Какая у турок вера: Религия в Турции
Содержание
Религия в Турции
Подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедуют ислам преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов Восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиитский толк суннизма. Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В основном это последователи двух сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Харпутской равнины, а также часть юрюков и туркменов) и нусайриты (арабы по границе с Сиреей). Среди курдов некоторых районов Юго-Восточной Турции встречаются также йезиды. В стране существует ряд религиозных орденов, наиболее известны из которых мевлевийя, накшбандия, тиджанийя и бекташи. Из христиан представлены православные (главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане, халдо-католики и др.
ИСЛАМ В ТУРЦИИ
Ислам оформился в VII в. в западной области Аравийского полуострова. Он возник в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родопле-менного строя арабов, кризис в торговле, вызванный неблагоприятной международной обстановкой, и многие другие причины усилили вызревшие внутри арабов тенденции к централизации. Интересы общества требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения. Для этих целей было необходимо идейное знамя. В ту пору у арабов были распространены различные верования, существовало многобожие.
Тенденции к централизации вызвали стремление и к созданию единых родовых и племенных культов. Вера политически наиболее мощных племен становилась обязательной для подчиненных им менее могущественных племен. В Аравии к началу VII в. наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Соответственно, с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно племенной курей-шитский бог, которого называли «Илах», стал вытеснять богов прочих племен. В последствии, как «Аллах», он вошел в ислам в качестве единого бога.
Возвышение Аллаха среди прочих племенных богов произошло еще и благодаря деятельности Мухаммеда, выходца из рода Бану-Хашим племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 г. божественное откровение, он выступил с проповедью в Мекке. В 622 г. вместе с единомышленниками был вынужден переселиться (хиджра) в Медину. Но уже в 630-631 гг. мусульмане под предводительством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии, создав таким образом теократическое государство.
В процессе формирования ислам, испытывавший значительное влияние уже сложившихся монотеистических религий: иудаизма, зороастризма и христианства — распался на несколько течений и несколько десятков сект. Однако возникновение двух основных направлений ислама — суннизма и шиизма — связано прежде всего с политическими перипетиями. Суть конфликта в том, что шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов из рода Алидов, основателем которого стал халиф Али — двоюродный брат Мухаммеда.
Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, день, когда Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хусейну), свои места паломничества. Сунниты наряду с Кораном почитают Сунну (священное предание, состоящее из хади-сов), на которой основывается религиозная и политическая жизнь.
Основные Принципы Ислама
Основной догмат ислама — единобожие — выражен простой формулой исповедания веры (шехадет): «Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк». Само слово «ислам» означает «покорность» (Аллаху и судьбе, им предначертанной), а «мусульманин» (арабское «муслим») — «покорный». На этом основании некоторые мусульманские богословы в Турции даже осуждают страхование жизни и имущества от несчастных случаев, «ибо нельзя обмануть предопределение». Коран, сборник проповедей и наставлений Мухаммеда, — священная книга мусульман, «Библия ислама». Он считается «словом Аллаха», переданным пророку на арабском языке через архангела Джейрана. Коран написан особым стихотворным размером, без рифм. Коран и дополняющая его Сунна составляют в исламе основу вероучения, права, этики и морали. В Коране изложены и правила культа. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки — омовение, регулярную молитву, месячный пост. Перед омовением, молитвой, перед началом поста мусульманин должен прочесть сакральную форму «ниет». Этим ритуальным действием мусульманин связывается с мыслью о Боге. Всякое начинание тоже должно быть сопряжено с именем Аллаха. Перед работой, учебой, перед едой необходимо произнести слова другой формулы — «бесмеле»: «Во имя Аллаха всемилостивейшего…»
Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, «пяти столпов» ислама. К ним причисляют также главный догмат — веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню — «зекят». У ислама много предписаний — запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты часто не соблюдаются.
Строго соблюдаются теперь только два предписания — запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчику в возрасте 7-12 лет. Обычно это делают в августе или начале сентября. Обрезанию предшествует стрижка головы, проверка знаний основных молитв. Мальчика наряжают в красивый костюм с лентой через плечо, на которой написано арабское изречение «машаллах» — «Да хранит Бог!», сажают на коня или верблюда и везут торжественно к сюнетчи — специалисту, совершающему процедуру обрезания. Обрезание — большой семейный праздник. Родители и гости дарят виновнику торжества подарки. У турок и турецких курдов в обряде обрезания обязательно участвует восприемник, взрослый мужчина, сходный с крестным отцом у христиан. Он называется «кирве». Его обязанность опекать до совершеннолетия молодого мусульманина, наставлять на путь истинный. Накануне обрезания мальчику внушают: ты уже мужчина, сильный и храбрый, должен быть мужественным, не бояться боли. Надолго запоминается и праздничность обряда.
Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а потому таинственный язык Корана.
Намаз
Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву — намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. К молитве призывает пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана — призыва к молитве: «Аллах велик! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна». Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: «Нет иного бога, кроме Аллаха».
В Турции новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сумейма-нийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.
Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван — шатровое сооружение, к которому подведена вода. «Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову», — сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. «Чистота — половина веры», — эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру — «неверному», после пребывания в стране неверных. Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей в турецких городах можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги — «коврики одноразового пользования». В настоящее время, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои коррективы в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух — утреннего и вечернего.
Хадж
Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж — паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря — зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1848 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.
Рамазан
Мусульманин должен раз в год поститься. Мусульманский пост своеобразен: Целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова «руч» (день), но иногда его называют Рамазаном (Рамадан). Об окончании дневного воздержания оповещают вечером по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Начинается вечернее разговенье — ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют.
Последние дни Рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговенья, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника — обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекземона (виноградный сок, вываренный до густоты меда).
Праздник разговенья зовется по-турецки «шекер-байрам» (сахарный, т.е. сладкий праздник). В эти дни идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника посещают семьями кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим.
А через два месяца и десять дней после начала Рамазана наступает главный праздник мусульман — курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.
Религия в Турции. Кратко об исламе в Турции
Туристам полезно знать что, несмотря на провозглашение Турции светским государством,
большинство населения страны является верующими людьми.
Сегодня на территории Турции
прочно доминирует ислам и только десять процентов населения придерживаются
других вероисповеданий, например, христианства. Надо подчеркнуть, что религия в
Турции это важнейший и неотъемлемый элемент жизни общества. Кстати, мусульманин,
т.е. человек верующий в бога Аллаха, должен покорно придерживаться нескольких важных
правил поведения. Рассмотрим их по-порядку.
Религия в Турции не позволяет мусульманину употреблять в пищу свинину, распивать спиртные
напитки, увлекаться игрой в азартные игры (карты, казино, игральные автоматы).
Кроме того, истинный мусульманин должен пять раз в день произносить молитву во имя
Аллаха и соблюдать очень тяжелый, полный существенными ограничениями, пост во время
священного месяца, называемого в Турции «Рамадан». Например, во время поста
категорически запрещается употреблять пищу, пить воду, курить. Правда, эти тяжелые
ограничения действуют, начиная с восхода солнца и до его заката. Лишь в самое
темное время суток можно вспомнить об утолении голода. Кстати, во время поста Коран
повелевает
воздержаться от плотских утех. Важным наставлением Корана является необходимость
совершить религиозное паломничество или хадж в священную Мекку. Для этой цели
ранее выделялись деньги из государственной казны. Многие современные турки
остро критикуют возобновление этой практики, ибо считают такое паломничество не
обязательным.
Религия в Турции
Как и в любой другой религии, так в исламе существует некая священная книга,
которая бесспорно считается первоисточником важнейших сведений для мусульман.
Мусульмане такой книгой считают Коран, который архангел Джебраил передал пророку
Мухаммеду Аллахом. Эта книга написана на арабском языке в особой стихотворной форме,
однако, не предполагающей рифмование. Существуют трактования Корана на турецком языке,
поскольку далеко не каждый гражданин Турции владеет арабским языком. Фактически
Коран является для каждого турка сводом правил поведения настоящего мусульманина в
повседневной жизни.
После провозглашения в Турции светского государства произошли сильные изменения
в обществе. В 1928 году первый президент республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк
подписал указ, согласно которому ислам престал быть государственной религией в Турции.
Можно согласиться с тем, что последующее реальное отделение религии от государства Турция
привело к существенному упрощению свода правил поведения мусульманина. Например,
были отменены пять обязательных молитв или намазов. Теперь мусульманин может
довольствоваться всего двумя намазами. Кроме того, женщины
могут позволить себе снять паранджу и ходить в плащах, брюках и платках.
Религия в Турции. Мечеть
Кстати, в Стамбуле
молодые турчанки одеваются вполне по-европейски, за исключением красивого головного платка.
Несмотря на запреты религии, многие турки употребляют легкий алкоголь, но при этом весьма умеренно. Правда, не
изменились правила запрета употребления в пищу свинины. Кроме того, обязателен
обряд обрезания у мальчиков, который происходит обычно в 12-14 лет.
Тем не менее, текущее правительство Турции вновь уделяет серьезное внимание
религии. За последние годы число вновь возведенных мечетей в стране поражает
воображение. Широко бытует мнение, что послабление следованию Корана в Турции
произошло только в Стамбуле, Анкаре и Измире, а также в городах курортной зоны
Средиземноморья. В центральной части страны женщины и совсем не снимали паранджу.
Туристы в стране и мечети
Некоторые россиянки, находясь на отдыхе на юге страны, весьма пренебрежительно
относятся к религии в Турции и культурным традициям страны.
Они считают для себя допустимым
хождение вне курортной зоны (отелей) в купальниках-бикини и прозрачном парео, что
считается для мусульманина грубейшим нарушением религии в Турции (ислама).
Турки никогда не препятствуют посещению мечети представителями других конфессий или
т.н. «неверными», однако разрешают находится только в небольшом огороженном помещении,
при входе здание. Кроме того, существует негласный дресс-код, который нужно
обязательно соблюдать. При входе в здание мечети нужно обязательно снять обувь.
Внутри здания существуют полки для временного бесплатного хранения обуви. Женщины
обязательно должны покрыть голову платком. Более того, одежда должна закрывать
плечи и ноги женщины. Кстати, фотографирование людей, которые совершают намаз,
религия в Турции запрещяет!
Полезные статьи: некоторые мечети Стамбула
Мечети Стамбула
Статьи о наиболее популярных мечетях Стамбула
Голубая мечеть
Мечеть Султанахмет. А почему ее называют голубой?
Мечеть Айя София
История о музее, который превратили в мечеть
Сулейман — ие
Одна из красивейших мечетей султана Сулеймана I
Мечеть Баязид
Мечеть, построенная во имя второго султана Стамбула
Мечать Эйюп
Намоленное место хаджа мусуьлман со всего мира
Культура Турции — Религия — Атлас культуры
Турция — страна с мусульманским большинством населения. Официальной статистики о религиозной принадлежности населения нет. Национальные удостоверения личности автоматически указывают любого гражданина как «мусульманина» при рождении, если только их родители не зарегистрировали его как исповедующего конституционно признанную религию меньшинства. Согласно этому отчету, 99,8% турок идентифицируют себя как мусульмане. Однако эта цифра занижает долю людей, не принадлежащих к какой-либо религии или исповедующих религию меньшинства.
Конституция Турции официально признает ислам суннитского толка, христианство (некоторые католицизм и секты) и иудаизм. Несуннитские варианты ислама и других сект христианства (включая христиан-реформистов и христиан-ромов) не признаются. Люди, принадлежащие к религиям меньшинств, как правило, могут свободно исповедовать свою веру, хотя могут возникать социальные проблемы. Например, от имени любого меньшинства религия может быть социально неприемлемой. Те, кто переходит из ислама в другую религию, также могут подвергнуться остракизму со стороны своих сверстников или семьи в зависимости от социальной среды. Школы по всей Турции могут охватывать основные идеи других религий, но в основном преподают теологию и практику суннитского ханафитского ислама.
Ислам в Турции
Турция имеет глубокую исламскую историю. Земля управлялась как суннитское исламское государство в составе Османской империи. Впечатляющая исламская архитектура и памятники по всей стране являются видимыми напоминаниями об этой истории. Хотя не все мусульмане строго исповедуют свою религию, по всей Турции существует сильный уровень религиозных убеждений. Почитание ислама проявляется в повседневной жизни. Например, часто можно услышать, как кто-то произносит « Maşallah » (Слава Богу) в непринужденной беседе, а призыв к молитве эхом разносится из мечетей в разных городах пять раз в день. Эти традиционные социальные модели усиливают присутствие и важность ислама в турецком обществе. Из тех турок, которые следуют исламу, примерно 80% принадлежат к суннитской ветви (в основном следуют ханафитской школе исламской юриспруденции). Между тем, по крайней мере 20% исповедуют шиитский ислам, в основном алевитскую веру. 1
Секуляризм и политика
Турция имеет сильные традиции, возникшие после упразднения халифата. В 1920-х годах Мустафа Кемаль Ататюрк отменил ислам как официальную религию страны и ограничил видимые признаки религиозной принадлежности. Ататюрк считал, что политическое влияние религии и исламских традиций наносит ущерб модернизации. Заимствуя идеи из французской идеи лаицизма , он взял под свой контроль формальные исламские институты и ограничил их политическую власть. Эти идеалы создали сильную оппозицию «исламскому». Общенациональная позиция утверждала, что «ислам — это религия, а не образ жизни», и вера не должна вмешиваться в общественную/гражданскую сферу. В некоторых случаях идеалы приводили к юридическим и конституционным ограничениям религиозного выражения. Например, женщины, которые носили традиционный исламский платок ( hijab ) было запрещено участвовать в государственных учреждениях Турции до 2013 года.
В последние годы активно обсуждались ограничения публичной религиозной религиозности турок. Традиционная мораль была поставлена под сомнение, поскольку в Турции на протяжении почти двух десятилетий правит партия, приверженная политическому исламу. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана продвигало более консервативную религиозную мораль посредством многих своих политик. Изменения в образовательной системе Турции привели к обязательному религиозному обучению и изменили управление школами и университетами таким образом, что это ослабило характер образования. 2 Продажа и реклама алкоголя были ограничены, а скромная одежда (например, ношение хиджаба) более публично пропагандировалась. Растет разрыв между теми, кто твердо верит в государство, и более консервативными мусульманами. Некоторые критики утверждают, что турецкие государственные институты, когда-то устойчивые, смещаются в пользу исламистов.
Суфизм
В Турции проживает крупная суфийская община. Суфизм — это форма исламского мистицизма, делающая упор на самоанализ и духовную близость с Богом. Это не ислам, а движение поклонения внутри ислама. Следовательно, членство в суфийском ордене или братстве ( tariqa ) может совпадать с суннитской или шиитской идентичностью мусульманина. В Турции существует множество орденов и общин, основанных на суфийской традиции.
Суфизм подчеркивает возможность познания Бога посредством эйфорического поклонения и других практик. Они концентрируются на различных формах ритуальных моделей медитации, таких как песнопения ( зикр ). Суфийские дервиши ордена Мевлеви практикуют форму активной медитации, когда они кружатся на месте во время церемонии поклонения (9).0010 сема ). Этот турецкий орден стал очень известен во всем мире, и многие люди собираются, чтобы посмотреть на суфийское кружение ( семазе н).
Алевиты
Алевиты являются крупнейшим религиозным меньшинством в Турции. Хотя размер их населения является предметом споров, согласно последним статистическим данным, их численность составляет от 20 до 25 миллионов человек. 3 Алевиты технически являются частью шиитской конфессии, хотя их толкование ислама отличается от шиитских общин в других странах. Их религиозная традиция сочетает ислам с элементами турецкой культуры.
Их религиозная практика также внешне отличается от суннитского большинства Турции. Например, алевиты не постятся во время Рамадана, а постятся во время Десяти дней Мухаррама (в память о смерти шиитского имама). Они также не кланяются во время молитвы, как сунниты. В учениях алевитов большое внимание уделяется взаимной помощи без обязательной практики формальной милостыни. Они также собираются в другом месте отправления культа, известном как « cemevis », вместо мечетей.
Алевитское население Турции можно разделить на четыре категории на основе языковых групп: азербайджаноязычные, тюркоязычные, арабоязычные, тюркоязычные и курдоязычные. Каждая из этих дополнительных групп отражает определенную религиозную и культурную самобытность веры алевитов. Говорящие на турецком и курдском языках составляют самую большую группу алевитов.
_____________________
1 Международная группа по правам меньшинств, 2018 г.
2 Pearson, 2018 г.
3 Международная группа по правам меньшинств, 2018 г.
Религия и ислам в Турции
Последний раз 1 мая 2019 г.
Турция были домом для всех трех великих раскрытых религии — джойдовый, христианство и . Ислам — на века.
99% населения Турции сегодня составляют мусульман , и история Турции в основном состоит из исламского народа , их империй, архитектуры, искусства и литературы.
Стамбул также является исторической резиденцией Вселенского Константинопольского Патриархата и до сих пор имеет ряд действующих православных церквей.
Римско-католическая церковь имеет несколько церквей и деятельность, как и небольшие группы протестантов .
Ассирийская православная церковь , возглавляемая патриархом, проживающим в Дамаске, Сирия, имеет несколько действующих церквей и монастырей на юго-востоке Турции недалеко от Мардина.
Еврейская община Турции уходит корнями в далекое прошлое, когда Анатолия была римской провинцией Малой Азии. Святой Павел родился в еврейской семье в римском городе Тарсус на восточном средиземноморском побережье Турции. Но большинство турецких евреев ведут свое происхождение от притока сефардов из Испании и Португалии в конце 15 века. Изгнанные со своей родины испанской инквизицией года года, они нашли убежище и процветание в Османской империи.
Поскольку в природе большинства религий заложена вера в то, что их учение — и только его учение — является истинным , а все остальные либо ошибочны , либо откровенно ложны , были времена, когда верующие разных религий не ладили.
Но в целом история религиозной терпимости Турции является образцовой. (Хорошим примером являются Мевлеви («кружащиеся» дервиши).
В Османской империи каждая религиозная община насчитывала автономен во внутренних делах и мог применять свой собственный религиозный закон в своих собственных судах. Глава каждой общины — главный раввин (Хахамбаши) , православный патриарх и т. д. — отвечал перед султаном за хорошее поведение своей общины.
С приходом этническо-религиозного национализма в 19 веке этот многоконфессиональный османский modus vivendi был разрушен. Османская система рухнула, уступив место более или менее однородной национально-религиозных национальных государств , таких как Армения, Болгария, Греция и Израиль.
К концу 20-го века многие турецкие граждане-немусульмане эмигрировали в те или иные страны, оставив только небольших меньшинств там, где когда-то были большие, процветающие общины.