Какие бывают бесы: Бес — православная энциклопедия «Азбука веры»

Разное

Бесовские имена • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Автор Михаил Майзульс

«…Aveche, Boab, Bille, Fameis, он же Fronam, Beduech, он же Banone, Astaroth, Forches, которого также называют Fortas и Sartii, Furfur, Margoas, Malphas, Gorsor, Simias, Volach, Cambra, Gudiffligei, Andrialfis, Vuduch, Andras, Saymon, Azo, Bachimy, Albernis, Cabeym, Arabas, Lanima, Primam, Paimon, Belial, Egym, Ras, Torcha, Ara, Acar, Paragalla, Ponicarpo, Lambes, Triplex, Complex…»


«Сборник по геомантии». Италия, XV век

Чтобы изгнать из своего тела беса, вызвавшего болезнь, или заставить нечи­стого духа себе служить, следовало знать его имя. Этот древний принцип объясняет, почему в стольких заклинаниях с разных концов христианского мира приводятся длинные списки бесовских прозваний. Некоторые из них, например Вельзевул, были заимствованы из Библии, другие взяты из местных мифологий — греко-римских, германских, кельтских, славянских и т. д. — или просто выдуманы. Чем больше имен, тем эффективней заговор, тем шире его «охват» — точно так же в других молитвах и заклинаниях перечисляются десятки имен Бога или ангелов, которые должны прийти на помощь стражду­щему.

В византийских и древнерусских заговорах от «трясовиц» (лихорадок) святые принуждают демонов назвать свои имена и тем передают человеку, произно­сящему это заклинание, власть над ними:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. <…> При море черном стоит каменной столб, на том столбе сидит святыи Сисенеи пророк и святыи Михаил архангел со ангелы и со архангелы. Воставали на море волны, возмущалася море от земли до небес, изыдоша из моря 12 жен окоянных, проклятых, простоволо­сых. И спросил их святыи Сисиней пророк: Что есть, злыя жены злооб­разныя, почто из моря вышли и коего роду? И они жены отвещали ему: Мы есть Ирода царя дщери. И святыи Сисиней пророк глаголя им: Почто вы есть из моря вышли? И они ему рекоша: Вышли мы из моря мучить род человечески. Кто к заутрени не ходит и рано не встает, и Богу не молитца, или кто в праздники господския пиет а ест рано, тово мы и мучим разными муками и ранами. И вопроша их святыи Сисиней пророк: Как, окоянныя, вам имена? 1. рече: Мне есть имя Гнемея. 2. рече: Мне есть имя Трисея. 3. рече: Мне есть имя Желтея. 4. Мне есть имя Пухлея…»  Отреченное чтение в России XVII–XVIII ве­ков. Под ред. А. Топоркова и А. Турило­ва. М., 2002.

Чтобы защититься от демонов и тем более чтобы их себе подчинить, адские сонмища следовало мысленно упорядочить, выстроить в иерархии и исчис­лить. В одном из византийских демонологических сочинений утверждалось, что во вселенной насчитывается от 10 969 до 60 000 бесов. Нидерландский врач Иоганн Вейер, известный тем, что выступал против преследования ведьм за пакт с дьяволом, в трактате «Псевдомонархия демонов» (1577) объяснял, что бесовское воинство состоит из 111 легионов по 6666 демонов в каждом и пере­числял десятки причудливых имен: Gomory, Descarabia, Amduscias, Andras, Androalphus, Oze и т.  д.  C. Lecouteux. Dictionary of Ancient Magic Words and Spells. From Abraxas to Zoar. Rochester; Toronto, 2015. 

Само собой, с глубокой древности невидимый мир духов зла представляли по образцу земного — как монархию с жесткой вертикалью власти, служебной иерархией и собственной знатью. В 1728 году дьякон Иван Козьмин, которого обвинили в буйстве в церкви, рассказал о своем отречении от Бога. За шесть лет до того писарь Цитров показал ему тетрадку с приворотным заговором и специальной инструкцией, как отречься от Господа. В этом тексте, помимо «царя Сотоны», перечислялись имена множества бесовских начальников  Например, «великий князь Верзаул, великий князь Мафава, великий князь Синеон, вели­кий князь Василиска, злой великий князь Аспид, великий князь Салца, великий князь Суфава…». Отреченное чтение в России XVII–XVIII ве­ков. Под ред. А. Топоркова и А. Тури­ло­ва. М., 2002.. 

Интересно, что во многих русских заклинаниях царь Ирод Великий, который, как рассказывается в Евангелии от Матфея, приказал перебить всех вифлеем­ских младенцев, оказывается не просто архизлодеем, а демонским князем. Как сказано в одном из заклинаний XIX века, «на западной стороне живет сам сата­на, злой мучитель Ирод царь», а у него есть «тридеветь бесов… бес Сава, бес Колдун, бес Асаул»  А. Топорков. Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX веков. История, символика, поэтика. М., 2005. . Произнося такой заговор, человек просит, чтобы они не только Ироду, но и ему послужили.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Слово дня

Обязательно

Топоним дня

Влтава

Спички дня

Гигиенические

Архив

Искусство

Коллажи, надписи, искаженное пространство, трубки и гитары

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»

Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!

«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas

Мария Городова: Бесы могут быть изгнаны только силой Святого Духа

Инна Валентиновна, здравствуйте и спасибо за критику! Инна Валентиновна, если мать строго повторяет расшалившемуся малышу: «Не хватай оголенный провод! Нельзя! Осторожно! Ток! Убьет!» — что в этих словах? Желание напугать? Безжалостное обещание смерти, если карапуз ослушается? Непримиримость к его любопытству? Самовластная нетерпимость к детской жажде познания? Стремление видеть ребенка рабом — пусть, негодник, слушается! Или страх за будущее несмышленыша? Необходимость предупредить об опасности? Любовь к нему, еще так мало знающему и не владеющему собой, своими прихотями?

Точная цитата из Евангелия от Матфея, о которой вы спрашиваете, звучит так: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12. 31 — 32). К Иисусу приводят слепого и немого бесноватого, и Он исцеляет его, изгоняя из болящего беса. Демон перекрыл несчастному бесноватому пути к вере — зрение, слух, речь, поэтому, когда Христос изгнал из него дьявола, исцеленный прозрел и заговорил. Фарисеи, ставшие свидетелями чуда, усомнились: какой силой Иисус совершил изгнание? Испытывая неприязнь к Спасителю, они решили, что Он изгоняет бесов «не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». То есть даже воочию увидев чудо, они не хотят верить и пытаются обвинить Христа. Но сила Сына Божьего — это сила Духа Святого. И Христос, зная помышления фарисеев, взывает к их логике: «Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, значит, между бесами несогласие, распря, и они восстают один на другого. Но если бесы восстают друг на друга, получается, что их сила погибла, их дом рушится. В каком случае так происходит? Только тогда, когда появляется Тот, Кто сильнее самого могущественного из демонов: нельзя войти в дом сильного и «расхитить» его, пока не свяжешь хозяина. ..» Раз изгнание бесов происходит не «силой веельзевула», значит, оно творится Духом Божьим — вывод напрашивается сам собой. Только не для фарисеев, ослепленных ненавистью к Иисусу. Вот тогда Христос произносит эти очень важные для всех нас слова: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». То есть если мы осознанно, упорно отвергаем спасительное действие Духа Божьего, когда Его благодатное воздействие очевидно, нам это не прощается. Почему?

Святитель Иоанн Златоуст сравнивал человека, который высказывает хулу на Духа Божьего с тем, кто бросает камень в небо. Бросающий камень ввысь не может ни пронзить вещества неба, ни даже достигнуть высоты — он лишь неизбежно принимает этот камень на свою голову. То же происходит и с безумцем, высказывающимся против Духа Божьего. И не надо приписывать Господу мстительность, ведь не придет же нам в голову мысль, что мать малыша, который все-таки схватился за оголенный провод, радуется тому, что дальше все произошло в точности так, как она предсказывала.

«Коль скоро ты сказал о Духе то, чего не должен говорить, в тебе уже обозначилось, что ты оставлен Духом, — поясняет другой святитель, Василий Великий. — Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так и отлучившийся от Духа, став вне просвящающегося, объемлется душевной слепотою». А один старец, когда его спросили, что надо делать, если при тебе звучит хула на Святой Дух, ответил: «Бежать от этого места со всех ног». Обратим еще раз внимание на первую часть слов Спасителя: «Всякий грех и хула простятся человекам», «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему». И только потом: «Если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему…» Не угроза, не месть, не обещание наказания, не предвещание кары Господней — констатация факта, учитывающая свойства и качества Духа Святого, с которыми необходимо считаться каждому из нас.

«В начале сотворил Бог небо и землю, — читаем мы в Книге Бытия. — Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Глагол «носился» в оригинале имеет еще один смысл — оживотворял. Этот же глагол употребляется в Библии, когда говорится об орле, простирающем крылья свои над своими птенцами. Вот эта сложность описания всего, что связано с Духом Божьим, не случайна. Дух Божий неразделим с Отцом и Сыном, но у Него особый способ Себя открывать и Своя особая Ипостась. Дух не имеет лица или даже имени, которое можно было бы представить в каком-либо человеческом образе. О Нем говорится описательно, Его имя заимствовано из природных явлений: еврейское «руах» — это дуновение, ветер; греческий эквивалент — «дыхание»; а латинский spiritus — веяние. Описание действий Духа тоже представляет сложность, они чаще всего метафоричны, носят поэтический характер. «…отнимешь дух их (живых существ. — М. Г.) — умирают… Пошлешь дух Твой — (живые существа) созидаются, и Ты обновляешь лице земли», — сказано в псалме царя Давида (Пс. 103. 30). «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», — говорит о Нем Иисус (Ин. 3. 8). В Библии к слову Дух применяют слова «носился», «оживотворяет», Он был «на ком-то», Он «объял», Он «сходит», Его сравнивают с ветром и дуновением жизни. Дух Божий — это Тот, Кто оживотворяет жизнь, причем во всех ее проявлениях: как неорганическую, так и органическую, как в космических масштабах, так и жизнь сердца человеческого. Все в этом мире подвластно Духу Святому, Он творит и действует, наполняя этот мир любовью, сотворяя жизнь, которая приобретает истинный смысл, вложенный в нее Творцом.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). То есть дух человека — это то Божественное дуновение, которое превращает его плоть в существо действующее — душу живую. А вот как Евангелие описывает воскрешение Иисусом дочери начальника синагоги: «И возвратился дух ее; она тотчас встала» (Лк. 8.55). Получается, когда об умирающем говорят: «Он испустил дух», это не просто образное выражение. Здесь суть: дух — неотъемлемая часть живого существа.

О том, как дух человека соотносится с Духом Божьим, Который, как некая Божественная сила, движет всем по замыслу Творца, о том, как нами овладевают «духи злобы поднебесные» и как нас защищают дары Святого Духа, мы поговорим в следующий раз. А сейчас, накануне праздника Троицы, установленного в честь сошествия Святого Духа на апостолов, давайте вспомним строчки из молитвы, обращенные к Святому Духу. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Кстати

Троицкая родительская суббота отмечается накануне Троицы. День особого поминовения не только наших умерших близких, но и «всех почивших со времен Адама». А особенно тех, кто не успел перед смертью покаяться и не получил христианского погребения: павших в сражениях, пропавших без вести, безвременно погибших — в горах, огне, водной пучине, во время стихийных бедствий. День поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и что для Бога все живы.

День Святой Троицы празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название — Пятидесятница. В основе праздника -событие сошествия Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать». Именно сошествие Святого Духа явило людям триединство Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. После сошествия на апостолов Святого Духа они получили дар говорить на разных языках, так началась их проповедь христианства. Поэтому этот день считают днем рождения Церкви. На Троицу принято приходить в храм с цветами, которые хранятся потом целый год. Понедельник, следующий за Троицей, посвящен Святому Духу и так и называется — День Святого Духа.

Контакты

Ждем писем: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция «Российской газеты», или [email protected]

Все статьи www.rg.ru/plus/gorodova

Ангел и демон | Определение, природа, типы и факты

Ангел с мельничным жерновом

Все медиа

Похожие темы:
херувим
серафим
архангел
ангел-хранитель
йецер ха-тов

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

ангел и демон , демон также пишется как демон , соответственно, любое доброжелательное или злонамеренное духовное существо, которое является посредником между трансцендентным и временным царствами.

На протяжении всей истории религий существовали различные виды и степени верований в различных духовных существ, сил и принципов, которые являются посредниками между царством священного или святого, т. е. трансцендентным царством, и мирским царством времени, пространства. , и причина и следствие. Такие духовные существа, которых считают доброжелательными, обычно называют ангелами в иудаизме, христианстве и исламе, а тех, кого считают злонамеренными, называют демонами. В других традициях такие промежуточные существа менее категоричны, поскольку они могут быть доброжелательными в одних обстоятельствах и злонамеренными в других.

Характер и значение

Ангелы

Термин ангел , происходящий от греческого слова ангелос , является эквивалентом еврейского слова малах , означающего «посланник». Таким образом, буквальное значение слова ангел больше указывает на функцию или статус таких существ в космической иерархии, чем на коннотации сущности или природы, которые были заметны в народном благочестии, особенно в западных религиях. Таким образом, ангелы имеют свое значение прежде всего в том, что они делают, а не в том, чем они являются. Какой бы сущностью или присущей им природой они ни обладали, они определяются их отношением к своему источнику (Богу или высшему существу). Однако из-за западной иконографии (системы образов-символов) ангелов им была дарована сущностная идентичность, которая часто превосходит их функциональные отношения к священному или святому и их перформативные отношения к профанному миру. Другими словами, народное благочестие, питающееся графическими и символическими изображениями ангелов, до некоторой степени придавало ангельским фигурам полубожественный или даже божественный статус. Хотя такие явления обычно не санкционируются доктринально или теологически, некоторые ангельские фигуры, такие как Митра (персидский бог, который в зороастризме стал ангельским посредником между небом и землей, а также судьей и хранителем сотворенного мира), достигли полубожественного или божественного статуса с свои собственные культы.

В зороастризме существовала вера в амешу, потраченную как , святых или щедрых бессмертных, которые были функциональными аспектами или сущностями Ахура Мазды, Мудрого Господа. Одна из амеши, потраченная как , Воху Манах (Добрый Разум), открыла иранскому пророку Заратустре (Зороастр; умер в г. ок. г. 551 г. до н.э.) истинного Бога, его природу и своего рода этический завет, который люди могут принять. и подчиняться или отвергать и не подчиняться. Подобным образом, примерно 1200 лет спустя, архангел Гавриил открыл Пророку Мухаммеду (V–VI вв. н.э.) Коран (священную книгу ислама) и истинного Бога (Аллаха), его единство, а также этические и культовые принципы. требования Ислама. Эпитеты, используемые для описания Гавриила, посланника Бога, — «дух святости» и «верный дух» — аналогичны тем, которые применяются к amesha потрачено как зороастризма и Святому Духу, третьему лицу Троицы (Отец, Сын и Святой Дух) в христианстве. В этих монотеистических религиях (хотя позже зороастризм стал дуалистическим), как и в иудаизме, функциональные характеристики ангелов выражены более четко, чем их онтологические (или природа бытия) характеристики, за исключением многих случаев, когда народное благочестие и легенды затушевывают их. функциональные аспекты.

В различных религиях, в том числе в бесписьменных культурах, есть вера в существ-посредников между священной и мирской сферами, но наиболее полно эта вера развита в религиях Запада.

Термин демон происходит от греческого слова даймон , что означает «сверхъестественное существо» или «дух». Хотя его обычно ассоциировали со злым или недоброжелательным духом, этот термин первоначально означал духовное существо, которое влияло на характер человека. Например, агатос даймон («добрый дух») был доброжелательным по отношению к людям. Греческий философ Сократ, например, говорил о своем даймоне как о духе, который вдохновлял его искать и говорить правду. Этот термин постепенно стал применяться к низшим духам сверхъестественного царства, которые оказывали давление на людей, заставляя их совершать действия, не способствующие их благополучию. Доминирующая интерпретация была взвешена в пользу недоброжелательности и того, что предвещает зло, несчастье и вред.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

В религиях неграмотных народов духовные существа могут рассматриваться либо как злобные, либо как доброжелательные в зависимости от обстоятельств, с которыми сталкивается человек или сообщество. Таким образом, обычная классификация демонов среди злобных существ не совсем применима к этим религиям.

Позиции духовных существ или сущностей, рассматриваемых как благожелательные или злонамеренные, могут с течением времени измениться на противоположные. Так было в древней индоиранской религии, из которой развился ранний зороастризм и ранний индуизм, отраженный в Ведах (древние арийские гимны). В зороастризме дэва считались злобными существами, но их двойники, дэва в древнем индуизме, считались богами. ахура зороастризма были добрыми «господами», но в индуизме их двойники, асура , превратились в злых господ. Точно так же сатана, обвинитель людей в суде Божьего правосудия в Книге Иова, стал главным противником Христа в христианстве и человечества в исламе. Многие подобные преобразования указывают на то, что резкие различия, проводимые между ангелами как доброжелательными и демонами как злонамеренными, могут быть слишком упрощенными, какими бы полезными ни были такие обозначения в качестве индикаторов общих функций таких духовных существ.

Ангел и демон | Определение, природа, типы и факты

Ангел с мельничным жерновом

Все медиа

Похожие темы:
херувим
серафим
архангел
ангел-хранитель
йецер ха-тов

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

ангел и демон , демон также пишется как демон , соответственно, любое доброжелательное или злонамеренное духовное существо, которое является посредником между трансцендентным и временным царствами.

На протяжении всей истории религий существовали различные виды и степени верований в различных духовных существ, сил и принципов, которые являются посредниками между царством священного или святого, т. е. трансцендентным царством, и мирским царством времени, пространства. , и причина и следствие. Такие духовные существа, которых считают доброжелательными, обычно называют ангелами в иудаизме, христианстве и исламе, а тех, кого считают злонамеренными, называют демонами. В других традициях такие промежуточные существа менее категоричны, поскольку они могут быть доброжелательными в одних обстоятельствах и злонамеренными в других.

Характер и значение

Ангелы

Термин ангел , происходящий от греческого слова ангелос , является эквивалентом еврейского слова малах , означающего «посланник». Таким образом, буквальное значение слова ангел больше указывает на функцию или статус таких существ в космической иерархии, чем на коннотации сущности или природы, которые были заметны в народном благочестии, особенно в западных религиях. Таким образом, ангелы имеют свое значение прежде всего в том, что они делают, а не в том, чем они являются. Какой бы сущностью или присущей им природой они ни обладали, они определяются их отношением к своему источнику (Богу или высшему существу). Однако из-за западной иконографии (системы образов-символов) ангелов им была дарована сущностная идентичность, которая часто превосходит их функциональные отношения к священному или святому и их перформативные отношения к профанному миру. Другими словами, народное благочестие, питающееся графическими и символическими изображениями ангелов, до некоторой степени придавало ангельским фигурам полубожественный или даже божественный статус. Хотя такие явления обычно не санкционируются доктринально или теологически, некоторые ангельские фигуры, такие как Митра (персидский бог, который в зороастризме стал ангельским посредником между небом и землей, а также судьей и хранителем сотворенного мира), достигли полубожественного или божественного статуса с свои собственные культы.

В зороастризме существовала вера в амешу, потраченную как , святых или щедрых бессмертных, которые были функциональными аспектами или сущностями Ахура Мазды, Мудрого Господа. Одна из амеши, потраченная как , Воху Манах (Добрый Разум), открыла иранскому пророку Заратустре (Зороастр; умер в г. ок. г. 551 г. до н.э.) истинного Бога, его природу и своего рода этический завет, который люди могут принять. и подчиняться или отвергать и не подчиняться. Подобным образом, примерно 1200 лет спустя, архангел Гавриил открыл Пророку Мухаммеду (V–VI вв. н.э.) Коран (священную книгу ислама) и истинного Бога (Аллаха), его единство, а также этические и культовые принципы. требования Ислама. Эпитеты, используемые для описания Гавриила, посланника Бога, — «дух святости» и «верный дух» — аналогичны тем, которые применяются к amesha потрачено как зороастризма и Святому Духу, третьему лицу Троицы (Отец, Сын и Святой Дух) в христианстве. В этих монотеистических религиях (хотя позже зороастризм стал дуалистическим), как и в иудаизме, функциональные характеристики ангелов выражены более четко, чем их онтологические (или природа бытия) характеристики, за исключением многих случаев, когда народное благочестие и легенды затушевывают их. функциональные аспекты.

В различных религиях, в том числе в бесписьменных культурах, есть вера в существ-посредников между священной и мирской сферами, но наиболее полно эта вера развита в религиях Запада.

Термин демон происходит от греческого слова даймон , что означает «сверхъестественное существо» или «дух». Хотя его обычно ассоциировали со злым или недоброжелательным духом, этот термин первоначально означал духовное существо, которое влияло на характер человека. Например, агатос даймон («добрый дух») был доброжелательным по отношению к людям. Греческий философ Сократ, например, говорил о своем даймоне как о духе, который вдохновлял его искать и говорить правду. Этот термин постепенно стал применяться к низшим духам сверхъестественного царства, которые оказывали давление на людей, заставляя их совершать действия, не способствующие их благополучию. Доминирующая интерпретация была взвешена в пользу недоброжелательности и того, что предвещает зло, несчастье и вред.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

В религиях неграмотных народов духовные существа могут рассматриваться либо как злобные, либо как доброжелательные в зависимости от обстоятельств, с которыми сталкивается человек или сообщество. Таким образом, обычная классификация демонов среди злобных существ не совсем применима к этим религиям.

Позиции духовных существ или сущностей, рассматриваемых как благожелательные или злонамеренные, могут с течением времени измениться на противоположные. Так было в древней индоиранской религии, из которой развился ранний зороастризм и ранний индуизм, отраженный в Ведах (древние арийские гимны). В зороастризме дэва считались злобными существами, но их двойники, дэва в древнем индуизме, считались богами. ахура зороастризма были добрыми «господами», но в индуизме их двойники, асура , превратились в злых господ. Точно так же сатана, обвинитель людей в суде Божьего правосудия в Книге Иова, стал главным противником Христа в христианстве и человечества в исламе. Многие подобные преобразования указывают на то, что резкие различия, проводимые между ангелами как доброжелательными и демонами как злонамеренными, могут быть слишком упрощенными, какими бы полезными ни были такие обозначения в качестве индикаторов общих функций таких духовных существ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts