Кому церковь не мать тому бог не отец кто сказал: Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец

Разное

Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Литургия в день памяти священномученика Киприана Карфагенского

В Неделю 14-ю по Пятидесятнице митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани. В этот день, пришедшийся на 13 сентября, в православном календаре вспоминается несколько угодников Божиих, среди которых и святой первых веков христианства – священномученик Киприан Карфагенский. Его жизни и примеру посвятил наставление после богослужения архипастырь:

– Одной из болезней современного обезбоженного общества является стремление оторвать веру и религию от Церкви. Очень часто мы слышим критику, направленную именно в адрес Церкви, как богочеловеческого организма.

Мы слышим, как люди рассуждают о том, что они верят в Бога, но Церковь считают организацией, в которой есть такие-то или такие-то пороки, и поэтому эти люди считают, что нужно верить в душе. А Церковь и ее обряды, по их мнению, не вызывают доверия. Подобное воззрение – плод греховной раздробленности человеческого сознания. Мы же в Церкви говорим такие слова – «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Но откуда же пошла эта фраза, кто является ее автором?

Эти слова сказал в далеком III веке священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Он был удивительным человеком, прожив недолгую, но яркую жизнь. По образованию он был адвокатом, на этом поприще и трудился. Однако вскоре принял веру во Христа, крестился и уже через 2 года стал епископом города Карфагена. Сейчас на месте Карфагена остались одни развалины, но во время жизни святого Киприана это был цветущий город на севере Африканского континента.

Эпоха жизни и святительства Киприана Карфагенского – это период гонений. В одно из них он удалился из города, поскольку тогда не мог оставить свою паству, нуждавшуюся в укреплении и утверждении в вере. А уже потом он принял за Христа мученическую кончину, став священномучеником.

Во время служения ему пришлось столкнуться с темой восстановления отпадших от веры. Тогда решались вопросы о том, как принимать людей, принесших жертв идолам, отрекшихся от веры во Христа. Таковых было немало, потому что страх мучений всегда был самым сильным испытанием для человека. Даже, казалось бы, крепкие в вере, ревностные христиане не всегда решались на смерть ради исповедания веры во Христа.

Святитель Киприан говорил о необходимости епитимии и о важности твердой веры во Христа, но, вместе с тем, он считал возможным после покаяния принимать отпавших. При этом главной темой, на которую он обращал внимание, был вопрос утверждения важности церковного общения и значения пребывания с Церковью. Он говорил о тяжелом грехе раскола, который часто не смывается даже кровью. И, конечно, главный мотив его слов, творений – это вера во Христа, которая не может быть верой вне Церкви. Церковь сохранила веру и создала свидетельство о Христе – Божественное Евангелие. Церковь – это вместилище Святого Духа, это тело Христово, и вне ее нет спасения. Утверждению и разъяснению этих тем были посвящены главные усилия священномученика Киприана, об этом он говорил и этому учил.

В наше время нередко раздаются голоса с призывами не доверять Церкви, сомневаться в том, что в ней есть жизнь, и в необходимости участия в Таинствах. От таких взглядов нас предостерегает священномученик Киприан, указывая на истины, выстраданные Церковью на протяжении ее двухтысячелетней истории.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, не поддаваться духу мира сего, понимать и руководствоваться в своей жизни истиной, которую утверждал Киприан – «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

Дай Бог нам всегда быть вместе с Церковью, дай Бог, чтобы наша вера во Христа возрастала в Церкви, чтобы мы всегда были твердыми исповедниками веры во Христа и никогда не отделяли бы веру, христианскую жизнь от Церкви Христовой.

Видео — Рязанская епархиальная телестудия «ЛогосЪ»

 

В древности один добрый христианин сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Интересная штука, этот гугл!

Решили недавно уточнить, действительно ли слова «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» принадлежат Киприану Карфагенскому? Как водится, задали в гугле фразу, и вот что выпало (не смейтесь пожалуйста):

— в древности один добрый христианин сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец»;
— хорошо наш православный народ говорит о Церкви: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец»;
— мудрец древности изрек: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец»;
— есть такое выражение, к сожалению не помню автора: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец»;
— ведь не даром старики на Дону говорили: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец!»
— собственно, вся история подтверждает слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».
— снова возвращаюсь к словам Игнатия Антиохийского, которого еще называют Богоносцем: Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец.

Только в двух последних упоминаниях появляются конкретные имена. В связи с этим в некоторых последующих постингах я буду копировать жития этих святых и наверное некоторые их произведения.

ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ (БОГОНОСЕЦ)

(I в.- начало II в.)

Игнатий Богоносец родился в Сирии, ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова, второй епископ Антиохии, преемник епископа Евода. Богоносцем же он был назван потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился.

Игнатию принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.

Во время похода против армян и парфян в 107 г. император Траян проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор.

По пути в Рим Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал несколько посланий: к римским христианам, к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.

В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка в Риме и предали казни. Когда святой был растерзан львами, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос».

Текст жития взят отсюда. Там же можно найти ссылки иконографию и ссылки на другие сайты о святом.

Репродукции икон взяты с Days.ru. Здесь же более полная иконография.

Бог как Отец — Коалиция Евангелия

Современные христиане считают само собой разумеющимся, что Бог является нашим Отцом, но мало кто задумывается над тем, что на самом деле означает это имя. Мы знаем, что Иисус учил своих учеников молиться «Отче наш» и что арамейское слово Abba («Отец») — одно из немногих, которые использовал Иисус и что оно осталось непереведенным в нашем Новом Завете. В наши дни мало кто находит это странным, и многие с удивлением обнаруживают, что иудеи времен Иисуса и даже его собственные ученики были озадачены его учением. Это потому, что более глубокое значение и более широкое значение термина «Отец» сегодня в значительной степени неизвестны. Это имя стало настолько распространенным и общепринятым, что мы больше не подвергаем его сомнению и поэтому часто не осознаем, насколько оно важно для нашего понимания Бога.

Дохристианское понимание Бога как Отца

Иисус вызвал реакцию, когда говорил о Боге как о своем Отце, но придумал ли он эту идею? Разве не было прецедентов в иудаизме (или, может быть, даже среди язычников) его учения? Утверждение Иисуса, что Бог был его Отцом, впервые прозвучало в споре о субботнем дне покоя. Иисус утверждал, что Ему надлежало совершать исцеления в субботу, потому что, по его словам: «Мой Отец действует до сих пор, и Я делаю» (Иоанна 5:17). Другими словами, хотя Бог отдыхал на седьмой день от своей работы по творению, его работа по сохранению и, в конечном счете, по искуплению все еще продолжалась. Более того, Иисус связал свое собственное служение с этой продолжающейся работой Отца, подняв вопрос об их отношениях таким образом, что это вызвало недовольство его собратьев-евреев. Как сообщает Евангелие:

Вот почему иудеи тем более искали убить его, что он не только нарушал субботу, но даже называл Бога своим Отцом, делая себя равным Богу (Ин. 5:18).

Оправдана ли была реакция евреев? В Ветхом Завете слово Отец редко используется для описания Бога, но есть по крайней мере два важных текста, в которых оно используется. Оба они находятся ближе к концу Исаии и происходят в контексте греха и покаяния. Первый читается так:

Ты наш Отец, хотя Авраам не знает нас и Израиль не признает нас; Ты, Господи, Отец наш, Искупитель наш издревле имя Твое (Ис. 63:16–17).

Второй гласит:

О Господь, Ты наш Отец; мы глина, а ты наш горшечник; мы все дело рук твоих. Не гневайся так сильно, Господи, и не вспоминай беззакония вечно (Ис. 64:8–9).

На первый взгляд может показаться, что Исайя называл Бога Отцом, потому что он был Творцом Израиля, но все не так просто. Бог был Творцом каждого человека, а не только Израиля, но Он не установил отношения завета со всеми. Из того, как Исайя обратился к нему, видно, что он считал связь Израиля с Богом чем-то особенным, отличным от того, что можно было сказать обо всем человеческом роде. Для него называть Бога Отцом означало признать особые отношения с ним. В этих стихах к Богу обращаются как к Отцу не потому, что Он Творец Израиля, а потому, что Он его Искупитель, что раскрывает природу особых отношений, которые Бог имеет со Своим избранным народом.

Контекст завета об отцовстве Бога также выражается в других текстах Ветхого Завета, хотя слово «Отец» конкретно не упоминается. Рассмотрим, например, слова Моисея:

Вы сыны Господа, Бога вашего… Ибо вы народ святый у Господа, Бога вашего, и избрал вас Господь, чтобы вы были народом в Его сокровище, из всех народов, которые есть на земле (Втор. 14:1–2).

Нечто подобное появляется в Псалме 102:

Как отец жалеет детей, так и Господь жалеет боящихся Его (Пс. 103:13).

Точно так же у Иеремии мы находим следующее:

Ефрем ли мой дорогой сын? Он мой любимый ребенок? Ибо сколько бы я ни говорил против него, я все еще помню его. Поэтому мое сердце жаждет его; Я непременно помилую его, говорит Господь (Иер. 31:20).

В каждом из этих случаев основной темой является то, что Бог является Отцом Израиля. Он избрал израильтян своими детьми, и потому Он искупит их, несмотря на их греховность. Его отцовство выражено в контексте этого завета и не имело бы смысла без него. Иисус вывел это измерение, когда бросил вызов иудейскому предположению, что они были детьми Авраама, как и он сам. Он в некотором роде признал их претензии, но продолжил, что на самом деле и он, и они выполняли работу своих духовных отцов, которые не были теми же самыми. Иисус выполнял работу Бога, своего Отца, но его противники-иудеи выполняли работу дьявола, которого Иисус назвал своим истинным отцом, а не Авраама. Это так разозлило иудеев, что они были вынуждены воскликнуть: «Бог есть Отец наш», признавая то самое, за что они критиковали Иисуса, но заявление, о котором свидетельствует Ветхий Завет (Иоанна 8:37–59).). Таким образом, хотя это и не было естественным для иудеев, когда их спровоцировали таким образом, они были готовы признать, что Бог был их Отцом в заветном смысле.

Нееврейские народы сильно отличались от этого. Часто они были готовы признать существование божественной фигуры Отца, как мы видим из имени Юпитер («Отец Юпитер»), но не всегда было ясно, что это означает. Для одних их бог-отец был творцом, но для других, и особенно для платоников во времена Нового Завета, Отец был скрытым божеством, обитавшим над небесами и не имевшим прямого контакта с материальными вещами. Вместо этого у него был разум, производивший мысли и идеи, одной из которых был Творец (Демиург), сотворивший мир. Причина этого различия заключалась в том, что платоники знали, что мир несовершенен, и поэтому он не мог быть создан непосредственно Отцом. В ранней церкви были люди, которых мы называем гностиками, перенявшие этот образ мышления. Они верили, что Иисус Христос был Сыном сокрытого Отца, которого он послал, чтобы искупить мир от работы (низшего) Творца. Однако ни один христианин не мог принять эту идею, потому что библейское откровение ясно дает понять, что Творец и Искупитель — один и тот же Бог. Библейский Бог является Творцом всех людей, но Отцом только тех, кого Он намеревается искупить, и именно в Своем Сыне Иисусе Христе Он открыл эту цель тем, кого Он избрал для спасения.

Иисус и Его Отец

Христиане называют Бога своим Отцом, потому что именно этому Иисус учил своих учеников. Он сделал это не для того, чтобы подчеркнуть, что Бог был их Творцом (хотя, конечно, так оно и было), а потому, что он был их Искупителем. У Иисуса были уникальные отношения с Богом-Отцом, которыми он хотел поделиться со своими последователями. Во время своего пребывания на земле он совершенно ясно понимал это. «Видевший Меня видел Отца», — сказал он (Иоанна 14:9). «Я и Отец — одно» (Иоанна 10:30). В ранней церкви были некоторые, которые истолковывали стихи, подобные этим, в том смысле, что Иисус был Сам Отцом, просто появившимся на земле в замаскированном виде. Однако эту точку зрения нельзя принять, потому что во многих других случаях Иисус либо говорил со своим Отцом, либо обращался к нему таким образом, чтобы было ясно, что Отец — это другой человек. Это особенно очевидно в Его словах о кресте. Когда он сказал: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Луки 23:34) и «Отче! в руки Твои предаю дух мой» (Луки 23:46), нет сомнения, что он не говорил ему самому.

В то же время из Нового Завета также ясно, что Иисус имел власть Отца говорить и делать то, что записано о Нем в Евангелиях, и что то, что Он делал, было делом Божьим. Хороший пример этого происходит в Евангелии от Марка, когда Иисус продемонстрировал скептически настроенной аудитории, что у него есть сила прощать грехи, прерогатива, которая принадлежит только Богу (Марка 2:6–12). Таким образом, его критики были правы, говоря, что, называя себя Сыном, Иисус делал себя равным Богу, потому что Отец и Сын имеют одну и ту же природу. Что отличает Сына от Отца, так это не качество Его бытия, которое столь же божественно, как и Отца, а функционирование их отношений, согласно которым Сын пришел в мир, чтобы исполнить волю Отца.

Иисус открыл, что Отец решил искупить мир не Сам по себе, а через Своего Сына. Новый Завет никогда не объясняет, почему Отец и Сын связаны друг с другом таким образом. Все, что мы можем сказать, это то, что оба они вечно присутствуют в Троице, но почему один из них — Отец, а другой — Его Сын, — это тайна, скрытая от наших глаз (Ин. 1:1–3). Что мы знаем состоит в том, что план Отца состоял в том, чтобы спасти Свой избранный народ, и что Сын добровольно согласился стать человеком, чтобы осуществить намерения Отца (Флп. 2:5–8). За грехи людей нужно было заплатить не потому, что Отец мстителен, а потому, что Его человеческие дети важны для Него. То, что мы делаем, важно, и если наши действия ошибочны, он не может их просто игнорировать. Цена бунта против Бога — смерть, потому что Бог — источник жизни, и поэтому быть отрезанным от Него — значит быть отрезанным от самой жизни. Духовно мертвые люди не имеют силы расплачиваться за свои грехи — это может сделать только безгрешный человек. Вот почему Сын Божий стал человеком. Он страдал и умер не только ради нас, но и ради Отца, потому что справедливость Отца была удовлетворена Его искупительной смертью. Отец признал это, воскресив Его из мертвых и забрав Его обратно на небо, где Он поместил его одесную Себя как правителя и судьи мира (Деяния 2:32–33; Фил. 2:9).–11; 1 Кор. 15:20–28).

Отец и Мы

Отец и Сын остаются отдельными личностями, но они работают вместе для спасения избранных. Отец открывается нам как принцип Божества, того, кто планирует дело спасения и посылает Сына, чтобы осуществить его. Сын ходатайствует за нас в присутствии Отца, и Отец прощает нас благодаря заступничеству Сына за нас. Мы ободрены молиться Отцу и способны делать это, потому что Сын соединил нас с Ним в Своей смерти и воскресении (Гал. 2:20). Этим действием Иисус связал нас с собой как своих братьев и сестер. Разница в том, что он божественный и безгрешный Сын Отца по природе, тогда как мы грешники, усыновленные им. Сам Иисус сказал то же самое, когда сказал Марии Магдалине после своего воскресения пойти к своим ученикам, которых он теперь называл своими братьями, и рассказать им о том, что должно было произойти:

Не цепляйся за меня, ибо я еще не восшел к Отцу; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

По своей природе мы не дети Божьи. Как Его творения, мы не имеем ничего общего с Его божественной сущностью, но благодаря постоянному присутствию Его Святого Духа мы были интегрированы в жизнь Троицы. Именно благодаря этому присутствию Духа в нас мы можем приближаться к Отцу и иметь с ним отношения. Как Павел писал Галатам:

Так как вы сыновья, Бог послал Духа Своего Сына в наши сердца, взывая: «Авва, Отче!» Итак, ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник через Бога (Гал. 4:6–7).

На практике отношения, которые Сын дал нам с Богом Отцом, аналогичны Его собственным. В Сыне мы стали наследниками Царства Отца, соправителями с Ним и даже судьями ангельскими (1 Кор. 6:3). За это высокое призвание приходится платить, поскольку, как Сын прославил Своего Отца на земле, так и мы призваны прославлять Его (Иоанна 17:1–26). Мы не можем сделать это своими силами, но только в отношениях и через отношения, в которые Отец вступил с нами, через Сына и Святого Духа. Как все, что они делают, делается по отношению к Отцу, так и все, что мы призваны делать, также должно делаться в контексте послушания Его воле. Именно Отцу мы молимся через Сына и в Духе, потому что это образец нашего отношения к Богу, который Он открыл нам. Мы молимся Отцу, потому что наш Творец также является нашим Искупителем, и именно в этой искупительной любви мы знаем Его.

Не звони Отцу: Понимание Матфея 23:9

А+
А
А-

  • ФИЛИПП ГРЕЙ

Почему католики называют священников отцами, тогда как Иисус говорит, что никого не называйте отцом на земле (Мф. 23:9)?

В Евангелии от Матфея 23:9 Иисус подчеркивает главную роль Нашего Небесного Отца. Он сотворил нас по Своему образу и подобию (ср. Быт. 1:26-28). Он сделал нас Своими детьми через Крещение в смерти и Воскресении Своего Сына (ср. Рим. 5:12-21; 6:3-4; 8:12-17). Поскольку Бог создал нас по Своему образу и подобию, мы разделяем атрибуты Бога. Поскольку люди разделяют атрибуты Отца, они участвуют в едином отцовстве Бога.

Обсуждение

В Евангелии от Матфея 23:9 Иисус говорит: «И никого не называйте своим отцом на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Многие люди интерпретируют это так: «Не называй священника «отцом» и не называй своего папу «отцом». Отвержение прямого повеления Иисуса. Это обычное возражение католической церкви. Но если мы верим в вывод о том, что неправильно называть других «отцами», то что нам делать с Писаниями, которые противоречат этому? Например, в Марка 7:9-13, Иисус критикует фарисеев и книжников за то, что они не почитают своих «отцов». Кроме того, в раннехристианских общинах было принято называть апостолов и их преемников «отцами» (ср. 1 Кор. 4:15; 1 Ин. 2:12; Деян. 7:2; 22:1). Как и в случае всех толкований Писания, мы должны понимать этот отрывок в свете остального Писания (ср. 2 Пет. 1:20; 3:16). Этот принцип толкования называется аналогией веры (Катехизис, № 114).

Почитай Отца твоего

Во Второзаконии 5:16 Бог повелевает: «Почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» Бог дал эту заповедь после того, как сказал нам почитать Его. Имея это в виду, кажется разумным заключить, что Сам Бог считает других «отцами». Иисус поддерживает эту заповедь в Марка 7:9-13. В этом отрывке Он ругает книжников и фарисеев, которые использовали предания для оправдания отказа от помощи своим отцам. Точно так же в Матфея 19:16-19, Иисус включает в себя почитание человеческого отца как необходимое условие для достижения вечной жизни. Отец – это тот, кто рождает детей. Биологически зачать означает дать семя, из которого зачат ребенок. Мужчина рождает, а женщина зачинает. В акте зачатия человек разделяет атрибуты Божьего отцовства, участвуя в сотворении этой новой жизни. В свою очередь, Бог является автором жизни, который активно создает душу и вселяет ее в ребенка в момент зачатия. Важно помнить, что ребенок не выбирает своего биологического отца. Отец дает ребенку жизнь. Как Бог дает жизнь всем людям и потому заслуживает нашей чести и почтения, так и ребенок обязан своей жизнью своему отцу, а отец достоин уважения от ребенка. В отцовстве есть и духовный смысл. В Иоанна 8 Иисус определяет духовное отцовство с точки зрения того, кого чтят. Если мы чтим отца лжи, то дьявол — наш отец; если чтим Бога, Он наш Отец (ст. 44-49).). Таким образом, Иисус называет дьявола отцом одних и называет Бога Отцом других. Живущие во Христе обязаны своей новой жизнью Богу. Но те, кто находится в рабстве греха, обязаны своим порабощенным существованием сатане. В свете этого отрывка мы лучше всего можем понять, что имел в виду Иисус в Евангелии от Матфея 23:9.

Текст и контекст

Матфея 23:9 является частью большого отрывка, в котором Иисус комментирует пример книжников и фарисеев. Св. Матфей посвящает этому рассуждению целую главу. Хотя чтение всей главы наиболее полезно для понимания этого отрывка, первые 12 стихов дают адекватный контекст для начала обсуждения:

Тогда Иисус сказал народу и ученикам Своим: на Моисеевом седалище сидят книжники и фарисеи; итак делайте и соблюдайте все, что они говорят вам, но не то, что они делают; ибо они проповедуют, а не делают. Они свяжут ноши тяжкие, непосильные, и возложат на плечи людям, а сами и перстом не двинут их, и все дела свои делают на виду у людей, ибо расширяют хранилища свои и длинные бахромы свои, и любите предвозлежания на пирах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и зовутся от людей раввинами, но вы не должны называться раввинами, потому что один у вас учитель, а все вы братья. И никого не называйте своим отцом на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь господами, ибо один у вас господин, Христос. Кто из вас больше, да будет вам слугою; унижен, а унижающий себя возвысится. В главе Иисус выражает отвращение ко многим лицемериям книжников и фарисеев. В конце он оплакивает Иерусалим за убийство пророков и игнорирование Слова Божьего. Хотя многое можно почерпнуть из этого отрывка, мы видим, что Иисус делает здесь четыре вещи: (1) Он выделяет два авторитета; (2) Он объясняет правильную реакцию на власть в целом; (3) Он осуждает акты гордыни и эгоизма, совершенные власть имущими; и (4) делая все это, Он подготавливает толпу к Новому Завету, утвержденному Его кровью.

Кто есть кто?

В стихе 2 Иисус отмечает, что «на Моисеевом седалище сидят книжники и фарисеи». Этим Он признает, что они обязаны учить людей, как учил их Моисей. Поскольку он получил Закон от Бога, а затем передал его людям, Моисей был посредником Синайского Завета. Книжники и фарисеи не могут добавить к тому, что сделал Моисей, а только учат этому. Как учителей этого Закона, их нужно уважать. Это первая идентифицированная власть, и она уходит своими корнями в Синайский Завет. «Моисей же человек был весьма кроток, более всех людей, которые были на земле» (Чис. 12:3). И когда Мариам и Аарон говорили с гордостью, говоря: «Неужели Господь говорил только через Моисея? Не говорил ли Он и через нас?» (Числ. 13:2), Бог наказал их (Числ. 13:9).-16). В отличие от Моисея, от которого они претендуют на власть, книжники и фарисеи использовали свое положение для собственной выгоды и славы. И поэтому, в то время как Иисус говорит людям следовать учениям книжников и фарисеев, Он предупреждает их не следовать своим гордыням. Как Бог наказал Мариам и Аарона за их гордыню, так и Иисус предупреждает книжников и фарисеев о наказании за их гордость. Один из таких актов гордости должен был называться «учителем», «отцом» и «учителем». Как и в других местах Писания, здесь Иисус подчеркивает, что тот, кто стремится быть учителем, отцом или господином, должен служить остальным, а не искать собственной славы или силы. Он делает это, вводя вторую власть, которая коренится в Новом Завете, утвержденном Его кровью. В Матфея 23:9-10, Иисус отождествляет отцовство с Небесным Отцом, а власть с властью, которую Он получил от Своего Отца. По-другому Он уже сделал это в Евангелии от Матфея 10:40. В этом отрывке Иисус поручил Своим двенадцати апостолам и послал их от Своего имени. Иисус сказал им: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Таким образом, апостолы знали, что они действуют не по собственной власти, а по власти Иисуса Христа, Сына Божьего. Более того, те, кто принимал их, принимали Христа и Его Небесного Отца (см. также Мф. 18:5; Мк. 9).:37; Лк. 9:48; Дж. 13:20; 12:48; Гал. 4:14). Таким образом, наш «отец» — это тот, кого мы выбираем почитать. В Евангелии от Матфея 23:9 Иисус призывает нас выбирать Его Отца и тех, кто действует от Его имени.

Священники нового завета

На Тайной вечере Иисус дал Своей Церкви дар служебного священства. Он дал Своим апостолам власть действовать от Его лица с властью, данной Отцом. Иисус разъяснил это в Евангелии от Матфея 10:40, как отмечено выше, и Он вновь подчеркнул это в Евангелии от Иоанна 17, когда, молясь Отцу, Он сказал: «Когда Я был с ними, Я соблюл их во имя Твое, которое Ты дал меня… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (ст. 12,18). Это Таинство Священства представляет благодати, необходимые для нашего духовного возрождения и поддержания во Христе. Ибо именно от рук священников мы крещены, конфирмованы и получаем драгоценное тело и кровь нашего Господа. Титул «отец» не наделяет священников тем же статусом, который присущ только Отцу Нашему Небесному, и не умаляет абсолютного и всеобщего отцовства Бога. Однако неверно толковать Матфея 23:9.исключительно в буквальном смысле. В 1 Коринфянам 4:15 св. Павел, вдохновленный Святым Духом, говорит: «Ибо, хотя у вас бессчетное число наставников во Христе, не много у вас отцов; ибо я стал вам отцом во Христе Иисусе через благовествование». Святой Павел называет себя «отцом», потому что признает свое сотрудничество с Богом в зарождении духовной жизни вверенной его заботе общины. Есть еще несколько отрывков, например, Деяния 7:2; Деяния 22:1; Коринфянам 4:15; Галатам 4:19; 1 Иоанна 2:12; и Филимону 10, которые показывают, что титул «отец» применялся к другим, помимо Бога и биологических отцов в Новом Завете.

Куда нам двигаться дальше?

Мы не можем интерпретировать Матфея 23:9 как запрещающий упоминать отцов или священников как «отцов», не противореча другим отрывкам из Священных Писаний, в которых используется слово «отец». Такое толкование сделало бы заповедь «почитай отца твоего» бессмысленной и уменьшило бы авторитет апостолов и их преемников. Правда, протестанту легче принять титул «отец» для тех, кто производит детей биологически. Использование этого титула для других означало бы признание намерения Иисуса установить служебное священство через Таинство священного сана.

Однако наша жизнь веры зачата действиями тех, кто сеет семена веры. Апостолы и их преемники были уполномочены Самим Христом. Они несут Его Слово в нашу жизнь и являются служителями Его благодати через таинства Церкви, начиная с нашего духовного возрождения в Крещении. Разделяя первосвященство Христа, епископы и священники разделяют атрибуты Отца. Поскольку нет отца, кроме единого Отца на небесах, и нет учителя или учителя, кроме Христа, мы должным образом понимаем, что эти люди, получившие от Христа поручение действовать от Его лица, также представляют Отца, Которого открывает Сын (ср. Ин. 1:14-18). Поскольку они уникальным образом участвуют в духовном рождении детей Божьих, епископы и священники являются нашими отцами. Ибо они участвуют в миссии Христа, открывающего вечного Отца. Св. Игнатий Антиохийский, знавший апостолов, хорошо выразил это, написав: «Да почитают все… епископа как образ Отца» (цит. по Катехизису, № 1554).

Обсуждая этот вопрос с теми, кто не согласен, мы поступаем правильно, указав на различные противоречащие друг другу места Писания и попросив их объяснить значения. Напомните им, что Бог не может противоречить Себе, поэтому Писание, являющееся Его Словом, не может быть противоречивым. Выслушав их ответы, мягко говоря, задайте вопросы любым противоречиям. Самое главное, найти точки соприкосновения, благодаря которым вы сможете лучше понять отцовство. Эта точка соприкосновения, вероятно, будет на уровне биологического отцовства. Ибо на этом уровне интерпретация Матфея 23:9в исключительно буквальном смысле подорвало бы четвертую заповедь. Большинство признает, что этот титул никоим образом не умаляет абсолютной власти и власти Бога над человеческой жизнью: «Ты соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 139:13). Скорее, мы признаем, что всякое отцовство исходит от Бога, как учит св. Павел в Послании к Ефесянам 3:14-15: «Посему я преклоняю колени мои перед Отцом, от Которого всякая семья на небе и на земле названа… .»

В этом контексте можно объяснить отцовство священника. Вместо того, чтобы носить власть человека и подавать пример гордости, как книжники и фарисеи, священник несет власть Бога в Новом Завете, запечатанную кровью Христа. С таким поручением священник обязан жить в служении другим.

Таким образом, говорим ли мы о биологических отцах или духовных отцах, мы понимаем, что люди в обоих случаях участвуют в едином отцовстве Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts