Князь владимир когда крестился: Крещение князя Владимира. Взгляд историка — Статьи — Медиа — Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический

Разное

Крещение князя Владимира. Взгляд историка — Статьи — Медиа — Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический

Сегодня в нашей стране отмечают одну из наиболее знаменательных дат — день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Крещение Руси — это основа, на которой постепенно строилось наше государство с его самобытной культурой, традициями, нравственными ценностями.

Херсонес Таврический имеет прямое отношение к этой памятной дате. Ведь именно здесь князь Владимир крестился и вступил в брак с византийской принцессой Анной. В дальнейшем христианство стало залогом развития древнерусской культуры, которая восприняла основные ценности византийской цивилизации.

Взятие Херсона и крещение киевского князя в храме на торговой площади города весной/летом 988 г. изменило характер русско-византийских отношений. Русь стала стратегическим партнером и союзником Византии, а «русско-варяжский» корпус – важной частью византийских вооруженных сил. Оформленное в это время соглашение сделало возможным введение христианства как государственной религии Руси.

В 978 году на киевский престол пришел молодой и амбициозный князь Владимир Святославич, младший сын знаменитого Святослава Храброго. Поначалу его религиозная политика была традиционной, направленной на восстановление прежних языческих обычаев.

В дальнейшем Владимир, как и его предшественники, обращает внимание на богатую и влиятельную Византию – самое могущественное государство раннесредневекового мира. Летопись описывает его приход к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений, а затем ответного посольства с целью «испытания веры».

На самом деле решающими, конечно, были политические факторы. В 986 году в Византии начинается очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные василевсы-соправители из Македонской династии братья Василий II и Константин VIII противостоят ставленникам военной знати Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол).

К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и все еще популярного императора Никифора II, контролирует большую часть Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы, Дорилею и Хрисополю.

Воспользовавшись этими, благоприятными для нападения, условиями, князь Владимир совершает поход в Таврику.

В это время тревожная ситуация в стране вынудила Василия II обратиться к «северным тавроскифам» с просьбой о военной поддержке. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю была обещана порфирородная сестра императора — невиданная честь для тех времен. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли. Владимиру, бастарду и новичку на международной арене, поспособствовало удачное стечение обстоятельств. В один из теплых весенних дней 988 года к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту. Вместе с царевной прибыла и ее свита — константинопольское духовенство, Ефесский митрополит Феодор, антиохийский эпарх. Принцессу поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящимся за алтарем крестообразной церкви.

Князя Владимира, поселили рядом, в палатах «с краю» от церкви. Дата торжественного крещения точно неизвестна не известна, но есть основания полагать, что оно могло состояться на Пасху или Троицу 988 году.

Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти предварительную подготовку (оглашение), однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».

Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть, на большой торговой площади-агоре, на которой в это время имелось несколько храмов. Это прежде всего крестообразный мартириальный храм, более вместительная базилика № 28, а также небольшой храм № 29. На агоре были также светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты, находящиеся «с краю церкви» и за ее алтарем.

Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства стал один из храмов агоры. В десяти метрах от «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее, в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).

После торжественной церемонии Владимир и Анна еще некоторое время оставались в Корсуне. Князь построил в память о своем крещении церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме» (№ 14). Вскоре князь с новой супругой и частью дружины отбыл в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, еще с античных времен украшавших херсонскую площадь.

Согласно договоренности Василия II и Владимира, существенная часть княжеских воинов-варягов отправилась в Византию. Именно они составили решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 г., где были сокрушены войска Варды Фоки. Херсон вновь вернулся в состав Империи, и лишь храм, возведенный Владимиром на холме насыпанного корсунянами, а также разрушенные и сожженные в ходе штурма здания напоминали о долгой осаде.

Вернувшись в Киев, Владимир решительно провозгласил христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема. Так начиналась официальная христианизация Руси.

В 988 году в киевской крещальной купели крестились наши предки. Сегодня православная церковь объединяет множество стран и народов. Поздравляем вас с праздником! Желаем вам мира и единства, добра, любви и, конечно, веры!

Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела Византийской истории.

Крещение Руси: был ли князь Владимир святым и что принес его выбор веры

Сергей Пятаков/ РИА Новости

К тому, кем был князь Владимир Святославович, святым или грешником, мы еще вернемся, тем более, что ни жития, ни летописи тут ничего не умалчивают и не приукрашивают. Начнем с того, чем же был выбор веры Владимиром: точным расчетом дальновидного амбициозного политика, замыслившего создать государство, способное соперничать с Византией, или все же Божьим касанием?

Для непредвзятого исследователя загадки здесь нет: гениальность, пусть и в сфере политики, все равно имеет иррациональную природу, это то, что называют даром предвидения, озарением свыше, феноменальной интуицией — термин выбирай любой, суть неизменна. А то, что выбор христианства — ход гениальный, ход, который привел к возникновению не просто нового государства, новой культуры, новой цивилизации, не поспоришь.

Как сказал академик С. С. Аверинцев, «на глазах у изумленной Европы вдруг возникает из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации». Распространение грамотности, появление летописания, развитие архитектуры, литературы, искусства.

Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету, входит в общеевропейское культурное пространство. И все на протяжении жизни нескольких поколений! А международный авторитет!

Один пример: если Владимир добывал себе в жены византийскую царевну Анну силой оружия, то с его потомками мечтали породниться все европейские правители. Дочь Владимира стала королевой Польши, сын женился на дочери короля Швеции, три внучки — королевы Венгрии, Норвегии, Франции.

Сравнивая через тысячелетие исходные данные и результаты выбора, сделанного Владимиром, можно констатировать: без вектора под названием «чудо» в этом грандиозном развитии не обошлось, что, впрочем, и расчет не отменяет. Просто чудо здесь, как масло на бутерброде, размазано — на десятилетия, века, поэтому, скрываясь за повседневным, оно не столь явно.

Так что никакой загадки в том, кем был Владимир — умным, прагматичным, удачливым политиком или человеком, действующим по наитию свыше, нет.

Гораздо интересней разобраться, как грешник мог стать святым. И помогут нам в этом жития и летописи, подробно расписывающие, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Они честно рассказывают и о женах князя, и о сотнях наложниц (на взгляд современного человека — былинное преувеличение). Повествуют и о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить.

Не оправдывая Владимира, уточним: Ярополк в свое время пошел войной на среднего брата Олега, в результате чего Олег погиб — братоубийства были вполне в духе правителей того времени. Припоминают Владимиру и кровавую историю с полоцкой княжной Рогнедой. Владимир к ней посватался, она оскорбительно — мол, куда лезешь, сын рабыни! — ему отказала. Владимир с войском взял Полоцк, Рогнеду обесчестил на глазах у ее родителей, которых потом убил, ну, а на Рогнеде, как и хотел, женился. Есть еще рассказ про христианина Феодора и его сына Иоанна, принесенных в жертву Перуну в честь какой-то победы, — тут, правда, подсуетились жрецы, князь просто не препятствовал.

Перечисляя грехи Владимира, которые мы знаем лучше своих, стоит сказать, что с началом братской междоусобицы юный князь прятался у варягов, а варяги не самые лучшие воспитатели таких добродетелей, как смирение, милосердие. Там один закон: «Либо я, либо меня». Одно право — право сильного.

Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато можно достоверно утверждать, что это прозрение было искренним, настолько глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала нашел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.

Как же происходило крещение святого? Конец 80-х годов X века. Византийская империя на краю катастрофы. Поражение в войне с болгарами (986 г.) и мятеж, поднятый Вардой Фокой, объявившим себя императором, вынуждают двух соправителей империи Василия II и Константина VIII обратиться к князю Владимиру за помощью. Киевский князь берется помочь, но взамен требует от императоров руки их сестры Анны.

Притязание для правителей империи унизительное, но они вынуждены согласиться — при условии крещения киевского язычника. Владимир к тому времени, считают историки, с выбором веры уже определился и в 988 г. предположительно под Киевом принял крещение с новым именем Василий.

Шеститысячный корпус князя Владимира прибывает в Константинополь и в пух и прах разбивает мятежников. Однако императоры выполнять обещание не спешат. Тогда разгневанный князь выдвигает войско на Корсунь и захватывает город. Византийцы от греха подальше отдают Анну в жены.

У А. К. Толстого есть дивная поэма «Песнь о походе Владимира на Корсунь», дивная, потому что чуткость поэта позволила Алексею Константиновичу уловить нечто крайне важное в характере князя. В скобках стоит заметить: Толстой не знал, что к приезду в Херсонес Владимир был уже крещен, — в этом историки утвердились позже, но сути это не меняет.

Вот монах (мних) христианин убеждает язычника Владимира в истинности христианства:

«Добро, — сказал князь, когда выслушал он

Улики царьградского мниха, —

Тобою, отец, я теперь убежден,

Виновен, что мужем был стольких я жен,

Что жил и беспутно, и лихо.

Что богом мне был то Перун, то Велес,

Что силою взял я Рогнеду,

Досель надо мною, знать, тешился бес,

Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес

Креститься, в раскаянье, еду!»

А вот с каким юмором описаны чувства греков по приезду князя!

«Увидели греки в заливе суда,

У стен уж дружина толпится,

Пошли толковать и туда и сюда:

«Настала, как есть, христианам беда,

Приехал Владимир креститься!»

Смотрите, здесь не только воинственный характер Владимира, привыкшего все решать силой! Здесь шире — здесь решимость! Искренняя, горячая готовность отринуть от себя «зверя» и принять Бога, именно это стало тем рычагом, который позволил совершиться такому невероятному перевороту на 180 градусов: от грешника к святому.

Благодать, даруемая во время Таинства Крещения, воздействует на всех. Но от человека зависит, насколько он сумеет этот дар принять и распрощаться с греховным в себе. Насколько глубинно (по слову митрополита Антония Сурожского) он откроет себя Богу.

Как сообщает летописец, услышав евангельские слова: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут», крестившийся Владимир «повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо». Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым.

Прочитав в «Деяниях Апостолов» о том, что у первых христиан было общее имущество, князь раскрывает народу свои кладовые. Узнав о заповеди «не убий», пытается отменить смертную казнь. «Боюсь греха», — отвечает Владимир на вопрос, почему не казнит разбойников… Буквальное и чистое восприятие христианства, скажут потом об этом богословы.

«Надежда и утешение для каждого из нас — грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, — когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога и так глубинно, так потрясающе измениться во всем», — писал митрополит Антоний Сурожский.

Князь Владимир и Крещение Руси: Клинок благодати Христовой

Кажется, что большинство из нас двоедушны и безвольны, но Князь-Креститель — нет. Владимир восстал из купели другим человеком. Его похоть угасла, его жестокость сменилась желанием накормить голодного, а его гордые и лукавые мысли заменились в его душе простотой евангельской. В этом мы должны подражать принцу.

Протоиерей Андрей Ткачев | 28 июля 2015 г.

Фото: kiev2000.com

Владимир крестил Русь, но сначала крестился сам. Вот Константин Великий, который председательствовал на Первом Вселенском Соборе и именовался «внешним епископом», покровительствовал Церкви в Империи – но не крестился до самой смерти. Нравственное чувство Владимира дороже, ведь прежде чем изменить жизнь других, изменился он сам.

Не надо сомневаться в его святости, как это принято у некоторых. И пусть нас не смущает тот греховный мрак, в котором он провел свою жизнь до крещения. Редко бывает святость, когда кто-то чист от детства до старости. Чаще всего жизнь людей делится надвое: «до» и «после».

Благодать Христова, как ее постигает человек, есть рассекающее лезвие. И здесь важно понять, что истинно святой человек — это не тот, кто был безупречен с детства, а тот, кто после получения благодати не позволяет себе вернуться к тому, что было «прежде». Владимир не вернулся. Владимир святой.

Он очень важен для нас, этот Князь, который до крещения носил в себе все недуги народной души. В похоти был ненасытен, до опьянения неравнодушен, в гневе страшен, в корыстных делах хитёр. Это портрет истинного язычника, сына страстей и слуги демонов. Такой человек стыдится не греха, а только слабости и неудачи; он ненавидит врагов своих всей душой и не одобряет никаких слабых взглядов. Он лелеет свои страсти и, глядя со стороны, разум не может представить, что должно было бы произойти, чтобы это сомнительное «дитя природы» изменило свой образ жизни к лучшему.

Таковы, скорее всего, тевтоны, которых римляне систематически и жестоко завоёвывали и насильственно улучшали. Таковы были наши соседи на севере: норманны, веками наводившие ужас на всех соседей своими набегами. Нравы этих исторических личностей были смиренны и приручены миссионерами и проповедниками.

Но наш Князь смирил себя, а затем указал путь к другой жизни своему народу. В нашем нравственном возрождении не участвовали ни агенты культурной передачи от оккупационных армий, ни отряды иностранных миссионеров.

Принц важен для нас тем, что он сам изменился. Прошу обратить внимание на эту мысль. Как река, она разделяется на два рукава.

Во-первых, многие правители страдают от ложного представления о том, что им нужно править хорошо, а собственная мораль — нечто неважное.

Либо лукавят, либо не знают, что неочищенный человек не может очистить других. Поэтому надо смотреть на Владимира как на учителя, который смирил себя и познал Бога, прежде чем начал вести простой народ к Днепру для крещения.

Второй момент касается всех нас в целом. Она состоит в том, что Владимир изменился! Мы так редко и так мало позволяем себе перемены к лучшему. Мы все откладываем исправление или откладываем половинчатые попытки до Нового года, или до понедельника.

И мы уж точно не можем обвинять Бога в нашей тщеславии. Он дарует благодать, не отказывается прийти нам на помощь и говорит всем верным: Воззовет ко Мне, и Я внемлю ему (Пс. 90:15).

Кажется, что большинство из нас двоедушны и слабовольны, но Князь-Креститель таковым не был. Владимир восстал из купели другим человеком. Его похоть угасла, его жестокость сменилась желанием накормить голодного, а его гордые и лукавые мысли заменились в его душе простотой евангельской. В этом мы должны подражать принцу.

Тот, кто способен понять неоценимую важность изменения к лучшему, совершенного человеком раз и навсегда, никогда не усомнится в святости изменившегося человека. И неважно, какие грехи раньше скрывались в этом человеке.

Владимир, как гласит Предание, наблюдал с холмов над Днепром, где в прибрежных водах крестили стар и млад его народа. Волны восторга и великие мысли наполняли его изумленный ум, а волны Днепра очищали людей во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Там, воздев руки подобно Соломону при освящении Храма, он молился об обновлении своего народа. Да будет известно нам, что молитва пламенная и от сердца не умирает. Направленное к Живому Богу, оно само становится живым и бессмертным, и продолжает звучать и действовать во все века. Поэтому в День Крещения Руси потрудимся умно стоять у подножия того холма, на котором равноапостольный князь молился с воздетыми руками. Он молится и о нас, и Бог слышит его молитву.

Перевод с русского.

 

Поскольку вы здесь…

…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей.
Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно.
В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки.
Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.

При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей,
еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера.
Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта —
Правмир. ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.

Например, 5 евро в месяц это много или мало?
Чашка кофе?
Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.

Если бы каждый, кто читает «Правмир», мог бы жертвовать по 5 евро в месяц,
они в значительной степени способствовали бы нашей способности распространять слово Христа,
Православие, цель жизни, семья и общество.

Пожертвовать

Статьи по теме

Христианизация России

Христианизация России

Крещение Руси (988)


 

987 (6495): Владимир созвал своих вассалов и городских старост, и
сказал им: «Вот, булгары предстали передо мной, уговаривая меня принять их
религия. Потом пришли немцы и восхваляли свою веру; а за ними пришли
евреи. Наконец появились греки, критикующие все остальные религии, кроме
командовали своими, и они долго говорили, рассказывая историю всего
мир с самого начала. Их слова были искусны, и было удивительно слушать
и приятно их слышать. Они проповедуют существование другого мира. ‘Кто бы ни
принимает нашу религию, а затем умирает, восстанет и будет жить вечно. Но кто бы ни
принимает другую веру, будет сожжен огнем в следующем мире». Что
ваше мнение по этому поводу, и что вы ответите?» Вассалы и
старейшины ответили: «Ты знаешь, о князь, что никто не осуждает своих
имущество, но вместо этого хвалит его. Если вы хотите убедиться, у вас есть
слуги в вашем распоряжении. Отправьте их, чтобы узнать о ритуале каждого и о том, как
он поклоняется Богу. «Совет их понравился князю и всему народу, так что
что они избрали хороших и мудрых людей числом десять и направили их
первым среди булгар и проверить их веру. Эмиссары пошли своим путем,
и когда они прибыли в пункт назначения, они увидели позорные действия
булгар и их поклонение в мечети; потом вернулись к себе
страна. Тогда Владимир велел им идти также к немцам, и
изучить их веру и, наконец, посетить греков. Таким образом, они вошли в
Германии, а после просмотра немецкого церемониала приступили к
Константинополь, где они предстали перед императором. Он поинтересовался, на что
миссии они прибыли, и они сообщили ему обо всем, что произошло.
Император услышал их слова, он обрадовался и оказал им большую честь в тот самый день.
день.

Наутро император отправил патриарху послание, чтобы сообщить ему, что
прибыла русская делегация для ознакомления с греческой верой и направила его к
уготовь церковь и клир и облачись в свои священнические одежды,
чтобы русские видели славу Бога греков. Когда
патриарх получил эти повеления, он велел собраться духовенству, и они
совершал обычные обряды. Курили благовония, хоры пели гимны.
Император проводил русских до церкви и разместил их в широком
пространство, привлекая их внимание к красоте здания, пению и
должности протоиерея и служения диаконов, в то время как он
объяснил им поклонение своему Богу. Русские были поражены, и в
их удивление восхваляло греческий церемониал. Затем императоры Василий и
Константин пригласил к себе послов и сказал: «Идите отсюда в
вашей родной стране», и, таким образом, отпустил их с ценными подарками и
большая честь. Так они вернулись в свою страну, и князь позвал
вместе его вассалов и старейшин. Затем Владимир объявил о возвращении
разосланных посланников и предложил выслушать их доклад. Таким образом, он
приказал им выступить перед своими вассалами. Посланники сообщали: «Когда
мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме,
называется мечетью, пока они стоят распоясавшись. Болгарин кланяется, садится, смотрит
туда и сюда, как одержимые, и нет среди них счастья, но
вместо этого только печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша. Тогда мы
ходил среди немцев и видел, как они совершали множество церемоний в своих
храмы; но мы не видели там никакой славы. Затем мы отправились в Грецию, и греки
привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали,
были на небе или на земле. Ибо на земле нет такого великолепия или такого
красота, и мы в недоумении, как ее описать. Мы знаем только, что Бог обитает
там среди людей, и их служба прекраснее, чем церемонии других
нации. Ибо мы не можем забыть эту красоту. Каждый человек, попробовав что-то
сладкое, потом не хочет принимать горькое, и поэтому мы
не может больше оставаться здесь». Тогда заговорили вассалы и сказали: «Если
Греческая вера была злая, не приняла бы ее бабка твоя Ольга,
который был мудрее всех людей.» Владимир тогда спросил, где они должны
все принимают крещение, и они ответили, что решение остается за ним.

По прошествии года, в 988 (6496) г., Владимир выступил с войском
против Херсона, греческого города, и херсонцы забаррикадировались
в нем. Владимир остановился на дальнем конце города у залива,
выстрелом из города, и жители энергично сопротивлялись, пока Владимир
осадил город. В конце концов, однако, они устали, и Владимир
предупредил их, что если они не сдадутся, он останется на месте еще
три года. Когда они не прислушались к этой угрозе, Владимир выстроил свою
войск и приказал построить земляной вал в направлении р.
город. Пока шли эти работы, жители прорыли туннель под
городскую стену, украл насыпанную землю и отнес ее в город, где
они сложили его в центре города. Но солдаты продолжали строить,
и Владимир упорствовал. Тогда херсонец по имени Анастасий выстрелил в
Русский стан стрелу, на которой он написал: «Вот родники позади
вас на восток, откуда по трубам течет вода. Выкопайте и вырежьте их
Узнав об этом, Владимир поднял глаза к небу.
и поклялся, что если эта надежда осуществится, он примет крещение. Он отдавал приказы
сразу же копать выше труб, и, таким образом, подача воды была отключена.
Соответственно, жители были охвачены жаждой и сдались.

Владимир и его свита вошли в город, и он отправил послания в
Императоры Василий и Константин, говоря: «Вот, я захватил твой
славный город. Я также слышал, что у вас есть незамужняя сестра. Если вы не дадите
ее мне в жены, я с твоим городом поступлю, как с Херсоном».
Когда императоры услышали это известие, они встревожились и ответили: «Это
не годится христианам выдавать замуж за язычников. Если ты крестишься,
ты возьмешь ее в жены, унаследуешь Царство Божье и будешь нашим спутником в
Вера. Однако, если вы этого не сделаете, мы не можем отдать вам нашу сестру в
брака». Когда Владимир узнал их ответ, он направил послов
императоры сообщить последнему, что он готов принять крещение,
уже изучили свою религию, и что греческая вера и
Ритуал, описанный посланными для его изучения эмиссарами, ему очень понравился.
Когда императоры услышали это известие, они обрадовались и убедили свою сестру
Анне дать согласие на матч. Затем они просили Владимира подчиниться крещению.
прежде чем прислать к нему свою сестру, но Владимир желал, чтобы
княгиня должна сама привести священников, чтобы крестить его. Императоры выполнили
его просьбу, и послали свою сестру в сопровождении некоторых сановников и
священники. Анна, однако, ушла с неохотой. «Это как если бы я был
отправляясь в плен, — сокрушалась она, — лучше бы мне было
умереть здесь». Но ее братья возражали: «Через вашу свободу
землю русскую к покаянию, и избавишь Грецию от опасности
жестокая война. Разве ты не видишь, сколько зла уже принесли русские
на греков? Если вы не отправитесь, они могут навлечь на нас то же самое
несчастья.» Таким образом, они преодолели ее колебания только с большим
трудность. Принцесса села на корабль и, обняв ее со слезами на глазах,
родня, она отправилась за море и прибыла в Херсон. Туземцы пришли
вышли поприветствовать ее и отвели в город, где поселили в
дворец.

По воле Божией Владимир страдал в этот момент болезнью
глаза, и ничего не мог видеть, будучи в сильном стеснении. Принцесса объявила
ему, что, если он желает избавиться от этой болезни, он должен креститься
со всей скоростью, иначе не вылечить. Когда Владимир услышал ее
послание, сказал он: «Если это окажется правдой, то, несомненно, Бог
великие христиане», и приказал крестить его. Епископ
Херсон вместе со священниками княгини, объявив весть,
крестил Владимира, и как епископ возложил на него руку, тотчас
прозрел. Испытав это чудесное исцеление, Владимир прославил
Бога, говоря: «Теперь я постиг единого истинного Бога». Когда его
последователи видели это чудо, многие из них также крестились.

Владимир крестился в храме Василия Блаженного, что стоит на Херсоне
на площади в центре города, где торгуют херсонцы. Дворец
Владимира стоит рядом с этой церковью и по сей день, а дворец
принцесса за алтарем. После своего крещения Владимир взял княжну в
брак. Не знающие истины говорят, что он крестился в Киеве, а
другие утверждают, что это событие произошло в Васильеве, а третьи упоминают
другие места.

Тогда взял Владимир княгиню и Анастасия и херсонских попов,
вместе с мощами святого Климента и Феба, его ученика, и
выбирали также священные сосуды и изображения для службы. В Херсоне он так
основал церковь на кургане, насыпанном посреди города
с удаленной землей с его насыпи; эта церковь стоит на
сегодняшний день. Владимир также нашел и присвоил себе две бронзовые статуи и четыре
бронзовых коней, которые теперь стоят за церковью Пресвятой Богородицы и которые
невежды думают, что сделаны из мрамора. В качестве свадебного подарка принцессе он
снова отдал Херсон грекам, а затем ушел в Киев.

Когда принц прибыл в свою столицу, он приказал, чтобы идолы были
свергнуты и что одних следует разрубить на куски, а других сжечь огнем. Он
таким образом приказал, чтобы Перуна привязали к хвосту лошади и тащили
Боричев к реке. Он назначил двенадцать человек бить идола палками, а не
потому что он думал, что дерево чувствительно, но чтобы оскорбить демона, который
обманутого человека под этим видом, чтобы принять наказание от рук
люди. Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои! Вчера он был
почитается людьми, но сегодня подвергается насмешкам. Пока идола тащили
по течению к Днепру, над ним плакали неверные, ибо не
но принял святое крещение. После того, как они таким образом протащили идола, они бросили
его в Днепр. Но Владимир дал такое указание: «Если остановится
в любом месте, затем вытолкните его из берега, пока он не упадет. Тогда пусть
Он освободился». Его приказ был должным образом подчинён. Когда люди отпустили идола, и
он прошел через водопад, ветер выбросил его на берег, который с тех пор
время было названо Берегом Перуна, имя, которое оно носит и по сей день.

После этого Владимир разослал глашатаев по всему городу возвестить, что
если бы какой-нибудь житель, богатый или бедный, не бросился бы к реке, он бы
рисковать недовольством принца. Мужчины люди услышали эти слова, они оплакивали
радость, и воскликнули в своем энтузиазме: «Если бы это было нехорошо, князь
и его бояре не приняли бы его.» На другой день князь пошел
вперед к Днепру со священниками княгини и херсонцами, и
собралось бесчисленное множество. Все они вошли в воду: некоторые встали на
на шею, другие на грудь, младшие у берега, некоторые из них
держа детей на руках, а взрослые ушли дальше. Священники
стояли и возносили молитвы. Была радость на небе и на земле, чтобы созерцать
столько душ спасено. Но черт стонал, причитая: «Горе мне! как я
изгнаны отсюда! Ибо я думал иметь свое жилище здесь, так как
апостольские учения не пребывают в этой земле. И этот народ не знал Бога, но
Я радовался услуге, которую они оказали мне. Но теперь я побежден
невеждами, а не апостолами и мучениками, и мое царствование в этих краях
конец.»

Когда люди крестились, они возвращались каждый в свою обитель. Владимир,
радуясь, что он и его подданные теперь познали самого Бога, взглянули на небо и
сказал: «Боже, сотворивший небо и землю, посмотри вниз, умоляю Тебя,
на этом Твоем новом народе, и даруй им, Господи, познать Тебя как истинного Бога,
как знали тебя и другие христианские народы. Утвердить в них истинное
и непоколебимую веру, и помоги мне, Господи, против враждебного супостата, так
чтобы, надеясь на тебя и на твою силу, я мог победить его злобу».
сказав это, он повелел, чтобы церкви строились и основывались там, где
раньше стояли языческие идолы. Таким образом, он основал церковь св. Василия на
холм, где был поставлен идол Перуна и другие изображения, и где
князь и народ принесли свои жертвы. Он начал основывать церкви
и поставить священников по городам, и звать народ принять
крещения во всех городах и весях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts