Когда на русь пришло христианство: Как и когда возникло христианство на Руси? — Русская православная старообрядческая Церковь

Разное

Как и когда пришло христианство на Русь

Крещение Руси

Известно, что Киевская Русь была «крещена» князем Владимиром в 988 году. Однако это событие не было началом христианства на Руси, но, скорее, логичным продолжением тех многовековых процессов, которые происходили в недрах славянской культуры.

Ещё до революции 1917 года ведущие русские историки, такие как А.А. Шахматов, М.Д. Приселков, Е.Е. Голубинский, убедительно доказали, что князь Владимир принял христианство не у вражеских греков, а у дружественных болгар и что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло из Болгарии, с Охриды. С Болгарией Киевская Русь имела близкие дружеские отношения. К тому же, будучи политиком высокого класса, князь Владимир понимал, что вступление в церковно-административные отношения с Византийской империей являлось бы плохой идеей, поскольку это означало бы административное повиновение грекам, вхождение в прямую вассальную зависимость от Константинополя. Поэтому религиозный и политический взгляд князя Владимира был устремлён в Болгарию, которая такой угрозы не представляла, и с которой Киевскую Русь связывали долгие и прочные связи, в том числе религиозные.

Иоакимовская летопись сообщает о крещении Владимира и «всей земли Русской» в связи с болгарской миссией. Та же летопись называет легендарного первого киевского митрополита Михаила Болгарином. Стоит отметить и сказание, гласящее, что первые шесть епископов на Руси были из Болгарии. Охридская (болгарская) церковь становится центром подготовки кадров для Киевской Руси.

После революции советские учёные, такие как Н.М. Никольский, Б.Д. Греков, Г.Г. Литаврин, В.Т. Пашуто и многие другие, продолжили убедительно опровергать иллюзию за иллюзией относительно византийской версии крещения Киевской Руси. Почему же тогда об этом так мало известно? Почему традиционно заслуги в обращении Руси к христианству приписываются почти целиком Греции, Византии, а заслуги других славянских народов умаляются?

Летопись 898 года сообщает: «Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели на Дунае, покорённые уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь». Мощь этих молодых государств (Болгарии, Великой Моравии, Хорватии, сербских княжеств, Киевской Руси) вызывала серьёзные опасения у соседствующей с ними Греческой империи. Дипломатия Константинополя действовала в своих лучших традициях, заключая с агрессивными соседями союзы и сталкивая их друг с другом, тем самым отводя угрозу от своих пределов. Однако ещё более эффективным методом «обезвреживания» народов было их приобщение к византийскому патриархату и, таким образом, опосредованное подчинение этих народов Византийской империи. Историки отмечают, что «в Византии миссионерству придавали, пожалуй, не меньшее значение, чем завоевательным походам империи» (Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского).

Восточно-Европейская христианская традиция держалась в стороне от традиции греко-византийской. Основанная в первую очередь на Библии, не подвластная ни Риму на Западе, ни Константинополю на Востоке славянская традиция быстро завоевала Восточную Европу. И тогда Византийская империя нанесла ей удар. В XI веке византийский император Василий Болгаробойца буквально потопил её в крови.

После разгрома Болгарии и смерти последнего болгарского патриарха в 1037 году, в Киеве основывается греческая митрополия. Очевидно, до этого в столице Русского государства не было архиерея, подчинённого Константинополю. С первым греческим митрополитом в Киеве, Феопемтом, связано и повторное освящение Десятинной церкви. Похоже, это было вызвано тем, что её основатели и священнослужители придерживались другой богословской традиции — болгарской, кирилло-мефодиевской. Перелом в отношениях между Византийской империей и Киевской Русью, произошедший именно в то время, подтверждается ещё и летописными известиями о двух русско-византийских вооружённых конфликтах в 1037 и 1043 гг.

Все эти данные указывают на то, что при Владимире Святославиче и в первой половине правления его сына Ярослава Мудрого русская церковь не подчинялась Константинопольской патриархии и серьёзно разнилась с нею в идейном и богословском плане. Это и не удивительно — церковная иерархия на Руси была корсунского и болгарского (охридского) происхождения, и её традиции значительно отличались от тех, что восторжествовали при приходе греков. Поэтому и самую память о постепенном приходе христианства на Киевскую Русь греческое духовенство постаралось изгладить. Впрочем, элементы этого народного, восточно-европейского, или славянского христианства постоянно проявлялись в многочисленных реформационных движениях на Руси, которые восторжествовавшая греческая церковь подавляла инквизиционными методами.

Слушайте наш подкаст

Олег Жиганков,
доктор исторических наук,
автор книги «Славянское христианство»

Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (196) август 2013 г.

Поделиться

Русский Фольклор » Как христианство пришло на Русь

Есть мнение, что еще до официального принятия христианства в Древней Руси, в I веке на землях будущего древнерусского государства ходил один из двенадцати апостолов христианства св. Андрей Первозванный.

 

В 988 году христианство приходит на Русь. Происходит процесс крещения Руси, процесс массовый. Известно, что христианство есть православное и католическое. В Россию тогда приходит именно православное христианство. Киевский князь приказал крестить всех жителей Киева в Днепре. Потом подобным образом в реках были крещены и жители других городов, деревень, сел Руси.

Известно что уже сегодня в РПЦ (Русской православной церкви) 30 672 храма (на момент 2013 года, сейчас их может быть и больше). Монастырей на сегодняшний день 805, из них 407 – женские.

 

В 988 году князь Владимир выбирал веру для Руси. Во многие страны были отправлены послы. В Храме Святой Софии в Константинополе шла служба. Послы князя посетили службу и были удивлены ее красотой. К тому же им понравились православные обычаи. После их восторженных отзывов князь Владимир принял решение обратить Русь в христианство православное. Греки и болгары уже были обращены в эту веру. Именно священники из Болгарии привезли на Русь азбуку и письменность, книги.

 

Однако существует еще одна версия. Христианство принял Владимир не от болгар, а от греков. Из политических соображений. Русь была языческой, а с язычниками мало кто хотел иметь дело. Владимир хотел жениться на Анне, дочери константинопольского правителя либо взять Константинополь силой.

 

Версии существуют, но принято считать, что православие на Русь пришло мирным путем, от болгар.

 

Народная память теперь хранилась еще и в летописях. В Киеве стали строиться храмы, школы, стали рассылаться народу повозки с едой, чтобы не было голодных. В эти годы село отличалось от деревни наличием в нем храма.

 

В былинах и летописях князь Владимир теперь записан как Владимир Красное Солнышко. В церкви он считается святым.

 

Новая вера с огромной скоростью стала распространяться по Руси. Оно меняло быт и культуру людей, оно давало им образование. Из племен люди превратились в единый народ. В храмы люди приходили когда им было не только плохо, но и хорошо, чтобы сказать спасибо. Слово церковь, храм, в переводе с греческого означало «дом Господа». Люди приходили в этот дом на исповедь к священнику, которого сами выбирали. Ему рассказывали все свои горести, плохие поступки, просили совета.

 

Почитаемым и добрым делом считалось помочь церкви или храму. Люди читали евангелие, стремились по нему жить, стремились к святости, если совершали что-то плохое, то ругали себя за это. Поэтому позже Русь стала называться Святая Русь.

 

До 1447 года российская церковь подчинялась Константинополю. Но в 1447 году произошло отделение российской церкви. Русь сама, без ведома константинопольского патриарха назначила себе нового митрополита. С 990 года церковь Руси стала отдельной митрополией. Официально церковь получает административную самостоятельность в 1589 году и оказывает огромное влияние на управление государством.

 

Во второй половине семнадцатого века патриархом становится Никон. Он проводит реформы, которые не всем нравятся. В обряды были внесены незначительные изменения, в богословские книги тоже. Церковь разделилась на старообрядную и новообрядную.

 

До сих пор самыми красивыми местами в России считаются храмы. Они есть почти в каждом селе, в городах, в пригородах. В деревнях можно встретить часовни. Многие храмы были разрушены войнами и в советский период, некоторые из них затопили искусственно созданные человеком водохранилища.

 

История русского христианства: знали ли вы?

Что  Князь Владимир, славянский правитель, которому приписывают христианизацию Руси (не России), якобы приказал всем жителям Киева, своей столицы, явиться на реку для крещения в определенный день в 9 г.88 или они будут считаться врагами царства?

Та  одна из причин, по которой Владимир якобы решил принять христианство, заключалась в том, что, выслушав защиту нескольких основных религий, он исцелился от глазной болезни после того, как его бабушка Ольга помолилась своему богу, Богу православных?

Что  еще одной предполагаемой причиной обращения Владимира было сообщение его посланников о том, что, когда они увидели величие восточно-православных служб в Константинополе, они были в таком благоговении, что «мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо на нет на земле такого великолепия и такой красоты!»?

Что  верующих из украинской части Советского Союза на протяжении веков считали апостола Андрея Первозванного своим святым покровителем, цитируя несколько ранних источников, в которых говорится, что он, «первозванный» апостол, вел миссионерскую работу в их родина около 50–60 гг. Н.э.?

Что  несмотря на мероприятия, посвященные тысячелетию, в основном проводившиеся в Москве в 1988 году, крещение, которое празднует тысячелетие, на самом деле произошло в регионе, который сегодня известен как Украина, в древнем городе Киеве (сотни миль от Москвы, что вряд ли существовал даже в 988)?

Что  Украинская католическая церковь, претендующая на прямое происхождение от 988 крещения, сегодня запрещена в УССР, а ее четыре миллиона адептов либо исповедуют «подполье» на Украине, либо разбрелись по миру, в первую очередь в США и Канаду?

Что  Конституция Советского Союза говорит, что его гражданам «гарантируется . . . право исповедовать. . . какой-либо религии и проводить религиозное богослужение»?

Этот , хотя статистические данные по Советскому Союзу весьма сомнительны, представляется достоверным, что сегодня около 50 миллионов советских граждан являются членами Русской православной церкви, около 10 миллионов являются членами Римско-католической церкви и по крайней мере еще 12 миллионов являются членами Грузинской и Армянской православных церквей, а также различных протестантских церквей?

Что  Добавив к 72 миллионам выше мусульман, евреев и других, не менее 40 процентов советских людей сохраняют религиозную идентичность, в то время как только 19миллионов являются членами КПРФ?

Тот  еще в конце 1950-х — начале 1960-х годов, во время политики Никиты Хрущева «десталинизации», от 7000 до 10000 Русских Православных Церквей — около половины из тех, что тогда были открыты — были закрыты и распущены действиями правительства ?

Что  в некоторых республиках Союза Советских Социалистических Республик верующие могут без особого сопротивления заниматься евангелизацией, проводить религиозное обучение, издавать религиозную литературу?

Что священнослужителей Русской Православной Церкви ступили на территорию, которая сегодня известна как штат Аляска, в 1794 году и основали православные церкви вплоть до Сан-Франциско, штат Калифорния, еще до того, как Аляска была куплена у России Правительство Соединенных Штатов?

Редакторы

[Христианская история впервые опубликовала эту статью в выпуске 18 христианской истории в 1988 году]

Следующие статьи

Православное искусство/Служение икон

Иконы изготавливаются в соответствии со строгими общепринятыми стандартами художниками, которые должны обучаться годами.

редакторы

Первоисточник легенд тысячелетия/исторических событий

Прочтите для себя основные сведения, на которых основано празднование тысячелетия; хотя эти всеми любимые хроники, по общему признанию, содержат немало легенд, они по-прежнему являются лучшей историей, которая у нас есть.

Нестор-инок и редакторы

Советский Союз празднует 1000-летие христианства

Почему вдруг такая официально атеистическая конфедерация республик, как СССР, решила с пышностью и пышностью отпраздновать тысячелетие христианства на своей земле?

Игорь Григорьевич Куташ

Что такое восточное православие?

О ней много говорят и хвалят во время всех празднований тысячелетия, но что же это за «христианская» вера, столь незнакомая большинству западных протестантов? Вот введение.

Александр Мельник

Показать больше

История Русской Православной Церкви

Подавляющее большинство россиян являются русскими православными. Однако за границей эта религия часто вызывает вопросы или многим незнакома. Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о главной религии в России и ее истории.

Крещение Руси

Официальная история Русской Церкви восходит к 988 г., когда по решению Владимира Великого Русь приняла греческую религию. Это событие описано в «Первой летописи». Это самый ранний из сохранившихся манускриптов, датированный 12 -м веком. В нем описана красивая легенда, объясняющая, почему Владимир выбрал греческую версию христианства. По преданию, к Владимиру приезжали посланцы разных религий: мусульмане, иудеи, нунции, византийцы. Владимир отверг мусульман из-за их запрета на вино; он отвергал евреев, потому что у них не было своего государства; и нунций из-за старой вражды. Однако история, рассказанная эмиссаром из Византийской империи, произвела на него огромное впечатление. Позже Владимир отправил своих послов для проверки веры и обряда каждой религии, но им понравилась только византийская вера и обряд.

Эту историю можно назвать легендой на основании выводов, сделанных современными историками. Выбор религии, скорее всего, был обусловлен политическими причинами. Во-первых, славяне имели давние отношения с Византийской империей. Во-вторых, в 10 -м веке Византийская империя была одним из самых мощных в военном и культурном отношении государств. Интеграция с ним на религиозной основе была чрезвычайно выгодна для молодой Киевской Руси.

Первые пять веков Русская Церковь не имела автономии и подчинялась Константинопольскому Патриарху, который назначал главу Русской Церкви (митрополита) из числа греков. Ситуация изменилась в 1051 году, когда великий князь Ярослав Мудрый поставил Илариона первым негреком-митрополитом Киевской Руси.

Практически сразу после официального распространения христианства на Руси было основано множество монастырей. Они стали центрами религиозной и культурной жизни, где писались летописи и книги, создавались иконы. Один из самых известных монастырей, Киево-Печерская Лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остается одной из самых значимых православных святынь.

До 13 века Киев был резиденцией митрополитов, хотя из-за своего упадка после нашествия Золотой Орды в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, затем, позднее, в 1325 году в Москву.

Грек Исидор (1436 г.) был последним митрополитом, назначенным Константинополем. Он был сторонником так называемой унии – союза римской и византийской церквей. Однако в Византийской империи этот союз поддерживали только Патриарх и Император. В конце концов, единства церквей не произошло. Более того, произошел окончательный раскол церквей и установление католицизма и православия как разных ветвей христианства.

Москва Третий Рим

Стремления митрополита Исидора также не были поддержаны Москвой. В 1448 году московский великий князь Владимир поставил епископа Иону главой Русской Церкви. Он не рассматривал назначение на согласование с Византийской империей (напомним, император и византийский патриарх поддержали унию). Таким образом, с 15 декабря 1448 года Русская Церковь стала де-факто самостоятельной.

При Иване III (1462-1505) произошло объединение большого количества русских земель вокруг Москвы, проведен ряд значительных экономических и политических реформ. Укрепление московской государственности на фоне разгрома Константинополя турками в 1453 г. сформировало концепцию, получившую впоследствии название «Москва Третий Рим». Русская Церковь объявила себя единственной наследницей истинного учения Христа. Приверженцев других христианских конфессий истинными не считали, и им приходилось проходить обряд крещения при переходе в русское православие.

В конце 16 века Русская Церковь была признана де-юре самостоятельной, а митрополит получил статус Патриарха. Это высший чин в Православной Церкви. С этого момента глава Русской Церкви стал формально и официально равноправным с греческими Патриархами.

Первый Патриарший Период

В истории Русской Церкви период 1589 – 1700 гг. известен как Первый Патриарший Период. За это время церковь усилила свое влияние, а Патриарх как ее глава стал играть заметную роль в политической жизни страны. Церкви также удалось получить свои многочисленные земли, выведенные из национальной юрисдикции с 1625 года. Она фактически стала государством в государстве.

В течение 17 века Русская Церковь вела очень активную миссионерскую деятельность в Сибири, Карелии и Казанском крае. Открывались новые издательства, развивалась церковная литература. В середине 17 века патриарх Никон начал реформы, которые в основном были направлены на пересмотр богослужебных книг. Реформы привели к расколу церкви, возникновению «старообрядческого» движения. С 1666 года старообрядцы подвергались судебному преследованию на государственном уровне. В результате это вызвало довольно массовые репрессии против противников никоновских церковных реформ. Многие старообрядцы были вынуждены переселиться в окраины или даже за границу. Поэтому на территории современной Латгалии (восточная часть Латвии), входившей в то время в состав Речи Посполитой, поселилась большая община старообрядцев. В Даугавпилсе до сих пор проживает довольно многочисленная старообрядческая община. Конфликт между православными и старообрядцами не исчерпан полностью до сих пор.

Синодальный период

Петр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь внутри государства, что мешало проведению реформ, которые он планировал инициировать. Когда в 1700 году патриарх Адриан умер, Петр I запретил церкви назначать нового главы, а через некоторое время учредил Святейший Синод. Синод был своего рода парламентом, имевшим право принимать решения, связанные с церковной жизнью. Такой орган долгое время существовал в большинстве православных церквей и ставил своей целью ограничение власти патриарха. Однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.

Синод, образованный Петром I, был государственным органом, членом которого был сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви. Церковь стала более закрытой; доступ к духовенству из других социальных слоев был ограничен. Все духовенство фактически стало государственными чиновниками. Этот статус сохранялся до революции.

Второй патриарший период

В 1917 году Русская Церковь воспользовалась сложной политической ситуацией для укрепления своего авторитета в обществе. Несмотря на то, что многие члены Временного правительства выступали против восстановления власти патриарха, успехи антирелигиозных по своим взглядам большевиков позволили церкви «продавить» свою позицию.

Однако следует отметить, что церковная иерархия не была восстановлена ​​в первоначальном виде. Святейший Синод остался, и был организован Высший Церковный Совет. Оба органа не давали Патриарху абсолютной власти над церковью, и каждому из них предоставлялась своя власть. Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший Церковный Совет занимался административными вопросами.

Победив в Гражданской войне, большевики поставили цель искоренить религию. Первоначально они приняли декрет о полном отделении церкви от государства. Но, по сути, любая деятельность священнослужителей воспринималась как подстрекательство к саботажу. Многие священнослужители были репрессированы: расстреляны или отправлены в ГУЛАГ.

К 1939 году строение церкви было почти разрушено; централизованного правительства не было. Большинство священнослужителей перешли на нелегальное положение и организовали так называемую Катакомбную церковь, сохранившую несколько сотен приходов и единую структуру управления.

Во время Великой Отечественной войны советское правительство искало дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения своих воинов, поэтому прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, было довольно много верующих, на которых Патриарх имел влияние. Поэтому во время войны религиозная деятельность была узаконена; было восстановлено много церквей.

Второй важной причиной ослабления антирелигиозной политики стали условия, которые ставили западные союзники. В октябре 1941 года президент Рузвельт через своего личного представителя заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от отношения государства к церкви.

В послевоенное время русская церковь не сталкивалась с таким жестким противодействием. Однако государство пыталось контролировать его и не допускало его массового распространения. Государство взимало налоги с деятельности церкви, которые были намного выше любых других налогов. Духовенству иногда приходилось платить до 85% налогов со своего дохода.

Новую антирелигиозную кампанию инициировал Никита Хрущев. Церковные структуры были поставлены в еще более жесткие налоговые и правовые рамки; средства массовой информации продвигали образ религии как пережитка прошлого. Однако попыток судебного преследования не было.

После отставки Хрущева до 1980-х годов отношения между государством и церковью оставались достаточно стабильными. Активная антирелигиозная кампания прекратилась, налоги стали несколько ниже, хотя они все равно были намного выше, чем налоги, взимаемые с других организаций.

В годы Перестройки впервые за много лет увеличилось количество новых церквей; почти все ограничения на религиозную деятельность были отменены; финансовые обязательства церкви были ослаблены. Поворотным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Закончился запрет на телевизионную трансляцию церковной жизни. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции церковных служб. Значимым признаком стал тот факт, что в 1989 г. около 300 священнослужителей стали депутатами парламента разного уровня.

Текущая ситуация

Сегодня Русская Православная Церковь имеет достаточно большое влияние в обществе и иногда играет важную роль в политической жизни страны.

Однако до сих пор было несколько кризисов: начиная с начала 1990-х годов Православная Церковь в Украине пытается получить независимость от Московского Патриархата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts