Как правильно читать псалтырь дома о здравии и о упокоении: Как читать Псалтирь? — Вопросы и Ответы

Разное

Как читать псалтирь дома

Полезно? Поделись ссылкой!

Общие правила чтения

Несмотря на то, что Псалтирь часто читают не только на богослужениях, но и дома, какого-либо устава этого чтения до сих пор не существует. Однако, определённые правила келейного чтения Псалтири всё же сложились.

Псалтирь можно читать в любое время суток в течение всего года, кроме периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В это время псалмы не читаются не только дома, но и в храмах.

Перед чтением Псалтири принято зажигать свечу либо лампаду (если в дороге делать не нужно).

Затем произносить положенные в таком случае «Молитвы перед началом чтения Псалтири». По их прочтении приступать к чтению кафизмы.

Читать Псалтирь, по советам Серафима Саровского, следует достаточно тихо, вполголоса и чуть нараспев. Это делается для того, чтобы «Слуху моему даси радость и веселие».

При чтении не стоит неправильно расставлять ударения на словах (считается грехом) и предаваться излишней страстности. Названия псалмов — не читаются.

По возможности чтение стоит совершать стоя, однако, если стоять тяжело, то разрешается и сидеть: вставать в таких случаях нужно во время чтения «Слав» и молитв, которыми начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.

А вот сколько кафизм читать за раз или в день, правилами не установлено. По словам священника Антония Игнатьева: «Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве — Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

По окончанию чтения кафизмы обязательно произносятся помещенные в конце тропари и молитвы. Затем — молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Помните, что если вы не принимаете какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословения у духовника брать не нужно. Однако, если чтением Псалтири возлагаете на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет, то благословение священника для чтения является обязательным.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

Молитвы о здравии и упокоении на Славах

Довольно распространенной является практика поминать на славах живых и усопших, а также совершать особые прошения.

Молитвы о здравии (о живых) принято читать на первой и второй Славах (после слов «Господи, помилуй. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу») :

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

О мёртвых (об усопших) на третьей (после слов «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу») :

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

После продолжают читать положенные после чтения Слав молитвы.

По желанию между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!» можно произнести личную молитву о самых близких людях, о самом насущном.

Правила чтения Псалтири по усопшим

Издревле среди православных христиан существует традиция чтения Псалтири над телом покойного до его погребения и после, уже в память об усопшем. Апостольские постановления заповедуют читать Псалтирь по усопшим в третий, девятый и сороковой день, однако на практике псалмы чаще читаются либо три либо сорок дней, причем непрерывно, с перерывами лишь во время совершения панихид и заупокойных литий.

Начинается чтение Псалтири по усопшим после «Последования по исходе души от тела». Псалмы читаются с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Во время чтения не принято сидеть, исключение сделано лишь для тяжелобольных людей.

Сперва читаются положенные «Молитвы перед началом чтения Псалтири».

Затем сами псалмы, на каждой Славе которых произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти — “новопреставленного”) раба Твоего [или: рабу Твою], брата нашего [или: сестру нашу] [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю] вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей] причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому [или: той] буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем, молитвы положенные по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтири по усопшим:

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари покойные

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз).

И молитва, положенная по окончании кафизмы.

По словам священника Александра Калинина: «Чтение псалтири по усопшим несомненно приносит им великое утешение — и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельство о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и большую пользу, так как принимается Богом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело».

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛТИРЬ — православная социальная сеть «Елицы»

Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Псалтирь — священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Советы начинающим

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух — вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это — грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача — бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь — бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Молитвы перед чтением кафизмы
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

Трисвятое по Отче наш.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее — поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее — следующие псалмы.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз — по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы

Достойно есть и заключительные молитвы
_____________________________________

Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие — здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь.

Читайте 17-ю кафизму — отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.

Схиархимандрит Иоанникий
_____________________________

Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.

Рассказ сельского священника
______________________________
Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось.

Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, — беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие.

Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: «Вот давно бы так!».

Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.», М., 1998.
___________________________________

«Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших — это великая помощь!

Старица схимонахиня Антония
________________________________

Старец советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).

— На жалобы батюшка отвечал:

— Читай Псалтирь!

— Батюшка, в семье большие ссоры.

— Читай Псалтирь.

— Батюшка, на работе неприятности.

— Читай Псалтирь.

Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается.

Иероним (Санаксарский)
________________________________

— Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.
__________________________________________

КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ

«Многие подвижники, например праведный батюшка Николай Рагозин. Или например Блаженная старица Пелагия — Рязанская подвижница — советовали для защиты от тёмных сил почаще читать 26 псалом. Блаженная Полюшка говорила: «Кто будет читать этот псалом хотя бы три раза в день — тот будет ездить среди колдунов как на танке» — вот такое образное выражение. Ещё Блаженная Полюшка советовала, что если человек одержим нечистым духом или занимался колдовством, — то есть демоны насилуют этого человека, — то очень полезно взять благословение у хорошего священника и в течении 40 дней по 40 раз в день прочитать 26 псалом. Конечно это большой подвиг, но многие люди через это получают исцеление. Этот псалом по словам Блаженной Полюшки — имеет огромную силу. Это самый сильный псалом во всей Псалтири». ..

иерей Андрей Углов

***********************-************
После молитвы ‘Отче наш’ читать Тропари сия, глас 6:
Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.
Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
— — — — —

Горизонтальное и вертикальное время в Лавре и в изоляции Натан Биком

Любовь — это кризис нашей работы.

Когда наблюдатель говорит о любви

он не про историю говорит, не

прошлого и будущего, но любви

в котором все время переместилось, в котором

все было, есть и будет,

любовь до начала,

то есть за гранью, то есть

полностью присутствует как дневной цветок.

—Венделл Берри

Подобно христианам, березы причащаются. Под березовой рощей живет разветвленная сеть грибов, которые на протяжении тысячелетий развивались в симбиотических отношениях с корнями деревьев и других растений. Russula, Laccaria, Cortinarius и другие виды необходимы для процветания всех видов растений. Через эти грибковые сети одно дерево может передавать свои питательные вещества другому, менее здоровому дереву, даже дереву другого вида. Известно, что березы отдают себя ели в пищу: «Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Эти грибы действуют как жрецы леса и поля, позволяя растениям наверху общаться друг с другом.

Люди как деревья. Они никогда не бывают такими независимыми, какими кажутся над землей, и для питания они полагаются на скрытые связи с другими особями этого вида. С биологической точки зрения (точки зрения, которая никогда не бывает только биологической), оно начинается с прикосновения отца, матери и их новорожденного ребенка, и это то, что продолжается всю жизнь. Мы всегда нуждаемся в прикосновении другого, будь то прикосновение руки или прикосновение слова, взгляда, внимательности, простого признания. Они заряжают нас энергией и придают нам жизненную силу.

Без этого мы начинаем беспокоиться. Отчасти это потому, что с другими, мы в некоторой степени освобождаемся от бремени уходящего времени. Тревога принадлежит времени: она останавливается на боли прошлого, страхе того, что грядет, и моментах, которые уходят. Когда мы с другими, мы освобождаемся от пут течения времени. В некотором смысле это то, к чему мы стремимся во всей нашей подлинно общественной деятельности. «Хорошее время наступает, — как пишет теолог Роберт Фаррар Капон, — именно тогда, когда мы забываем, который сейчас час». В условиях карантина тревога времени становится ярко выраженной, потому что течение нашей нормальной жизни прерывается, наши проекты и цели останавливаются, и наше беспокойство о том, куда мы идем, имеет шанс проявить себя.

Замечательный роман русского писателя Евгения Водолазкина « Лавр » указывает нам другой путь. Laurus (впервые опубликовано в 2013 году; переведено на английский язык Лизой С. Хейден в 2015 году) рассказывает историю средневекового чумного доктора по имени Арсений, чья жизнь показывает нам, как наши жизни перетекают одна в другую, и какими могут быть страдания и неприятности. повод для приближения к нашему высшему счастью: общению.

Как микоризный гриб, Арсений передает своим пациентам жизненные силы и здоровье. По приглашению богатого принца, чтобы исцелить его больную жену и дочь, молодой врач дает лекарства, очищает и выдавливает гнойники на коже и купает больных. Наконец, когда они борются всю ночь, в момент обострения болезни, он дает лекарство, которое считает самым важным. Он остается у кровати, держит их за руки и молится, и молится, и молится. Утром, измученный, он с тихой радостью сообщает принцу, что женщина и девочка свернули за угол и будут хорошо расти. Теплые слезы князя текут по шее Арсения.

Такая сцена повторяется на протяжении всей жизни Арсения, но Лавр начинается не с его служения, а с его греха. (Сюжет полностью раскрывается далее.) Молодого Арсения воспитывает его дед, Кристофер, травник, который обучает его целительскому искусству. После смерти Кристофера Арсений берет на себя роль деревенского врача. Его часы наполнены визитами встревоженных и страдающих людей, желающих исцеления, да, но больше всего прикосновения успокаивающей руки Арсения и его сострадательного взгляда.

Однажды осенью к Арсению поступает пациентка, не похожая ни на одну другую, боязливая и болезненная девушка, изгнанная из своего охваченного чумой города. Он принимает ее, и то, что начинается как сострадание целителя, вскоре становится романом двух гормональных людей, взрослеющих. Арсений осознает, что секс с ней вне брака — очень тяжкий грех (это, понимаете, взгляд православной церкви), но падок на Устину, и сторонится таинств (исповеди, причащения, брака). ) без страха.

Со временем одно приводит к другому, и Устина беременеет. Боясь потерять жизнь с Устиной, если город узнает, что они живут во грехе, Арсений закрывается от мира и отказывается искать акушерку. Роды проходят ужасно. Медицинские познания Арсения не могут сравниться с разворачивающимся бедствием, и он должен стать свидетелем мучительной смерти как матери, так и сына.

«Вам предстоит трудный путь, ведь история вашей любви только начинается».

Из ямы горя, вины и отчаяния старец Никандр предлагает Арсению свою единственную надежду. Теперь, когда Арсений отнял жизнь у возлюбленной, «отдай ей свою», — просто советует Никандр. «Вам предстоит трудный путь, ведь история вашей любви только начинается. Все, Арсений, теперь будет зависеть от силы твоей любви. И, конечно же, в силу ваших молитв тоже».

Николай Рерих, Странник из града блестящего . Всеобщее достояние.

Сюжет книги следует арке самой христианской истории, описанной Иринеем, епископом Лионским во втором веке. Для Иринея мировая история рассматривалась через призму «перепросмотра». Евангелие представляет собой пересказ истории Бытия. В первой итерации, с Адамом, человечество выбирает изоляцию и эгоизм вместо дружбы, общения и любви. Евангелие — это история второго Адама, Иисуса, который делает новый выбор: жертвовать собой, а не эгоизмом, умереть за своих друзей, а не восставать против них и против Бога. Тем самым он снова открывает человеку путь общения. Взяв на себя все страдания и грехи мира, божественный козел отпущения ниспровергает весь человеческий эгоизм и жестокость совершенным актом любви. Это откровение внутренней жизни Бога, как однажды написал Йозеф Ратцингер, которая представляет собой совершенное общение в основе всего сущего.

Вся жизнь служения и исцеления Арсения принадлежит этому перепросмотру. Тем не менее, когда он становится седым и старым, обеспокоенный всей болью, которую он видел как врач и как друг, его терзают сомнения. К чему все это ведет, в чем смысл этих усилий? В Иерусалиме, вне Гроба Христова, старец советует Арсению не слишком обращать внимание на горизонтальное движение своей жизни. Не следует зацикливаться на сожалениях о прошлом и тревогах о будущем. На что же, спрашивает Арсений, мне обратить внимание? «Вертикальное движение», — отвечает старец, указывая на звезды и рассвет.

Арсений уходит в монашескую жизнь в лесу и берет имя Лавр в знак признания окружающих его лекарственных вечнозеленых растений. В его последние дни в его жилище забредает другая молодая девушка в беде, как это сделала маленькая Устина. Эта девушка, Анастасия, беременна. Она объясняет Лаурусу, что жители города пытались сжечь ее заживо, когда обнаружили, что она беременна ребенком неизвестного происхождения. Лавр жалеет ее, принимает к себе и обещает родить ребенка.

Со временем жители деревни узнают, куда пропала Анастасия, и приходят в жилище Лавра, чтобы убить ее, как раз когда она приближается к моменту рождения. Здесь Лавр снова сталкивается с первородным грехом своей жизни, когда из-за гордыни и жадности позволил Устине и его сыну умереть. Теперь, открыв за прошедшие годы свою душу той любви, которая есть Христос, он перепросматривает и делает новый выбор, принимая на себя вину за беременность Анастасии перед всем народом. Лавр, прославленный святой и целитель, становится в глазах всех просто грязным стариком. Он не намного лучше нас, думают люди. Они с отвращением покидают Анастасию и Лавра и возвращаются в город.

Вскоре после этого у Анастасии начинаются роды. Она кричит от боли и ужаса из-за трудных родов. Лавр держит ее за руку, говоря: «Я здесь, любовь моя, и мы вместе». Он впитывает ее боль «капля за каплей». В слезах он наконец рожает здорового мальчика. Спокойный и отдохнувший, он пеленает младенца и прислоняет его утомленную спину к дереву. Пока Анастасия спит от истощения, Лавр умирает с младенцем на руках — последнее вертикальное движение.

Прерывание нашей жизни этой пандемией — это возможность для нас искать вертикальное движение, попытаться оставить позади боль воспоминаний и тревогу о будущем и попытаться жить настоящим, глядя вверх в надежде, что любовь.

Путь к этому, сказал монах-траппист Томас Мертон, состоит в том, чтобы больше не возлагать надежды на горизонтальную деятельность по получению и трате, а вместо этого заняться новой деятельностью, состоящей в том, чтобы отдавать свою жизнь. «Зрелый человек понимает, что его жизнь больше всего утверждается не в приобретении вещей для себя, а в том, чтобы отдавать свое время, свои силы, свой разум и свою любовь другим», — пишет Мертон. «Живое стремление, жизненное удовлетворение, «прекращая» свою тенденцию к самоудовлетворению и перенаправляя себя на других и для других, выходит за пределы самого себя». Вот что я понимаю под вертикальным движением. Отдать свою жизнь — значит участвовать в любви, а любовь стоит выше времени.

Отдать свою жизнь значит участвовать в любви, а любовь стоит выше времени.

Созерцательная любовь — это союз, общение с возлюбленным выше процесса и последовательности, определяющих наше горизонтальное движение. В отличие от других наших занятий, это все сразу; это просто присутствие, это просто союз. В этой жизни наша разнообразная деятельность любви может участвовать в этом умиротворяющем союзе. Когда мы разговариваем с кем-то, кого любим, мы действительно размышляем о нем, и, по его словам, мы узнаем о нем больше и находим больше того, что можно любить. Служа другим, мы подтверждаем и укрепляем этот союз и участвуем в Союзе в сердце мира.

Именно это происходит с Лавром, и именно поэтому последняя глава его истории называется «Книга упокоения». Приближаясь к любви, возрастая в общении с людьми и с Богом, Лавр приходит в покой.

Поскольку эта пандемия частично остановила наши горизонтальные усилия, мы можем заняться вертикальными. Все действия любви, будь то служение или простое наслаждение, являются вертикальными действиями. Это так хорошо видно по медицинским работникам, которые, подобно Арсению, рискуют собой, чтобы исцелить и утешить. Это видно по тем, кто пытается подбодрить своих соседей, по тем, кто жертвует свою плазму, по тем, кто выполняет необходимую работу, чтобы поддерживать жизнь общества. Это может быть очевидно и в нас, независимо от нашего положения. Это можно найти в нашей работе, если она сделана с любовью. Его можно найти в простой улыбке, подаренной члену семьи, или в телефонном звонке другу, в раздаче нашего богатства менее удачливым соседям или в простых действиях по дому — во всем этом мы можем участвовать в вертикальном движении, которое ведет к покою, который и теперь имеет характер покоя.

Пандемия, которая прерывает наше время и обрывает многие наши связи с нашей человеческой семьей, — это возможность осознать, что суть нашей жизни заключается именно в общении, к которому движется это вертикальное движение. Как Лавр, как простые корни леса, как Логос в сердце Творения, мы можем излиться в других. Поступая таким образом, мы можем найти здесь истинный смысл нашей работы.

Православная церковь Св. Луки

Дорогие братья и сестры во Христе,

Слава Иисусу Христу! Слава навеки!

Как некоторые из вас заметили, мы недавно начали читать некоторые псалмы после Великой ектении на вечерне. Посоветовавшись с экклезиархами епархии, мы восстановили чтение псалмов в связи с их важностью в литургической жизни нашей церкви. Чтение книги псалмов или Псалтири является одной из самых древних практик как в иудейской, так и в христианской вере. Рубрики практически для всех православных христианских церквей предписывают читать или петь Псалтирь, начиная с вечерни в субботу вечером. Вот лишь несколько слов святых отцов о значении псалмов:

Святитель Иоанн Златоуст

Если мы несем бдение в храме, Давид идет первым, последним и центральным. Если рано утром мы хотим песен и гимнов, первым, последним и центральным снова является Давид. Если мы заняты погребальными обрядами усопших, или если девы сидят дома и прядут, то Давид первый, последний и центральный. О удивительное чудо! Многие, мало преуспевшие в литературе, знают Псалтирь наизусть. Давид известен не только в городах и церквях; на деревенском рынке, в пустыне и в необитаемой земле он возбуждает хвалу Богу. В монастырях, среди этих святых хоров ангельских армий Давид — первый, последний и центральный. В монастырях девственниц, где есть общины подражателей Марии, в пустынях, где есть люди, распятые для мира, живущие на небесах с Богом, Давид — первый, последний и центральный. Всех других мужчин ночью одолевает сон; Один только Давид действует и, собирая служителей Божиих в серафические отряды, превращает землю в небо, а людей превращает в ангелов.

Св. Василий Великий

Когда, действительно, Дух Святой увидел, что человеческий род лишь с трудом направляется к добродетели и что из-за нашей склонности к наслаждениям мы пренебрегаем праведной жизнью, что Он делать? Наслаждение мелодией Он смешал с учениями, чтобы приятностью и мягкостью слышимого звука мы могли получить, не замечая, пользу слов, подобно мудрым врачам, которые, подавая привередливым, довольно горьким снадобьям, часто мазают чашка с медом. Поэтому Он и уготовил для нас сии стройные напевы псалмов, чтобы дети в возрасте или даже юные по настроению могли, по видимости, петь, а на самом деле упражняться в душе. Ибо никогда ни один из многих равнодушных не ушел легко, держа в уме апостольскую или пророческую весть, но они поют слова псалмов даже в доме, и они распространяют их на торжище, и Если, случается, кто-нибудь чрезвычайно гневается, то, когда он начинает успокаиваться псалмом, он уходит с гневом, тотчас же усыпленный мелодией.

Псалом подразумевает безмятежность души; это автор мира, который успокаивает сбивающие с толку и бурлящие мысли. Ибо он смягчает гнев души и наказывает необузданное. Псалом образует дружбу, объединяет разлученных, примиряет враждующих. Кто, в самом деле, может еще считать врагом того, с кем он возносил одну и ту же молитву к Богу? Так что псалмопение, производя хоровое пение, как бы связь к единству, и соединяя людей в гармоничный союз одного ликования, производит и величайшее из благ — любовь. Псалом — город убежища от бесов; средство для привлечения помощи от ангелов, оружие в страхах ночью, отдых от дневных трудов, защита для младенцев и украшение для тех, кто находится на вершине сил, утешение для старцев, самое подходящее украшение для женщин. Он населяет пустыни, избавляет рыночные площади от излишеств; это элементарное изложение начинающих, совершенствование продвигающихся, твердая опора совершенных, голос Церкви. Она скрашивает праздники, она порождает скорбь, которая согласна с Богом. Ибо псалом вызывает слезу даже из каменного сердца. Псалом есть дело ангельское, небесное установление, духовное курение.

Из Церковной истории Сократа Схоластика

Памбо, святой отец наш, будучи неграмотным, пошел к одному из отцов, знавших грамоту, чтобы научить его псалму. И, услышав первый стих тридцать восьмого псалма: «Я сказал, что буду внимателен к путям моим, чтобы не согрешить языком моим», он удалился, не дожидаясь второго стиха, сказав: «Этого будет достаточно, если Я могу научиться этому на деле».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts