Канон успение богородицы: Канон Успению Пресвятой Богородицы (2-й)

Разное

Канон Успению Пресвятой Богородицы (2-й)

Глас 4

Песнь 1

Ирмос: Отвер­зу уста моя, и напол­нят­ся Духа, и сло­во отрыг­ну Цари­це Мате­ри, и явлю­ся, свет­ло тор­же­ствуя, и вос­пою, раду­я­ся, Тоя успение.

Девы отро­ко­ви­цы, с Мари­а­ми­ею про­ро­чи­цею песнь исход­ную ныне вос­клик­ни­те: Дева бо и еди­на Бого­ма­ти ко при­я­тию Небес­но­му преставляется.

Достой­но, яко оду­шев­лен­ное Тя Небо, при­я­ша Небес­ная, Пре­чи­стая, Боже­ствен­ная селе­ния, и пред­ста, свет­ло укра­ше­на, яко Неве­ста, Все­не­по­роч­ная, Царю и Богу.

Песнь 3

Ирмос: Твоя пес­но­слов­цы, Бого­ро­ди­це, живый и неза­вист­ный Источ­ни­че, лик себе сово­куп­ль­шия, духов­но утвер­ди, в Боже­ствен­ней памя­ти Тво­ей вен­цев сла­вы сподоби.

От мерт­вых чресл про­из­вед­ши­ся, есте­ством подоб­на, Чистая, исхож­де­ние раз­ре­ши, рожд­ши же сущую Жизнь, к Жиз­ни пре­ста­ви­ся Боже­ствен­ней и Ипостасней.

Лик Бого­сло­вов от конец, свы­ше же Ангел мно­же­ства к Сио­ну идя­ху все­силь­ным мано­ве­ни­ем, досто­долж­но, Вла­ды­чи­це, Тво­е­му погре­бе­нию служаще.

Седален

Бла­жим Тя, вси роди, Бого­ро­ди­це Дево, в Тя бо Невме­сти­мый Хри­стос Бог наш вме­сти­ти­ся бла­го­во­ли. Бла­же­ни есмы и мы, пред­ста­тель­ство Тя иму­ще: день бо и нощь моли­ши­ся о нас и роди хри­сти­ан­стии Тво­и­ми молит­ва­ми утвер­жда­ют­ся. Тем, вос­пе­ва­ю­ще, вопи­ем Ти: радуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с Тобою.

Песнь 4

Ирмос: Неиз­след­ный Божий Совет, еже от Девы вопло­ще­ния Тебе, Выш­ня­го, про­рок Авва­кум усмот­ряя, зовя­ше: сла­ва силе Тво­ей, Господи.

Чудо бяше зре­ти Небо всех Царя оду­шев­лен­ное, испраж­не­ния пре­хо­дя­щее зем­ная, яко чуд­на дела Твоя! Сла­ва силе Тво­ей, Господи.

Аще и непо­стиж­ный Сея Плод, Имже небе­са быша, погре­бе­ние при­ят волею, яко мертв; како погре­бе­ния отвер­жет­ся неис­ку­со­брач­но Рождшая?

В пре­став­ле­нии Тво­ем, Мати Божия, про­стран­ней­шее тело Твое и бого­при­ят­ное ангель­ская воин­ства свя­щен­ны­ми кри­лы тре­пе­том и радо­стию покрываху.

Песнь 5

Ирмос: Ужа­со­ша­ся вся­че­ская о чест­нем успе­нии Тво­ем: Ты бо, Неис­ку­со­брач­ная Дево, от зем­ли пре­ста­ви­ла­ся еси к веч­ным оби­те­лем и к без­ко­неч­ней жиз­ни, всем, вос­пе­ва­ю­щим Тя, спа­се­ние подавающая.

Да воз­гла­сят тру­бы бого­сло­вов днесь, язык же мно­го­ве­щан­ный чело­ве­че­ский ныне да вос­хва­лит, да огла­сит же воз­дух, без­мер­ным сияя све­том, Анге­ли да поют Пре­чи­стыя Девы успение.

Сосуд подо­ба­ше избран­ный, пени­ем Ти весь удив­ля­емь, Деви­це, исхо­ден, весь освя­щен Бого­ви, всем бого­при­я­тен, и сей истин­но явля­е­мый, Бого­ро­ди­це Всепетая.

Песнь 6

Ирмос: Боже­ствен­ное сие и все­чест­ное совер­ша­ю­ще празд­не­ство, Бого­муд­рии, Бого­ма­те­ре, при­и­ди­те, рука­ми вос­пле­щим, от Нея рожд­ша­го­ся Бога славим.

Из Тебе Жизнь воз­сия, клю­чи дев­ства не рушив­ши; како убо пре­чи­стое и живо­на­чаль­ное Твое тело иску­ше­ния смер­ти бысть причастно?

Жиз­ни быв­ши храм, жизнь прис­но­сущ­ную улу­чи­ла еси: смер­тию бо к живо­ту пре­ми­ну­ла еси, Яже Жизнь рожд­ши воипостасную.

Кондак, глас 2

В молит­вах Неусы­па­ю­щую Бого­ро­ди­цу и в пред­ста­тель­ствах непре­лож­ное упо­ва­ние гроб и умерщ­вле­ние не удер­жа­ста: яко­же бо Живо­та Матерь к живо­ту пре­ста­ви во утро­бу Все­ли­вый­ся приснодевственную.

Икос

Огра­ди моя помыш­ле­ния, Хри­сте мой, ибо Сте­ну мира вос­пе­ти дер­заю, Чистую Матерь Твою, на стол­пе гла­гол укре­пи мя и в тяж­ких мыс­лех засту­пи мя, Ты бо взы­ва­ю­щим и про­ся­щим верою моле­ния испол­ня­е­ши. Ты мне убо даруй язык при­но­сен и помысл непо­сты­ден: вся­кое бо дая­ние сия­ния от Тебе низ­по­сы­ла­ет­ся, Све­то­по­да­те­лю, во утро­бу все­ли­вый­ся приснодевственную.

Песнь 7

Ирмос: Не послу­жи­ша тва­ри Бого­муд­рии, паче Создав­ша­го, но, огнен­ное пре­ще­ние муже­ски поправ­ше, радо­ва­х­у­ся, пою­ще: пре­пе­тый отцев Гос­подь и Бог, бла­го­сло­вен еси.

Юно­ши и девы, Девыя же и Бого­ма­те­ре память чту­ще, стар­цы, и мона­си, царие и судии, пой­те: отец наших Гос­по­ди и Боже, бла­го­сло­вен еси.

Да вос­тру­бят тру­бою духов­ною горы Небес­ныя, да раду­ют­ся хол­ми, и да игра­ют Боже­ствен­нии апо­сто­ли: Цари­ца к Сыну пре­став­ля­ет­ся, с Ним царствующи.

Все­свя­щен­ное пре­став­ле­ние Боже­ствен­ныя Тво­ея и Нетлен­ныя Мате­ре пре­мир­ныя Выш­них сил сово­ку­пи чины, весе­ли­ти­ся с сущи­ми на зем­ли, Тебе пою­щи­ми: Боже, бла­го­сло­вен еси.

Песнь 8

Ирмос: Отро­ки бла­го­че­сти­выя в пещи Рож­де­ство Бого­ро­ди­чо спас­ло есть, тогда убо обра­зу­е­мое, ныне же дей­ству­е­мое, все­лен­ную всю воздви­за­ет пети Тебе: Гос­по­да пой­те, дела, и пре­воз­но­си­те Его во вся веки.

Память Твою, Чистая Дево, Нача­ла же, и Вла­сти, и Силы, Анге­ли, Архан­ге­ли, Пре­сто­ли, Гос­под­ства, Херу­ви­ми сла­вят и страш­нии Сера­фи­ми; чело­ве­че­ский же род — поем и пре­воз­но­сим во вся веки.

Иже стран­но все­ли­вый­ся, Бого­ро­ди­це, в чистое чре­во Твое, вопло­ща­емь, Сей, все­свя­щен­ный дух Твой при­ем, у Себе упо­кои, яко долж­ник Сын. Тем­же Тя поем, Дево, и пре­воз­но­сим во вся веки.

О, выше ума чудес Прис­но­де­вы же и Бого­ма­те­ре! Во гроб бо все­ль­ши­ся, пока­за рай. Ему­же пред­сто­я­ще днесь, раду­ю­ще­ся, поем: Гос­по­да пой­те, дела, и пре­воз­но­си­те Его во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земно­род­ный да взыг­ра­ет­ся, Духом про­све­ща­емь, да тор­же­ству­ет же Без­п­лот­ных умов есте­ство, почи­та­ю­щее свя­щен­ное пре­став­ле­ние Бого­ма­те­ре, и да вопи­ет: радуй­ся, Все­б­ла­жен­ная Бого­ро­ди­це, Чистая Приснодево.

При­и­ди­те в Сион, на Боже­ствен­ную и туч­ную Гору жива­го Бога, воз­ра­ду­ем­ся, Бого­ро­ди­цу зря­ще: к зело бо луч­шей и Боже­ствен­ней сени, яко Матерь, Сию во Свя­тая свя­тых Хри­стос престави.

При­и­ди­те, вер­нии, ко гро­бу при­сту­пим Божия Мате­ре и обы­мем, серд­цы и уст­на­ми, оче­сы и лицем чисто при­ка­са­ю­ще­ся и почер­па­ю­ще исце­ле­ний неза­вист­ныя дары от источ­ни­ка приснотекущаго.

При­и­ми от нас песнь исход­ную, Мати жива­го Бога, и све­то­нос­ною Тво­ею и Боже­ствен­ною осе­ни бла­го­да­тию, воин­ству — побе­ди­тель­ная, хри­сто­люб­ным людем — мир, остав­ле­ние — пою­щим и душам спа­се­ние подающи.

Светилен

Апо­сто­ли, от конец сово­куп­ль­ше­ся зде, в Геф­си­ма­ний­стей веси погре­би­те тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, при­и­ми дух Мой. (Три­жды)

Канон Успению Пресвятыя Богородицы — Русская вера

Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста на следующий день.
 

——————————————————————

Общее начало и конец всем канонам →
Порядок чтения по уставу
——————————————————————
 

Тропарь, глас 1-й

В рожестве девство сохранила еси, и во успении мира не остави Богородице: преставибося к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими, избавляеши от смерти душа наша.
 

Песнь 1. Ирмос

Преукрашена божественою славою, священная и славная Дево память Твоя, вся собра на веселие верныя, начинающи Мариам, с лики и тимпаны, Твоему поюще Единородному, славно яко прославися.

Запев: Пресвятая Госпоже Богородице, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе (поклон).

Да провождают невеществении чинове, небошественое в Сион божественое тело Твое. Внезапу же стекшеся апостол множество, от конец Богородице, Тебе предсташа купно, с ними же Пречистая, Твою честную Дево память славим.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Победныя почести взят на естество Чистая, Бога рождьши, обаче же подобящися Творцу Своему и Сыну, паче естества повинуешися естественым законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи.

И ныне. (Повторяем стих).

Катавасия: Спаси от бед рабы Своя Богородице Дево, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и заступлению (поклон). Господи помилуй (3 раза
с поклонами).
 

Песнь 3. Ирмос

Содетельная и содержащая вся, Божия сила и мудрость, непреклонну и недвижиму, Церковь Свою утверди Христе. Един бо еси свят, и на святых почиваяи.

Запев. Жену Тя мертвену, но паче естества и Матерь Божию, видевше Пренепорочная славнии апостоли, ужасно прикасахуся руками, славою облистающу, яко богоприятное селение видяще.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Постиже суд руце досадителя дерзаго, усечение нанесыи: Богу сохраньшу, честь одушевленому киоту, славою Божества, в Нем же слово плоть бысть.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.

Слава, и ныне. Ипакой, глас 5-й. Блажим Тя вси роди Богородице Дево, в Тя бо невместимыи Христос Бог наш, вместитися изволи: блажени есмы, и мы Предстательницу Тя имуще, день бо и нощь молишися за ны, и скипетры Царствия Твоими молитвами утвержаются. Тем благодаряще вопием Ти, радуися Обрадованная Господь с Тобою.
 

Песнь 4. Ирмос

Речи пророк и гадания, воплощение прорекоша от Девицы Твое Христе: свет блистания Твоего, в свет языком изыдет, и возгласит Ти бездна с веселием, силе Твоей слава Человеколюбче.

Запев. Видите людие и чудитеся, гора бо святая явственая Богу, в небесныя обители превыше вземлется, небо земленое, в небесное и нетленное селение вселяемо.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Жизни присносущныя и лучшия, смерть Твоя бысть преходна Чистая, от тленныя, к божественей воистину и непреходимей преводя Тя Чистая, с веселием Сына зрети Своего и Господа.

И ныне. Взяшася двери небесныя, и Ангели воспеша, и приятова Христос, девства Своея Матере сосуд, Херувими подъяша с веселием, Серафими же славят радующеся. Катавасия.
 

Песнь 5. Ирмос

Божию и неизреченную доброту, дел Твоих Христе исповем: от присносущныя бо славы, присносущное сличное просвещеи сияние, из девически утробы, сущим во тме и сени воплощься восия Солнце.

Запев. Яко на облаце Дево апостольскии лик носим к Сиону от конец, служити Тебе облаку легкому собирашеся, от Нея же Вышнии Бог, сущим во тме и сени, праведное возсия солнце.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Труб богоприятнии языцы, богословных мужей, благогласнее Богородице вопияху, исходную возглашающе песнь пояху духом, радуися нетленныи Источниче, Божия живоначальнаго и спасенаго всем воплощения.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
 

Песнь 6. Ирмос

Морскии пучинородныи китов, внутрь Божии огнь, тридневнаго Ти погребения воображение, Ему же Иона пророк явися, спасен бо яко же прежде страждаше, неврежден вопияше, пожру Ти со гласом хваления Господи.

Запев. Дает Ти яже превыше естества Царь всех и Бог, в рожестве бо Деву якоже сохрани, тако и во гробе тело соблюде нетленно, и спрослави божественым преставлением, честь Тебе яко Сын Матери даруя.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Воистину Тя яко светел свещник невещественаго света, кадильницу златую божественаго угля, во Святая Святых всели, ручку и жезл, скрижаль богописанну, ковчег святыи, трапезу слова жизни, Дево рожество Ти.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. В молитвах неусыпающую Богородицу, и в заступлениих известное упование, гроб и смерть не удержаста: яко бо Живота Матерь, на живот престави, иже во утробу вселивыися приснодевственую.

Икос. Огради ми помышления Спасе мой, ибо стену миру воспети дерзаю, пречистую Матерь Твою. На столпе глагол укрепи мя, и в тяжких мыслех заступи мя. Ты бо взывающим, и просящим верою, моления исполняеши, Ты убо даруй ми язык приносен, и помысл непостыден, всяко бо даяние сияния, о Тебе низпосылается Светоподателю, иже во утробу вселивыися приснодевственную.
 

Песнь 7. Ирмос

Безстудней ярости же и огню, божественое желание сопротивляяся, огнь убо орошаше, ярости же смеяшеся, богодухновенною словесною преподобных, тривещанною цевницею противу вещая, мусикийским пищалем, посреди пламене, препрославленыи отец наших Боже благословен еси.

Запев. Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя Божественым Духом, яростию сокрушь: но сего Владыка, рождьшую невреждену в небесныя сохрань домы, ныне внутрь всели, с нею играюще вопием Христови, препрославленыи отец наших Боже благословен еси.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. В кимвалех усты чистыми, мусикийски же, сердцем светлым, доброгласною трубою, высокою мыслию, Девыя и Чистыя в нарочитыи избранныи день преставления, детельными плещуще руками вопием: препрославленыи отец наших Боже благословен еси.

И ныне. Богомудрии соберитеся людие, Божия бо славы селение, от Сиона преставляется, к небесному жилищу, идеже глас чист празднующих, глас несказанна радования, и в веселии вопиющих Христови, препрославленыи отец наших Боже благословен еси. Катавасия.
 

Песнь 8. Ирмос

Пламень орошая преподобныя, злочестивыя же опаляя, Ангел Божии всемощныи, показа отроком. Живоначальныи же источник содела Богородицу, тлю смерти, и живот точащую поющим, Содетеля Единаго поем избавлении, и превозносим Его во веки.

Запев. Глаголы последоваху, божественому ковчегу священному, все множество богословец в Сионе, камо идеши ныне скиние зовуще, Бога живаго; не оскудей призирающи верою поющия, Содетеля Единаго поем избавлении, и превозносим Его во веки.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Яко да воздевши руце, исходиши Всенепорочная, руце ими же Бога носила еси плотию, с дерзновением яко Мати рече к Рожденному, яже Ми дал еси, во веки сохрани вопиющия Ти: Содетеля Единаго поем избавлении, и превозносим Его во веки.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
 

Песнь 9. Мрмос

Побеждаются естества пределы, в Тебе Дево чистая. Девствует бо рожество, и живот обручает смерть. По рожестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородицу Тя величающия.

Запев с поклоном. Дивляхуся Ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу рукама носяща; пречисто бо Рождьшей, сынолепно провозглашааше, гряди Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Опрята лик апостольскии, богоприятное тело Твое, со страхом зряще, и гласом велиим вещающе, в небесныя домы к Сыну восходиши, спасай присно Богородице достояние Свое.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.

Задостойник: Величай душе моя, иже от земли на Небо честное преставление Божия Матери.

Ангели Успение Пречистыя зряще удивишася како Девая восходит от земли на Небо.

Побеждаются естества пределы, в Тебе Дево чистая. Девствует бо рожество, и живот обручает смерть. По рожестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородицу Тя величающия. (Поклон земной)

Отпуст: Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, честнаго и славнаго Ея Успения, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Успение Пресвятой Богородицы в истории | Ответы католиков

Это одна из причин, почему у нас есть мощи апостолов и так много величайших святых и мучеников в истории. Но никогда не было ни одной реликвии тела Марии? Как бы ни почиталась Мария, это было бы очень странно, если бы не факт принятия ее тела.

2 . На историческом фронте о. Майкл О’Кэрролл в своей книге « Theotokos: A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary» , пишет:

Уже некоторое время нам известно, что были широко распространены «Рассказы о переходе», датируемые шестым веком, которые учат славному Успению Марии. Именно провозглашение папой Пием XII догмата Успения возродило интерес к этим рассказам о конце жизни Марии. В 1955 году о. А.А. Венгер опубликовал L’Assomption (стр. 59).

Фр. Венгер нашел греческий манускрипт, который подтвердил то, что ученые ранее считали правдой. Поскольку существовали целые семейства манускриптов из разных уголков мира в шестом веке, которые рассказывали похожую историю Успения Марии, должны были быть и предыдущие манускрипты, из которых все получали свои данные. о. Венгер обнаружил один из этих более ранних манускриптов, который, как считается, был источником, который позже использовал Иоанн Фессалоникийский в шестом веке в своем учении об Успении. о. О’Кэрролл продолжает:

Несколько лет спустя М. Хайбах-Райниш добавил к досье раннюю версию Псевдо-Мелито, самого влиятельного текста, использовавшегося в Латинской церкви. Теперь было ясно, что это могло быть датировано раньше, чем шестым веком. . . . В. Аррас утверждал, что нашел его эфиопскую версию, которую он опубликовал в 1973 году; его сходство с ирландским текстом придало последнему новый статус. В том же году г-н Ван Эсбрук представил григорианскую версию, которую он обнаружил в Тифлисе, а другую, псевдовасилийскую, в следующем году нашел на Афоне.

Многое еще предстоит изучить. Сирийские фрагменты приобрели большее значение, поскольку один комментатор относит их к третьему веку. Вся история в конечном итоге будет помещена раньше, вероятно, во втором веке.

Это важно. Недавно обнаруженные сирийские фрагменты рассказов об Успении Богородицы датируются еще III веком. И, несомненно, есть еще рукописи, которые можно найти. Следует помнить, что когда мы говорим об этих «транзитных рассказах», мы говорим не только о древних рукописях и фрагментах рукописей, но и о двух разных «семействах» рукописей, написанных на девяти языках. Все они согласны с Успением Марии и предполагают, что эта история уже была широко известна.

Гностическая басня или христианская истина?

А как насчет тех, кто утверждает, что Успение Марии не более чем гностическая басня? Или тех, кто утверждает, что исторические нарративы об Успении Марии были осуждены папой Геласием I? Джеймс Уайт в своей книге Мария — еще один Искупитель?, заходит так далеко, что утверждает: Рима, Геласий I! Поразительна ирония: то, что было определено епископом Рима как ересь в конце пятого века, становится самой догмой в середине двадцатого! (стр. 54).

Рассуждения мистера Уайта неверны по нескольким причинам.

1. Даже если бы это был папский документ, Decretum Gelasianum не был бы «определением» римского епископа, объявляющего Успение Марии ересью, как утверждает Уайт. В документе такого утверждения нет. Он дает нам довольно длинный список названий апокрифических книг после перечисления признанных книг Библии. Вот и все. Одно из этих названий, объявленное «апокрифическим», упоминается как: « Liber qui appellatur  ‘Transitus, id est Assumptio saintae Mariae ‘», что переводится как «Книга, которая называется «Поднятая, то есть Успение Пресвятой Богородицы».

Уайт, очевидно, думал, что это документ. осудил как ложное учение об Успении Богородицы. Но это не так. Исторически этот документ вообще не осуждает какие-либо доктрины в перечисленных в нем книгах; он объявляет сами книги апокрифическими и, следовательно, не входящими в канон Писания.

Это было бы чем-то вроде отказа Церкви от Успения Моисея и Книги Еноха как апокрифических произведений. Тот факт, что эти произведения апокрифичны, не мешает св. Иуде (9; 14) цитировать их обоих в Священном Писании. То, что произведение объявляется апокрифическим или даже осуждается, не означает, что в нем вообще нет истины.

2. Сегодня ученые задаются вопросом, написал ли Папа Геласий то, что в народе называют Dectretum Gelasianum . Согласно Оксфордскому словарю христианской веры (стр. 462), он, вероятно, был написан в шестом веке (папа Геласий умер в конце пятого века) в Италии или Галлии и, скорее всего, вообще не был папским произведением. На самом деле, на протяжении многих лет его ложно приписывали нескольким разным папам.

3. Если бы папа искренне осудил учение об Успении, великие святые и защитники православия, такие как св. Григорий, а позднее св. Иоанн Дамаскин, не учили бы его. Далее, мы бы нашли других авторов, осуждающих это учение, поскольку оно становилось все более и более популярным во всем мире. И мы, конечно, не увидели бы, что Успение совершается в литургии так, как это происходит уже в пятом веке в Палестине, Галлии в шестом, повсеместно на Востоке в седьмом веке и на Западе в восьмом веке. Далеко не осуждая Успение, это показывает, насколько действительно широко было распространено это учение.

Почему древнейшие отцы не пишут об Успении?

Наиболее очевидной причиной было бы то, что когда гностики, которые были одними из главных врагов Веры в первые века христианской эры, согласились с Церковью по этому вопросу, не было бы нужды защищать учение. Другими словами, нет никаких записей о том, чтобы кто-то не соглашался по этому вопросу. Мы также не находим работ самых ранних Отцов о безбрачии Иисуса, но это тоже, скорее всего, было связано со всеобщим согласием по этой теме. Большая часть раннехристианской литературы носила апологетический характер. Подобно Новому Завету, он в основном касался проблемных областей в Церкви, которые необходимо было решать.

Тем не менее, нет никаких письменных доказательств, подтверждающих предположение. Согласно о. О’Кэрролла ( Theotokos , 388), теперь у нас есть то, что некоторые считают проповедью четвертого века о пророке Симеоне и Пресвятой Деве Марии Тимофеем, священником из Иерусалима, в которой утверждается, что Мария «бессмертна до настоящего времени». время через того, кто имел в ней свою обитель и кто воспринял и возвысил ее над высшими областями».

Очевидно, в циркулирующих историях об Успении Марии существовали разногласия относительно того, была ли она взята живой или уже умершей. Но была ли она принята или нет, не было вопросом. Действительно, Церковь и по сей день не решила окончательно вопрос о том, умерла Мария или нет, хотя на уровне Обыкновенного Магистериума она учит, что Мария умерла — например, в 9 папе Пия XII.0007 Munificentissimus Deus , 17, 20, 21, 29, 35, 39 и 40.

Переосмысление св. Епифания

Я считаю, что работа св. Епифания нуждается в пересмотре, когда речь идет об Успении Марии. Этот великий епископ и защитник ортодоксии может дать нам ключевое представление о древности Успения, написанного ок. 350 г. н.э. В свой классический « Панарион » («Хлебница») или «Опровержение всех ересей» он включает восемьдесят восемь разделов, посвященных множеству самых опасных ересей своего времени. В разделах 78 и 79, он имеет дело с одной конкретной сектой, состоящей в основном из женщин, называемых «Коллиридианками». Очевидно, эта секта «посвятила» женщин в «жрицы» и почитала Марию как богиню, принося ей жертвы. Св. Епифаний осуждает это самым решительным образом:

Ибо я слышал, в свою очередь, что другие, которые не в своем уме насчет этой святой Приснодевы, делали все возможное и делают все возможное, в тисках и безумия, и глупости, чтобы заменить ею Бога. Ибо говорят, что какие-то фракийские женщины там, в Аравии, ввели эту чушь, и что они пекут хлеб во имя Приснодевы, собираются вместе, покушаются на излишество и совершают запретное, кощунственное деяние во имя святой Девы, и принесите жертву во имя ее с женщинами-служителями.

Это совершенно нечестиво, незаконно и отличается от послания Святого Духа, и поэтому является чистой работой дьявола. . .

И нигде женщина не была священником. Но я перейду к Новому Завету. Если бы Богом было предопределено, чтобы женщины были священниками или выполняли какую-либо каноническую функцию в Церкви, то сама Мария, если кто-либо другой, должна была выполнять функции священника в Новом Завете. Она удостоилась родить во чреве своем царя всего, Бога небесного, Сына Божия. Чрево ее сделалось храмом и по милости Божией и страшной тайне было уготовано быть жилищем человеческого естества Господа. Но Богу не угодно было, чтобы она была священником.

Эти женщины, которые поклонялись Марии, как если бы она была богиней, несомненно, были хорошо знакомы с «Историями о переходе» и учили бы Успению Марии. На самом деле, похоже, они учили, что Мэри вообще никогда не умирала. Это соответствовало бы словам Иоанна Фессалоникийского, Тимофея Иерусалимского и других, которые учили этому среди христиан. Однако эти женщины доводили Марию и Успение до крайности, поклоняясь ей. Что интересно здесь, так это то, что среди осуждения коллиридиан св. Епифаний дает нам в разделе 79of Panarion , прямое утверждение, которое многие сегодня упускают из виду:

Однако, подобно телам святых, она была почитаема за свой характер и понимание. И если я должен еще что-нибудь сказать в ее похвалу, она подобна Илии, который был девственником от чрева матери своей, всегда оставался таковым и был вознесен, но не видел смерти.

Св. Епифаний ясно указывает на свое личное согласие с идеей о том, что Мария была вознесена на небо, никогда не умирая. В другом месте он разъяснит тот факт, что он не уверен, и никто не уверен 9.0007 по крайней мере не окончательно так , о том умерла она или нет. Но он никогда не говорит того же о самом Успении. Это, казалось, не вызывало сомнений. Сравнивая ее с Илией, он указывает, что она была вознесена телесно, как Церковь продолжает учить 1600 лет спустя.

Заключительная мысль

Со времени провозглашения догмата Успения Богородицы было сделано много новых открытий. Теперь у нас есть письменных свидетельств веры в Успение Марии еще в третьем веке. Хотя для нас, католиков, нет необходимости в письменном свидетельстве вплоть до второго века, потому что у нас есть Священное Предание и Священное Писание в интерпретации Магистериума Церкви прежде всего, которое уже дало нам истину Дело в том, что я считаю действительно захватывающим, что новые исторические открытия продолжают делаться и в очередной раз. . . и снова . . . и опять они подтверждают Веру отцов наших.

Если вам понравилось и вы хотите узнать больше, нажмите здесь.

Корреджо, Успение Богородицы – Smarthistory

Корреджо, Успение Богородицы , 1526-30, фреска, 35′ 10″ x 37′ 11″ (Пармский собор, Парма, Италия)

Развевающиеся драпировки и обнаженные конечности

«Похлебка из лягушачьих лапок», — проворчал Джироломо Тирабоски, взглянув на купол пармского собора, где он служил священником в конце 18 века. Корреджо Успение Богородицы , вихрь развевающихся драпировок и обнаженных конечностей поднялся над ним. Величайшие горожане Пармы заказали фреску в 1522 году, вскоре после того, как папство освободило город от оккупационных войск французского короля. Венчающая самое важное священное пространство Пармы, фреска не только иллюстрирует радостное воссоединение Девы Марии с ее сыном, но также визуализирует ключевые католические доктрины, прославляет возвращение города Папской области (земли, управляемой Папой) и символизирует окончательный союз верующие с божественным в конце времен.

Многочисленные средневековые тексты повествуют о последних днях Девы Марии. Согласно популярной Golden Legend , Апостолы чудесным образом перенеслись в дом Богородицы в момент ее смерти. Они совершили последний обряд и поместили ее тело в гробницу, но через три дня узнали, что она, как и Христос, была вознесена на небеса.

Пармский собор с видом на восток (фото: Saiko, CC BY-SA 3. 0)

Знакомство с фреской

В соборе Пармы повествование об Успении разворачивается по мере того, как верующий движется от главного входа по центральному проходу ( неф), к главному алтарю, расположенному прямо под куполом. Со стороны входа потолок нефа загораживает обзор купола. Только св. Иоанн Креститель и св. Хилари Пойтерс, святые покровители Пармы, видны в треугольных нишах (скребках), поддерживающих купол. Св. Иоанн обнимает Агнца, символ Христа, в то время как св. Иларий указывает одной рукой на неф, а другой указывает вниз на алтарь, направляя зрителя к литургическому центру собора.

Апостолы с бескрылыми ангелами (фрагмент), Корреджо, Успение Богородицы , 1526-30, фреска, 35′ 10″ x 37′ 11″ (Пармский собор, Парма, Италия)

Затем приходят апостолы в поле зрения. Эти прочные фигуры стоят на выступе, выполненном в поразительной перспективе trompe l’oeil («обманывать взор») вокруг восьмиугольного основания купола. Одни заслоняют глаза от сияния божественного света; другие взволнованно жестикулируют, их драпировки взволнованы не только энергией их жестов, но и потусторонней силой, которая тянет Деву вверх. На невысокой стене за апостолами бескрылые ангелы заняты разнообразными погребальными обрядами; одни стремятся к пламени масляных ламп в форме золотых канделябров, другие наполняют цензоры или жгут ароматные ветки кипариса.

Преданный идет вперед, чтобы увидеть, что так изумляет Апостолов. Дева Мария появляется сидящей на облаке, которое плывет в пространстве, ограниченном куполом. Резвящиеся ангелы в возрасте от младенцев до подростков населяют концентрические полосы облаков, простирающиеся до вершины купола. Мэри скручивает свое тело и раскрывает руки, когда она поднимается к золотому свету небес.

Адам и Ева с Девой Марией (фрагмент), Корреджо, A Успение Богородицы , 1526-30, фреска, 35′ 10″ x 37′ 11″ (Пармский собор, Парма, Италия)

Адам и Ева появляются справа и слева от Богородицы. Ева протягивает яблоко, символ своего непослушания, Деве Марии; Адам касается своей груди, как будто признавая свою вину. Этот вид Марии, созданной Адамом и Евой и поднимающейся к свету, был последним, увиденным непрофессионалом. Его послание ясно: Дева Мария восстанавливает связь между человеческим и божественным, нарушенную греховностью Адама и Евы. Ее послушание воле Бога сделало ее избранным сосудом Воплощения и принесло ей место рядом с Христом на небесах.

Зарезервировано для священников

Во время создания фрески верующие получали Евхаристию (хлеб, который был освящен или ритуально превращен в тело Христа, согласно католической доктрине пресуществления) у подножия храма. лестница, ведущая к главному алтарю, именно там появляется Мария, восходящая к небесному свету. Безбородая фигура Христа становится видна только дальше по лестнице, в зоне, отведенной для духовенства. Христос парит прямо над жертвенником, где освящается хлеб. Его белая одежда поднимается вверх, когда он спускается, чтобы встретить свою мать, его руки подняты в мощном жесте, открывающем небеса и воскрешающем мертвых. Эта же божественная сила также превращает хлеб на жертвеннике внизу в его тело.

Если смотреть на фреску с главного алтаря, прямо под вершиной купола, пренебрежительное замечание Тирабоски имеет некоторую обоснованность. Зритель изо всех сил пытается разобраться в множестве конечностей, которые парят над головой в крайнем ракурсе, затемняя разборчивость повествования. Повествование наиболее ясно с косой точки зрения мирян, подошедших к фреске из нефа собора. Духовенство, взирая вверх от главного алтаря или своих мест в клиросе, видело прежде всего царство небесное.

Предельный ракурс

Необычное и, казалось бы, неблагопристойное изображение Христа в предельном ракурсе, с обнаженными юношескими ногами, сделанное Корреджо, привлекает внимание к физическому облику Христа, а значит, и к Его Воплощению через Деву Марию, и к Его телесному присутствию в Евхаристии. Фреска Корреджо, написанная в течение первого десятилетия протестантской Реформации, наглядно подтвердила католические доктрины, подвергшиеся нападкам, в частности доктрины пресуществления, статуса Марии как заступницы и роли церкви в человеческом искуплении.

Изображение Христа в крайнем ракурсе (фрагмент), Корреджо, Успение Богородицы , 1526-30, фреска, 35′ 10″ x 37′ 11″ (Пармский собор, Парма)

Иллюзия небес

В сакральной архитектуре Римской и Византийской империй купола рассматривались как символы неба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts