Когда грузины приняли христианство: Религия в Грузии
Содержание
Религия в Грузии
- Главная
- Грузия
- Религия
Грузия официально является светским государством, в котором есть пространство для проповедования всех основных мировых религий. Считается, что Грузия является второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство в качестве официальной государственной религии — в 326 году нашей эры. Примерно 80% населения Грузии — христиане, большинство из которых принадлежит к Грузинской Православной церкви, которая является самым мощным и влиятельным религиозным учреждением в стране.
Некоторые абхазы и грузины из южных и юго-западных частей страны, например, Аджарии, являются мусульманами, как и азербайджанцы, которые в основном проживают в районе Квемо-Картли, и большинство кистинцев, которые по большей части живут в Панкисском ущелье.
Ассирийцы, армяне, греки и русские имеют в стране свои православные церкви. Также есть небольшое количество католиков. Кроме того, в Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире, а также небольшая община духоборов и лютеран.
Грузинская Православная церковь
В православии считается, что в 44 году нашей эры, вскоре после распятия Иисуса, Святая Богородица Мария вместе с другими апостолами бросили жребий, чтобы определить, в какую землю каждый из них должен отправиться, чтобы проповедовать Святое Слово. Согласно древним церковным преданиям, Иберия (древнее название Грузии) была землей, отведенной самой Деве Марии. Сейчас она почитается грузинскими христианами как святая покровительница страны.
В грузинских церковных хрониках говорится, что, хотя Дева Мария не смогла поехать в Иберию и по воле Бога осталась в Иерусалиме, она попросила апостола Андрея поехать туда и распространять Евангелие от ее имени. Древние писания рассказывают, как он посетил многие города и деревни в Грузии, проповедуя новую религию. В селе Ацкури (недалеко от современного города Ахалцихе) молитва апостола Андрея вернула к жизни мертвого человека. Чудо убедило первых местных жителей принять христианство. Апостол Андрей оставил изображение Девы Марии на деревянной доске в деревне, чтобы местные жители могли ему помолиться. Ацкурийская икона Божией Матери считается первой в своем роде и в настоящее время хранится в Национальном музее Грузии в Тбилиси.
В те дни на территории современной Грузии было два государства: восточное государство Картли (Иберия) и западное — Эгриси (Колхида). Апостол Андрей проповедовал в них обоих, и это факт, подтвержденный не только грузинскими летописями, но и греческими и латинскими церковными авторами.
В течение первых столетий после обращения христиане подвергались гонениям со стороны властей. Однако в 326 году нашей эры христианство стало официальной государственной религией благодаря Святой Нино, которая родилась в римской провинции Каппадокия. После видения во сне Девы Марии, благословившей ее проповедовать христианское Евангелие в Иберии, она уехала на Кавказ.
Согласно традиционным источникам, святая Нино установила большой деревянный крест на месте старой языческой святыни за пределами Мцхеты, столицы Иберийского царства. Совершая чудеса, Крест привлекал паломников со всего Кавказа. В настоящее время это место широко известно как церковь Джвари. Святой Нино также приписывают обращение в христианство царя Иберии Мириана Третьего, что в конечном итоге и привело к тому, что оно стало официальной государственной религией в Иберийском царстве.
К концу IV века в Грузии утвердилось христианство. Однако в следующие века на Грузию нападали персы, арабы, турки и монголы, исповедовавшие другие религии. Большинство оккупантов пытались заставить грузин отказаться от своих убеждений; многие люди были замучены и убиты. Несмотря на порой трагическую историю грузинской церкви, вера местного населения прошла испытание временем, и христианство сейчас, вероятно, находится на самых сильных позициях, чем когда-либо прежде.
В Грузии огромное количество церквей и монастырей, многие из которых также служили образовательными центрами своего времени. С IX века Грузинской Православной Церковью управляет Католикос-Патриарх. В XII веке, в период, считающийся Золотым веком страны, царь Давид Четвертый (в основном известный как царь Давид Строитель) приказал построить Гелатский монастырь и Академию недалеко от Кутаиси. За короткое время Академия была признана одной из величайших богословских и научных школ православного мира.
С начала XIX века Грузия вошла в состав Российской Империи. Впоследствии был учрежден Экзарх, которым Грузинская Православная Церковь была интегрирована в Русскую Православную Церковь и утратила автокефалию. В 1917 году грузинские власти после революции в России смогли провозгласить независимость страны, и Грузинская церковь также восстановила свой суверенитет. В советское время атеизм, хотя он никогда не провозглашался официальным элементом государственной идеологии, активно поддерживался партией. Большинство церквей и мечетей не функционировали, а многие церковные священники были арестованы. Возрождение христианства пришло с перестройкой в СССР.
С 1977 года по настоящее время руководящий пост занимает архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия Второй. Тысячи туристов совершают паломничество в Грузию, чтобы увидеть хранящиеся там реликвии и посетить многие святые места по всей стране.
Иудаизм
В Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире. Согласно «Грузинским хроникам», еврейский народ прибыл в Грузию после завоевания Иерусалима в 586 году до н.э. царем Вавилона Навуходоносором II и последующего вавилонского изгнания. Еврейский народ исповедовал здесь свою веру и культуру на протяжении веков. Несмотря на то, что численность еврейского населения в Грузии резко сократилась во второй половине ХХ века, когда стала возможна эмиграция из Советского Союза, большинство из тех, кто решил остаться, по-прежнему проживают в столице Грузии Тбилиси. Есть также небольшие еврейские поселения в Кутаиси, Гори, Сурами, Они, Ахалцихе и Батуми. Во всех этих городах вы можете найти синагоги, многие из которых действуют до сих пор.
Армянская Апостольская Церковь
Армянская церковь существовала в Грузии более 1500 лет: с V века нашей эры. В XI веке Армянской церкви был присвоен статус епархии в Грузии, административным центром была церковь Сурб Геворг в Тбилиси. С армянской церковью в Грузии было связано более 600 различных религиозных и культурных объектов, включая семинарии и монастыри, но, к сожалению, многие из них были разрушены либо из-за стихийных бедствий, либо из-за вандализма. Большая часть армянской диаспоры, проживающая сегодня в Грузии, является приверженцами Армянской Апостольской церкви. По данным самой Армянской Апостольской церкви, в настоящее время в Грузии действуют 32 их церкви: 2 в Тбилиси, а остальные расположены преимущественно в армянских городах и деревнях, в основном в регионе Самцхе-Джавахети (Ахалкалаки, Ниноцминда, Цалка) и некоторые — в Квемо-Картли.
Русская Православная Церковь
Русское православие официально появилось в Грузии одновременно с присоединением Грузии к Российской империи в 1801 году. С 1811 по 1917 год фактически Грузинская Церковь существовала в форме Экзархата Русской Церкви, а это означало, что последняя имела доминирующий статус. Грузинский патриархат вопреки церковным правилам был упразднен.
Приверженцы русского православия в Грузии по большей части являются добровольными гражданскими мигрантами из России и бывших стран СССР.
В советское время русские церкви постигла участь многих религиозных построек других конфессий: одни были разрушены, в других размещались общественные и светские организации, музеи, библиотеки, склады и т.п.
Сегодня в Тбилиси действуют три русских православных храма, в которых службы частично проходят на русском языке. Одна из них — церковь Александра Невского, построенная в 1864 году на пожертвования прихожан и средства, выделенные Священным Синодом России. Примечательно, что здесь хранятся частицы мощей святой Марии Магдалины, святой Нино и святого Николая. Другая церковь, построенная в Тбилиси в 1911-1913 годах архитектором Иоганном Дицманом, носит имя святого графа Тверского, небесного покровителя великого князя Михаила Александровича Романова. Здание выполнено в лучших традициях русского церковного зодчества, с его территории открывается захватывающий панорамный вид на Тбилиси.
Ислам
Ислам появился в Грузии в VII веке, когда армия, посланная в Тбилиси третьим халифом ислама, Османом, вторглась в Восточную Грузию и установила мусульманское правление. В настоящее время мусульмане составляют около 10 процентов населения Грузии. Одна из двух основных мусульманских групп в Грузии — суннитские ханафи. Они сосредоточены в Аджарской Автономной Республике Грузии, которая граничит с Турцией. Эта часть Грузии в течение некоторого периода своей истории находилась под властью Османской империи, что, очевидно, привело к исламизации местного населения.
Шииты Итна Ашария — в основном этнические азербайджанцы-мусульмане, проживающие вдоль границы с Азербайджаном и Арменией. Панкисское ущелье является домом для этнической группы кистинцев, исповедующих ислам.
Самая древняя и уникальная мечеть в Грузии — Джума-мечеть в Тбилиси. Этот красивый памятник архитектуры XVIII века расположен в Старом Тбилиси на холме между крепостью Нарикала и серными банями. Еще одна крупная мечеть страны находится в Батуми. Есть и небольшие мечети в горной Аджарии.
Католицизм
Грузинская католическая община существует веками, но никогда не была большой. Сейчас она насчитывает около 80 тысяч человек (примерно 2% от населения страны). История католической церкви в Грузии началась в XIII веке, через двести лет после раскола между Востоком и Западом.
Раскол между западной и восточной ветвями христианства в Грузии ощущался не так сильно, и грузинские цари с уважением принимали представителей Папы. Первыми в Грузию приехали миссионеры францисканского ордена, а вскоре и доминиканцы. Формальная латинская епископская кафедра действовала в Грузии с XIII века до начала XVI века.
Большинство католических церквей в стране были либо разрушены во времена советской власти, либо переданы под управление Грузинской Православной церкви. В настоящее время в Грузии открыто лишь несколько католических церквей, включая Собор Богородицы и Церковь апостолов Св. Петра и Павла в Тбилиси и Церковь Святого Духа в Батуми. Величественное здание Благовещенского храма в Кутаиси в настоящее время находится в распоряжении Грузинской Православной церкви.
Среди грузинских католиков есть выдающиеся деятели культуры и образования, такие как Закария Палиашвили, который сочинил музыку к гимну Грузии и основал национальную композиторскую школу; основатель Тбилисского государственного университета Петре Меликишвили; Симон Каухчишвили, основоположник грузинской классической филологии; бизнесмены и благотворители братья Зубалашвили и один из величайших писателей, ученых и политиков в истории Грузии Сулхан-Саба Орбелиани.
Духоборы
Духоборы — это и конфессия, и этнос одновременно. Все духоборы происходят из России и сегодня проживают в основном в России, на Кавказе и в Канаде. Слово «духобор» означает «борец с духами». Они называют себя «православными христианами, но без посредников» и не принимают церкви. Духоборы верят в реинкарнацию и святой дух, не принимают крест и используют заклинания и чары. Поэтому Русская Православная церковь всегда считала их сектантами. В 1839 году российский император Николай I поставил духоборам ультиматум: либо принять православие, либо навсегда уехать в только что завоеванный регион Кавказа. В 1839-1845 годах около 5000 духоборов поселились в двух грузинских областях — Джавахети и Дманиси и основали 10 сел: Владимировка, Тамбовка, Родионовка, Богдановка, Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмыково и Троицкое.
После массового переселения духоборов из Грузии в 1990-е гг. на карте осталось только одно село — Гореловка. Сегодня здесь 50 дворов, в которых проживает около 135 человек. Это уникальное место в Грузии, где русский язык является родным для местных жителей, а люди носят старинную национальную одежду, передаваемую из поколения в поколение. Духоборы славятся хранением традиций русского народного пения.
Лютеранство
Лютеране из Германии были первыми протестантами, переехавшими в Грузию. Немецким экспатриантам начала XIX века были обещаны существенные привилегии в их новом доме: свобода вероисповедания, освобождение от военной службы, финансовая помощь, освобождение от налогов на 10 лет и т. д. В сентябре 1817 года в Тбилиси прибыла первая группа иммигрантов (31 семья швабских немцев из Вюртемберга). В течение следующих двух лет они уже основали шесть крупных немецких поселений в Грузии: Мариенфельд, Ной-Тифлис, Александердорф, Петерсдорф, Элизабетталь и Катариненфельд. Элементы традиционной немецкой архитектуры сохранившихся построек из этих исторических районов продолжают удивлять путешественников и по сей день.
В 1897 году в Тбилиси открылась лютеранская церковь Св. Петра и Павла. При церкви была немецкая гимназия, пользовавшаяся большой популярностью даже в советское время. Так, например, в гимназии учился сын Лаврентия Берия. Церковь находилась на левом берегу главной реки столицы Мтквари. С начала 1930-х лютеран начали подвергать репрессиям, а церковь постепенно разрушалась.
Возрождение лютеранства в Грузии связано с деятельностью Герта Хуммеля, профессора Лютеранского университета в Саарбрюккене, Германия. Он переехал в Грузию в конце 1980-х и начал вести миссионерскую деятельность. Хуммель продал свой дом в Германии и в 1995 году начал строительство новой лютеранской церкви в Грузии. В 1997 году, через 100 лет после освящения лютеранской церкви Св. Петра и Павла, в Тбилиси открылась новая церковь «Примирение». В Батуми есть протестантская церковь Святой Троицы. Небольшие общины существуют также в Рустави, где находится Руставская Евангелическо-Лютеранская церковь, а также в городе Гори.
Религия Грузии. История становления христианства
GEO-GEORGIA » О Грузии » Религия Грузии
Навигация
Грузия – маленькая страна, затерянная в горах Кавказа, где живут очень целеустремленные люди, которые ценят и оберегают свою уникальную религию, культуру и многовековые традиции. Древние религиозные ритуалы и изобилие храмов и церквей – одна из причин, почему стоит приехать в эту великолепную страну.
Путь святых православных отцов
Народ Грузии глубоко религиозен. Это становится очевидным, когда вы приезжаете в страну и замечаете, как много там церквей. Огромное разнообразие национальностей, проживающих в Грузии, привело к появлению множества активных религий. Но преобладающей было и является христианство, и Грузинская православная церковь, безусловно, является самой большой церковью. Примерно 80% населения Грузии – христиане, большинство из которых принадлежат к грузинской православной церкви. Грузия была второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство в качестве официальной государственной религии в 326 г. н.э.
Есть предание, что первым проповедником в Грузии был святой Андрей Первозванный. И что он же построил тут первый православный храм. Между V-м и X-м веками Грузинская Православная Церковь увеличивала свое влияние и в конце концов получила автокефалию (автономию). В это время был также разработан грузинский алфавит для перевода Библии на местный язык.
Особо почитается в Грузии святая рабыня, которая позже стала известной как святая Нино. Нино вылечила королеву Нану от странной болезни. Когда произошло чудо во время королевской охотничьей экскурсии, король Грузии Мириан III принял христианство в качестве новой религии для страны. Эта новая обретенная вера в конечном итоге заменила греческие языческие и зороастрийские верования. Так Грузия оказалась между исламским и христианским миром. Это были тяжелые годы, Грузия пережила много исламских вторжений, мусульмане так и не смогли обратить грузин в ислам.
Другие религии Грузии
Во время поездки в Грузию вы быстро заметите, что наряду с хорошо известными религиями существуют и другие, более редкие. Некоторые абхазы и грузины из южных и юго-западных частей страны (например, Аджария) являются мусульманами-суннитами, как и азербайджанцы. У ассирийцев, армян, греков и русских есть свои православные церкви, а также есть небольшое количество католиков.
Решили посетить Грузию? Напишите на [email protected] — мы подберем вам наилучший маршрут путешествия. Посетите нас, и мы приложим все усилия, чтобы ваше путешествие стало непревзойдённым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону: +995599955541.
Что удивительно и очень редко, так это то, что все различные религиозные группы живут вместе мирно и без конфликтов. В этом вопросе Грузия является образцом и должна служить примером для многих других стран мира. С самого начала Грузия была страной, которая приветствует много разных сообществ. Поэтому, если вы бродите по столице Тбилиси, в том же районе, а иногда даже на той же улице, вы увидите мечеть рядом с синагогой, недалеко от католической или православной церкви. В стране никогда не было проблем или религиозных конфликтов, и западные и православные христиане, евреи, мусульмане и другие религиозные общины ладят между собой.
Важные религиозные праздники в Грузии:
- День Святого апостола Андрея Первозванного – отмечается 13 декабря и 12 мая. Последний объявлен выходным днём.
- День Святого Георгия – 23 ноября. Святой Георгий является покровителем страны.
Многие значимые для религиозных людей места Грузии раскиданы по всей стране. Чтобы подробнее узнать о памятных святых местах, стоит посетить экскурсии и туры особого назначения.
Ритуалы и святые места
Православная архитектура Грузии уникальна и богата шедеврами христианских церквей. Приехав в Грузию, обязательно посетите древнее село Мцхета – духовное сердце Грузии с момента установления христианства в стране. Она имеет почти мистическое значение в грузинской культуре. Мцхета была древней столицей Картли, Восточно-Грузинского королевства с ІІІ века до нашей эры до V века нашей эры, пока царь Вахтанг Горгасали не перенес столицу в соседний Тбилиси. Но и сегодня Мцхета остается штаб-квартирой Грузинской Православной церкви. А собор Светицховели в центре Мцхеты по-прежнему является местом важных церемоний, которые проводит Патриарх Грузии.
Вы не пожалеете, если заглянете в собор Светицховели – это необычное (и для своего времени, огромное) здание датируется XI веком, началом золотой эры грузинской церковной архитектуры. Многие значимые для религиозных людей места Грузии раскиданы по всей стране. Чтобы подробнее узнать о памятных святых местах, стоит посетить экскурсии и туры особого назначения.
Поднимитесь по очень крутому 11-километровому маршруту на вершину холма к церкви Джавари, которая является для многих грузин святой. Она стоит там, где король Мириан воздвиг свой знаменитый деревянный крест в IV веке после того, как он под влиянием святой Нино принял христианство. Кстати, саму церковь украшает только древний камень, за исключением резного деревянного креста на центральном постаменте.
Посетите монастырь Святой Нино в деревне Бодбе, в Кахетии, в котором хранятся многие из ее реликвий и который в настоящее время функционирует как женский монастырь. Популярное место для паломников, монастырь был построен в IX веке и несколько раз подвергался обширной реконструкции и перестройке. Поднимитесь на холм до монастыря, чтобы посетить гробницу Нино. Полюбуйтесь на ухоженные сады и святые источники, где вы можете искупаться и ощутить себя настоящим паломником.
Откройте для себя загадочные лабиринты высеченного в скале монастыря Давида Гареджи. Его разрушенные сторожевые башни на скалистых вершинах, замысловатые вековые фрески, сеть пещер поражают воображение путешественника. В настоящее время тысячи туристов совершают паломничества в Грузию, чтобы посетить находящиеся там реликвии и множество святых мест по всей стране.
Грузия – идеальное место для духовных путешественников. Изобилие храмов привлекает верующих со всего мира. Наши туры предложат вам самый оптимальный маршрут путешествия к важнейшим религиозным памятникам Грузии, где вы посетите главные соборы и узнаете удивительные древние легенды.
Религия в Грузии
- Дом
- Грузия
- Религия
Грузия официально является светским государством, которое приглашает последователей всех основных мировых религий исповедовать свою веру. Религия в Грузии достигла важного поворотного момента в 326 году нашей эры, когда нация широко признана второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство. Сегодня примерно 80% населения Грузии идентифицируют себя как христиане, причем большинство из них принадлежит к Грузинской православной церкви, самой могущественной и влиятельной религиозной организации в стране.
Ислам занимает второе место по количеству последователей в Грузии, особенно среди абхазов и грузин из Аджарии и других южных регионов. Азербайджанцы, большинство из которых проживает в регионе Квемо Картли, и большинство кистинцев в Панкисском ущелье также идентифицируют себя как мусульмане.
Свои православные храмы в стране имеют
ассирийцев, армян, греков и русских, а также небольшое количество католиков. Грузия также является родиной одной из старейших еврейских диаспор в мире и еще более мелких общин лютеран и духоборов, пацифистской христианской секты русского происхождения.
Грузинская Православная Церковь
Согласно православному христианству, в 44 г. н.э. Мария, Мать Иисуса, и апостолы бросили жребий, чтобы определить, куда каждому из них следует отправиться для проповеди Святого Слова. Древнее церковное предание утверждает, что Иберия (ныне страна Грузия) была первым из четырех земных владений, отведенных Марии, которую ныне грузинские христиане почитают как покровительницу страны.
Грузинские церковные хроники сообщают, что Мария не смогла сама отправиться в Иберию и, согласно воле Божией, осталась в Иерусалиме. Вместо нее она попросила апостола Андрея пойти вместо нее. В те времена на территории нынешней Грузии было два царства: Картли (Иберия) на востоке и Эгриси (Колхида) на западе. В обоих проповедовал апостол Андрей, что подтверждается как грузинскими летописцами, так и греческими и латинскими церковными авторами. В селе Ацкури (недалеко от современного Ахалцихе) по молитве Андрея даже умерший был оживлен, чудо, которое привело к первым обращениям в христианство на земле. Перед отъездом из села Андрей поместил образ Богородицы на деревянной доске как икону, которой горожане могли молиться. Ацкурская икона Божией Матери считается первой в своем роде и в настоящее время хранится в Грузинском национальном музее в Тбилиси.
Местные христиане веками преследовались властями, пока христианство не стало официальной государственной религией в Грузии в 326 году нашей эры. Заслуга в этом преобразовании принадлежит святой Нино, женщине-евангелисту, которая, как считается, родилась в римской провинции Каппадокия. Увидев видение, в котором Дева Мария велела ей проповедовать Евангелие в Иверии, святая Нино ушла на Кавказ. Согласно традиционным источникам, молодая женщина воздвигла большой деревянный крест на старом языческом святилище недалеко от Мцхеты, столицы Иберии. Чудесные события, которые стали происходить вокруг креста, привлекли паломников со всего Кавказа, и сегодня это место широко известно как церковь Джвари (Крест). Святой Нино также приписывают обращение царя Иберии Мириана III в христианство, тем самым проложив путь к тому, чтобы вера стала официальной государственной религией.
Христианство утвердилось в Грузии к концу IV века, однако в последующие века Грузия подверглась нападению со стороны персов, арабов, турок и монголов, которые придерживались других религий. Большинство из этих захватчиков пытались заставить грузинский народ отказаться от своей веры, и многие из них были замучены. Несмотря на эту трагическую главу в истории Грузинской церкви, вера народа выдержала испытание временем.
С 920 века Грузинской Православной Церковью управлял Католикос-Патриарх. В 12 веке, в разгар Золотого века Грузии, царь Давид Четвертый (более известный как царь Давид Строитель) приказал построить Гелатский монастырь и Академию недалеко от Кутаиси. Вскоре институт стал известен как одна из крупнейших богословских и научных школ православного мира. Вряд ли он был одинок, так как многие церкви и монастыри, которые сегодня усеивают грузинский пейзаж, также служили образовательными центрами в период своего расцвета.
После вхождения Грузии в состав Российской империи в начале 19 века Грузинская православная церковь утратила свою автономию и вошла в состав Русской православной церкви. Вопреки официальным верованиям поместной церкви была упразднена даже Грузинская патриархия. На пороге русской революции 1917 года власти Грузии объявили свою страну независимой, что позволило восстановить суверенитет Грузинской церкви. В последующие десятилетия советской власти атеизм, хотя официально и не объявленный государственной идеологией, активно пропагандировался правящей партией. Большинство церквей были вынуждены закрыться, а многие священники арестованы. Возрождение христианства в Грузии произошло только с перестройкой XIX в.80-е годы.
С 1977 года и по настоящее время главу Грузинской Православной Церкви занимает Илия Второй, архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Сегодня христианство в Грузии находится на одном из самых сильных моментов в своей истории. В настоящее время страна ежегодно принимает тысячи религиозных туристов, которые стекаются, чтобы осмотреть реликвии, хранящиеся в ее исторических церквях и музеях, и посетить множество святых мест по всей стране.
Иудаизм
В Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире. Согласно средневековым грузинским хроникам, евреи впервые прибыли в Грузию после захвата Иерусалима в 586 г. до н.э. Навуходоносором II, царем Вавилона, и последующего вавилонского изгнания. Несмотря на прошедшие тысячелетия, еврейская община Грузии сумела сохранить свою веру и культуру. Хотя их количество резко сократилось во второй половине 20-го века после того, как стала возможной эмиграция из Советского Союза, большинство из тех, кто остался, по-прежнему проживает в Тбилиси, столице Грузии. Небольшие еврейские поселения есть также в Кутаиси, Гори, Сурами, Они, Ахалцихе и Батуми. В каждом из этих городов есть синагоги, многие из которых действуют до сих пор.
Армянская Апостольская Церковь
Армянская Апостольская Церковь существует в Грузии с V века н.э., в общей сложности более 1500 лет. В 11 веке ему был присвоен статус епархии в Грузии, а Сурб Геворг (церковь Святого Георгия) в Тбилиси был назначен его административным центром. Когда-то в Грузии было более 600 различных религиозных и культурных объектов, связанных с Армянской церковью, включая семинарии и монастыри, но, к сожалению, многие из них были разрушены либо в результате стихийного бедствия, либо вандализма. Большая часть армянской диаспоры, все еще проживающей в Грузии, по-прежнему твердо привержена Армянской Апостольской церкви, которая в настоящее время насчитывает 32 действующие церкви в стране. Два из них находятся в Тбилиси, а остальные в основном расположены в преимущественно армянских населенных пунктах региона Квемо Картли и в городах Ахалкалаки, Ниноцминда и Цалка в регионе Самцхе-Джавахети.
Русская Православная Церковь
Русская православная церковь прибыла в Грузию, когда страна была присоединена к Российской империи в 1801 году. С 1811 по 1917 год сама Грузинская православная церковь существовала как не более чем продолжение Русской церкви, поскольку последняя имела доминирующий статус.
Последователи русского православия в Грузии изначально состояли почти исключительно из российских имперских государственных служащих, военнослужащих и членов их семей, а также добровольных гражданских переселенцев с других территорий Российской империи. В советское время русские храмы постигла та же участь, что и культовые сооружения почти всех конфессий – одни были разрушены, а многие другие использовались для размещения государственных учреждений, светских организаций, музеев, библиотек, складов и тому подобного.
Сегодня в Тбилиси три православных храма, в каждом из которых службы частично проходят на русском языке. Александро-Невский собор, построенный в 1864 году, хранит мощи св. Марии Магдалины, св. Нино, св. Николая и других почитаемых лиц. Церковь Святого Михаила Тверского, названная в честь покровителя великого князя Михаила Александровича Романова, была построена в 1911-1913 годах как яркий образец традиционной русской церковной архитектуры и известна также своими захватывающими видами на Тбилиси. Церковь Иоанна Богослова, построенную на рубеже 20-го века, можно узнать по выбеленным стенам и куполам-луковицам, венчающим колокольню.
Ислам
Ислам пришел в Грузию в VII веке, когда армия Османа, третьего халифа ислама, вторглась в Восточную Грузию и установила исламское правление. Сегодня мусульмане составляют около 10 процентов населения Грузии, и их можно разделить на две основные группы. Мусульмане-сунниты-ханафиты Грузии сосредоточены вдоль границы с Турцией в Аджарской Автономной Республике, регионе, история которого как части Османской империи естественным образом привела к распространению ислама в этом районе. Мусульмане-шииты Исна Ашария — это в основном этнические азербайджанцы, проживающие вдоль границы с Азербайджаном и Арменией. Панкисское ущелье является домом для кистинцев, группы этнического меньшинства, которые преимущественно придерживаются одной из форм суннитского ислама. Самой древней и уникальной мечетью в Грузии является прекрасная тбилисская Джума-мечеть 18-го века, расположенная в Старом Тбилиси на холме между крепостью Нарикала и серными банями. Вторая по значимости мечеть находится в Батуми, а несколько мечетей поменьше можно найти и в горной Аджарии.
Католицизм
Грузинская католическая община существовала веками, но никогда не была большой. Сегодня она составляет примерно 80 000 человек, или около 2% населения. История католицизма в Грузии началась в 13 веке, через двести лет после раскола Востока и Запада между двумя основными ветвями христианства. Поскольку этот раскол не имел большого влияния в Грузии, где, как известно, православные короли приветствовали представителей Папы, католицизм смог закрепиться. Францисканские миссионеры первыми прибыли в Грузию, а вскоре за ними последовали доминиканцы. В результате их усилий в XIII-XVI вв. в Грузии действовала формальная латинская епископская кафедра.
В последующие годы большинство католических храмов в Грузии были либо переданы Грузинской православной церкви, либо разрушены во время советской власти. Сегодня в Грузии действует лишь несколько католических церквей, наиболее известными из которых являются собор Богоматери и церковь Святых Петра и Павла в Тбилиси и церковь Святого Духа в Батуми. Великолепная церковь Святого Благовещения в Кутаиси, когда-то католическая, теперь принадлежит Грузинской православной церкви.
Многие деятели культуры католического происхождения приобрели известность в Грузии, в том числе Закария Палиашвили, автор государственного гимна Грузии и основатель национальной композиторской школы; Петре Меликишвили, основатель Тбилисского государственного университета; Симон Каухчишвили, основоположник грузинской классической филологии; братья Зубалашвили, известные бизнесмены и меценаты; и Сулхан-Саба Орбелиани, один из величайших писателей, ученых и политиков в истории Грузии.
Духоборцы
Духоборы, чье имя означает «Борец с духами», являются одновременно этнической группой и религией. Все духоборы произошли из России, и сегодня почти все они проживают в России, на Кавказе или в Канаде. Духоборы называют себя «православными христианами без посредников» и не ходят в церковь. Они верят и в реинкарнацию, и в Святого Духа, не принимают крест и используют множество заклинаний и чар. В результате Русская Православная Церковь всегда считала их сектой.
В 1839 году российский император Николай I поставил духоборам ультиматум: либо перейти в господствующую религию в России, либо навсегда переселиться в только что завоеванный Кавказ. В результате в 1839-1845 годах около 5000 духоборов поселились в грузинских районах Джавахети и Дманиси и основали 10 сел: Владимировка, Тамбовка, Родионовка, Богдановка, Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмсково и Троицкое.
После массовой миграции духоборов из Грузии в 19 в.90-х годов на карте осталась только одна из этих деревень — Гореловка. Сегодня в селе 50 домов и около 135 жителей. Это поистине уникальное поселение в Грузии, где русский язык является родным, а люди носят тот же стиль традиционной одежды, что и их предки. Духоборы также известны тем, что сохраняют традицию русского народного пения.
Лютеранство
В начале 19 века немецкие лютеране стали первыми протестантами, переселившимися в Грузию, отчасти соблазненными обещаниями свободы вероисповедания, освобождения от военной службы, финансовой помощи и освобождения от налогов на 10 лет. В сентябре 1817 года в Тбилиси прибыла первая группа иммигрантов-лютеран — 31 швабская немецкая семья из Вюртемберга. В течение следующих двух лет они основали в Грузии шесть крупных немецких колоний: Мариенфельд, Ной-Тифлис, Александрдорф, Петерсдорф, Елизаветталь и Катариненфельд. Даже сегодня традиционная немецкая архитектура, которую можно увидеть в этих исторических районах, продолжает удивлять путешественников.
В 1897 году на берегу реки Мтквари в Тбилиси открылась прекрасная лютеранская церковь Святых Петра и Павла. Уважаемой немецкой школе, расположенной внутри церкви, было позволено оставаться открытой в течение нескольких лет после прихода к власти Советов, и даже сын Лаврентия Берии, главы советской тайной полиции, какое-то время здесь учился. К сожалению, церковь была разрушена после того, как лютеране начали сталкиваться с преследованиями в начале 1930-х годов.
Возрождение лютеранства как религии в Грузии связано с деятельностью Герта Гуммеля, профессора лютеранского университета в Саарбрюккене, Германия, переехавшего в Грузию в конце XIX в. 80-х годов для ведения миссионерской деятельности. В конце концов Хуммель продал свой дом в Германии и в 1995 году начал строительство новой лютеранской церкви в Грузии. В 1997 году, ровно через 100 лет после основания первоначальной лютеранской церкви Петра и Павла, в Тбилиси открылась новая евангелическо-лютеранская церковь примирения. Другие лютеранские церкви в Грузии включают протестантскую церковь Святой Троицы в Батуми и евангелическо-лютеранскую церковь в Рустави. В городе Гори также проживает небольшая община лютеран.
Негатив Секондо Пиа 1898 года изображения на Туринской плащанице имеет внешний вид , предполагающий положительное изображение. Он используется как часть посвящения Святому Лику Иисуса. Изображение из Елисейского музея, Лозанна. Страница из редкой грузинской Библии, датируемой 1030 г. н.э., с изображением Воскрешения Лазаря Полноразмерные негативы Туринской плащаницы Туринская плащаница: современное фото лица, | История христианства в Грузии неотделима от истории Грузинской Православной и Апостольской Церкви. Подъем христианства оказал глубокое влияние на грузинские княжества. Согласно грузинским преданиям, представители еврейской общины Мцхеты присутствовали при распятии Иисуса Христа и что среди святых реликвий, которые они привезли, был хитон (одеяние) Христа, захороненный недалеко от Мцхеты. Христианская традиция также описывает надел «иверских» земель Марии, матери Иисуса, которая считается главной защитницей и заступницей Грузии. Предание гласит, что христианство было впервые введено апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом, которые проповедовали в западной Грузии и которым приписывают создание первой грузинской епархии в Ацкури (в юго-западной Грузии), которая обычно считается основание Грузинской Православной и Апостольской Церкви. Другой апостол, Матиас, проповедовал на юго-западе Грузии и, как полагают, похоронен в Гонио, недалеко от Батуми. Говорят, что апостолы Варфоломей и Фаддей также проповедовали в Грузии. Историко-археологические исследования показывают, что христианство распространилось в Грузии во втором-третьем веках до того, как оно было объявлено официальной государственной религией. Новая религия столкнулась с серьезной проблемой со стороны империи Сасанидов и ее зороастрийской религии, которая прочно укрепилась в Грузии и на десятилетия задержала принятие христианства. В начале четвертого века равноапостольная святая Нино Каппадокийская проповедовала христианское послание в Иверии (восточная Грузия) и сумела убедить царя Мириана II и его супругу царицу Нану провозгласить его государственной религией в восточной Грузии около 327 г. (или 337, в зависимости от исследования). Западная Грузия, по-видимому, имела организованную христианскую церковь раньше, чем восточные регионы, поскольку епископы Стратофил Бихвинтский (Пифиундский) и Домнис (Домн) Трапезундский присутствовали на первом Вселенском Соборе, состоявшемся в Никее в 325 г. К 381 г. епископ Картлийский Пантофил посетил второй Вселенский собор. После того, как Вселенский Халкидонский Собор (451 г.) учредил пять автокефальных кафедр в Риме, Константинополе, Антиохии, Александрии и Иерусалиме, Картлийская Церковь была передана в юрисдикцию Апостольского Престола Антиохии, а Церковь Эгризи – в подчинение Константинополь. Церковь Картли входила в состав Антиохийского патриархата, но стала автокефальной (независимой) в 466 г., когда Антиохийский патриархат возвел епископа Мцхетского в сан католикоса Картли; первым католикосом был Петр, который руководил церковью между 467 и 474 годами. В 1010 году католикос Картли был возведен в сан патриарха, а в 1057 году Антиохийская церковь подтвердила автокефалию грузинской церкви. Другое важное событие произошло в шестом веке, когда после Двинского собора грузинские церковные лидеры отвергли монофизитство — христологическую позицию, согласно которой Христос имеет только одну природу — (соседняя Армения приняла ее в 506 г.) и поддержали халкидонское вероучение, которое считает, что Христос имеет две природы, одну божественную и одну человеческую, что сближает Грузию с Византийской империей, а затем с Европой и дальше от сасанидской Персии, более терпимой к монофизитам. Этот период примечателен деятельностью известных грузинских богословов Евагрия Понтийского (Евагре Понтоэли, четвертый век) и Петра Иверского (Петре Ибери, пятый век). К шестому веку Церковь Картли насчитывала 35 епископов и постепенно обретала собственные права и международное признание. В IX веке церковь получила право освящать мирон (миро, используемое при отправлении некоторых таинств и при выполнении определенных церковных функций), который прежде доставлялся из Иерусалима. На западе церковью Эгриси (Лазица) руководил митрополит, основавший свою кафедру в древнем Фасисе (Поти) и подчинявшийся Константинопольскому патриарху. Тесные отношения между Эгрисской церковью и Константинополем способствовали распространению эллинистической христианской традиции в регионе. В конце девятого века Эгрисская церковь отделилась от Константинополя и перешла под власть католикоса Картлийской церкви, фактически создав единую Грузинскую православную церковь (ГПЦ). Между шестым и девятым веками Грузия претерпела культурную трансформацию по мере расцвета христианского монашества, оставившего неизгладимое влияние и стимулировавшего бурное развитие искусства и литературы. Хотя дохристианская грузинская литература, кажется, была уничтожена в процессе, были созданы новые оригинальные произведения, и многие важные религиозные трактаты были переведены с греческого на грузинский. Самыми ранними сохранившимися образцами грузинской агиографической литературы являются «Житие святой Нино» и «Мученичество святой царицы Шушаник» V века. Широкое строительство церквей способствовало быстрому совершенствованию архитектуры, и постепенно сложился своеобразный крестообразный стиль церковного зодчества, проявляющийся в базиликоподобных церквях Болниси и Урбниси (5 в.), крестово-купольной церкви Джвари (конец 6 в.). Важными центрами грузинской христианской культуры стали грузинские монастыри на горе Синай и монастырь Черной горы близ Антиохии в Сирии, монастыри св. Саввы, Св. Креста и св. Харитона в Палестине, монастырский комплекс Ивирона на горе Афон в Греции, Петрицонский монастырь в Болгарии и другие. Важные философско-богословские школы существовали в академиях Гелати и Икалто. Грузинские христиане имели тесные контакты со Святой Землей и занимались переводами и интерпретациями христианских произведений; многие утерянные оригинальные арабские христианские тексты сохранились в грузинских переводах. Грузинские ученые подготовили и перевели полемические труды о христианстве и исламе, оригинальные трактаты по медицине, астрономии и другим областям. В 10 в. контакты между арабской (сирийской) и грузинской христианскими литературами угасли и сменились византийским влиянием. В XI–XII веках грузинская церковь активно участвовала и адаптировала византийские правила и каноны. Обмен идеями был взаимным, так как в Константинополе было большое сообщество грузинских ученых и богословов, которые, в свою очередь, оказали влияние на византийское богословие и философию. Константинополь и Святая Гора Афон стали центрами грузинской христианской культуры за пределами Грузии и породили выдающиеся рукописи, многие из которых до сих пор хранятся в Иверском монастыре. Совершенствовались фрески, мозаичное искусство, иконопись, чеканные переплеты для священных книг, перегородчатая перегородка; Икона Кахулинской Богородицы (10 век) остается одним из самых крупных и чистых эмалевых произведений в мире. В этот период родились такие талантливые ученые и богословы, как Евфимий Афонский (Еквтиме Атонели. 9).55–1028), Георгий Афонский (Георгий Атонели. 1009–1065), Епраим Младший (Ефрем Мцире. 11 век), Арсен Икалтоэли (11 век) и Иоанн Петрици. Особое значение имела деятельность Григола Хандзтели, организовавшего бурную монашескую жизнь в районе Тао-Кларджети на юго-западе Грузии. В X–XI веках ГПЦ завладела обширными земельными владениями, превратившись в «государство в государстве» и столкнувшись с королевской властью. В 1103 году царь Давид IV Агмашенебели созвал церковный собор Руис-Урбниси, который реформировал Грузинскую православную церковь. Собор ограничил власть церкви, изгнал мятежное духовенство и распространил царскую администрацию на клерикальную сферу. Должность могущественного архиепископа Чкондиди была объединена с должностью Мцигнобартухуцеси, главного советника царя по всем государственным вопросам, а новая должность Чкондидели-Мцигнобартухуцеси ввела в церковь прямую царскую власть. После Золотого века в конце 12-го и начале 13-го веков Грузия была опустошена монгольскими нашествиями и натиском Тамерлана (Тимура). ГПЦ играла особенно важную роль в этот период, когда она служила точкой сплочения населения, обеспечивая духовный комфорт и сохраняя грузинскую культуру. Однако политические события коснулись и церкви. Между 15 и 18 веками, когда Соединенное Королевство Грузии было разделено на восточную и западную части, Православной Церковью управляли два католикоса-патриарха, а в конце 14 века в Западной Грузии возник независимый католикат. Грузинская церковь весьма терпимо относилась к римско-католической церкви, и в 13 веке францисканским миссионерам было разрешено основать монастырь во главе с Иаковом Рогсанским в Тбилиси. Позже в том же столетии доминиканцы управляли еще одним монастырем в Грузии. В 1329 году папа Иоанн XXII учредил в Тбилиси католическое епископство, просуществовавшее до 16 века. Грузинский священнослужитель Николоз Чолокашвили-Ирбаки (1585–1659) служил послом в Европе с 1626–1629 гг. , пытался наладить связи между православной и католической церквами, учредил в Риме первую грузинскую типографию, где вышла первая грузинская книга, издан грузино-итальянский словарь для католических миссионеров. В начале 18 века видный церковный деятель Сулхан Саба Орбелиани также путешествовал в Европу (1713–1716), чтобы привести Грузию в контакт с западными державами, и даже обратился в католицизм, пытаясь заручиться поддержкой Европы против Персии. Театинские миссионеры действовали в Грузии с 1628 по 1700 гг., а францисканцы-капуцины просуществовали до 1845 г., когда российские власти прекратили их деятельность. После оккупации и присоединения Грузинских царств к Российской империи в начале 1800-х годов автокефальный статус Грузинской православной церкви был отменен российскими властями в 1811 году. В течение следующих ста лет Грузинская церковь находилась в подчинении синодального правления Русской православной церкви, а грузинская литургия была подавлена и заменена русской литургией. В 1850-х годах большая часть имущества и земель ГПЦ была реквизирована российским правительством. Февральская революция 1917 г. предоставила возможность возрождения ГПЦ, и ее автокефалия была восстановлена 12 марта 1917 г., хотя Священный Синод Константинополя и Русская Православная Церковь отказались официально признать ее. Восстановление ГПЦ оказалось недолгим, поскольку четыре года спустя Красная Армия вторглась и оккупировала недавно получившую независимость Грузинскую республику. За это время по всей Грузии, особенно в революционной Гурии, были повреждены или разрушены сотни, если не тысячи церквей и монастырей. Вдохновленные новой идеологией, большевистские власти преследовали грузинскую церковь и арестовали тысячи священников и монахов. Во время Второй мировой войны преследование духовенства было относительно ограниченным, поскольку Иосиф Сталин стремился использовать церковь для сплочения советских граждан против нацистской угрозы. Автокефалия Грузинской церкви была признана Русской Православной Церковью в 1943, но оставался под постоянным давлением и контролем советских властей. Тем не менее с 1921 по 1978 год грузинское духовенство провело 12 церковных соборов. ГПЦ пережила период возрождения, и Священный Синод Константинополя признал ее автокефалию в январе 1990 года. В настоящее время Грузинская церковь состоит из 15 епархий, находящихся под надзором Католикоса-Патриарха Илии II, проживающего в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Церковь курирует 35 епархий и несколько сотен действующих церквей и монастырей. ———————————————— — Сегодня 84% населения Грузии исповедуют православие, в первую очередь Грузинскую православную церковь. Из них около 2% исповедуют Русскую Православную Церковь, около 5,9% (почти все из которых являются этническими армянами) исповедуют Армянскую Апостольскую Церковь, а 0,8% являются католиками и в основном проживают на юге Грузии, но с небольшим числом в ее столица Тбилиси. Исследование Pew Center о религии и образовании во всем мире, проведенное в 2016 году, показало, что среди различных христианских общин Грузия занимает третье место по количеству христиан, получивших университетское образование в высших учебных заведениях (57%). История Согласно православному преданию, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Он стал государственной религией Картли (Иберии) в 319 году. Обращение Картли в христианство приписывают гречанке по имени святая Нино Каппадокийская. Грузинская православная церковь, первоначально входившая в состав Антиохийской церкви, обрела автокефалию и постепенно развивала свою доктринальную специфику между V и X веками. Библия также была переведена на грузинский язык в V веке, так как для этой цели был разработан грузинский алфавит. Как и везде, христианская церковь в Грузии сыграла решающую роль в развитии письменности, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. Новая вера грузин, пришедшая на смену языческим верованиям и зороастризму, должна была навсегда поставить их на передний край конфликта между исламским и христианским мирами. Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные эпизоды иностранного господства. После того как Грузия была присоединена к Российской империи, в 1811 году Русская православная церковь приняла власть над Грузинской церковью9.0011 Грузинская церковь восстановила свою автокефалию только после окончания российского правления в 1917 году. Однако советский режим, правивший в Грузии с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла с собой жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения. Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские здания. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и стремление грузин к религиозному самовыражению вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х и начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа, критиковали коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный реставрационный процесс. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 19 г.91. Грузинская православная и апостольская церковь Грузинская православная церковь (полное название Грузинское апостольское аутокфальное православное церковь, или на Георгианском языке, საქართველოს ავტოკეფალური ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია ეკლესია a a a a a a av одна из самых древних христианских церквей в мире, и традиция восходит к миссии апостола Андрея в I веке. |