При упоминании о рапорте и нарушении ТБ ротный сразу притих, потому что виноват в самом деле он. Если дать делу ход его же и накажут, за производственный травматизм у нас строго, могут и премию снять, а могут и звёздочки с погон, а то и посадят, если есть жертвы. Мент развернулся, подобрал свою фуражку, и пошёл по волоку, держа её в руке, так и не надев на приплюснутую хлыстом голову.
Глядя ему вслед, вальщик (две судимости) достал пачку дрянного «Памира», прикурил, и промычал невнятно:
Везунчик, однако. Пофартило тебе сегодня.
Я поглядел на бригадира и подумал: ох, неспроста ты, после того как оглянулся назад, вдруг закричал, чтоб я бросил вилку. Оглянувшись назад, ты увидел ротного, ну и решил сыграть в несчастный случай. А стрелки сошлись бы на мне, ведь все солдаты говорили: мол, Саня это дело так не оставит.
Потом, когда в гарнизоне стало известно об этом случае, все стали поглядывать на меня уважительно: ну ты зверь, отчаянный мужик, однако, что ж ты не смог его привалить половчее?
И только мы с бригадиром знали, в чём дело, кто его в самом деле хотел привалить. Но молчали.
А мне не было ничего. Только вскоре в другой отряд перевели, но это было решено командирами раньше, ещё до этого случая. Особисты постарались.
Выправление МАЗовской рамы в полевых условиях.
Лето 1980 года, Северная Карелия, гарнизон Верхняя Хуаппа 909 военно-строительного отряда.
Так вот, прислали к нам тогда по распределению нового гражданского начальника дурколонны (дорожно-строительной колонны) вольнолюбивого сына рутульского народа Мишу. Специалист Миша был ещё тот.
Он как-то подошёл ко мне в гараже и спросил:
Почему стоишь, в лес не едешь?
Сейчас, говорю, подъедет трактор-трелёвщик и заведёт мою машину с буксира.
А почему стартёром не заводишь?
Ох, начальник, страшно далёк ты от жизни, как декабристы от народа. Аккумуляторов ни у одного самосвала отродясь не было, все с толкача только заводятся.
Нету, говорю, аккумуляторов.
Как нету, а это что?
И он указал на два валяющихся под забором аккумулятора.
Нормальный человек и не спросил бы, хорошие аккумуляторы под забором никогда не валяются.
Это плохие, говорю.
А ты поставь их, может и сгодятся.
Ты что, совсем больной?
Ставь, я сказал! Я тут начальник. А то оборзел вконец, хуй за мясо не считаешь.
Я пожал плечами. Ладно, раз ему так хочется покомандовать поиграем в эту игру. Только тут уже не одного такого бурого начальника обломали, третий ты уже здесь за неполный год.
И я сказал Вите-стажёру, новобранцу из Ростова:
Витя, пошли, притащим эти две батареи из-под забора, начальник приказал.
Это ещё зачем?
Миша сказал подключать их к самосвалу и заводиться.
Он что дурак, этот Миша?
Да, говорю, но он начальник. Так что пошли.
И мы притащили эти батареи на самосвал. У одного аккумулятора сбоку в корпусе была огромная дыра. У второго корпус был треснут и выломаны перемычки.
Ну что? говорю Мише с видом усердного солдафона, мысленно потешаясь над ним. Какие будут приказания?
Ставь на МАЗ и подключай!
Мише явно нравилось отдавать приказания. Мы с усилием над собой сохранили серьёзное выражение лица и стали одевать клеммы на батареи.
Сажусь в кабину.
Включай! мысленно взмахнул шашкой Миша. Витя-стажёр деликатно отвернулся и зажал рот руками.
Я повернул ключ и… никакого эффекта.
Не заводится, говорю Мише с притворным удивлением.
Витя отошёл на два шага и закашлялся.
Давай наоборот, плюс подсоедини на массу, а минус в цепь стартёра, скомандовал Миша.
Моё лицо исказила мучительная гримаса, Витька сжал лицо кулаками.
Ты чего? подозрительно скосился на меня Миша.
Да так, прохрипел я, подавляя приступ смеха, на обед что-то нехорошее съел, живот пучит.
Жрать надо меньше. а то скоро харя треснет!
Хорошо ещё, подумал я, провода от батареи никуда не подключены, в воздухе болтаются. А то бы пробило вентили генератора.
И Витя, из последних сил сохраняя серьёзность на лице, подключил плюс батареи на массу и минус в цепь (на самом деле никуда, но Миша об этом не знал).
Запускать? спрашиваю Мишу.
Постой, на его лице отразились мучительные сомнения, если мы наоборот подключили батареи у нас дизель в обратную сторону не заведётся?
Всё, финиш! Не в силах сдержатся, я сполз с водительского сиденья на пол кабины и не просто засмеялся, а завыл дурным голосом. Витя-стажёр из последних сил зашёл за самосвал и там упал прямо на землю, содрогаясь от острых приступов хохота. На непонятные, навзрыд, вскрики сбежался весь гараж, стали расспрашивать в чём дело. Сквозь смех мы кое-как разъяснили причину своего бурного веселья..
И тут уже весь личный состав скосила беспощадная эпидемия хохота. Солдатам только дай повод посмеяться, развлечений в лесу немного. Разумеется, об этом случае узнала весь гарнизон, Мише это часто припоминали, а меня он возненавидел. Словно я виноват, что он глупость сморозил.
И вот, когда мы жили и работали на вахте, Миша пришёл к нам в вагончик и объявил:
С сегодняшнего дня работаем по-новому. Днём на самосвалах работают водители, а ночью их стажёры. У бульдозериста и экскаваторщика подмены есть.
Ну и ладно, пожали мы плечами, начальству виднее.
В ночь, а ночи там белые, солнце летом не заходит, вместо меня сел за руль Витя-стажёр. Но не успел я толком прикемарить в вагончике, как меня поднял Миша:
Вставай! Там твой стажёр самосвал угробил!
Что случилось? Витя цел?
Ему то ничего, а вот самосвал с лежнёвки в болото съехал, кузов слетел с упоров и раму набок свернуло. А ты зачем руль стажёру передал?
Так ты же сам приказал утром в две смены работаем!
Я такого приказа не отдавал! Ты самовольно передал руль необученному стажёру, а сам лёг спать. Короче, я еду к механику комбината с докладной, приедет комиссия, будем разбираться. Под трибунал пойдёшь, за передачу руля стажёру, не допущенному к самостоятельному управлению.
А что, вполне может статься. Начальнику поверят, а солдат и спрашивать не будут. Любит начальство в нашем ЛПК сваливать свои промахи на солдат.
Ну и подонок ты, безнадёжно вздохнув, говорю Мише. Впрочем, он и так это знал, ему об этом говорили ежедневно.
И я пошёл в карьер. В сторонке от остальных машин стоял мой скособоченный самосвал, рядом с потерянным видом топтался Витя и виновато глядел на меня. Но я, даже не взглянув на него, сразу бросился к машине. Один лонжерон рамы сзади был выше другого сантиметров на 15. Это всё, самосвал умер. При попытке поднять кузов гидроцилиндром его неминуемо свернёт набок. Тяжело вздохнув, сел рядом с МАЗом.
«Пиздец тебе, дружок» подумал про себя. «Как говорится, техника в руках букваря кусок железа».
Вообще-то, Витя отличный шофёр, просто такое с каждым может случиться. Да и загоняли нас совсем, по семнадцать часов в день работали последние две недели. Сначала в ночь, а после завтрака ещё полдня, до обеда.
И не пожалуешься никуда «Солдат, ты не работаешь, ты служишь Родине! А если Родина скажет надо будешь служить ей круглосуточно. Ты давал присягу, мол, служить невзирая на тяготы и лишения.»
Саня, извини, канючил Витя, я так тебя подвёл…
Отвали, сказал ему беззлобно, уже ничего не исправишь.
Тут ко мне и подошёл Лёха Афанасьев.
Саня, сказал он мне, Миша сказал, что привезёт комиссию с комбината, акт на тебя составят в трибунал.
Да, говорю, он мне тоже сказал.
Ты только не горюй, а я тебе помогу. Да и не будет тебе дисбата, не тот случай жертв нет.
Чем ты тут поможешь, и я махнул рукой на скособоченный, изуродованный самосвал, пристрелить его что ли?
МАЗу, конечно, кирдык, но от комиссии тебя отмажу. У нас на зоне был такой случай, отмазались.
Как?
Значит так: у тебя кузов на правый бок скрючило? Подъезжай к моей мехлопате, я нагружу тебе только левый борт. Потом заедь правой стороной на косогор и приподними кузов, чтобы его сбросило на левую сторону. Так раму и выровняет. Правда, её потом можно будет только выкидывать, но комиссии глаза замажем.
Короче, когда приехал комиссия из трёх офицеров нашего комбината (главный механик, мастер ЛЗУ и начальник автоколонны), кузов МАЗа стоял ровно, поперечина рамы была вполне горизонтальна. Командиры страшно ругались на Мишу, обозвали его мудаком и похуже, потом уехали, пообещав Мише большой сюрприз в ближайшую получку. И про Мишу опять пошла дурная слава пустозвона и балды.
МАЗ потом списали, потому что заклёпки на его раме разошлись, рама гнулась и перекручивалась, как резиновая, лонжероны стали причудливой S-образной формы, кузов поминутно слетал с упоров набок. Но когда Миша пытался доложить об этом нашим командирам, обвиняя меня, его просто посылали подальше.
|
|
Микрогравитация и дыхательная система
Обзор
. 2014 май; 43(5):1459-71.
дои: 10.1183/09031936.00001414.
Epub 2014 6 марта.
Г Ким Приск
1
принадлежность
- 1 Калифорнийский университет, Сан-Диего, Калифорния.
PMID:
24603820
DOI:
10.1183/09031936.00001414
Бесплатная статья
Обзор
Г Ким Приск.
Эур Респир Дж.
2014 май.
Бесплатная статья
. 2014 май; 43(5):1459-71.
дои: 10.1183/09031936.00001414.
Epub 2014 6 марта.
Автор
Г Ким Приск
1
принадлежность
- 1 Калифорнийский университет, Сан-Диего, Калифорния.
PMID:
24603820
DOI:
10.1183/09031936.00001414
Абстрактный
Структура легкого с его тонкой сетью воздушных пространств и капилляров означает, что гравитация оказывает глубокое влияние на его функцию. Исследования функции легких в отсутствие гравитации дают ценную информацию о том, как для нас, людей, связанных с Землей, ее неизбежные эффекты формируют нашу функцию легких. Гравитация вызывает неравномерную вентиляцию легких за счет деформации легочной ткани (так называемый эффект Слинки) и неравномерную перфузию за счет сочетания эффекта Слинки и зональной модели легочной перфузии. И вентиляция, и перфузия демонстрируют сохраняющуюся неоднородность в условиях микрогравитации, что указывает на другие важные механизмы. Однако гравитация служит для поддержания степени согласования этих двух процессов, так что соотношение вентиляции и перфузии и, следовательно, газообмен остаются эффективными. Следовательно, хотя вентиляция и перфузия в космическом полете более равномерны, газообмен, по-видимому, не более эффективен, чем на Земле. Несмотря на изменения функции легких при устранении гравитации, легкие продолжают хорошо функционировать в невесомости. В отличие от многих других систем органов, легкие не претерпевают структурных адаптивных изменений при устранении гравитации, поэтому не наблюдается явного ухудшения функции легких по возвращении на Землю даже после 6 месяцев пребывания в космосе.
Похожие статьи
Легкие в космосе.
Приск ГК.
Приск ГК.
Клин Грудь Med. 2005 г., сен; 26(3):415-38, vi. doi: 10.1016/jccm.2005.05.008.
Клин Грудь Med. 2005.PMID: 16140136
Обзор.
Газообмен при измененном гравитационном напряжении.
Приск ГК.
Приск ГК.
сост. физиол. 2011 Январь; 1 (1): 339-55. doi: 10.1002/cphy.c0.
сост. физиол. 2011.PMID: 23737176
Обзор.
Внешнее дыхание и газообмен в космических полетах.
Баранов В.М., Тихонов М.А., Асиамолова Н.М., Волков М.И.у, Котов А.Н., Савченко Г.Е., Хайдаков К.С.
Баранов В.М. и соавт.
Косм Биол Авиакосм Мед. 1991 ноябрь-декабрь; 25(6):4-8.
Косм Биол Авиакосм Мед. 1991.PMID: 8577164
Обзор.
Русский.Микрогравитация и легкие.
Приск ГК.
Приск ГК.
J Appl Physiol (1985). 2000 г., июль; 89 (1): 385–96. doi: 10.1152/jappl.2000.89.1.385.
J Appl Physiol (1985). 2000.PMID: 10904076
Обзор.
Функция легких в пространстве.
Уэст Дж.Б., Эллиотт А.Р., Гай Х.Дж., Приск Г.К.
Уэст Дж. Б. и др.
ДЖАМА. 1997 25 июня; 277(24):1957-61.
ДЖАМА. 1997.PMID: 9200637
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Боль в шейном и поясничном отделах позвоночника в результате высоких значений G-Force у военных пилотов — систематический обзор и метаанализ.
Масталеж А., Марушинская И., Ковальчук К., Гарбач А., Мацулевич Э.
Масталерз А. и соавт.
Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 17; 19 окт. (20):13413. doi: 10.3390/ijerph292013413.
Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022.PMID: 36293993
Бесплатная статья ЧВК.Обзор.
Амилоидогенез посредством межфазного сдвига в биохимическом реакторе без контейнера на борту Международной космической станции.
МакМакин П., Адам Дж., Гриффин С., Хирса А.
МакМакин П. и соавт.
NPJ Микрогравитация. 2022 сен 20;8(1):41. doi: 10.1038/s41526-022-00227-2.
NPJ Микрогравитация. 2022.PMID: 36127358
Бесплатная статья ЧВК.Влияние наночастиц диоксида титана на рост клеток и миграцию клеток A549 в условиях искусственной микрогравитации.
Ван М., Ли Дж., Чжан С., Ю Ю., Чжу С., Сян Х., Ян Л., Чжао Ф., Ли Ю.
Ван М и др.
Наноматериалы (Базель). 2022 31 мая; 12 (11): 1879. дои: 10.3390/nano12111879.
Наноматериалы (Базель). 2022.PMID: 35683734
Бесплатная статья ЧВК.Оценка постнатальной легочной адаптации у новорожденных крупного рогатого скота с помощью электроимпедансной томографии (ЭИТ).
Блёул Ю., Вей С., Мейра С., Вальдманн А., Мосинг М.
Блейл У и др.
Животные (Базель). 2021 10 ноября; 11 (11): 3216. дои: 10.3390/ani11113216.
Животные (Базель). 2021.PMID: 34827949
Бесплатная статья ЧВК.Электроимпедансная томография для измерения распределения вентиляции легких у здоровых лошадей и лошадей с объемной перегрузкой левосторонней сердечной мышцы.
Сакс М., Бирн Д.П., Хертеман Н., Секомб С., Адлер А., Хосгуд Г., Раисис А.Л., Мосинг М.
Сакс М. и др.
J Vet Intern Med. 2021 сен;35(5):2511-2523. дои: 10.1111/jvim.16227. Epub 2021 4 августа.
J Vet Intern Med. 2021.PMID: 34347908
Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Грантовая поддержка
- R01-HL104117/HL/NHLBI NIH HHS/США
У
людей есть 30 лет, чтобы предотвратить климатическую катастрофу, говорит автор «Непригодной для жизни Земли» ваш сайт
Играть
13 мая 2019 г.
- Робин Янг
- Джек Митчелл
«Необитаемая Земля: жизнь после потепления», Дэвид Уоллес-Уэллс. (Робин Лаббок/WBUR) Этой статье больше 3 лет.
«Это хуже, намного хуже, чем вы думаете.»
Вот как журналист Дэвид Уоллес-Уэллс ‘ открывается новая книга «Необитаемая Земля». Это кропотливо проработанный взгляд на последствия глобального потепления, которые уже имеют место на планете, и на последствия, которые станут еще более ужасными, если в течение следующих трех десятилетий не будут предприняты решительные действия.
«По прогнозам, если мы не изменим курс на глобальное потепление, наш мировой ВВП может быть на 30% меньше, чем он был бы без изменения климата», — говорит Уоллес-Уэллс (@dwallacewells) Here & Now Робин Янг. «Это воздействие в два раза сильнее, чем Великая депрессия, и оно будет постоянным».
Уоллес-Уэллс не единственный, кто бьет тревогу. Недавно ООН опубликовала обширный отчет, в котором подробно описаны прогнозы на будущие десятилетия: по данным почти 150 ученых и исследователей, подготовивших отчет, до 1 миллиона из примерно 8 миллионов видов растений и животных на Земле находятся под угрозой исчезновения. Они обнаружили, что природа в глобальном масштабе приходит в упадок «беспрецедентными темпами в истории человечества».
Изменение климата также ставит под угрозу миллионы человеческих жизней, говорит Уоллес-Уэллс о том, что он обнаружил во время работы над книгой.
«Предполагается, что если мы не избежим потепления на 2 градуса, только от загрязнения воздуха умрут 153 миллиона человек. Это эквивалентно 25 Холокостам», — говорит он. «И поскольку 2 степени — это наш лучший сценарий, я думаю, что это практически заложено».
Как люди могут смягчить эти катастрофические последствия в ближайшие годы? Уоллес-Уэллс говорит, что короткий ответ таков: «политические изменения вызывают изменения в политике».
«Нам нужны такие кардинальные вмешательства в каждый сектор нашего мира, от нашей энергетики до нашего транспорта, нашей инфраструктуры, нашего сельского хозяйства», — говорит он. «Абсолютно каждый аспект современной жизни имеет углеродный след, и нам нужно не просто уменьшить этот углеродный след, нам нужно полностью его устранить».
- Прокрутите вниз, чтобы прочитать отрывок из книги «Необитаемая Земля».0025
«Я журналист, который интересуется ближайшим будущим, и я всю жизнь живу в Нью-Йорке, а это значит, что большую часть своей жизни я был обеспокоен изменением климата. Я знал, что это важная проблема. Но я был введен в заблуждение в том смысле, что мне казалось, что я живу в городской крепости за пределами природы в современном мире, и что, хотя в других местах на планете есть люди, которым действительно может быть причинен вред от некоторых из этих воздействий, что я не собираюсь быть одним из них и, вероятно, большинство людей, которых я люблю, не будут среди них. И в результате я подумал: «Это важный вопрос, но он не является всеобъемлющим». , всеохватывающий вопрос. Чем глубже я погружался в исследования как журналист, тем больше понимал, что это повсюду, и каждый аспект жизни — даже те, которые мы так извечно принимаем как неизменные черты мира, — подчинены силам природы. Поэтому, когда я иду по улице, по бетонной улице, смотрю на стальные дома, я все еще живу на природе. Особенно, если вы находитесь на побережье, вы уязвимы с уровня моря. Но на самом деле это только начало
«Абсолютно все должно быть преобразовано и будет преобразовано либо силой изменения климата, либо силой, которую мы прилагаем, чтобы избежать изменения климата.»
Дэвид Уоллес-Уэллс
«У нас могло бы быть в два раза больше войн, чем сегодня, потому что существует связь между температурой и конфликтом. Наши сельскохозяйственные урожаи могли бы быть вдвое меньше, и мы использовали бы вдвое меньше еды, чтобы накормить на 50 % больше людей. Существуют проблемы общественного здравоохранения, существует связь между температурой и психическими заболеваниями. Это влияет на когнитивные способности. Куда ни глянь — лесные пожары, экстремальные погодные условия, ураганы, засухи, волны тепла — все аспекты жизни как мы знаем, на этой планете уже меняется.Планета уже более горячая, чем когда-либо за всю историю человечества, и она, несомненно, изменится больше, а это означает, что все, что мы знаем о человеческой жизни и человеческой цивилизации, выросло в условиях, которые мы больше не председательствуем, и мы живем в достаточно иной среде — может быть, даже лучше уже думать, что мы живем на другой планете — и, учитывая, куда мы направляемся, все идет по-другому. в предстоящие десятилетия измениться еще быстрее, еще более радикально».
О том, как быстро влияние изменения климата усилилось только за последние 30 лет, несмотря на то, что осведомленность об изменении климата также усилилась
«Это действительно удивительно, мне 36 лет, а это значит, что в моей жизни есть вся эта история. У меня есть воспоминания, которым больше 30 лет, я помню, как ездил и летал более 30 лет назад, и с тех пор, как я сформировал эти воспоминания, мы нанесли больше вреда климату, чем за все столетия, за все тысячелетия до этого. в истории человечества.Это действительно удручающий факт, чтобы узнать, насколько могущественны знания, потому что это тот же период времени, когда ООН создала свой орган [Межправительственной группы экспертов по изменению климата] и действительно рекламировала его всем лидерам миру, что это была насущная, драматическая проблема. Но эти 30 лет привели нас от стабильного климата к грани катастрофы, где мы сейчас находимся. У нас снова есть примерно столько же времени, чтобы предотвратить некоторые из этих худших cenarios — на 30 лет впереди нас — и это означает, что на самом деле, опять же, это не просто история первой половины этой истории, которая будет происходить при моей жизни. Это тоже вторая половина.
«Это драма такого масштаба, который на самом деле мы привыкли понимать или признавать только в мифологии или теологии. Главный двигатель будущего климата планеты — это то, что мы делаем, и все мы главные герои этой истории, и мы определят, в каком будущем будут жить не только наши дети, но и наши внуки и наши правнуки. Вот насколько важными будут предстоящие нам десятилетия».
О влиянии изменения климата на организм человека
«Температура влияет на когнитивные функции. Она влияет на эмоциональное благополучие и настроение. Она влияет на показатели аутизма и СДВГ у развивающихся детей. Количество дней, которые ребенок проводит в матка старше 90 градусов можно увидеть на его заработке за всю жизнь. Вот насколько драматично влияние температуры на развитие ребенка.
«Самая, на мой взгляд, ужасающая история в книге вовсе не о людях. Она о сайгаке, карликовой антилопе, которая жила в Сибири несколько лет назад — кажется, в 2015 году. — весь вид вымер, потому что бактерия, жившая в их кишках миллионы лет, была перешита особенно жарким и влажным летом, и то, что было вполне благополучным сожителем этого пищеварительного тракта сайгака, стало врагом животное и убили весь вид.
«Люди сложны. Биология тоже. У нас есть миллионы и, возможно, миллиарды бактерий, живущих внутри нас, и вирусов, живущих внутри нас. всего 2, 3 или 4 степени, вероятность того, что один или несколько из них трансформируются таким образом, весьма серьезна. И это не означает, что люди вымрут. Но связь между шизофренией и вирусами есть. с которыми вы сталкивались. Существует связь между расстройствами настроения. Есть связь с ожирением. Так много аспектов того, как мы думаем о наших отношениях с миром, частично определяются этими другими существами, которые живут внутри нас и каждый из них подвержен преобразованиям, которые будут вызваны изменением климата».
«Если мы доберемся до некоторых из этих действительно ужасающих результатов, это будет из-за выбора, который мы делаем с этого момента.»
Дэвид Уоллес-Уэллс
О том, что должно произойти, чтобы предотвратить наихудший сценарий
планета ниже этого порога катастрофы. Я думаю, что вряд ли мы бы так поступили. Но это не повод сбавлять обороты сейчас.0003
«Я думаю, что очень важно понимать, что это не бинарная система, и не имеет значения, преодолеем мы этот порог или нет. Дело не в том, достигнем ли мы адского климатического сценария или нет. Каждый тик выше температура вызывает больше страданий, больше боли, и каждый тик, которого мы можем избежать, сделает мир лучше в будущем.Поэтому, хотя я думаю, что полностью свести к нулю выбросы углерода к 2050 году нереально, я думаю, что мы должны мобилизовать как можно больше ресурсов. насколько это возможно для достижения этой цели… История изменения климата настолько велика, что мы не можем решить ее небольшими действиями. Нам нужен масштабный политический ответ».
О человечестве, вынужденном приспосабливаться к новым условиям жизни, которые может создать изменение климата, независимо от того, какие действия будут предприняты
«Я думаю, что мы будем на другой планете независимо от того, какой путь мы выберем. скажем, даже если мы предпримем довольно решительные действия и действительно изменим нашу траекторию изменения климата — что возможно, все в нашей власти, все зависит от нас. Это не вне нашей власти. Но даже если мы это сделаем, мы останется с миром, который резко изменился в результате изменения климата, потому что это будет означать огромные новые плантации заводов по производству солнечных батарей, это будет означать плантации технологий улавливания углерода, которые высасывают углерод из атмосферы, это будет означать совершенно новую инфраструктуру. Это будут новые виды самолетов, новые виды общественного транспорта, новый подход к питанию и сельскому хозяйству. 0003
«Абсолютно все должно быть преобразовано и будет преобразовано либо силой изменения климата, либо силой, которую мы прилагаем, чтобы избежать изменения климата. Теперь, к счастью, еще есть время представить себе мир, который станет процветающим, полноценным и только благодаря действиям по борьбе с изменением климата».
О попытке донести информацию до политиков в США
«У меня не было прямого контакта с Белым домом Трампа. Я слышал от многих политических лидеров по другую сторону прохода которые на самом деле добились огромных успехов в этой области. Когда я начал работать над климатом несколько лет назад, было общепринятым мнением, которое я считал само собой разумеющимся, что общественность и наша политика довольно инертны в этом вопросе, что он просто не двигался вообще и шансов на быстрое движение было мало.Но 73% американцев сейчас верят в изменение климата, 70% из них обеспокоены этим.Эти цифры выросли на 15% только с 2015 года. Они выросли на 8% по сравнению с прошлым годом. Это невероятно быстрые изменения по любым стандартам политологии, хотя они слишком медленные, учитывая, как быстро нам нужно принять меры, чтобы действительно предотвратить некоторые катастрофические изменения».
Об эмоциональном бремени заботы об изменении климата
«Я думаю, что это утомительно для любого, кто обращает на это внимание. Это налагает эмоциональную нагрузку на всех нас, когда мы думаем о страданиях мира во всех этих аспектах. К счастью, я думайте, что все это впереди нас: если мы доберемся до некоторых из этих действительно ужасающих результатов, это будет из-за выбора, который мы делаем с этого момента Ничто на самом деле не испечено в камне, кроме еще нескольких десятых градуса потепления. Все зависит от того, что мы делаем.
«Вам может показаться, что некоторые из этих проекций чрезвычайно пугающие, и это так и есть, но они также отражают нашу власть над климатом, потому что мы будем теми, кто вызовет эти ужасные события, и что означает, что мы также можем решить не создавать их, если сделаем правильный выбор, примем новую политику и создадим новый набор политик, которые рассматривают изменение климата как историю нашего времени, историю нашего века, историю, которая будет доминировать. каждый аспект нашей жизни — именно так мы должны думать об этом, чтобы проводить политику, которая сделает будущее счастливым для всех нас».
Отрывок из книги: «Необитаемая Земля»
Дэвида Уоллеса-Уэллса
Хуже, намного хуже, чем вы думаете. Медленность изменения климата — это сказка, возможно, такая же пагубная, как и та, в которой говорится, что этого не происходит вообще, и которая доходит до нас вместе с несколькими другими в антологии утешительных заблуждений: что глобальное потепление — это арктическая сага, разворачивающаяся дистанционно; что это строго вопрос уровня моря и береговой линии, а не всеобъемлющего кризиса, не щадящего места и не оставляющего неискаженной жизни; что это кризис «природного» мира, а не человеческого; что эти два различны, и что мы живем сегодня как-то вне или вне или, по крайней мере, защищены от природы, не ограничены и буквально подавлены ею; что богатство может быть щитом от разрушительного потепления; что сжигание ископаемого топлива является платой за продолжение экономического роста; что рост и технологии, которые он производит, позволят нам найти выход из экологической катастрофы; что есть какой-либо аналог масштаба или размаха этой угрозы на протяжении долгого периода человеческой истории, который мог бы вселить в нас уверенность в том, что мы можем смотреть на нее свысока.
Все это неправда. Но начнем со скорости изменений. Земля пережила пять массовых вымираний до того, которое мы переживаем сейчас, каждое из которых настолько полностью стирало летопись окаменелостей, что функционировало как эволюционная перезагрузка, филогенетическое древо планеты сначала расширялось, а затем разрушалось с интервалами, как легкое: 86 процентов всех видов умерли 450 миллионов лет назад; 70 миллионов лет спустя — еще 75 процентов; 100 миллионов лет спустя — 96 процентов; 50 миллионов лет спустя — 80 процентов; 150 миллионов лет спустя, снова 75 процентов. Если вы не подросток, вы, вероятно, читали в школьных учебниках, что эти вымирания были результатом астероидов. На самом деле, все, кроме того, что убило динозавров, связано с изменением климата, вызванным парниковым газом. Самый печально известный был 252 миллиона лет назад; это началось, когда углерод нагрел планету на пять градусов по Цельсию, ускорился, когда это потепление вызвало выброс метана, еще одного парникового газа, и закончилось тем, что все живое на Земле погибло, кроме небольшого кусочка. В настоящее время мы добавляем углерод в атмосферу значительно более быстрыми темпами; по большинству оценок, по крайней мере в десять раз быстрее. Скорость в сто раз выше, чем когда-либо в истории человечества до начала индустриализации. И уже сейчас в атмосфере содержится на треть больше углерода, чем когда-либо за последние 800 000 лет — возможно, за 15 миллионов лет. Тогда не было людей. Океаны были более чем на сто футов выше.
Многие воспринимают глобальное потепление как своего рода моральный и экономический долг, накопленный с начала промышленной революции и подлежащий выплате спустя несколько столетий. Фактически, более половины углерода, выдыхаемого в атмосферу при сжигании ископаемого топлива, было выброшено только за последние три десятилетия. Это означает, что с тех пор, как Эл Гор опубликовал свою первую книгу о климате, мы нанесли судьбе планеты и ее способности поддерживать человеческую жизнь и цивилизацию столько же вреда, сколько и за все столетия — все тысячелетия — предшествующие. Организация Объединенных Наций разработала свою структуру по изменению климата в 1992, построение политического консенсуса из научного консенсуса и безошибочная реклама его миру; а это значит, что теперь мы осознанно нанесли окружающей среде столько же вреда, сколько когда-либо наносили по неведению. Глобальное потепление может показаться растянутой моральной сказкой, разыгрывающейся на протяжении нескольких столетий и налагающей своего рода ветхозаветное возмездие на праправнуков виновных, поскольку именно сжигание углерода в Англии восемнадцатого века зажгло фитиль всего, что произошло. последовал. Но это басня об историческом злодействе, которое оправдывает тех из нас, кто живет сегодня, — и несправедливо. Большая часть возгораний пришлась на премьеру «Сайнфелда». После окончания Второй мировой войны этот показатель составляет около 85 процентов. История миссии камикадзе индустриального мира — это история одной жизни: планета перешла от кажущейся стабильности к грани катастрофы в годы между крещением или бар-мицвой и похоронами.
Мы все знаем эти воплощения. Когда мой отец родился в 1938 году — среди его первых воспоминаний были новости о Перл-Харборе и мифические военно-воздушные силы из последовавших за ним промышленных пропагандистских фильмов, — климатическая система казалась большинству наблюдателей стабильной. Ученые поняли парниковый эффект, поняли, каким образом углерод, образующийся при сгорании древесины, угля и нефти, может утеплить планету и нарушить равновесие всего на ней на три четверти века. Но они еще не видели эффекта, на самом деле, еще нет, из-за чего это казалось не столько наблюдаемым фактом, сколько темным пророчеством, которое должно исполниться только в очень отдаленном будущем, а может быть, и никогда. К тому времени, когда мой отец умер в 2016 году, через несколько недель после отчаянного подписания Парижского соглашения, климатическая система склонялась к опустошению, преодолевая порог концентрации углерода — 400 частей на миллион в земной атмосфере, говоря устрашающе банальным языком климатология — вот уже много лет ученые-экологи проводят ярко-красную линию на бушующем лице современной промышленности, говоря: «Не переходи». Конечно, мы продолжали: всего через два года мы достигли среднемесячного показателя 411, и чувство вины насыщает воздух планеты так же сильно, как и углерод, хотя мы предпочитаем верить, что не дышим им.
Единственная жизнь — это также жизнь моей матери: родившейся в 1945 году, в семье немецких евреев, спасающихся от дымовых труб, через которые сжигали их родственников, и теперь наслаждающихся семьдесят третьим годом своего существования в американском товарном раю, раю, поддерживаемом фабриками. развивающегося мира, который тоже за одну жизнь превратился в глобальный средний класс со всеми потребительскими соблазнами и привилегиями, связанными с ископаемым топливом: электричеством, частными автомобилями, авиаперелетами, красным мясо. Из тех лет она курила пятьдесят восемь лет, всегда без фильтра, а теперь заказывает пачками сигареты из Китая.
Это также срок жизни многих ученых, которые первыми подняли общественную тревогу по поводу изменения климата, некоторые из которых, что невероятно, продолжают работать и сегодня — вот как быстро мы достигли этого мыса. Роджер Ревелл, который первым возвестил о нагреве планеты, умер в 1991 году, но Уоллес Смит Брокер, который способствовал популяризации термина «глобальное потепление», до сих пор каждый день ездит на работу в Земную обсерваторию Ламонта-Доэрти через Гудзон из Верхнего Уэст-Сайд, иногда обедающий на старой заправочной станции в Джерси, недавно переоборудованной под хипстерскую забегаловку; в 19В 70-х годах он провел свое исследование при финансовой поддержке Exxon, компании, которая в настоящее время является объектом множества судебных исков, направленных на определение ответственности за режим скользящих выбросов, который сегодня, за исключением изменения курса в отношении ископаемых видов топлива, угрожает сделать части планеты более или менее непригодных для жизни людей к концу этого века. Это путь, по которому мы так беспечно движемся — к потеплению более чем на четыре градуса Цельсия к 2100 году. По некоторым оценкам, это означает, что целые регионы Африки, Австралии и Соединенных Штатов, части Южной Патагония и Азия к югу от Сибири станут непригодными для жизни из-за жары, опустынивания и наводнений.