Какие есть грехи: Перечень наиболее распространенных грехов – Шамордино
Содержание
Перечень наиболее распространенных грехов – Шамордино
Старорусский церковный быт выработал особые печатные перечни грехов, известные под именем «генеральных исповедей», или, как называли их в церковном просторечии, «поновлений». Одно из таких наиболее древних й известных «поновлений» приписывается святому Димитрию Ростовскому. Во многих монастырях, где существовал обычай частого Покаяния, при малом количестве духовников многочисленной монашествующей братии, а также множестве ежедневно прибывающих богомольцев «поновления» имели широкое распространение; и по сей день такая практика сохранилась на Афоне.
Ниже прилагается подобный перечень прегрешений, составленный на основе такого рода древних «поновлений», изложенный на современном русском языке. В этот перечень не входят такие грехи, в которых кающийся, если он знает их за собой, должен признаться в личной исповеди духовнику. В отдельных местах после краткого именования греха разъясняется форма его проявления.
Грехи против Бога и Церкви
1. Маловерие, сомнениев истинности Священного Писания и Предания (то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии, совершения Богослужения, в авторитетности писаний святых отцов). Отречение от веры в Бога из страха перед людьми и забота о земном благополучии.
Маловерие — отсутствие полной глубокой убежденности в какой-либо христианской истине или принятие этой истины только разумом, но не сердцем. Это греховное состояние возникает на почве сомнения или отсутствия ревности к подлинному Богопознанию. Маловерие для сердца — то же самое, что сомнение для ума. Оно расслабляет сердце на путях исполнения воли Божией. Исповедь помогает изгнать маловерие и укрепить сердце.
Сомнение — мысль, нарушающая (явно и смутно) убежденность в истинности учения Христа и Его Церкви в целом и частностях, например сомнения в евангельских заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-либо члене Символа Веры, в святости какого-либо признанного Церковью святого или событий Священной истории, празднуемых в Церкви, в Боговдохновенности святых отцов; сомнение в почитании святых икон и мощей святых угодников, в невидимом Божественном присутствии в Богослужении и в Таинствах.
В жизни нужно учиться различать «пустые» сомнения, возбуждаемые бесами, окружающей средой (миром) и собственным помраченным грехом умом, — такие сомнения нужно отвергать актом воли — и действительные духовные проблемы, которые надо разрешать, основываясь на полном доверии к Богу и ЕгоЦеркви, понуждая себя к полнейшему самораскрытию перед Господом в присутствии духовника. Лучше исповедать все сомнения: и те, которые были отвергнуты внутренним духовным оком, и в особенности те, которые были приняты в сердце и породили там смятение и уныние. Таким образом очищается и просвещается ум и укрепляется вера.
Сомнение может возникать на почве излишнего доверия себе, увлекаемости чужими мнениями, малой ревности к осознанию своей веры. Плод сомнения — расслабленность в следовании путем Спасения, прекословие воле Божией.
2. Пассивность (малая ревность, отсутствие старания) в познании христианской истины, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл Богослужения. Этот грех возникает на почве умственной лени или чрезмерной боязни впасть в какое-либо сомнение. В результате истины веры усваиваются поверхностно, бездумно, механически, и в конце концов у человека подрывается способность действенно-сознательного исполнения воли Божией в жизни.
3. Ереси и суеверия.
Ересь— это ложное учение, относящееся к духовному миру и общению с ним, отвергнутое Церковью как находящееся в явном противоречии со Священным Писанием и Преданием.
К ереси часто ведет личная гордыня, излишнее доверие собственному уму и личному духовному опыту. Причиной еретических мнений и суждений может быть также недостаточно полное знание учения Церкви, богословская необразованность.
Суеверия— отдельное мнение о практических моментах духовной жизни, выходящее за рамки Священного Предания и церковной веры, часто коренящееся в языческих пережитках (магия, колдовство, гадание, приметы) и паразитирующее на церковном организме. Сюда относятся народные поверья, обряды и приметы, связанные с церковными праздниками и днями памяти определенных святых, использование священных церковных предметов и даже Святых Даров в кощунственно-магических целях. Суеверия — это сорняки на душевной ниве, заглушающие ростки духовности и истинной веры. Паразитируя на человеческой душе, они поглощают ее энергию, искривляют духовный путь, заслоняют Истину Христову. Суеверия возникают вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия ложным нехристианским источникам и традициям.
4. Обрядоверие. Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели — эти пороки объединяются под именем обрядоверия. Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об ущербности веры и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7, 6). Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в Благую Весть Христову, а Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2Кор. 3, 6). Обрядоверие свидетельствует о неадекватном восприятии учения Церкви, не соответствующем его величию, или же о неразумной ревности служения, не соответствующей воле Божией. Обрядоверие, достаточно распространенное в среде церковногонарода, влечет за собой суеверие, законничество, гордость, разделение.
5. Недоверие Богу. Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается тем, что человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и Воскресения Сына Божия.
От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи — скрытый или явный ропот на Бога и Его Промысл о себе. Противоположная добродетель — возложение своих надежд и упований на Бога, полное приятие Его Промысла о себе.
6. Ропот на Бога. Этот грех есть следствие недоверия Богу, могущий привести к полному отпадению от Церкви, потере веры, богоотступничеству и богоборчеству. Противоположная этому греху добродетель — смирение перед Промыслом Божиим о себе.
7. Неблагодарность Богу. Человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них, напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о Нем, не сознавая, что пользуется Его благим даром, не благодарит за него. Противоположная добродетель — постоянное благодарение Отца Небесного за ниспосылаемые Им испытания, утешения, духовные радости и земное счастье.
8. Малая ревность (или полное отсутствие ее) к Богообщению, духовной жизни. Спасение—это общение с Богом во Христе в вечной будущей жизни. Земная жизнь для стяжания благодати Святого Духа, раскрытия в себе Царства Небесного, Боговселения, Богосыновства. Достижение этой цели зависит от Бога, но Бог не будет постоянно пребывать с человеком, если он не проявит всю свою ревность, любовь, разум, чтобы приблизиться к Нему. Вся жизнь христианина направлена к этой цели. Если в вас нет любви к молитве как к способу Богообщения, ко храму, к участию в Таинствах, то это признак отсутствия ревности к Богообщению.
Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению,нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, механическая, ограниченная лишь заученными наизусть или вычитанными молитвословиями. Отсутствует постоянная память о Боге, любовь и благодарность к Нему как фон всей жизни.
Возможные причины: сердечное нечувствие, пассивность ума, отсутствие должной подготовки к молитве, нежелание продумать и уяснить сердцем и умом смысл предстоящего молитвенного делания и содержания каждого прошения или словословия.
Другая группа причин: привязанность ума, сердца и воли к земным вещам.
По отношению к храмовому Богослужению этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном Богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями, в опоздании к началу Богослужения и уходе прежде отпуста и благословения. В целом этот грех сводится к нечувствию особенного присутствия Божия в храме во время общественного богослужения.
Причины греха: нежелание войти в молитвенное единство с братьями и сестрами воХристе вследствие обремененности земными заботами и погруженности в суетные дела мира сего, бессилие в борьбе с внутренними соблазнами, насылаемыми духовно враждебными силами, которые мешают и удерживают нас от стяжания благодати Святого Духа, и, наконец, гордыня, небратское, нелюбовное отношение к другим прихожанам, раздражение и озлобление против них.
В отношении к Таинству Покаяния грех равнодушия проявляется в редких исповедях без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, чтобы безболезненней пройти через нее, в отсутствии желания глубоко познать себя, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении, в отсутствии решимости оставить грех, искоренить порочные наклонности, преодолеть соблазны; вместо этого— стремление умалить грех, оправдать себя, умолчать о наиболее постыдных поступках и мыслях. Совершая тем самым обман пред Лицом Самого Господа, приемлющего исповедь, человек усугубляет свои грехи.
Причины этих явлений — в непонимании духовного смысла Таинства Покаяния, в самодовольстве, жалости к себе, суетности, в нежелании внутренне преодолеть демонское сопротивление.
Особо тяжко согрешаем мы против Пресвятых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовых, приступая к Святому Причащению редко и без должной подготовки, не очистив душу предварительно в Таинстве Покаяния, не испытываем потребности причащаться чаще, не храним чистоту свою после Приобщения, но вновь впадаем в суету и предаемся порокам.
Причины этого коренятся в том, что мы не вдумываемся в смысл высочайшего Таинства Церкви, не осознаем его величия и своего греховного недостоинства, необходимости исцеления души и тела, не обращаем внимания на сердечное нечувствие, не осознаем влияния падших духов, гнездящихся в нашей душе, которые отвращают нас от Причащения, и потому не противимся, а поддаемся их искушению, не вступаем с ними в борьбу, не испытываем благоговения и страха Бо- гоприсутствия в Святых Дарах, не боимся причаститься Святыни «в суд и во осуждение», не заботимся о постоянном исполнении воли Божией в жизни, невнимательны к своему сердцу, подвержены суетности, подходим к Святой Чаше с ожесточенным сердцем, не примиренные с ближними.
9. Отсутствие страха Божия и благоговения перед Ним. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме, перед Святыней, непочитание священного сана.
Отсутствие памяти смертной в ожидании Последнего суда.
10. Непослушание воле Божией. Явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, перетолковыва- ние воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, поставление собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в аскетических упражнениях и принуждение других следовать себе, неисполнение обещаний, данных Богу на предшествующих исповедях.
11. Самооправдание, самодовольство. Удовлетворенность своим духовным устроением или состоянием.
12. Отчаяние от зрелища своего духовного состояния и бессилия бороться с грехом. Вообще самооценка собственного духовного устроения и состояния; возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному Господом Иисусом Христом:Мне отмщение, Я воздам(Рим. 12, 19).
13. Отсутствие духовного трезвения, постоянного сердечного внимания, рассеянность, греховное забвение, неразумие.
14. Духовная гордость, приписывание себе полученных от Бога даров, желание самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.
15. Духовный блуд, влечение к чуждым Христу духам (оккультизм, восточная мистика, теософия). Духовная жизнь — это пребывание в Духе Святом.
16. Легкомысленно-святотатственное отношение к Богу и Церкви: употребление имени Божия в шутках, легкомысленное упоминание о святынях, проклятия с упоминанием Его имени, произнесение имени Божия без благоговения.
17. Духовный эгоизм, духовное сластолюбие—молитва, участие в Таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.
18. Нетерпение в молитве и других духовных подвигах. Сюда относится невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя, преждевременный уход из храма без особо уважительной причины.
19. Потребительское отношение к Богу и Церкви, когда отсутствует желание отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для нее. Молитвенное испрашивание мирского успеха, почестей, удовлетворения эгоистических желаний и материальных благ.
20. Духовная скаредность, отсутствие духовной щедрости, потребности донести до ближних полученную от Бога благодать словом утешения, сочувствия, служения людям.
21. Отсутствие постоянной заботы о выполнении воли Божией в жизни. Этот грех проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая благословения Бога, не советуясь и не прося благословения у духовного отца.
22. Духовный индивидуализм, склонность к обособлению в молитве (даже во время Божественной литургии), забвение того, что мы — члены Соборной (Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова, сочлены друг другу.
1. Осуждение. Склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Под действием не всегда заметного даже для самого себя осуждения ближнего в сердце формируется его искаженный образ. Этот образ служит затем внутренним оправданием нелюбви к этому человеку, пренебрежительно злого отношения к нему. В процессе Покаяния этот ложный образ должен быть сокрушен и на основе любви воссоздан в сердце истинный образ каждого ближнего.
2. Гордость, превозношение над ближним, высокомерие, «демонская твердыня». (Этот опаснейший из грехов рассматривается отдельно и обстоятельно.)
3. Самозамкнутость, отчужденность от других людей.
4. Пренебрежение к ближним, равнодушие.Особенно страшен этот грех по отношению к родителям: неблагодарность к ним, черствость. Если родители умерли, не забываем ли мы молитвенно поминать их?
5. Тщеславие, честолюбие. Мы впадаем в этот грех, когда тщеславимся, выставляя напоказ свою одаренность, душевную и телесную, ум, образованность, и когда демонстрируем свою поверхностную духовность, показную церковность, мнимое благочестие.
Как мы относимся к членам своей семьи, к людям, с которыми приходится часто встречаться или работать? Умеем ли мы терпеть их слабости? Часто ли раздражаемся? Бываем ли мы заносчивыми, обидчивыми, нетерпимыми к чужим недостаткам, к чужому мнению?
6. Любоначалие, желание быть первым, повелевать. Любим ли мы, чтобы нам служили? Как относимся к зависящим от нас людям на работе и дома? Любим ли мы властвовать, настаивать на выполнении своей воли? Нет ли у нас склонности вмешиваться в чужие дела, в чужую личную жизнь с настойчивыми советами и указаниями? Не стремимся ли мы оставлять последнее слово за собой, лишь бы не согласиться с мнением другого, даже если он прав?
7. Человекоугодие — это обратная сторона греха любоначалил. Мы впадаем в него, желая понравиться другому человеку, боясь опозориться перед ним. Из человекоугодия мы часто не обличаем очевидного греха, соучаствуем во лжи. Не предавались ли мы лести, то есть притворному, преувеличенному восхищению человеком, стремясь заполучить его благорасположение? Не подлаживались ли мы к чужим мнениям, вкусам ради своей выгоды? Бывали ли лживы, нечестны, двуличны, недобросовестны в работе? Не предавали ли людей, спасая себя от неприятностей? Не возлагали ли свою вину на других? Хранили ли чужие тайны?
Вдумываясь в свое прошлое, христианин, готовящийся к исповеди, должен припомнить все дурное, что он вольно или невольно совершил по отношению к ближним.
Не был ли причиной горя, чужого несчастья? Не разрушал ли семью? Виноват ли в нарушении супружеской верности и не подталкивал ли другого к этому греху сводничеством? Не брал ли на себя греха убийства нерожденного ребенка, не содействовал ли этому? В этих грехах следует каяться только на личной исповеди. Не был ли склонен к непристойным шуткам, анекдотам, безнравственным намекам? Не оскорблял ли святыню любви человеческой цинизмом, надругательством?
8. Нарушение мира. Умеем ли мы хранить мир в семье, в общении с соседями, сотрудниками по работе? Не позволяем ли себе злословия, осуждения, злых насмешек? Умеем ли обуздывать свой язык, не болтливы ли? Не проявляем ли праздного, греховного любопытства к жизни других людей? Бываем ли внимательны к нуждам и заботам людей? Не замыкаемся ли в себе, в своих якобы духовных проблемах, отвращаясь людей?
9. Зависть, зложелание, злорадство. Не завидовал ли чужому успеху, положению, устроению? Не желал ли тайно неудачи, провала, печального исхода чужим делам? Не радовался ли явно или тайно чужому несчастью, неудаче? Не подстрекал ли других на злые поступки, оставаясь внешне невинным? Не бывал ли излишне подозрителен, видя во всех лишь дурное? Не указывал ли одному человеку на порок (явный или мнимый) другого человека, чтобы поссорить их? Не злоупотреблял ли доверием ближнего, открывая другим его недостатки или грехи? Не распространял ли сплетен, порочащих жену перед мужем или мужа перед женой? Не вызывал ли своим поведением ревность одного из супругов и озлобление против другого?
10. Гнев, раздражительность, сварливость.Умею ли я сдерживать порывы гнева? Допускаю ли я бранные слова, проклятия в ссорах с ближними, в воспитании детей? Не сквернословлю ли я в обычном разговоре (чтобы быть «как все»)? Нет ли в моем поведении грубости, хамства, наглости, злой насмешливости, ненависти?
11. Немилостивость, несострадательность. Откликаюсь ли я на просьбы о помощи? Готов ли к самопожертвованию, милостыне? Легко ли даю в долг вещи, деньги? Не попрекаю ли своих должников? Не требую ли грубо и настойчиво возвращения одолженного? Не хвастаюсь ли перед людьми своими жертвами, милостыней, помощью ближним, ожидая одобрения и земных воздаяний? Не был ли скуп, боясь не получить обратно просимое?
Дела милосердия следует творить втайне, ибо мы совершаем их не ради человеческой славы, а ради любви к Богу и ближнему.
12. Злопамятность, непрощение обид, мстительность. Излишняя требовательность к ближнему. Эти грехи противоречат и духу, и букве Евангелия Христова. Господь наш учит прощать ближнему грехи против нас до сед- мижды семидесяти раз. Не прощая других, мстя им за обиду, держа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным.
13. Противление злу против себя. Этот грех проявляется в явном противлении обидчику, в воздаянии злом за зло, когда наше сердце не хочет понести причиняемую ему боль.
14. Неоказание помощи ближнему, обижаемому, гонимому. В этот грех мы впадаем, когда из трусости или ложно понятого смирения не вступаемся за обижаемого, не обличаем обидчика, не свидетельствуем истину, позволяем торжествовать злу и несправедливости.
Как переносим мы несчастье ближнего, помним ли заповедь: «Тяготы друг друга носите»? Готовы ли всегда прийти на помощь, жертвуя своим покоем и благополучием? Не оставляем ли ближнего в беде?
Грехи против самого себя и прочие греховные наклонности, противоречащие духу Христову
1. Уныние, отчаяние. Не предавался ли унынию, отчаянию? Не допускал ли мысли о самоубийстве?
2. Телесные излишества. Не разрушал ли себя излишествами по плоти: многояденцем, сладкоядением, чревоугодием, трапезой не вовремя?
Не злоупотреблял ли склонностью к телесному покою и комфорту, многоспанием, залеживанием в постели после просыпания? Не предавался ли лени, неподвижности, вялости, расслабленности? Не пристрастен ли к определенному образу жизни так, что не желаешь изменить его ради ближнего?
Не грешен ли пьянством, этим страшнейшим из современных пороков, разрушающим душу и тело, приносящим зло и страдание ближним? Как борешься с этим пороком? Помогаешь ли ближнему отступиться от него? Не соблазнял ли непьющего вином, не давал ли вина малолетним и больным?
Не пристрастен ли к курению, также разрушающему здоровье? Курение отвлекает от духовной жизни, сигарета заменяет курящему молитву, вытесняет сознание грехов, разрушает душевное целомудрие, служит соблазном для окружающих, приносит вред их здоровью, особенно детям и подросткам.
3. Чувственные помыслы и соблазны. Боролись ли мы с чувственными помыслами? Избегали ли соблазнов плоти? Отвращались ли от соблазнительных зрелищ, разговоров, ося- заний? Не согрешили ли невоздержанием душевных и телесных чувств, услаждением и медлением в нечистых помыслах, сладострастием, нескромным воззрением на лиц противоположного пола, самоосквернением? Не вспоминаем ли мы с услаждением прежние свои плотские грехи?
4. Недобросовестность. Понуждаем ли мы себя к служению ближним? Не грешим ли мы недобросовестным исполнением своих обязанностей в работе, воспитании детей; выполняем ли мы обещания, данные людям; не вводим ли мы в соблазны людей опозданием к месту встречи или в дом, где нас ждут, забывчивостью, необязательностью, легкомыслием? Аккуратны ли мы в работе, в быту, в транспорте? Не разбрасываемся ли мы в работе: забывая закончить одно дело, переходим к другому? Укрепляем ли мы себя в намерении служить ближним?
5. Мироугодие. Не согрешаем ли угождением человеческим страстям, бездумно следуя принятому среди окружающих нас людей образу жизни и поведению, в том числе хотя и бытующим в церковной среде, но не проникнутым духом любви, притворно изображаем благочестие, впадаем в ханжество, фарисейство.
6. Непослушание. Согрешаем ли непослушанием родителям, старшим в семье, начальникам на работе? Не исполняем советы духовного отца, уклоняемся от возложенной им на нас епитимии, этого духовного лекарства, исцеляющего душу? Подавляем в себе укоры совести, не исполняя закон любви?
7. Праздность, расточительство, привязанность к вещам. Не тратим ли мы впустую свое время? Употребляем ли во благо дарованные нам Богом таланты? Не расточаем ли мы без пользы себе и другим деньги? Не грешим ли мы пристрастием к удобствам жизни, не привязаны ли к тленным материальным вещам, не накопляем ли излишне, «на черный день», пищевые продукты, одежду, обувь, роскошную мебель, драгоценности, тем самым не доверяясь Богу и Его Промыслу, забывая, что завтра можем предстать пред Его Судом?
8. Стяжательство. В этот грех мы впадаем, когда излишне увлекаемся накопительством тленных богатств или ища человеческой славы в работе, в творчестве; когда отказываемся под предлогом занятости от молитвы и посещения храма даже в воскресные и праздничные дни, предаемся многозаботливости, суетности. Это приводит к пленению ума и окаменению сердца.
Согрешаем мы словом, делом, помышлением, всеми пятью чувствами, ведением и неведением, волею и неволею, в разуме и неразумии, и нет возможности перечислить все грехи наши по множеству их. Но истинно каемся в них и просим благодатной помощи для воспоминания всех своих согрешений, забытых и потому нераскаянных. Обещаем впредь блюсти себя с помощью Божией, избегать греха и творить дела любви. Ты же, Господи, прости нас, и разреши от всех грехов по милости Твоей и долготерпению, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Таин Твоих не в суд и во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.
Виды греха — Православный портал «Азбука веры»
Оглавление
- Различие грехов по базовым определениям: первородный, родовой, личный
- Различие грехов по непосредственной направленности: против Бога, против ближнего, против себя самого
- Различие грехов по степеням тяжести вины и ответственности перед Богом: смертные и иные
- Различие грехов в зависимости от степени произволения грешника при их совершении: вольные и невольные
- Грехи, совершаемые в ведении или неведении
Ви́ды греха́ — богословское понятие, подразумевающее классификацию типов грехов по их форме, тяжести и направленности (см. : Грех).
Различие грехов по базовым определениям: первородный, родовой, личный
Слово «грех», как эквивалент греческого слова «ἁμαρτία», означает, в буквальной интерпретации, «непопадание в цель», «промах». В этом отношении объём понятия «грех» включает два принципиально различных значения.
В первом случае термином «грех» обнимается понятие помысла, мысли, желания или поступка, совершаемого человеком (или злым духом) вопреки Божественному волеизъявлению. В этом отношении русское «грех» выступает аналогом греческого: «ἀνομία» — «беззаконие», «несправедливость».
Во втором варианте грехом именуется не конкретное (противозаконное) действие, а последствия беззакония, негативно отображающиеся на природе и личности человека. Под эту категорию «греха» подпадают первородный и родовой грех.
Первородным грехом называется порча человеческой сущности, передаваемая потомкам Адама и Евы наследственным путём, и выражающаяся в том, что все люди (исключение составляет лишь один Человек — Господь Иисус Христос, зачатый и рождённый особым, сверхъестественным образом) рождаются с повреждением по душе и по телу, удобопреклонными ко злу.
Первородный грех не делает человека лично виновным перед Богом. Он лишь способствует формированию в нём греховного расположения воли. В свою очередь греховные действия, совершаемые под влиянием первородного греха, навлекают на человека Божественный гнев, делают его лично ответственным перед Творцом.
Родовой грех, как и первородный, передается наследственным путем, от родителей к детям, от предков к потомкам. Как и первородный грех, по форме он представляет собой порчу, своего рода нравственную болезнь.
Разница в том, что первородный грех сказывается на человеческом естестве и касается каждого человека (за исключением Христа). Родовой же грех отражается не на сущности (природе, естестве человека, которое, напомним, у всех людей одно), а на индивидуальных особенностях представителей той или иной потомственной линии. Можно сказать, что фактор родового греха как бы накладывается на фактор первородного, усугубляя его (подчеркнем, что формы и степени проявления этого греха могут быть различными; положим, не обязательно сын или внук пьяницы будет иметь острую склонность к спиртному; библейская история предоставляет нам немало примеров того, сколь рельефно могут различаться между собой дети одних и тех же родителей).
Различие грехов по непосредственной направленности: против Бога, против ближнего, против себя самого
Необходимо отметить, что хотя такая схема деления личных грехов в аскетической литературе встречается достаточно часто, — само по себе оно крайне условно. Дело в том, что любой личный грех есть нарушение Божьей воли, Божьего закона, а значит, и направлен против Бога. Опять же, любой личный грех, против кого бы он ни был направлен непосредственно, своими негативными последствиями всегда бывает направлен на самого исполнителя.
В узком значении слова грехами против Бога обозначаются прежде всего те, которые связаны с борьбой с подлинной верой, порочат Божественное имя и достоинство, исполнены святотатства, искажают вероучение.
К таким преступлениям относятся: атеизм, идолопоклонство, участие в магических ритуалах, оккультных обрядах, колдовских практиках, употребление имени Господа всуе, ложные высказывания о Боге и Его Промысле, маловерие.
Перечень грехов против ближнего составляют те, что связаны со злоумышлениями против ближнего, причинением ему морального или материального вреда, нанесением ущерба нравственному, душевному или физического здоровью. К такого вида грехам принадлежат: кражи, разбои, грабежи, насилие, растление, развращение, надругательства, вовлечение в греховные сообщества (в том числе религиозные секты), клевета, побои, убийства.
Грехи против себя суть те, что имеют ближайшим и непосредственным следствием вред, причиняемый самому себе, инициатору и исполнителю греха, как то: гордость, зависть, чревоугодие, членовредительство, уныние, отчаяние, самоубийство.
Различие грехов по степеням тяжести вины и ответственности перед Богом: смертные и иные
По большому счёту смертными грехами могут именоваться все грехи, которые не омыты покаянием. Ведь любые грехи отталкивают человека от Бога, а вне Бога он не в состоянии достичь вечного спасения, удостоиться вечного блаженного покоя на Небесах.
Но существует и практика более тесного употребления понятия «смертный грех». В рамках такого употребления смертными грехами традиционно называются лишь наиболее тяжкие преступления, те, что особенно сильно влекут человека к духовной смерти, адовым безднам и вечной погибели. К таковым относится, например, человекоубийство, самоубийство, заигрывание с потусторонними силами.
Помимо явно злодейских деяний перечень смертных грехов дополняют и такие, которые в очах многих людей даже и не выглядят опасными. Тяжесть этих грехов проявляется не в однократном совершении, а в том, что при неоднократном их повторении они способствуют формированию и развитию греховных страстей: блуда, чревоугодия, пьянства, сребролюбия, гнева, уныния, гордости, тщеславия и других.
Страсть же сильна и опасна тем, что пленяет и сковывает человеческое произволение. Предмет греховной страсти нередко играет для человека роль своеобразного идола. Растрачивая силы и время на удовлетворение страстных стремлений, грешник становится невнимательным к исполнению религиозного, духовно-нравственного долга.
Наиболее опасным родом греха считается хула на Святого Духа. Как следует из предостережения Господа Иисуса Христа, в случае покаяния и обращения к Богу человеку простятся любые грехи, в том числе смертные, за исключением одного: хулы на Духа (Мф.12:31).
Но даже и этот вид злодеяния не лишает беззаконника возможности унаследовать Царство Славы. В противном понимании получалось бы, что любому, пусть даже и бывшему атеисту, одна дорога — в ад; но это не так.
Другое дело, что возводя брань против Святого Духа, нечестивец сам возводит стену, препятствующую осуществлению личного спасения. Ведь очищение и освобождение от греха возможно не иначе как при содействии благодати Святого Духа. Поскольку же Бог никого не спасает насильно, а грешник, хуля Духа Святого, тем самым отказывается от Его благодати, постольку он и не может очиститься, сделаться праведным и святым.
Различие грехов в зависимости от степени произволения грешника при их совершении: вольные и невольные
Вольным именуется такой грех, который совершается сознательно, добровольно. По разумению святых Божьих подвижников, кто грешит произвольно, охотно и с наслаждением, тот вверяет свою свободу силам зла, отдаёт себя в послушание наслаждению, пребывает в дружестве с падшими духами и имеет мир с сатаной.
Наказание за подобные преступления и за само отношение к ним со стороны исполнителя бывает куда более страшным, чем наказание за грехи, совершаемые непроизвольно, радеющими о добродетели людьми.
Невольный грех — тот, который осуществляется либо без предварительного умысла, либо по принуждению. Впрочем, некоторые возражают против такой формы классификации, утверждая, что коль скоро человек осознает грех как грех и при этом его совершает, то грех сей является не невольным, а вольным, так как не имея желания совершить тот или иной грех, человек его и не совершит. Между тем, даже апостол, будучи святым, свидетельствал о себе, что иногда, всё же, действует против своей воли: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). В ряде случаев к такого рода грехам могут быть причислены и те, что совершаются под давлением обстоятельств (пример: человек, работая на краю крыши высотного здания, нечаянно задел шатавшийся кирпич, в результате чего тот упал вниз на случайного прохожего, прохожий погиб). Кроме того, иногда к непроизвольным грехам причисляют греховные помыслы (навязываемые тёмными духами), которые хотя и обращаются в сознании грешника, однако воспринимаются им с сопротивлением и борьбой, не ложатся на сердце и не имеют дальнейшей реализации в соответствующих им греховных поступках.
Грехи, совершаемые в ведении или неведении
Грехи, совершаемые по неведению, суть те, совершая которые, человек не знает или даже не догадываться, что он нарушает Божий закон.
Собственно, по большей части о греховности своих помышлений, желаний известно даже и тем, кто совершенно далёк от религии. Естественный нравственный закон вписан в самое естество человека и обнаруживается в голосе совести. Если человек живет неправедной жизнью, голос совести в нём притупляется, хотя и не исчезает совсем. В некоторых случаях человеку с прожженной совестью бывает трудно отличить греховное деяние от не греховного.
Между тем существуют и такие виды грехов, выявить беззаконность которых на основании свидетельства совести или крайне трудно, или невозможно. К таким грехам относится, положим, проповедование искаженного учения о Боге. С одной стороны, проповедниками ложного вероучения могут быть злостные еретики, и с таких людей — спрос особый. Но с другой стороны, ложно исповедовать веру может и запутавшийся (в том числе под влиянием наставников-еретиков) христианин. Этот грех, как и другие, врачуется покаянием.
грех | религия | Британника
- Похожие темы:
- первородный грех
смертный грех
семь смертных грехов
действительный грех
формальный грех
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
грех , моральное зло, рассматриваемое с религиозной точки зрения. Грех рассматривается в иудаизме и христианстве как преднамеренное и целенаправленное нарушение воли Бога. См. также смертный грех.
Понятие греха присутствовало во многих культурах на протяжении всей истории, где оно обычно приравнивалось к неспособности человека соответствовать внешним стандартам поведения или к нарушению им табу, законов или моральных кодексов. В некоторых древних обществах также существовали концепции корпоративного, или коллективного, греха ( см. первородный грех), влияющего на всех людей и восходящего к мифическому «падению человека» из состояния первобытной и блаженной невинности. В древнегреческой мысли грех рассматривался, по сути, как неспособность человека достичь своего истинного самовыражения и сохранить должные отношения со всем остальным миром; в основном это объяснялось невежеством.
Еще из Британники
обряд очищения: загрязнение и грех
В Ветхом Завете грех напрямую связан с монотеистическими верованиями евреев. Греховные поступки рассматриваются как пренебрежение Божьими заповедями, а сам грех рассматривается как неповиновение или ненависть к Богу. Новый Завет принимает иудейскую концепцию греха, но рассматривает состояние коллективной и индивидуальной греховности человечества как состояние, которое Иисус пришел в мир исцелить. Искупление через Христа может дать людям возможность победить грех и, таким образом, стать здоровыми. И христианство, и иудаизм рассматривают грех как преднамеренное нарушение воли Бога, приписываемое человеческой гордыне, эгоизму и непослушанию. Настаивая более сильно, чем большинство религий, на тяжести греха, как в его сущности, так и в его последствиях, и христианство, и иудаизм категорически отвергли манихейское учение о том, что либо сотворенный мир в целом, либо его материальная часть по своей сути являются злом. Христианство скорее считает, что зло является результатом неправильного использования своей свободы воли сотворенными существами и что тело с его страстями и импульсами следует не игнорировать и не презирать, а освятить; в Библии «плоть», о которой пренебрежительно говорят, — это не человеческое тело, а человеческая природа, восставшая против Бога.
Богословы делят грех на «действительный» и «изначальный». Действительный грех есть грех в обычном смысле этого слова и состоит из злых поступков, будь то мысли, слова или дела. Первородный грех (этот термин может ввести в заблуждение) — это морально испорченное состояние, в котором человек оказывается при рождении как член грешной расы. В Бытие 3 это изображено как унаследованное последствие первого человеческого греха, , то есть греха Адама. Теологи расходятся в толковании этого повествования, но все согласны с тем, что первородный грех, каким бы таинственным ни было его происхождение и природа, возникает из-за того, что люди пришли в мир не как изолированные индивидуумы, а как члены коллективной расы, наследующие как добро, так и благо. и злые черты из его прошлой истории.
Действительный грех подразделяется по степени тяжести на смертный и простительный. Это различие часто трудно применить, но вряд ли его можно избежать. Смертный грех есть сознательное отвержение от Бога; это грех в тяжком деле, который совершается с полным сознанием и с полным согласием воли грешника и до покаяния отрезает грешника от освящающей благодати Божией. Простительный грех обычно связан с менее важным делом и совершается с меньшим осознанием проступка. В то время как простительный грех ослабляет союз грешника с Богом, он не является преднамеренным отвращением от Него и, таким образом, не блокирует полностью приток освящающей благодати.
Актуальный грех также подразделяется на материальный и формальный. Формальный грех неправилен сам по себе, и грешник знает, что он неправ; поэтому он вовлекает его в личную вину. Материальный грех состоит из поступка, который сам по себе является неправильным (поскольку противоречит закону Божию и человеческой нравственной природе), но грешник не осознает, что он является неправильным, и поэтому он не несет личной вины.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Что такое семь смертных грехов?
Согласно христианской традиции семь смертных грехов: зависть, чревоугодие, жадность или скупость, похоть, гордыня, лень и гнев. Вы можете найти список и значения семи смертных грехов ниже.
>> Получите бесплатное руководство по изучению Библии: Второй шанс в жизни
Список семи смертных грехов и их значение
- Похоть
- Чревоугодие
- Жадность
- Ленивец
- Гнев
- Зависть
- Гордость
- Просмотреть дополнительное содержание статьи
1. Похоть
Похоть – это сильная страсть или стремление, особенно в отношении сексуальных желаний.
Библия говорит о похоти во 2 Тимофею 2:22: «Юношеских похотей убегай; но стремись к правде, вере, любви [и] миру…»
Библия также упоминает похоть в следующих стихах: Иов 31:1, Матфея 5:28, Филиппийцам 4:8, Иакова 1:14-15, 1. Петра 2:11 и 1 Иоанна 2:16.
Целомудрие или самоконтроль излечивают похоть, контролируя страсть и используя эту энергию на благо других.
2. Чревоугодие
Чревоугодие – это чрезмерное и продолжительное поедание пищи или питья.
В 1 Коринфянам 10:31 говорится: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Дополнительные библейские ссылки включают: Псалом 78:17-19, Филиппийцам 3:19-20, Притчи 23:1-3, Притчи 23:19-21 и 1 Коринфянам 3:16-17.
Умеренность лечит чревоугодие, прививая желание быть здоровым, тем самым делая человека пригодным для служения другим.
3. Алчность
Жадность – это чрезмерная погоня за материальными благами.
Библия говорит следующее в Евреям 13:5: «Пусть ваше поведение будет без любостяжания; довольствуйся тем, что имеешь. Ибо Он Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». :6 и 1 Тимофею 6:9-10.
Милосердие лечит жадность, ставя желание помогать другим выше накопления сокровищ для себя.
4. Лень
Лень – это чрезмерная лень или неспособность действовать и использовать свои таланты.
Соломон говорил о лени в Притчах 6:6: «Иди к муравью, ленивец! Рассмотри ее пути и будь мудр».
Библия также упоминает лень в следующих стихах: Притчи 13:4, Притчи 24:33-34, Римлянам 12:11-13, Колоссянам 3:23 и 2 Фессалоникийцам 3:10.
Усердие или усердие лечат лень, ставя интересы других выше жизни, полной легкости и расслабления.
5. Гнев
Гнев — это сильный гнев и ненависть по отношению к другому человеку.
Библия говорит о гневе в Послании к Римлянам 12:19: «Возлюбленные, никогда не мстите за себя, но предоставьте это гневу Божию, ибо написано: «Мне отмщение, и Я воздам, говорит Господь».
Дополнительные стихи из Библии включают: Псалом 37:8, Притчи 14:29. , Притчи 15:1, Ефесянам 4:26-27, Колоссянам 3:8 и Иакова 1:19-20.
Терпение излечивает гнев, если человек сначала понимает потребности и желания других, прежде чем действовать или говорить.
6. Зависть
Зависть — это сильное желание иметь вещь, которой владеет кто-то другой.
Библия говорит следующее в Притчах 14:30: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей».
Другие библейские тексты, в которых упоминается зависть, включают: Иов 5:2, Псалом 37:1, Притчи 24:19.-20, Екклесиаст 4:4, Галатам 5:26 и Иакова 3:14-16.
Доброта излечивает от зависти, ставя желание помочь другим выше необходимости превзойти их.
7. Гордыня
Гордость – это чрезмерное отношение к себе без оглядки на других.
Библия говорит следующее в Иеремии 9:23-24: «…да не хвалится сильный силою своею… но хвалящийся да хвалится тем, что он разумеет и знает Меня…
Гордость также упоминается в следующих стихах: Притчи 8:13, Притчи 16:18, Римлянам 12:16, 1 Коринфянам 13:4, Галатам 6:3 и Иакова 4:6-7.
Смирение излечивает гордыню, устраняя эго и хвастовство, тем самым позволяя занять позицию служения.
Просмотреть содержание статьи:
- Список семи смертных грехов
- История
- Посмотреть инфографику
- 7 смертных грехов в Библии
- Лечение
- Семь добродетелей
- Тест: Какой ты смертный грех?
Семь грехов и христианская церковь
Согласно христианской традиции, семь смертных грехов (также известных как смертные грехи или тяжкие пороки) не могут быть прощены. Однако, согласно Библии, эти семь смертных грехов полностью и полностью прощаются Богом, но это не дает нам свободы совершать эти грехи. Согласно Библии, единственный грех, который не может быть прощен, — это полное отвержение Божьей благодати, что представляет собой открытое восстание против Бога, также известное как хула на Святого Духа.
Основная причина этих грехов
Корень каждого из этих смертных грехов, перечисленных выше, лежит в желании большего и человеческой потребности в избытке. Каждый грех идет вразрез с корнем христианства, а именно: любовью к Богу, любовью к ближнему и любовью к своим телам (хранить их как чистые храмы для Бога, 1 Коринфянам 6:19-20). Павел пишет в Послании к Филиппийцам 4:11-12: «Я научился быть довольным в любых обстоятельствах». Это подрывает корень каждого из этих смертных грехов. По сути, Павел говорит, что Бог может позаботиться о наших нуждах, и нет необходимости вожделять или желать чрезмерных вещей.
Что лечит эти смертные грехи?
Лекарством от этих грехов является дар нового сердца, которое действует в соответствии с любовью и законом Бога. Это новое сердце может исходить только от Бога. В Иезекииля 36:26-27 говорится: «Я дам вам сердце новое и дух новый дам вам; Я возьму из твоей плоти сердце каменное и дам тебе сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих, и будете хранить Мои постановления и исполнять их». Единственная надежда человечества — это чудо возрожденного сердца, которое действует в соответствии с руководством Святого Духа, чтобы ходить в Божьих уставах и судах.
Тест на определение личности: Какой из семи смертных грехов ты?
Сила не исходит от себя, чтобы изменить сердце. Напротив, этот стих ясно указывает на то, что только Бог дает вам новое сердце и побуждает вас ходить Его путями. Когда это событие станет реальностью в вашей жизни, семь смертных грехов чревоугодия, зависти, лени, гнева, гордыни, похоти и жадности утратят свою силу в вашей жизни. Если в вашей жизни будет пребывать Святой Дух, вместо этого вы захотите жить жизнью, основанной на библейских принципах.
История семи смертных грехов
Семь смертных грехов были впервые составлены папой Григорием I около 600 года. Это гордость, жадность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень. Григорий также составил список семи добродетелей: веры, надежды, милосердия, справедливости, благоразумия, умеренности и стойкости. Библия подтвердила бы все эти понятия, но нигде они не записаны в подобном списке, и нигде в Библии они конкретно не упоминаются как семь смертных грехов или семь добродетелей. Они не предшествуют Десяти Заповедям, данным на горе Синай около 1450 г. до н.э. Вероятно, они широко использовались для обучения принципам из Слова Божьего, особенно за столетия до изобретения печатного станка, когда Библия не была доступна для чтения и изучения простым человеком.
Семь смертных грехов в Библии
Как упоминалось ранее, рассматриваемый список семи смертных грехов не встречается ни в одном библейском стихе. Однако несколько иной набор грехов можно найти в Притчах 6:16-19: «Вот шесть, что ненавидит Господь, и семь мерзость пред Ним:
- Взгляд гордый,
- лживый язык,
- рук, проливших невинную кровь,
- Сердце, которое строит злые планы,
- ног, быстро бегущих ко злу,
- Лжесвидетель, говорящий ложь,
- и тот, кто сеет раздор между братьями».
Кроме того, в Послании к Галатам 5:19-21 упоминается еще несколько грехов, от которых следует остерегаться: «Дела же плоти явны, а именно: блуд, нечистота, сладострастие, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, вспышки гнева, споры, разногласия, распри, зависть, пьянство, кутеж и тому подобное, о чем предостерегаю вас, как и предостерегал вас, что делающие такие дела Царства Божия не наследуют».
Семь добродетелей
Семь добродетелей были первоначально определены в поэме «Психомахия» Аврелиуса Клеменса Пруденция, христианского правителя, умершего около 410 г. н.э. Из-за распространенности поэмы концепция и идея семи добродетелей распространилась по всей Европе. Ниже приводится список семи добродетелей и того, как они излечивают каждый из семи смертных грехов:
- Доброта = излечивает зависть, ставя желание помочь другим выше необходимости их заменить.
- Умеренность = лечит чревоугодие, прививая желание быть здоровым, тем самым делая человека пригодным для служения другим.
- Милосердие или любовь = лечит жадность, ставя желание помочь другим выше накопления сокровищ для себя.
- Целомудрие или самоконтроль = лечит похоть, контролируя страсть и используя эту энергию на благо других.
- Смирение = лечит гордыню, устраняя свое эго и хвастовство, тем самым допуская отношение служения.