Как появляется благодатный огонь на самом деле: Священник признался, кто на самом деле зажигает Благодатный огонь — URA.RU
Содержание
Откуда берется Благодатный огонь? Это давно известно · Город 812
Благодатный огонь – самый раскрученный бренд православной Пасхи. В том, что это не сходящее с небес чудо, а дело рук местного патриарха, который зажигает свечи от спрятанной в нише лампады, еще в середине XIX века рассказал епископ Порфирий (Успенский).
Когда епископ Порфирий (1804 – 1885) спросил своего иерусалимского коллегу, почему он не говорит правды о схождении Благодатного огня, тот ответил: «Нам нельзя начать этого переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба».
О том, что иерусалимский огонь – просто огонь, зажигаемый священником на Пасху, который лишь со временем стал восприниматься как чудо, писали и профессор Духовной академии Николай Успенский (1900 – 1987) и академик Игнатий Крачковский (1883 – 1951).
В 2007 году эти два исследования об обряде возжжения Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме опубликовали в книге «Благодатный огонь: миф или реальность?» доктор исторических наук Сергей Бычков и доктор исторических наук, кандидат богословия диакон Александр Мусин.
В своей книге они отметили, что правда о Благодатном огне появлялась всегда в нужный момент. Академик Крачковский опубликовал свою статью в годы Первой мировой войны, когда Российская империя претендовала на часть Турции и хотела взять святыни Палестины под русский контроль.
Профессор Успенский произнес свою речь в 1949 году: за год до этого греческие церкви отказались признать притязания сталинской РПЦ на лидерство в православном мире и не приехали в Москву на собор. В обоих случаях это был удар по авторитету православных греков.
Впрочем, это не значит, что учеными двигали конъюнктурные интересы.
Арабские источники
Игнатий Крачковский – действительный член Российской академии наук (с 1921 года), переводчик Корана, один из создателей школы советского востоковедения и арабистики. Статья «Благодатный огонь – по рассказу Ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв.» была опубликована в 1914 году.
Итак, как воспринимали чудо Благодатного огня арабские путешественники.
Лишь Аль-Бируни (около 1000 года) считает рассказы о «святом огне» заслуживающими доверия. Остальные считали, что это дело человеческих рук.
– Аль-Джахиз (ум. 868) писал, что «хранители храмов не переставали устраивать для народа различные хитрости, вроде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме, утверждающих, что масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник».
– Ибн-аль-Каланиси (ум. 1162) объяснял «самовозгорание» лампад тем, что христиане натягивают между соседними лампадами железную проволоку, натирают ее бальзамовым маслом, которое при соединении с жасминовым маслом самовозгорается. Затем достаточно поднести огонь к этой нити, чтобы он перешел на другие лампады.
– Аль-Джаубари (ум. 1242) сообщает дополнительные подробности: под куполом есть железная шкатулка, в которую в субботу вечером специально обученный монах кладет серу и разводит под ней огонь, горение которого рассчитано до того времени, когда должно произойти «схождение света». Цепь, на которой висит шкатулка, смазана бальзамовым маслом. В нужный момент огонь от серы зажигает масло, которое стекает по цепи к лампаде, откуда и возникает ощущение «схождения огня».
– О шелковых нитях, смазанных бальзамовым маслом и натертых серой, сообщает Муджир-ад-дин (ок. 1496).
– И только один арабский писатель – Ибн-аль-Джаузи (ум. 1256) – говорит о скрытой в мраморной нише негасимой лампаде в углу часовни Гроба Господня, откуда и зажигается «благодатный огонь», что соответствует свидетельству епископа Порфирия (Успенского).
Авторы книги «Благодатный огонь: миф или реальность?» считают, что, очевидно, арабские естествоиспытатели даже представить себе не могли, что «возжжение лампад» просто совершается свечой и пытались объяснить происходящее, привлекая известные им способы добиться «самовозгорания» лампад.
- Профессор Успенский: паломнические сообщения, утверждающие очевидность исхождения огня , скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их толпы.
Доклад Успенского
Об авторе докладе. Николай Дмитриевич Успенский родился в семье священника. В 1909 году он поступил в духовное училище в городе Старая Русса, а по окончании его – в Новгородскую духовную семинарию. После службы в Красной Армии году продолжил учебу в Петроградском Богословском институте, защитил в 1925 году кандидатскую диссертацию.
Когда Николай Успенский отказался отречься от священника-отца, признанного ОГПУ врагом народа, он был обвинен в «хищении предметов культа» и лишен избирательных прав. Затем отправлен в камеру ленинградского «Большого дома».
В 1932 году, получив реабилитацию, поступил в Ленинградскую государственную консерваторию и в 1937 году окончил ее историко-теоретический факультет. В 1946 году защитил кандидатскую диссертацию «Лады русского Севера». С 1942 по 1946 год управлял хором Ленинградского Николо-Богоявленского кафедрального собора.
В 1946 году, после возрождения ленинградских духовных школ, Николай Дмитриевич был утвержден указом патриарха Алексия I доцентом Ленинградской Духовной академии. В 1947 году удостоен, как имеющий две научные степени, звания профессора. В 1949 году защитил диссертацию по теме «Чин всенощного бдения в греческой и Русской Церкви» и удостоен степени магистра богословия. В 1957 году защитил диссертацию по теме «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII века)» и стал доктором церковной истории.
Доклад Николая Успенского о Благодатном огне не предназначался для печати. Он был произнесен на «годичном акте» в Ленинградских духовных академии и семинарии в 1949 году (тема доклада была одобрена Советом Академии на заседании 31 августа 1949 года).
Более 50 лет этот доклад ходил по рукам, горячо обсуждался сторонниками и противниками «чудесного огня».
Основные положения доклада Николая Успенского сводятся к следующему:
1) самые ранние свидетельства о «святом огне» восходят к IX веку, в церковной письменности предшествующего времени упоминаний о чуде не обнаружено.
2) данные литургических рукописей VIII-ХП веков позволяют прийти к выводу, что иерусалимский обряд возник из обычая омовения лампад в Великую субботу и вожжения в них нового пасхального света, в латинской традиции этот обряд сохранился до сих пор.
Избранные цитаты из доклада профессора Успенского
– Красной нитью через всю паломническую литературу от паломника второй половины IX века Бернарда и до XX столетия проходит мысль о чудесном появлении Св. огня… Подобные паломнические сообщения, противоречивые в самих себе об образах исхождения огня свыше, и утверждающие очевидность этого исхождения для всех молящихся, скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их во время обряда Св. огня толпы, нежели о величии самого обряда. Отсюда же теряется их научная ценность в вопросе исследования обряда.
– Литература об обряде Св. огня, весьма богатая количественно, не дает нам истории его происхождения. Она только наделяет святой огонь сверхъестественным происхождением, о котором ничего не говорит голос вселенской церкви.
– Ни соборные постановления вселенского или поместного значения, ни святоотеческая литература не знают чудесного огня.
– Проф. Олесницкий объясняет происхождение обряда св. огня чудом Св. Нарцисса. «…По свидетельству историка Евсевия, поводом к его установлению послужило чудо, совершившееся при патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла, налитая в лампады силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудесным огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы».
Это объяснение проф. Олесницкого приводит нас в недоумение. Дело в том, что Евсевий не говорит ничего подобного тому, что пишет о чудесном возжении лампад, ссылаясь на него, проф. Олесницкий. Евсевий говорит только о чуде претворения силоамской воды в елей и не делает никакого даже намека на схождение с неба чудесного огня и возжение от него лампад.
– Христианское сознание не может допустить чудесности появления огня в определенный день, час и минуту, ибо такое положение низводило бы самую христианскую религию на уровень так называемых естественных религий.
– Нам могут задать вопрос: что же смотрят палестинские иерархи и сам иерусалимский патриарх? На этот вопрос мы находим ответ в дневниках преосв. епископа Порфирия. Приведя свой разговор с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием (позднее митрополит Вифлеемский), где последний говорил о способе зажигания св. огня, преосв. Порфирий пишет: «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба».
Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось – совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы».
- Епископ Порфирий (Успенский)
«Как же на самом деле загорается благодатный огонь в Иерусалиме?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ОбществоРелигияПасха
Max Busel
·
118,8 K
ОтветитьУточнить
монахиня Елизавета (Maria Senchukova)
Религия
11,9 K
Пресс-секретарь Якутской и Ленской епархии; обозреватель сайта «Православие и мир» · 3 мая 2016
Варианта два. Либо освящают огонь в прикрытой лампаде, которую они очень благоговейно вносят в Кувуклию. Либо чудо все-таки происходит.
Чудесные события в храме все-таки происходят. Как — не знаю. Но самозажигающиеся лампадки и молнии в храме (не имею в виду вспышки) бывают заметны.
Огонь, кстати, не столько холодный, сколько не обжигающий. У меня не сгорела одежда и волосы и не было ожогов, когда меня случайно факелом обожгли. Больно было. 🙂
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Maxim Bratuhin
55
человек · 20 апр 2015
Термин «благодатный огонь» используется только в русскоязычных источниках. При наступлении Пасхи греческий и армянский священнослужители заходят в кувуклию (гроб) Господень, где молятся об освящении света. Затем зажигают свои свечи от заранее приготовленной лампады. И раздают огонь через окошки кувуклии. Этот свет представляет собой Христа.
Артур Дрень
15 апреля 2017
как же я искал этот ответ. Все эти «разоблачители» писавшие выше просто взлетят на нибиру узнав что весь… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Rodion Gavriloi
12
Общественный активист. · 2 мая 2016
1. Схождение Благодатного Огня противоречит Православной доктрине. Фарисеи тоже молили Христа о схождении огня. Он сказал что этого не будет делать.
2. Благодать Духа Святого одинаковое во всех православных общинах. Никак в кафедральном или Иерусалимском храме его не больше. Все зависит от веры человека.
3. Еще в 1949 г. русский Богослов Николай Успенский бил тревогу об… Читать далее
Виктор Михалычев
23 июня 2019
Молодец, умничка. По сути. Дело в том, что религиозные вещи нужно таким же способом и объяснять
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Mihail Baranov
2
Я бывший работник РПЦ МП, автор фильма «Православие в Законе». · 4 мая 2016
Лампада с огнем находится за отодвигающейся иконой в кувуклии. Самое четкое опровержение чуда это участие в спектакле конкурентов христианства, но при этом они прекрасно знаю что это за театр и только хихикают. Еще конечно это бизнес на паломничестве, и на экскурсиях особо не огорчают купивших путевки. Есть там при входе колонна в которую типа долбанула молния когда… Читать далее
Андрей Ларионов
4 мая 2016
Всё логично кроме последней строки:
> После, уголовными указами распространяем то что выгодно жрецам.
Нет там… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Mihail Baranov
2
Я бывший работник РПЦ МП, автор фильма «Православие в Законе». · 4 мая 2016
Лампада с огнем находится за отодвигающейся иконой в Кувуклии. Самое четкое опровержение чуда это участие в спектакле конкурентов христианства, но при этом они прекрасно знают, что это за театр и только хихикают. Еще конечно это бизнес на паломничестве, где на экскурсиях особо не огорчают купивших путевки. Есть там при входе в сам храм, до Кувуклии колонна, в которую. .. Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Харитон Мкртчян
-101
Hariton · 10 мар 2016
Козни демонов…
Враг рода человеческого ополчается на нас через подвластных ему людей: через гордецов — унижением и презрением; через изуверов — неверием, вольномыслием и кощунством; через жестоких правителей — тиранством и притеснениями; посредством чревоугодников — прельщением к лакомству, объедению и пьянству; через распутных — к потере целомудрия и склонением к… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Андрей Ларионов
Топ-автор
40,2 K
пользователь TheQuestion. · 27 авг 2015
Наука не объясняет явления, которые ей не дают анализировать )
Ученые сами не стремятся и их туда никто не приглашал для проведения экспериментов и регистрации происходящего.
Моё личное мнение, что особое отношение к благодатному огню в России это результат деятельности Якунина (РЖД, доставлял огонь самолетом) направленной на пиар свой и вообще нашей власти. Традиционно… Читать далее
Sergey Buevich
28 августа 2015
Как я и писал, разоблачением чудес занимаются некоторые учёные по собственному желанию. Например, существует фонд… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Алексей Колосов
208
Теолог-камикадзе. Фельдшер-гуманист. · 7 апр 2018
Его зажигают люди (священнослужители) в рамках определенного обряда. Это символ Божественного света, освещающего мир — литургический символ, не более. И он значим только как символ — не более. Истерия, раздутая вокруг него в России, никакого библейско-богословского обоснования не имеет — в конце-концов, Бог не фокусник в цирке, который выходит на арену по расписанию.
Комментировать ответ…Комментировать…
Сергей Хайлов
528
Мимокрокодил · 10 мар 2016
Способов заставить вещь самовозгореться достаточно много, это вопрос к химикам. Какой из них используется в данном случае — вряд ли ответят.
Зато есть достаточно забавный факт связанный со временем схождения. До 2002 года благодатный огонь сходил «спонтанно». Без четких временных рамок. С 2002 года и по сей день он стабильно сходит в районе 15 часов по Москве.
Забавно… Читать далее
Алексей Амелькин
2 мая 2016
А спонсор трансляции — Газпром, владелец НТВ он же.
Комментировать ответ…Комментировать…
Дмитрий Гук
804
Художник-копиист, историк искусств, автор паблика Formosa Historia ВК. Фокус интересов:. .. · 12 мар 2016 ·
formosa_historia
Я ни коим образом не хочу оскорбить чьих-то чувств и разрушить чью-то веру в чудо, однако существует «классический способ», которым пользовались фокусники 19го века (их тоже обыскивали вплоть до полного раздевания и т.д.) для зажигания огня — берется свеча или лампада с маслом, её фитиль пропитывается раствором белого фосфора в четыреххлористом углероде (CCl4) и с такой… Читать далее
Толик Фоломкин
15 апреля 2017
Фокусники 19 века, по-видимому, ничего не знали про токсичность белого фосфора и не отличались долголетием))
Комментировать ответ…Комментировать…
Как древняя церемония Благодатного огня сохраняется, несмотря на коронавирус
Три года назад в эти выходные я присутствовал на одном из самых древних, ярких и ужасающих событий, которые я когда-либо видел в молитвенном доме: Церемонии Святой огонь.
Согласно церковному преданию, каждый год накануне православной Пасхи (18 апреля этого года) внутри гроба Иисуса Христа в иерусалимском храме Гроба Господня чудесным образом появляется пламя. Пламя захватывает греческий патриарх города, который сначала входит в гробницу с горстями незажженных свечей и выходит с горящими штандартами. Более 10 000 ожидающих паломников, собравшихся вокруг могилы, разразились торжествующими возгласами, когда звонят церковные колокола и Благодатный огонь поспешно передается от свечи к свече.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В обычное время более 10 000 паломников заполняют Храм Гроба Господня, чтобы получить Благодатный огонь. Из-за социального дистанцирования во время карантина по коронавирусу церемония в этом году была закрыта для публики и ограничена примерно дюжиной священнослужителей из нескольких христианских конфессий, составляющих общину Гроба Господня.
Фотография Натана Двира, Polaris (слева) и фотография Натана Двира, Polaris для National Geographic (справа)
Отец Василий из Греческой православной церкви зажигает светильники внутри Кувуклии во время Страстной недели. В Великую субботу лампады зажигаются Благодатным огнем, который, как говорят, материализуется над могилой Иисуса.
Фотография Натана Двира, Polaris для National Geographic
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В считанные секунды темные пещерообразные внутренние помещения древней церкви, кажется, взорвались открытым пламенем, когда крики и пение достигли своего крещендо. Их свечи зажжены, верующие высыпают за высокие деревянные двери церкви на мощеные улицы Старого города Иерусалима, где другие ждут, чтобы получить священный огонь. Для сотен миллионов православных верующих Благодатный огонь символизирует воскресение Иисуса, а появление огня в его могиле – ежегодное чудо, приход которого ожидается и празднуется.
Феофил III, греческий патриарх Иерусалима (в центре), обходит Кувуклию в пустой церкви перед началом церемонии Благодатного огня.
Фотография Натана Двира, Polaris для National Geographic
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Левый :
900:02 Представители (слева направо) армянской апостольской, греко-православной и францисканской общин Иерусалима стоят перед закрытыми дверями Кувуклии перед церемонией сожжения Благодатного огня. Гробницу внутри осматривают на наличие посторонних предметов, а двери запечатывают тканевым поясом и печатью из пчелиного воска, пока не прибудет греческий патриарх, чтобы принять огонь.
Фотография Натана Двира, Polaris для National Geographic
Справа :
Паломники на церемонии благодатного огня 2005 года радостно передают пламя вокруг церкви. Многие верующие несут связки из 33 свечей из пчелиного воска, символизирующих 33 года, которые Иисус провел на земле.
Фотография Натана Двира, Polaris
Что археология может рассказать нам об Иисусе?
Уже более тысячи лет в Великой Субботе внутри Гроба Господня проходит ежегодная церемония сожжения Благодатного огня. Однако во время коронавируса Иерусалим закрыт на строгий карантин. Храм Гроба Господня закрыт для публики на неопределенный срок впервые с 1349 года, когда вспышка Черной смерти вынудила самое святое место в христианском мире закрыть свои массивные двери. Тем не менее вчера в Иерусалиме снова прошла церемония Благодатного огня, хотя и с положениями, характерными для пандемии, которая бросает вызов тому, как мир живет и поклоняется.
В этом году на мероприятии присутствовало всего около дюжины священнослужителей из шести различных христианских общин, претендующих на Гроб Господень, а также несколько офицеров полиции Иерусалима и некоторые СМИ. Как и в предыдущие годы, церемония транслировалась в прямом эфире, но на этот раз зрители, настроившиеся в свои телевизоры и экраны телефонов от Никосии до Москвы, увидели сцену, лишенную паломников и того захватывающего дух момента, когда храм вспыхивает волной пламени и радостно визжит. . Празднующие в рясах, некоторые с длинными бородами, которые отказывались скрывать маски, выглядели мрачными, хотя было несколько улыбок (и одно не совсем социально дистанцированное похлопывание по спине) после того, как Патриарх Феофил III вышел из гробницы с Святой огонь.
Служители окружают Патриарха Феофила III, когда он несет Благодатный огонь из Кувуклии. Пламя, которое, как считается, чудесным образом материализуется в гробнице Иисуса, появляется каждый год в Великую субботу и символизирует воскресение Христа.
Фотография Натана Двира, Polaris для National Geographic
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Левый :
Преподобный отец Саруханян держит свечи, зажженные Благодатным огнем в храме Гроба Господня. Священный огонь передается от свечи к свече в местных общинах и переправляется в дальние уголки православного мира на автомобилях и самолетах.
Справа :
Офицер иерусалимской полиции разделяет Благодатный огонь с некоторыми из немногих присутствующих на церемонии. Из-за карантинных ограничений популярное мероприятие Страстной недели было закрыто для публики.
Фотографии Натана Двира, Polaris для National Geographic
Как и на протяжении столетий, Благодатный огонь в этом году также был разослан в самые отдаленные уголки православного мира. Фонари с пламенем погрузили в автомобили и отвезли в Газу, Рамаллу, Вифлеем и на пограничные переходы с Египтом и Иорданией. Из Иордании пламя, зажженное в Иерусалиме, скорее всего, перекинется на небольшие христианские общины в глубине зон боевых действий в Сирии и Ираке.
Греческий архиепископ Димитрий Лиддийский несет фонари с Благодатным огнем на улице Ха-Ноцрим («Христиане») в Старом городе Иерусалима. Горстке удачливых верующих удалось поймать Огонь из крошечной процессии, когда она двигалась по закрытым на карантин улицам.
Фотография Натана Двира, Polaris для National Geographic
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Левый :
Иерусалим Офицер полиции Вассам Али призывает прохожих соблюдать социальную дистанцию, поскольку машины десяти иностранных высокопоставленных лиц выстраиваются в очередь, чтобы получить Благодатный огонь для перевозки в аэропорт и далее в свои страны.
Справа :
Христос Софианопулос, Генеральный консул Греции в Иерусалиме (справа), зажигает большой фонарь, предназначенный для перевозки Благодатного огня по воздуху, а его водитель, несущий Огонь в меньшем контейнере, наблюдает.
Фотографии Натана Двира, Polaris для National Geographic
Генеральный консул Софианопулос вручает Благодатный огонь архимандриту Дамианосу, экзарху Гроба Господня в Греции, в то время как пилоты национального авиаперевозчика несут вахту. Огонь доставляется в Афины и другие страны с большими православными общинами, где верующие традиционно встречают его с большой церемонией.
Фотография Натана Двира, Polaris для National Geographic
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Посмотрите, как впервые за много веков открылась гробница Христа.
Благодатный огонь также путешествует по воздуху в другие страны в специальных контейнерах, предназначенных для перевозки открытого огня в гермокабинах. Обычно Огонь увозят из Иерусалима высокопоставленные лица и высокопоставленные лица, а встречают с радостной помпой в пункте назначения. Однако в этом году при координации МИД Израиля 10 самолетов — по одному для каждой из 10 стран: Греции, России, Украины, Грузии, Казахстана, Кипра, Румынии, Молдовы, Беларуси и Польши — сели на взлетно-посадочную полосу аэродрома. Аэропорт Бен-Гурион, замечательное зрелище в то время, когда страна обычно принимает только один или два рейса в день. Самолеты ждали прибытия колонны автомобилей, совершившей быстрый рейс по пустой трассе, соединяющей Иерусалим и Тель-Авив. После тщательно спланированной и социально дистанцированной передачи пассажиров каждого самолета, находящихся на карантине, самолеты один за другим взлетали в небо, неся Благодатный огонь на приглушенные и тревожные приемы в пунктах назначения.
До того, как я посетил церемонию Благодатного огня в 2017 году, я мало понимал глубокое значение и историю этого события. Это один из крупнейших и самых древних праздников в христианском календаре — ежегодное «чудо», которое впервые было зарегистрировано французским монахом в 876 году. Но природа этого чуда также сделала его мишенью на протяжении веков.
Архимандрит Дамиан держит фонарь в Афинском международном аэропорту с Благодатным огнем, доставленным из Иерусалима в Грецию всего за несколько часов до Великой Субботы.
Фотография Мухаммеда Мухейсена, National Geographic
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Храм Гроба Господня был разрушен в 1009 году якобы после того, как мусульманский правитель Иерусалима пришел в ярость из-за «мошенничества» ежегодного пожара. (Гробница Иисуса, в которой якобы материализовался огонь, пережила разрушение и восстановление церкви). Затем, два века спустя, папа Григорий, также заявив о мошенничестве, запретил своим последователям принимать участие в церемонии. Последовавший за этим Великий раскол 1054 года, разделивший христианство на восточную и западную церкви, обеспечил продолжение обряда благодатного огня, но только для православных верующих.
Женщины несут Благодатный огонь, доставленный за несколько часов до этого из Иерусалима, обратно в свой дом в закрытом на карантин районе Афин Плака. Власти Греции ввели строгие меры социального дистанцирования, чтобы предотвратить скопление людей во время Страстной недели.
Фотография Мухаммеда Мухейсена, National Geographic
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Я не причисляю себя к 260 миллионам людей, исповедующих православие, но я часто вспоминаю ту Страстную субботу в апреле 2017 года и безудержный восторг и благоговение тысяч людей вокруг меня, когда пламенные свечи впервые появились из могила. От внезапного взрыва тепла, света и радости у меня перехватило дыхание.
Я определенно думал об этом в эту Страстную субботу, когда сидел, глядя в экран своего компьютера из своей изолированной квартиры, наблюдая, как эта невероятно маленькая группа празднующих выполняет сложные шаги ритуала, который пережил разрушения, раскол и прохождение более тысячи лет и продолжает сохраняться в это неопределенное время пандемии.
Благодатный огонь горит в одиноком фонаре возле закрытых дверей церкви Метохи Панагиу Тафу в Афинах, где прибытие Благодатного огня обычно празднуется большими толпами верующих.
Фотография Мухаммеда Мухейсена, National Geographic
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Эта статья была частично поддержана Национальным географическим обществом.
Не «божественное чудо», а человеческая рука, держащая зажигалку?
Главная / Новости / Культура / КНИГИ / Благодатный огонь: не «божественное чудо», а человеческая рука с зажигалкой?
21 марта 2019 г.
КНИГИ
Комментарии к записи Благодатный огонь: не «божественное чудо», а человеческая рука, держащая зажигалку, отключена?
34 586 Просмотров
Шок для греческих православных христиан. Греческий журналист утверждает, что Благодатный огонь — это не результат божественного чуда, а продукт физического взаимодействия человеческой руки и… зажигалки.
В своей недавно изданной книге «Оплакивание – о Благодатном огне» журналист Димитрис Аликакос пишет, что есть веские доказательства того, что Святой Свет загорается от руки человека, а не от какой-то божественной и таинственной силы.
Благодатный огонь — самое известное чудо в мире восточного православия. Он появляется в одно и то же время в пасхальную субботу, которая является переходящим праздником, в одном и том же порядке, в одном и том же месте каждый год якобы на протяжении веков.
Чудо происходит в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, и «из Гробницы Иисуса Христа исходит синий свет. Говорят, что свет исходит от мраморной плиты, покрывающей каменное ложе, на которое, как полагают, было положено тело Иисуса для погребения».
Именно Греческий Православный Патриарх Иерусалима имеет честь получить Святой Свет и принести его Верующим.
Патриарх идет один в Гробе Господнем, в маленькой часовне. Он носит простой белый халат и держит две свечи. Духовенство заранее добилось, чтобы у него не было зажигалки, спичек или чего-либо еще, чем он мог бы зажечь свечи, которые держит. И тогда происходит чудо.
Аликакос приводит свидетельства двух святых хранителей храма Гроба Господня, признающих, что именно они возжигают Святой Свет.
Утверждая, что это он вносит лампаду в Гроб Господень, один из святых хранителей сказал: «Когда Патриарх входит в Гроб Господень, он находит Свет. Я зажигаю. С зажигалкой, что еще?
Другой свидетель утверждал, что видел, как другие святые хранители зажигали спичками Святой Свет и тем самым следовали наущению какого-то высокопоставленного чиновника Патриархата в Иерусалиме.
Архиепископ Никифор описал, как он был посвящен в тайну и как зажег свечу в 1985.
Архиепископ Корнилий рассказал, что он видел в Гробе Господнем, когда в 2001 году вошел в качестве покровителя Патриаршего престола, чтобы вынести Святой Свет.
Архиепископ Исидор признался, что тоже зажигает две лампады, чтобы быть уверенным, что верующие получают Святой Свет.
А архиепископ Феофанис говорит о «естественном свете, благословленном Церковью. Настало время, когда правда засияет. Правда всегда прекрасна и жестока».
Как и ожидалось, Иерусалимский Патриархат отклонил утверждения Аликакоса о человеческой, а не божественной природе Святого Света, хотя и с удивительно прохладными аргументами.