Какие религии есть в россии и кто их исповедует: Религии в России — христианство, ислам, буддизм и иудаизм
Содержание
Религии России
За последние 10 с небольшим лет в России наступил период религиозного возрождения, возвращения населения к традиционным религиозным ценностям. Масса населения страны осталась верной своим религиозным убеждениям, о чем, в частности, свидетельствуют все объективно проведенные в последнее время опросы общественного мнения, а также стремление россиян совершать важнейшие религиозные таинства и обряды (например, такие как таинства крещения, миропомазания, причащения и брака у христиан, обряды обрезания и свадебные церемонии у мусульман и иудаистов, похоронные обряды у последователей самых различных религий и т.д.).
Самой влиятельной религией в России является христианство, и прежде всего одно из его важнейших направлений – православие, которое в нашей стране представляет в первую очередь Русская православная церковь. Согласно социологическому опросу, проведенному в 2002 г., православия сейчас придерживается 58 % населения России. Если исходить из того, что население нашей страны, по данным Всеросийской переписи населения, составляло 9 октября 2002 г. 145,2 млн чел., то можно предположить, что православные насчитывают в ней примерно 84 млн чел.
Православие исповедует основная часть русского населения страны, а также бульшая часть таких народов России, как карелы, ижорцы, водь, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки, удмурты, бесермяне, марийцы, мордва, чуваши, кряшены, нагайбаки, осетины, цыгане. Православными называют себя подавляющее большинство ханты, манси, чулымцев, кумандинцев, челканцев, шорцев, хакасов, кетов, югов, якутов, нанайцев, ульчей, орочей, ительменов, камчадалов, алеутов, юкагиров, преобладающая часть ненцев, селькупов, тубаларов, телеутов, тофаларов, долган, эвенков, эвенов, ороков, чуванцев, значительная часть энцев, алтайцев, теленгитов, негидальцев, коряков, небольшое число нивхов, чукчей, хотя у многих из перечисленных народов Сибири и Дальнего Востока православная вера сочетается с пережитками шаманистских и других местных верований. Православными являются и большинство проживающих в России украинцев, белорусов, грузин, греков и болгар. Православие распространено также среди части западных бурят, его придерживается часть калмыков (прежде всего донских) и моздокских кабардинцев.
По экспертной оценке, основанной на существовании определенной корреляционной зависимости между религиозной и этнической принадлежностью, православные преобладают среди верующих в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Исключение составляют лишь Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Дагестан, где православных немного, а также Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Башкортостан, Агинский Бурятский автономный округ, где православные, хотя и не образуют большинства населения, представлены весьма большими группами (в некоторых из этих субъектов Российской Федерации они составляют лишь немногим менее половины верующих).
Помимо Русской православной церкви, к которой относится подавляющее большинство православного населения нашей страны, в России действует и несколько других православных церковных объединений и отдельных общин, однако численность их весьма невелика. Это Российская православная автономная церковь, церковные общины, подчиненные Русской православной церкви за границей, общины, признающие руководство Киевского патриархата, разные ветви Истинно православной (катакомбной) церкви, а также утратившие священство разрозненные группы так называемых «Истинно православных христиан». Наиболее известная община Русской православной автономной церкви находится в городе Суздале Владимирской области, есть последователи этой церковной организации в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Тюмени, Уссурийске (Приморский край), Оренбургской области, Удмуртской Республике и в ряде других мест. Приход, подчиненный Русской православной церкви за границей, имеется в Краснодаре, приход, подчиненный Украинской православной церкви Киевского патриархата, – в городе Ишиме Тюменской области. Численность в России последователей Российской православной автономной церкви, а также российских приходов Русской православной церкви за границей составляет в совокупности 50 тыс. чел.
В разных местах России проживают старообрядцы – православные христиане, не принявшие проведенных патриархом Русской православной церкви Никоном в середине XVII века реформ, заключавшихся прежде всего в приведении богослужебных книг в соответствие с аналогичными книгами у греков. Старообрядцы разделяются на большое число разных групп, которые могут быть сведены в две ветви: поповцев и беспоповцев. Поповцы включают три основных церковных объединения старообрядцев: Русскую православную старообрядческую церковь (Белокриницкая иерархия), Русскую древлеправославную церковь и единоверцев.
Наиболее близки к Русской православной церкви единоверцы – группа старообрядцев сохранившая службу по старым книгам, но подчинившаяся в 1800 г. руководству Русской православной церкви. Сами себя единоверцы обычно называют православными старообрядцами. Единоверцев сейчас мало – по приблизительным оценкам от 6 до 12 тыс. чел. Они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, в поселке Большое Мурашкино (Нижегородская область).
Другое церковное объединение старообрядцев-поповцев – Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия) является самой крупной старообрядческой организацией страны (около 1 млн сторонников). Возникнув в беглопоповской среде (беглопоповцы принимали священников, перебегавших из Русской православной церкви), эта церковь в конце концов в середине XIX века сумела создать свою иерархию. Более всего сторонников Белокриницкой иерархии в Нижнем Новгороде, а также в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Саратове, Волгограде, Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Пермской и других областях.
Еще одним объединением старообрядцев-поповцев является Русская древлеправославная церковь (по разным источникам от 250 тыс. до 500 тыс. и более чел.). Последователей этой церкви много в Москве, Московской Нижегородской, Читинской, Брянской и других областях. В Нижегородской области они сосредоточены в первую очередь в Семеновском, Уренском, Городецком районах. Недавно эта церковь раскололась, и из нее выделилась Древлеправославная церковь России, пользующаяся наибольшим влиянием в Курской области и Краснодарском крае. Сама же Русская Древлеправославная церковь теперь официально именуется Древлеправославной патриархией Московской и всея Руси.
К поповцам также относят две маленькие группы так называемых катакомбных единоверцев, впрочем, не поддерживающих с единоверцами Московского патриархата никаких отношений. Это андреевцы (около 10 тыс. чел.) и климентовцы (5 тыс. чел.). Первые встречаются в Республике Башкортостан и некоторых областях Урала, в Среднем Поволжье, Краснодарском крае и Восточной Сибири, вторые – также в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Беспоповских объединений старообрядчества гораздо больше, чем поповских. Это Часовенное, Поморское, Федосеевское, Филипповское, Спасово согласия, бегуны, рябиновцы, мелхиседеки и др.
Последователи Часовенного согласия не считают себя беспоповцами и рассматривают отсутствие священства как временное явление. Общая численность их неизвестна, но, по-видимому, она сейчас не превышает 300 тыс. чел., хотя некогда была куда более значительной. Часовенные расселены преимущественно в Пермской, Свердловской, Саратовской и Тюменской областях, Алтайском крае, Красноярском крае и других регионах.
Поморское, или даниловское, согласие (официальное название этого церковного объединения — Древлеправославная поморская церковь) выделяется среди большинства беспоповских согласий своей умеренностью и является из них самым многочисленным (в России — 800 тыс. чел.). Поморцы живут в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Самарской области, Алтайском крае и других местах.
Близкое к Поморскому Федосеевское согласие (10 тыс. чел.) имеет сторонников главным образом в Москве, Владимирской, Нижегородской, Пермской и Ленинградской областях.
Вышедшее из поморской среды Филипповское согласие, печально известное своими «гарями» (самосожжениями), сейчас, по одной из приблизительных оценок, насчитывают 200-300 чел. Филипповцы встречаются маленькими группами в городе Орле, Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области. Единственная их хорошо организованная община находится в городе Кимры Тверской области.
Численность последователей Спасова согласия (называемых также нетовцами), вероятно, составляет 30-40 тыс. чел. Спасово согласие в основном представлено в Нижегородской, Саратовской, Владимирской, Ульяновской областях, городах Саратове, Оренбурге, Самаре, Ульяновске, Пензе, Нижнем Новгороде, Владимире и других местах.
Отделившийся от филипповцев бегунский, или страннический, толк, отличающийся общественным нигилизмом, имеет сейчас только около 1 тыс. сторонников. Сами бегуны называют себя истинно православными христианами странствующими. Они в основном сосредоточены в настоящее время в Кемеровской, Пермской, Ярославской, Томской областях, к северо-западу от города Томска. Ответвившиеся от спасовцев самокрещенцы (бабушкины, самокресты) весьма малочисленны, их не более нескольких тысяч человек. Они встречаются в Оренбургской, Нижегородской и ряде других областей.
Близок к самокрещенцам Рябиновский толк, признающий только восьмиконечный крест, изготовленный из рябины, и насчитывающий в настоящее время лишь очень небольшое число сторонников. Главными центрами сосредоточения последователей этого толка является город Чистополь в Республике Татарстан (Татарстан) и город Стерлитамак в Республике Башкортостан.
Не вполне ясно происхождение беспоповского толка мелхиседеков, последователи которого причащаются хлебом и вином, выставляемыми накануне перед иконами. Мелхиседеки имеются в Республике Башкортостан в городах Уфа, Благовещенск, Стерлитамак, Ишимбай, Бийск и в поселке Залесово Алтайского края (около 1 тыс. чел.).
Подавляющее большинство старообрядцев – русские, хотя есть среди них также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители других народов.
Помимо старообрядцев из православной среды вышли и другие деноминации, в разной мере отошедшие от православия.
Так, к православию довольно близки иоанниты – почитатели жившего в XIX — начале XX в. православного священника Иоанна Кронштадтского, которого они считали чудотворцем. Численность иоаннитов в России – 1 тыс. чел., их можно встретить в Санкт-Петербурге, Воронеже, Ярославле.
Весьма далеко отошли от православия, да и от христианства вообще, так называемые духовные христиане, считающие, что Святой Дух может воплощаться в людей. К духовным христианам относятся хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.
Хлысты, прославившиеся своими экстатическими радениями, в настоящее время насчитывают около 10 тыс. чел. Они делятся на большое число сект (постники, Старый Израиль, Новый Израиль, Духовный Израиль, Новохристианский союз, Искупленный Израиль и др.). Хлысты сосредоточены в основном в городе Жердевка Тамбовской области, а также в городах Тамбов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Лабинск (Краснодарский край), Ставрополь, Самара, Оренбург.
От хлыстов отделилась секта скопцов, решившая бороться с получившим распространение у хлыстов блудом с помощью кастрации, за что и получила свое название. Эта малочисленная в России секта имеет небольшое число последователей в Москве, Дмитровском районе Московской области, Ярославле.
Весьма отдалились от христианства духоборцы, отвергшие Библию. В России их численность составляет 10-20 тыс. чел. Проживают духоборцы в Тамбовской, Ростовской, Оренбургской, Тульской областях, в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке.
Молокане, также значительно отдалившись по своему вероучению от христианства, все же не отказались от Библии, хотя и толкуют ее аллегорически. В России живет приблизительно 40 тыс. молокан, в основном сосредоточенных в Тамбовской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.
По этнической принадлежности большинство духовных христиан – русские.
К духовным христианам по некоторым позициям близки толстовцы и трезвенники.
Последователи религиозно-нравственного учения Льва Толстого основали свою организацию, которая получила название Духовное единство. Толстовцев (их численность не превышает 500 чел.) можно встретить в Москве, Ярославле, Самаре, Екатеринбурге.
Трезвенники, считающие, что в случае полного искоренения алкоголизма на Земле установится Царство Божие, представлены несколькими группами. Самая значительная и известная из них – чуриковцы (4 тыс. чел.) – названа так по фамилии своего основателя Ивана Чурикова. Живут они в Ленинградской, Вологодской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге и некоторых других местах.
Из недр православия также вышли две секты, приблизившиеся к иудаизму. Это иеговисты-ильинцы и субботники. Секта иеговистов-ильинцев была основана в середине XIX в. штабс-капитаном русской армии Н.С. Ильиным, считавшим, что скоро должен наступить Армагеддон – война Бога с Сатаной. Ильин включил в вероучение своей секты ряд элементов иудаизма. Последователи этой секты (их численность не превышает нескольких тысяч человек) в основном сосредоточены на Северном Кавказе.
Еще более уклонилась в сторону иудаизма возникшая еще в XVII в. секта субботников, отвергающая Евангелие. Число субботников составляет около 7 тыс. чел., сконцентрированы они около города Балашов Саратовской обл., а также в селе Михайловка Воронежской обл..
В России живут и представители такого направления христианства, как римский католицизм. Разные источники приводят весьма различные данные о численности католиков в России – от 300 до 500 тыс. и более чел. Этнический состав католического населения России довольно сложен: католиками являются подавляющее большинство поляков, литовцев, значительная часть венгров, меньшинство украинцев, белорусов и немцев, живущие в России малочисленные группы испанцев, итальянцев, французов и представителей некоторых других национальностей, а также маленькие группы русских и армян. Католики России в основном придерживаются трех практикуемых в католицизме обрядов: латинского (поляки, литовцы, немцы, испанцы, итальянцы, французы, большинство католиков-белорусов, часть католиков-русских), византийского (католики-украинцы, небольшая часть католиков-белорусов и маленькая группа католиков-русских) и армянского (армяно-католики). Католические приходы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Марксе (Саратовская область), Волгограде, Астрахани, Перми, Оренбурге, Новосибирске, Иркутске, Калининграде и ряде других городов.
Некоторые черты католицизма заимствовала и проникшая в нашу страну маргинальная христианская религиозная организация – Новоапостольская церковь (по разным оценкам от 6 до 50 тыс. чел.).
Хотя последователи протестантизма впервые появились в России еще в XVI веке, это направление христианства не получило сколько-нибудь широкого распространения среди коренного населения страны. В целом эта картина не изменилась и после того, как начиная с конца 1980-х годов в нашей стране появилось большое число миссионеров прежде никогда не функционировавших на территории России протестантских деноминаций. По имеющимся оценкам протестантизма сейчас придерживается не более 1% населения страны. В России представлены следующие течения протестантизма: англиканство, лютеранство, кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства), меннонитство, методизм, перфекционизм, пятидесятничество и близкое к нему харизматическое движение, баптизм, адвентизм, реставрационизм.
Довольно широко представлено в России одно из основных течений протестантизма – лютеранство (по некоторым оценкам – до 270 тыс. последователей). Оно преимущественно распространено среди большей части живущих в нашей стране немцев, латышей и эстонцев. В России действуют Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (200 тыс. сторонников, главным образом немцы, но также часть эстонцев, латышей, финнов; с церковью организационно связаны и живущие в России реформаты-немцы), Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (20 тыс. чел., в основном живущие в Ленинградской области финны-ингерманландцы), Евангелическо-лютеранская церковь Латвии (10 тыс. чел., объединяет часть проживающих в России латышей), Единая евангелическо-лютеранская церковь России, которая ввела в культ ряд элементов католицизма, и некоторые другие лютеранские церкви. Лютеране живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве, Омской, Новосибирской, Оренбургской, Волгоградской областях и некоторых других местах.
В России представлен и кальвинизм – течение протестантизма, более радикально, чем лютеранство, порвавшее с католицизмом. В стране действуют две ветви кальвинизма – реформатство и пресвитерианство. Реформатство (5 тыс. сторонников) распространено среди большей части живущих в России венгров, которые объединены в Реформатскую фундаменталистскую церковь. Его придерживается также очень небольшая группа русских, живущих в Твери. В стране есть также немцы-реформаты, однако они, как уже отмечалось, организационно объединены, как и в Германии, с местной Евангелическо-лютеранской церковью. В результате деятельности корейских миссионеров в России появились и последователи другой ветви кальвинизма – пресвитерианства. В стране сейчас имеется несколько пресвитерианских церквей (общая численность пресвитериан – 19 тыс.чел.).
Часть немецкого населения страны придерживается меннонитства. Данные о численности меннонитов в стране очень противоречивы. По одной из оценок меннонитов в России 140 тыс. чел., по другой — только 6 тыс. чел. (такое возможное резкое уменьшение их числа связывается с массовым отъездом в Германию).
В последнее десятилетие в результате прозелитической деятельности в России появилась заметная по численности группа методистов (12 тыс. чел.). Часть из них связана с одной из крупнейших протестантских организаций США Объединенной методистской церковью (5 тыс. чел.), другая часть – с Корейской методистской церковью (7 тыс. чел.). К методизму близок перфекционизм, сторонниками которого в России являются 2,5 тыс. чел. В нашей стране имеются филиалы четырех наиболее крупных перфекционистских церквей США: Христианского и миссионерского альянса (1,6 тыс. сторонников), Церкви назарянина (250 чел.), Церкви Бога [Андерсон, Индиана] (300 чел.) и Уэслианской церкви (150 чел.).
Наиболее крупную группу протестантов России образуют ныне сторонники пятидесятничества. Общая численность сторонников этого течения протестантизма – 416 тыс. чел. (в некоторых источниках приводится гораздо более высокая цифра – 1,4 млн чел., однако она, безусловно, является сильно завышенной). Самую крупную деноминацию российских пятидесятников образуют христиане веры евангельской (по разным источникам – от 100 до 187,5 тыс. чел.), относящиеся к группе пятидесятников двух благословений и тесно связанные с крупнейшей пятидесятнической организацией мира – Ассамблеями Бога. В России представлены и другие ветви пятидесятничества: пятидесятники трех благословений (Международная пятидесятническая церковь святости – около 3 тыс. чел.), пятидесятники-унитарии (Евангельские христиане в духе апостолов – от 6 до 15 тыс. чел.). Имеется и много других, независимых пятидесятнических объединений, а также значительная группа пятидесятников, которая предпочла не регистрироваться.
К пятидесятничеству тесно примыкает харизматическое движение, сторонники которого также появились в последние годы в России. Численность харизматов по разным оценкам составляет от 72 до 162 тыс. чел. Близки пятидесятничеству и т.н. церкви полного Евангелия.
Значительное число сторонников (381 тыс. чел.) имеет в России такое течение протестантизма, как баптизм. Самой крупной баптистской организацией страны является Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации (по разным оценкам – от 243 до 456 тыс. сторонников). Наряду с этим союзом в России действуют Независимые баптистские конгрегации (85 тыс. чел.), Совет церквей евангельских христиан-баптистов (от 23 до 50 тыс. последовате-лей), филиал американского Баптистского библейского товарищества (450 чел. ). Свыше 90 % баптистов по национальности – русские.
В России имеются также адвентисты (111 тыс. чел.). Подавляющее большинство их – адвентисты седьмого дня (90 тыс. чел.), есть адвентисты-реформисты, или адвентисты седьмого дня верного остатка (20 тыс. чел.), и маленькая группка христиан седьмого дня (1 тыс. чел.).
Англиканство – наиболее близкое к католицизму и православию течение протестантизма – имеет на территории России очень небольшое число последователей (3,3 тыс. чел.), причем большинство из них – живущие в Москве англичане.
Остальные течения протестантов также представлены в России совсем малочисленными группами. Это реставрационисты (3,3 тыс. чел., в том числе последователи Церквей Христа – 3,1 тыс. чел., и сторонники Христианских церквей и церквей Христа – около 200 чел.), Армия спасения (3 тыс. чел.), плимутские, или христианские, братья (2,4 тыс. чел.), братья, или данкеры (1,8 тыс. чел.). Появились в стране и так называемые неденоминированные протестантские церкви.
Есть в России и так называемые маргинальные протестанты, сильно отошедшие от основ христианского вероучения: свидетели Иеговы (по разным оценкам – от 110 до 280 тыс. чел.), муниты, или сторонники Церкви объединения (30 тыс. чел.), мормоны, или последователи Церкви Иисуса Христа святых последних дней (от 4 до 20 тыс. чел.), сторонники Международной церкви Христа (12 тыс. чел.), последователи Христианской науки (несколько сот человек) и др.
Из христиан других направлений в России имеются последователи не согласившейся с решениями Халкидонского собора Армянской апостольской церкви (около 1 млн чел. – в подавляющем большинстве живущие в России армяне) и сторонники несторианской Ассирийской церкви Востока (около 1 млн чел. – живущие в нашей стране ассирийцы).
Приверженцы другой мировой религии – ислама – составляют, согласно результатам социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», 5% населения России (по другой оценке – около 9%). Эту религию исповедуют следующие коренные народы России: татары, сибирские татары, башкиры, казахи, ногайцы, кумыки, аварцы, андо-цезские народы, арчинцы, лакцы, даргинцы, кубачинцы, кайтагцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги. Его придерживаются и мигрировавшие в нашу страну азербайджанцы, узбеки, туркмены, таджики и представители некоторых других национальностей. Преимущественно мусульманами являются и дигорцы – одна из субэтнических групп осетин. Мусульмане образуют подавляющее большинство населения в Республике Дагестан, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, они преобладают также по численности в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, составляют примерно половину населения Республики Татарстан (Татарстан) и Республики Башкортостан. Подавляющая часть мусульман России – сунниты. Шиитами являются только большинство азербайджанцев, часть татар, проживающих в городах Нижнего Поволжья, а также небольшие группы лезгин и даргинцев. Мусульмане-сунниты России, живущие в Поволжье и Западной Сибири, а также ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги относятся к ханафитской религиозно-правовой школе, аварцы, чеченцы и ингуши – к шафиитской школе. Что касается народов Республики Дагестан, кроме упомянутых ногайцев и аварцев, среди большинства из них имеются как шафииты, так и ханафиты. В Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Татарстан (Татарстан) и некоторых других местах встречаются в небольшом числе ваххабиты. В Чеченской Республике и Республике Дагестан получили также значительное распространение суфийские ордена.
Иудаизм в России исповедуют верующие евреи-ашкеназы и горские евреи. Преимущественно распространена ортодоксальная форма иудаизма, есть также представители такой разновидности ортодоксальной формы, как хасидизм. Меньше представлена прогрессивная форма иудаизма и совсем незначительно – консервативная форма.
Еще одна религия – буддизм – распространена среди большинства бурят, калмыков, тувинцев и сойотов. Буддизм представлен в России своим направлением ваджраяна, более известном у нас как ламаизм (господствует самая крупная школа этого направления – Гелугпа). Сейчас разные направления и школы буддизма получили некоторое распространение в ряде больших городов России, хотя число их последователей очень невелико.
В Сибири и на Дальнем Востоке еще сохранились языческие верования (в форме шаманизма, анимизма, культа природы, родоплеменных и промысловых культов, зоолатрии). Язычество распространено среди сравнительно небольшой части якутов, тувинцев и сойотов. Язычниками являются меньшая часть ненцев, долган, эвенков, эвенов, чуванцев, тубаларов, телеутов, тофаларов и ороков. Язычество преобладает среди негидальцев, теленгитов, коряков, к нему относится подавляющее большинство энцев, чукчей и нивхов. Язычниками по-прежнему являются нганасаны, удэгейцы и эскимосы. Среди алтайцев (алтай-кижи) в начале XX века возникла своеобразная местная религия – бурханизм. В последнее время несколько оживились языческие верования и среди некоторых народов Европейской части России, прежде всего среди марийцев, а также среди удмуртов и чувашей.
В Россию проник ряд сект индуизма, наиболее известной из которых является секта кришнаитов (официальное название – Международное общество сознания Кришны). Она внедрилась в некоторых городах, по преимуществу достаточно крупных. Численность кришнаитов составляет 15 тыс. чел. Активно действуют в стране и миссионеры возникшей в XIX веке синкретической религии – бахаизма, а также основанной в США в XX веке Церкви саентологии. Среди тазов и живущих в России китайцев распространены китайские народные верования.
Особую религию исповедует живущая в России курдоязычная группа езидов, считающая себя отдельным народом.
В последнее время в стране возникли и собственные синкретические верования: Церковь последнего завета (сторонники ее, число которых достигает 24 тыс. чел., называются также по имени своего основателя виссарионовцами), Белое братство, секта Порфирия Иванова. Такого же типа верование – Марла Вера – появилось и у марийцев.
Далеко не все из перечисленных в тексте деноминаций смогли быть отражены на карте. Некоторые малочисленные, в основном протестантские, конфессии не позволил показать масштаб карты, а ряд небольших религиозных групп не нанесены на карту по причине неизвестности их точной локализации. Таким образом, настоящий текст можно рассматривать не только как пояснение к карте, но и как своего рода дополнение к ней.
Религии жителей России – основные список для доклада или сообщения кратко (9 класс, география)
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 171.
Обновлено 31 Мая, 2022
4. 4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 171.
Обновлено 31 Мая, 2022
По конституции Россия является светским государством. Исповедование религии — это дело каждого. Человек имеет право не относить себя ни к одному вероисповеданию. Поэтому не существует государственной религии Российской Федерации. Верование играло и играет большую роль в жизни населения страны. Каждый этнос, его верующая часть, исповедует одну религию. Народов на территории страны много, поэтому и религий тоже достаточно много.
Религии жителей России
Часть населения России являются атеистами. Верующие исповедуют религии:
- христианство
- мусульманство или ислам;
- буддизм;
- иудаизм и многие другие, в том числе традиционные верования.
Рис. 1. Религии России.
Как показывает список, в стране исповедуются все три мировые религии. Современная карта религий России повторяет карту народов. Основные вероисповедания и приверженцы отражены в таблице, которая поможет при подготовке доклада или сообщения по географии для 8 класса.
Мировые религии России | Приверженцы (исповедующие народы) |
Христианство | Русские, украинцы, белорусы, мордва, удмурты, марийцы, коми-пермяки, карелы, чуваши, хакасы, якуты, осетины |
Мусульманство | Татары, башкиры, народы Северного Кавказа |
Буддизм | Буряты, калмыки, тувинцы |
Религии и исповедующие их народы в таблице даны кратко. Среди христианства преобладает православие. Русская православная церковь является крупным образованием на территории России. В стране есть католики и протестанты. Количество католиков оценивается до 500 тыс. человек. Протестантов — 3 млн человек.
Несмотря на светский характер образования, в школах изучается курс «Основы религиозных культур». В зависимости от собственных верований родители сами выбирают религию, историю и традиции которой будут изучать дети.
В процентном отношении население исповедует религии:
- православие — 75 %;
- ислам — 5 %;
- католицизм — 1 %;
- протестантизм — 1 %;
- буддизм — 1 %;
- прочие, в том числе неверующие.
Данные являются приблизительными, так как строгого учёта принадлежности к церкви и вере нет.
Рис. 2. Православные и буддийские храмы, мечети.
Другие вероисповедания России
Некоторые народы России исповедуют иудаизм. На их долю приходится 1 % населения страны. На территории страны 70 синагог. Общее количество верующих оценивается в 1,5 миллиона. Официальная же численность намного меньше.
Коренные жители Сибири и Дальнего Востока кроме православия придерживаются и традиционных верований. Их называют язычеством или народным православием. Некоторые народы Сибири сохранили шаманизм.
В России возникают новые движения религиозного характера. Их последователей оценивают в 300 тыс. человек. Некоторые движения пришли в Россию из-за рубежа.
Религиозное движение «Новое мышление» возникло в США. Особое значение придаёт оккультизму. «Церковь Сатаны» также была основана в США.
В то же время ряд движений возник в России:
- Белое братство;
- Звенящие кедры России;
- Радастея;
- Четвёртый путь и другие.
Рис. 3. Эмблема: Звенящие кедры России.
В России есть запрещенные организации экстремистской направленности. Они подрывают основу конституционного строя, сеют вражду в обществе. Организуют террористические и другие акты насилия над личностью.
Что мы узнали?
Россия — многонациональное государство. Народы исповедуют все три мировые религии (христианство, буддизм, ислам). Есть приверженцы национальных и традиционных верований.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4. 4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 171.
А какая ваша оценка?
Этническая, религиозная и культурная среда
Россия Содержание
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВОЗНИКЛО из советской эпохи, в которой
этническая группа, русские, язык которых преобладает в большинстве образовательных
и государственные учреждения, и религия, русское православие, т.
исповедуется подавляющим большинством тех граждан, которые признаются в
религиозное предпочтение. В некоторых отношениях относительная однородность России в
языка и религии – результат единообразия, навязанного советской
правило. Как и в века царского правления, русские продолжали
в ХХ веке занимать процент руководящих постов
непропорциональна даже их одностороннему этническому большинству. Принудительное использование
русский язык был главным средством сохранения авторитета Москвы.
в отдаленных районах Российской республики, как это было в других
четырнадцать советских республик. Хотя и не избежали преследований
отмерено всем конфессиям, исповедуемым в Советском Союзе, русское православие
сохранял свое превосходство среди религиозно соблюдающих россиян на протяжении всей
семь десятилетий официально предписанного атеизма.
В 1990-е русские по-прежнему составляют крупнейшую этническую
группа во всех, кроме горстки номинально этнических
республиках, но лидеры во многих республиках и небольших этнических
юрисдикции потребовали от центрального правительства принятия мер
автономии и других уступок от имени групп коренных народов.
отколовшаяся Чечня довела этот процесс до крайних
крайняя, но в середине 1990-е годы другие республики — на Северном Кавказе,
Сибирь, Поволжье и Урал — стремились к достижению
местная автономия, о которой советские власти только на словах
оказание услуг.
Тем временем Русская Православная Церковь, давно вынужденная штамповать
культурных решений советских правительств, быстро продвигалась в
1990-е годы к более сбалансированному партнерству в управлении российской
духовная и светская жизнь. Постсоветские западные влияния принесли
новое разнообразие в спектре религиозной практики, но верность
Православие рядовых россиян и российского правительства стало
ясно, поскольку церковь добавила миллионы исповедующих верующих в
1990-х годов, и правительство обратилось к церкви за советом по многим критическим
решения. Этот обновленный союз бросил вызов свободе
религия, номинально гарантированная конституцией 1993 года.
Проблема языкового разнообразия возникла параллельно с проблемами
местный суверенитет. Русский язык сохраняет свои традиционные
доминирование в официальных коммуникациях и в системе образования;
однако растущее неофициальное использование многих меньшинств федерации
языков показывает, что они пережили советские репрессии со способностью
вновь расцвести по мере ослабления власти центрального правительства.
Этнический состав
Русские
Меньшинства народов и их территории
Другие этнические группы
Движения к суверенитету, Чечня
Пользовательский поиск
Источник: Библиотека Конгресса США
Что Владимир Путин думает о Боге? Почему некоторые говорят, что он считает себя «мессианской фигурой»
Владимир Путин во время посещения подмосковного храмового комплекса «Спас Нерукотворный». (AP Photo/РИА Новости, Алексей Никольский, бассейн)
Что президент России Владимир Путин думает о Боге? По словам Марка Тули, президента Института религии и демократии, это увлекательный вопрос, на который мир не может ответить «с какой-либо уверенностью».
В конце концов, между тем, что говорит Путин, и тем, что он делает, есть разница, и к тому и другому, как ни странно, примешивается много неопределенности и путаницы.
«У него была набожная христианка, и большую часть жизни он носил распятие на шее», — сказал Тули Faithwire. «Конечно, он воспользовался покровительством Русской православной церкви и использовал его для продвижения своих собственных политических целей внутри страны и за рубежом, но для России это многовековая традиция».
Тули объяснил, что внешнему миру может показаться, что русское православие позиционирует путинскую страну как идеально соответствующую западным религиозным идеалам, хотя фундаментальные различия между культурами обнаруживают полную несовместимость.
Российский бренд христианства
Христианская вера, наблюдаемая во многих западных странах, отличается не от духовных соотечественников, а радикально отличается от российской интерпретации самопровозглашенной государственной религиозности.
Посмотрите, как Тули объясняет, во что Путин может верить, о религиозном происхождении России и почему Украина находится в перекрестье прицела:
«Россия — давний враг Запада именно из-за ее версии христианства», — недавно написал Тули. в статье журнала World Magazine. «Русское православие веками видело себя хранителем истинной веры в отличие от западного католицизма и протестантизма. Москва, согласно этому преданию, есть третий Рим, местопребывание истинного христианства, после Константинополя и Римской империи».
Тули утверждал, что эта идеология проникла даже в Советский Союз, несмотря на его антирелигиозный уклон, и повлияла на некоторые аспекты взглядов России на Украину сегодня.
Религиовед подтвердил: «Русское православие почти всегда было поддерживающим националистом, подчиненным государству». Несмотря на склонность России к государственной религии, он считает, что эта страна «более светская, чем многие западные страны», что может удивить некоторых.
Несмотря на первоначальные попытки Советского Союза убить религию, в конце концов ее политическая полезность была признана, сказал Тули. И сегодня это сохраняется.
Путин считает себя «мессианской фигурой»
Учитывая все это, легко понять, почему Путин и государство так интересуются религией, особенно когда речь идет об Украине. Гарри Фарли из Би-би-си недавно сказал, что Путин считает себя «мессианской фигурой, спасителем воссоединения восточно-православных церквей под Москвой».
Россиянин Владимир Путин крестится во время купания в ледяной воде при температуре -4 градусов по Фаренгейту во время празднования Крещения Господня под Москвой, 19 января. , 2021. Считается, что вода, благословленная священнослужителем на Крещение, обладает особой силой защиты и исцеления. (Михаил Климентьев, Sputnik, фото кремлевского пула через AP)
Теологические обстоятельства в Украине и России становятся все более тревожными, если учесть, что Православная церковь в Украине получила автономию всего три года назад, освободившись от российского контроля.
ПРОЧИТАТЬ Кто на самом деле антихрист? Библейский эксперт объясняет после того, как украинский архиепископ назвал Путина «антихристом нашего времени»
Несмотря на то, что часть православной церкви в Украине все еще признает российскую власть, раскол усилился.
«Православная церковь в Украине всего три года назад обрела автономию, а ее главный епископ был признан Константинопольским патриархом как имеющий самостоятельную власть, уже не подчиняющуюся патриарху Московскому», — пояснил Тули. «Что, очевидно, не понравилось Русской церкви и Российскому государству».
#PRAYFORUKRAINE: Присоединяйтесь к старшему международному корреспонденту CBN News Джорджу Томасу и его специальному гостю — украинскому пастору — в эксклюзивном молитвенном мероприятии LIVE CBN News! Суббота, 5 марта 2022 г., 11:00 EST
Эти вопросы связаны со сложной историей, но историк Кэтрин Келаидис объяснила, что Константинопольский Патриарх, претендовавший на мантию лидера Православия, больше связан с Запад, тогда как Московский Патриарх, возглавляющий Русскую Церковь, имеет более традиционную позицию, наряду с другими отличиями.
Независимо от тонкостей истории, знайте: решение Украинской церкви о разделении в 2018 году было расценено как «историческое». В то время бывший президент Украины Петр Порошенко похвалил этот шаг.
«Этот день войдет в историю как священный день… день окончательной независимости от России», — сказал он.
youtube.com/embed/QI4bq-kZ7nA» title=»YouTube video player»>
Что дальше?
Пока неясно, что произойдет, если Россия возьмет Украину под полный контроль. Однако возможно — даже вероятно — Русская православная церковь попытается восстановить контроль над своим украинским аналогом.
Путин неоднократно давал понять, что считает Украину и Россию делящими «духовное пространство». Таким образом, этот вопрос, по-видимому, не покидал центр внимания радикального лидера.
«Украина для нас не просто соседняя страна», — сказал он недавно. «Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».
Теперь давайте еще раз посмотрим, как эти связи и тоска Путина по контролю над украинским народом сочетаются с его личными религиозными практиками. Фарли предложил убедительное резюме, проливающее некоторый свет на точку зрения Путина.
«Москва и Русская Православная Церковь развились, стали этой огромной силой… внутри Православной Церкви. Но в 2019 году Украинская православная церковь отделилась от России и была признана независимой», — сказал он. «Религия чрезвычайно важна для личности Путина, для его психики. Он погружается в ледяную воду, чтобы отметить праздник Крещения, он носит свой крестильный крест».
Во что на самом деле верит Путин?
Это возвращает нас к нашему первоначальному вопросу: что Путин думает о Боге? Опять же, непонятно.
Несмотря на то, что он говорил о вере и духовных вопросах, а также принимал участие в религиозных ритуалах, российский лидер иногда упускал возможность сказать, во что именно он верит. На самом деле, в интервью журналу Time в 2007 году он был печально известен двусмысленностью по этому поводу.
Газета сообщила Путину, что многие американцы считают Россию «безбожной страной». Подчеркнув, как Путин часто говорил о вере, Time затем спросил: «Какую роль вера играет в вашем собственном руководстве и какую роль она должна играть в правительстве и в общественной сфере?» Реакция российского лидера была взвешенной.
«Прежде всего, мы должны руководствоваться здравым смыслом, но в первую очередь здравый смысл должен основываться на моральных принципах», — сказал он. «И сегодня невозможно отделить мораль от религиозных ценностей. Я не буду расширяться, так как не хочу навязывать свои взгляды людям, у которых другая точка зрения».
На дополнительный вопрос Путина спросили, верит ли он в «Всевышнего Бога», и он ответил: «А вы?» Затем он отказался поделиться своими конкретными убеждениями по этому поводу.
«Есть вещи, которые, по моему мнению, не должны, по крайней мере, в моем положении, делиться с широкой публикой для всеобщего ознакомления, потому что это будет выглядеть как самореклама или политический стриптиз», — сказал он.
Тайны вокруг Путина сохраняются, пока продолжается его жестокое вторжение в Украину. Хотя мотивы и внутренние убеждения могут быть неочевидными, понимание православного раскола позволяет увидеть осколки всеобъемлющей битвы.
***Поскольку количество голосов, подвергающихся цензуре со стороны крупных технологий, продолжает расти, подпишитесь на ежедневную рассылку Faithwire и загрузите приложение CBN News, чтобы быть в курсе последних новостей от христианина.