Как обращаться к священнику: Как обращаться к священнику? | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь

Разное

Как обращаться к священнику? | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь

Очень часто человек, который только начал ходить в церковь, боится обратиться к священнику по той простой причине, что не знает, как правильно подойти и что сказать.

Действительно, не принято приветствовать духовных лиц возгласом: «Здравствуйте, батюшка!». Следует говорить: «Благословите!». Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой, ладонями вверх) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя.

Нельзя просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это совершать не вправе. Благословение преподают священники и епископы — в облачение священников входит большой крест на груди, а в облачение епископов — панагия — икона.

Кроме слов, при личной встрече с высшим православным духовенством возможны, даже обязательны, и жесты. Эта система восходит к Средним векам, но это не повод её игнорировать — во всяком случае, для верующих людей. В России и эти нормы соблюдаются жёстче, чем в других странах. Если подчинённый патриарху священник, вызванный к нему в кабинет, совершит земной поклон, это будет вполне нормально. Но, конечно, возраст священника тоже имеет значение!

Вполне нормально заменить земной поклон поясным, символически обозначив прикосновение к земле опусканием вниз правой руки так, чтобы она коснулась пола или, во всяком случае, чтобы было видно, что Вы хотели бы коснуться пола, и сказать: «Благословите, преосвященнейший владыко», «владыко, благословите», «благословите, владыко».

При обращении к священнику кланяться не принято, а просто складывают ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой, ладонями вверх) и говорят: «Благословите!», «Благословите, отче!», «Батюшка, благословите!». Священник совершает крестное знамение над Вами, и нужно поцеловать благословляющую руку священнослужителя.

Бывает, целование руки приводит в смущение новых в Церкви людей. Смущаться не следует — так как мы целуем руку не священнику, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей.

Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника, поцеловать его щеку, а затем опять руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы.

Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением — то есть «креститься на священника».

А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: «Благословите!». В присутствии правящего архиерея епархии — епископа, архиепископа или митрополита — рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время Литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием «Благословите!», ответить поклоном.

Как обращаться к батюшке — на «вы» или на «ты»? Конечно, к Господу мы обращаемся на «ты» как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на «ты» и по именам, но при посторонних непременно скажут «отец Петр» или «отец Георгий». Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на «вы».

Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на «ты», вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на «вы».

При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека).

В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже светского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей.

Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд — кроткий, смиренный, потупленный — сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае — церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь.

Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане:

  • к митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», «Владыка»
  • к архиепископу, епископу — «Ваше Преосвященство», «Владыка»
  • к архимандриту, протоиерею — «Ваше Высокопреподобие»

Александр Медельцов

Как правильно обращаться к священнику.

Может ли священник навязывать себя в отцы? – Новости – Новосибирская митрополия

Нередко в нашей сегодняшней жизни люди, как правило, далекие от Православной Церкви, сталкиваются с весьма распространенным затруднением – как правильно обращаться к православному священнику.

С точки зрения официального церковного протокола к священнику правильно обращаться «Ваше преподобие» (в случае, если адресат обращения протоиерей, игумен или архимандрит – Ваше высокопреподобие). Подобное официальное обращение уходит своими корнями в древнюю византийскую традицию и находит свое отражение даже в пространстве инославных христианских церквей, скажем, в практике англиканской церкви к пастору принято обращаться «преподобный (и далее следует имя). Собственно «Ваше преподобие» и является в полном смысле каноническим обращением к священнику, именно так положено обращаться к иерею в официальных заявлениях.

Однако, все мы знаем, что в нашей русской традиции несоизмеримо чаще к священнику обращаются «отец» или «батюшка». Данное обращение также уходит своими корнями к византийскому πατέρας и даже к арамейскому «авва». Именно так обращались насельники и послушники монастырей к своему духовному наставнику – духовнику монастыря и к старшим братьям. Вместе с тем обращение к священнику «отец» или «батюшка» (полагаем, что не стоит тратить время на объяснения того, что данные слова являются синонимами) не является официальным, но выражает любовь, уважение и преданность прихожан своему духовному наставнику или просто уважаемому священнику. Собственно, подобное обращение в наши дни стало уже общеупотребительным обращением православных мирян к любому священнику, можно даже сказать, что оное обращение стало частью церковно-приходского этикета.

Вместе с тем тот же церковно-приходской этикет предполагает, что священник никогда сам себя отцом не именует и не представляется отец… такой-то. Он представляется так: «протоиерей Николай» или «иерей Андрей», а не «отец Николай» и «отец Андрей». Но, к сожалению, часто бывает, что малоопытные (и, к сожалению, часто малограмотные) священники не только представляются «отцами», но и требуют, подчас даже у нецерковных людей, чтобы к ним обращались именно «отец… Доримедонт» и никак иначе. Подобное – глубочайшая ошибка и грубое нарушение не только церковно-приходского этикета, но и церковного протокола, церковной каноники.

Конечно, любой священник может именовать себя отцом, когда, скажем, обращается к собственным детям, сыновьям и дочерям. Но сам себя навязывать кому-либо в отцы священник не имеет никакого права! Если православные прихожане действительно видят в том или ином священнике отца, духовного руководителя, заботливого учителя, то они и будут к нему обращаться «отец» или «батюшка», но сам священник навязывать подобное духовное родство иным людям, часто далеким от церковной жизни не может, и должен представляться сообразно своему сану «протоиерей Андрей» или «иерей Николай». Если священнику задают вопрос: «Как к Вам можно обращаться?», то уместно будет заметить, что в церковно-приходской традиции к священнику принято обращаться «отец», но это ни в коем случае не является обязательным условием общения со священником и к нему дозволительно обращаться просто по имени или по имени-отчеству.

Когда же некий священник упрямо настаивает на том, чтобы к нему обращались исключительно «отец», делает замечания иным, часто далеким от Церкви людям, что они-де не называют его «отцом», то это выглядит как минимум абсурдно, такой священник выглядит высокомерным грубияном, особенно, если он достаточно молод. Такое поведение может оттолкнуть от Церкви тех, кто интересуется Православием или, как минимум, не видит в нем чего-то сугубо отрицательного. Современному духовенству стоит помнить, что тактичность, вежливость, воспитанность, иногда даже деликатность священнослужителя является важным залогом доверительного отношения наших соотечественников к Русской Православной Церкви. 

Автор: Протоиерей Александр Новопашин

Поделиться публикацией:

Когда вызывать священника:
Дома или в больнице :: Римско-католическая епархия Батон-Руж :: Батон-Руж, LA

  • «Кто-нибудь из вас болен? Они должны призвать священников Церкви и попросить их помолиться над ними, помазав их елеем во имя Господа. Молитва веры исцелит больных, и восставит их Господь; и всякому, кто соделал грехи, будет прощено». Иакова 5:14-16

    В жизни христианина бывают моменты, когда присутствие Церкви одновременно утешает и исцеляет. Один из таких случаев — это когда есть болезнь, которая сокращает жизнь больного, так что требуется особая забота со стороны семьи, врачей, друзей и персонала больниц, учреждений престарелых и хосписов.

    Это пастырское попечение должно осуществляться местным католическим приходом, в котором больной состоит на учете в течение всего периода его/ее болезни, а не только тогда, когда человек начинает более глубоко страдать от болезни. Информация, представленная ниже, предназначена для того, чтобы помочь всем воспитателям лучше понять желание Католической церкви сотрудничать в обеспечении последовательной и благодатной заботы о тех, кто хорошо знаком со страданиями Христа.

  • Что такое таинство больных?

    В течение многих лет Таинство Елеопомазания больных именовалось Чрезвычайным Елеосвящением и относилось к последним обрядам. Это произошло по многим причинам, таким как высокий уровень смертности и упор на очищение души.

    Таинство Миропомазания больных включает в себя возможность совершения Таинства Примирения, обрядов Миропомазания и Виатикум. Виатикум — это последнее причащение больного, приближающегося к смерти. «Последнее» Таинство — это Виатикум, то есть Святая Евхаристия, совершаемая в особом ритуале. Считается «пищей в дорогу», когда человек находится в момент ухода из этой жизни. Viaticum значит с нами в пути.

    Таинство Елеопомазания больных предназначено для тех, кто серьезно болен; Виатикум, Евхаристия, является Таинством для умирающих. Таинство Помазания больных происходит, когда католический священник молится, возлагает руки и помазывает больному лоб и руки маслом больных. Масло больных — это особое святое масло, благословляемое епископом один раз в год в рамках Мировой мессы, проводимой в Великий четверг или около него. Каждый католический приход получает немного этого благословенного масла для использования в обряде миропомазания.

     

  • Кто может совершать помазание больных?

    Единственным служителем Таинства Елеопомазания больных является епископ или священник. Диакон или мирянин не может совершать это таинство. Однако все христиане призваны молиться, посещать и сострадать больным.

  • Когда я должен вызвать священника?

    Какого священника мне вызвать?

    Приходской священник больного человека должен быть проинформирован, как только больной постигнет серьезная болезнь или когда будет назначена серьезная операция, чтобы можно было совершить таинство Елеопомазания больного вместе с таинством примирения , если возможно. О пастырской заботе о больном человеке следует просить, как только человек испытывает опасность болезни или хронически болен, особенно если это пожилой человек.

    Во время болезни Святое Причастие должно предлагаться больному так часто, как это удобно, либо местным католическим приходом, либо служителями Святого Причастия, которые обслуживают местный католический приход или местную больницу. В больницах, куда приходят пациенты из разных католических приходов, духовенство и служители-миряне, которые обеспечивают обычную пастырскую заботу в учреждении, должны быть проинформированы о состоянии человека. Это люди, которые обычно планируют молебны и координируют евхаристическое служение.

    Когда смерть неизбежна, если больной находится в медицинском учреждении, предоставляющем католическую пастырскую помощь [но, если это вообще возможно, пока больной находится в сознании], в первую очередь следует уведомить пастырский персонал учреждения, чтобы Виатикум [Святое причастие для умирающих] может совершать капеллан местной больницы, дьякон или служитель Святого Причастия. Если умирающий находится в больнице, которая не предоставляет такой католической пастырской помощи, или умирает дома, следует связаться с местным пастором умирающего, чтобы обеспечить пастырскую заботу об умирающем.

    После наступления смерти следует уведомить об этом католический приход умершего, чтобы можно было совершить ритуальные молитвы за умерших и начать подготовку к похоронным службам. Организация похорон должна начинаться с контакта с местным приходским управлением умершего. Никакие приготовления к похоронам не должны быть завершены без предварительного установления этого контакта.

  • НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЭТО ТАИНСТВО?

    Любой человек, который серьезно болен из-за болезни, старости или травмы, может быть помазан. Болезнь может быть физической или психической. Ритуал указывает на то, что больной человек должен быть помазан на ранней стадии болезни или до того, как ему предстоит серьезная операция.

    Помазание можно повторить, если состояние здоровья ухудшится или если у больного возникнет другая болезнь или травма. Однако нет необходимости повторно мазать больного человека. Божие сострадание и верность остаются с больным на протяжении всей его болезни.
     

  • Что делать, если человек без сознания?

    Таинство Елеосвящения Больных можно совершать человеку, находящемуся без сознания. В этом случае Церковь опирается на желание семьи, которая просит об этом, и на презумпцию того, что больной человек попросил бы о помазании, если бы он/она могли это сделать.

  • Если кто-то получит

    Помазание больных после смерти?

    Поскольку все Таинства Церкви есть встреча живого человека с Богом внутри церковной общины, помазание заведомо умершего человека невозможно. Ритуал, однако, предусматривает официальные молитвы за умерших и утешение живых как часть пастырской заботы Церкви.
     

    Перед Церковью стоит серьезная задача – продолжать работу по исцелению Иисуса в мире. Знайте, пожалуйста, о молитвах Церкви за вас и вашего любимого человека, который болен.

Сеть поддержки священников — Люди Мелхиседека

Католические священники, которые были обвинены и отстранены от служения, часто оказываются одинокими и чувствуют себя покинутыми семьей и друзьями и подвергающимися остракизму со стороны общества и той самой церкви, которой они служили. Многим католическим священникам, отстраненным от общественного служения, не разрешается даже ступить на территорию церкви, а если и разрешается, то часто с ограничениями. Из-за этого и подобных взглядов и политики, разбросанных по всему социальному ландшафту, очень многие удаленные священники живут одиноким, уединенным существованием, а в некоторых случаях даже лишены доступа к таинствам.

Значимая работа или вообще какая-либо работа практически невозможна для тех священников, чьи имена и фотографии снова и снова мелькают в СМИ, на епархиальных сайтах и ​​в Интернете. Очень часто эти брошенные священники живут уединенной жизнью в небольших квартирах или скромных семейных домах в экономически депрессивных городских условиях. В более крайних случаях они попадают в приюты для бездомных.

В Men of Melchizedek мы верим, что все священники, независимо от их прошлых ошибок или нынешних обстоятельств, безусловно любимы нашим Господом и что Он призывает нас, Своих детей, поступать так же. МАМА Сеть поддержки священников  существует, чтобы помочь удаленным священникам с их духовными и социальными потребностями, которые не так очевидны, как их мирские потребности, но не менее важны для их способности не только выживать, но и процветать и быть людьми, к которым их призвал Господь. быть в их текущей ситуации.

Миссия Сети поддержки священников состоит в том, чтобы убедиться, что удаленные священники знают, что они нужны, любимы и о них заботятся, и что они не чувствуют себя забытыми или одинокими. Помочь удаленному священнику быть эмоционально здоровым и вести целеустремленную жизнь — главные цели Сеть поддержки жрецов . С этой целью Сеть поддержки священников спонсирует просветительские мероприятия и программы, которые оказывают братскую поддержку священникам в их регионах. Региональному координатору — самому отстраненному священнику — поручено наблюдать за определенной областью страны. Работа регионального координатора заключается в поддержании связи со всеми членами Сети поддержки священников в его регионе. Он поддерживает регулярные телефонные и письменные контакты с каждым священником и, если позволяют ресурсы, наносит регулярные визиты, чтобы предложить братскую поддержку и ободрение.

Для некоторых удаленных священников их единственный реальный контакт с другими осуществляется через национальных и региональных координаторов священников Людей Мелхиседека. Товарищество и взаимная эмоциональная и духовная поддержка, которую испытывают эти мужчины, заразительны, предлагая им энергию, поддержку и надежду.

Региональные координаторы также организуют общественные собрания, чтобы помочь удаленным священникам наладить значимые связи со своими братьями-священниками. Простая встреча с другими священниками, находящимися в аналогичной ситуации, является предполагаемой целью этих мероприятий и может помочь укрепить здоровое и животворящее братство, к которому эти люди часто стремятся, но редко испытывают. Сюда также входят Дни воспоминаний, которые разработаны специально для священников, отстраненных от государственного служения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts