Когда ольга крестилась: Почему Ольга крестилась в Константинополе
Содержание
Почему Ольга крестилась в Константинополе
Вопрос о крещении княгини Ольги до сих пор вызывает дискуссии среди исследователей. Главные спорные вопросы: где и когда она крестилась? Причина неутихающих споров заключается в противоречивости сведений в дошедших до нас источниках.
Исследователи заметили, что в византийских источниках есть сведения о том, что «народ рос» крестился несколько раз, и это было приблизительно на 100 лет раньше, чем принято считать. Правда в этих источниках речь идет не о государстве, а об отдельных группах россов, которые оказывались на территории Византии. Например, это могло быть войско киевских князей Аскольда и Дира.
Данные сведения говорят о том, что в период правления мужа Ольги Игоря на Руси уже были христиане и существовали христианские храмы. В летописях есть данные о храме Ильи Пророка в Киеве и Преображенском соборе в Новгороде.
Значит, по мнению некоторых исследователей, Ольга могла принять христианство в местном храме. В качестве подтверждения своего мнения они приводят данные императора Константина Багрянородного о том, что Ольга приехала в Константинополь со священником Григорием. Однако данный священник мог быть включен в свиту Ольги, не потому, что та уже была христианкой, а потому что являлся ее духовным наставником. Под его влиянием княгиня могла принять осознанное желание креститься и стать христианкой. Но осуществлять этот важный для себя и своего государства акт не имело смысла в маленьком местном храме. Ведь он должен был иметь важное международное значение. Ольга не была простой женщиной, а являлась правительницей большой страны и прекрасно это осознавала.
В древнейших русских летописях, Лаврентьевской и Ипатьевской, подробно описано, где и когда крестилась Ольга. В 955 г. княгиня отправилась в Константинополь, где правил император Константин. Встретившись с ней и побеседовав, император пришел в восхищение от ее красоты и ума и заявил, что она должна вместе с ним царствовать. Но Ольга ответила, что не может быть женой императора, поскольку «погана», т.е. язычница. Ей следует креститься, но она хочет, чтобы церемонию осуществлял патриарх, а крестным отцом был сам Константин. Император пошел навстречу гостье, и ее крестили так, как она захотела. После этого он вновь заявил Ольге, что хочет на ней жениться. Но та ответила, что это невозможно, поскольку она стала его духовной дочерью. На это император был вынужден заявить, что княгиня его «переклюкала», т.е. перехитрила. Одарив дорогими подарками, он отпустил ее на родину. Но там Ольга-Елена столкнулась с откровенным нежеланием сына Святослава принять христианскую веру. Пришлось Ольге лишь молить Бога, чтобы он вложил в сердце сына и всем людям земли Русской желание креститься.
Это подробное и красочное повествование, казалось бы, позволяет исследователям сделать однозначный вывод: Ольга крестилась в Константинополе в 955 г.
Однако далеко не все летописные данные совпадают с другим важным источником о крещении Ольги – трактатом самого императора Константина «О церемониях византийского двора». Это произведение интересно тем, что в главе 15 второй книги описывает прием Ольги в императорском дворце во время ее визита в Константинополь. Казалось бы, что именно этот источник должен дать ответ на все вопросы, касающиеся крещения Ольги, но он почти не содержит никаких данных на этот счет, поскольку его цель – описать церемонию, а не дать сведения о цели визита княгини в Константинополь.
Недостатком трактата является и то, что в нем не указан год поездки Ольги, а только месяц, число и день недели двух ее приемов: 9 сентября в четверг и 18 сентября в воскресенье. Историки провели исследование и обнаружили, что указанные данные подходят для 946 года и 957 года. Это означает, что указанный в летописях 955 г. неверен.
Поскольку в тексте трактата княгиня названа Эльгой, а после крещения ее имя должно быть Елена, некоторые исследователи решили, что княгиня была в Константинополе до крещения. Но следует заметить, что Еленой звали жену императора, поэтому, чтобы не путать двух женщин, он мог называть княгиню ее дохристианским именем. Ведь он описывал лишь церемонию ее приема.
Будучи женатым, Константин никак не мог предложить и княгине стать его женой. Это еще раз указывает на наличие ошибок в летописном повествовании о крещении Ольги.
Попробуем из анализа текста трактата понять, какова была цель визита княгини Ольги. Во-первых, знатоки византийского церемониала отметили, что Ольгу принимали на самом высоком уровне. Император не только принял ее в тронном зале, но и пригласил во внутренние покои, познакомил с членами своей семьи, устроил в честь княгини пышный званый обед. Это говорит о значимости самой персоны Ольги и о важности цели ее визита
После обеда княгиня и ее спутники получили ценные подарки. Ольге вручили золотое блюдо с 500 серебряными монетами, ее родственнику – 30 монет, 8 ее приближенным – по 20 монет, 6 женщинам из свиты княгини – по 20 монет, 20 послам – по 12 монет, переводчику княгини – 15 монет, 2 переводчикам делегации – по 12 монет, 43 купцам – по 12 монет, священнику Григорию – 8 монет, 18 прислужницам – 8 монет, представителям Святослава – по 5 монет, 6 их прислужникам – по 3 монеты.
Перечень подарков показывает, что наиболее ценные получила Ольга и люди из ее окружения. Самые маленькие – послы ее сына Святослава, даже меньше, чем рабыни княгини. Этот факт очень знаменателен. Он говорит о том, что император особо почтил княгиню и ее окружение и очень мало оказал внимания посланцам ее сына, который должен был возглавить Русское государство после матери и, фактически, считался вторым правителем. Такое невнимание к Святославу можно объяснить одним – Ольга прибыла в Константинополь с целью креститься и крестить всех людей из своего окружения. Святослав же и его представители категорически отказались это делать.
Из сообщений русских паломников, посещавших храм Святой Софии в Константинополе, известно, что в нем хранилось золотое блюдо княгини Ольги. Поэтому напрашивается предположение, что это было то самое блюдо, которое она получила в дар от императора Константина. Подарить его храму она могла после церемонии крещения. Такой подарок был бы неуместен, если бы Ольга оставалась язычницей.
Анализ подарков, которые получила Ольга и ее спутники во второй прием у императора, подтверждает наше предположение о том, что во время первого визита княгиня объявила о своем желании креститься.
Во время визита 18 сентября Ольга получила 200 монет, ее родственник – 20, 16 знатных женщин – по 12, 22 посла – по 12, 2 переводчика – по 12, священник Григорий – 8, 44 купца – по 6, 18 рабынь – по 6. Характерно, что посланцев Святослава уже не было на этом приеме. Это может означать, что второй раз император встречался лишь с теми, кто принял христианство.
Интересно отметить, что некоторые члены свиты княгини получили одинаковые дары и в первый, и во второй прием. Это послы, священник Григорий и переводчики. Поэтому напрашивается предположение, а не были ли они христианами до поездки в Константинополь? Но точный ответ на этот вопрос дать нельзя, поскольку неизвестно, что за послы входили в свиту княгини.
Таким образом, анализ сочинения Константина Багрянородного дает основание предположить, что Ольга ездила в Константинополь, чтобы креститься. Но когда же была ее поездка: в 946 г. или 957 г.?
Переводчик сочинения Константина Багрянородного академик Г.Г.Литавринполагал, что княгиня ездила дважды: в 946 г. для утверждения договора с Византией 944 г., заключенного ее мужем, и в 954/55 гг., как сообщают летописи. Во второй визит она приняла крещение.
Однако возникает вопрос: могла ли Ольга уехать из своей страны в 946 г., до урегулирования ситуации после убийства мужа и древлянского восстания, до проведения реформ налогообложения, в то время, когда сын был еще совсем маленьким мальчиком? Думается, что нет.
Ее положение и власть в это время были очень непрочными. В 957 г. ситуация была более подходящей.
Святослав уже приближался к своему совершеннолетию и вскоре должен был взойти на престол. (По нашему мнению, он родился приблизительно в 938 г.). Никаких волнений или восстаний в государстве не было. Поэтому Ольга совершенно спокойно могла уехать на несколько месяцев для решения своих проблем.
Княгиня, как уже отмечалось, прекрасно осознавала, что является правительницей большого и сильного государства. Выбрав христианство в качестве единственно правильной веры, она отправилась в Константинополь, чтобы креститься в одном из главных христианских храмов. Акт ее крещения стал публичным, о нем стало известно в других европейских странах, а сама она породнилась с самим правителем Византийской империи. Так она встала в один ряд с другими европейскими монархами и могла при решении важных международных проблем быть с ними на равных. Но свое государство она крестить не смогла.
Причина была не только в сопротивлении Святослава. В Константинополе Ольга, видимо, узнала, что император является не только главой Церкви, но и главой всех христиан. Крестившись, целые народы автоматически попадали в число его подданных. Самой ей удалось избежать такого подчинения, поскольку она стала духовной дочерью Константина. Получалось, что после крещения Русское государство попадало под власть византийского императора. Ольга, конечно, не могла это допустить.
Из Продолжения хроники Регинона, написанной немецким епископом Алальбертом, известно, что в 959 г. княгиня пыталась крестить страну с помощью духовенства, которое обещал прислать германский король Оттон I. Но отправленный им епископ Адальберт прибыл слишком поздно, когда Ольга уже передала власть Святославу, закоренелому язычнику. Поэтому данный проект не удалось реализовать.
Кстати, Адальберт сообщал, что к 959 г. Ольга-Елена уже была христианкой, и что крещение она приняла в Византии.
Таким образом, анализ источников, сообщавших о крещении княгини Ольги, дает право сделать вывод о том, что она приняла крещение в 957 г. в столице всего христианского мира Константинополе при участии в церемонии патриарха и императора. Сделала она это для того, чтобы акт ее крещения был публичным и имел важное международное значение. Приняв христианство, Ольга встала в один ряд с правителями других европейских стран и подняла престиж своей власти
К сожалению, ей не удалось крестить Древнерусское государство. Сделал это ее внук Владимир, которого она с детских лет воспитывала.
Крещение Ольги. Она первой из русских «вошла в Царствие Небесное»
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа», — написано о княгине Ольге в «Повести временных лет.
Где родилась и к какой семье принадлежала святая равноапостольная княгиня Ольга, нам неизвестно. В «Повести временных лет» говорится, что Ольгу привезли из Пскова в жены князю Игорю. Некоторые историки утверждают, что она родом из Новгорода. Другие видят в ней дочь князя Олега, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя.
В пользу того, что княгиня была не славянкой, а родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя — Хельга (или Эльга), русский вариант которого — Ольга — она приняла якобы из уважения к князю Олегу.
Предание рассказывает, что воспитывалась Ольга в языческой вере, но от природы была «целомудренна и премудра».
Игорь, сын Рюрика, княживший в Киеве, охотился в Псковских пределах. Как-то раз ему понадобилось переправиться через реку Великую. Князь заметил юношу, который плыл по реке на челноке, и попросил перевезти его. За молодого гребца Игорь принял Ольгу. Девушка была стройна и красива, и «сердце князя воспламенилось». Ольга угадала помыслы князя и устыдила его, напомнив, что князь должен показывать своим подданным пример благочестивого поведения.
Князя удивила мудрость и смелость простой девушки. Вернувшись в Киев, Игорь понял, что полюбил Ольгу, а потому велел привезти ее из Пскова и взял себе в жены. Как замечает автор «Жития» святой Ольги, она «оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».
В летописях ничего не говорится о том, чем занималась Ольга, пока был жив ее муж. Однако в «Повести временных лет» приводится текст договора князя Игоря с византийцами (944 г.), где посол княгини Ольги Искусеви занимает третье место среди лиц, которые участвовали в переговорах. Это говорит о том, что Ольга имела определенный политический авторитет и до смерти мужа.
Когда Игоря убили древляне, государством стала править Ольга. Можно сказать, она была регентом при малолетнем сыне Святославе.
Княгиня отказалась выходить замуж во второй раз, прожив остаток дней в чистом вдовстве.
Известен рассказ о неудачном сватовстве древлянского князя Мала. Первых послов от князя Ольга повелела принести в ладье, бросить в глубокую яму и засыпать живьем. Других приказала заживо спалить в бане.
На тризне (поминальной трапезе) на кургане Игоря по ее приказу древлян напоили хмельным медом и порубили их.
Потом Ольга вернулась в Киев, собрала войско и выступила против древлян. С ней в походе был и малолетний сын Святослав. Воины княгини осадили город Искоростень, жители которого убили Игоря. Осада длилась целое лето, а ближе к осени Ольга решила взять город хитростью. Она предложила жителям заплатить ей легкую дань — по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора.
Люди обрадовались этому и отправили птиц княгине, а она велела привязать к каждой из них тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи вернулись в свои гнезда. От трута загорелись сеновалы, сени, крыши домов… Не было двора, где бы ни начался пожар. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их, а Искоростень сгорел дотла.
Так Ольга отомстила древлянам за смерть мужа.
После этого дела Ольги носили в основном мирный характер. На всей подвластной ей земле она установила точные размеры и сроки сбора дани. Власть старейшин на местах постепенно заменялась управлением княжеских тиунов. Так начался процесс централизации Русского государства. Реформы, проведенные Ольгой, высоко оценил Н.М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».
На месте впадения реки Псковы в Великую Ольга основала город Псков. Ей было явлено чудное видение: три ярких луча воссияли посреди бора. Мудрая Ольга поняла, что здесь будет построена церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы.
Уладив внутренние дела государства, Ольга занялась внешней политикой. Она не вела крупных войн и большое значение уделяла дипломатии. Во многом благодаря Ольге у Руси завязались тесные, даже родственные отношения с Византией.
Когда Святослав повзрослел, Ольга предоставила ему возможность управлять Русским государством, а сама обратилась к познанию истины. Можно предположить, что родная языческая религия была знакома княгине до тонкостей, однако с помощью нее можно было разрешить далеко не все интересовавшие княгиню вопросы. Мудрую Ольгу не могло не заинтересовать новое для Руси христианство.
Хотя в «Повести временных лет» говорится о том, что Ольга «первая из русских вошла в царство небесное», на самом деле христианство стало распространяться на Русской земле еще за полвека до начала правления княгини. Просто крестились очень немногие люди.
Кто был наставником правительницы в делах веры, точно сказать нельзя. Возможно, им стал священник Григорий, который, как сообщается в летописи, сопровождал княгиню в Константинополь. Может быть, именно он посоветовал Ольге отправиться в Византию, чтобы лучше узнать христианство и, если она пожелает, креститься.
Снарядив большой флот и собрав ценные дары, Ольга отправилась в Царьград. Русскую княгиню с почетом встретили император Константин Багрянородный и патриарх. Цареградский правитель был так очарован красотой и умом Ольги, что предложил ей выйти за него замуж. В то время княгине было около 60 лет.
Отказаться было нельзя — это могло повлечь за собой разрыв дипломатических и торговых отношений Руси и Византии. Ольга решилась на хитрость. Перед свадьбой она попросила окрестить ее (ведь христианский император не мог взять в жены язычницу), причем крестным отцом был выбран сам Константин.
Когда после таинства император начал разговор о свадьбе, Ольга удивленно спросила, как может он жениться на своей крестной дочери, если это запрещено законом? Вопрос о браке был решен. Остается только догадываться, как мог император упустить из поля зрения этот важный догматический момент.
В крещении Ольге было дано имя Елена в честь матери Константина Великого. В вопросах веры княгиню наставлял сам патриарх.
«Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих», — сказал ей владыка. На это Ольга ответила: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».
Когда Ольга вернулась в Киев, византийский император отправил к ней послов, поскольку по возвращении княгиня обещала прислать ему меха и драгоценности. Однако передать дары через послов Ольга отказалась, ответив, что передаст государю воинов, воск и меха только в том случае, если он согласится погостить в ее родной стране.
Послы Константина вернулись домой ни с чем.
Крещение Ольги имело не только личное, но и колоссальное государственное значение. Многие люди, подражая княгине, приняли православие. Сын Ольги Святослав отказался от крещения, объяснив, что воины из его дружины, поклонявшиеся языческим богам, будут смеяться и потеряют уважение к князю, верующему в распятого Христа. А внук Ольги Владимир не только принял православие, но и окрестил Русь.
После того как Ольга приняла православие, у нашей страны установились качественно новые отношения с Византией. Русь символически стали считать дочерью Византии (ведь и Ольга стала крестницей византийского императора), а это положило начало более тесным взаимоотношениям государств. Тогда же и была заложена основа идеи Москвы как «третьего Рима» — непосредственной наследницы этого великого духовного центра.
По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест.
Как ни пыталась Ольга утвердить на Руси христианство, язычество до поры до времени брало верх. Родной сын княгини Святослав повелел убить некоторых киевских христиан и приглашенных матерью немецких миссионеров. В конце концов, чтобы отношения с сыном не разладились окончательно, Ольге пришлось держать при себе священника тайно.
Княгиня умерла 11 (24 н. ст.) июля 969 года, причастившись Святых Христовых Таин. По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.
Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.
Ольга Богданова
Текст предоставлен интернет-изданием «Татьянин день»
Все справки>>
24 июля (11 по старому стилю) Церковь празднует -летнюю память святой равноапостольной княгини Ольги Российской. Церковная история показывает нам, каким прекрасным и значительным было участие некоторых святых женщин, избранниц Божиих, в распространении христианства среди язычников. Достаточно упомянуть св. равноапостольную Марию Магдалину и святых жен-мироносиц, избранных Богом быть первыми провозвестницами славного Христова Воскресения; святая равноапостольная царица Елена в бывшем Греческом царстве; Святая Нина в Грузии; Святая Людмила у западных славян. Есть в Русской земле и своя равноапостольная святая – блаженная Ольга, бабушка просветителя Руси – святого князя Владимира. Святая Ольга родилась в местности, которая впоследствии стала называться городом Псковом. Не зная еще истинного Бога, Ольга отличалась светлым и глубоким умом и строгим целомудрием (добродетель, совершенно неведомая язычникам). Князь русский Игорь, очень любивший охоту, встретил ее случайно в псковских лесах и был так поражен ее мудрыми речами, а также ее красотой, что взял ее себе в жены. После смерти Игоря Ольга сама управляла Русской землей. Она строго наказывала древлян, племя, вероломно убившее ее мужа, было грозным врагам ее родины, а ее народ любил и уважал ее как мать за мудрость и справедливость. Она никогда никого не обижала, судила справедливо, наказание смягчала милостью, любила бедных, престарелых и увечных; она внимательно выслушивала всех, кто приходил к ней с мольбой, и охотно исполняла все справедливые просьбы. Когда подрос ее сын Святослав, которому на момент смерти отца было 4 года, она передала бразды правления ему, чтобы оставалось больше времени на благотворительные дела. Такая добродетельная жизнь привлекала к ней благодать Божию: с каждым днем становилось ей все яснее и яснее, что только неразумные люди могут смотреть на бездушных идолов, как на богов. При Ольге в Киеве уже были христиане, но их было очень мало. Очевидно, она знала их; беседы с ними вполне открыли ей святость учения Христа, и в сердце своем она стала христианкой, но чувствовала, что небезопасно для нее креститься в Киеве, наполненном язычниками. Так, услышав, что вера Христова пришла на Русь от греков, мудрая Ольга пожелала сама посетить эту страну. Взяв с собой небольшую компанию дворян и родственников, она прибыла в Константинополь и представилась Патриарху Полиевкту. Патриарх проявлял неподдельный отцовский интерес к русской княгине. Ольга оставалась в Константинополе три месяца, изучая христианскую веру под руководством самого Патриарха. Она ежедневно посещала церковь; красота церквей, стройное пение, чин службы – все это произвело большое впечатление на ее душу и сердце. Наконец Господь исполнил ее пламенное желание: Ольга просветилась святым крещением и получила имя Елены в честь равноапостольной царицы. Ее крестным отцом был сам греческий император Константин. Во время Божественной литургии Патриарх обратился к ней со следующими словами: «Благословенна ты среди русских женщин, что приняв свет истинный и отвергнув тьму! Таким образом, ты избежал вечной смерти и обрел вечную жизнь. Отныне и впредь будешь величаться всеми сынами земли русской!» Эти слова оказались пророческими. Многие из пришедших вместе с Ольгой также крестились, и была великая радость не только в русской семье, но и во всем Царьграде. Когда Ольга готовилась вернуться на родину, Патриарх благословил ее святым крестом, содержащим частицы Животворящего Креста Господня. Патриарх также поручил нескольким священнослужителям отправиться вместе с Ольгой в Россию для совершения там церковных служб. Приехав в Киев, княгиня Ольга усердно занялась проповедью веры Христовой на родине. Она обратила многих киевлян в христианство и построила для них церковь в честь святителя Николая на месте погребения Аскольда, одного из основателей Киева. Церковь Святой Софии, первоначально деревянная, также была построена ею. После этого святая Ольга посетила Великий Новгород и другие области своей страны. Проповедями, наставлениями и благодатью Божией многих соотечественников она обратила в христианство и, поправ идолов, поставила на их место святые кресты, которые произвели многие великие чудеса и знамения, посрамив неверных. Одно не переставало быть причиной великой печали блаженной Ольги – ее сын Святослав и слышать не желал о христианстве. «Я познала истинного Бога, сын мой, — сказала ему святая мать, — я познала Его и возрадовалась. Если вы познаете Его, вы тоже возрадуетесь. Христианская вера приносит свет и радость душе; она так действует на душу человека, что он сам чувствует ее божественную ценность; прими эту веру — и не только не пожалеешь, но будешь считать себя счастливейшим из людей, как я чувствую себя счастливейшим из всех людей». Но гордый сын так ответил на мудрый совет матери: «Как я могу принять чужой закон? Мои товарищи по оружию будут смеяться надо мной». И не только не слушал мать, но и часто обижал ее. Он любил воинскую славу и подвиги и постоянно покидал свою землю, путешествуя со своим отрядом за реку Дунай или в другие места. Видя неуважение князя к христианской вере, его воины и дворяне часто унижали христиан и даже предавали их несправедливой смерти. Как тяжело было блаженной Ольге смотреть на это! Но она все терпела, постоянно молилась и надеялась на милость Божию в будущем. Внуки святой Ольги, дети Святослава – Ярополк, Олег и Владимир, почти постоянно находились на ее попечении из-за отсутствия отца, и она усердно учила их христианской вере, но воздерживалась от крещения без согласия отца. Поэтому она возлагала всю свою надежду на Господа и ждала Его благосклонности к своей семье и своему народу. И Господь исполнил горячие молитвы смиренной русской княгини: один из ее внуков, Владимир, просветил русских святым крещением. Дожив до глубокой старости, Ольгу настигла смертельная болезнь. Святослав, как обычно, отсутствовал, но поспешно вернулся к матери, которую застал на смертном одре. Умирающая мать пыталась в последний раз уговорить сына отказаться от пагубного идолопоклонства и обратиться ко Христу, но и теперь несчастный сын не послушал ее и был наказан внезапной и позорной смертью, как и предсказывала ему мать. . Смерть блаженной Ольги была тихой и мирной. Приняв святое причастие, она мирно скончалась 11 июля 969 года. Над ней плакали все киевляне – и христиане, и язычники. Ее тело было с честью погребено в городе Киеве. Преподобный летописец Нестор, завершая свое повествование об Ольге, пишет: «Она предшествовала христианству в земле нашей, как заря предшествует солнцу, как луна светит в ночи, — так она сияла среди неверных. Сыны России прославляют ее как атаманку, ведущую их в Царство Небесное. Она и после смерти молится Богу за Россию!»
5 августа (23 июля по старому стилю) отмечается праздник -й Почаевской иконы Божией Матери. История этой чудотворной иконы неразрывно связана с Почаевским монастырем в честь Успения Пресвятой Богородицы, который находится на юго-западе России. Монастырь был основан еще в 13 веке, а расцвет пришелся на конец 16-начало 17 веков. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемый Почаевской иконой, был получен в дар от греческого митрополита Неофита, остановившегося в доме некой Гойской, хозяйки большого имения, по дороге в Москву в 1559 году. На 30 лет икона стояла в помещичьей часовне, прежде чем было замечено, что от образа исходит необыкновенный свет. После чудесного исцеления от иконы брата Гойской, слепорожденного Филиппа Козинского, благочестивая помещица передала святыню монахам Почаевского монастыря. Затем икону торжественной процессией перенесли в Почаев. На иконе изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Она держит полотенце, которым был укрыт Младенец Иисус. Левая рука Господа лежит на плече Его Матери, а правая поднята в благословении; лик Божией Матери склонен к голове Ее Сына. На сторонах иконы изображены семь миниатюрных изображений святых: пророка Илии, мученика Мины, первомученика Стефана, преподобного Авраама, великомученицы Екатерины, мученицы Параскевы и мученицы Ирины. «Книга летописей Почаевских чудес» сообщает о множестве исцелений по молитве к Пресвятой Богородице, ниспосланной через Ее Почаевскую икону. На четыре века Царица Небесная даровала Свою всесильную помощь и Почаевскому монастырю. Так, летом 1675 года турецкие войска хана Нурредина с трех сторон осадили Почаевскую Лавру. Слабые монастырские стены не представляли серьезной преграды. Иноки и миряне, искавшие убежища в монастыре, со страхом ожидали начала нападения. Настоятель монастыря призвал всех православных верующих обратиться за помощью к своим небесным заступникам – Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Всю ночь осажденные усердно молились перед чудотворной иконой и гробницей с мощами святого. Утром 23 июля, когда взошло солнце, начали петь акафист Богородице. При словах «Чемпион Лидер» произошло дивное чудо. Над монастырским храмом явилась Сама Пресвятая Богородица со множеством ангелов, держащих обнаженные мечи. Святой Иов стоял рядом с Богородицей и умолял Ее защитить его монастырь. Увидев небесное воинство, турки приняли его за фантом и стали пускать стрелы в Царицу Небесную и ангелов. Но стрелы вернулись к ним и поразили неверных. Тогда турецкая армия сильно заволновалась, солдаты начали убивать друг друга, а потом в панике начали бежать. Многие из них удалось захватить защитникам монастыря. Некоторые турки впоследствии крестились и навсегда остались в Почаевской Лавре. Позже было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы Богородицы в память чудесного избавления 23 июля нашей Заступницей и Помощницей во всех скорбях. | |||
В. Антонов | |||
Княгиня Ольга равноапостольная
Княгиня Ольга равноапостольная | |||
В 862 году новгородские славяне просили Рюрика себе в князи. Двое его соратников, Аскольд и Дир, уехали из Новгорода, чтобы попытать счастья на юге страны. Они увидели Киев на берегу Днепра и завоевали его. В 866 г. они начали поход русской армии из Киева на Царьград (Константинополь). В Константинополе император Михаил III и патриарх Фотий помолились Богу и после всенощной во Влахернском соборе перенесли крест на берег Босфорского залива. Они окунули ризу Богородицы в воды залива. Море, до того спокойное, вдруг сделалось бурным и разбило корабли русских. Многие из них умерли, а те, кто выжил, вернулись домой, пораженные и благоговейные перед гневом, который наслал на них Господь. (Впоследствии это событие стало отмечаться как Покров Пресвятой Богородицы).
Вскоре в Россию приехал греческий епископ и начал проповедовать и рассказывать русским о Господе Спасителе и о Святых чудесах, записанных в Ветхом и Новом Заветах. Русские, слышавшие его рассказ о трех юношах, уцелевших в пылающей печи Вавилонской (Дан. 3), остановили его и сказали: «Если мы не увидим подобного чуда, то не поверим тебе». Епископ помолился, а затем бросил святое Евангелие в огонь. Пламя не повредило Евангелию, не опалило даже матерчатые перекладины. Это чудо произвело на людей такое сильное впечатление, что многие из них стали обращаться в христианство. На могиле одного из таких христиан был построен храм во имя Николая Чудотворца.
Олег, родственник Рюрика, наследует его престол. Он завоевал Киев и провел успешный военный поход на Царьград (906 год). Он также заключил выгодный для русских торговый договор с греками. Сын Рюрика, Игорь, подписал новый торговый договор с Царьградом после очередной войны в 945 году. Описывая это событие, летописец упоминает, что в Киеве княжеское войско поклялось соблюдать договор; язычники давали обет перед статуей Перуна, а христиане давали обет в церкви св. Илии. Это показывает, что при Игоре в Киеве и даже среди княжеских воинов были христиане. Жена Игоря, Ольга, была очень красивой, умной и добродетельной. После смерти Игоря она правила Россией, потому что ее сын Святослав был в то время слишком молод. Согласно летописям, она была страшна и беспощадна к врагам своей родины. Но русский народ любил и уважал ее как мать за заботливую преданность, сострадание и справедливость. Она никогда никого не притесняла, она была справедливым судьей, ее наказания были милосердны, она заботилась о бедных, стариках и калеках. Она терпеливо выслушивала каждого просителя и была рада выполнить каждую справедливую просьбу.
Когда Святослав подрос, она смогла больше времени уделять благотворительности. Беседы с киевскими священнослужителями привели ее к пониманию ценности истинной веры в отличие от язычества, и она решила креститься (в 957 г.). По старинным рассказам того времени, она отправилась в Константинополь для совершения священного таинства Крещения патриархом Полиевктом. Император Константин Багрянородный был ее крестным отцом. Святая Ольга была крещена Еленой. После крещения святая Ольга пыталась склонить сына к обращению в христианство, но Святослав был слишком воинственен, чтобы принять ее убеждения. «Я буду посмешищем для своих солдат», — сказал он. В то же время он не запрещал своим подданным креститься. Вернувшись домой после Крещения, святая Ольга посвятила свою жизнь христианскому благочестию и распространению христианской веры среди своих подданных. Считается, что именно св. Ольга построила деревянную церковь св. Софии в Киеве.
По свидетельству автора того периода, святая Ольга «уразумев истинного Бога, Творца неба и земли, и приняв христианство, разрушила идолов диавола и стала жить по заповедям Иисуса Христа. Она возлюбила Бога. всем сердцем и душой и освятила себя добрыми делами, одевая бедных, давая пищу и покой бездомным, снабжая обездоленных, сирот и вдов всем необходимым и делая все это с тихой любовью своего сердца».
Святая Ольга покинула наш мир в 969 году. Князь Владимир положил ее нетленные мощи в Десятинный собор. Священные реликвии были обнаружены в России впервые. Позже (до монгольского нашествия) Бог прославил мощи княгини Ольги чудесами, и она была освящена.
Тропарь:
Окрылил еси ум твой боговедением./ И воспари сверх тварей к Богу Творцу всего./ И найдя его, ты крестился и возродился./ Ты наслаждаешься Древом. Жизни, вечно нетленно пребывающая, приснославная Ольга.