Княгиня ольга как умерла: Княгиня Ольга – биография, фото, личная жизнь, святая, крещение, реформы
Содержание
Княгиня Ольга – биография, фото, личная жизнь, святая, крещение, реформы
Биография
Княгиня Ольга – жена великого русского князя Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, правила Русью с 945 по 960 годы. При рождении девушке дали имя Хельга, муж назвал ее собственным именем, но женской версией, а при крещении стала называться Елена. Ольга известна тем, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство.
Портрет княгини Ольги
Про княгиню Ольгу сняты десятки фильмов, сериалов. Ее портреты есть в российских художественных галереях, по старинным летописям и найденным мощам ученые постарались воссоздать фотопортрет женщины. В родном Пскове есть мост, набережная и часовня имени Ольги и два её памятника.
Детство и юность
Точная дата рождения Ольги не сохранилась, но в Степенной книге XVII века говорится, что умерла княгиня в восемьдесят лет, а значит, родилась она в конце IX века. Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было десять лет. Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини – начиная от 893 и заканчивая 928 годом. Официальной версией признан 920-й, но это примерный год рождения.
Княгиня Ольга в молодости
Древнейшая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты, Псков. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей.
Повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью, пока не подрастет Игорь, сына Рюрика. Он же, согласно легендам, и поженил Игоря и Ольгу. Но эта версия происхождения княгини не подтверждена.
Правление
В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.
Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.
Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.
В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.
«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год
Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.
Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.
Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.
Княгиня Ольга
В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.
Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.
За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.
Святая княгиня Ольга
Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.
Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.
Храм княгини Ольги в Киеве
В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.
Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.
Личная жизнь
Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.
Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович
Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.
Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.
Смерть
Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.
Памятник княгине Ольге в Киеве
Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.
В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.
Память
- Ольгинская улица в Киеве
- Свято-Ольгинский собор в Киеве
Кино
- 1981 – балет «Ольга»
- 1983 – фильм «Легенда о княгине Ольге»
- 1994 – мультфильм «Страницы Российской истории. Земля предков»
- 2005 – фильм «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»
- 2005 – фильм «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»
- 2006 – «Князь Владимир»
Литература
- 2000 – «Аз Бога ведаю!» Алексеев С. Т.
- 2002 – «Ольга, королева русов». Борис Васильев
- 2009 — «Княгиня Ольга». Алексей Карпов
- 2015 — «Ольга, лесная княгиня». Елизавета Дворецкая
- 2016 — «Властью единые». Олег Панус
Смерть Ольги. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава
Смерть Ольги. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава
ВикиЧтение
Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава
Цветков Сергей Эдуардович
Содержание
Смерть Ольги
Повесть временных лет ничего не знает о русском походе 969 г. на Волгу. «Лето 6477» отмечено в ней только как год кончины княгини Ольги. Прогнав печенегов, «рече Святослав к матери своей и к боляром своим: „Не любо ми есть жити Кыеве, хощю жити Переяславьци в Дунае, яко то есть среда земли моей, яко ту вся благая сходяться: от Грек паволоки, злато, вина и овощеве разноличьнии, из Чех и из Угьр — серебро и комони, из Руси же — скора и воск и мед и челядь»». Ольга, которая в это время была смертельно больна, уговаривала его дождаться ее смерти: «погреб [похоронив] мя, иди куда хощеши». И «по трех днех умре Ольга. И плакася по ней сын ея и внуци ея и людье вси плачем великим. И несоша и погребоша ю [ее] на месте. И бе заповедала Ольга не творити тризны над собою. Бе бо имущи презвутер [священника], сей похорони блаженную Ольгу [по христианскому обряду]».
Согласно Иакову Мниху, княгиня умерла 11 июля.
Ольгино Житие добавляет, что тело княгини по смерти сохранялось нетленным и источало благоухание. Князь Владимир перенес честные мощи своей бабки в построенную им церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную) и положил у стены, в открытом каменном саркофаге. Верующие по своим молитвам получали возле Ольгиной гробницы исцеления от недугов. Особенно поражало людей следующее чудо. Над гробницей Ольги в церковной стене было сделано оконце, которое само приоткрывалось перед теми, кто приходил к чудотворным мощам с твердой верою, причем наиболее достойные могли видеть исходящее от них чудесное сияние; маловерные же не только не имели возможности взглянуть на мощи через окошко, но даже и в самом храме видели один гроб. Все эти подробности появились в позднейшей церковной традиции; Иакову Мниху и Повести временных лет они не известны. В 1635 г. киевский митрополит Петр Могила, расчистив развалины Десятинной церкви, провозгласил, что открыл останки Ольги. Но в XVIII в. Синод поставил под сомнение подлинность найденных мощей и, под давлением правительства, скрыл их в некоем тайном месте.
Исторический образ Ольги в памяти русских людей расслоился на двух, очень не похожих друг на друга женщин. В церковно-книжной традиции Ольга чтилась как «мудрейшая всех человек», «блаженная» (с 1547 г. — святая равноапостольная) княгиня, первая вошедшая в Царство Небесное «от Руси». Летописец заключил повесть о ней вдохновенным панегириком: «Си бысть предтекущи хрестияньстей земли, акы деньница пред солнцем и акы заря пред светом; си бо сияше, акы луна в нощи, тако и си в неверных человецех светяшеся, акы бисер в кале. Кальни бо беша грехом, неомовени крещением святым. Си бо омыся купелию святою, и совлечеся греховныя одежа ветхаго человека Адама и в новый Адам облечеся, еже есть Христос. Мы же рьцем к ней: радуйся, русьское познание к Богу, начаток примирения быхом. Си первое вниде в цесарьство небесное от Руси; сию бо хвалят русьстии сынове, акы начальницю, ибо по смерти моляше Бога за Русь».
В народной среде отношение к Ольгиной «мудрости» (в языческом ее понимании) колебалось между восхищением и страхом. Хитрость вождя, его умение говорить «клюками» были вообще чрезвычайно ценимыми свойствами[348]. Но если обладательницей их была женщина, то это пробуждало в мужчинах древний ужас перед демонической Лилит[349], губительницей мужчин[350]. Победа Ольги над «древлянами» глубоко врезалась в народную память, где, однако же, княгиня-мстительница преобразилась в опасную ведунью, которая «перевела много князей»[351], в том числе и самого Игоря. В этом качестве «мудрая» Ольга встала в ряд с другими «злыми женами» древнерусских былин[352]. Смешанное со страхом преклонение перед сверхъестественными способностями Ольги выразилось также в почитании природных и рукотворных Ольгиных «мест» и реликвий. Стоит отметить, что большинство таких памятников не имеет отношения к христианству Ольги, к церковному прославлению ее как святой равноапостольной княгини, будучи напрямую связано с языческой символикой, — например, сани (важный атрибут славянской похоронной обрядности), колодцы или камни (почитание славянами колодцев-«кладезей» и камней — неотъемлемая часть обличительной антиязыческой церковной литературы) и т. д. Похоже, что крещение Ольги и ее последующая канонизация почти не остановили на себе народного внимания, прошли как-то мимо него.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
12. Обретение Истинного Креста Господня Еленой, матерью Константина Великого и крещение Елены-Ольги, жены Игоря-Хора Три мщения за смерть Игоря-Хора
12. Обретение Истинного Креста Господня Еленой, матерью Константина Великого и крещение Елены-Ольги, жены Игоря-Хора
Три мщения за смерть Игоря-Хора
12. 1. Елена, мать Константина Великого, посещает Иерусалим и находит там Истинный Крест Господень
Считается, что в начале IV
12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения Креста Господня Еленой, матерью Константина
12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения Креста Господня Еленой, матерью Константина
Вот что сообщает романовская версия о княгине Ольге-Елене, жене
12.3.2. Три мщения Ольги-Елены, жены Игоря. Первое мщение Ольги-Елены
12.3.2. Три мщения Ольги-Елены, жены Игоря. Первое мщение Ольги-Елены
В.Н. Татищев сообщает следующее.«Мал кн. древлянский. Ольги великодушие. ПЕРВОЕ МЩЕНИЕ. Послы живые в землю. ВТОРОЕ МЩЕНИЕ. Послы сожжены. Игорева могила. ТРЕТЬЕ МЩЕНИЕ. Древляне побиты… (примечания В.Н.
Месть Ольги
Месть Ольги
Киевские летописи подробно описывают месть княгини Ольги за мужа. Они объясняют, что «поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями[23] великую стыдливость имеют… А
12. Обретение Истинного Креста Господня Еленой, матерью Константина Великого и крещение Елены = Ольги, жены Игоря-Хора Три мщения за смерть Игоря-Хора
12. Обретение Истинного Креста Господня Еленой, матерью Константина Великого и крещение Елены = Ольги, жены Игоря-Хора
Три мщения за смерть Игоря-Хора
12.1. Елена, мать Константина Великого, посещает Иерусалим и находит там Истинный Крест Господень
Считается, что в начале IV
12.
3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения креста господня Еленой, матерью Константина
12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения креста господня Еленой, матерью Константина
Крещение Ольги, жены Игоря, императором Константином и наречение
Глава XV ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ — ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III — СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ — СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО — СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА — ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370)
Глава XV
ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ — ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III — СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ — СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО — СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА — ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370)
Несмотря на отчаянное сопротивление шотландцев, земля их пришла
ВЫБОР ОЛЬГИ
ВЫБОР ОЛЬГИ
Варяги
Будущая вершительница судеб Руси родилась в конце IX в. на Псковщине. Подробности ее юности известны лишь из преданий да реконструкций историков. Вероятнее всего отец Ольги был влиятельным варягом, дружина которого (с тем же успехом можно применить и
Глава XXVII Смерть Грациана. — Уничтожение арианства. —Св. Амвросий. — Первая междоусобная война с Максимом. — Характер, управление и покаяние Феодосия. — Смерть Валентиниана II. — Вторая междоусобная война с Евгением. — Смерть Феодосия. 378-395 г.н.э.
Глава XXVII
Смерть Грациана. — Уничтожение арианства. —Св. Амвросий. — Первая междоусобная война с Максимом. — Характер, управление и покаяние Феодосия. — Смерть Валентиниана II. — Вторая междоусобная война с Евгением. — Смерть Феодосия. 378-395 г.н.э.
Слава, приобретенная
Две Ольги
Две Ольги
Не так давно в Пскове был установлен памятник княгине Ольге — легендарной личности русской истории, прозванной в народе Мудрой. В русскую летопись навечно вошла ее хитроумная месть древлянам за убитого князя Игоря Старого. Позже мать Святослава мудро правила
3. Начало церковной реформы. — Генрих III идет в Южную Италию и затем через Рим возвращается в Германию. — Смерть Климента II (1047 г.). — Бенедикт IX овладевает Святым престолом. — Бонифаций Тосканский. — Генрих назначает папой Дамаса II. — Смерть Бенедикта IX. — Смерть Дамаса. — Назначение папой Б
3. Начало церковной реформы. — Генрих III идет в Южную Италию и затем через Рим возвращается в Германию. — Смерть Климента II (1047 г.). — Бенедикт IX овладевает Святым престолом. — Бонифаций Тосканский. — Генрих назначает папой Дамаса II. — Смерть Бенедикта IX. — Смерть Дамаса. —
5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. — Он слагает с себя королевскую власть. — Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.
). — Нравственное величие Григория VII. — Охлаждение ломбардцев к королю. — Он снова сближается с ними. — Смерть Ченчия. Смерть Цинтия. — Смерть и
5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. — Он слагает с себя королевскую власть. — Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.). — Нравственное величие Григория VII. — Охлаждение ломбардцев к королю. — Он снова сближается с ними. — Смерть Ченчия.
Храмоздательство Ольги
Храмоздательство Ольги
Государственную деятельность Ольги-христианки, в отличие от языческих подвигов княгини-мстительницы, на Руси помнили смутно и в самых общих чертах. Иаков Мних знал только, что по возвращении из Царьграда «в землю Русскую» Ольга «требища
Помста Ольги
Помста Ольги
Першим ділом Ольги була війна з деревлянами. Ігор погиб убитий деревлянами, — обовязком жінки було помстити смерть чоловіка. Але проти деревлян Ольга мусіла виступити і в імя інтересів держави. Якби деревляни мали окрему владу, то захитали би підвалинами
Охрещення Ольги
Охрещення Ольги
Що Ольга була княгинею небуденної міри, це бачимо з того, що вона прийняла христіянство. Вже з давніх часів бували у Києві христіяни, але у малому числі. Коли Ольга рішилася прийняти нову віру, то робила це всупереч поглядам дружини й народу, що шанував
Правление Ольги
Правление Ольги
После смерти Игоря осталась его вдова – Ольга с малолетним сынам Святославом. Принявши всю власть, Ольга проявила исключительные государственные способности и огромную энергию и твердой рукой управляла молодым, только что созданнъм государством. Она
Ольга Киевская: Убийственная средневековая история, о которой вы никогда не слышали
Ольга Киевская совершила один из самых леденящих кровь туров мести в истории после того, как ее муж Игорь был убит. Затем, помня о горящем городе, она обратилась в христианство и стала святой.
Reddit Links:
— Альбом Города A Perfect Absolution объяснение в связи с Ольгой Киевской
— Пост «Сегодня я узнал» об Ольге Киевской
Другие ссылки:
-Послушайте произведение Города A Perfect Absolution полностью
Спасибо u/dec-art за обложку этой недели «Королева в изгнании». Вы можете найти больше его работ в Instagram и на его сайте.
История продолжается ниже
Подписаться на подкаст
Изначально этот контент был создан для аудио. Стенограмма была отредактирована из нашего оригинального сценария для ясности. Обратите внимание, что некоторые элементы (например, музыку, звуковые эффекты, тон) сложнее перевести в текст.
Эмори: Бен, ты знаешь фразу, историю пишут завоеватели?
Бен: Я написал это!
Эмори: Хорошо, а как насчет фразы, что историю пишут группы техничного дэт-метала?
Бен: Я действительно думаю, что мы жили бы в лучшем мире, если бы историю писали группы техничного дэт-метала.
Эмори: Я согласен.
Бен: Но я думаю, что для сегодняшней истории наиболее подходящей фразой может быть фраза «история завоевателя», написанная группой техничного дэт-метала.
Эмори: Не так броско, но и правильно. Познакомьтесь с Жюльеном. Кто находится в Тулузе, Франция.
Жюльен Дейрес: Итак, мы здесь.
Бен: Отлично!
Бен: Это парень с убийственной комбинацией профессий.
Жюльен: Итак, меня зовут Жюльен, точнее Жюльен Дейрес. А я как поющий в группе, которая называется ГОРОД. А еще я искусствовед. А сейчас я еще и экскурсовод.
Эмори: Искусствовед? Довольно прямолинейно. Туристический гид? Конечно. Группа техничного дэт-метала?
Бен: Может быть, нам просто сыграть с тобой. Потому что это впечатляет.
(ГОРОД играет)
Жюльен: Никому нет дела до текстов песен, потому что ты просто слышишь, как певец рычит или хрюкает или что-то в этом роде и говорит о смерти и ужасе. Я хотел его немного изменить и сделать более привлекательным, потому что в первую очередь это музыка, привлекательная для музыкантов.
Бен: Жюльен хотел сделать свои тексты более привлекательными. Но не нравится, слишком привлекательный.
Жульен: В этом сложность этой музыки, потому что это очень экстремальная и брутальная музыка, и не всегда легко найти тексты, которые ей подходят.
Амори: Когда Жюльен только что присоединился к группе, он также работал над своей магистерской диссертацией, над образами женщин-убийц в чешском искусстве. И вот однажды, отдыхая в библиотеке от тезисов и прослушивания демо-записей групп, он забрел из отдела чешской литературы в отдел русской литературы. И он нашел перевод чего-то под названием Первичная Хроника.
Бен: И в этой книге, посвященной истории раннего Средневековья, Жюльен нашел музу. Женщина. Королева. Принцесса воинов. Чья легенда вырвалась из первозданного тумана хаотического времени украинской и российской истории. Когда история почти не записывалась.
Амори: История этой королевы на самом деле больше похожа на клубок слухов от свидетелей, которые мельком увидели и бежали от какой-то жестокой, эпической резни. Ее звали Ольга Киевская.
Бен: Ее жизнь была идеальным материалом для концептуального альбома о мести. Ольга была женщиной, которую давным-давно обидели. И ее реакция бросала вызов гендерным нормам, социальным нормам, большинству норм. Ее реакцией была полная бойня.
Бен: Меня зовут Бен Брок Джонсон
Эмори: Меня зовут Эмори Сивертсон, и вы слушаете Endless Thread, шоу, рассказывающее истории из обширной экосистемы онлайн-сообществ под названием Reddit.
Бен: В октябре месяце мы представляем вам несколько пугающих историй, так что прямо сейчас, по многочисленным просьбам многих Redditors, которые написали нам с этим предложением, мы называем шоу Endless Dread. И мы идем к вам из WBUR, бостонской радиостанции NPR. Сегодняшний выпуск…
Бен и Эмори: Ольга Киевская.
Эмори: Итак, Жюльен искал, о чем бы спеть на новом альбоме «Город». И он нашел серию историй, которые идеально соответствовали жанру дэт-метала его группы и его стремлению к привлекательной истории. Эта царица из 10-го века, Ольга Киевская, проложила путь разрушения, о котором воистину ходят легенды.
Бен: Когда она была еще молодой королевой, ее муж, новый правитель в регионе, который сейчас является Украиной, был убит соседним племенем.
Эмори: Ольга поклялась ответить на этот акт убийства тем же. Но вроде в десять раз. И то, как она это делала, было своего рода поэтичным.
Жюльен: Она использовала четыре элемента, вот в чем дело. Чтобы убить своих врагов, она в некотором роде использовала огонь, воздух, землю и воду. Это то, что я нашел, но это мое открытие, я думаю.
Эмори: Ольга Киевская не очень известна, особенно в США. Но о ней много пишут на Reddit.
Бен: Для Жюльена она была невоспетым героем. Пока он не спел ее историю под дэт-метал. Но есть люди, которые построили всю свою карьеру, исследуя истории, подобные истории Ольги. Тем не менее, эти люди были немного шокированы, услышав от нас.
Профессор Инес Гарсия Де Ла Пуэнте: Я была очень удивлена, например, когда я получила электронное письмо, например, как кто-то хочет знать, например, почему кто-то хочет знать об Ольге Киевской? Это так случайно.
Эмори: Это Инес Гарсия Де Ла Пуэнте. Она профессор русского языка и сравнительного литературоведения в Бостонском университете.
Инес: Я в основном медиевист. Я исследовал домонгольскую Русь. А Русь была территорией, где сегодня мы видим Западную Россию, Украину, Белоруссию — в ее состав входила даже Западная Польша.
Эмори: Инес переводит некоторые из ранних текстов со славянских языков на испанский. Потому что она хочет больше перекрестного опыления исторической истории.
Бен: Еще один человек, к которому мы обратились, чтобы помочь нам понять Ольгу, — это человек, который очень долго увлекался средневековой историей.
Профессор Кристиан Раффенспергер: В детстве я играл с рыцарями и замками, читал приключенческие книги и тому подобное. На самом деле я только что водил своих детей на ярмарку Возрождения здесь в воскресенье.
Эмори: Боже мой.
Бен: Мы с тобой будем хорошими друзьями, Кристиан.
Кристиан: Меня зовут Кристиан Раффенспергер, я адъюнкт-профессор истории Виттенбергского университета и средневековый историк, который работает, в частности, над тем, чтобы соединить Восточную Европу с большим миром средневековой Европы.
Эмори: И Кристиан, и Инес провели много времени с одним и тем же текстом, который Жюльен нашел в библиотеке. Думайте об этом как о самых ранних историях, которые мы знаем об этой части мира.
Христианин: Английский перевод называется Русская Первичная Летопись . В оригинале называется Повести временныxу лету , Повесть временных лет.
Амори: Чтобы понять историю Ольги, мы должны немного разобраться в Руси 10 века. Русь, как ее называют, действительно рыхлая политическая организация. Это не страна, это не нация, это куча разных племен и поселений, которые начали налаживать нормальные модели взаимодействия. Это сложно, потому что это настоящий плавильный котел.
Бен: В некотором роде под контролем самых воинственных людей, викингов. Которые плыли по полноводным рекам Восточной Европы, нападали, контролировали и закреплялись в регионе. И изображают из себя силовиков этого плавильного котла.
Инес: Были балты, были финны, славянские народы. Были угры, поэтому там проживала целая смесь народов, но политической организации у них не было. И эти викинги обладали большой военной мощью.
Бен: Ольга — славянская правительница, но ее происхождение предположительно связано с викингами. В любом случае, этот период времени довольно мрачный для всех. Нам очень сложно представить себе 2019 год.
Бен: Какая сейчас эпоха Air Jordan? Например, что люди носят? Я просто представляю, как все покрыто грязью?
Кристиан: Ну, нет телефонных проводов, чтобы кидать кроссовки, так что они еще не изобрели кроссовки. Но у них есть кожаная обувь, как правило, если вы богаты. Иначе в Восточной Европе носили то, что называли лаптями, то есть туфлями из коры.
Бен: Кристиан говорит, что на самом деле в этом документе Primary Chronicle есть история о том, как группа мародерствующих людей избила другую группу, а затем собиралась поработить их, но затем обнаружила, что у проигравшей группы были кожаные туфли, так что они не поработить их.
Кристиан: Итак, все такие, конечно, они носят кожаную обувь. Ага. Давайте продолжим нападать на людей, которые носят туфли из коры.
Эмори: Времена действительно изменились. Психея! Хотя оружие изменилось.
Бен: О каком оружии мы говорим? Это железный век, стальной век, о чем мы говорим?
Кристиан: Итак, по большей части у нас довольно хорошие мечи. Они хорошая сталь. Есть рассказы о характерном знаменитом кузнеце из долины Рейна по имени Ульфберт. Ульфберт подписывал свои клинки, поэтому он использовал руны и подписывал свои клинки Ульфбертом. Но, конечно, кто-то понял, что клинок, подписанный Ульфбертом, стоит гораздо больше денег, чем клинок, не подписанный Ульфбертом. Поэтому они тоже начали писать Ульфберт на своих мечах.
Бен: Это потрясающе!
Эмори: Боже мой.
Кристиан: Верно. Итак, у вас есть подделки, подделка Ульфберт.
Бен: Подделка Ульфберт Джорданс.
Кристиан: Верно.
Бен: Хорошо. Плавильный котел. Проверять. Жестокое порабощение соседних племен неправильной обувью. Проверять. Мечи достаточно ценны, чтобы создавать подделки. Проверять. Это определенно темные века. И из этих темных веков приходит легенда об Ольге, которая может быть королевой или принцессой викингов.
Эмори: Что мы знаем о том, как она выглядела?
Инес: Абсолютно ничего. Мы ничего не знаем. Она была из викингов. Так что она, вероятно, была очень скандинавской внешности, но мы не знаем наверняка.
Эмори: Как бы она ни выглядела, история Ольги действительно опровергает предположения людей о том времени.
Инес: Потому что она развенчивает клише о женщинах-правителях, которые мягче и мягче, чем мужчины-правители. Она женщина в мире мужчин, поэтому у нее были причины быть еще более кровожадной, чем мужчины.
Эмори: Вот что происходит. До того, как она правила самостоятельно, Ольга была замужем за этим парнем, Игорем. Игорь правитель в этом регионе Руси. И в этой среде грабительских военных банд и интенсивного культурного плавильного котла правители, по сути, являются боссами мафии. Вы хотите защиты? Ты должен заплатить.
Бен: Вы платите дань! Это похоже на налоги до того, как кто-либо, кроме большого босса, сможет влиять на то, как эти налоги используются. А Игорь, муж Ольги, на самом деле ходит со своими воинами и собирает эти налоги. И однажды он начинает получать от своих солдат какую-то болтовню.
Кристиан: Его боевой отряд, эта лояльная группа солдат, которые окружают любую влиятельную фигуру, говорят ему: «Мы не получаем достаточно денег», знаете ли, «Боевой отряд такого-то, они» У меня есть серебряные ложки. Им действительно платят. Поэтому нам нужно больше денег». И вот Игорь принимает решение, которое оказывается судьбоносным, пойти и собрать вторую дань с одной из подвластных им групп, группы, известной как древляне. И вот он их берет, они идут собирать вторую дань, а древляне говорят: «Мы уже заплатили!» И поэтому они сопротивляются. Так погиб Игорь.
Эмори: Эта встряска ставит Ольгу в затруднительное положение. У нее есть сын. Но он всего лишь ребенок.
Кристиан: И он слишком мал, чтобы править, поэтому вместо него должна править Ольга. И все же древляне чувствуют себя уникально уполномоченными, убив Игоря. Итак, их король, чье имя Мал, и оно имеет те коннотации, которые вы ожидаете от Мала.
Бен: Плохо.
Кристиан: Плохо, точно.
Бен: Хорошо.
Кристиан: Итак, он предлагает выйти замуж за Ольгу, что затем устанавливает историю Ольги и ее мести.
Бен: Ее реакция, кстати, немного понятна. Как и Эмори, вы бы вышли замуж за вождя племени, который только что убил вашего мужа?
Эмори: Нет. Определенно больше шансов, что я взбеслюсь.
Бен: Именно это и сделала Ольга.
Амори: И вот как мы получаем четыре эпических рассказа Ольги о мести этому племени, древлянам, чье существование длится с шестого века, примерно в то время, когда они пересекают Ольгу, убивая ее мужа.
Кристиан: И Ольга, яростно думая, что я должен представить, впадает в уныние, но потом разбирается с ситуацией. И зная, что она собирается занять подчиненное положение, если это когда-либо произойдет, говорит: «Ну, мои люди действительно не пойдут на это. Я не против, но мои люди действительно не пойдут на это. И поэтому вам нужно продемонстрировать им, насколько вы богаты и насколько сильны. Итак, что вам следует сделать, так это вернуться в свою лодку и приготовиться с богатством. Тебе следует одеться в модную одежду. А завтра я пришлю к вам послов. И когда я это сделаю, вы потребуете, чтобы вас отвезли не верхом, не в карете, а вашу лодку, чтобы показать мне ваше богатство. И они соглашаются.
Бен: Пока древляне готовятся показать свое превосходство, требуя, чтобы их перевезли в лодке, Ольга велит своим людям выкопать огромную яму посреди двора городского форта.
Эмори: На следующий день древляне плывут обратно по реке. Они подъезжают к докам города Ольги. И они говорят, что мы не пойдем на гору к форту, если ты не понесешь нас в нашей лодке. Люди Ольги говорят ОК.
Кристиан: Итак, они берут лодку с людьми и плетутся вверх по холму к замку. А подойдя к замку, сбрасывают его в яму, которую вырыла Ольга. И она стоит над ними, пока они в яме, и говорит: «Вот что я думаю о твоем предложении». А потом она хоронит их заживо.
Эмори: Для тех, кто следует из дома, это использование Ольгой элементов земли и воды в ее дэт-металлической пластинке, достойной мести.
Кристиан: Хорошо, история вторая. Прибывает еще одна группа посланников со словами: «Наш король хотел бы жениться на вас». И здесь нет упоминания о том, да, кстати, а где остальные мессенджеры? И она говорит: «Ты грязный с дороги, ты проделал весь этот путь, и ты пришел прямо в мой тронный зал и видишь меня такой. Нет! Иди убирайся. Хорошо, я приготовлю тебе ванну. Итак, представьте себе, это восточноевропейская сауна. Они вроде ОК, хорошо, ты знаешь, что мы пройдем через это. Итак, они идут в сауну, и она нагрела для них, и они входят внутрь. И у нее двери заколочены, и она сжигает сауну вокруг них, убивая их.
Амори: отметьте стихийную месть, включающую огонь и, возможно, воду еще раз, просто на всякий случай.
Бен: В следующей истории Ольга якобы наконец соглашается на предложение древлянского короля Мала.
Кристиан: Итак, третья история, она наконец должна продолжить. И вот она собирает своих фрейлин, она собирает киевлян, и они идут в древлянские земли. А за городом она говорит: «Мы должны устроить настоящий свадебный пир в память о моем умершем муже, потому что именно здесь он был убит. Поэтому мы должны устроить пир, чтобы почтить его память, прежде чем мы приступим к этой свадьбе. И вот древляне соглашаются, и медовуху дают, и эля дают, и пьют.
Бен: Не могли бы вы рассказать нам больше о том, как мог выглядеть пир в 10 веке?
Кристиан: Возможно, в меню будет кабан. В это время у нас может быть рыба в меню, а также хлеб. Хлеб есть везде.
Бен: Это почти как прибой и торф.
Кристиан: Это было бы немного похоже на прибой и дерн. Я вижу это.
Амори: Мстительная Ольга и ее фрейлины, праздник, на котором люди могут немного напиться. Вы, наверное, видите, куда это идет.
Кристиан: У нее есть слуги, которые постоянно наполняют все, из чего люди пьют, пока древляне не вырубятся пьяными. В это время она и ее фрейлины бродят среди них, перерезая всем глотки.
Бен и Эмори: Вааааа.
Кристиан: Хроника говорит нам, что она тоже делает это сама. Я имею в виду, это как если бы она пачкала руки.
Бен: Списать это на стихийную месть, серфинг и торф? Кажется, здесь Ольга сошла с ума от сценария мести стихии. Также типа, не должны ли древляне быть немного быстрее на пикапе?
Амори: Но последняя история, а на самом деле конец мести Ольги, как и конец древлян, пожалуй, самый жестокий из всех.
Бен: Ее последняя форма стихийной мести, воздух. И мы расскажем вам эту леденящую душу историю через минуту.
[Sponsor Break]
Бен: Значит, Ольга Киевская действительно пошла за этим соседним племенем, которое убило ее мужа. И в этот момент в легенде об Ольге они убегают.
Кристиан: Итак, история номер четыре начинается, когда Ольга решает, что они не купятся ни на что другое. Так что давайте просто воевать. И поэтому она собирает силы своего мужа. Она собирает другие силы, она женщина и не может командовать вооруженными силами. Так поступает и ее сын. И он несовершеннолетний. Они сажают его на коня с копьем, и он должен бросить первое копье, чтобы сигнализировать о начале битвы.
Эмори: Сколько ему лет на данный момент?
Кристиан: Ну, мы на самом деле не знаем, но я предполагаю около 10. И он бросает первое копье, и это говорит нам о том, что оно едва пробило голову его собственной лошади. И они разгромили древлянское войско и очень скоро оказались в ловушке в городе и оказались в осаде. И они находятся в осаде в течение довольно долгого времени. И, наконец, Ольга предлагает мир. И люди в городе говорят, знаете ли: «Мы вам не очень-то доверяем». Почему, я могу себе представить. А она говорит: «Нет, правда. Я не собираюсь убивать тебя. Я не хочу никаких денег от тебя. У тебя нет денег.
Инес: Я знаю, что тебе нечего мне дать, ты уже давно страдаешь, мои войска окружают твой город. У тебя, наверное, мехов нет, меда у тебя нет. Зачем тогда ты даешь мне по воробью и по голубю из каждого дома. Вот и думают древляне, ах эта княгиня Ольга или эта королева Ольга так мила с нами. Поэтому они отдают ей дань. И что она делает, так это прикрепляет горящую деревяшку к каждой из птиц, а затем они выпускают их на волю. И когда они выпускают их на волю, птицы летят обратно в свои гнезда. И, конечно же, они подожгли город. А потом древляне пытаются убежать, и Ольга велит своим людям убить кого-то из их людей, наверное, стариков. Других она порабощает и продает другим народам. А в остальном она просто позволяет отстраивать город в основном, платя ей очень дорогую дань. Так что она очень жестокий правитель.
Бен: История Ольги действительно представляет собой Metal AF.
Эмори: Верно. Но я думаю, нам нужно признаться, Бен. Пришло время проверить реальность.
Бен: Итак, мы тут плясали, что история Ольги на самом деле не просто история Ольги. Начинаются вопросы к легенде.
Эмори: И Кристиан говорит, что это потому, что на самом деле это популярные истории, которые рассказывают о множестве разных правителей.
Кристиан: И в средневековых источниках нет понятия плагиата. Если с кем-то случилось что-то потрясающее, почему этого не должно было случиться с вашим главным героем?
Эмори: Кристиан говорит, что человек, написавший этот ранний документ, Русскую Первую Летопись, которая была написана примерно через столетие после того, как Ольга жила, он или они действительно как бы подбросили туда все эти истории. Легенда об Ольге — это почти отражение самого реального культурного смешения, происходящего в этом месте в это время.
Кристиан: Что ж, во всех этих вещах может быть какая-то доля правды, и я действительно думаю, что она была хитра, и я действительно думаю, что она делала эти вещи, и у меня есть доказательства этого, потому что она фигурирует в нескольких разных источниках. . Итак, мы знаем, что существовала особа с этим именем, которая была правительницей в Киеве и обладала самостоятельной властью.
Бен: Правда в том, что мы до сих пор очень мало знаем об Ольге.
Эмори: Как вы знаете, как вы упаковываете очень ограниченные исторические знания и легенды в Ольгу Киевскую, во что-то, что мы можем передать людям?
Инес: Во-первых, ты должен жить, зная, что ни в чем из того, что ты говоришь, нет уверенности на 100 процентов. Возможностей много. Во всем, что вы делаете с Русью, может быть много всего, так что это то, что вам просто нужно переварить. Вы просто должны понять. В противном случае работа над ним невозможна.
Бен: Для таких людей, как Инес и Кристиан, это обращение к истории, чтобы вызвать в воображении что-то близкое к истине, — это то, что действительно интересно. Жестокие легенды? Они милые. Но более контекстуальное понимание времени, в котором жила Ольга, возможно, даже более ценно.
Эмори: Мы должны прочитать этот пост Reddit Today I Learned. И комментарий. В посте написано Сегодня я узнал, что Ольга Киевская убила более 5 тысяч человек в отместку за убийство своего мужа, приняла христианство и стала святой, что правда. Ее причислили к лику святых после смерти.
Бен: В верхнем комментарии говорится, разблокировано достижение серии убийств 5 тысяч, святой. Это отсылка к видеоигре, но это тоже немного забавно, верно?
Эмори: Да, потому что высшая ирония всего этого в том, что, в конце концов, Ольга рассматривается как объединительница через религию. Забудьте о насилии. Ольга помогла перевести эту часть мира из хаоса в порядок.
Инес: Ольга, наверное, поняла, что христианство лучше для организации государства, чем, знаете ли, иметь Бога отсюда, Бога оттуда, что, вероятно, и было в то время. У них были разные верования, у них были свои божества, свои божества, которым они молились. Могло быть и то, что она искренне хотела стать верующей. Мы не знаем. Но в этом определенно было много политических намерений
Эмори: Да, это почти дипломатический акт.
Инес: Определенно, да. Это и есть.
Бен: А вот и последний трюк Ольги. Она отправляется в Константинополь креститься. А император Константин якобы хочет на ней жениться.
Эмори: Но Ольга сделала домашнее задание. Так что она знает, что если он ее крестит, как ее крестный отец, он не может жениться на ней. Поэтому она заставляет Константина сделать это.
Христианин: А потом Император говорит: «Хорошо, теперь ты христианин, давай поженимся». И она говорит: «Ну, по своим законам ты стал моим крестным спонсором. Это делает тебя моим крестным отцом. И, конечно же, я не могу выйти замуж за своего крестного отца! И он говорит: «О. О Ольга. Ты обманул меня. В тексте почти все просто.
Бен: Одна из причин, по которой Ольга может быть менее известна на Западе, заключается в запутанной древней истории. Этот клубящийся туман, где легенда встречается с литературой, встречается с тем, что мы считаем историческим фактом.
Инес: То, что мы, вероятно, имеем в Хрониках, представляет собой смешение двух Ольг: одна Ольга была исторической Ольгой, о существовании которой мы знаем. Но есть и другая Ольга, легендарная Ольга, фигура обманщика, тип женщины-воина, очень умная и хитрая королева или принцесса, которая получает то, что хочет. Поэтому важно, чтобы у нас не было предвзятого мнения о том, на что похожа женщина-правитель, и чтобы мы действительно смотрели на то, что у нас есть в источниках.
Эмори: И, возможно, урок здесь, если он есть, заключается в том, что мы на самом деле мало что знаем об этом периоде времени, и, возможно, мы слишком упрощаем его.
Кристиан: И так далее в Интернете, в частности, мы видим средневековый мир, белый и мужской, и о насилии и силе. И это совсем не тот средневековый мир, который я знаю и изучаю. Мы видим средневековый мир в науке, который разнообразен с точки зрения религий и языков, цвета кожи и этнической принадлежности. И мы также видим средневековый мир, где женщины пользуются властью вместе с мужчинами.
Эмори: Другими словами, если это видение средневекового общества, в котором правят женщины и существует разнообразие национальностей и религий, не похоже на то, что вы видели в кино, вы, вероятно, можете поблагодарить патриархат.
Бен: Еще один урок, Эмори?
Эмори: Ага.
Бен: Если вы убьете чьего-то партнера, а потом вас пригласят на банкет. Отправить им вежливое нет, спасибо?
Эмори: Ага. А потом беги.
Бен: Беги!
Благочестивая святая или королева-убийца?
В христианской церкви люди на протяжении всей истории были возведены в ранг святых по целому ряду причин. Некоторые, как святой Николай, были канонизированы за свою щедрость. Другие люди, такие как святой Августин, были канонизированы за их интеллектуальный вклад в христианство. Святая Ольга Киевская, которую часто называют основательницей русского христианства, была канонизирована почти через 600 лет после ее смерти в честь ее усилий по распространению христианства в средневековой России. Однако наследие, которым известна Ольга, не имеет ничего общего с ее святыми делами. Скорее, эта русская королева прославилась благодаря легендам, связанным с кампанией жестокой мести, которую она развязала соседнему русскому племени после того, как они убили ее мужа и угрожали ее престолу. Легенды о святой Ольге, являющиеся предметом как споров, так и интереса, пережили более 1000 лет, пока ученые и любители истории борются с двойственными личностями древнего монарха.
Ольга Киевская: Невеста Руси
Существует мало документов об Ольге до ее замужества с Игорем Киевским, но считается, что она родилась около 900 г. н.э. в городе Пскове. Записи показывают, что Ольга Киевская, вероятно, была варягом, группой людей, которые произошли от викингов и скандинавов, которые в основном жили у реки Волги. В 903 г. н.э. Ольга вышла замуж за Игоря Киевского, который был лидером Киевской Руси. Ко времени женитьбы Игоря и Ольги Киевская Русь усилиями отца Игоря Рюрика превратилась из группы враждующих племен в небольшое, но грозное княжество. Рюрик, а позже его сын Игорь, расширили территорию и политический авторитет Киевской Руси за счет покорения соседних племен и сбора с них дани. В результате русы за короткий промежуток времени собрали значительное количество богатств и власти.
На протяжении большей части брака Игоря и Ольги ее муж часто вступал в конфликты с различными племенами, либо же был вовлечен в военные стычки с Византийской империей. В записях этого периода мало упоминается об Ольге Киевской, за исключением рождения ее сына в 942 г. н.э., которого назвали Святославом. В 912 г. н.э., когда Игорь вел кампанию по расширению своей территории, многие племена, традиционно платившие дань Киевской Руси, прекратили присылать платежи. После того, как Игорь вернулся из своих многочисленных походов в 945 г. н.э. он решил восстановить систему налогообложения и потребовать дань со всех племен, которые перестали платить.
Одним из племен, с которыми столкнулся Игорь, была группа, известная как древляне. Древляне (также называемые древлянами и древлянами) были восточнославянским племенем, которое изначально сопротивлялось Киевской Руси, но решило вступить в союз с Русью во время их похода против Византийской империи при условии, что древляне будут платить дань. Однако, как и многие другие вассальные племена, древляне перестали платить дань, пока Игорь был в отъезде. Когда он столкнулся с древлянами, Игорю сначала удалось собрать с них дань. Однако по непонятным причинам вождя Киевской Руси не удовлетворило то, что дали древляне, и он вернулся, чтобы потребовать дополнительную дань.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
В ответ на требования Игоря древляне устроили засаду и убили вождя. Византийский историк Лев Диакон утверждал, что древляне убили Игоря, привязав его ноги к двум согнутым назад березам. Тогда березы были отпущены, и сила выпрямившихся деревьев разорвала Игоря надвое. Поскольку Киевская Русь была патриархальным обществом, корона Игоря перешла к его сыну Святославу после его смерти. Однако, поскольку мальчику тогда было всего три года, его мать стала регентом и эффективным лидером Киевской Руси. В результате королева Киева Ольга теперь оказалась овдовевшим правителем королевства, которому угрожало восстание, которое только что унесло жизнь их короля.
Месть русской королевы
После убийства царя Игоря в Киев прибыли древлянские послы и предложили Ольге выйти замуж за их вождя, князя Мала. Согласно «Первой летописи », важному источнику информации о русской царице, Ольга ответила на их предложение, сказав : «Ваше предложение мне приятно; воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых» . Затем она попросила древлянских послов вернуться к ней на следующий день и потребовать, чтобы Киевская Русь перевезла древлян в город на своей лодке. В тот же день Ольга приказала своим людям вырыть за городом большой ров. Когда представители Ольги прибыли на следующий день за древлянами, они сделали по указанию русской царицы и потребовали, чтобы русы перевезли их в город на своих лодках. Когда русские доставили Ольге древлян, она приказала своим людям сбросить их в ров. Затем Ольга приказала заживо похоронить древлянских послов в их лодке.
Не успели древляне узнать о судьбе своих послов, как Ольга отправила племени очередное сообщение. В этом послании Ольга заявила, что встретит их князя, если древляне пришлют в сопровождении своих самых знатных мужчин. В ответ древляне послали своих наместников, чтобы вернуть русскую царицу. Когда группа приехала, Ольга пригласила их попариться в своей бане. После того, как древлянские воеводы вошли внутрь, Ольга подожгла баню и сожгла их заживо.
Вслед за этим русская царица послала к древлянам еще одно послание, извещая их, что хочет приехать в город, где древляне убили ее мужа (Искоростена), чтобы посетить могилу Игоря и устроить по нему панихиду. Древляне, еще не зная, что Ольга убила их послов и наместников, приветствовали Ольгу Киевскую в своем городе и помогли ей приготовить поминки. Когда пир был готов, Ольга пригласила древлян вместе с ней поесть и выпить. После того, как древляне сильно опьянели, Ольга приказала своим людям убить их, и они убили около 5000 человек, прежде чем вернуться в Киев.
Затем Киевская Русь собрала войско и выступила против уцелевших древлян. Не сумев победить русов в открытом бою, древляне бежали в свои города и забаррикадировались внутри. Затем Ольга и ее войско целый год осаждали древлянский город Искоростень. Когда древляне не уступили, Ольга отправила им сообщение, в котором говорилось, что она больше не хочет мести. Вместо этого она попросила их отдать дань уважения, в частности, попросив по три голубя и три воробья из каждого дома в городе.
Ольга Киевская пообещала снять осаду с города, если ей заплатят дань, на что древляне с радостью подчинились. Однако в ту ночь Ольга приказала своим людям привязать к каждой птице кусок серы и ткани, поджечь ткань, а затем отпустить птиц. Птицы тут же улетели обратно в свои курятники в городе, устроенные в крышах и карнизах деревянных домов. Почти каждое здание в городе было подожжено, и Ольга с легкостью смогла захватить город. Затем большинство населения города было убито или обращено в рабство, а остальным пришлось платить тяжелую дань, которую Ольга наложила после поражения древельцев.
Ольга Киевская: первая русская христианка
После того, как Ольга покорила древлян, записи показывают, что она вернулась в Киев и мирно правила в течение ряда лет. Пользуясь своим авторитетом регента, русская царица создала торговые фактории по всему региону и наладила систему централизованного управления. Ольга также внесла изменения в систему дани Киевской Руси, что стало одной из первых правовых реформ в Восточной Европе. В 948 г. н.э. русская королева посетила Константинополь в Византийской империи, которой в то время правил император Константин VII.
Согласно «Первой летописи» , император Константин сделал предложение Ольге и предложил ей править вместе с ним. Однако Ольга ответила, что не может выйти за него замуж, потому что она язычница, поэтому император Константин крестил ее и дал имя Елена. После крещения император снова обратился к русской царице. На этот раз, однако, Ольга ответила, что технически она является «дочерью» Константина по вере, потому что он ее крестил, а кровосмесительный брак считается в христианстве грехом, поэтому она не может выйти за него замуж. Хроника утверждает, что затем император Констатин признал, что Ольга победила его, и отправил ее домой с подарками в виде золота, серебра, шелка и других ценных предметов.
Вернувшись домой, Ольга провела большую часть оставшейся жизни, выступая за принятие христианства среди своего народа, и русская царица пыталась убедить своего сына обратиться в христианство. Хотя Святослав отказался обратиться, потому что он чувствовал, что его люди будут насмехаться над ним за это, он согласился не преследовать никого, кто обратился. При этой поддержке Ольга успешно построила церкви в нескольких городах России, таких как Киев и ее родной город Псков. В 968 г. н.э. Ольга защитила Киев от атакующей болгарской армии, которая пришла, чтобы занять престол Святослава, пока он был в походе. Через год грозная русская царица умерла от болезни в 969 г. н.э.
Сложная учетная запись: кровожадный монарх или стратегический гений?
История похода Ольги на древлян, взятая на первый взгляд, кажется классической историей о мстительной царице, совершившей библейское возмездие за убийство своего мужа. Однако в этой сказке интересно то, что русская королева изображена искусным политическим и военным стратегом. Столкнувшись с группой, которая только что убила ее мужа, Ольга несколько раз смогла завести древлян в смертельные ловушки. Кроме того, Ольга умело использовала свой интеллект, чтобы проникнуть в цитадель врага или прорвать осаду, когда грубая сила не удалась. Соответственно, можно также утверждать, что весь поход Ольги на древлян представляет собой подробный отчет о средневековой русской стратегии.
Смерть мужа Ольги, Игоря, поставила бы под угрозу политический авторитет Киевской Руси в то время, когда группе нужно было сохранить свою власть над племенами, на покорение которых Игорь потратил последние несколько десятилетий. Если бы королева Ольга вышла замуж за князя Мала, это дало бы древлянам контроль над Киевской Русью и фактически лишило бы эту группу автономии. Киевская Русь также рисковала потерять свою власть, если бы древляне смогли победить их в бою. Однако, если бы древлянам удалось успешно бросить вызов русам, возможно, древляне вдохновили бы другие племена на восстание, даже если бы они проиграли. Таким образом, Ольга могла бы провести годы, борясь с чередой восстаний других своих вассалов. В записях царствования Ольги не упоминается о каких-либо восстаниях после ее жестокого подавления древлян, поэтому вполне возможно, что целью похода Ольги на древлян было отбить охоту у других племен восставать против русов.
Помимо более крупных политических соображений, можно также утверждать, что действия Ольги против древлян были мотивированы ее личной позицией в политической ситуации. Записи показывают, что в обществе Киевской Руси преобладали мужчины, а женщины этой культуры не имели значительного влияния или политической власти. Как недавно овдовевший монарх в патриархальном обществе с маленьким сыном, которого нужно было защищать, Ольга, вероятно, находилась в шатком политическом положении, которое сделало бы ее уязвимой как для внутренних конфликтов, так и для внешнего господства. Если бы Ольга вышла замуж за князя Мала, она была бы вынуждена передать свою власть древлянскому князю и, вероятно, потеряла бы поддержку своего народа за подчинение врагу. Возможно, возмездие Ольги против древлян послужило предупреждением для всех, кто угрожал ей, одновременно завоевав лояльность ее народа через поражение племени, убившего их царя. Это укрепило бы ее репутацию и политическое влияние как лидера, что помогло бы обеспечить безопасность ее самой и ее семьи. Кроме того, это влияние могло способствовать ее способности проводить политические изменения позже, во время ее регентства.
Личность Ольги как политического стратега дополнительно подтверждается отчетом о ее посещении Византийской империи и ее обращении в христианство. Подобно ее предполагаемому браку с князем Малом из древлян, брак Ольги с императором Константином дал бы Византийской империи контроль над Киевской Русью и подорвал бы политическую независимость русского княжества. Однако Ольга не хотела бы обидеть Константина, потому что Византийская империя была не только намного больше и могущественнее Руси, но и люди Ольги сильно зависели от византийцев в плане доходов от торговли. Таким образом, некоторые ученые предполагают, что обращение Ольги в христианство было ее способом сохранить союз своего народа с Византийской империей, не отказываясь при этом от своей политической автономии.
Небылица о язычестве и христианстве?
Хотя ученые в целом сходятся во мнении, что убийство мужа Ольги и последовавшая за ней военная акция против древлян действительно имели место, некоторые эксперты предполагают, что детали конфликта могли быть значительно преувеличены. Записи, в которых подробно описывается конфликт Ольги с древлянами, были написаны более чем через 200 лет после ее смерти, и некоторые ученые отмечают, что основные темы в истории Ольги, такие как мстительная вдова, являются общими мотивами в скандинавском фольклоре. Основываясь на этом, некоторые ученые предполагают, что этот рассказ мог быть мифом, который использовался для иллюстрации хитрости и храбрости королевы Ольги как основателя русского христианства и династии Рюриковичей. Подтверждением этой теории является тот факт, что эти записи были написаны монахами, которых финансово поддерживали потомки Ольги.
Другие ученые предполагают, что рассказ о мести Ольги древлянам был способом подчеркнуть жестокость Ольги как языческого монарха и подчеркнуть ее исправление после обращения в христианство. Эта теория подтверждается такими записями, как Первичная летопись , в которой сильно подчеркиваются добродетели и мудрость русской царицы как новообращенной христианки, которая также пыталась обратить свой народ. Ученые отмечают, что тема этического преобразования после религиозного обращения распространена в христианстве, а также в других религиях, таких как буддизм. Можно также утверждать, что эта теория дополнительно подтверждается отказом Ольги от повторного брака после смерти мужа, что иллюстрирует христианскую добродетель верности супругу.
Ольга Киевская: Святая Русская Царица
Хотя ученые до сих пор спорят, насколько правдива история Ольги, ясно, что сама русская царица была настоящим монархом, оказавшим неоспоримое влияние как на свой народ, так и на всю русскую историю. Политические и экономические реформы, проведенные Ольгой Киевской во время ее правления, заложили основы, на которых ее потомки объединили всю Русь и основали первую правящую династию. Названная в честь отца Игоря Киевского, династия Рюриковичей правила более 700 лет, прежде чем ее сменила династия Романовых. Хотя Ольге не удалось обратить сына, ее внук Владимир Великий обратился в христианство в 9 г.88 г. н.э. и поощрять распространение христианства среди Киевской Руси. В 1547 году Русская православная церковь канонизировала Ольгу Киевскую за ее вклад в русское христианство.
Записи гласят, что когда Ольга умерла, все Русское княжество оплакивало ее.