Кодекс хаммурапи: Законы царя Хаммурапи — урок. История, 5 класс.

Разное

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. В. Емельянов

ХАММУРА́ПИ ЗАКО́НЫ, за­ко­ны ца­ря I ди­на­стии Ва­ви­ло­на Хам­му­ра­пи, со­став­лен­ные в 1750-е гг. до н. э. Ба­заль­то­вая сте­ла с Х. з. бы­ла ус­та­нов­ле­на в Ва­ви­ло­не на 35-м го­ду прав­ле­ния Хам­му­ра­пи. Текст за­ко­нов со­сто­ит из про­ло­га, 282 ста­тей и эпи­ло­га. В про­ло­ге со­об­ща­ет­ся, что вер­хов­ные бо­ги Дву­ре­чья и бог Ва­ви­ло­на Мар­дук по­ру­чи­ли Хам­му­ра­пи ус­та­но­вить ис­ти­ну и спра­вед­ли­вость в стра­не. В ос­нов­ном тек­сте за­ко­нов всё на­се­ле­ние стра­ны раз­де­ле­но на три со­ци­аль­ных слоя: ави­лу­мы (ко­рен­ные жи­те­ли го­ро­дов, имею­щие зе­мель­ные уча­ст­ки, пе­ре­дан­ные им по на­след­ст­ву), муш­ке­ну­мы (вои­ны и чи­нов­ни­ки, по­лу­чив­шие зем­лю за служ­бу и не имею­щие сво­их на­де­лов в об­щи­не) и вар­ду­мы (ра­бы). Ста­тьи Х. з. груп­пи­ру­ют­ся по пред­ме­ту ре­гу­ли­ро­ва­ния, связь ме­ж­ду па­ра­гра­фа­ми ус­та­нав­ли­ва­ет­ся по ас­со­циа­ции. Ста­тьи пер­во­го раз­де­ла за­ко­нов пре­ду­смат­ри­ва­ют от­вет­ст­вен­ность за лже­сви­де­тель­ст­во и не­пра­виль­ное от­прав­ле­ние пра­во­су­дия. В сле­дую­щем раз­де­ле за­щи­ща­ют­ся здо­ро­вье и лич­ная соб­ст­вен­ность ави­лу­мов, за на­не­се­ние им вре­да по­ла­га­ет­ся смерт­ная казнь. Здо­ро­вье ос­таль­ных сло­ёв об­ще­ст­ва оце­ни­ва­ет­ся разл. сум­ма­ми де­неж­но­го штра­фа. В Х. з. пре­ду­смот­ре­на ин­ди­ви­ду­аль­ная от­вет­ст­вен­ность за пре­сту­п­ле­ния, что обес­пе­чи­ва­ет­ся раз­лич­ны­ми ви­да­ми та­лио­на (зер­каль­ный, сим­во­лич. и ком­пен­са­ци­он­ный та­лио­ны). Осо­бый раз­дел по­свя­щён се­мей­но­му пра­ву. Со­глас­но Х. з., брак не­воз­мо­жен без за­клю­че­ния брач­но­го кон­трак­та, при­чём сум­ма при­да­но­го зна­чи­тель­но боль­ше сум­мы вы­ку­па за не­вес­ту. Наи­бо­лее су­ро­во­му на­ка­за­нию (со­жже­нию) под­вер­га­ют­ся в за­ко­нах уча­ст­ни­ки ин­це­сту­аль­ной свя­зи. Осо­бые раз­де­лы так­же пре­ду­смот­ре­ны для ре­гу­ли­ро­ва­ния опе­ра­ций с дви­жи­мым и не­дви­жи­мым иму­ще­ст­вом, а так­же тор­гов­ли и кре­дит­ных от­но­ше­ний. Срок дол­го­во­го раб­ст­ва в до­ме кре­ди­то­ра не мо­жет пре­вы­шать для не­со­стоя­тель­но­го долж­ни­ка или его род­ст­вен­ни­ков 3 лет. В эпи­ло­ге за­ко­нов со­дер­жит­ся раз­вёр­ну­тая фор­му­ла про­кля­тия лю­бо­му пра­ви­те­лю, ко­то­рый за­хо­чет сте­реть со сте­лы Х. з. и вме­сто них на­пи­сать свои.

Х. з. яв­ля­ют­ся так­же па­мят­ни­ком ак­кад­ской ли­те­ра­ту­ры. В них со­дер­жит­ся мно­же­ст­во лит. фор­мул и эпи­те­тов, за­им­ст­во­ван­ных из цар­ских над­пи­сей и бо­лее ран­них кли­но­пис­ных пра­во­вых сво­дов (Ур-Нам­му за­ко­ны шу­мер­ские, За­ко­ны Ли­пит-Иш­та­ра, За­ко­ны Эш­нун­ны). Из­вест­но, что Х. з. ко­пи­ро­ва­лись на школь­ные таб­лич­ки с це­лью обу­че­ния клас­сич. ак­кад­ско­му язы­ку. В то же вре­мя пра­во­вая эф­фек­тив­ность Х. з. ос­та­ёт­ся под во­про­сом. До­шед­шие до нас про­то­ко­лы су­деб­ных за­се­да­ний не со­дер­жат от­сы­лок к пи­са­но­му пра­ву. Воз­мож­но, Х. з. но­си­ли дек­ла­ра­тив­ный ха­рак­тер.

Неделя литовской культуры-2015

Дни литовской культуры проходят в гимназии с 2003 года, и это стало доброй традицией. За это время реализован не один образовательный проект, гимназия принимала видных деятелей культуры, искусства и литературы Литвы.

Гостями церемонии открытия Недели стали заместитель председателя ассоциации учителей литовского языка в Калининградской области Альгирдас Кормилавичус, фольклорный коллектив «Рутяле» (г. Гурьевск) под руководством Ирены Тирюбы, фольклорный коллектив (художественный руководитель Ирма Куркова) из пос. Переславское «Куполите». Ирена Тирюба рассказала о народных литовских инструментах и особенностях национального костюма.

В рамках реализации гимназического проекта «Неделя литовской культуры» состоялась открытая лекция Б.Н. Адамова для учащихся гимназии. Борис Николаевич Адамов — член правления и один из организаторов Калининградского клуба краеведов, автор книги «Кристионас Донелайтис. Время. Люди. Память». В лекции об известных литовцах Кёнигсберга он особое внимание уделил Людвигу Резе – литовскому поэту, критику, переводчику, профессору и ректору Кёнигсбергского университета.

Тренер баскетбольной команды БФУ им.И. Канта Гедиминас Мелунас провел мастер-класс для баскетбольной команды 5«А» класса. Ребятам были показаны новые техники и приемы игры в баскетбол, которые многому  их научили. Время пролетело очень быстро, но тренер обещал встретиться еще раз.

Учащиеся 10-х классов, слушатели Школы юного дипломата, совершили визит в Генеральное консульство Республики Литва. Это событие стало частью программы Дней литовской культуры в гимназии № 40. Учащихся встречали Генеральный консул господин Витаутас Умбрасас и атташе по культуре господин Романас Сенапедис, которые очень тепло и радушно отнеслись к гостям. На встрече обсуждались такие вопросы, как путь дипломата в профессию. Другой интересующей всех участников темой был вопрос молодежного международного сотрудничества. Учащиеся поделились своим впечатлениями от проектов с литовскими школами и гимназиями. Другим вопросом обсуждения стала деятельность консульства в сфере обмена культур на территории Калининградской области.  

10-я юбилейная Неделя Литовской культуры в гимназии № 40 завершилась 20 февраля 2015 г. Почетными гостями церемонии стали руководитель представительства МИД России в Калининграде Павел Анатольевич Мамонтов, Витаутас УМБРАСАС, министр-советник, исполняющий обязанности генерального консула Литовской Республики, заместитель председателя ассоциации учителей литовского языка в Калининградской области Альгирдас Кормилавичус, руководитель общественной кафедры «Образование и дипломатия» гимназии №40, главный специалист-эксперт Представительства МИД России в Калининграде Юлия Изидоровна Матюшина. Были подведены итоги Недели, награждены участники и победители различных конкурсов. В конкурсе чтецов «По следам  литовских поэтов» среди учащихся 5-11 классов победителями стали Булаев Дмитрий, ученик 6«С» класса, Балесная Мария, ученица 7«Б» класса, Даудова Деши, читавшая стихотворения на литовском языке. В фотоконкурсе «Путешествие по Литве» победителем конкурса стала творческая группа 8«О» класса (Волошина Тамара, Громазина Арина, Рубцова Лариса Владимировна).  Дипломы победителям вручали руководитель представительства МИД России в Калининграде Павел Анатольевич Мамонтов и Витаутас Умбрасас, министр-советник, исполняющий обязанности генерального консула Литовской Республики. Ярким украшением Церемонии закрытия стало выступление народного коллектива лицея № 35 «Жюгелис (žiogelis)» (руководитель Альгирдас Кормилавичус) и музыкального коллектива гимназии № 40 «Канцона» (руководитель Н.В. Литвинова).

  • Новые
  • Просматриваемые

Код Хаммураби

Код Hamura’s

900bis Западная цивилизация

Цель обучения

  • Описать значение кода Хаммурапи

Ключевые моменты

  • Кодекс Хаммурапи — одно из старейших расшифрованных писаний в мире (написано около 1754 г. до н. э.) и представляет собой свод законов из древнего Вавилона в Месопотамии.
  • Кодекс состоял из 282 законов с наказаниями, которые различались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники).
  • Некоторые рассматривали Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и как возможность представить доказательства по своему делу.
  • Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса посвящена контрактам, а треть — семейным отношениям.
  • Существовало три социальных класса: амелу (элита), мушкену (свободные люди) и арду (рабы).
  • Женщины имели ограниченные права и в основном основывались на брачных контрактах и ​​правах на развод.

Термины

Клинопись

Клиновидные буквы, использовавшиеся в древних системах письма Месопотамии, отпечатанные на глиняных табличках.

арду

В Вавилоне, раб.

мушкену

В Вавилоне свободный человек, вероятно безземельный.

amelu

В Вавилоне элитный социальный класс людей.

стела

Каменная или деревянная плита, обычно выше в высоту, чем в ширину, установленная в качестве памятника.

Кодекс Хаммурапи является одним из старейших расшифрованных писаний в мире и представляет собой свод законов из древнего Вавилона в Месопотамии. Написанный примерно в 1754 г. до н. э. шестым царем Вавилона Хаммурапи, Кодекс был написан на каменной стеле и глиняных табличках. Он состоял из 282 законов с наказаниями, которые различались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники). Он наиболее известен тем, что «око за око, зуб за зуб» (9).0137 lex talionis ) вид наказания. Примерно в это же время в регионе существовали и другие формы сводов законов, в том числе Кодекс Ур-Намму, царя Ура (ок. 2050 г. до н.э.), Законы Эшнунны (ок. 1930 г. до н.э.) и кодекс Липита. -Иштар из Исина (ок. 1870 г. до н.э.).

Законы были сгруппированы, чтобы граждане могли легко прочитать то, что от них требуется. Некоторые рассматривали Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и возможности представлять доказательства по своему делу. Намерение часто признавалось и влияло на наказание, а халатность строго наказывалась. Некоторые положения могли быть кодификацией решений Хаммурапи с целью самопрославления. Тем не менее, Кодекс изучался, копировался и использовался в качестве модели для юридических рассуждений по крайней мере 1500 лет спустя.

В прологе Кодекса Хаммурапи заявляет, что хочет «сделать справедливость видимой на земле, уничтожить нечестивца и злодея, чтобы сильный не причинил вреда слабому». Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса посвящена контрактам, таким как заработная плата, условия сделок и ответственность в случае повреждения имущества. Треть кодекса посвящена бытовым и семейным вопросам, включая наследование, развод, отцовство и сексуальное поведение. Один раздел устанавливает, что судья, неправильно решивший вопрос, может быть отстранен от должности навсегда. Несколько разделов посвящены военной службе.

Одним из самых известных разделов Кодекса был закон № 196: «Если человек выколет глаз другому человеку, они должны выколоть его глаз. Если кто сломает кость человеку, они сломают ему кость. Если кто-либо уничтожит глаз свободного человека или сломает кость свободного человека, он должен заплатить одну золотую мину. Если кто-либо выбьет глаз рабу человека или сломает кость раба человека, он должен заплатить половину его цены».

Во времена правления Хаммурапи существовало три социальных класса. amelu изначально был элитным человеком с полными гражданскими правами, чье рождение, брак и смерть были зарегистрированы. Хотя у него были определенные привилегии, он также подлежал более суровому наказанию и более высоким штрафам. К этой группе принадлежали король и его двор, высшие чиновники, профессионалы и ремесленники. мушкену был свободным человеком, возможно, безземельным. Он был обязан принять денежную компенсацию, платить меньшие штрафы и жить в отдельной части города. арду был рабом, хозяин которого платил за его содержание, но также брал компенсацию. Арду мог владеть имуществом и другими рабами, а также мог купить свою свободу.

Женщины вступают в брак по договору, заключенному их семьей. Она пришла с приданым, а с ней пришли и подарки, подаренные женихом невесте. Развод зависел от мужа, но после развода он должен был восстановить приданое и обеспечить ей доход, а дети перешли под опеку женщины. Однако, если женщина считалась «плохой женой», ее могли отослать или сделать рабыней в доме мужа. Если жена подала иск против своего мужа за жестокость и пренебрежение, она могла иметь юридическое раздельное проживание, если дело было доказано. В противном случае она может быть утоплена в качестве наказания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Код Хаммураби
Нэнси Л. Стокдейл
Департамент истории, Университет Центральной Флориды

.

Чрезвычайно полезным источником для обсуждения месопотамского правительства и общества является вавилонский документ Кодекс Хаммурапи (около 1780 г. до н. э.). Текст, являющийся одной из самых влиятельных кодификаций права в древней истории, дает учащимся конкретный пример растущего влияния централизованного правительства на личную и профессиональную жизнь населения в целом. Это также дает студентам ясное представление о том, как древние вавилоняне наделяли божественной властью своих светских лидеров. Я очень успешно использовал этот текст в своем курсе «Мировые цивилизации» для студентов более низкого уровня, интегрируя его не только в разделы, посвященные вкладу цивилизаций Тигра и Евфрата, но и в контексте тематических дискуссий о влиянии патриархата и религии на правительственные структуры. .

Подготовка учащихся необходима для четкого понимания того, как контекстуализировать этот источник. Мой подход состоит в том, чтобы провести вводную лекцию о социальных, политических и духовных ценностях жителей Месопотамии, а также дать показания из учебника 1 , который предоставляет первичные доказательства в поддержку моей точки зрения. Поскольку я подхожу к источнику с позиции пола и класса, я также присвоил Герде Лернер Создание патриархата 2 совместно с источником. В этой книге представлена ​​гипотеза о том, как развивался патриархальный контроль в доисторических обществах, и используется Кодекс Хаммурапи в качестве подтверждающего доказательства возможной кодификации патриархальных ценностей в экстенсивных бюрократических цивилизациях. Таким образом, к моменту, когда мы приступаем к обсуждению источника в классе, учащиеся уже знакомы с несколькими ключевыми понятиями, касающимися текста, как теоретическими, так и исторически конкретными.

Один из самых важных уроков, на котором следует сосредоточиться при подготовке к обсуждению Кодекса Хаммурапи, — это раздел о значении клинописи. Переход от пиктограмм и иероглифов к клинописи и его возможности для распространения бюрократии и грамотности не сразу очевидны для студентов. Однако когда они узнают об эффективности клинописи для распространения грамотности и последующего государственного регулирования и власти над все более грамотным населением, они лучше понимают важность кодифицированных законов, таких как Кодекс Хаммурапи, для развития экспансивных цивилизаций.

После представления вышеуказанной контекстуальной информации я выступаю посредником в обсуждении в классе самого Кодекса Хаммурапи. Я начну с того, что покажу изображение Хаммурапи, получающего власть от вавилонских божеств, взятое из монументальных копий Кодекса. Я считаю это полезным упражнением, потому что оно дает наглядное представление о месопотамской вере в то, что правительственные чиновники получали свою власть от богов. Это важная концепция для понимания студентами, потому что она придает огромное доверие Хаммурапи в его способности обеспечивать соблюдение законов, которые он представляет в своем Кодексе. Кроме того, я провожу дискуссию со студентами о значении того, что правительства пишут законы для общественного потребления. Обычно это побуждает их задуматься об ответственности общественности и необходимости знать законы после их написания, а также о привилегиях правоприменения, которые кодификация дает тем, кто поддерживает закон и порядок.

Наконец настало время поговорить о самом источнике. Сидя со студентами в кругу, я веду обсуждение Кодекса, уделяя особое внимание отрывкам, иллюстрирующим различные наказания за преступления в зависимости от класса и пола. Студенты обычно шокированы, увидев, как в Кодексе Хаммурапи предусмотрены разные наказания за одни и те же преступления в зависимости от класса и/или пола жертв и преступников.

Например, 8-й закон Уложения гласит: «Если кто украдет крупный рогатый скот, или овцу, или осла, или свинью, или козу, если это принадлежало богу или суду, то вор должен заплатить в тридцатикратном размере; если они принадлежали вольноотпущеннику короля, он должен заплатить в десятикратном размере; если у вора нечем заплатить, он должен быть предан смерти». На таком примере учащиеся могут увидеть, как Кодекс работал над усилением классовых различий, поскольку он также устанавливал особые карательные правила для социального порядка.

Этот пункт хорошо иллюстрируется законами 196-223. Эти законы, породившие клише «око за око и зуб за зуб», предусматривают дифференцированные наказания за причинение телесных повреждений в зависимости от класса жертвы. Согласно этим отрывкам, нападавшие на рабов должны платить меньшую компенсацию, чем нападавшие на свободных мужчин и женщин. Это особенно плодотворный раздел Кодекса для классовых дискуссий из-за вопиющего различия между материальной ценностью жертв.

С точки зрения пола Кодекс также ясно демонстрирует обширный характер патриархальной власти в вавилонской культуре. Например, в 117-м законе Уложения сказано: «А кто иск о долге не удовлетворит, а себя, свою жену, сына и дочь продаст за деньги, или на принудительные работы отдаст, и за троих работать». лет в доме человека, купившего их, или у собственника, а в четвертый год они должны быть отпущены на волю». В этом отрывке учащиеся могут понять, как Кодекс укрепляет привилегии свободных мужчин, например, продажу отцом членов семьи в рабство для погашения его долга.

Патриархат также проиллюстрирован многими законами, которые обеспечивают защиту женщин от патриархального насилия. Законы, налагающие ограничения на использование женского приданого, выкуп за невесту, уплачиваемый за женщину, и способ, которым может произойти развод, — все это указывает на признание государством того, что женщины нуждаются в некоторой правовой защите со стороны мужской власти. Однако студенты обычно быстро понимают, что во всех этих мерах защиты женщины рассматриваются как движимое имущество, подобно рабам. Таким образом, это еще один пример того, как Кодекс отражает более крупные проблемы социальной стратификации в вавилонском обществе.

Наконец, студенты часто признают, что Кодекс демонстрирует, как вавилонское государство пыталось регулировать мораль в попытке поддерживать общественный порядок. Например, законы, регулирующие прелюбодеяние, инцест и брак, иллюстрируют огромную власть, которой централизованное правительство могло обладать во времена Хаммурапи. Кодифицировав и последовательно применяя законы морали, правительство распространило свою власть на частную жизнь своего населения, а также на его экономические отношения или религиозные убеждения.

Изучая Кодекс Хаммурапи, учащиеся получают конкретные доказательства широкого влияния древнего вавилонского правительства на жизнь своего населения, а также несколько прекрасных примеров далеко идущих правовых различий между классами и полами в обществе. Я обнаружил, что полезность этого конкретного источника выходит далеко за рамки понимания вавилонской истории. Учащиеся могут использовать этот Кодекс для сравнения с другими древними правовыми системами, например, с теми, которые можно найти в книге Левит; они могут сравнить отношение Хаммурапи к своим божествам с более поздним европейским идеалом «Божественного права королей»; и они могут ссылаться на это как на систематизированный пример социального регулирования классовых и гендерных различий.

______________________
1 Пальмира Браммет и др., Civilization Past and Present, Volume I , 10th edition (New York: Longman, 2002)
2 Gerda Lerner, The Creation of Patriarchy (New York 900: Oxford University Press, 1986), стр. 101-104