Канон василию великому: Канон святителю Василию Великому — Молитвослов

Разное

Канон святителю Василию Великому — Молитвослов

глас 2

Песнь 1

Ирмос: Гря­ди­те, людие, поим песнь Хри­сту Богу, раз­дель­ше­му море и настав­ль­ше­му люди, яже изве­де из рабо­ты еги­пет­ския, яко прославися.

Тво­е­му гла­су подо­ба­ше при­и­ти, Васи­лие, нача­ти хотя­щим хва­лы твоя, но, отче, моль­бу при­ем, бла­го­дать пода­вай неза­вист­но нам.

Доб­ро­де­те­лей ты жесто­кий шество­вал еси путь, в глад­кий дости­гл еси и несо­про­тив­ный Небес­ный вос­ход и всем явил­ся еси образ, Василие.

Страст­ное взыг­ра­ние, томя­щее плоть, любо­муд­рия жела­ни­ем нака­зал еси, тем­же в нетлен­ных водво­ря­е­ши­ся Цар­стви­их, отче Василие.

Душев­ныя стра­сти бла­го­по­треб­но, Васи­лие, вку­пе же и телес­ныя, духов­ным посекл еси мечем, себе же Вла­ды­це жерт­ву при­несл еси.

Ты, быв неиз­ре­чен­ных таин­ник, Васи­лие, Хри­сто­ву Цар­ствию тай­но­на­учил еси, свя­щенне отче, яве Тро­и­че­ский свет обли­стал еси нам.

Бого­ро­ди­чен: Кто изре­щи Твое по досто­ин­ству воз­мо­жет, еже паче сло­ва зача­тие? Бога бо роди­ла еси пло­тию, Все­чи­стая, нам явль­ша­ся Спа­са и Господа.

Песнь 3

Ирмос: Утвер­ди нас в Тебе, Гос­по­ди, Дре­вом умерщ­влей грех, и страх Твой вса­ди в серд­ца нас, пою­щих Тя.

Спри­те­че Хри­сто­ву и спро­сия память твоя, отче, Рож­де­ству, Его­же неска­зан­ное таин­ство тво­и­ми учень­ми яве сотво­рил еси.

Стра­хом Гос­под­ним утвер­жда­ем, нача­ло бо муд­ро­сти сей есть, любо­вию луч­шею впе­рил­ся еси пре­муд­ро­сти, о Василие.

Нака­за­ния быв вся­ка­го испол­нен, не ток­мо доль­на­го и попи­ра­е­ма­го, мно­го же паче луч­ша­го, пока­зал­ся еси миру свет, Василие.

Васи­лие пре­муд­ре, вшел еси дея­ни­ем, и дея­ние вше­ствие виде­ния Боже­ствен­ней­ша­го пока­зал еси, и сущих разу­му научил­ся еси яве.

Бого­ро­ди­чен: Без­се­мен­но во чре­ве Бога зача­ла еси и раж­да­е­ши неска­зан­но вопло­щен­на, на Него­же зре­ти не сме­ют, Чистая, Небес­ных силы, Приснодево.

Седален, глас 8.

Пре­муд­ро­сти сло­ва навык и писа­ние зако­на отло­жив, всем про­по­ве­дал еси бла­го­да­ти сло­во и душ скри­жа­ли угла­дил еси сло­ве­сы тво­и­ми, в них­же начер­тал еси Боже­ствен­ная уче­ния. Тем­же и мрак про­шед обла­ком покро­ва теле­се, и про­си­ял еси духом, свя­ти­те­лю Васи­лие. Моли Хри­ста Бога гре­хов остав­ле­ние пода­ти чту­щим любо­вию свя­тую память твою.

Песнь 4

Ирмос: Услы­шах, Гос­по­ди, слух Тво­е­го смот­ре­ния, и про­сла­вих Тя, Едине Человеколюбче.

Укра­ша­ет­ся Рож­де­ством Хри­сто­ва неве­ста Цер­ковь, тако и памя­тию тво­ею, всеблаженне.

Непре­бо­рим явил­ся еси, по Бозе боря, Васи­лие, во всех Того пове­ле­нию покаряяся.

Церк­ви пода­де­ся от Бога ограж­де­ние и сте­на твер­да, Васи­лие всеблаженне.

Сопро­ти­во­бож­ным сечи­во ты сека­тель­ное и огнь, пояда­яй пре­лесть, явил­ся еси, отче Василие.

Бого­ро­ди­чен: Молим Тя, Чистая, яже Бога без­се­мен­но зачен­ши, прис­но моли­ти за рабы Твоя.

Песнь 5

Ирмос: Све­та Пода­те­лю и веков Твор­че, Гос­по­ди, во све­те Тво­их пове­ле­ний наста­ви нас, раз­ве бо Тебе, ино­го бога не знаем.

Водит воис­ти­ну сугуб Цер­ковь празд­ник днесь обре­за­ния, яко мла­ден­ца Вла­ды­ки, явль­ша­го­ся на зем­ли, и память раба, муд­ра и треблаженна.

Непо­сти­жи­мый свет почив в тебе, пре­по­добне, пре­свет­лу све­щу миру тя пока­за Хри­стос, тем­же память твою поем, Василие.

Все­тем­но напи­сан­ное в Синаи бытие Мои­се­ем, ты, ска­зуя от Боже­ствен­ных сокро­вищ, начер­тал еси всем, преб­ла­женне Василие.

Ни зако­но­по­лож­ник Мои­сей, ни пер­вее зако­на Иосиф бысть, иже по тебе пищи пше­ни­цо­ме­ри­тель: Боже­ствен­ныя бо пло­ти сам раз­дро­би­тель явил­ся еси, Василие.

Бого­ро­ди­чен: Тебе, рожд­шей Хри­ста, всех Соде­те­ля, зовем: радуй­ся, Чистая, радуй­ся, Свет воз­си­яв­шая нам, радуй­ся, вме­стив­шая Бога Невместимаго.

Песнь 6

Ирмос: Без­дна мя мно­га гре­хов­ная окру­жа­ет, и вопию Ти, про­ро­ка под­ра­жа­яй: от тли мя, Гос­по­ди, возведи.

Напи­тал еси души, таю­щия гла­дом, нищих обиль­но и алчу­щих серд­ца вся­ка­го испол­нил еси, Васи­лие, Боже­ствен­на­го веселия.

Напи­тал еси, богат­но алчу­щия пищею Небес­ною: хлеб бо Ангель­ский есть сло­во твое, Васи­лие, имже изря­ден пше­ниц­ода­вец был еси.

Собрал еси пчель­ный, Васи­лие, любо­труд­но доб­ро­де­те­ли вся­кия цвет и, худог быв, в них­же ублажаешися.

Пот­щал­ся еси мира отлу­чи­ти­ся и с Богом пожи­ти, тем­же несто­я­тель­ная и тлен­ная, все­б­ла­женне Васи­лие, оставль, пре­бы­ва­ю­щая, яко мудр, стя­жал еси.

Бого­ро­ди­чен: Спа­си от бед рабы Твоя, Бого­ро­ди­це, яко вси по Бозе к Тебе при­бе­га­ем, яко к Неру­ши­мей Стене и Предстательству.

Кондак, глас 4

Явил­ся еси осно­ва­ние непо­ко­ле­би­мое Церкве, подая всем некра­до­мое гос­по­дь­ство чело­ве­ком, запе­чат­лея тво­и­ми велень­ми, небо­яв­ленне Васи­лие преподобне.

Икос:

Цело­муд­рия чаша, уста пре­муд­ро­сти и сте­пень уче­ний, Васи­лий Вели­кий всем обли­ста­ет мыс­лен­но. При­и­ди­те убо, и ста­нем в дому Божии, теп­ле взи­ра­ю­ще, чуде­сы сего кра­ся­ще­ся, яко­же лучею, обли­став­ше­ся жития, чистым духом про­хла­жд­ше­ся, подо­бя­ще­ся того вере, и теп­ло­те, и сми­ре­нию, ими­же дом яви­ся есте­ства Божия. К нему­же вопи­ю­ще, поем: небо­яв­ленне Васи­лие преподобне.

Песнь 7

Ирмос: Обра­зу зла­то­му, на поле Деи­ре слу­жи­му, трие Твои отро­цы небре­го­ша без­бож­на­го веле­ния, посре­де же огня ввер­же­ни, оро­ша­е­ми, поя­ху: бла­го­сло­вен еси, Боже отец наших.

Образ Отца Сын, и Сына Дух есть. Ты же Духа, о Васи­лие, несквер­не­но зер­ца­ло, дом же всея Тро­и­цы. Бла­жен­на память твоя, и сла­вя­щии ю воспрославляются.

Углу­бив ум во глу­би­ны Божия непо­сти­жи­мыя и собрав мно­го­цен­ный ты бисер разу­ма, напол­нил еси мир пре­муд­ро­стию и зва­ти научил еси: бла­го­сло­вен еси, Боже отец наших.

О, еди­но дох­но­ве­ние ума свя­щен­ных сопруг, яко­же еди­на душа во двою теле­сех нераз­дель­но: в Гри­го­рии Васи­лий, жела­ни­ем Боже­ствен­ным сово­куп­ле­ни, в Васи­лии же Гри­го­рий, ныне моли­те Хри­ста о ста­де вашем.

Отец сирот, и вдов защит­ник, и богат­ство нищих, боля­щих уте­ше­ние и сущих в богат­стве окорм­ле­ние, ста­ро­сти жезл явил­ся еси, и нака­за­ние юно­сти, и мона­ше­ству­ю­щих доб­ро­де­те­ли пра­ви­ло, Василие.

Очи­стив от вся­ка­го тин­на­го сквер­не­ния ум, Васи­лие, сраз­смот­рил еси духов­ная желан­ным тво­им духом. Тем­же, вос­пе­вая Тро­и­цу, со дерз­но­ве­ни­ем взы­вал еси: бла­го­сло­вен еси, Боже отец наших.

Бого­ро­ди­чен: Тя купи­ну Мои­сей в горе Синай­стей огне­па­ли­му, Чистая, про­ви­дя­ше, при­ем­шую неопаль­но нестер­пи­мую зарю Неиз­гла­го­лан­на­го Суще­ства, соеди­нив­ша­го­ся дебель­ству пло­ти еди­ныя в Нем свя­тых Ипостасей.

Песнь 8

Ирмос Неиз­ре­чен­ною муд­ро­стию состав­ль­ша­го вся­че­ская Бога Сло­ва и от не сущих во еже быти при­вед­ша­го, бла­го­сло­ви­те, дела, яко Гос­по­да, и пре­воз­но­си­те во вся веки.

Неска­зан­ным Про­мыс­лом даро­вав­ша­го Васи­лия миру, свет бла­го­че­стия, тру­бу же Бого­сло­вия, бла­го­сло­ви­те, дела Гос­под­ня, Господа.

Богат­ным дей­ством все­ль­ша­ся в мудра­го Васи­лия и тем бла­го­чест­но Бого­сло­вив­ша­го, бла­го­сло­ви­те, дела Гос­под­ня, Господа.

Боже­ствен­ных тво­их сло­вес насла­див­ши­и­ся, Васи­лие, непре­стан­но в тво­ей памя­ти тор­же­ству­ю­ще, вопи­ем: бла­го­сло­ви­те, дела Гос­под­ня, Господа.

Лучи сло­вес испу­стил еси, Васи­лие, миру, све­том настав­ля­ю­щия Еди­но чество­ва­ти Трой­че­ское Есте­ство: бла­го­сло­ви­те, дела Гос­под­ня, Господа.

Бого­ро­ди­чен: Из Отца, про­шед­ша­го преж­де век, и без­лет­на­го Бога Сло­ва и в послед­няя воз­си­яв­ша из Девы, бла­го­сло­ви­те, дела Гос­под­ня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Яже преж­де солн­ца све­тиль­ни­ка Бога, воз­си­яв­ша­го, плот­ски к нам при­шед­ша­го из боку Деви­чу, неиз­ре­чен­но вопло­тив­шая, Бла­го­сло­вен­ная, Все­чи­стая, Тя, Бого­ро­ди­це, величаем.

Пер­ва­го пас­ты­ря, яко овча вер­ное Хри­сто­во, Васи­лие, живо­нос­ным сто­пам после­до­вал еси, мучи­те­лю бо твою душу, отче, пре­дал еси, доб­ле­ственне пред­бед­ствуя о Церк­ви, всеблаженне.

Цер­ков­ное все­свя­щен­ное Хри­сто­во видев сово­куп­ле­ние, тво­им укра­ше­но свя­ти­тель­ством, муд­ре, все­гу­би­тель, яко от гро­ма, трес­но­вен быв, паде­ся мучи­тель, сущия бо в тебе Духа зари не стер­пе, Василие.

Апо­сто­лов седа­ли­ща, лика же стра­да­лец Хри­сто­вых, пат­ри­ар­хов ски­нии, и пра­вед­ных сла­до­сти, и радо­сти про­ро­ков спо­до­бил­ся еси, Васи­лие: Бого­ро­ди­цы бо слу­жи­тель и Тро­и­цы таин­ник был еси.

Бого­ро­ди­чен: Пре­вы­спрен­няя вода­ми покры­ва­яй Един Гос­подь, востя­зу­яй море, без­дны же изсу­ша­яй, из Тебе, Чистая, плоть вос­при­е­мый, от Виф­ле­е­ма тщит­ся ко Иор­да­ну кре­сти­ти­ся плотию.

Светилен

Любо­муд­рия жела­ни­ем обре­зал еси, отче, души тво­ея покры­ва­ло, и миру пока­зал­ся еси, яко солн­це, чуде­сы, и вер­ных оза­рил еси мыс­ли, Бого­муд­ре, Тро­и­цы таин­ни­че, о Васи­лие муд­ре, и слу­жи­те­лю Богородицы.

Канон Святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской

14 января.

Общее начало и окончание канонов
Тропари, кондаки, величания святым
Акафисты святым угодникам Божиим

Тропа́рь свята́го, гла́с 1:

Во всю́ зе́млю изы́де веща́ние твое́, я́ко прие́мшую сло́во твое́, и́мже
боголе́пно научи́л еси́, естество́ су́щих уясни́л еси́, челове́ческия обы́чаи
украси́л еси́, ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га
спасти́ся душа́м на́шим.

Велича́ние:

Велича́ем тя, святи́телю о́тче Васи́лие, и чте́м святу́ю па́мять твою́, ты́
бо мо́лиши за на́с Христа́, Бо́га на́шего.

Стихира, глас 6:

Излия́ся благода́ть во устна́х твои́х, преподо́бне о́тче, и бы́л еси́
па́стырь Христо́вы Це́ркве, уча́ слове́сныя о́вцы ве́ровати в Тро́ицу
Единосу́щную во Еди́ном Божестве́.

Кано́н святи́теля Васи́лия, гла́с 2.

Пе́снь 1.

Ирмос: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и
наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.

Припев: Святителю отче Василие, моли Бога о нас.

Твоему́ гла́су подоба́ше приити́, Васи́лие, нача́ти хотя́щим хвалы́ твоя́,
но, о́тче, мольбу́ прие́м, благода́ть подава́й незави́стно на́м.

Доброде́телей ты́ жесто́кий ше́ствовал еси́ пу́ть, в гла́дкий дости́гл еси́ и
несопроти́вный небе́сный восхо́д и все́м яви́лся еси́ о́браз, Васи́лие.

Страстно́е взыгра́ние, томя́щее пло́ть, любому́дрия жела́нием наказа́л еси́,
те́мже в нетле́нных водворя́ешися Ца́рствиих, о́тче Васи́лие.

Душе́вныя стра́сти благопотре́бно, Васи́лие, вку́пе же и теле́сныя, духо́вным
посе́кл еси́ мече́м, себе́ же Влады́це же́ртву прине́сл еси́.

Ты́, бы́в неизрече́нных таи́нник, Васи́лие, Христо́ву Ца́рствию тайнонаучи́л
еси́, свяще́нне о́тче, я́ве Тро́ический све́т облиста́л еси́ на́м.

Богородичен: Кто́ изрещи́ Твое́ по досто́инству возмо́жет, е́же па́че сло́ва
зача́тие? Бо́га бо родила́ еси́ пло́тию, Всечи́стая, на́м я́вльшася Спа́са и
Го́спода.

Пе́снь 3.

Ирмос: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х
Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.

Спритече́ Христо́ву и спросия́ па́мять твоя́, о́тче, Рождеству́, Его́же
несказа́нное та́инство твои́ми уче́ньми я́ве сотвори́л еси́.

Стра́хом Госпо́дним утвержда́емь, нача́ло бо му́дрости се́й е́сть, любо́вию
лу́чшею впери́лся еси́ прему́дрости, о Васи́лие.

Наказа́ния бы́в вся́каго испо́лнен, не то́кмо до́льнаго и попира́емаго,
мно́го же па́че лу́чшаго, показа́лся еси́ ми́ру све́т, Васи́лие.

Васи́лие прему́дре, вшел еси́ дея́нием, и дея́ние вше́ствие виде́ния
боже́ственнейшаго показа́л еси́, и су́щих ра́зуму научи́лся еси́ я́ве.

Богородичен: Безсе́менно во чре́ве Бо́га зачала́ еси́ и ражда́еши
несказа́нно воплоще́нна, на Него́же зре́ти не сме́ют, Чи́стая, небе́сных си́лы,
Присноде́во.

Та́же седа́лен свята́го, гла́с 8.

Прему́дрости сло́ва навы́к и писа́ние зако́на отложи́в, все́м пропове́дал
еси́ благода́ти сло́во и ду́ш скрижа́ли угла́дил еси́ словесы́ твои́ми, в ни́хже
начерта́л еси́ боже́ственная уче́ния. Те́мже и мра́к проше́д о́блаком покро́ва
телесе́, и просия́л еси́ ду́хом, святи́телю Васи́лие. Моли́ Христа́ Бо́га
грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Пе́снь 4.

Ирмос: Услы́шах, Го́споди, слу́х Твоего́ смотре́ния, и просла́вих Тя́,
Еди́не Человеколю́бче.

Украша́ется я́коже Рождество́м Христо́ва неве́ста Це́рковь, та́ко и па́мятию
твое́ю, всеблаже́нне.

Непребори́мь яви́лся еси́, по Бо́зе боря́, Васи́лие, во все́х Того́
повеле́нию покаря́яся.

Це́ркви подаде́ся от Бо́га огражде́ние и стена́ тверда́, Васи́лие
всеблаже́нне.

Сопротивобо́жным се́чиво ты́ сека́тельное и о́гнь, пояда́яй пре́лесть,
яви́лся еси́, о́тче Васи́лие.

Богородичен: Мо́лим Тя, Чи́стая, я́же Бо́га безсе́менно заче́нши, при́сно
моли́ти за рабы́ Твоя́.

Пе́снь 5

Ирмос: Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х
повеле́ний наста́ви на́с: ра́зве бо Тебе́, ино́го Бо́га не зна́ем.

Во́дит вои́стинну сугу́б Це́рковь пра́здник дне́сь обре́зания, я́ко младе́нца
Влады́ки, я́вльшагося на земли́, и па́мять раба́, му́дра и треблаже́нна.

Непостижи́мый Све́т почи́в в тебе́, преподо́бне, пресве́тлу свещу́ ми́ру тя́
показа́ Христо́с, те́мже па́мять твою́ пое́м, Васи́лие.

Всете́мно напи́санное в Сина́и бытие́ Моисе́ем, ты́, сказу́я от боже́ственных
сокро́вищь, начерта́л еси́ все́м, преблаже́нне Васи́лие.

Ни законополо́жник Моисе́й, ни пе́рвее зако́на Ио́сиф бы́сть, и́же по тебе́
пи́щи пшеницоме́ритель: Боже́ственныя бо пло́ти са́м раздроби́тель яви́лся еси́,
Васи́лие.

Богородичен: Тебе́, ро́ждшей Христа́, все́х Соде́теля, зове́м: ра́дуйся,
Чи́стая, ра́дуйся, Све́т возсия́вшая на́м, ра́дуйся, вмести́вшая Бо́га
Невмести́маго.

Пе́снь 6.

Ирмос: Бе́здна мя́ мно́га грехо́вная окружа́ет, и вопию́ Ти, проро́ка
подража́яй: от тли́ мя́, Го́споди, возведи́.

Напита́л еси́ ду́ши, та́ющия гла́дом, ни́щих оби́льно и а́лчущих сердца́
вся́каго испо́лнил еси́, Васи́лие, боже́ственнаго весе́лия.

Напита́л еси́ бога́тно а́лчущия пи́щею небе́сною: хле́б бо Ангельский е́сть
сло́во твое́, Васи́лие, и́мже изря́ден пшеницода́вец бы́л еси́.

Собра́л еси́ пче́льный, Васи́лие, люботру́дно доброде́тели вся́кия цве́т и,
худо́г быв, в ни́хже ублажа́ешися.

Потща́лся еси́ ми́ра отлучи́тися и с Бо́гом пожи́ти, те́мже нестоя́тельная и
тле́нная, всеблаже́нне Васи́лие, оста́вль, пребыва́ющая, я́ко му́др, стяжа́л
еси́.

Богородичен: Спаси́ от бе́д рабы́ Твоя́, Богоро́дице, я́ко вси́ по Бо́зе к
Тебе́ прибега́ем, я́ко к неруши́мей стене́ и предста́тельству.

Конда́к, гла́с 4.

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве, подая́ все́м некрадо́мое
госпо́дьство челове́ком, запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие
преподо́бне.

Икос:

Целому́дрия ча́ша, уста́ прему́дрости и степе́нь уче́ний, Васи́лий Вели́кий
все́м облиста́ет мы́сленно. Прииди́те у́бо, и ста́нем в дому́ Бо́жии, те́пле
взира́юще, чудесы́ сего́ крася́щеся, я́коже луче́ю, облиста́вшеся жития́,
чи́стым Ду́хом прохла́ждшеся, подо́бящеся того́ ве́ре, и теплоте́, и смире́нию,
и́миже до́м яви́ся естества́ Бо́жия. К нему́же вопию́ще, пое́м: небоявле́нне
Васи́лие преподо́бне.

Пе́снь 7.

Ирмос: Образу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы
небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху:
благослове́н еси, Бо́же оте́ц на́ших.

Образ Отца́ Сы́н, и Сы́на Ду́х е́сть. Ты́ же Ду́ха, о Васи́лие, нескве́рнено
зерца́ло, до́м же всея́ Тро́ицы. Блаже́нна па́мять твоя́, и сла́вящии ю́
воспрославля́ются.

Углуби́в у́м во глубины́ Бо́жия непостижи́мыя и собра́в многоце́нный ты́
би́сер ра́зума, напо́лнил еси́ ми́р прему́дростию и зва́ти научи́л еси́:
благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

О, еди́но дохнове́ние ума́ свяще́нных сопру́г, я́коже еди́на душа́ во двою́
телесе́х неразде́льно: в Григо́рии Васи́лий, жела́нием боже́ственным
совоку́плени, в Васи́лии же Григо́рий, ны́не моли́те Христа́ о ста́де ва́шем.

Оте́ц сиро́т, и вдо́в защи́тник, и бога́тство ни́щих, боля́щих утеше́ние и
су́щих в бога́тстве окормле́ние, ста́рости же́зл яви́лся еси́, и наказа́ние
ю́ности, и мона́шествующих доброде́тели пра́вило, Васи́лие.

Очи́стив от вся́каго ти́ннаго скверне́ния у́м, Васи́лие, сразсмотри́л еси́
духо́вная жела́нным твои́м ду́хом. Те́мже, воспева́я Тро́ицу, со дерзнове́нием
взыва́л еси́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Богородичен: Тя́ купину́ Моисе́й в горе́ Сина́йстей огнепали́му, Чи́стая,
прови́дяше, прие́мшую неопа́льно нестерпи́мую зарю́ Неизглаго́ланнаго Существа́,
соедини́вшагося дебельству́ пло́ти еди́ныя в Не́м святы́х Ипоста́сей.

Пе́снь 8.

Ирмос: Неизрече́нною му́дростию соста́вльшаго вся́ческая Бо́га Сло́ва и от
не су́щих во е́же бы́ти приве́дшаго, благослови́те, дела́, я́ко Го́спода, и
превозноси́те во вся́ ве́ки.

Несказа́нным про́мыслом дарова́вшаго Васи́лия ми́ру, све́т благоче́стия,
трубу́ же богосло́вия, благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Бога́тным де́йством все́льшася в му́драго Васи́лия и те́м благоче́стно
богосло́вившаго, благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Боже́ственных твои́х слове́с наслади́вшиися, Васи́лие, непреста́нно в твое́й
па́мяти торжеству́юще, вопие́м: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Лучи́ слове́с испусти́л еси́, Васи́лие, ми́ру, све́том наставля́ющия Еди́но
чествова́ти Тро́ическое Естество́: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Из Отца́, проше́дшаго пре́жде век, и безле́тнаго Бо́га Сло́ва и
в после́дняя возсия́вша из Де́вы, благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Песнь 9

Ирмос: Яже пре́жде со́лнца Свети́льника Бо́га возсия́вшаго, пло́тски к на́м
прише́дшаго, из боку́ Деви́чу неизрече́нно воплоти́вшая, Благослове́нная
Всечи́стая, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Пе́рваго па́стыря, я́ко овча́ ве́рное Христо́во, Васи́лие, живоно́сным
стопа́м после́довал еси́, мучи́телю бо твою́ ду́шу, о́тче, преда́л еси́,
до́блественне предбе́дствуя о Це́ркви, всеблаже́нне.

Церко́вное всесвяще́нное Христо́во ви́дев совокупле́ние, твои́м укра́шено
святи́тельством, му́дре, всегуби́тель, я́ко от гро́ма, треснове́н быв, паде́ся
мучи́тель, су́щия бо в тебе́ Ду́ха зари́ не стерпе́, Васи́лие.

Апо́столов седа́лища, ли́ка же страда́лец Христо́вых, патриа́рхов ски́нии, и
пра́ведных сла́дости, и ра́дости проро́ков сподо́бился еси́, Васи́лие:
Богоро́дицы бо служи́тель и Тро́ицы таи́нник бы́л еси́.

Богородичен: Превы́спренняя вода́ми покрыва́яй Еди́н Госпо́дь, востязу́яй
мо́ре, бе́здны же изсуша́яй, из Тебе́, Чи́стая, пло́ть восприе́мый, от Вифлее́ма
тщи́тся ко Иорда́ну крести́тися пло́тию.

Молитва святителю Василию Великому

О, вели́кий во иера́рсех, вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче
Васи́лие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву святы́я Це́ркве
соверши́л еси́: ты испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́
был еси́, све́том Богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жная уче́ния попаля́яй, и
всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй. Ны́не же, ве́лие на
Небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ нам, со смире́нием к
тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю правосла́вную ве́ру до конца́
жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре
соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний
словеса́ми. Дух ре́вности святы́я, е́юже ты пламене́л еси́, о пресла́вный
Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в нас, и́хже
Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в
пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во. Испроси́, о, милосе́рдый святи́телю,
от Отца́ све́тов и всем, вся́кий дар коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем
благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м
укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим
вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам
защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго
жития́, отце́м и бра́тиям на́шим блаже́нное упокое́ние. Ей, свя́тче Бо́жий,
при́зри ми́лостиво от оби́телей го́рних на нас смире́нных, мно́гими собла́знами
и напа́стьми обурева́емых, и с земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́
небе́сней. Препода́ждь нам, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е
благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все про́чее вре́мя
живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви
поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры
подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми
святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и
сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресвяты́й святи́телю о́тче Васи́лие, пресла́вный вселе́нския
Це́ркве учи́телю, сла́вы Пресвяты́я Тро́ицы всеусе́рдный побо́рниче, Ма́тере
Бо́жия и Ея́ пренепоро́чнаго де́вства предызбра́нный испове́дниче, пресве́тлый
чистоты́, смире́ния и терпе́ния о́бразе. Се аз многогре́шный и недосто́йный на
высоту́ небе́сную взира́ти, смире́нно молю́ тя, о прему́дрый Це́ркве Христо́вы
учи́телю, научи́ мя та́ко богобоя́зненно житие́ свое́ проводи́ти, да никогда́ же
на путь, Бо́жиим повеле́нием проти́вен, уклоню́ся или совраще́н бу́ду. Соблюди́
и изба́ви мя твои́м многомо́щным предста́тельством от собла́знов ми́ра и ко́зней
диа́вольских, я́коже изба́вил еси́ от них ю́ношу, от Сладча́йшаго Спаси́теля
на́шего отступи́вша и во власть сатаны́ впа́дша. Да́руй мне си́лу душе́вную
усе́рдным бы́ти подража́телем доброде́телей твои́х высо́ких: соде́лай мя в ве́ре
пра́вей тве́рда и непоколеби́ма, укрепи́ мя малоду́шнаго в терпе́нии и упова́нии
на Го́спода, возгре́й в се́рдце мое́м и́стинную Христо́ву любо́вь, да небе́сных
благ па́че всех жела́ю и и́ми услажда́юся. Испроси́ мне у Го́спода и́скреннее о
гресе́х сокруше́ние, да про́чее вре́мя живота́ моего́ в ми́ре, покая́нии и
исполне́нии за́поведей Христо́вых провожда́ти бу́ду. Егда́ же час моего́
сконча́ния прибли́зится, ты, о преблаги́й о́тче, с Преблагослове́нною Де́вою
Мари́ею, тогда́ ускори́ на по́мощь, защити́ мя от зло́бных наве́тов вра́жиих, и
сподо́би мя насле́дника бы́ти ра́йских селе́ний, да ку́пно с тобо́ю и со все́ми
святы́ми непристу́пнаго Бо́жия вели́чества Престо́лу предста́ну и
Живонача́льную, Единосу́щную же и Неразде́льную Тро́ицу прославля́ю и воспева́ю,
при́сно и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва третья святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресла́вный святи́телю Христо́в, всея́ вселе́нския Це́ркве
учи́телю богому́дрый, правосла́вия тве́рдый испове́дниче и побо́рниче,
всеблаже́нне о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, смире́нно к
тебе́ припа́дающих, и умоли́ Го́спода Вседержи́теля, Его́же ве́рный на земли́
служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное
сохране́ние, Це́ркви святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние, и во всех
ну́ждах, ско́рбех и искуше́ниих ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние.
Пода́ждь нам твое́ свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, сие́ но́вое
ле́то и во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии
Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную
Тро́ицу воспева́ти и сла́вити, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в.
Ами́нь.

Молитва четвертая святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресвяты́й святи́телю, о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т
небе́сных на нас, раб Бо́жиих (Имена), и умоли́ Го́спода, Его́же ве́рный на
земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное
сохране́ние, Це́ркви Святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние и во всех
ну́ждах, скорбе́х и искуше́ниях ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние.
Пода́ждь нам твое свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии во вся дни
богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся
ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и
Свята́го Ду́ха, воспева́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Основа экономии при приеме новообращенных

Каноны, касающиеся отношений епископов и
генерал всех детей Церкви, для тех, кто вне ее,
следующие: Апостольские, №№ 10, 12, 45, 46 и 65;
Соборная, 1-я Вселенская, №№ 8 и 19; 2-я Вселенская, № 7;
6-й Вселенский, № 95; Лаодикия, №№ 7, 8 и 33; Карфаген,
№№ 68 и 79; и Канонические правила св. Василия Великого,
№№ 1 и 47.

Среди них некоторые каноны прямо указывают, по какому обряду
еретиков и раскольников следует принимать в Церковь, если
они желают этого и просят об этом, отрекшись от своих ошибок и
исповедание православной веры и признание ими
истинная Церковь.

Естественно, эти каноны не уменьшают необходимости крещения
водой для каждого человека, хотя не следует забывать, что
очень древние случаи в Церкви дают нам примеры
сошествие Святого Духа на еще некрещеных, так что
последующее крещение имело дополнительное и главным образом дисциплинарное значение.
значение, как объединяющее их с земной Церковью Христовой.

«Пока Петр говорил эти слова, Дух Святой сошёл
на всех, слышавших слово. И они обрезанные
уверовавшие и изумлялись, все, пришедшие с Петром,
потому что и на язычников излился дар
Святой Дух; ибо слышали, как они говорят языками и величают
Бог. Тогда Петр сказал: может ли кто запретить воду, чтобы эти
не должны креститься, которые получили Святого Духа как
ну как мы? И повелел им креститься во имя
Господа» (Деяния 10:44–48).

Об этом же событии апостол Петр вспоминает далее:
«И когда я начал говорить, сошел на них Дух Святый, как
на нас в начале. Тогда я вспомнил слово Господа,
как Он сказал, что Иоанн крестил водою; но вы должны
креститься Духом Святым. Ибо столько, сколько Бог дал
им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа
Иисус Христос; что я был, что мог противиться Богу?» (Деяния
11:15-17).

Не останавливаясь на объяснении этих
высказываний, мы должны, конечно, также заметить, что происхождение
Святого Духа, о котором говорится в словах Деяний, которые
цитировалось, не освобождало верующих от обязанности
крещение водой, и эта обязанность многих обращенных из
ересь должны были исполнить в соответствии с 46-м правилом
Святых Апостолов, хотя уже имели еретическое крещение.

Более поздние Соборы, однако, четко различают, какие еретики
должен ли он «очищеться истинным крещением» (95-е правило
6-й Вселенский Собор и 1-е правило Василия Великого), и
которое должно быть воспринято вторым таинством, а которое
третья тайна и остаться в своих существующих порядках. Все это
подробно изложено в 7-м правиле 2-го Вселенского
Совет; в 95-м правиле 6-го Вселенского Собора; в
1-е правило Василия Великого и др.

Однако все они исходят из одной и той же идеи, лежащей в основе
правило 68-го Карфагенского собора, а именно, что еретики
а раскольники без благодати, которая только ими получена
о соединении с Церковью: не может быть полублагодати, в
несмотря на латинское мнение. Если сравнить этот тезис с другими
канонов Соборов, мы увидим, что оно вполне согласуется с
их.

Для этого необходимо отметить следующие характеристики
соборного законодательства по этому вопросу:

1. Эти каноны были изменены а) по времени и б)
согласно местности.

2. Их строгость или расслабленность зависели не столько от
характер ереси или раскола, как на различных
отношение еретиков или раскольников к Церкви;
и они менялись в ту или иную сторону в зависимости от
изменения в этом отношении раскольников к
Церковь.

3. Иногда Вселенские власти заявляли о своих
решения не были окончательными, а иногда даже откладывали их
решений в ожидании новых Церковных Соборов.

Обратимся сначала ко второму пункту.

Карфагенский собор в своем 79-м каноне постановил:
посылать письма нашим братьям и собратьям-епископам, и особенно
к апостольскому престолу, на котором наш досточтимый брат и
председательствует собрат-министр Анастасий о том, что по причине
великой нужды в Африке, которая ему известна, ради
мира и на благо Церкви, даже донатистское духовенство
должно быть получено в их жреческих порядках, если они исправят
их расположение и стремление прийти к всеобщему единству, в
согласно суждению и воле каждого епископа, правящего
Церковь в том месте, если это окажется полезным для мира
христиан. Хорошо известно, что в прежние времена и это
с расколом обращались именно так, о чем свидетельствует факт
экземпляры из многих церквей и почти из всех африканских
Церкви, в которых возникло это заблуждение» 9.0003

Итак, мы видим здесь пример применения принципа
это уже было указано. Способ приема в
разных отступников зависит не столько от качества
ересь, как о духовном расположении кандидата, так и о
ожидаемая польза для святой Церкви.

В связи с этим особенно важно освоить
значение 1-го канонического правила св. Василия Великого.

«Катары принадлежат к числу раскольников.
Тем не менее, древние, такие как Киприан и наши
Фирмилиан, были рады включить их всех в один и
то же правило: катары, энкратиты, гидропарастатиты и
Апотактиты.

«Ибо, хотя начало отступничества возникло через
раскола, но отпавшие от Церкви уже не имели
благодать Святого Духа. Для силы передачи благодати
исчез в связи с прекращением законного правопреемства. Для тех
отпавшие первыми получили посвящение от отцов,
и через возложение рук получили духовный дар.
Но когда они отпали, став мирянами, то не имели силы ни
ни крестить, ни возлагать руки, и не мог даровать другим
благодати Святого Духа, от которой они сами
отпал. Поэтому те, кто пришел от них в Церковь,
считались принявшими крещение от мирян,
старому повелено заново очищаться истинными церковными
крещение».

Понятно, что этим постановлением Церковь не
признавать в еретиках и раскольниках либо священство, либо
другие таинства и считает их подчиненными церковному
крещение в природе вещей. Однако в этом правиле св.
Бэзил, она допускает возможность еще одного способа
получая их. Вот что мы читаем далее:

«Но поскольку некоторые в Азии решительно
желающий, ради назидание многим,
принять их крещение, да будет принято». Св. Василий
пишет далее: «Крещение энкратитов должно быть
отвергнуты и такие, приходящие в Церковь, должны креститься, но
если это наносит ущерб общему самочувствию, то
следует придерживаться обычного обычая, и пример
отцов, благоразумно устроивших наши дела, должны быть
последовал. Ибо я боюсь, как бы, желая удержать их от поспешных
крещении должны препятствовать ищущим спасения суровостью
об отсрочке» 9.0003

Теперь попробуем обобщить все эти указания, данные
в разное время и примирить их с очевидными исключениями и
релаксации.

Каждая тайна имеет две стороны – видимую и
невидимый. Второй осуществляется только внутри истинной Церкви
верою и искренней молитвой, по слову
Апостол Петр: «Подобный образ, которому даже ткань для крещения
и теперь спаси нас (не оставляя нечистоты плоти,
но ответ доброй совести Богу)
воскресение Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).
мысль встречается и в учении св. Иоанна Дамаскина. За
тех, кто крестится без веры «вода остается
вода». Еретики и раскольники, имеющие видимую
стороны крещения, миропомазания и санов, совершенно лишены
тех даров благодати, которые связаны с этими тайнами
для верующих в истинной Церкви. Поэтому некоторые из них,
для облегчения разрыва в их духовной жизни и
«в назидание многим» дозволено войти
Церковь без видимой стороны таинства крещения
или святые чины (то есть по второму или третьему обряду), но
через действие другого таинства, в котором они
получить благодать крещения, миропомазания и духовного сана. (За
например, для католиков, несториан и донатистов.)

Многих волнует вопрос: можно ли тогда
заменить одну тайну на другую? Но мы, то есть не мы, а
приведенные выше каноны, очевидно, основаны на словах
Евангелие: «Не мерою дает Бог Духа» (Ин.
3:34). Или, иными словами, те, кто среди еретиков, будь то клерикальные
или мирянин, крещенный и помазанный (миром) еретиками, имел только
пустой знак (или внешняя форма) тайны, и она получает
восполнение благодати только через ту тайну, которая соединяет
их со святой Церковью (миропомазание или покаяние). Более того, в
подтверждение этого принципа, следует добавить обычай,
установлено в Церкви, что прием еретиков и
раскольники, «в существующих у них порядках», могут быть
исполняется только епископом; если их принимает священник, то они
входят в Церковь как простые миряне. Это означает, что раскольник
священник, соединенный с Церковью, получает истинное священство только через
епископский прием; но священник не может даровать эту благодать
один получил. Только при таком понимании таинств
Церкви, что ее правила относительно применимости к
еретики и раскольники того или иного обряда рецепции
можно принять; только на такой концепции могут быть решения
святые апостолы о крещении еретиков и раскольников
мириться с дальнейшими правилами Соборов о не
о крещении их, и о приеме их вторым, а то и
по третьему обряду. И поэтому бесполезно для римо-католиков
богословы обвиняют православных в таком разнообразии на практике.

В качестве условия их получения в существующих заказах,
существования среди раскольников, до их обращения в
Обычно настаивают на иерархической преемственности церкви; но
из уже приведенного канонического правила Василия Великого мы видим
что никакие раскольники не имеют преемственности и не могут иметь
Любые; иерархия, отпавшая от Церкви, «стала мирянами
и не могут даровать благодати Святого Духа, которой они являются
сами лишены». Поэтому, судя о том или ином
другой обряд приема, вопрос раскольнической преемственности
в любом случае вторично, если не совсем неуместно.

Помимо уже приведенных канонов Соборов и тех
святых отцов, мы можем обратиться к словам (также уже
цитируется) святителя Василия Великого, что каждая Церковь должна соблюдать
установленных ею обычаев, и руководствоваться соображениями
польза для Церкви, и изменение настроения еретиков
(в лучшую или худшую сторону). Таким образом, особое внимание было
показан несторианам, хотя их ересь была признана
один из худших, ибо он разделил Единого Посредника (1 Тим.2:5)
на два лица и отказался назвать Пресвятую Деву,
Матерь Божья. Но ко времени обнародования канона
они оставили свой фанатизм и искали воссоединения с
истинная Церковь. Вот почему поместные Церкви теперь увеличились и теперь
непринужденная строгость в манере приема.

Так при патриархе Филарете в 1620 году латиняне были
воссоединились через крещение водой, подобно язычникам, потому что тогда,
то есть во время введения унии, очень
велась соблазнительная пропаганда, но когда русские
Царь присоединил Малороссию (1653 г. ) и в следующем году провел
победоносный поход в Литву, и многие униаты стали
просить вернуться в Православие, Собор 1667 г., несмотря ни на что
его суровость к дезертирам из Церкви, декретировал
прием католиков по третьему обряду. Под турецким
иго святой Церкви было в ином положении. Там ересь
и раскол были сильнее, как раз в то время, когда среди русских
они были слабее, и поэтому практика восточных
Церкви приняли иное направление, чем русское.
Церковь: когда наши предки крестили латинян, только греки
помазал их миром, и когда мы уже соблюдали
постановлением 1667 г. и приемом их по третьему обряду,
греков на Соборе 1754 г., на котором все четыре восточных
Участвовали патриархи, указывавшие о перекрещении латинян и
протестанты. (Они только недавно отменили этот указ, и
что без нового соборного решения, тем самым уступая
принцип оппортунизма.)

Другого мнения придерживается уважаемый русский старый
Верующие, к которым я всегда относился с особым уважением и
симпатии, хотя и считают нас православными «еретиками
второй обряд», и принимают тех, кто вступает в их общину
миропомазанием даже епископов. (Последний такой случай произошел в г.
России в 1925 г. и первый в Румынии в 1846 г., когда они
принял Арсения, первого греческого епископа, присоединившегося к их
общ.)

Видимо старообрядцы прониклись латинскими взглядами на
этот вопрос. Хотя самые горячие противники латыни
ереси, о которой они, как и другие наши праотцы, насколько
еще в семнадцатом веке писал: «из всех ересей
латынь самая ужасная», однако по недоразумению
они усвоили учение о мистериях согласно
Большой и Малый Катехизисы XVII в.
только по недоразумению называются православными, и которые установили
четвертый (в разделе о тайнах и об Искуплении)
чисто латинское учение. Однако, как и книги в «древней
печати», старообрядцы считают их
непогрешимый. На самом деле эти книги, как и большинство
Греческие и славянские книги той и предшествующих эпох были
перефразировано из латинских книг, только с исключением таких
Ошибки латинского языка, обнаруженные патриархом Фотием в его
Энциклика девятого века. Именно поэтому, как и
латиняне, наши старообрядцы заявили, что никониты (что
мы) являемся «еретиками второго обряда» и помазанниками
елеем (у них нет святого мира), не только миряне, приходящие
им, но и епископам и священникам; в то же время получая
их в их заказах — повод для слез и смеха. Нравиться
им и латинские богословы — эти тупые
схоластики – обвиняют православных в том, что
они изменили обряд приема раскольников и
еретиков в разное время и в разных местах, что действительно вполне
согласуется со смыслом канонов и с древним
церковная практика. Тайна — это не просто опус
operatum,
, а излияние благодати Божией, сохранившейся в
лоно Святой Православной Церкви.

Соответствует ли эта практика нашему учению о Церкви?
и о благодати, или с латинским учением и его пониманием
таинств, opere operato, как дающий великую благодать
верным и некая полублагодать еретикам и
раскольники? Последнее опровергается 68-м правилом
Карфагенский Собор, провозглашающий, что в истинной Церкви
только таинства вершатся, ибо она «голубица,
единая мать христиан, в которой все тайны, вечные и
животворящие, приняты ко спасению; но теми, кто остался в
ереси принимаются к великому осуждению и наказанию. Что
что в истине просветило бы их и помогло бы им
вечная жизнь, в заблуждении становится для них еще более ослепляющим и
большее осуждение» 9.0003

Из этого канона видно, что еретики и раскольники
никакой благодати; она не существует вне единой Церкви
Христос. А если в том же каноне, то непосредственно перед словами
цитируется, сказано, что те еретики, предав анафеме свои
прежние заблуждения, «принимаются в Церковь чрез возложение
на руках», то ясно, что они получают свободу от
от первородного греха, то есть от скверны греха, именно
через это возложение рук. То есть в эту секунду
тайны, им дано и первое, а именно благодать
крещение.

Механическое или чисто формальное понимание тайн и
Церковь вводит даже образованных людей в самые глупые
верования, суеверия и поступки. Таким образом, преданность вере,
хоть и достойный всякого уважения, под рабством западных
схоластика послужила причиной следующего забавного эпизода:

В восьмидесятых годах прошлого века греческий епископ,
спекулятивная личность (вероятно, епископ Ликург, но, возможно, я
ошибся в названии), посетил Англию. Некоторые английские священники,
сомневаясь в законности своих приказов (а значит, и в их
церкви?) просил его перерукоположить их, и этот путешественник
совершается, конечно, из корыстной корысти (Титу 1:11). Но
при этом, помня о каноническом правиле, согласно которому епископы не могут
служить в чужой епархии без согласия местного
церковной власти, они отправились с упомянутым епископом в
в открытое море, и там на судне получили
«рукоположение» от него, еще оставшееся впоследствии
священнослужителей англиканской церкви. Таким образом, напрягая
комара, проглотили верблюда, ибо ясно, что если бы
Греческая Церковь есть единственная истинная Церковь, то, войдя в нее, она
невозможно оставаться англиканцем; и, оставаясь англиканским,
невозможно получить рукоположение от епископа греческого
церкви, которая пока еще чужда англиканству.

Современная практика в области приема определена
по следующим строкам:

Должна быть 1) апостольская преемственность в общине для
которому принадлежало лицо, которого нужно принять; 2) крещение
регулярный обряд (то есть троекратное погружение во Имя
Отца и Сына и Святого Духа).

При выполнении этих условий обряд крещения не совершается
повторил. И если бы в его общине была та тайна, которую мы называем
миропомазание (или миропомазание), кандидат на союз с
Православие принимается в Церковь третьим чином, т.
только таинством покаяния. Так поступаем с латинянами,
армяне и несториане; это в соответствии с Canon g5 от
VI Вселенский Собор и другие. Такой прием называется
«третий обряд» и «в существующих порядках»
то есть если кандидат будет клириком, то он остается таковым и в
Православие после его приема. Следует ли из этого, что
Церковь признает средством благодати и действительными таинствами
крещение, миропомазание и ордена, которые кандидат получил
еще вне Церкви?

Современная практика, унаследованная от латинского учения о
таинства и совершаемые ими задолго до их отделения от
Церкви (как видно, например, из ссылки на 47-е правило
св. Василия Великого), очевидно, основано на том мнении, что
у еретиков и раскольников есть что-то вроде благодати, какая-то
полублагодать.

Не без основания подложили мне старообрядцы, а
Я был еще в России, эта проблема. Если считать всех еретиков
и раскольники быть такими же лишенными благодати, как и язычники, почему
неужели вы не можете принять в его нынешнем сане крещеного еврейского раввина,
или даже лютеранский пастор?

Я ответил так: во-первых, они сами этого не желают; а также
во-вторых и главное, у них не было даже видимой стороны тех
таинства, которые сопровождаются дарованием невидимой благодати в
Церковь – по крайней мере, в интересах церковной дисциплины, и
возможно и по другим причинам.

Условный характер этой стороны дела настолько
здорово, что святые отцы-канонисты оставили вопросы
(литургического характера) в неопределенном состоянии какое-то время.
Так, св. Василий Великий оставляет много подробностей о том, как
принятия в Церковь раскольников и еретиков, без
окончательное решение и, полностью признавая законность
различное отношение к ним в разных Церквах, оставляет открытым
некоторые вопросы должны быть решены новыми Советами и более определенные
мнения церковных властей (Правило 1).

Мы уже видели, что 79-й канон Карфагенского
Собор постановил принять епископов-донатистов в свои
существующих порядков, «по суждению и воле каждого
епископ, управляющий Церковью в том месте; если это должно доказать
далее мир христиан.»

Следовательно, прием в Православную Церковь, 1) зависит
по пастырскому усмотрению местного епископа, и 2) это
благоразумие обусловлено общим благом Церкви.

Теперь мы можем добавить, что тот же канон устанавливает наш способ
приема по сравнению с приемом Римской церкви и
другие. Тот же 79 канон говорит дальше: «Этот
осуществляется не в нарушение решений Собора, состоявшегося
этот предмет в землях за морем, но на благо тех,
желающих войти в католическую церковь на этих условиях и в
чтобы никакие преграды не могли быть воздвигнуты против их союза с
церковь» 9.0003

Такие решения Церкви были бы совершенно невозможны, если бы
способы рецепции были обусловлены одним и тем же догматическим
точка зрения, с которой каждая тайна рассматривается латинянами и
современных русских богословов, а именно, что строгое
дифференциация благодати мистерий, которая коренится в
наши собственные богословские школы.

Даже Василий Великий, догматически защищающий
церковная власть в том же классическом первом правиле
относительно способа приема катаров, высказывается
весьма условно и гипотетически, и допускает как
практики. Об энкратитах он выражается так:
«Поскольку о них ничего не было ясно заявлено,
нам надлежало бы отвергнуть их крещение, если бы это не было
вредит общему самочувствию»

Продолжая, святой Василий еще больше смягчает свое
провозглашение, и после постановления их приема миропомазанием
он добавляет: «Кроме того, я знаю, что братья Зоин и
Саторин, которые принадлежали к их сообществу, были приняты как
епископов (то есть по третьему чину). И поэтому те, кто
принадлежат к своей общине, теперь не могут быть отчуждены от Церкви
по строгости суждения после того, как мы установили определенное
способ приема при приеме своих епископов».0003

С представленной нами точки зрения все это
разумным и последовательным, но с латинской схоластической точки зрения
посмотреть совсем невозможно. Таким образом, принятие того или иного режима
приема для представителей других конфессий, вступающих в Церковь
(то есть еретиков или раскольников) зависит от церковного
икономии, по суждению местных архиереев и Соборов,
и о существовании внешней формы мистерий
крещение, миропомазание и чины в общинах, из которых
приходят соискатели.

Перепечатано с разрешения Православная жизнь , том.
30, нет. 4, июль-август 1980 г., стр. 27-35. Следующее примечание
появилось в конце: «Вышеупомянутая статья появилась первоначально
в журнале Христианский Восток (т. VIII, 1927, стр.
60-69) под заголовком «Почему англиканское духовенство может быть
Получено в их Заказах» и представлено здесь в виде
слегка сокращенная форма».

Св. Василий Великий (330-379 гг. н.э.)

Отцы Церкви распространяли Евангелие Иисуса Христа, защищали Церковь в апологетических писаниях и боролись со многими ересями первых шести веков христианства Эти мужи, также называемые апостольскими отцами, особо свидетельствовали о вере, некоторые из них умерли мученической смертью, как Иисус, называвший Авраама духовным отцом (Лк. 16:24), и св. В тех же терминах (1 Коринфянам 4:15) отцы были ревностны к слову Божию. Их писания являются свидетельством веры ранней Церкви, однако многие христиане незнакомы с трудами Климента Римского, Игнатия Антиохийского , Поликарп Смирнский, Юстин Мученик, Ириней, Тертуллиан, Ориген, Киприан Карфагенский, Афанасий, Ефрем, Кирилл Иерусалимский, Хилари Пуатье или Григорий Великий и многие другие из ранних Отцов Периодически мы будем предоставлять биографическую информацию и примеры о f писания этих великих мужей веры. Эта страница будет посвящена святому Василию Великому.

Св. Василий Великий (330-379)  Родился в благочестивой семье в Кесарии Каппадокийской около 330 г. н.э., его отец был сыном святой Макрины Старшей, а мать Эммелия была дочерью мученика. Он был одним из десяти детей, трое из которых стали епископами, включая Василия. Вместе со своим братом Григорием, епископом Нисским, и его родственной душой со времен учебы в Афинах, св. Григорием Назианским, эти трое известны как «три каппадокийца», великие защитники веры и особенно доктрины Троица. Василий был обращен к религиозной жизни своей сестрой, святой Макриной Младшей, и путешествовал по Египту и Ближнему Востоку в поисках религиозного призвания, которое он должен был выбрать. Став преемником епископа Евсевия (великого церковного историка), став епископом Кесарии в 370 г. н.э., Василий присоединился к борьбе против арианства (бросавшего вызов божественности Христа) и пневматомахизма (решительно противостоявшего божественности Святого Духа), ранних тринитарных ересей. . Во время правления императора Валента он был одним из немногих ортодоксальных епископов, сохранивших свои кафедры [епископство] благодаря своему сильному характеру и врожденному чувству, когда противостоять императору, а когда игнорировать его. Арианство было гораздо более всепроникающим и разрушительным, чем что-либо когда-либо бросившее вызов Церкви, включая Реформацию. Если бы численность была мерилом католической церкви, то эта церковь не стояла бы с Василием, Иларием, Афанасием, Либерием и Оссием, а перешла бы на сторону гораздо более многочисленных арианских епископов и императора. Василий также является основателем восточного монашества, и благодаря его письменным свидетельствам в защиту веры, таким как «О Святом Духе» и «Против Евномия», он был объявлен не только святым, но и доктором Церкви. Именно Василию приписывают настаивание на ныне общепринятой формуле о едином бытии или сущности в Боге [ипостасии] с тремя лицами [ипостасами]. Его работа о Святом Духе подверглась критике, потому что он нигде конкретно не говорит, что Святой Дух есть Бог, но это подразумевается на протяжении всего тезиса! Святитель Афанасий описал эту тактику, несомненно, сознательную, «со слабыми со слабыми стяжать слабых».

Письмо брату Григорию Нисскому [около 369 г. н.э.]

915
[38, 4] Отца или Духа отделить от Сына, но общение и различие, воспринятое в Них, в известном смысле невыразимы и невообразимы, так как непрерывность их природы никогда не нарушается различием Лиц и не их заметки о надлежащем различии, когда-либо признаваемые в Их общности сущности».

Письмо Василия Патрицианке Госпоже Кесарии [ 372 г. н.э.]

916
[93] «Причащаться каждый день и причащаться святых Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, ибо Он говорит вполне ясно: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» [Иоанна 6:55] Кто может сомневаться в том, что постоянно участвовать в жизни — это то же самое, что иметь жизнь с избытком? Мы сами общаемся [принимаем Евхаристию на мессе] четыре раза в неделю, в воскресенье, среду, пятницу и субботу, а в другие дни, если совершается память какого-либо святого, нечего и указывать, что всякий во время гонений обязан, в отсутствие священника или диакона, причащаться собственноручно, конечно, не есть серьезное преступление, потому что давний обычай санкционирует эту практику в таких случаях.В самом деле, все отшельники в пустыне [отшельники], где нет священника, сохраняющие причастие дома, получить его из собственных рук. Александрии и в Египте каждый, даже мирянин, оставляет причастие в своем доме и принимает собственноручно, когда ему угодно». [предполагается, что они принесли в свои дома освященные гостии, прежде хлеб, когда не было других средств для причастия]

Василия к Амфилохию, епископу Иконийскому: Первое каноническое письмо [374 г. н.э.]


919a [188, 2] «Женщина, умышленно уничтожившая плод, должна понести наказание за убийство».
919f [188, 8] «Те, кто дает лекарства, вызывающие аборты, сами являются убийцами, как и те, кто получает яд, убивающий плод».

Святой Дух [375 г. н.э.]

940
[3,1] «Каждому, кто принимает Духа, кажется, что он один получил Его; однако благодати, которую изливает Дух, достаточно для всего Все, кто приобщается к Нему, причастничают не по мере Его силы, но по способностям их собственной природы… Озаряя очищенных от всякого порока, Он делает их духовными в общении с Собой. как солнечный луч, падая на легкие и прозрачные тела, делает их весьма светлыми и заставляет их излучать от самих себя сияние, так и души, носящие Духа и озаряемые Духом, сами становятся духовными и благодать посылают другим. Отсюда приходит к нам предвидение будущего, разумение тайн, различение сокровенного, причастие добрых даров, небесное гражданство, место в сонме ангельском, радость непрестанная, пребывание в Боге, уподобление Богу и т. шляпа, которая наилучшая из всех, сделанная Богом».

945 [12,28] «Да не вводит в заблуждение тот факт, что Апостол часто опускает имя Отца и Святого Духа при упоминании о крещении; пусть никто не думает, что призывание имен есть дело равнодушия: «те из вас, — говорит, — во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), и еще: «те из вас, во Христа крестившиеся, в смерть Его крестившиеся». [Рим. 6:3] Наречение Христово, видите ли, есть исповедание всего, оно указывает на Бога, Который помазывает, и на Сына, Который помазан, и на Духа, Который есть помазание… в крещении отделение Духа от Отца и Сына опасно для крестящего и бесполезно для принимающего, как может быть безопасно для нас отделение Духа от Отца и Сына… Мы веруем в Отца , Сына и Святого Духа, так и мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа».

947 [15, 35] «Итак, вот что значит родиться свыше от воды и Духа: [Иоанна 3:5] так же, как наша смерть совершается в воде, наша жизнь совершается Духом. омовениях и в равном числе заклинаний совершается великая тайна крещения так, что образ смерти может быть показан образно, и чтобы через передачу божественного знания просвещались души крещеных. , в воде есть какая-то благодать, но не от природы воды, а от присутствия в ней Духа».

954 [27, 66] «Из догматов и керигм [проповедующих или возвещающих Благую Весть], сохранившихся в Церкви, одни мы имеем из письменного учения, а другие получаем из предания Апостольского [2 Фес. 2: 15; 2Тим.2:2; 1Ин.2:24] передано нам в тайне. В отношении благочестия оба наши одинаковой силы. Никто не будет противоречить ни одному из них, ни один, во всяком случае, кто хотя бы умеренно сведущ. В самом деле, если бы мы попытались отвергнуть неписаные обычаи, как не имеющие большого авторитета, мы невольно навредили бы Евангелию в его сущности или, вернее, свели бы керигму к простому термину. общий пример,кто научил нас письменно подписывать крестным знамением уверовавших во имя Господа нашего Иисуса Христа?какая письменность научила нас обращаться в молитве на восток?кто из святых оставил нас письменно слова эпиклезы при освящении [молитва, которую священник произносит на каждой мессе, которую H Святой Дух претворит хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы] Хлеба Евхаристии и чаши Благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые записал Апостол или Евангелие, но говорим и другое, как до, так и после; и мы считаем, что эти другие слова, которые мы получили из неписаного учения, имеют большое значение для тайны».0003

«Где написано, что мы должны благословлять крещенскую воду, елей миропомазания и даже того, кто крестится? Разве это не из молчаливого и мистического предания? Действительно, в каком письменном слове даже миропомазание с елей учили?Где сказано, что при крещении должно быть троекратное погружение?И прочее, что делается при крещении,-где написано,что мы должны отрекаться от сатаны и ангелов его?Не от того ли это? тайное и тайное учение, которое отцы хранят в молчании, не слишком любопытствуя и не исследуя праздно, когда они хорошо усвоили, что благоговение перед тайнами лучше всего сохраняется молчанием. .. Так и апостолы и отцы, которые, в начале предписали церковные обряды, охраняли в тайне и молчании достоинство таинств, ибо то, что болтается наугад и на всеобщее ухо, вовсе не есть тайна. практики: что т Знанием наших догм нельзя пренебрегать и пренебрегать толпой из-за слишком близкого знакомства. Догма и керигма — разные вещи. Догму соблюдают молча; керигма провозглашается всему миру».0134 Проповедь о псалмах [до 370 г. н.э.]

956
[На Пс. 7, вып. 2] «Человек находится под приговором к смерти, зная, что есть Тот, Кто спасает, Тот, кто избавляет, говорит: «На Тебя я уповаю, спаси меня» от неспособности моей «и избавь меня» от плена [Пс. 7:2]. Я думаю, что благородные атлеты Божии, которые всю жизнь боролись с невидимыми врагами, после того как они избегут всех своих гонений и дойдут до конца жизни, будут испытаны князем мира сего; и если они обнаруживаются какие-либо раны от их борьбы, какие-либо пятна или следствия греха, они удерживаются, но если они находят невредимыми и незапятнанными, они, как непобедимые, приводятся Христом в их покой [на небесах].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts