Кодекс хаммурапи: Законы царя Хаммурапи — урок. История, 5 класс.
Содержание
ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. В. Емельянов
ХАММУРА́ПИ ЗАКО́НЫ, законы царя I династии Вавилона Хаммурапи, составленные в 1750-е гг. до н. э. Базальтовая стела с Х. з. была установлена в Вавилоне на 35-м году правления Хаммурапи. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В прологе сообщается, что верховные боги Двуречья и бог Вавилона Мардук поручили Хаммурапи установить истину и справедливость в стране. В основном тексте законов всё население страны разделено на три социальных слоя: авилумы (коренные жители городов, имеющие земельные участки, переданные им по наследству), мушкенумы (воины и чиновники, получившие землю за службу и не имеющие своих наделов в общине) и вардумы (рабы). Статьи Х. з. группируются по предмету регулирования, связь между параграфами устанавливается по ассоциации. Статьи первого раздела законов предусматривают ответственность за лжесвидетельство и неправильное отправление правосудия. В следующем разделе защищаются здоровье и личная собственность авилумов, за нанесение им вреда полагается смертная казнь. Здоровье остальных слоёв общества оценивается разл. суммами денежного штрафа. В Х. з. предусмотрена индивидуальная ответственность за преступления, что обеспечивается различными видами талиона (зеркальный, символич. и компенсационный талионы). Особый раздел посвящён семейному праву. Согласно Х. з., брак невозможен без заключения брачного контракта, причём сумма приданого значительно больше суммы выкупа за невесту. Наиболее суровому наказанию (сожжению) подвергаются в законах участники инцестуальной связи. Особые разделы также предусмотрены для регулирования операций с движимым и недвижимым имуществом, а также торговли и кредитных отношений. Срок долгового рабства в доме кредитора не может превышать для несостоятельного должника или его родственников 3 лет. В эпилоге законов содержится развёрнутая формула проклятия любому правителю, который захочет стереть со стелы Х. з. и вместо них написать свои.
Х. з. являются также памятником аккадской литературы. В них содержится множество лит. формул и эпитетов, заимствованных из царских надписей и более ранних клинописных правовых сводов (Ур-Намму законы шумерские, Законы Липит-Иштара, Законы Эшнунны). Известно, что Х. з. копировались на школьные таблички с целью обучения классич. аккадскому языку. В то же время правовая эффективность Х. з. остаётся под вопросом. Дошедшие до нас протоколы судебных заседаний не содержат отсылок к писаному праву. Возможно, Х. з. носили декларативный характер.
Неделя литовской культуры-2015
Дни литовской культуры проходят в гимназии с 2003 года, и это стало доброй традицией. За это время реализован не один образовательный проект, гимназия принимала видных деятелей культуры, искусства и литературы Литвы.
Гостями церемонии открытия Недели стали заместитель председателя ассоциации учителей литовского языка в Калининградской области Альгирдас Кормилавичус, фольклорный коллектив «Рутяле» (г. Гурьевск) под руководством Ирены Тирюбы, фольклорный коллектив (художественный руководитель Ирма Куркова) из пос. Переславское «Куполите». Ирена Тирюба рассказала о народных литовских инструментах и особенностях национального костюма.
В рамках реализации гимназического проекта «Неделя литовской культуры» состоялась открытая лекция Б.Н. Адамова для учащихся гимназии. Борис Николаевич Адамов — член правления и один из организаторов Калининградского клуба краеведов, автор книги «Кристионас Донелайтис. Время. Люди. Память». В лекции об известных литовцах Кёнигсберга он особое внимание уделил Людвигу Резе – литовскому поэту, критику, переводчику, профессору и ректору Кёнигсбергского университета.
Тренер баскетбольной команды БФУ им.И. Канта Гедиминас Мелунас провел мастер-класс для баскетбольной команды 5«А» класса. Ребятам были показаны новые техники и приемы игры в баскетбол, которые многому их научили. Время пролетело очень быстро, но тренер обещал встретиться еще раз.
Учащиеся 10-х классов, слушатели Школы юного дипломата, совершили визит в Генеральное консульство Республики Литва. Это событие стало частью программы Дней литовской культуры в гимназии № 40. Учащихся встречали Генеральный консул господин Витаутас Умбрасас и атташе по культуре господин Романас Сенапедис, которые очень тепло и радушно отнеслись к гостям. На встрече обсуждались такие вопросы, как путь дипломата в профессию. Другой интересующей всех участников темой был вопрос молодежного международного сотрудничества. Учащиеся поделились своим впечатлениями от проектов с литовскими школами и гимназиями. Другим вопросом обсуждения стала деятельность консульства в сфере обмена культур на территории Калининградской области.
10-я юбилейная Неделя Литовской культуры в гимназии № 40 завершилась 20 февраля 2015 г. Почетными гостями церемонии стали руководитель представительства МИД России в Калининграде Павел Анатольевич Мамонтов, Витаутас УМБРАСАС, министр-советник, исполняющий обязанности генерального консула Литовской Республики, заместитель председателя ассоциации учителей литовского языка в Калининградской области Альгирдас Кормилавичус, руководитель общественной кафедры «Образование и дипломатия» гимназии №40, главный специалист-эксперт Представительства МИД России в Калининграде Юлия Изидоровна Матюшина. Были подведены итоги Недели, награждены участники и победители различных конкурсов. В конкурсе чтецов «По следам литовских поэтов» среди учащихся 5-11 классов победителями стали Булаев Дмитрий, ученик 6«С» класса, Балесная Мария, ученица 7«Б» класса, Даудова Деши, читавшая стихотворения на литовском языке. В фотоконкурсе «Путешествие по Литве» победителем конкурса стала творческая группа 8«О» класса (Волошина Тамара, Громазина Арина, Рубцова Лариса Владимировна). Дипломы победителям вручали руководитель представительства МИД России в Калининграде Павел Анатольевич Мамонтов и Витаутас Умбрасас, министр-советник, исполняющий обязанности генерального консула Литовской Республики. Ярким украшением Церемонии закрытия стало выступление народного коллектива лицея № 35 «Жюгелис (žiogelis)» (руководитель Альгирдас Кормилавичус) и музыкального коллектива гимназии № 40 «Канцона» (руководитель Н.В. Литвинова).
- Новые
- Просматриваемые
| Чрезвычайно полезным источником для обсуждения месопотамского правительства и общества является вавилонский документ Кодекс Хаммурапи (около 1780 г. до н. э.). Текст, являющийся одной из самых влиятельных кодификаций права в древней истории, дает учащимся конкретный пример растущего влияния централизованного правительства на личную и профессиональную жизнь населения в целом. Это также дает студентам ясное представление о том, как древние вавилоняне наделяли божественной властью своих светских лидеров. Я очень успешно использовал этот текст в своем курсе «Мировые цивилизации» для студентов более низкого уровня, интегрируя его не только в разделы, посвященные вкладу цивилизаций Тигра и Евфрата, но и в контексте тематических дискуссий о влиянии патриархата и религии на правительственные структуры. . Подготовка учащихся необходима для четкого понимания того, как контекстуализировать этот источник. Мой подход состоит в том, чтобы провести вводную лекцию о социальных, политических и духовных ценностях жителей Месопотамии, а также дать показания из учебника 1 , который предоставляет первичные доказательства в поддержку моей точки зрения. Поскольку я подхожу к источнику с позиции пола и класса, я также присвоил Герде Лернер Создание патриархата 2 совместно с источником. В этой книге представлена гипотеза о том, как развивался патриархальный контроль в доисторических обществах, и используется Кодекс Хаммурапи в качестве подтверждающего доказательства возможной кодификации патриархальных ценностей в экстенсивных бюрократических цивилизациях. Таким образом, к моменту, когда мы приступаем к обсуждению источника в классе, учащиеся уже знакомы с несколькими ключевыми понятиями, касающимися текста, как теоретическими, так и исторически конкретными. Один из самых важных уроков, на котором следует сосредоточиться при подготовке к обсуждению Кодекса Хаммурапи, — это раздел о значении клинописи. Переход от пиктограмм и иероглифов к клинописи и его возможности для распространения бюрократии и грамотности не сразу очевидны для студентов. Однако когда они узнают об эффективности клинописи для распространения грамотности и последующего государственного регулирования и власти над все более грамотным населением, они лучше понимают важность кодифицированных законов, таких как Кодекс Хаммурапи, для развития экспансивных цивилизаций. После представления вышеуказанной контекстуальной информации я выступаю посредником в обсуждении в классе самого Кодекса Хаммурапи. Я начну с того, что покажу изображение Хаммурапи, получающего власть от вавилонских божеств, взятое из монументальных копий Кодекса. Я считаю это полезным упражнением, потому что оно дает наглядное представление о месопотамской вере в то, что правительственные чиновники получали свою власть от богов. Это важная концепция для понимания студентами, потому что она придает огромное доверие Хаммурапи в его способности обеспечивать соблюдение законов, которые он представляет в своем Кодексе. Кроме того, я провожу дискуссию со студентами о значении того, что правительства пишут законы для общественного потребления. Обычно это побуждает их задуматься об ответственности общественности и необходимости знать законы после их написания, а также о привилегиях правоприменения, которые кодификация дает тем, кто поддерживает закон и порядок. Наконец настало время поговорить о самом источнике. Сидя со студентами в кругу, я веду обсуждение Кодекса, уделяя особое внимание отрывкам, иллюстрирующим различные наказания за преступления в зависимости от класса и пола. Студенты обычно шокированы, увидев, как в Кодексе Хаммурапи предусмотрены разные наказания за одни и те же преступления в зависимости от класса и/или пола жертв и преступников. Например, 8-й закон Уложения гласит: «Если кто украдет крупный рогатый скот, или овцу, или осла, или свинью, или козу, если это принадлежало богу или суду, то вор должен заплатить в тридцатикратном размере; если они принадлежали вольноотпущеннику короля, он должен заплатить в десятикратном размере; если у вора нечем заплатить, он должен быть предан смерти». На таком примере учащиеся могут увидеть, как Кодекс работал над усилением классовых различий, поскольку он также устанавливал особые карательные правила для социального порядка. Этот пункт хорошо иллюстрируется законами 196-223. Эти законы, породившие клише «око за око и зуб за зуб», предусматривают дифференцированные наказания за причинение телесных повреждений в зависимости от класса жертвы. Согласно этим отрывкам, нападавшие на рабов должны платить меньшую компенсацию, чем нападавшие на свободных мужчин и женщин. Это особенно плодотворный раздел Кодекса для классовых дискуссий из-за вопиющего различия между материальной ценностью жертв. С точки зрения пола Кодекс также ясно демонстрирует обширный характер патриархальной власти в вавилонской культуре. Например, в 117-м законе Уложения сказано: «А кто иск о долге не удовлетворит, а себя, свою жену, сына и дочь продаст за деньги, или на принудительные работы отдаст, и за троих работать». лет в доме человека, купившего их, или у собственника, а в четвертый год они должны быть отпущены на волю». В этом отрывке учащиеся могут понять, как Кодекс укрепляет привилегии свободных мужчин, например, продажу отцом членов семьи в рабство для погашения его долга. Патриархат также проиллюстрирован многими законами, которые обеспечивают защиту женщин от патриархального насилия. Законы, налагающие ограничения на использование женского приданого, выкуп за невесту, уплачиваемый за женщину, и способ, которым может произойти развод, — все это указывает на признание государством того, что женщины нуждаются в некоторой правовой защите со стороны мужской власти. Однако студенты обычно быстро понимают, что во всех этих мерах защиты женщины рассматриваются как движимое имущество, подобно рабам. Таким образом, это еще один пример того, как Кодекс отражает более крупные проблемы социальной стратификации в вавилонском обществе. Наконец, студенты часто признают, что Кодекс демонстрирует, как вавилонское государство пыталось регулировать мораль в попытке поддерживать общественный порядок. Например, законы, регулирующие прелюбодеяние, инцест и брак, иллюстрируют огромную власть, которой централизованное правительство могло обладать во времена Хаммурапи. Кодифицировав и последовательно применяя законы морали, правительство распространило свою власть на частную жизнь своего населения, а также на его экономические отношения или религиозные убеждения. Изучая Кодекс Хаммурапи, учащиеся получают конкретные доказательства широкого влияния древнего вавилонского правительства на жизнь своего населения, а также несколько прекрасных примеров далеко идущих правовых различий между классами и полами в обществе. Я обнаружил, что полезность этого конкретного источника выходит далеко за рамки понимания вавилонской истории. Учащиеся могут использовать этот Кодекс для сравнения с другими древними правовыми системами, например, с теми, которые можно найти в книге Левит; они могут сравнить отношение Хаммурапи к своим божествам с более поздним европейским идеалом «Божественного права королей»; и они могут ссылаться на это как на систематизированный пример социального регулирования классовых и гендерных различий. ______________________ | ||||||||