Как читать каноны: Устав о чтении Правильных канонов

Разное

Что такое каноны и как их правильно читать?

В начале материала стоит сразу оговориться, что речь пойдет о канонах молитвенных, а не о канонах – церковных правилах.

Чтобы понять, что такое каноны, нужно разобраться в этимологии (происхождении) слова «канон». Это слово возникло в эллинистическом мире древности, и его употребление очень обширно. Оно обозначает «правило, эталон». Само слово пришло из строительной сферы, где «каноном» называли некое мерило – древние отвес или линейку.

Т. е. канон – это нечто незыблемое, композиционно четкое и всегда одинаковое. Канон – это аксиома, не требующая доказательств. Нечто само собой разумеющееся.

Употребление слова «канон» очень обширно. Церковные каноны, как нормативные правила поведения, основанные на догматах. Канон Книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Он всегда один, к нему не может быть ничего добавлено, и ничего от этого канона не может быть отнято. Каноны (законы) искусства, определенные своды и правила, по которым искусство существует. Слово «канон» также применялось в медицине.

Употребляется это слово широко в православных литургике и гимнографии. Каноны – это длинные молитвословия, которые имеют очень четкую, композиционно завершенную структуру. Эти молитвословия составляют важную часть как общественного храмового богослужения, так и частной (келейной, домашней) молитвы.

История создания канонов

Уже первые христиане в своих богослужениях старались соединять  известные с древности ветхозаветные богослужебные тексты (преимущественно псалмы и библейские песни) с молитвословиями новозаветного содержания. Об этом (о канонах) в своей книге «Литургика» пишет архимандрит Киприан (Керн): «Это сложная цепь разных ветхозаветных гимнов, переплетенных с христианскими песнопениями». Жанр сложился к VIII–IX столетиям. Каноны как литургический жанр вытеснили более ранние кондаки. Почему это произошло, точно неизвестно, но византийские песнотворцы начали вводить в богослужения именно каноны вместо более известных в VI веке кондаков (обширных произведений, чем-то отдаленно напоминающих акафисты, от которых на сегодняшний день осталось только краткое молитвословие, именуемое «кондак»). И сегодня на утренях в православном богослужении употребляются именно каноны, занимая более половины ее временного объема.

Структура канона

Как уже было сказано выше, канон – это молитвенное произведение, состоящее из молитвословий ветхозаветного и новозаветного содержания, которые объединены вокруг фигуры Господа нашего Иисуса Христа, показанного в каноне Спасителем Человечества. Именно Искупительный Подвиг Богочеловека по спасению людей является центром сюжета любого  канона, несмотря на то, кому он посвящен: Господу Богу, Пресвятой Богородице, празднику или святому.

Можно выделить четыре составляющие канона:

1. Ирмос.
2. Тропарь.
3. Припев.
4. Молитва.

Также по третьей и шестой песне употребляются краткие песнопения: кондаки, икосы, седальны, которые также имеют своей целью прославление Бога (Пресвятой Богородицы, святого) и настрой души человека на покаяние. Канон имеет всегда девять больших частей, они именуются песнями – девять песней.

Ирмос

Само слово «ирмос» переводится с греческого языка как «связь, сплетение, ряд». И действительно: это произведение, которое поется, словно бы связует-соединяет собой песни. Всего ирмосов, как и песней, девять. С них песни начинаются. И если тропари потом преимущественно читаются, то ирмосы поются хором. Кроме ирмоса девятой песни, говорящего нам о Пресвятой Богородице и воплощении, вочеловечении посредством Ее Господа и Бога нашего Иисуса Христа в мир. Предыдущие восемь ирмосов представляют собой выложенные в хронологическую линейку ветхозаветные события или пророчества (от древнейших к новейшим) о Спасителе мира Христе. В той или иной степени они прообразуют собой вочеловечение Сына Божия для избавления всех людей от рабства диаволу, смерти, греху. И потому ирмосы всегда очень торжественны. Они имеют пасхальную или рождественскую окраску.

Первый ирмос – это событие ветхозаветной Пасхи – избавление евреев посредством святого пророка Моисея от египетского плена. Это благодарственная песнь Моисея Богу или вариации на ее тему за то, что Всевышний провел народ Израильский через Чермное море (Исх. 14:21–15:21). Это событие, конечно, прообразует собой Воскресение Христово: избавление всего человечества от рабства сатане и открытие ему Христом дороги в рай.

Вторая песнь фактически отсутствует. После первой сразу поется третья песня. Вторая песнь есть только в Великий пост (например, в Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского). И в другие великопостные службы. Ее изначальное авторство также принадлежит святому пророку Моисею. Она имеет покаянный скорбный характер обличения пророком еврейского народа в нечестии. Из-за своего покаянного скорбного характера песня появляется во время богослужения только в период Святой Четыредесятницы.
Ирмос третьей песни – это вариация на тему благодарственной песни святой праведной Анны, матери пророка Самуила. У нее долго не было детей. Она просила у Бога, чтобы Он послал ей ребенка, и женщина посвятит его Богу. У Анны родился великий пророк Самуил. И вот в благодарность за этот дар святая воспела свою песнь Господу (1 Цар. 2:1–10). Конечно, здесь есть и символ Рождества Христова. Милосердный Создатель пошлет Сына Своего Единородного в мир для спасения страждущих от греха людей.

Ирмосы четвертой и пятой песен являются пророческими. Они представляют собой песни святых пророков, которые воспели также грядущее пришествие в мир Христа и спасение Им людей. Ирмос четвертой песни – это молитва пророка Аввакума (Авв. 3:1–19), пятой – песнь пророка Исаии (Ис. 26:9–19).

Ирмос шестой песни повествует нам о благодарственной молитве святого пророка Ионы, когда Господь избавил его из чрева кита. Здесь, конечно, есть и символ пророческий Самого Господа нашего Иисуса Христа, когда Он сказал: «… И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39, 40). И здесь Спаситель говорит о Своем будущем крестном страдании, Воскресении и сошествии в ад. Поэтому в этом ирмосе есть нечто торжественное и пасхальное. Этот пасхальный смысл глубоко и полно отражается именно в ирмосе шестой песни Пасхального канона:

«Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́ и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя, содержа́щыя свя́занныя, Христе́, и тридне́вен я́ко от ки́та Ио́на, воскре́сл еси́ от гро́ба».

Тему Светлого Христова Воскресения продолжают и ирмосы седьмой и восьмой песни канона. Они повествуют о еврейских отроках Анании, Асарии и Мисаиле, которых царь Навуходоносор бросил в раскаленную печь за то, что праведники не захотели поклониться языческому идолу. Но Ангел Божий преложил огонь в росу и оставил благочестивых юношей в огне живыми и совершенно невредимыми. Этой теме и посвящены вышеуказанные ирмосы. И, конечно, здесь также есть символ Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа: козни диавола, оковы греха и сама смерть – весь этот лютый огонь не повредит человеку, если с ним Бог, Который изводит его в покой, в Царствие Небесное.

И, наконец, ирмос девятой песни, который всегда Богородичен и всегда говорит о том, что посредством Девы Марии Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын вочеловечился для спасения человечества.

Все эти девять ирмосов являются этапами Священной истории и раскрывают молящимся с верою великое чудо спасения Богом падших людей.

Тропари, припевы, молитва

Основное наполнение канонов – это, конечно, тропари. Они имеют преимущественно новозаветное содержание. И уже повествуют нам о празднуемом событии или о житии святого, которому посвящено богослужение в этот день.

Часто можно видеть на всенощных бдениях, как люди после полиелея, после помазывания уходят домой. Это неправильно. Ведь основная память дня, основная информация об этом, глубокое раскрытие смысла празднуемого события происходит как раз после – в канонах. Они представляют собой некий развернутый «девятисерийный фильм», который раскрывает перед нами дивные тайны домостроительства Божия, открывает нашим душам удивительные чудеса спасения Господом падшего человечества. Потому, конечно, нужно словно бы обратиться вслух при чтении канонов на утрене и внимать этот Божественный глагол, просвещающий и оживотворяющий наши сердечные глубины, будто целебный родник небесной благодати Святого Духа.

Припевы же и молитва всегда посвящены Господу, Пресвятой Богородице или святому, которому читается канон. К примеру, на Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Если канон Пресвятой Богородице, то припев «Пресвятая Богородице, спаси нас». Если святому, к примеру великомученику Георгию Победоносцу, то «Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас».

Предпоследний тропарь всегда посвящен Пресвятой Троице. Поэтому припев к нему: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а последний всегда Пресвятой Богородице. Припев к нему «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Опять же в последнем тропаре говорится о Божией Матери потому, что посредством Ее Мессия воплотился-вочеловечился в мир. Еще этот тропарь в богослужебной литературе часто надписывается как «Богородичен». Святые отцы постановили добавлять «Богородичен» в конец каждой песни каждого канона в эпоху Третьего и Четвертого Вселенских Соборов, когда происходила борьба с ересью несторианства. Еретики утверждали, что Дева Мария родила не Бога, а Христа-человека, поэтому Ее нужно называть «Христородицей». Чтобы искоренить данную ересь, святые отцы и постановили исполнять в конце каждой песни любого канона «Богородичен», прославляющее Пречистую именно как Пресвятую Богородицу – Божью Матерь, Родившую Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Каноны представляют собой очень важную часть богослужения, как церковного, так и домашнего. Поэтому не стоит ими пренебрегать. Не воспринимайте их как антракт в театре между полиелеем и великим славословием. Не томитесь ими во время подготовки ко причастию Тела и Крови Христовых. Но лучше остановитесь, уделите им время, вчитайтесь в них, и сквозь эти чистые и огненные словеса вам откроются законы Царствия Небесного и жизни души человеческой во благодати Святого Духа. Вам откроется сокровище!

Протоиерей Андрей Чиженко

Как читать каноны и акафисты дома?

Любой даже новоначальный православный сегодня знает, что воцерковленномуВоцерковленный — человек, не просто верующий и крещенный, но живущий церковной жизнью: понимающий цель своего пребывания в Церкви, старающийся в меру сил выполнять все церковные уставы и порядки верующему нужно читать каноны и акафисты. Неофиты часто соревнуются между собой, кто больше в день прочитает этих молитвословий, что есть несомненно греховным проявлением духовной гордости. Однако большинство акафистников и канонников предназначены для опытных и содержат лишь тексты канонов и акафистов, безо всяких пояснений, как их правильно читать дома келейно. Попробуем внести ясность в этот вопрос.

Что такое каноны и акафисты?

В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.

Канон  — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.

Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.

В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.

Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.

Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».

Читаем каноны и акафисты дома

Как мы уже видели выше, каноны и акафисты являются неотъемлемой частью храмового богослужения. Однако весьма душеполезно читать их и дома, — келейно. В частности, каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю вместе с каноном ко святому Причащению, — входят в обязательное домашнее молитвенное правило христианина во время подготовки ко Причастию. Иногда к нему также добавляют акафист Иисусу Сладчайшему.

Домашняя (келейная) молитва

Православным, желающим взять на себя дополнительный молитвенный подвиг, по благословению духовника можно читать и другие каноны и акафисты. Однако тут следует быть осторожным, чтобы не возникло духовной гордости, а также чтобы после взятого на себя самочинно несоразмерного молитвенного труда не наступило духовное охлаждение, когда всякая молитва оставляется вообще. На этом претыкались многие новоначальные «подвижники». Святые отцы учат, что лучше молиться понемногу, но постоянно, нежели сразу нагрузить себя неподъемным молитвенным правилом, а когда Божия Благодать на время отойдет от тебя — бросить читать даже и обязательные молитвы.

Как начинать и оканчивать каноны и акафисты?

Если ты начинаешь читать каноны или акафисты дома (келейно), то следует использовать обычное начало и окончание утренних и вечерних молитв. Канон ко святому Причащению в молитвословах имеет свое начало и не заканчивается, как обычные молитвы. Прочие же каноны и акафисты, если читаются в составе утреннего или вечернего молитвенного правила, то снова предварять их зачинательными молитвами не нужно. Просто читайте акафист или канон сразу после утренних или вечерних молитв, перед обычным окончанием молитв, т. е. перед молитвой «Достойно есть».

Читаем каноны и акафисты дома: молитвы перед чтением 

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.


Примечание: от Пасхи до Вознесения Христова вместо молитвы Святому Духу читаем тропарь Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды), а от Вознесения до Троицы ее не читаем вообще


Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. )

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва, и ны́не:


Примечание: вместо «Слава, и ныне:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Слава:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо «И ныне:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».


Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Символ веры

1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Здесь читаем акафист или канон.


Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Замечание к чтению канонов. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́. Богородице: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с. Святым (пример): Святи́телю о́тче на́ш Нико́лае, моли́ Бо́га о на́с; Преподо́бне о́тче на́ш Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с; Свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, моли́ Бо́га о на́с. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. выше общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева.

Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Сла́ва, и ны́не:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Сла́ва, и ны́не:» читается после всех тропарей.

В восьмой песни вместо «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» читается «Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Го́споди, поми́луй».

Каноны для домашнего чтения обычно упрощены, сравнительно с богослужебными: из них убираются подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и пр. Если ты умеешь петь и знаешь гласы, то можешь петь ирмосы канонов на глас недели (обычно обозначается в церковном календаре).

Замечание к чтению акафистов. Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого повторно читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в акафисткнике в конце акафиста.

Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если ты не имеешь этих книг, то можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.

Как соединить каноны и акафисты (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Читаем каноны и акафисты дома: завершающие молитвы

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).


Примечание: от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается т.н. Задостойник: припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.


Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

Семипоклонный начал

В старообрядческой церкви в начале всякого молитвенного правила, а также богослужения, издревле использовались особые молитвы с поклонами, получившие наименование «семипоклонного начала». После реформы патриарха Никона эти молитвы были убраны из богослужения, однако в некоторых полных молитвословах для мирян они присутствуют, поскольку не являются канонически неверными, а следовательно, — могут употребляться при совершении келейного (домашнего) молитвенного правила перед вышеописанными начальными молитвами. В равной мере это относится и к тому случаю, когда ты собираешься читать каноны и акафисты.

 

Боже, милостив буди мне грешному (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (Поклон)
Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче/преподобный отче имя) моли Бога о мне (Поклон)

Поклоны могут быть поясными либо земными. Подробнее о том, когда и как делать поклоны ты можешь прочитать здесь.


р.Б.Павел
По материалам сайта akafistnik.ru и других православных ресурсов

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Канон (гимн) — Православная Вики

Это страница о Каноне в литургике. Чтобы узнать о других значениях термина «Канон», см. «Канон» (значения) .

Канон — это структурированный гимн, используемый на ряде православных богослужений. Он состоит из девяти од , иногда называемых песнопениями или песнями в зависимости от перевода, основанного на композициях (также называемых одами), найденных в Библии и, за одним исключением, в Ветхом Завете.

Канон датируется VII веком и был либо разработан, либо введен в греческий язык св. Андреем Критским, чей покаянный Великий канон до сих пор используется в некоторых случаях во время Великого поста. Дальнейшее развитие он получил в 8 веке св. Иоанна Дамаскина и Космы Песнописца, а в IX веке свв. Иосиф Песнописец и Феофан Клейменный.

Со временем канон пришел на смену кондаку, рудиментарная форма которого все еще используется несколько раз и которая была включена в исполнение канона.

Содержание

  • 1 Характеристики
    • 1.1 Современное исполнение
  • 2 Применение
  • 3 Поэтическая и музыкальная структура
  • 4 сообщения
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки

Исполнение

Как и вся другая православная церковная музыка, канон поется хором или кантором а капелла распевом. Ода канона начинается с пения библейской оды с самого начала. В какой-то момент это прерывается вступительной строфой под названием 9.0004 irmos , «ссылка», которая поэтически связывает его с предметом канона. Вслед за ирмосом, которые поются попеременно с последующими стихами оды, следует серия гимнов, состоящая из одной строфы каждая, или тропарей , написанных на ту же мелодию и размер, что и ирмос, которые расширяют его тему. Ода завершается последней строфой, называемой katavasia , которая может присутствовать в зависимости от службы и случая, а также соответственно меняется. Это может быть повторение ирмоса, ирмос второго канона, когда вместе поется более одного канона, ирмос канона на предстоящий большой праздник или какой-либо другой стих, предписанный богослужебными книгами. (Катавасия означает «спуск», и этот стих назван так потому, что в первоначальном исполнении два хора спускались со своих мест по левую и правую стороны церкви, чтобы вместе петь его в середине.)

Когда исполняется полный канон, между третьей и четвертой одами поется sedalen или «сидячий гимн». Между шестой и седьмой песнями поется рудиментарный кондак только с его прооимионом , или начальной строфой, и ойкосом или первой строфой . Этот порядок несколько перестраивается, если канон сопровождается акафистом.

Современное исполнение

В некоторых современных практиках Библейские оды фактически не поются, кроме как во время утрени в будние дни Великого поста. Однако в современной российской и украинской практике библейские песни поются на каждой утрени (субботними вечерами и накануне великих праздников). Чаще всего поются все оды с первой по девятую, за исключением второй; поэтому в большинстве канонов поется только восемь од. Вторая ода имеет чрезвычайно покаянную тему, поэтому ее тоже поют только во время постной утрени в будние дни. В это время службы призывают петь только три песни. (Книга, содержащая сменные части богослужений Великого поста, называется 9-й.0004 Триодион в последствии.) Из-за этого каноны, которые не поются в это время, часто не имеют записанных для них ирмоев или тропарей второй песни. Песня вторая поется и в Великом каноне св. Андрея Первозванного.

Вместо этого ода обычно начинается с ирмоса. Каждый последующий тропарь начинается кратким рефреном, опять же определяемым темой канона. Например, в каноне Воскресения припев звучит так: «Слава, Господи, святому Твоему Воскресению»; в каноне Пресвятой Богородице припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас»; а в самом общем случае это «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Для последних одного-двух тропарей припев заменяется славословием «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Однако во время воскресной утрени 9-го0004 Magnificat , составляющий половину девятой библейской песни, обычно поется целиком перед ирмосом.

Общее количество тропарей определяется местным использованием. Теоретически на каждую песнь приходится до четырнадцати, причем некоторые тропари повторяются, если их недостаточно в богослужебных книгах, а некоторые соединяются, если их слишком много. Это делает канон слишком длинным для типичного приходского употребления, поэтому часто количество фактически читаемых тропарей сокращается — в некоторых практиках до трех на песнь.

Хотя тропарь предполагается петь, но в большинстве случаев это нецелесообразно, поэтому обычно поется только во время Пасхальной утрени. Тропари чаще всего читаются recto tono одним чтецом, как и предшествующие им припевы, хотя ирмои и катавасии по-прежнему обычно поются. Часто два чтеца читают припевы и тропари в один голос.

Использование

Каноны используются особенно на утрени, на Великом и Малом повечериях; и в специальных службах, таких как Параклесис, и службах аналогичной структуры, таких как Панахида или Молебен. В последних случаях он часто бывает рудиментарным и состоит не более чем из 9 выборок.0004 irmoi с припевами и славословием. Каноны также могут использоваться в частной молитве либо как регулярная часть правила, либо для особых нужд. Одной из традиционных молитвенных приготовлений к принятию Евхаристии является чтение накануне вечером трех канонов и акафиста. При использовании в частном порядке, как правило, нет попытки создать сложное музыкальное или метрическое исполнение.

Поэтико-музыкальная структура

Библейские оды неодинаковы по размеру, поэтому, хотя вся музыка исполняется в одном ладу, каждая ода должна составлять отдельное произведение. Однако в первоначальных греческих композициях ирмос и тропарь по замыслу должны были быть одного размера и, следовательно, могли использовать одну и ту же мелодию. Часто присутствовали и акростихи, зачитывавшиеся тропари канона, а иногда и с участием ирмоса, если он сочинялся одновременно. Метр и акростих будут даны вместе с названием канона.

Тексты

Девять песен можно найти в любой полной православной Псалтири, а именно:

  1. Ода Моисею в Исходе (Исход 15:1-19)
  2. Ода Моисея во Второзаконии (Второзаконие 32:1-43)
  3. Молитва Анны, матери пророка Самуила (I Царств 2:1-10)
  4. Молитва пророка Аввакума (Аввакук 3:2-19)
  5. Молитва Исайи Пророка (Исаия 26:9-20)
  6. Молитва Ионы Пророка (Иона 2:3-10)
  7. Молитва трех святых отроков (Даниил 3:26-56)*
  8. Песня о трех святых детях ( Бенедиктинец , Даниил 3:57-88)*
  9. Песнь Богородицы ( Магнификат , Лк. 1:46-55) и Молитва Захарии, отца Предтечи ( Бенедикт , Лк. 1:68-79)

Сборники ирмоев для разных случаи можно найти в Ирмологионе , одном из стандартных богослужебных книг Православной Церкви. Ирмои и тропари к канонам встречаются также в IX в.0004 Минея и Октоих , а в сезонных богослужебных книгах Триоди и Пятидесятница .

Ссылки

  • Оригинал статьи найден в Википедии

Внешние ссылки

  • Великий канон св. Андрея Критского
  • Ямбический канон Пятидесятницы с примечаниями, пример канона, дающего как оригинальный размер, так и акростих.
  • Акафисты и каноны, онлайн

Канон (гимн) — Православная Вики

Это страница о Каноне в литургике. Чтобы узнать о других значениях термина «Канон», см. «Канон» (значения) .

Канон — это структурированный гимн, используемый на ряде православных богослужений. Он состоит из девяти од , иногда называемых песнопениями или песнями в зависимости от перевода, основанного на композициях (также называемых одами), найденных в Библии и, за одним исключением, в Ветхом Завете.

Канон датируется VII веком и был либо разработан, либо введен в греческий язык св. Андреем Критским, чей покаянный Великий канон до сих пор используется в некоторых случаях во время Великого поста. Дальнейшее развитие он получил в 8 веке св. Иоанна Дамаскина и Космы Песнописца, а в IX веке свв. Иосиф Песнописец и Феофан Клейменный.

Со временем канон пришел на смену кондаку, рудиментарная форма которого все еще используется несколько раз и которая была включена в исполнение канона.

Содержание

  • 1 Характеристики
    • 1.1 Современное исполнение
  • 2 Применение
  • 3 Поэтическая и музыкальная структура
  • 4 сообщения
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки

Исполнение

Как и вся другая православная церковная музыка, канон поется хором или кантором а капелла распевом. Ода канона начинается с пения библейской оды с самого начала. В какой-то момент это прерывается вступительной строфой под названием 9.0004 irmos , «ссылка», которая поэтически связывает его с предметом канона. Вслед за ирмосом, которые поются попеременно с последующими стихами оды, следует серия гимнов, состоящая из одной строфы каждая, или тропарей , написанных на ту же мелодию и размер, что и ирмос, которые расширяют его тему. Ода завершается последней строфой, называемой katavasia , которая может присутствовать в зависимости от службы и случая, а также соответственно меняется. Это может быть повторение ирмоса, ирмос второго канона, когда вместе поется более одного канона, ирмос канона на предстоящий большой праздник или какой-либо другой стих, предписанный богослужебными книгами. (Катавасия означает «спуск», и этот стих назван так потому, что в первоначальном исполнении два хора спускались со своих мест по левую и правую стороны церкви, чтобы вместе петь его в середине. )

Когда исполняется полный канон, между третьей и четвертой одами поется sedalen или «сидячий гимн». Между шестой и седьмой песнями поется рудиментарный кондак только с его прооимионом , или начальной строфой, и ойкосом или первой строфой . Этот порядок несколько перестраивается, если канон сопровождается акафистом.

Современное исполнение

В некоторых современных практиках Библейские оды фактически не поются, кроме как во время утрени в будние дни Великого поста. Однако в современной российской и украинской практике библейские песни поются на каждой утрени (субботними вечерами и накануне великих праздников). Чаще всего поются все оды с первой по девятую, за исключением второй; поэтому в большинстве канонов поется только восемь од. Вторая ода имеет чрезвычайно покаянную тему, поэтому ее тоже поют только во время постной утрени в будние дни. В это время службы призывают петь только три песни. (Книга, содержащая сменные части богослужений Великого поста, называется 9-й. 0004 Триодион в последствии.) Из-за этого каноны, которые не поются в это время, часто не имеют записанных для них ирмоев или тропарей второй песни. Песня вторая поется и в Великом каноне св. Андрея Первозванного.

Вместо этого ода обычно начинается с ирмоса. Каждый последующий тропарь начинается кратким рефреном, опять же определяемым темой канона. Например, в каноне Воскресения припев звучит так: «Слава, Господи, святому Твоему Воскресению»; в каноне Пресвятой Богородице припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас»; а в самом общем случае это «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Для последних одного-двух тропарей припев заменяется славословием «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Однако во время воскресной утрени 9-го0004 Magnificat , составляющий половину девятой библейской песни, обычно поется целиком перед ирмосом.

Общее количество тропарей определяется местным использованием. Теоретически на каждую песнь приходится до четырнадцати, причем некоторые тропари повторяются, если их недостаточно в богослужебных книгах, а некоторые соединяются, если их слишком много. Это делает канон слишком длинным для типичного приходского употребления, поэтому часто количество фактически читаемых тропарей сокращается — в некоторых практиках до трех на песнь.

Хотя тропарь предполагается петь, но в большинстве случаев это нецелесообразно, поэтому обычно поется только во время Пасхальной утрени. Тропари чаще всего читаются recto tono одним чтецом, как и предшествующие им припевы, хотя ирмои и катавасии по-прежнему обычно поются. Часто два чтеца читают припевы и тропари в один голос.

Использование

Каноны используются особенно на утрени, на Великом и Малом повечериях; и в специальных службах, таких как Параклесис, и службах аналогичной структуры, таких как Панахида или Молебен. В последних случаях он часто бывает рудиментарным и состоит не более чем из 9 выборок.0004 irmoi с припевами и славословием. Каноны также могут использоваться в частной молитве либо как регулярная часть правила, либо для особых нужд. Одной из традиционных молитвенных приготовлений к принятию Евхаристии является чтение накануне вечером трех канонов и акафиста. При использовании в частном порядке, как правило, нет попытки создать сложное музыкальное или метрическое исполнение.

Поэтико-музыкальная структура

Библейские оды неодинаковы по размеру, поэтому, хотя вся музыка исполняется в одном ладу, каждая ода должна составлять отдельное произведение. Однако в первоначальных греческих композициях ирмос и тропарь по замыслу должны были быть одного размера и, следовательно, могли использовать одну и ту же мелодию. Часто присутствовали и акростихи, зачитывавшиеся тропари канона, а иногда и с участием ирмоса, если он сочинялся одновременно. Метр и акростих будут даны вместе с названием канона.

Тексты

Девять песен можно найти в любой полной православной Псалтири, а именно:

  1. Ода Моисею в Исходе (Исход 15:1-19)
  2. Ода Моисея во Второзаконии (Второзаконие 32:1-43)
  3. Молитва Анны, матери пророка Самуила (I Царств 2:1-10)
  4. Молитва пророка Аввакума (Аввакук 3:2-19)
  5. Молитва Исайи Пророка (Исаия 26:9-20)
  6. Молитва Ионы Пророка (Иона 2:3-10)
  7. Молитва трех святых отроков (Даниил 3:26-56)*
  8. Песня о трех святых детях ( Бенедиктинец , Даниил 3:57-88)*
  9. Песнь Богородицы ( Магнификат , Лк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts