Князь владимир кратко: Князь Владимир Святославович

Разное

Князь Владимир Святославович

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.

После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.

Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.

Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.

Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы — представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.

Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. — начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.

Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.

Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.

По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.

Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.

Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.

В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.

В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.

После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.

Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.

У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.

Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.

Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.

Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира — Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.

Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.

Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г.

Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.

28 июля (по новому стилю) – день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

« Князь Ярополк Святославович

Князь Святополк Владимирович Окаянный »

Краткая биография Князя Владимира Красное Солнышко креститель Руси (жизнь и творчество)

Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 г.г. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли. Он стал крестителем Руси, обратив ее в христианскую веру.

Детство и начало правления князя

Достоверно дата его рождения не установлена. Историки относят это событие, приблизительно к 960 году. Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и правнуком основателя династии – Рюрика. Мать его, Малуша, была ключницей у его бабки – княгини Ольги и наложницей Святослава.

Родился будущий князь всея Руси в небольшой деревушке, близ Пскова, как считают историки. Первые годы своей жизни он и провел там со своей матерью. Позже он попал в Киев и воспитывали его княгиня Ольга и его дядя по матери – Добрыня (он был воеводой).

Святослав, потерпев поражение в походе на греков, по возращении домой был убит печенегами. А уезжая, он поделил меж своих отпрысков владения. Ярополка оставил он княжить в Киеве, Олега – над древлянами. А Владимиру достался Великий Новгород.

После гибели Святослава меж его старшими сыновьями, Ярополком и Олегом, завязалась война. В результате ее Олег гибнет, а Ярослав присоединяет к Киевским землям владения брата.

Собирался пойти он и на Новгород. Владимир бежал оттуда. Но, спустя 2 года, он возвращается с целой ратью наемных варягов. Он намерен убить брата. Киевскив воевод, поставленных Ярополком в Новгороде, он отправляет к нему с этой вестью. К Владимиру примыкают и новгородцы.

Решил Владимир посвататься к дочери полоцкого князя – Рогнеде. К ней уже сватался Ярополк. А Владимиру она отказала, назвав его сыном рабыни. Это сильно оскорбило князя и в ярости он громит Полоцк, убив его князя и сыновей, и увозит с собой Рогнеду.

Оттуда сразу же направляется он к Киевским землям. Брат его бежит. Позже, он будет убит.

978 год. Владимир объявляет себя князем киевским.

Принятие христианской веры

С начала своего правления Владимир занялся нововведениями в языческом вероисповедании. Были даже и гонения христиан на Руси. Но, не долго. Вскоре князь понял, что для объединения земель русских язычество – помеха. И встал вопрос о едином вероисповедании, способствующем единению и послушанию подданных. Долго выбирал князь веру. И вот, в 987 году было принято решение о крещении Руси. Точная причина выбора именно христианства не известна. До сих пор ведутся споры на эту тему. Есть версия, что крещение решил принять Владимир, для того, чтобы взять в жены царевну Анну, которая была христианкой. Однако, эта версия не единственная.

988 год. Этот год считается годом крещения Руси. Дата эта тоже не точная, но общепринятая.

До перехода в веру христианскую Владимир имел несколько жен. И осталось от них у него много детей. После крещения же, его официальной супругой считалась византийская царевна Анна. Но, была у него и еще наложница, имя которой осталось неизвестно.

Князь Владимир был человеком, любящим роскошь и гуляния. Характер его больше был мирным. Но, походы военные он все же, как и подобает правителю, совершал.

Завоевания князя Владимира

Расширил он границы государства Русского, присоединив и обложив данью многие земли.

981 – 982 годы – объединение Древлянских владений с Вятскими. Вятичи подверглись налогообложению.

 В 984 году были завоеваны Радимичи. Обложил данью князь и Хазарские земли.

В 985 году вел он войну с Болгарией. В 988 осаждал Крым (тогда – Корсунь). На хорватские земли собрал он войско в 991 г.

Участвовал Владимир и в военных походах вместе с византийскими войсками.

А  в 1015 совершил он последнее свое военное похождение на печенежские земли. В этом же году князь умер, будучи тяжело болен.

За время его правления, помимо завоеваний, было заключено им и не мало мирных договоров с разными государствами, в том числе с Чешским и Византийским.

Датой смерти князя считается 15 июля 1015 года.

Вариант 2

Владимир Красное Солнышко (Владимир Великий, Владимир Святославович) являлся князем Киевской Руси. Происходил из знатного рода Рюриковичей (был внуком основателя династии).

Родился приблизительно в 960 году, точная дата не установлена. Его отцом был известный полководец Святослав Игоревич. Именно во время правления князя Владимира в Киевской Руси отказались от языческого вероисповедания и приняли христианство. Смену религии князь расценивал как возможность объединения земель в целостное государство. Владимир смог также расширить территориальные границы Киевской Руси.

Владимир Красное Солнышко пришёл к власти в 978 году. После смерти его отца Святослава, будущий креститель Руси и два его старших брата (Олег и Ярополк) вели междоусобную борьбу за право правления землями. Перед смертью, Святослав поделил свои владения между сыновьями, но Ярополк убил Олега и присвоил себе его земли. Позже, Владимир собрал большое войско и направился в Киев к Олегу, но брат сбежал. Таким образом, Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.

О князе Владимире есть упоминания в исторической летописи под названием «Слово о полку Игореве». В ней описываются военные его военные походы, а также управленческие достижения и политические реформы. Также, до наших времён сохранились серебряные и золотые монеты с изображением Владимира Великого. Считается, что эти монеты были первыми из выпущенных в Киевской Руси.

До крещения Руси, у Владимира было несколько жён и наложниц, а также, множество детей от них. Позже он женился на дочери византийского царя Анне. Предполагается, что у этого брака были политические мотивы. Согласно историческим данным, у Владимира было более, чем двадцать детей. Наиболее известной исторической личностью среди его сыновей был князь Ярослав Мудрый, своим же приемником Владимир собирался сделать другого отпрыска — Бориса.

Датой смерти Владимира Святославовича принято считать 15 июля 1015 года. Он был тяжело болен, а также, измотан военными походами, целью которых было завоевание территории. После смерти князя, власть над Киевской Русью перешла к одному из его сыновей — Вышеславу.

Биография 3

История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.

В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.

Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.

Крещение Руси.

Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.

Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.

Потомки князя чтут его заслуги перед государством,15 июля считается днем памяти властителя. Сегодня князю Владимиру стоит красивый памятник в Москве. Вот так из бунтаря и блуда, приняв православие Владимир Святославович стал мудрым правителем, совершил множество славных дел для своего народа.

Для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Николай Гумилев

    Николай Степанович Гумилев, значимая фигура Серебряного века, русский поэт-акмеист, родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Гумилев рос в Царском селе, затем его отец, военный флотский доктор

  • Уильям Гарвей

    Великий научный деятель родился 1 апреля 1578 г. в маленьком графстве Кент. Родом из богатого купеческого рода.

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.

  • Фидель Кастро

    Фидель Кастро (1926 — 2018) — известный кубинский революционер, коммунист, политический деятель. Руководил Республикой Кубой с 1959 года до самой своей смерти в 2016 году.

  • Гаршин Всеволод Михайлович

    ворчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы.

Великий Князь Владимир — День памяти: 15 июля — св. Петропавловская Православная Церковь

Святой Великий равноапостольный князь Владимир. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святого Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги и сыном Святослава († 972). Мать его, Малуша (+ 1001), была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлян. Подавив восстание древлян и завоевав их города, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала за его попытку жениться на ней после того, как он убил ее мужа Игоря, и взяла себе детей Мала, Добрыню и Малушу. Добрыня вырос доблестным храбрым воином, наделенным умом для государственных дел, и в дальнейшем был отличным помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

«Способная девица» Малуша приняла христианство (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе толику таинственного мрака языческих древлянских лесов. Так она полюбила сурового воина Святослава, который против воли своей матери Ольги сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, посчитав неблаговидным брак своей «экономки» и пленной служанки с сыном Святославом, наследником Великого Киевского княжества, отослала Малушу в родные края недалеко от Выбута. А там примерно в 9 годуВ 60 лет родился мальчик с русским языческим именем Володимир, что означает миролюбивый правитель, правящий с особым талантом к миру.

В 970 году Святослав отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться. Он поделил русскую землю между своими тремя сыновьями. В Киеве Ярополк был князем; в Овруче, центре древлянских земель, был Олег; в Новгороде был Владимир. В первые годы его княжения мы видим Владимира свирепым язычником. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по летописи, «дав христианам великую свободу», 11 июля 978 г. он вошел в Киев, став «единоличным правителем» Киевского царства, «подчинив себе окрестные земли, одни мирным путем, а непокорные мечом».

Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.

Но Господь подготовил его к другому заданию. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, а осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И, истощив свое (Василия) богатство, понудила его вступить в союз с императором русским. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет одна из арабских хроник событий 80-х годов. «И император русский согласился на это и сделал с ним общее дело».

В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. В то же время император Оттон Великий добивался руки Анны для своего сына, и ему было отказано. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в цари шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь. С помощью русских мятежники были уничтожены, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные своим неожиданным избавлением, не спешили выполнять свою часть сделки.

Досадуя на греческое двуличие, князь Владимир «поспешил собрать свои силы» и двинулся «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» вал византийского царства на Черном море. Это был один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Этот удар был так ощутим, что его эхо разнеслось по всем районам Византии.

Владимир снова взял верх. Его эмиссары, полководцы Олег и Шберн, вскоре прибыли в Константинополь за царственной дочерью. В приготовлении Анны прошло восемь дней, в течение которых братья утешали ее, подчеркивая значение предстоявшего ей случая: сделать возможным просвещение Русского царства и его земель и сделать их навеки друзьями Византийского царства. В Таврии ее ждал святой Владимир, и к его титулам прибавился новый: Цезарь (Царь). В этом должны были принять участие и высокомерные правители Константинополя, чтобы даровать своему новому зятю императорские знаки отличия. У некоторых греческих историков святой Владимир именуется с этих времен «могучим царем-василеем», он чеканит деньги в византийском стиле и изображен на них с символами императорской власти: в царском одеянии, на голове императорскую корону, а в правой руке скипетр с крестом.

Вместе с императрицей Анной на Российскую кафедру прибыл рукоположенный Святейшим Патриархом Николаем II Хризовергом митрополит Михаил. Он пришел со своей свитой и духовенством, и многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень напоминает святого Андрея Первозванного, произошло венчание святого Владимира и блаженной Анны, напоминающее и также подтверждающее единство Евангелия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «приданое императрицы», была возвращена Византии. Весной 988 великий князь с супругою отправился через Крым, Тамань и Приазовье, которые вошли в состав его обширного царства на обратном пути в Киев. Во главе княжеского кортежа с частыми благодарственными службами и непрестанным священническим пением они несли кресты, иконы и святые мощи. Казалось, что Вселенская Святая Церковь продвигалась в просторную русскую землю, и обновленная в купели Крещения, Святая Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.

Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».

Трудно переоценить глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал отходить от нас мрак идолов, и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа. Животворящий Крест Господень, который Русь праздновала с Греческой Церковью, сочетался с праздником Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (установлен святителем Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом сочетании праздников находится точное выражение русского богословского сознания, для которого неразделимы и Крещение, и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах под церкви, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и ​​излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной церковной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».

С первых веков христианства было принято воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому обычаю, святой Владимир построил церковь святого Василия Великого на холме, где находилось святилище Перуна, а на месте мученической кончины построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную). святых Варяжских мучеников (память 12 июля). Великолепный храм должен был стать кафедральным собором митрополита Киевского и всея Руси, а значит, главным алтарем Русской Церкви. Он был построен за пять лет и богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях 11 мая), святитель Владимир повелел внести в церковный календарь как годовой праздник. Это событие было связано с другими событиями, отмечаемыми 11 мая, и придавало новой Церкви двоякое ощущение преемственности. Под этим днем ​​в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором Святым Константином как новая столица Римской империи, град Константинопосвященный Пресвятой Богородице (330 г.). В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 9 г.60 под святой Ольгой). Святой Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святого Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной.

Затем десятину или десятую часть отдавали Церкви; а так как эта церковь стала центром всероссийского сбора церковных десятин, то и назвали ее Десятинной церковью. Древнейший текст пожалования, или церковного устава святого князя Владимира, говорил так: «Ибо даю сему храму Святыя Богородицы десятую часть всего моего княжества, а также по всей Русской Земле от всех княжеских юрисдикции десятину беличьих шкур, а с купца десятину недельную, а с дворов на каждый год десятую часть от всякого стада и всякого пропитания, чудной Богородице и чудному Спасителю». Пожалование также определило «церковных людей» как свободных от юрисдикционной власти князя и его «тиунов» (чиновников) и поставило их под юрисдикцию митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился ко Всевышнему при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с неба и се, и посети виноградник Твой, который десница Твоя имеет посадил. И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Истинного Бога. И воззри на сию церковь Твою, которую построил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, молитвами Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасием некоторые историки связывают начало русского летописания. На ней были составлены Житие святой Ольги и летопись варяжских мучеников в первоначальном виде, а также «Повесть о том, как при взятии Корсуни Владимир крестился». Здесь же возникла и ранняя греческая редакция Житий святых мучеников Бориса и Глеба.

При святом Владимире Киевскую митрополичью кафедру занимали последовательно митрополит святитель Михаил (память 30 сентября), митрополит Феофилакт, перешедший в Киев из Армянской Севастийской кафедры (991–997), митрополит Леонтий (997–1008) и митрополит Иоанн I (1008–1037). Их усилиями были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее представителем был святитель Иоаким Корсунский (+ 1030), составитель Иоахимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г. ), Черниговская, Переславская. , Белгород и Ростов. «И так по всем городам и селам были поставлены церкви и монастыри, и умножилось духовенство, и вера Православная расцвела и просияла, как солнце».

Для продвижения Веры среди новопросветленных людей нужны были ученые люди и школы, которые помогали их подготовить. Поэтому святой Владимир и святой митрополит Михаил «повелели отцам и матерям брать малолетних детей и посылать их в школы для обучения чтению и письму». Святитель Иоаким Корсунский устроил такую ​​школу в Новгороде, то же сделали и в других городах. «И было множество школ ученых, и из них было множество философов».

Твердою рукой святой Владимир сдерживал врагов на рубежах, строил города-крепости. Он первым в русской истории установил «зубчатый рубеж», линию оборонительных пунктов от кочевых народов. «Владимир начал ставить города по Десне, по Выстре, по Трубеже, по Суле и по Стугне. И поселил их с новгородцами, смолянами, чудями и вятичами. Он воевал с печенегами и победил их». Но настоящей причиной его успеха была мирная христианская проповедь среди язычников степей.

В Никольской летописи под 990 годом написано: «И в том же году пришли к Владимиру в Киев четыре князя от булгар и просвещены были Божественным Крещением». В следующем году «пришел печенежский князь Кучуг, и принял греческую веру, и крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служил Владимиру от чистого сердца». Под влиянием святого князя крестились и несколько мнимых иностранцев. Например, норвежский «кениг» (король) Олаф Труэггвасон (+ 1000), проживший несколько лет в Киеве, а также знаменитый Торвальд Странник, основатель монастыря св. Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие. В далекой Исландии поэты-скальды называли Бога «Покровителем греков и русских».

Помимо христианской проповеди, здесь проходили знаменитые праздники святого Владимира. После литургии в воскресные и церковные праздники для киевлян накрывались обильные пиршественные столы, звонили в колокола, хоры пели хвалу, «переносимые немощные» пели былины-баллады и духовные стихи. 12 мая 996 года, например, по случаю освящения Десятинной церкви князь «устроил светлый пир». Он раздавал добро «многим нищим, и обездоленным, и странникам, и через церкви и монастыри. Больным и нищим разносил по улицам бочки и бочки с медом, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все пришли и ели, прославляя Бога». Также устраивались пиры в честь побед киевских воинов и полков дружины Владимира: Добрыни, Александра Поповича, Рогды Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес мощи святой Ольги в Десятинную церковь. Четыре года спустя, в 1011 году, там же была похоронена его супруга и соратница во многих его начинаниях, блаженная императрица Анна. После ее смерти принц вступил в новый брак с юной дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была переломным периодом в становлении Православной Руси. Объединение славянских земель и образование государственных границ под владениями Рюриковичей произошло в результате напряженной духовной и политической борьбы с соседними племенами и государствами. Крещение Руси православной Византией было важнейшим шагом в ее самоопределении как государства. Главным врагом Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило обширное объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество возникло еще тогда, когда Владимир был еще язычником: «В году 6489(981). Володимир пошел на лахов и взял города их, Перемышль, Червень и другие города, которые под Русью». Последние годы десятого века также наполнены войнами Владимира и Болеслава.

После непродолжительного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступило в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира. Святополк Окаянный, женатый на дочери Болеслава, жаждал власти. Зачинщиком заговора был клирик Болеслава, колобожегский католический епископ Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна явился тотальной угрозой историческому существованию Российского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое участников были арестованы, а Рейберн вскоре умер в тюрьме.

Святой Владимир не мстил тем, кто «противился и ненавидел» его. Под предлогом притворного раскаяния Святополк был освобожден.

Новая беда грянула на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не «Мудрый», как его впоследствии прозвали, в 1010 году, став правителем Новгорода, решил отступить от своего отца, великого князя Киевского. Он сформировал свое отдельное войско, двинулось на Киев, чтобы потребовать обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое святой Владимир боролся всю свою жизнь, грозила гибель. И в гневе, и в печали святой Владимир повелел «укрепить плотины и поставить мосты» и приготовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему походу, к счастью, не состоявшемуся, Креститель Руси тяжело заболел и предал душу Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским царством 37 лет. (978-1015), двадцать восемь из этих лет после его Крещения.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь на помощь поляков и тяня время, Святополк попытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские дворяне ночью тайно вынесли тело умершего государя с Берестовского двора, где его охраняли люди Святополка, и перевезли тело в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе крестного хода с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморный склеп, поставленный в Климентовском приделе Успенского храма рядом с мраморным склепом императрицы Анны.

Имя и деяния святого равноапостольного Владимира, прозванного в народе Лучезарным Солнцем, переплелись со всей преемственной историей Русской Церкви. «Через него и мы пришли поклониться и познать Христа, Истинную Жизнь», — свидетельствовал святой Иларион. Его дело продолжили его сыновья, внуки и потомки, правители Русской земли на протяжении почти шести столетий, от Ярослава Мудрого, сделавшего первые шаги к самостоятельному существованию Русской Церкви, до последних Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович, при котором (в 1589 г. ) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихах Православных Автокефальных Церквей.

Торжественное празднование святому равноапостольному Владимиру установлено при святом Александре Невском в память предстательства святого Владимира 15 мая 1240 года за помощь в одержании славной победы Невского над шведскими крестоносцами.

Но первое почитание святого князя началось на Руси несколько раньше. Митрополит Киевский святитель Иларион (+ 1053) в своем «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у гроба святого в Десятинной церкви, называет его «апостольским государем», подобно святому Константину. , а свою апостольскую евангелизацию Русской земли он сравнивает с евангелизацией святых апостолов. (С сайта ПЦА: https://www.oca.org/saints/lives/2017/07/15/102031-equal-of-the-apostles-great-prince-vladimir-in-baptism-basil-enl).

Москва, Киев Борьба с историческими связями с князем Владимиром

Во вторник исполнилось тысячелетие со дня смерти Владимира Великого. Поскольку и Киев, и Москва почтили это событие громкими торжествами, лидеры каждой из них воспользовались возможностью, чтобы подчеркнуть силу связей своих стран со средневековым правителем.

Князь Владимир почитается за введение христианства в Киевскую Русь, федерацию славянских княжеств, которая иногда включала части России, Украины и большей части бывшего Советского Союза.

В 988 году князь Владимир крестился в современном Крыму, перейдя из славянского язычества. Он продолжил христианизацию Киевской Руси, объявив православие официальной религией своего народа.

По данным Кремля, где-то между концом XIII и началом XIV веков князь Владимир был «причислен Русской Православной Церковью к равноапостольным святым». Его отмечают ежегодно 15 июля.

Президент Владимир Путин в этом году торжественно отметил это событие, пригласив около 400 представителей российского духовенства, государственных и общественных деятелей на торжественный прием в Кремль.

Тем временем Президент Украины Петр Порошенко посетил богослужение в киевском Владимирском соборе, а на одной из центральных площадей столицы состоялся праздничный концерт.

Хотя оба праздника были посвящены одному человеку, Москва и Киев высказывали разные взгляды на то, чем правил князь Владимир.

В то время как Кремль в своем заявлении назвал его князем, «крестившим народ Руси в христианство», администрация президента Украины назвала его «великим князем киевским», христианизировавшим «Киевскую Русь-Украину».

Российские и украинские историки, опрошенные The Moscow Times во вторник, сошлись во мнении, что любая версия о приоритете связей одной страны над другой ошибочна.

Князь Владимир не правил ни Россией, ни Украиной; он правил раннесредневековым государством, объединившим многие славянские народы и лишь столетия спустя превратившимся в народы, которые мы знаем сегодня.

«И Украина, и Россия пытаются выдать свою общую историю за свою. Во времена князя Владимира ни Украина, ни Россия никому и не снились. [Киевская Русь] находилась на очень ранней стадии развития», — сказал Игорь Данилевский, профессор истории Высшей школы экономики, престижного московского университета.

Хотя аналитики, опрошенные The Moscow Times, согласились с тем, что использование истории как средства достижения политических целей часто приводит к ее искажению, они также согласились, что в этом нет ничего нового. Многие политики использовали эту стратегию как источник государственного строительства и укрепления национальной идентичности.

Выступая на праздновании в Кремле князя Владимира, Путин сказал: «Крещение стало ключевым поворотным моментом в русской истории, государственности и культуре. Наш общий долг — чтить этот переломный этап развития России».

«Прекратив междоусобицы [между разными княжествами, составлявшими Киевскую Русь], победив внешних врагов, князь Владимир положил начало образованию единого русского народа; по сути, он расчистил путь к созданию сильного централизованного Российского государства», — сказал Путин своей прославленной аудитории в большом Кремлевском дворце.

За стенами Кремля в последние дни было проведено множество других российских торжеств в честь князя Владимира, в очевидной попытке подчеркнуть связь страны с раннесредневековым лидером, правившим из столицы современной Украины.

Всего российское государство выделило свыше 274,5 млн рублей (4,5 млн долларов) на фестивали, форумы и ремонтные работы по всей России в честь князя Владимира, сообщил новостной сайт РБК на прошлой неделе.

В понедельник Путин посетил недавно отреставрированный храм св. Владимира в Московском епархиальном доме, где в советское время располагалась киностудия, где снимались документальные фильмы.

Российские власти в последние недели также привлекли к себе большое внимание СМИ, решив изменить местонахождение массивной статуи князя Владимира, которая уже построена и должна была быть установлена ​​на Воробьевых горах.

По первоначальному плану памятник должен был возвышаться над центром города и напоминать памятник средневековому князю, возвышающемуся над берегами Днепра в Киеве с 1853 года.

Во время его последнего визита в Украину в июле 2013 года , по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси Путин вместе с тогдашним президентом Виктором Януковичем посетил памятник.

С тех пор многое изменилось.

Несколько месяцев спустя, в феврале 2014 года, народное восстание привело к свержению прокремлевского Януковича и расчистило путь к власти нынешнему прозападному правительству.

Россия аннексировала Крымский полуостров, и на востоке Украины вспыхнул кровавый конфликт между пророссийскими повстанцами и украинскими правительственными войсками, унесший жизни более 6000 человек и оставивший более миллиона перемещенных лиц, по данным ООН.

Российское правительство в конечном итоге было вынуждено отказаться от планов по установке памятника на Воробьевых горах из-за возмущения общественности представлением о том, что Москва будет доминировать над частью московского горизонта. Более 60 000 человек подписали петицию, оспаривающую планируемое место.

Властям Москвы еще предстоит выбрать новое место.

Но пока Москва изо всех сил пытается продемонстрировать свои связи с князем Владимиром, Киев делает все возможное, чтобы разорвать эту нить, заявил The Moscow Times украинский историк Александр Каревин.

«Украинское правительство пытается объявить князя Владимира своим, создавая впечатление, что он не имеет никакого отношения к России», — сказал Каревин в телефонном интервью из Киева.

«К сожалению, сейчас в Украине многие боятся открыто говорить об этом факте», — сказал он.

Путин обратился к представителям духовенства Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Кириллом.

Порошенко присутствовал на богослужении под руководством патриарха Филарета, главы Киевского патриархата Украинской православной церкви, который с 1992 года остается отделенным от той же церкви Московского патриархата. вес за идеей объединения патриархатов в единую церковь.

Князь Владимир действовал на территории современной России и Украины; сегодняшние границы показались бы ему чуждыми, считает руководитель Центра истории Древней Руси Института российской истории РАН Владимир Кучкин.

«Между многочисленными княжествами древней Руси были различия, но все они говорили на очень похожем языке, и все их правители были связаны друг с другом кровным родством», — говорил Кучкин, один из виднейших русских историков раннего средневековья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts