Как ориентирован православный храм относительно сторон света: Ориентация по сторонам света. Православные храмы Екатеринбурга.

Разное

Ориентация по сторонам света. Православные храмы Екатеринбурга.

Прочитав статью http://rodline.livejournal.com/43000.html мне захотелось посмотреть в программе Гугл-Планета Земля ориентацию других храмов Екатеринбурга.
Был взят файл отсюда — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya/ с готовыми направлениями на прошлый и позапрошлый полюса разных исторических сооружений — чтоб легче было сравнить.
Проверены некоторые храмы нашего города. Осевая храма это — запад-восток то есть на западе вход в храм, соответственно алтарь на востоке. И перпендикуляр к этой линии даст направление Север-Юг.
Что выяснилось:
Вознесенская церковь на Вознесенской горке:

имеет направление на современный Северный полюс

Храм Рождества христова на Уралмаше

Имеет направление на современный Северный полюс

Храм Успения Богородицы на Визе (восстанавливающийся)
имеет направление на современный Северный полюс

Храм Иоанна Предтечи

почти имеет направление на современный Северный полюс,
если присмотреться — ось отклонена чуть вправо от основного направления

или так — если присмотреться то центральный стадион ориентирован точно по оси храма Север-Юг и тоже чуть виден наклон

но скорее всего это некритично.
Вознесенская церковь и храм Иоанна Предтечи, храм Рождества христова на Уралмаше и храм Успения Богородицы на Визе имеют направление на современный северный полюс. То есть это самые молодые храмы, и если верить теории смещения полюсов — то они построены позднее чем 400-500 лет назад.
Храм Александра Невского

и весь комплекс Ново-Тихвинского монастыря (включающий и восстанавливающиеся храмы
— церковь всех скорбящих Радосте и др. )

направлены на прошлый полюс в Небраске и более древние чем предыдущие.

как и было уже показано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html
Если сравнить по внешнему виду Собор Александра Невского и Исакиевский в Питере -то мы
видим очевидное сходство — это центральный купол большего размера и по бокам 4 маленьких купола, ну и характерная колоннада. И Исаакиевский собор, указывает также
на прошлый полюс в Небраске — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya-2/.

Также и Крестовоздвижеский собор у нас указывает на прошлый полюс.

То есть эти храмы более древние чем первые и их фундаменты были заложены до последнего сдвига полюсов то есть им 400 — 500 лет и более. (по версии http://memocode.asia/)
Оказалась самой древней (по ориентации) Михайловская церковь в Кировском районе города,

она указывает на позапрошлый полюс в Гренландии

(как и было сказано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html).
Вероятно она построена на древнем фундаменте какого-то возведенного очень давно (а именно от 700-1000 лет) сооружения, какого именно — мы не знаем.
Не случайно Михайловский храм расположен более близко (Кировский район) к озеру Шарташ нежели другие храмы города.
Рассмотрим также направление собора Святой Живоначальной Троицы, той церкви, что непосредственно на побережье оз. Шарташ и находится на улице Проезжей.

Это бывшая старообрядческая церковь, при советском строе превращенная в кинотеатр, а потом в 2000 годы вновь отстроенная, сейчас действующая.
Вот ее результат — Север-Юг прямо скажем, непонятный.

Линия вверх — это Север-Юг, под 90 град — это Запад-Восток.
Линия перпендикулярная оси алтаря указывает куда-то в сторону и проходит с правой стороны современного северного полюса куда то к Восточно — Сибирскому морю.

И мы видим как линия этой близкой к озеру церкви отличается от всех остальных линий в городе

Почему бы? А линия алтаря данного храма проходит чуть выше Красной горки (http://dged9.livejournal.com/3440.html)

Такое вот интересное, но непонятное расположение данного храма.
Если допустим предположить что это в древности был храм Митры или зароострийцев и направлен он должен алтарем на юг…..Но тоже получается что-то не то. Значит остается предположить что старообрядцы просто при строительстве немного промахнулись с направлением алтаря и вымеряли его по компасу — по магнитному полюсу.

Файл с направлениями осевых храмов — https://cloud.mail.ru/public/LfZg/6HTS1THZ3
Продолжение следует.

Почему алтарь ориентирован на восток? | Проза жизни

В летописных описаниях говорится, что, прежде всего, подготавливалась ровная площадка для строительства. Затем намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца, то есть алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Ось здания сориентирована по линии восток-запад. По этой причине главный вход в храм (притвор, или, как его еще называют — нартекс), находится напротив алтаря и обращен на запад. Таковы установления христианского храмостроительного канона.

Например, правда, более поздние данные, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. Летописец сообщал: «…преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором… поидоша на основание церкви… Прииде же тако и… великий князь Иван Васильевич… И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию» (Никоновская летопись // ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 144).

Интересно, что с этим описанием, сделанным в XV в., также почти полностью совпадает армянский текст «Основание святой церкви», относящийся к началу VI в.: «Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни — по четырем углам… Епископ читает сию молитву… и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя»

Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.

В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, современные ученые так и не определили, несмотря на их многочисленные попытки разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал.

Без знания этих особенностей церковной архитектуры и строительных технологий трудно представить не только принципы христианского храмостроительства, но и само представление о христианском храме и его ориентации, которая является основополагающим и неизменным принципом вот уже многие тысячелетия.

Само слово «ориентация» (этимология которого раскрывает суть христианского храмостроительства) перешло в русский язык с французского. Orientation в переводе на русский, буквально означает «направление на восток». В свою очередь, как утверждают лингвисты, Orientation происходит от целого ряда латинских слов — oriri — oriens — orient — orienter — orientation.

Oriri — латинский глагол со значением появления, рождения, начала, который употребляли обычно с существительным «солнце», когда возвещали о его восходе. Слово oriens — действительное причастие настоящего времени от того же глагола, которое с тем же именем существительным — «солнце» составляло устойчивое словосочетание, обозначавшее ту самую сторону света, где восходит солнце, — то есть восток.

В обычной речи существительное «солнце» опускалось, поскольку говорящим и так было ясно, о чем идет речь. В простонародной латыни, постепенно перераставшей в различные романские языки, от этого широкоупотребительного слова остался только его латинский корень — «ориент». В этой форме слово вошло и во французский язык, для обозначения востока.

А от него ведет происхождение четвертое в данной цепочке слово «orienter» — французский глагол со значением «отыскать восток» или «направлять, нацеливать на восток», от которого и произошло имя существительное «ориентация» — со значением действия, идентичного тому, которое обозначалось глаголом.

Восточная ориентация православных храмов — своеобразный отзвук древнейшего общечеловеческого культа — культа Солнца, или, как его определяют исследователи-этнографы, солярного культа (от латинских слов sol — «солнце» и solaris — «солнечный»). («Ориентация храма по сторонам света» Ю. Панасенко и А. Шамаро).

Теги:

солнце,
храм,
традиции,
зодчество

Почему православные храмы обращены лицом на восток » Православная церковь св.

Иоанна Богослова

Во время любого богослужения в православной церкви все (включая священника) обращены лицом на восток. Хотя на первый взгляд это может показаться грубым, когда священник отворачивается от нас, на самом деле за этой традицией стоит довольно много смысла. В этом посте мы объясним, почему православные молятся лицом на восток, когда это возможно, и откуда мы взяли эту традицию из .

Приблизительное время чтения: 4 минуты

Почему мы

все лицом на восток

В православном богослужении люди молятся вместе со священником. Он подобен капитану корабля, смотрящему в сторону океана и ведущему свою команду в предстоящем путешествии. Точно так же священник смотрит на восток, ведя остальных людей в молитве. Он не игнорирует их; он служит за них жертву хвалы и готовит Евхаристию.

О, Иерусалим, оглянись на восток и увидь радость, которая приходит к тебе от Бога

Варух 4:36

В роли священнослужителя священник стоит перед алтарем лицом к Богу. Единственный раз, когда он стоит лицом к народу, это либо во время чтения Евангелия, проповеди, либо во время благословения народа. Это похоже на еврейский образец поклонения и проповеди. Православные христиане, как и евреи, считают грубым разговаривать с кем-то спиной к ним. Точно так же мы считаем грубым не смотреть в лицо Богу, когда разговариваем с Ним и поклоняемся Ему.

«Восток», с литургической точки зрения, находится в направлении алтаря, независимо от того, обращен он к истинному Востоку или нет. В традиционной церкви, построенной с нуля, алтарь всегда обращен лицом к истинному Востоку. Однако в нашем современном мире многие здания модифицированы для использования в богослужении, и иногда алтарь не может быть обращен лицом к истинному Востоку. Итак, даже если жертвенник буквально обращено в другом направлении из-за ограничения или необходимости, литургически оно по-прежнему обращено на Восток и обращено к Богу.

Но почему «

Восток «?

Лицом к востоку — древняя Традиция в Православии по нескольким причинам. Первое , и, возможно, самое главное, мы верим, что наш Господь победоносно вернется с Востока (Матфея 24:27; Деяния 1:11). Второе , мы признаем Христа Солнцем Праведности (Малахия 4:2), светом, просвещающим всех людей. И поскольку солнце восходит на востоке, восходит и Христос. Третий , наш древний дом, рай Эдем, находится на Востоке (Бытие 2:8). Мы помним совершенное общение Адама и Евы с Богом там, и мы с нетерпением смотрим на него каждый раз, когда поклоняемся Богу.

Кроме того, мы видим множество других упоминаний о Востоке в Писании. Ниже приводится неполный список:

  • Звезда Христа сияла на востоке (Матфея 2:2)
  • Иезекииль видел «славу Господню», когда смотрел на восток (Иезекииль 43:4)
  • Евреи также поклонялись лицом на восток (Иезекииль 46:12)
  • Колено Иуды, из которого произошел Христос, разбило стан на востоке (Числа 2:3)
  • Крышка умилостивления в скинии откровения лицом на восток (Левит) 16:14)
  • В храме Соломона Врата Господни располагались на востоке

Откуда эта традиция?

Из многочисленных упоминаний Востока в Ветхом Завете мы можем легко понять, откуда пришла традиция смотреть на Восток: из иудаизма. Писание ясно определяет характер поклонения израильтян, и несколько раз упоминалась ориентация на Восток (см. выше). Эта восточная ориентация отличала израильтян от всех других языческих религий, обращенных в иные направления. Многие отцы ранней христианской церкви также обращаются лицом к востоку во время молитвы и богослужения. ( Св. Иоанн Дамаскин, пожалуй, самый известный Отец, объяснявший эту часть нашего Священного Предания. ) По сути, это показывает, что обращение лицом на восток было неотъемлемой частью христианского богослужения с момента возникновения Церкви, что-то, что она унаследовала от иудейского богослужения.

Заключение

Таким образом, православные храмы обращены на восток в ожидании Второго пришествия Христа, напоминая нам о нашем истинном доме в раю Эдема с Богом. Поэтому не только наши церкви должны быть обращены на восток, когда это возможно, но и наши личные молитвенные уголки в наших домах. Когда это возможно, мы должны смотреть в лицо Богу, поклоняясь Ему, с нетерпением ожидая Его триумфального возвращения.

Подробнее: 8 Чего ждать от православной церкви >>

Ориентация в Православии – Святой Иоанн Креститель

Вернуться к: Катехизис 4.0

Добро пожаловать в Православный Катехизис!

На этом первом уроке мы постараемся познакомить вас с Православной Церковью: немного истории, немного географии, все с намеком на богословие, как раз для начала.

Что это за слово: «православный»?

Слово происходит от двух греческих слов: Orthos означает «Право» и Doxa означает «Вера» или «Поклонение». Таким образом, Православие относится к практике правильной веры и поклонения. Православная церковь сегодня претендует на то, чтобы быть идентичной неразделенной церкви прошлого.

Немного истории

История Православной Церкви восходит к Иисусу Христу и апостолам. Апостолы назначали преемников, известных как епископы, а они, в свою очередь, назначали других епископов в процессе, известном как апостольское преемство. Со временем для организации христианского мира было создано пять патриархатов, и четыре из этих древних патриархатов остаются православными и сегодня.

Пятью патриархатами были Рим, Константинополь (ныне Стамбул), Александрия, Антиохия и Иерусалим. Раскол между Востоком и Западом 1054 года отделил Рим от других четырех патриархатов, образовав отдельные Римско-католическую и Восточно-православную церкви.

 

Во что верит Православная Церковь?

Это очень хороший вопрос, и мы потратим весь курс, чтобы объяснить его вам. А пока достаточно знать, что православное христианство достигло своего современного вида в поздней античности (в период с 3 по 8 век), когда проводились Вселенские Соборы, решались вероучительные споры, жили и писали Отцы Церкви и Православные богослужебные практики приобрели постоянную форму (включая литургии и главные праздники Церкви).

Нажмите на эту ссылку, чтобы прочитать Символ Веры Православной Церкви

Как в настоящее время организована Православная Церковь?

Восточная православная церковь состоит из семьи церквей, каждая из которых находится в общении друг с другом и разделяет общий набор верований, но, в отличие от римско-католического папства, над всеми ними нет верховного главы. Хотя каждая церковь разделяет верования других, в каждой юрисдикции существуют различия в обычаях и практике. Восточно-православные церкви можно разделить на две группы:

  1. Автокефальные («самостоятельные») церкви. Они избирают своих епископов и полностью самоуправляются. Примерами являются церкви Антиохии (ныне известной как Антакья в Турции), Греции и России. Существует также Константинопольская Церковь, также известная как Вселенского Патриархата . Епископ этой церкви имеет статус Первый среди равных , что является почетным положением среди всех остальных архиереев Православной церкви. Эта позиция восходит к Вселенскому собору, состоявшемуся в Константинополе в 381 г., на котором было заявлено: «Епископ Константинополя должен иметь первенство чести после епископа Рима, потому что это Новый Рим».
  2. Автономные («самоуправляемые») церкви. Они не могут назначать своих собственных епископов, но могут быть утверждены автокефальной церковью. Во всем остальном они обладают полным самоуправлением.

Нажмите здесь, чтобы увидеть схему существующих православных церквей по всему миру

Нажмите здесь, чтобы увидеть наглядную карту православных церквей

Есть ли православная церковь в Америке?

Совершенно верно! Православие пришло в Америку в основном через иммигрантов из православных стран. По мере расселения иммигрантов устанавливались различные юрисдикции, принадлежащие автокефальным Православным Церквям.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть полный список православных юрисдикций в США

В настоящее время канонические епископы из всех этих юрисдикций регулярно встречаются на Всеправославном собрании епископов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts