Каноны на каждый день седмицы: Каноны и акафисты на каждый день седмицы.
Содержание
Каноны и акафисты на каждый день седмицы — Православная молитва
Войти
Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Регистрация
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Получать информационную рассылку службы Елицы.Записки
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Лента
- |
Участники
- |
Фото
30250
- |
Видео
141
- |
Мероприятия
0
29 мар 2017
Каноны и акафисты на каждый день седмицы
С каждым днем недели (седмицы) Церковь соединяет особые воспоминания. Это находит свое отражение как в недельном круге богослужений, так и в домашнем молитвенном правиле.
В воскресенье (первый день седмицы) воспоминается и прославляется Воскресение Христово.
В понедельник (первый день по неделе, т.е. после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Животворящего Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Животворящего Креста Господня (день постный).
В субботу (день покоя) прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Состав дневных канонов, предназначенных для ежедневного совершения келейного (домашнего) молитвенного правила мирянами, нужно определять на основе предписаний, которые приведены в Каноннике (1) в последовании повечерия. Соответственно, дневные каноны читаются вечером предыдущего дня, например, каноны на воскресенье – вечером в субботу и т.д. Каноны могут быть прочитаны и без повечерия – отдельно или в соединении с последованием молебна.
Для усердно молящихся в состав канонов на среду включают также Канон Честному и Животворящему Кресту Христову, на пятницу – Канон Божественным Страстям Христовым, а на субботу – Канон о усопших.
Вместо канонов Божией Матери, прямо указанных в упомянутых предписаниях Канонника, могут читаться каноны Богородице по Октоиху соответствующего гласа. В таком случае, чтобы найти необходимый канон, следует определить, какой идет глас по Октоиху, и открыть в этом гласе нужный день недели (например, для пения канона на повечерии в среду вечером нужно искать в Октоихе вечер среды) (2).
_____________________
(1) Канонник. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
(2) См.: Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. Изд. 4-е, испр. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013, с. 508.
—
Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb
Интересные личности
Устав о чтении Правильных канонов
Начиная с апостольских времен, каждый день седмицы наши предки посвящали тем или иным событиям, связанным с земной жизнью и страданиями Господа нашего Иисуса Христа, памяти святых, прославлению Ангелов Господних. К настоящему времени на каждый день седмицы сложились молебные каноны, которые мы помещаем во второй части этой книги. В третью часть вошли избранные каноны Господу, чтимым иконам Божией Матери и святым, к которым мы обращаемся за помощью в различных нуждах. И тот, кто возымеет благое произволение обращаться к Богу, Пресвятой Богородице и к святым словами этих канонов, получит помощь в скорбях, болезнях, в борьбе со страстями, как получали ее отцы Православной Церкви, составившие эти каноны. Первую часть сборника составляют традиционные молитвословия, любимые всеми православными христианами.
Канон — это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.
Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых — ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.
Тропари — все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:
Запев Ангелу: «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».
Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» — «грешную»; подобным образом и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите в отсканированном репринте уральской книги.
Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).
Кондак 1
Избранной Богом от рода благороднаго, иконийскаго града, премудрой и всехвальной невесте Христове, яко избавляемии тобою от искушений и бед, благодарственная пения и хваления восписуем ти молитвенницы твои, святая и многострадальная мученице Параскево. Ты же, имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да со умилением и радостию зовем ти:
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Икос 1
Ангелом честную и вселюбезную чистоту твоего сердца, многострадальная Параскево, непорочно сохранши, ангелом собеседница быти сподобилася еси. С нимиже воспевая Трисвятую песнь Богу на небеси, услыши и нас, верою и любовию чтущих тя и вопиющих ти хваления сия на земли:
Радуйся, отроковице, Богом Отцем представленная быти сообразной в страдании образу Сына Его; радуйся, и Сыном Божиим укрепленная на подвиги страдальческия.
Радуйся, истинную веру в Животворящую и Единосущную Троицу свято соблюдшая; радуйся, святое целомудрие и девственную непорочность добре сохраншая.
Радуйся, яко радостно уневестилася еси безсмертному Небесному Жениху Христу; радуйся, земнаго обручника паче Небеснаго знати не восхотевшая.
Радуйся, яко цвет чистоты, в неувядаемой славе цветущая; радуйся, яко крин, вонями твоих добродетелей нам благоухающая.
Радуйся, в Небесном вертограде неизреченною радостию наслаждающаяся; радуйся, краснейшаго паче сынов человеческих зрением тамо утешающаяся.
Радуйся, убелившая ризы твоя в крови Агнчей на земли; радуйся, в лике девственниц предстоящая Божиему Агнцу на небеси.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 2
Видевше благолепие лица твоего, святая мученице Параскево, людие удивляхуся, взирающе на тя, не у ведяще красоты души твоея. Мы же, поминающе светлейшия паче солнца добродетели твоя, поим Господеви, даровавшему тебе благодать Свою: Аллилуиа.
Икос 2
Мудрости вместилище паче ума мирских мудрецев явилася еси, отроковице непорочная, измлада уклонившися от любве к миру и отвергшися всего яже в мире, всею полнотою любве твоея возлюбила еси Небеснаго Жениха Христа, Царя Славы, Емуже, яко верная раба, в житии твоем апостольски послужила еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Таковому твоему разуму дивящеся, сия похвалы тебе восписуем:
Радуйся, премудрая Евангельская дево, во свете веры и дел благих ходившая; радуйся, Христа Господа, Божию силу и Божию премудрость паче всего возлюбившая.
Радуйся, паче мудрецев мира сего мудрейшая; радуйся, паче старец идолослужительных разумевшая.
Радуйся, неверных светом веры просвещающая; радуйся, чад Церкве Христовы в вере утверждающая.
Радуйся, любовию твоею ко Христу ангельская ликостояния возвеселяющая; радуйся, демонския лукавствия оружием Креста Господня отгоняющая.
Радуйся, в проповедании веры богоглаголивая уста апостольская; радуйся, дев христианских украшение.
Радуйся, верная ко Христу Богу молитвеннице о нашем спасении; радуйся, всех скорбящих крепкое заступление и ограждение.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 3
Силою Христовою соблюдаема, всеславная мученице Параскево, о болезнех телесных небрегла еси, подвигом добрым подвизатися хотящи. Мужеским смыслом вооружившися, слабость женскую отвергла еси, упованием же укрепившися, радостно предстала еси на судище, идеже ясно веру в Троицу Божественную проповедала еси, Богу вопиющи: Аллилуиа.
Икос 3
Слышав от тебе, мудрая дщерь, неправедный судия неслыханная словеса о твоем рождении, яко благочестивии родители твои, страсти Христовы почитающе, знаменитаго дне тезоимениту тя нарекоша, Параскевою, в предзнаменование, яко Христовых страстей имаши быти причастницею. Не разуме же сего нечестивый игемон, но вещаше ти безстудная словеса и повеле бити тя суровыми жилами и полумертву тя сущу ввергнути в темницу. Ты же, доблественне претерпевши жесточайшия муки, в темнице, аки в чертозе светле ликующи, вопияла еси: «Никогда же отлучуся Тебе, Господи, но посли ми помощь Твою и спаси мя великия ради Твоея милости». Темже, ублажающе тя, вопием ти таковая:
Радуйся, незлобивая голубице, от искушений лукаваго врага свободившаяся; радуйся, словесная агнице, от злаго волка мучителя к доброму пастырю Христу Богу прибегшая.
Радуйся, во двор словесных овец, одесную Его стоящих, вшедшая; радуйся, на брак Агнчий радостно текущая.
Радуйся, яко тебе уготовано есть благ вечных сокровище; радуйся, яко тебе обетовано есть блаженство Царства Небеснаго.
Радуйся, премудрая Евангельская дево, светлогорящий светильник имущая; радуйся, дерзновение велие ко Христу Богу стяжавшая.
Радуйся, волею своею благое иго Христово на ся подъявшая; радуйся, сердце свое от всякия лести душевредныя чисто сохраншая.
Радуйся, истинная Христовых страстей причастнице; радуйся, во страданиях твоих благодатную помощь от Христа Господа получившая.
Радуйся, Паракево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 4
Бурю тяжких искушений воздвигоша врази противу тебе, многострадальная Параскево; ты же от твоих кровей трудолюбно чашу страданий испила еси, желающи по Христе, Женисе твоем, во след потещи, прехвальная мученице, и яко ластовица доброгласная, песнь воспевала еси Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Имея всегда пред очима своима Господа, за исповедание веры палицами немилостивно от мучителей биема, радовалася еси, приснопамятная мученице Параскево, вопиющи: «Ничтоже мя разлучит от любве Твоея, Христе», и тако подвизаяся во Славу Божию, угодила еси Господу. Темже, поминающе честная твоя страдания, с умилением зовем ти:
Радуйся, агнице вседобляя, пастыреначальнику Христу принесшаяся, яко жертва благоуханная; радуйся, безсмертному Жениху Христу непорочное мучение твое, яко вено пречестное, представившая.
Радуйся, отроковице чистая, истинное исповедание веры православныя пред неверными явившая; радуйся, праведная обличительнице, неправду нечестиваго судии яве открывшая.
Радуйся, яко тобою посрамися лукавый враг, видящ себе от юной девы побежденна; радуйся, яко радуются о тебе и силы небесныя, видяще тя немощну и младу сущу, побеждающую лютых мучителей.
Радуйся, голубице чистая и непорочная сердцем; радуйся, смиренная агнице, благоуспешно честней и блаженней страсти Господней уподобльшаяся.
Радуйся, яко принеслася еси Зиждителю твоему, яко кадило благовонное; радуйся, яко зрит на тя пресветлое Солнце правды, тридневно возсиявшее от гроба и укрепившее тя к подвигу страдальческому.
Радуйся, яко за преславная твоя страдания сподобилася еси внити в чертог Христа, Царя Небеснаго; радуйся, яко тамо вкупе со святыми наслаждаешися неизреченною радостию.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 5
Благочестною звездою прешла еси в мире, страстотерпице славная Параскево, яко веру во Христа всем проповедающи. Страдания многа и люта мужески претерпевши, мучителя посрамила еси и ко Христу Господу, яко свету незаходимому, радостно востекла еси. Емуже предстоящи с лики праведных, выну вопиеши: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще силы небесныя плотию страждущую Параскеву, Его силою крепящуюся, глаголаху: «Се, и девы на земли прославиша Господа!» Человецы же, трепетом одержими, ужасахуся и удивляющеся, песньми прославляху: «О чудесе! Дева врага победи и молится милостивому Владыке за спасение мира». Сего ради и мы, поминающе исполненное веры мужество твое, преславная мученице, ублажаем тя, глаголюще:
Радуйся, доблественная страстотерпице, в защиту веры православныя подвизавшаяся; радуйся, наветов вражиих мудрая разорительнице.
Радуйся, иконийскаго града учительнице; радуйся, идольския суетныя лести обличительнице.
Радуйся, верных смыслы вонями добродетелей твоих благовонствующая; радуйся, смрад страстный благодатию, свыше ти данною, отгоняющая.
Радуйся, еллинския кумиры, яко прах, уничижившая; радуйся, твоими подвиги, иже к Богу, тьмы начальника низложившая.
Радуйся, горняя, паче дольних, восхождения в сердце твоем положити возлюбившая; радуйся, Христу Господу, Человеколюбцу, всю себе предавшая.
Радуйся, подобне первомученице Фекле, мног народ словом Божиим просветившая; радуйся, неверных к Божественней вере приведшая.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 6
Проповедницу чудес и славы Божия явила еси себе, доблестная мученице Параскево, после преславнаго исцеления в темнице, от Христа Господа тебе дарованнаго. Емуже возсылая благодарственная моления, радостно мы вопием: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси, яко светозарная звезда, обагрившися каплями кровными, и Божественною благодатию отгнала еси безбожия тьму, мученице Параскево, просветивши верныя, чтущия твоя доблественныя подвиги. Темже восхваляюще тя, усердно вопием ти:
Радуйся, богомудрая дево, Христовых страстей общнице; радуйся, в темнице ти сущей, ангельскаго посещения сподобльшаяся.
Радуйся, в отраду болезней твоих орудия страстей Христовых созерцавшая; радуйся, Честный Крест и терновый венец нетленнаго Жениха твоего, Христа, узревшая.
Радуйся, язвы Господа на теле твоем носившая; радуйся, от всех язв Темже Господем чрез ангела исцеленная.
Радуйся, яко Тойже Господь даровал тебе крепость и премудрость, ейже не возмогоша противитися вси противляющиися истине; радуйся, от кровей твоих светлую себе ризу исткавшая.
Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются; радуйся, яко тобою от различных болезней с верою тя призывающии здравие приемлют.
Радуйся, уз греховных скорая решительнице; радуйся, о всех христианах пред престолом Божиим верная молитвеннице.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 7
Хотящу безумному мучителю игемону желание свое улучити и паки покушающуся ласкательными словесы тебе, святая мученице Параскево, от истиннаго Бога обратити к поклонению идолом; ты же, яко богомудрая дева, вразумляя его в суетстве идолов, рекла еси ему: «Покажи ми, игемоне, богов, ихже ты мниши исцеливших мя от ран», и по велению мучителя пришедши в храм идольский, помолилася еси единому истинному Богу, от Егоже Святаго имене вси идоли падоша и разсыпашася в прах, во уверение, яко един есть Бог, прославляемый во Святей Троице, Емуже вкупе со святыми ангелами выну вопиеши: Аллилуиа.
Икос 7
Новую показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, святая мученице Параскево, повеле на древе повесити и свещами горящими опаляти твоя девическая ребра. Сие пачеестественное терпение твое благоговейно воспоминающе, похвалами блажим тя сицевыми:
Радуйся, многообразныя болезни за Царя Христа Бога претерпевшая; радуйся, яко пред лицем человеческим аще и муку прияла еси, упование же твое безсмертия исполнено есть.
Радуйся, яко повешена была еси на древе Христа ради, на Кресте распятаго, да венцем нетления от Него увязешися; радуйся, яко строгана была еси по ребром, Иисуса ради копием в ребро прободеннаго, да Царствием Его Небесным насладишися.
Радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем возжгла еси; радуйся, яко за Того свещами огненными палима была еси.
Радуйся, твердейшая адаманта в терпении твоем показавшаяся; радуйся, в вере во Христа Господа крепчае паче камене, в мужестве непоколебимом пребывшая.
Радуйся, яко огнем опаляема, огненною мудростию пламень угасила еси естественный; радуйся, яко свещу неугасиму душевную соблюдши, вошла еси со Христом Женихом твоим в чертог Небесный.
Радуйся, яко чудесными искрами страсти умертвивши, демонския полки страдальчески победила еси; радуйся, яко страданиями твоими мног народ к познанию истиннаго Бога привела еси.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 8
Странное и страшное святыя мученицы Параскевы страдание видяще, вернии удивляхуся зело: како млада отроковица сущи, в юностнем телеси таковыя мужественно за Христа терпит муки, слезнаго исполнишася умиления; невернии же трепетом одержими и чудесными искрами опаляеми от Ангела, бежаху; мы же, прославляюще дивнаго во святых Бога, вопием: Аллилуиа.
Икос 8
Весь Сладчайший Иисус сладость, весь желание тебе бысть, святая мученице Параскево: сладце бо Его ради горькия терпела еси муки, глаголющи к мучителю: «Враже нечестивый игемоне, что неистовствуеши на христианы: ни царства у тебе отъях, ни града твоего разорих, но буими словесы увещати мя помышляеши. Аз плоти моея не щажду за Христа моего, зане Он любит мя: к Нему пойду и Того буду невеста. Той мене спасет о рук враг моих и дарует ми жизнь вечную». Поминаюше сицевая твоя словеса и доблественныя подвиги твоего исповедничества, вопием ти:
Радуйся, злобы неверных не устрашившаяся; радуйся, твари паче Создавшаго не послужившая.
Радуйся, воеже сопротивлятися врагом Божиим, в духовное всеоружие благодати Божией облекшаяся; радуйся, идолом немым и глухим в капище идольском не поклонившаяся.
Радуйся, именем всесильнаго Господа и твоею к Нему молитвою вся идолы тамо сокрушившая; радуйся, демонов коварствия божественною силою упразднившая.
Радуйся, томления мучителей Крестом Господним, яко державным оружием, мужески победившая; радуйся, огненное опаление и жжение девственнаго телесе твоего в воню мира Христу Богу принесшая.
Радуйся, веру, надежду и любовь к Богу сохраншая; радуйся, победы венец от руки Христа Жизнодавца приемшая.
Радуйся, реко, исполненная благодати Божия водами; радуйся, источниче, кипящий чудес излиянии.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 9
Всеми богокрасными лепотами добродетелей украсивши себе, прехвальная мученице Параскево, явилася еси тверда и непоколебима во исповедании веры Христовы. Сего ради ангельское естество велиею возрадовася радостию, узревши мужественную крепость твою и твердое твое упование. И мы слышавше, како посрамися лукавый враг, от девы побеждаемь, и како Сам Христос Бог достойно венчает тя мученицу, купно с тобою радостно вопием прославляющему тя Господу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийствующий язык не возможет возсхвалити дела твоя и великия страдальческия твоя подвиги по достоянию, славная мученице Параскево: кто бо повесть страдания твоя и добродетели; на судищи бо исповедавши истиннаго Бога, от безчеловечных мучителей претерпела еси лютая, болезненная страдания; и в сих жестоких болезнех бывши палицами биема, железными ноготьми строгаема и огнем палима, ничтоже ино вещала еси к Создателю твоему, токмо сие: «Спаси мя, Господи, недостойную рабу, не разлучи мене, Христе, от Твоего желания!» Смиренно поминающе сицевая твоя страдания, умиленную песнь приносим ти, глаголюще:
Радуйся, кровию страдания твоего Христу Богу уневестившаяся; радуйся, страстемХристовым подражавшая.
Радуйся, любве ради Господни жестокия мучения претерпевшая; радуйся, от Небеснаго Царя благолепный венец восприявшая.
Радуйся, яко всем верным воспоминание твое пресладко; радуйся, яко всей Церкви Христовой имя твое пречестно.
Радуйся, досточудное ангелом и человеком зрелище бывшая; радуйся, и самых мучителей непобедимым терпением твоим удивившая.
Радуйся, яко Сам Господь свыше призре на твоя страдания; радуйся, яко Сам Той Подвигоположник похвали твоя подвиги.
Радуйся, девам доброто и похваление; радуйся, мучеником красото и верным утешение.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 10
Спасти хотя душу твою, о теле твоем всячески небрегла еси, святая мученице Параскево; егда бо на тя и мечное на смерть осуждение изыде от беззаконнаго мучителя, ты под меч острый, аки под венец красный, радостно потекла еси; и во главу усекновена бывши, душею твоею воспарила еси в чертог Жениха твоего Безсмертнаго, Христа Бога, Емуже выну на Небесех ныне воспеваеши: Аллилуиа.
Икос 10
Стена была еси крепка и непоколебима во исповедании веры в Триединаго Бога: сего ради многоболезненная страдания от мучителя претерпела еси, и добре скончавши течение твое, венец от Христа Бога прияла еси, и ангельских ликостояний на Небеси сподобилася еси. Темже поминаюше твоя, подвиги, ублажаем тя, многострадальная:
Радуйся, течение мученическаго пути добре скончавшая; радуйся, веру безсмертному Жениху Христу до смерти сохраншая.
Радуйся, в житии твоем богоугодными делы Господеви послужившая; радуйся, за любовь ко Христу Богу всю мирскую суету отвергшая.
Радуйся, силою свыше на брань противу сил преисподних препоясанная; радуйся, победоносною славою в вышних от Христа Победителя одеянная.
Радуйся, оружием благоволения Божия венчанная на земли; радуйся, цветом неувядаемым украшенная на Небеси.
Радуйся, христианом крепкое прибежище; радуйся, верным твердое заступление.
Радуйся, безпомощных защитительнице; радуйся, сирых покровительнице.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 11
Пение наше всякое побеждается, и многое множество хвалебных песней, восписуемых ти, несть довольно по достоянию восхвалити тя, прехвальная мученице Параскево; обаче молитвами твоими получающе от Христа Бога неисчетная благодеяния, благодарни суще, поем о тебе Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Возсиявши нам, яко светило светозарное, мрак демонский от человек твоими мольбами отгоняеши, святая мученице Параскево, приемши бо благодать целити недуги, всем верным, притекающим к тебе с молитвою, подаеши исцеление: кровоточивии бо и прокаженнии прикосновением к раце мощей твоих очищаются, глусии слышат, разслабленнии здрави бывают призыванием святаго твоего имене. Мы же, поминающе скорое заступление твое, вопием ти:
Радуйся, благовонная смирно, Церковь Христову благоухающая; радуйся, благонадежная молитвеннице, фимиам молитвы о нас к Богу приносящая.
Радуйся, мироположнице исцелений неоскудная; радуйся, сокровище Божиих даров неиждиваемое.
Радуйся, чаше, от обилия дому Божия черплющая радость; радуйся, сосуде, от исполнения Христова приемлющий всех благ небесных сладость.
Радуйся, благодатную росу исцелений всем верным источающая; радуйся, скорбныя сердца недужных дарованием исцелений ободряющая.
Радуйся, яко Христос Бог за доблественная твоя страдания славу и велелепие на тя возложил есть; радуйся, яко тебе Царь царствующих и Господь господствующих блаженство Царствия Своего даровал есть.
Радуйся, Царствия Христова сонаследнице; радуйся, славы Божией сопричастнице.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 12
Благодать от Бога дана ти есть подавати исцеления всем требующим, яко от источника пребогатаго, хранити же и соблюдати от различных болезней, бед и скорбей всякаго человека, верою, любовию и благоговением честная твоя страдания воспоминающаго и почитающаго. Молитвеннаго твоего о нас предстательства и благодатных дарований не лиши и нас, многострадальная Христова страстотерпице; да и мы, здрави суще телом и духом, в нынешней и будущей жизни о тебе поем Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поем твоя крепкия подвиги, почитаем страдания, хвалим долготерпение, ублажаем святую твою кончину, славим твое в немощнем теле непобедимое мужество, имже на земли и на Небеси прославилася еси, святая и добропобедная мученице Параскево; и в честь твоих победоносных подвигов и страданий похвальная восписуем ти сия:
Радуйся, от ангельских чинов в сожительство их любезно приятая; радуйся, от девственных ликов в чертог небесный радостно введенная.
Радуйся, от мученических полков под венец славы провождаемая во гласе радования; радуйся, от небесных жителей приемлющая о Господе целование.
Радуйся, яко мзда твоя многа есть на Небесех; радуйся, яко радость твоя вечна есть во светлости святых.
Радуйся, в небесном чертозе Божественнаго Жениха твоего со ангелы Его веселящаяся; радуйся, лицезрением Всеблагаго Господа тамо вкупе со святыми наслаждающаяся.
Радуйся, душевных и телесных недугов наших целительнице; радуйся, душеспасительных благ и небесных даров подательнице.
Радуйся, яко тобою от нечаянныя смерти сохранитися уповаем; радуйся, яко твоим заступлением вечную жизнь от Христа Бога улучити благонадежно чаем.
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная.
Кондак 13
О святая премудрая и всехвальная мученице, невесто Христова Параскево! От благоговейных сердец приносимую ти, аще и недостойную, хвалебную песнь сию приими от нас, яко усердную жертву сердец, любящих тя и чествующих святую память твою. Охраняй нас молитвами твоими святыми, и вся люди, притекающия к честней иконе твоей и с любовию лобызающия ю, избавляй от всякаго злаго обстояния и скорби; да тихое и безмолвное житие поживше в нынешнем веце, блаженство вечное наследим и купно с тобою и всеми святыми выну сподобимся воспевати Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й: «Ангелом честную…» и кондак 1-й: «Избранной Богом от рода…».
Величание
Величаем тя, страстотерпице Христова Параскево, и чтим честныя страдания Твоя, яже за Христа претерпела еси.
Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:
Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.
В уральской книге совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.
Кодекс канонического права — Книга IV
КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА
КНИГА IV. НАЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКВИ
- ЧАСТЬ III: СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА И ВРЕМЯ
- РАЗДЕЛ II. СВЯЩЕННЫЕ ВРЕМЕНА (канн. 1244 — 1253)
- ГЛАВА I. ПРАЗДНИКИ
- ГЛАВА II. Дни покаяния
РАЗДЕЛ II.
СВЯЩЕННЫЕ ВРЕМЕНА (кан. 1244 — 1253)
кан. 1244 § 1. Только высшей церковной власти надлежит устанавливать, переносить и отменять общие для вселенской Церкви праздники и дни покаяния без ущерба для предписания кан. 1246, § 2.
§2. Епархиальные архиереи могут устанавливать особые праздники или дни покаяния для своих епархий или местностей, но только в отдельных случаях.
Кан. 1245 — Без ущерба для права диоцезных епископов, упомянутого в кан. 87, по уважительной причине и по предписанию диоцезного архиерея пастырь может предоставить в отдельных случаях освобождение от обязанности соблюдения праздника или дня покаяния или может заменить эту обязанность другими благочестивыми делами. . Настоятель религиозного института или общества апостольской жизни, если они являются клириками и имеют папское право, также может сделать это в отношении своих подданных и других, живущих в доме днем и ночью.
ГЛАВА I.
Праздники
Кан. 1246 § 1. Воскресенье, в которое по апостольскому преданию совершается пасхальное таинство, должно соблюдаться во вселенской Церкви как изначальный святой обязательный день. Также должны соблюдаться следующие дни: Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Богоявления, Вознесения, Тела и Крови Христовых, Пресвятой Богородицы Марии, Ее Непорочного Зачатия, Ее Успения, Святого Иосифа, Святого Петра и Святого апостолов Павла и всех святых.
§2. Однако с предварительного одобрения Апостольского Престола конференция епископов может отменить некоторые обязательные святые дни или перенести их на воскресенье.
Кан. 1247 По воскресеньям и в другие обязательные святые дни верующие обязаны участвовать в мессе.
Кроме того, они должны воздерживаться от тех работ и препятствий, которые мешают поклонению Богу, радости, присущей дню Господню. или подходящее расслабление ума и тела.
Кан. 1248 § 1. Лицо, которое присутствует на мессе, совершаемой где-либо по католическому обряду, либо в день самого праздника, либо вечером предыдущего дня, выполняет обязанность участвовать в мессе.
§ 2. Если участие в евхаристическом совершении становится невозможным из-за отсутствия священнослужителя или по другой уважительной причине, верующим настоятельно рекомендуется принять участие в литургии слова, если такая литургия совершается в приходском храме или другом святилище. размещаться в соответствии с предписаниями диоцезного епископа или посвящать себя молитве в течение подходящего времени в одиночестве, всей семьей или, если позволяет случай, в группах семей.
ГЛАВА II.
Дни покаяния
Кан. 1249 — Божественный закон обязывает всех верных христиан совершать покаяние, каждый по-своему. Но для того, чтобы все соединились между собой каким-нибудь общим соблюдением покаяния, предписаны покаянные дни, в которые верные Христу особым образом посвящают себя молитве, совершают дела благочестия и милосердия и отрекаются от себя, исполняя свои собственные. обязанности вернее и особенно соблюдением поста и воздержания, по норме нижеследующих канонов.
Кан. 1250 г. Покаянными днями и часами во вселенской Церкви являются каждая пятница всего года и время Великого поста.
Кан. 1251 — Воздержание от мяса или какой-либо другой пищи, как это определено Конференцией Епископов, должно соблюдаться во все пятницы, если только торжество не приходится на пятницу. В Пепельную среду и Страстную пятницу следует соблюдать воздержание и пост.
Кан. 1252 — Закон воздержания связывает тех, кто достиг четырнадцатилетнего возраста. Закон поста связывает тех, кто достиг совершеннолетия, до начала их шестидесятилетнего возраста. Пастыри душ и родители должны следить за тем, чтобы даже те, кто по возрасту не связаны законом поста и воздержания, были обучены истинному смыслу покаяния.
Кан. 1253 — Конференция епископов может уточнить соблюдение поста и воздержания, а также заменить воздержание и пост другими формами покаяния, особенно делами милосердия и упражнениями благочестия, полностью или частично.
ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Апостольские каноны
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, книги отцов церкви, Summa, Библию и многое другое — всего за 19 долларов США..99…
Канон 1
Пусть епископа рукополагают два или три епископа.
Канон 2
Пусть пресвитер, диакон и прочее духовенство будут рукоположены одним епископом,
Канон 3 (3 и 4)
что Господь назначил для жертвоприношения, как мед, или молоко, или крепкий напиток вместо вина, или птиц, или всякую живность, или овощи, кроме того, что предписано, да будет извержен. За исключением только новых колосьев и винограда в подходящее время. Также не разрешается приносить к алтарю во время Святого Приношения что-либо, кроме масла для лампад и ладана.
Канон 4 (5)
Все остальные плоды пусть отправляются домой как начатки для епископов и пресвитеров, но не возлагаются на алтарь. Но епископы и пресвитеры, конечно, должны отдавать часть этих вещей диаконам и прочим клирикам.
Канон 5 (6)
Епископ, пресвитер или диакон пусть не разводится со своей женой под предлогом религиозности; а если он отлучит ее, да будет отлучен от церкви; и если он упорствует, пусть он будет свергнут.
Кэнон 6 (7)
Не позволяйте епископу, пресвитеру или диакону заниматься мирскими делами; в противном случае пусть он будет свергнут.
Канон 7 (8)
Если какой епископ, пресвитер или диакон будет праздновать святой день Пасхи до дня весеннего равноденствия с иудеями, да будет низложен.
Канон 8 (9)
Если какой-либо епископ, пресвитер, или диакон, или кто-либо из священнического списка, когда совершается жертвоприношение, не приобщится к нему, пусть объявит причину; и если это разумно, пусть он будет прощен; а если не объявит, да будет отлучен от церкви, как соблазняющий людей и вызывающий подозрение на приносящего, как будто он не сделал приношения должным образом.
Канон 9 (10)
Все верующие, которые приходят и слушают Писание, но не остаются для молитв и Святого Причастия, подлежат отлучению от церкви, как производящие неустроение в Церкви.
Канон 10 (11)
Если кто будет молиться, хотя бы и в частном доме, с отлученным, тот да будет отлучен.
Канон 11 (12)
Если кто из клириков соединится в молитве с низложенным клириком, как если бы он был клириком, да будет низложен и он.
Канон 12 и 13 (13)
Если кто-либо из клира или мирян, отлученный или не подлежащий принятию, отойдет и будет принят в другом городе без похвальных грамот, то пусть и получатель, и принятый быть отлучен от церкви.
Но если он уже отлучен от церкви, пусть продлится время его отлучения.
Канон 14
Епископу не разрешается покидать свой приход и переходить в другой, даже если многие принуждают его к этому, если только его не сдерживают какие-либо уважительные причины, как если бы он мог совещаться большую пользу для жителей этого места в слове благочестия. И это должно быть сделано не по его собственному желанию, а по мнению многих епископов и по их серьезному увещеванию.
Канон 15
Если какой-либо пресвитер, или диакон, или любой другой из списка клира, оставит свой приход и перейдет в другой, и совершенно оставив свой, поселится в другом приходе без с разрешения его собственного епископа, рукополагаем, чтобы он более не совершал богослужения; тем более, если его собственный епископ, увещевавший его вернуться, отказался это сделать и упорствует в своем хулиганском поведении. Но пусть общается там как обыватель.
Канон 16
Если же епископ, у которого пребывают такие лица, пренебрегает повелением о том, чтобы они прекратили совершать богослужения, и примет их как клириков, да будет отлучен, как учитель беспорядка.
Канон 17
Тот, кто был дважды женат после крещения или имел наложницу, не может стать ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни любым другим из священнического списка.
Канон 18
Тот, кто женился на вдове, или на разведенной, или на блуднице, или на служанке, или на актрисе, не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни каким-либо другим из священнического списка.
Канон 19
Тот, кто женился на двух сестрах или племяннице, не может стать священнослужителем.
Canon 20
Если клирик становится поручителем за кого-либо, пусть он будет низложен.
Канон 21
Евнух, если он был сделан таким насилием людей или [если его virilia были ампутированы] во времена гонений, или если он таким родился, если в других отношениях он достойный, может быть сделан епископом.
Канон 22
Изуродовавший себя не может стать священнослужителем, ибо он самоубийца и враг творения Божия.
Канон 23
Если кто-либо из священнослужителей калечит себя, да будет низложен, ибо он самоубийца.
Канон 24
Если мирянин увечит себя, да будет отлучен от церкви на три года, как делающий против своей души.
Канон 25 (25 и 26)
Если епископ, пресвитер или диакон будут признаны виновными в блуде, лжесвидетельстве или воровстве, да будет низложен, но не отлучен; ибо Писание говорит: не наказывай человека дважды за одно и то же преступление.
— Подобным же образом и прочее духовенство подлежит тому же процессу.
Канон 26 (27)
Из тех, которые были приняты в клир неженатыми, мы постановляем, чтобы чтецы и певцы только могли, если захотят, жениться.
Канон 27 (28)
Если епископ, пресвитер или диакон ударит кого-нибудь из верных, согрешивших, или из неверных, согрешивших, с намерением устрашить их, повелеваем низложить его. Ибо наш Господь никоим образом не научил нас этому, но, напротив, когда Он был поражен, Он не ударил снова, когда Его поносили, Он не злословил снова, когда Он страдал, Он не угрожал.
Канон 28 (29)
Если какой-либо епископ, пресвитер или диакон, справедливо низложенный по открытым обвинениям, посмеет вмешиваться в какое-либо из вверенных ему богослужений, то да будет полностью отлучен от храм.
Канон 29 (30)
Если какой епископ, пресвитер или диакон приобретет сей сан за деньги, да будет и он, и рукоположивший его низложен, а также вовсе отлучен от всякого общения, как Симон Magus был моим Питером.
Канон 30 (31)
Если какой-либо епископ с помощью светских властей овладеет церковью, да будет низложен и отлучен от церкви и всех, кто с ним общается.
Канон 31 (32)
Если какой-либо пресвитер, презирая своего епископа, соберет отдельную общину и воздвигнет другой жертвенник, не имея оснований осуждать епископа в отношении религии или справедливости, да будет низложен за его амбиция; ибо он тиран; таким же образом и прочее духовенство и все, кто присоединится к нему; и да будут отлучены миряне. Однако пусть это будет сделано после первого, второго и третьего увещевания от епископа.
Канон 32 (33)
Если какой-либо пресвитер или диакон отлучен от епископа, то он не может быть вновь принят в общение никем иным, как отлучившим его, если только не случится, что отлучивший его епископ умер. .
Канон 33 (34)
Ни один иностранный епископ, пресвитер или диакон не может быть принят без рекомендательных грамот; и когда они будут произведены, пусть осмотрят лиц; и если они проповедники благочестия, пусть будут приняты. В противном случае, хотя и снабжаешь их тем, что им нужно, но не должен принимать их в общение, ибо многое делается тайно.
Канон 34 (35)
Епископы каждого народа должны признавать того, кто является первым среди них, и считать его своим главой, и ничего существенного не делать без его согласия; но каждый может делать только то, что касается его прихода и принадлежащих ему загородных поместий. Но и тот (кто первый) пусть ничего не делает без согласия всех; ибо так будет единодушие, и Бог прославится через Господа во Святом Духе.
Кэнон 35 (36)
Да не смеет епископ рукополагать сверх своих пределов, в неподвластных ему городах и местах. Но если он будет уличен в этом, без согласия тех лиц, которые имеют власть над такими городами и местами, пусть он будет низложен, а также те, кого он поставил.
Канон 36 (37)
Если кто, будучи рукоположен во епископа, не возьмет на себя служения и попечения о вверенных ему людях, да будет отлучен, пока не примет. Точно так же пресвитер или диакон. Если же он пошел и не был принят не по своей воле, а по развращению народа, то пусть остается епископом; а клир города да будет отлучен от церкви за то, что они не исправили непослушных людей.
Канон 37 (38)
Да будет собрание епископов два раза в год, и пусть они рассматривают между собою постановления о религии и разрешают церковные споры, которые могли возникнуть. Одно собрание должно состояться на четвертой неделе Пятидесятницы [т. е. на четвертой неделе после Пасхи], а другое — на 12-й день месяца Гиперберетей [т. е. в октябре].
Канон 38 (39)
Пусть епископ позаботится обо всех церковных благах и пусть распоряжается ими как под надзором Божиим. Но он не должен отчуждать ни одного из них или отдавать то, что принадлежит Богу, своим родственникам. Если они бедны, пусть он поможет им как беднякам; но пусть он не продает под этим предлогом церковные блага.
Канон 39 (40)
Пресвитеры и диаконы не должны делать ничего без санкции епископа; ибо он тот, кому вверен народ Господень, и от него потребуется отчет об их душах.
Канон 40 (40 Продолжение.)
Частное имущество епископа, если оно у него есть, и имущество Господа должно быть четко разграничено, чтобы епископ имел право оставить свое имущество, когда он умирает, кому и как хочет, и чтобы собственное имущество епископа не было потеряно под предлогом того, что оно является собственностью Церкви: ибо может быть, что он имеет жену, или детей, или родственников, или слуги; и это справедливо перед Богом и людьми, чтобы ни Церковь не понесла никакого ущерба из-за незнания собственного имущества епископа, ни епископ или его родственники не пострадали под предлогом Церкви, и чтобы те, кто ему принадлежит, не были вовлечены в состязания и бросали упреки на его смерть.
Канон 41
Мы постановляем, чтобы епископ имел власть над имуществом Церкви: ибо если ему должны быть доверены драгоценные души людей, тем более ему должно быть доверено земное имущество. Поэтому он должен управлять ими всеми своими полномочиями и снабжать нуждающихся через пресвитеров и диаконов в страхе Божием и со всяким благоговением. Он может также, если нужно, взять то, что требуется для его собственных нужд и для братьев, к которым он должен оказать гостеприимство, чтобы он не был в какой-либо нужде. Ибо закон Божий повелел, чтобы ожидающие у жертвенника питались от жертвенника. Ни один солдат не вооружен против врага за свой счет.
Канон 42
Если епископ, или пресвитер, или диакон пристрастился к игре в кости или пьянству, пусть либо отдаст, либо будет низложен.
Канон 43
Если иподиакон, чтец или певец сотворит то же, да пребудет, или будет отлучен. Так же и миряне.
Канон 44
Пусть епископ, пресвитер или диакон, который берет ростовщичество с тех, кто занимает у него, откажется от этого или будет низложен.
Канон 45
Епископ, пресвитер или диакон, который только молился с еретиками, да будет отлучен от церкви;
Канон 46
Постановляем низложить епископа или пресвитера, принявшего крещение или жертвоприношение еретиков. Ибо какое согласие у Христа с Велиаром, и какая часть у верующего с неверным?
Канон 47
Да будет низложен епископ или пресвитер, который будет крестить повторно правильно принявшего крещение, или который не будет крестить оскверненного нечестивым, как пренебрегающий крестом и смертью Господней, и не делая различия между истинными священниками и ложными.
Канон 48
Если кто из мирян разведется с женою и женится на другой, или на разведенной другим, да будет отлучен.
Канон 49
Если какой епископ или пресвитер, вопреки установлению Господню, крестит не в Отца, Сына и Святого Духа, но в трех Безначальных Существ, или трех Сынов, или трех Утешителей, пусть его низложить.
Канон 50
Если какой епископ или пресвитер не совершит одно посвящение с тремя погружениями, а даст одно только погружение, в смерть Господню, да будет извержен. Ибо Господь не сказал: крести в смерть мою, но: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Канон 51
Если какой-либо епископ, пресвитер, или диакон, или кто-либо из священнического списка воздерживается от брака, или мяса, или вина, не из-за религиозного ограничения, но как гнушающееся ими, забывая, что Бог сотворил все очень хорошо, и что мужчину и женщину сотворил, и, хуля дело творения, да исправится, или же низвергнут, и извергнут из Церкви. Так же и мирянин.
Канон 52
Если какой-либо епископ или пресвитер не принимает отвращающегося от своего греха, но отвергает его, да будет низложен; ибо он огорчает Христа, сказавшего: Радость на небесах об одном грешнике кающемся.
Канон 53
Если какой епископ, пресвитер или диакон не вкушает в праздничные дни мяса и вина из отвращения к ним, а не из религиозного ограничения, да будет низложен, как сожженный в своем собственную совесть и являющийся причиной обиды для многих.
Канон 54
Если кто из клира застанет есть в корчме, да будет отлучен от общения, если только он не принужден был в путешествии необходимостью поселиться в корчме.
Канон 55
Если кто из клира оскорбит епископа, да будет низложен: ибо начальника народа твоего не злословь.
Канон 56
Если кто из клира оскорбит пресвитера или диакона, да будет отлучен.
Кэнон 57
Если кто из клира насмехается над хромым, или глухим, или слепым, или немощным, да будет отлучен. Подобным образом любой из мирян.
Канон 58
Если какой епископ или пресвитер пренебрегает клиром или народом и не наставляет их на путь благочестия, да будет отлучен от церкви, а если упорствует в нерадении и праздности своей, да будет извержен.
Канон 59
Если какой епископ, пресвитер или диакон, когда кто-либо из клира в нужде, не снабжает его тем, в чем он нуждается, да будет отлучен; но если он упорствует, да будет низложен, как человек, убивший своего брата.
Канон 60
Если кто публично читает в церкви ложнонаписанные книги нечестивых людей, как бы священное Писание, на погибель народа и клира, да будет извержен.
Канон 61
Если будет предъявлено какое-либо обвинение верующему в блуде или прелюбодеянии, или в каком-либо запрещенном деянии, и он будет осужден, то да не будет поставлен в клир.
Канон 62
Если кто из клира из страха перед людьми, будь то иудей, язычник или еретик, отречется от имени Христа, да будет извержен. Если он откажется от имени священнослужителя, пусть будет низложен. Если он покается, пусть его примут как мирянина.
Канон 63
Если какой-либо епископ, пресвитер, или диакон, или кто-либо из священнического чина будет есть мясо с кровью жизни его, или что-либо убитое зверями, или что умрет само по себе, да будет низложен. Потому что это запрещено законом. Если он мирянин, да будет отлучен.
Канон 64
Если кто-либо из священнослужителей или мирян войдет в синагогу иудеев или еретиков для молитвы, то пусть первый будет низложен, а второй да будет отлучен от церкви.
Canon 65
Если какой-либо священнослужитель ударит кого-либо в состязании и убьет его одним ударом, пусть он будет низложен за свое насилие. Если это сделает мирянин, да будет отлучен от церкви.
Канон 66
Если кто из клира окажется постящимся в день Господень или в субботу, кроме одного, да будет извержен. Если мирянин, пусть будет отлучен.
Canon 67
Если кто принуждает и держит девственницу, не обрученную, да будет отлучен от церкви. И он не может брать никакой другой, но должен оставить ту, которую он выбрал, хотя бы она была бедной.
Канон 68
Если кто-либо из епископов, пресвитеров или диаконов получит от кого-либо второе рукоположение, да будут низложены и рукоположенный, и рукоположенный; если только не будет доказано, что он получил свое посвящение от еретиков; ибо крещеные или рукоположенные такими лицами не могут быть ни из верных, ни из клира.
Канон 69
Если кто епископ, пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится святым Четырёхдесятеричным постом Пасхи, или четвертого дня, или дня Приготовления, да будет низложен, если не будет мешает какой-либо телесной немощи. Если он мирянин, да будет отлучен.
Канон 70
Если какой-либо епископ, пресвитер, или диакон, или кто-нибудь из клира, постится или празднует с иудеями, или принимает от них какие-либо дары их праздников, как опресноки, любой такой вещи, пусть он будет низложен. Если он мирянин, да будет отлучен.
Канон 71
Если кто-нибудь из христиан принесет елей в храм язычников или в синагогу иудейскую на их праздник, или зажжет светильники, да будет отлучен.
Кэнон 72
Если кто клирик или мирянин возьмет воск или елей из святой Церкви, да будет отлучен, [и пусть вернет на пятую часть больше, чем взял.]
Канон 73
Никто да не обращает для собственного употребления любой сосуд из золота или серебра, или всякая завеса, освященная, ибо это противно закону; и если кто будет замечен в этом, да будет отлучен от церкви.
Канон 74
Если какой-либо епископ обвиняется в чем-либо достойными доверия людьми, он должен быть вызван епископами; и если он явится и сознается или будет осужден, на него должно быть наложено соответствующее наказание. Если же, когда он будет призван, он не явится, пусть он будет призван во второй раз, и для этого будут посланы к нему два епископа. [Если же и тогда он не явится, пусть призовут его в третий раз, вновь прислав к нему двух епископов. ] Но если и тогда он проигнорирует призыв и не придет, пусть синод вынесет против него такой приговор, который покажется правильным, чтобы он не казался выгодным, уклоняясь от суда.
Канон 75
Еретик не может быть принят как свидетель против епископа, ни только один верующий; для в устах двух или трех свидетелей, каждое слово должно быть установлено.
Канон 76
Епископ не должен из милости к брату, или сыну, или любому другому родственнику рукополагать в епископский сан того, кого он пожелает; ибо нехорошо делать наследниками епископства, отдавая Божие человеческим чувствам. Не годится и подчинять Церковь Божию наследникам. Если же кто сделает это, то рукоположение должно быть недействительным, а самого рукополагающего наказать отлучением от церкви.
Canon 77
Если кто лишен глаза или хромает на ногу, но в остальном достоин епископства, он может быть рукоположен, ибо не порок тела оскверняет человека, но загрязнение души.
Канон 78
А если кто глухой или слепой, то не может быть поставлен епископом, не так, как если бы он таким образом осквернился, но чтобы не было препятствия в делах Церкви.
Канон 79
Если у кого бес, да не сотворится в клирик, и с верными да не молится; но если он будет освобожден, пусть будет принят в общение, и если он достоин, он может быть рукоположен.
Канон 80
Не дозволено, чтобы человека, перешедшего от языческой жизни и крещенного, или обратившегося от дурного образа жизни, тотчас же поставили епископом, ибо нехорошо, тот, кто сам не был испытан, должен быть учителем других. Если только это не будет сделано по особому явлению Божественной благодати в его пользу.
Канон 81
Мы сказали, что епископ или пресвитер не должен предаваться управлению общественными делами, но посвящать себя церковным делам. Пусть же он будет убежден в этом или пусть будет низложен, ибо никто не может служить двум господам, по слову Господа.
Канон 82
Мы не позволяем никаким слугам возводиться в клир без согласия их господ, [к беспокойству их домов. ] Но если какой-либо слуга окажется достойным получения повеления, как явился наш Онисим, и его господа согласятся и освободят его, и вышлют его из своего дома, он может быть рукоположен.
Канон 83
Если епископ, пресвитер или диакон будет служить в армии и желает сохранить как римскую магистратуру, так и священническую должность, пусть он будет низложен; ибо кесарево принадлежит кесарю, а Божие — Богу.
Канон 84
Всякий, кто оскорбит короля или правителя вопреки тому, что правильно, пусть понесет наказание. Если он священник, пусть будет низложен; если мирянин, отлучается.
Канон 85
Следующие книги да будут чтимы и священны всеми вами, как священнослужителями, так и мирянами. Из Ветхого Завета пять книг Моисея, Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; от Иисуса Навина, сына Навина, один; из судей, один; Руфь, один; королей, четыре; из Хроник книги дней, два; из Ездры, два; Есфирь, один; [некоторые тексты читаются Юдифь, один
;] Маккавеев, три; Иова, один; из Псалтири, один; Соломона, три, а именно: Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней; пророков, двенадцать; Исаии один; от Иеремии один; из Иезекииля, один; Даниил, один. Но помимо этого вам рекомендуется учить ваших молодых людей Мудрости самого ученого Сираха. Наши собственные книги, то есть книги Нового Завета, таковы: четыре Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; четырнадцать Посланий Павла; два Послания Петра; три Джона; один из Иакова и один из Иуды. Два Послания Климента и Постановления моего Климента, адресованные вам, епископы, в восьми книгах, которые не должны быть опубликованы для всех из-за содержащихся в них мистических вещей. И Деяния нас апостолов.
Об этой странице
Источник. Перевод Генри Персиваля. От никейских и постникейских отцов, вторая серия, том. 14. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. (Буффало, Нью-Йорк: Издательство Christian Literature Publishing Co., 1900.) Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия».
Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты — feedback732 по адресу newadvent.