Конспект законы хаммурапи: Конспект урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (5 класс)

Разное

Конспект урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (5 класс)

Конспект
урока «Вавилонский царь Хаммурапи и  его законы»

(история, 5
класс).

УМК: УМК по всеобщей истории
А. А. Вигасина.

Класс: 5.

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его
законы»

Цель: дать представление о царе
Хаммурапи, его законах, формировать умения работать с текстом учебника и
историческими источниками.

Формируемые умения:

Познавательные умения: 

—            
выделять существенную информацию из текстов разных видов;

—            
через самостоятельную исследовательскую работу с
законами Хаммурапи ответить на предложенные вопросы;

—            
высказывать аргументированное суждение о значении законов
Хаммурапи.

Регулятивные умения:

—            
выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

—            
выполнять самопроверку и взаимопроверку заданий и вносить
корректировку.

Коммуникативные умения:

—            
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

—           
получить представление о законах Хаммурапи как об специфическом
историческом источнике для изучения прошлого;

—            
объяснять причины создания законов;

—            
применять понятийный аппарат для раскрытия
сущности законов Хаммурапи;

Оборудование: учебник истории А.А. Вигасина
(5 класс), проектор, монитор, указательные карточки( +, -, 0), рабочие листы,
листы самооценки.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы и определение темы урока

В
1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила в г.Сузах (ныне –
Иран) на территории Междуречья, необычный предмет – черный базальтовый столб.


Как вы думаете, чем уникален этот столб?

-Вы
правильно предположили, что данный столб уникален благодаря надписям, которые
сделаны на нем.


Интересно ли вам узнать, кто автор данного текста, его содержание? Почему
надписи были сделаны на это столбе? Это нам предстоит выяснить на нашем уроке.

Тема
урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

План
урока

1.
Город Вавилон становится главным в Двуречье.

2.
Хаммурапи и его законы.

III.
Постановка цели урока (целеполагание)

-Ребята,
что нам необходимо сделать, чтобы ответить на наши вопросы? (учащиеся
выдвигают версии)

-Все
верно, нам необходимо узнать, когда правил Царь Хаммурапи, чем он известен и
познакомиться с его деятельностью. Для этого нам необходимо найти информацию благодаря
учебнику и дополнительным источникам.


Чтобы проверить, как хорошо вы работаете, я предлагаю вам оценивать свою работу
на листах самооценки. Оценивать мы будем каждое задание в зависимости от
уровня, на котором вы работали. Если вы считаете, что  работали на высоком
уровне, вам необходимо будет поставить знак «+» ,  на среднем «0», на низком
«-» а потом просигнализировать мне, какие у вас результаты: поднять
соответствующую карточку.   Работать с листами самооценки мы будем на протяжении
урока, а сейчас можете их отложить.

IV.
Открытие нового знания

1.     
Город
Вавилон становится главным в Двуречье
.


результате борьбы между городами Двуречья произошло возвышение Вавилона, точнее
Бабили, что значит «врата бога».

-Ребята,
как вы считаете, почему победил именно Вавилон? (дети озвучивают версии).

-Проверим
ваши версии на подлинность. Обратимся к учебнику и найдем необходимую нам
информацию.

-Все
верно, выгодное географическое положение Вавилона предзнаменовало его победу.

2.
Хаммурапи и его законы

-Наибольшего
могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи, правившем с 1792 по
1750 г. до н. э. Он проявил себя как мудрый правитель. Запишем информацию о нем
в тетрадь.

1792-1750
г. До н.э. – правление вавилонского царя Хаммурапи
(ученики
записывают дату в тетрадь).

-Сейчас
нам предстоит несколько исторических задач. Вы можете найти их условие на своих
столах (Приложение №1)

1.                
Сколько
лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Решение:
1792+2021=3813
г.

2.                
Сколько
лет правил царь Хаммурапи?

Решение: 1792-1750=42
г.

3.                
Какой
год был раньше: 1791 г. до н.э. или 1792 г. до н.э.

Решение: 
1792 г. до н.э.

-Молодцы,
вы успешно справились с выполнением этих трудных задач.


Давайте оценим свою работу. Возьмите листы самооценки и отметьте, насколько
хорошо вы поработали. Поднимите карточку со знаком, который вы выбрали.

-Вернемся
к деятельности Хаммурапи. Самым ключевым событием в жизни вавилонского царя
была создание законов. Сейчас вам предстоит ознакомиться с видеоматериалом,
после просмотра которого вам необходимо ответить на несколько вопросов, которые
помогут нам понять, чем отличались законы Хаммурапи (Приложение№2).

Вопросы
к видеоматериалу «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»:

1.                 
Чем
прославился царь Хаммурапи?

2.                
Общее
количество законов Хаммурапи

3.                
Чему,
в большей степени, были посвящены законы Хаммурапи?

4.                
Что
означало выражение «око за око»?

Как
вы уже заметили, в Вавилоне действовал обычай  талиона. Запишем определение в
тетрадь.

Талион
– обычай, равное возмездие (зуб за зуб).

— Давайте оценим свою работу. Возьмите листы самооценки и
отметьте, насколько хорошо вы поработали. Поднимите карточку со знаком, который
вы выбрали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Инструкция: Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы
«да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» — поднимают руки
вверх, «нет» — приседают, поставив руки на пояс.

1.                
Вавилон победил войне между городами Двуречья  (да)

2.                
Вавилон располагался в очень неудобном месте- на краю Двуречья
(нет)

3.                
Вывозили из Вавилона зерно и овечью шерсть (да).

4.                
Самым знаменитым вавилонским царем был Хаммурапи(да).

5.                
Законы Хаммурапи были написаны на папирусе (нет).

 

-Царь Хаммурапи считал себя самым
справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, вы
сейчас поработаете с документами, где записаны некоторые из законов царя
Хаммурапи. (Приложение №3).

Законы Хаммурапи

Ситуация №1. Если человек купил из рук  сына  человека или  раба
человека либо серебро,  либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола,  либо
овцу,  либо осла,  либо же что  бы  то  ни  было  без свидетелей  или 
договора  или  же принял на хранение,  то этот человек — вор, он должен быть
убит.

Вопросы:

1. Что означало, по законам «Хаммурапи» понятие
«человек»?

2.  К чему приравнивались рабы?

Ситуация №2.  Если раб человека ударил по щеке сына  человека,  то ему
должны отрезать ухо.  Если раб сказал  своему  господину:  «Ты  —  не  мой
господин»,  то он должен уличить его в том,  что он — его раб,  а затем его
господин может отрезать ему ухо.

Вопросы:

1.     
Почему рабам отрезали именно
ухо, а не пальцы и язык?

Ситуация№3. Если  жена  человека,  которая  проживает  в  доме
человека,  захочет уйти и начнет вздорничать, разорять свой дом и унижать
своего мужа, то ее должны уличить, и, если ее муж сказал: «Я ее оставлю»,— он
может ее оставить и ничего ей не дать с собой за оставление ее.  Если ее муж
сказал:  «Я ее не оставлю»,  то ее муж может взять в жены другую женщину,  а
эта женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.

Вопросы:

1.     
Что становилось с женой
человека  после того, как она изъявила желание покинуть дом мужа?

Ситуация №4. Если сын  ударил  своего  отца,  то  ему  должны отрубить
руку…

Вопросы:

1.     
Какое наказание наступало после
того, как сын ударил своего отца?

 

Ситуация №5. Если человек выколол глаз сыну человека,  то должны
выколоть ему глаз.

Если  он  переломил  кость  человеку,   то   должны
переломить ему кость.

Если человек выбил зуб  человеку,  равному  ему, 
то должны ему выбить зуб

Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым 
ножом рабу и убил его, то он должен возместить раба за раба.

Вопросы:

1.                
Какой закон действует в данном
случае?

-Оцените свою работу в листе самоанализа. Сдайте
ваши листы.

IV. Первичное
закрепление.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру крестики-нолики.

Вопросы для игры:

1.     
Город Урук победил в войне
между городами Двуречья.

2.     
Законы Хаммурапи были изданы на
черном камне.

3.     
Общее количество законов
Хаммурапи 131.

4.     
В 1792 году до нашей эры начал
править Хаммурапи

5.     
Талион-обычай равного возмездия

6.     
Вавилон был богат зерном и
овечьей шерстью

7.     
По законам Хаммурапи, если сын 
ударил  своего  отца,  то  ему  должны отрубить ногу

8.     
По законам Хаммурапи, если
человек выколол глаз сыну человека,  то должны выколоть ему глаз.

9.     
Законы Хаммурапи защищали
подданных от обращения в рабство?

X

O

X

O

O

O

X

O

O

 

V. Сообщение домашнего задания.

-Вам необходимо составить буклет по
теме «Законы Хаммурапи»

 VI. Подведение
итогов урока. Рефлексия.

-Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке?
Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

-Как вы считаете, какое значение законы Хаммурапи имели для
жителей Вавилона?

— Закончите предложение.

·                   
Мне понравилось на уроке …

·                   
Мне было трудно …

·                   
Мне хотелось бы …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

Задачи
по теме «Хаммурапи и его законы»

1.                       
Сколько лет назад началось правление царя
Хаммурапи?

2.                      
Сколько лет правил царь Хаммурапи?

3.                      
Какой год был раньше: 1791 г. до н.э. или
1792 г. до н.э.

 

 

Приложение №2

Вопросы
к видеоматериалу «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»:

1.    
Чем
прославился царь Хаммурапи?

2.    
Общее
количество законов Хаммурапи

3.    
Чему,
в большей степени, были посвящены законы Хаммурапи?

4.    
Что
означало выражение «око за око»?

Приложение
№3

Законы
Хаммурапи

Ситуация
№1
.
Если человек купил из рук  сына  человека или  раба человека либо серебро, 
либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола,  либо овцу,  либо осла,  либо
же что  бы  то  ни  было  без свидетелей  или  договора  или  же принял на
хранение,  то этот человек — вор, он должен быть убит.

Вопросы:

1.
Что означало, по законам «Хаммурапи» понятие «человек»?

2.  
К чему приравнивались рабы?

Ситуация
№2

Если раб человека ударил по щеке сына  человека,  то ему должны отрезать ухо. 
Если раб сказал  своему  господину:  «Ты  —  не  мой господин»,  то он должен
уличить его в том,  что он — его раб,  а затем его господин может отрезать ему
ухо.

Вопросы:

1.    
Почему
рабам отрезали именно ухо, а не пальцы и язык?

Ситуация№3. Если 
жена  человека,  которая  проживает  в  доме человека,  захочет уйти и начнет
вздорничать, разорять свой дом и унижать своего мужа, то ее должны уличить, и,
если ее муж сказал: «Я ее оставлю»,— он может ее оставить и ничего ей не дать с
собой за оставление ее.  Если ее муж сказал:  «Я ее не оставлю»,  то ее муж
может взять в жены другую женщину,  а эта женщина должна жить в доме своего
мужа как рабыня.

Вопросы:

1.    
Что
становилось с женой человека  после того, как она изъявила желание покинуть дом
мужа?

Ситуация
№4.

Если сын  ударил  своего  отца,  то  ему  должны отрубить руку…

Вопросы:

1.     
Какое
наказание наступало после того, как сын ударил своего отца?

 

Ситуация
№5.

Если человек выколол глаз сыну человека,  то должны выколоть ему глаз.

Если 
он  переломил  кость  человеку,   то   должны переломить ему кость.

Если
человек выбил зуб  человеку,  равному  ему,  то должны ему выбить зуб

Если
лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым  ножом рабу и убил его, то он должен
возместить раба за раба.

Вопросы:

1.    
Какой
обычай действует в данном случае?

 

 

Законы Хаммурапи. конспект урока. 5 класс

.

Тип урока:
урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цели урока:

1.           
Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до
нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные
законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном
неравенстве шумерского общества.

2.           
Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности
установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для
исполнения всем населением страны.

3.           
Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе,
сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение
анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные
учебные действия:

·                    
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на
умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в
учебе.

·                    
Познавательные УУД: через самостоятельную
исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов
ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

·                    
Регулятивные УУД: осуществлять
пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с
лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

·                    
Коммуникативные УУН: уметь работать в
группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться
анализировать деятельность в группе.

I. Организационный момент. Мотивация.

Дежурный сообщает о готовности детей к
уроку.

Дети распределены на три группы, в каждой
из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.

Настрой на успешную работу, включение в
урок.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

II.
Актуализация знаний обучающихся:

У.:
Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Д.:
Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

У.:Давайте
повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Группы получают задания:

1-я гр.:
Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные
условия.

2-я гр.:
Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные
слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы,
финики, кирпичи, дом.

3-я гр.:
Прочитать «Миф о всемирном потопе» и ответить на вопросы:

·                    
Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?

·                    
Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?

Группы справляются со своими заданиями
неплохо.

Разрыв между знанием и
незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Все ребята получают листки с заданием –
тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить
пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было
особое письмо – …

Жителям страны приходилось
строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.

Государство возникло более
… лет до н.э.

В Древнем Вавилоне с … по
… год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.:
Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Д. :
Нет.

У.:
Какое предложение осталось незаполненным?

Д.:
В Древнем Вавилоне с … по
… год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.:
Почему не смогли заполнить?

Д.:
Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III.
Постановка цели урока (целеполагание)

У.:
И что нам делать?

Д.:
Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

У.:
А как мы это узнаем?

Д.:
Может быть, прочитаем в учебнике.

IV.
Открытие нового знания (работа в группах)

У.:
Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и
узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у
доски.

У.:
Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?

Д. :
Да.

У.:
Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :

1.           
Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Д.:
1792+2011=3803 г. назад начал править царь Хаммурапи.

2.           
Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Д.:
1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

3.           
Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Д.:
1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

У.:
Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и
ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Д.:
Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.:
Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Д.:
Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

У. :
А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Д.:
Наверное, уже были.

У.:
Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены
на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится
в музее, давайте посмотрим рис. на с.64 учебника. Что мы видим?

Д.:
Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

У.:
Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы –
самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас
поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в
группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

1-я гр. – документ 1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не
доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот
должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого
судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

1.           
Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы
думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

2.           
какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен
обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым
ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот
лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё
возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот
строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

1.           
Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

2.           
Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили
из документа 2?

3.            
Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то
он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они
должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин
должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

1.           
Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

2.           
Какими путями можно было попасть в рабство?

3.           
Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с
данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V.
Первичное закрепление.

Ребята открывают тетради и самостоятельно
выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 64 учебника,
а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить какие из
законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

Справедливые законы

Несправедливые законы

 

 

После выполнения работы, дети вслух
проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не
все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже
жестокими, с их точки зрения.

VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.:
А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

Тесты:

1.           
За кражу раба человека
а) наказывали штрафом;
б) заключали в тюрьму;
в) убивали.

2.           
За неуплату долга человек
а) наказывался плетью;
б) отдавал в рабство
детей;

в) подвергался смертной казни.

3.           
За убийство чужого раба убийцу
а) изгоняли из страны;
б) заставляли отдать
раба;

в) убивали.

4.           
За оскорбление вельможи или жреца обидчика
а) заключали в тюрьму;
б) наказывали плетью;
в) казнили.

Дети выполняют работу на листках и затем
проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII.
Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с61-64,
прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

VIII.
Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.:
Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели?
Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем
выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в
дневник.

Рефлексия:

·                    
Что понравилось на уроке …

·                    
Что было трудно …

·                    
Что хотелось бы …

Всем спасибо за работу!

 

Код Хаммурапи | Мировая цивилизация

Цель обучения

  • Описать значение кода Хаммурапи

Ключевые моменты

  • Кодекс Хаммурапи — одно из старейших расшифрованных писаний в мире (написано около 1754 г. до н. э.) и представляет собой свод законов из древнего Вавилона в Месопотамии.
  • Кодекс состоял из 282 законов с наказаниями, которые различались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники).
  • Некоторые рассматривали Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и как возможность представлять доказательства по делу.
  • Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса посвящена контрактам, а треть — семейным отношениям.
  • Существовало три социальных класса: амелу (элита), мушкену (свободные люди) и арду (рабы).
  • Женщины имели ограниченные права и в основном основывались на брачных договорах и правах на развод.

Термины

Клинопись

Клиновидные буквы, использовавшиеся в древних системах письма Месопотамии, отпечатанные на глиняных табличках.

арду

В Вавилоне раб.

мушкену

В Вавилоне свободный человек, вероятно безземельный.

amelu

В Вавилоне элитный социальный класс людей.

ст.

Каменная или деревянная плита, обычно выше в высоту, чем в ширину, установленная в качестве памятника.

Кодекс Хаммурапи является одним из старейших расшифрованных писаний в мире и представляет собой свод законов из древнего Вавилона в Месопотамии. Написанный примерно в 1754 г. до н. э. шестым царем Вавилона Хаммурапи, Кодекс был написан на каменной стеле и глиняных табличках. Он состоял из 282 законов с наказаниями, которые различались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники). Он наиболее известен тем, что «око за око, зуб за зуб» (9).0047 lex talionis ) вид наказания. Примерно в это же время в регионе существовали и другие формы сводов законов, в том числе Кодекс Ур-Намму, царя Ура (ок. 2050 г. до н.э.), Законы Эшнунны (ок. 1930 г. до н.э.) и кодекс Липита. -Иштар из Исина (ок. 1870 г. до н.э.).

Законы были сгруппированы, чтобы граждане могли легко прочитать то, что от них требуется. Некоторые рассматривали Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и возможности представлять доказательства по своему делу. Намерение часто признавалось и влияло на наказание, а халатность строго наказывалась. Некоторые положения могли быть кодификацией решений Хаммурапи с целью самопрославления. Тем не менее, Кодекс изучался, копировался и использовался в качестве модели для юридических рассуждений по крайней мере 1500 лет спустя.

В прологе Кодекса Хаммурапи заявляет, что хочет «сделать справедливость видимой на земле, уничтожить нечестивца и злодея, чтобы сильный не мог причинить вреда слабому». Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса посвящена контрактам, таким как заработная плата, условия сделок и ответственность в случае повреждения имущества. Треть кодекса посвящена бытовым и семейным вопросам, включая наследование, развод, отцовство и сексуальное поведение. Один раздел устанавливает, что судья, неправильно решивший вопрос, может быть отстранен от должности навсегда. Несколько разделов посвящены военной службе.

Одним из самых известных разделов Кодекса был закон № 196: «Если человек выбьет глаз другому человеку, они должны выколоть его глаз. Если кто сломает кость человеку, они сломают ему кость. Если кто-либо уничтожит глаз свободного человека или сломает кость свободного человека, он должен заплатить одну золотую мину. Если кто-либо выбьет глаз рабу человека или сломает кость раба человека, он должен заплатить половину его цены».

Во времена правления Хаммурапи существовало три социальных класса. amelu изначально был элитным человеком с полными гражданскими правами, чье рождение, брак и смерть были зарегистрированы. Хотя у него были определенные привилегии, он также подлежал более суровому наказанию и более высоким штрафам. К этой группе принадлежали король и его двор, высшие чиновники, профессионалы и ремесленники. мушкену был свободным человеком, возможно, безземельным. Он был обязан принять денежную компенсацию, платить меньшие штрафы и жить в отдельной части города. арду был рабом, хозяин которого платил за его содержание, но также брал компенсацию. Арду мог владеть имуществом и другими рабами, а также мог купить свою свободу.

Женщины вступают в брак по договору, заключенному их семьей. Она пришла с приданым, а с ней пришли и подарки, подаренные женихом невесте. Развод зависел от мужа, но после развода он должен был восстановить приданое и обеспечить ей доход, а дети перешли под опеку женщины. Однако, если женщина считалась «плохой женой», ее могли отослать или сделать рабыней в доме мужа. Если жена подала иск против своего мужа за жестокость и пренебрежение, она могла иметь юридическое раздельное проживание, если дело было доказано. В противном случае она может быть утоплена в качестве наказания. Прелюбодеяние наказывалось утоплением обеих сторон, если муж не был готов простить свою жену.

Археологи, в том числе египтолог Гюстав Жекье, обнаружили код в 1901 году на древнем городище Сузы в Хузестане; перевод был опубликован в 1902 году Жаном-Винсентом Шейлем. Базальтовая стела, содержащая клинописный код, написанный на аккадском языке , в настоящее время выставлена ​​в Лувре в Париже, Франция. Реплики находятся в других музеях мира.

Кодекс Хаммурапи. На этой базальтовой стеле клинописью на аккадском языке написан Кодекс Хаммурапи.

Кодекс Хаммурапи — Энциклопедия всемирной истории

Кодекс Хаммурапи представлял собой набор из 282 законов, высеченных на камне вавилонским царем Хаммурапи (годы правления 1795–1750 до н. э.), который завоевал, а затем правил древней Месопотамией. Хотя его кодекс законов не был первым, он был наиболее четко определенным и повлиял на законы других культур.

Самым ранним из сохранившихся сводов законов древней Месопотамии является Кодекс Ур-Намму, датируемый ок. 2100-2050 гг. до н.э. и посажен в городе Ур либо королем Ур-Намму (годы правления 2047-2030 до н.э.), либо его сыном Шульги из Ура (годы правления 2029).-1982 г. до н.э.). Эти законы были написаны королем, правившим однородным населением, и исходили из стандартного понимания того, что ожидалось от граждан. Ко времени правления Хаммурапи население было более разнообразным, и его свод законов отражает это в своей точности, чтобы каждый понимал, чего от него ждут.

Удалить рекламу

Реклама

Законы касаются деловых договоров и правильных цен на товары, а также семейного и уголовного права. За каждым преступлением, начертанным на стеле, следует наказание. Никто не мог заявить, что не знает закона, поскольку стела высотой более семи футов была воздвигнута публично. Вверху было выгравировано изображение Шамаша, бога справедливости, передающего законы Хаммурапи, а следующий текст ясно дает понять, что это законы богов, а не произвольные правила, созданные смертными.

Империя Хаммурапи распалась после его смерти, и Вавилон неоднократно подвергался разграблению на протяжении многих лет. Около 1150 г. до н.э. Шутрук Нахунте, царь Элама, разграбил город Сиппар, недалеко от Вавилона, и, как считается, забрал Кодекс Хаммурапи вместе со статуей бога Мардука обратно в Элам в качестве военных трофеев. Он был обнаружен в 1901 году в руинах эламского города Сузы и сегодня выставлен в Лувре в Париже, Франция.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Кодекс Ур-Намму

Самым ранним месопотамским сводом законов был Кодекс Урукагины (около 24 века до н. э.), который сегодня существует только во фрагментах. Кодекс Ур-Намму, хотя и фрагментарный в наши дни, все еще достаточно целостен, чтобы дать четкое представление о том, к чему относятся законы. Законы были написаны клинописью на глиняных табличках и следовали модели, возможно, впервые установленной Кодексом Урукагины, который также повлиял на более поздние Законы Эшнунны (ок. 19 г.).30 г. до н.э.), кодекс царя Липит-Иштар (ок. 1870 — ок. 1860 г. до н.э.) и кодекс Хаммурапи.

Ур-Намму утверждал, что законы исходят от богов, а Ур-Намму был лишь распорядителем, передавая людям волю их богов.

г. Месопотамия находилась под управлением Саргона Аккадского (годы правления 2334–2279 гг. до н. э.), который основал свою Аккадскую империю, начиная с 2334 г. до н. э. Империя пала перед вторгшимися кутианами c. 2083 г. до н.э., который, согласно записям и литературе того времени, отказался признать местных богов и обычаи. Царь Урука Уту-Хегал возглавил успешное восстание против кутиев и победил их, но вскоре утонул. Ему наследовал в продолжающейся войне его зять Ур-Намму, который вместе со своим сыном изгнал кутиев с земли.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Хотя жители Месопотамии неоднократно восставали против Саргона и его преемников, после падения Аккадской империи и последовавшего за этим хаоса правления кутиев аккадские цари почитались как герои золотого века. В литературном жанре, известном как месопотамская литература Нару, Саргон или его внук Нарам-Син (годы правления 2261–2224 гг. до н. э.) регулярно фигурируют в качестве центральных персонажей, которые либо воплощают принципы царской власти, либо служат в качестве предостерегающих фигур в том, как следует уважать и прислушиваться к воле боги, чтобы процветать.

Кодекс законов короля Ур-Намму

Осама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Ур-Намму понимал важность отождествления себя с этими героями прошлого, которых в его время больше помнили не как угнетателей, а как великих отцов, заботившихся о земле и ее людях. Поэтому он представил себя именно таким отцом и учредил патримониальное государство, побуждая своих подданных думать о себе как о его детях, а обо всех как о членах семьи. Однако для того, чтобы эта модель работала, люди должны были с ней согласиться. Ученый Пол Кривачек комментариев:

Удалить рекламу

Реклама

Чтобы патримониальное государство было стабильным во времени, им лучше всего управлять с согласия, по крайней мере, с согласия самого многочисленного меньшинства, если не большинства. Инстинктивное повиновение должно быть нормой, иначе потребуется приложить слишком много усилий для подавления недовольства, чтобы более широкие цели режима стали достижимыми. (149)

Аккадские цари (на самом деле, а не в выдуманном виде, каким их помнил народ Ур-Намму) терпели многочисленные восстания именно потому, что не имели согласия народа. Чтобы предотвратить эти же проблемы, Ур-Намму утверждал, что законы исходят от богов, а Ур-Намму был только администратором, посредником, передавая людям волю их богов и проводя в жизнь их предписания. Все законы следуют образцу условного предложения «если-это-то-то», как в этой краткой выборке:

Если мужчина применил силу и лишил девственности рабыню другого мужчины, этот мужчина должен заплатить пять сиклей серебра.

Если человек явился в качестве свидетеля и оказался лжесвидетелем, он должен заплатить пятнадцать шекелей серебра.

Если человек выбил глаз другому человеку, он должен весить полмины серебра.

Удалить рекламу

Реклама

Если человек выбил зуб другому человеку, он должен заплатить два сикля серебра. (Кривачек, 150)

Штраф за нарушения служил сдерживающим фактором, более суровое наказание не требовалось, потому что Ур-Намму получил согласие управляемых, которые все понимали — по крайней мере, теоретически — что представляет собой приемлемое поведение. При Ур-Намму и его сыне-преемнике Шульги эта модель хорошо работала и позволила осуществить великое культурное возрождение, известное как Шумерское Возрождение во время их правления. Законы Эшнунны, кажется, использовали законы Ур-Намму в качестве модели, но они применялись только к городу Эшнунна и не имели такого большого влияния, как другие.

Кодекс Липит-Иштар

Неясно, написал ли Ур-Намму и издал свой свод законов или он был опубликован Шульги после смерти его отца, но стабильность, которую он обеспечивал, сохранялась во времена Третьей династии Ура до правления Ибби-Сина (ок. 1963-1940 гг.). до н.э.), после чего ей наследовала династия Исина, основанная Ишби-Эрра ок. 1953/1940. Королевство становилось все слабее еще до Ибби-Сина, но во время его правления было слишком слабым, чтобы отражать вторжения амореев и эламитов, которые в конце концов свергли Третью династию Ура.

Удалить рекламу

Реклама

Ко времени Липит-Иштар уже нельзя было предположить, что все действуют с одинаковым пониманием правильного поведения.

Ишби-Эрра был писарем Ибби-Сина и критиковал короля за слабость перед вторжением. Он победил как амореев, так и эламитов и восстановил порядок, но население, которым правила династия Исина, не было однородным патриархальным государством Ур-Намму. Хотя цари Исина установили и поддерживали порядок, ко времени правления 5-го царя Липит-Иштар был необходим новый свод законов.

В отличие от Кодекса Ур-Намму, Кодекс Липит-Иштар должен был быть более точным, чтобы соответствовать потребностям более сложного общества. Денежные штрафы по-прежнему использовались в качестве сдерживающего фактора, но для семейного права и коммерческих договоров требовались более подробные законы. Больше нельзя было предполагать, что все по закону действовали с одинаковым пониманием того, что такое надлежащее поведение. Кодекс Липит-Иштар тоже фрагментарен, но среди законов были:

Если владелец поместья или его хозяйка не уплатил налог с этого имения, и чужестранец платил его в течение трех лет, то собственник не может быть выселен, но после этого человек, уплативший налог с имения, будет владеть указанное имущество и бывший владелец не могут оспорить иск.

Если жена человека не родила ему детей, а блудница с площади родила ему детей, то он должен дать блуднице хлеб, масло и одежду. Дети, которых родила ему блудница, будут его наследниками, и пока жива его жена, блудница не должна жить с женой.

Если человек срубил дерево в саду другого человека, он должен заплатить полмины серебра. (Дюэме, 1)

Неясно, что побудило Липит-Иштар составить свой свод законов, но во время правления своих преемников он был почитаем как великий царь, победивший амореев и поддержавший порядок. Были написаны гимны, восхваляющие его, и его кодекс обеспечивал необходимую стабильность вплоть до правления последнего царя династии Дамик-илишу, который был свергнут Син-Мубаллитом (годы правления 1812-179).3 г. до н.э.), пятый аморейский царь Вавилона и отец Хаммурапи.

Кодекс Хаммурапи

Син-Мубаллит не мог конкурировать в коммерческом отношении с прибыльным торговым центром Ларса, который был связан с династией Исин, ​​поэтому он напал на него и потерпел поражение от его короля Рим-Сина I. Детали мира утеряны, но одно условие было что Син-Мубаллит был вынужден отречься от престола в пользу своего сына. Хаммурапи начал свое правление тихо, продолжая внутреннюю политику своего отца и программы строительства в Вавилоне и его окрестностях, возводя храмы и не давая Рим-Сину I и другим монархам региона никаких оснований подозревать, что он также увеличивает и оснащает свою армию и планирует кампании, которые позволили ему завоевать Месопотамию.

Кодекс Хаммурапи — деталь

ctj71081 (CC BY-SA)

Возможно, он издал свой кодекс законов c. 1772 г. до н.э., чтобы обеспечить дома стабильность, необходимую ему для успешного запуска этих кампаний, хотя дата могла быть и позже. Как заметил выше Кривачек, королю требовалось согласие управляемых для стабильной социальной базы, если у него была хоть какая-то надежда на расширение своей власти и расширение своей территории. Кодекс Хаммурапи служил этой цели, давая людям точно знать, как они должны вести себя, чтобы жить в мире по закону.

В то время как более ранние кодексы законов устанавливали штрафы и другие довольно незначительные наказания за нарушения, наказания Хаммурапи были гораздо более суровыми:

Если человек выколол глаз другому человеку, его глаз должен быть выколот.

Если он сломает кость другому человеку, его кость будет сломана.

Если человек выбьет зубы своему равному, его зубы будут выбиты.

Если строитель строит кому-то дом и не строит его должным образом,

И дом, который он построил, рухнет и убьет его хозяина, тогда тот строитель должен быть предан смерти.

Если это убьет сына владельца дома, то сын того строителя должен быть предан смерти. (Причард, 161)

Кодекс Хаммурапи иллюстрирует закон карательного правосудия, известный как Lex Talionis , определяемый концепцией «око за око и зуб за зуб». Это было необходимо, потому что население стало еще более разнообразным, чем при Липит-Иштар. Комментарии Кривачека:

Законы Хаммурапи отражают шок беспрецедентной социальной среды: многонационального, многоплеменного вавилонского мира. В более ранние шумеро-аккадские времена все общины чувствовали себя членами одной семьи, равноправными слугами перед глазами богов. В таких обстоятельствах споры могли быть урегулированы путем обращения к коллективно принятой системе ценностей, где кровь была гуще воды, а справедливое возмещение было более желательным, чем месть. Однако теперь, когда горожане обычно общались плечом с кочевниками, ведущими совершенно иной образ жизни, когда носители нескольких западносемитских языков амурру, а также других, столкнулись с непонимающими аккадцами, конфронтация должна была слишком легко перекинуться на конфликт. Вендетты и кровная месть, должно быть, часто угрожали сплоченности империи. (180)

Чтобы предотвратить возможность того, что такие междоусобицы будут способствовать социальной нестабильности, Хаммурапи позаботился о том, чтобы его законы понимались как абсолютные. Точно так же, как Ур-Намму утверждал, что он получил свои законы от богов, так же поступал и Хаммурапи, но, чтобы это было совершенно ясно, у него было изображение бога справедливости Шамаша, выгравированного наверху. стела, передающая законы Хаммурапи. Законы, которые затем следуют из этого изображения рядами клинописи, восходят к их божественному происхождению, а также к величию Хаммурапи как бани матим («строитель земли»), который воздвигал величественные храмы богам, строил каналы и орошал земли и вершил эти законы на благо всего народа.

Хаммурапи и Шамаш

Мбзт (CC BY-SA)

Завоевание и консолидация

Хаммурапи показал себя добрым и справедливым царем для своего народа и, завоевав согласие управляемых своей политикой и законами, он был готов расширить свою власть. Когда эламиты вторглись в южную Месопотамию, Хаммурапи объединился с Ларсой и победил их. Затем он быстро разорвал союз и захватил города Урук и Исин, ​​находившиеся под контролем Ларсы, и использовал эти ресурсы, чтобы захватить другие. Хаммурапи неоднократно заключал союзы, сохранял их, пока они служили его цели, и разрывал их, когда обнаруживал, что они больше не нужны.

Завоевав южную Месопотамию, он двинулся на север. Самым поразительным проявлением его способности обратить против бывших союзников он напал на аморейское царство Мари, чей монарх Зимри-Лим (годы правления 1775–1761 до н. э.) поддерживал его с самого начала его экспансии. На протяжении своих кампаний Хаммурапи брал город — часто либо перекрывая воду до тех пор, пока защитники не сдавались, либо перекрывая воду, а затем внезапно выпуская воду, чтобы затопить город и создать замешательство непосредственно перед атакой, — а затем после этого восстанавливал и обновлял его. Однако в случае Мари он полностью разрушил город и оставил его в руинах, в то время как он продолжал свои кампании по всему региону и укрепил свой контроль над всей Месопотамией к 1755 г. до н.э.

Вавилон времен Хаммурапи

MapMaster (CC BY-SA)

Заключение

Кодекс Хаммурапи был принят по всей земле, объединяя людей по закону, а не только путем завоевания. В отличие от Аккадской империи, которая сочла необходимым назначить избранных чиновников для управления завоеванными городами, Хаммурапи контролировал свою империю посредством закона. В прологе к своему кодексу он не только ясно дает понять, что это божественные законы, но и что при их применении он исходил только из наилучших интересов людей:

Когда высокий Ану, Царь Аннунаков и Бэл, Владыка Неба и Земли, тот, кто определяет судьбу земли, доверил Мардуку правление всем человечеством, когда они произнесли высокое имя Вавилона, когда они сделали его прославился среди четвертей мира и среди него основал вечное царство, чьи основания были тверды, как небо и земля, — в то время Ану и Бел призвали меня, Хаммурапи, возвышенного князя, почитателя богов, чтобы восторжествовала справедливость. на земле, чтобы уничтожить нечестивых и злых, чтобы сильные не угнетали слабых, чтобы просвещать землю и способствовать благосостоянию людей. Хаммурапи, правитель, названный Белом, есть я, принесший изобилие и изобилие. (Дюран, 219)

Представление о праве как об институте, защищающем слабого от сильного, как о силе, перед которой все люди равны, воспитывало уважение и преклонение не только перед законами, но и перед законодателем. Несмотря на то, что Хаммурапи захватил города путем завоевания, за последние пять лет его правления нет никаких свидетельств восстания или инакомыслия. Люди признали, что законы Хаммурапи работают в их собственных интересах, и поэтому поддерживали их, способствуя дальнейшей стабильности и допуская культурный прогресс.

К сожалению, царство законов, созданное Хаммурапи, просуществовало недолго после его смерти. Его сын и преемник Самсу-Илуна, правивший вместе с ним после 1755 г. до н. э., не мог стать вторым Хаммурапи. Города-государства, которые были довольны вавилонским правлением при жизни великого царя, восстали после его смерти, и хотя они, возможно, и соблюдали его законы в своих отдельных общинах, они, похоже, не видели необходимости в том единстве, которое создал Хаммурапи. .

Отсутствие единства сделало города-государства легкой добычей для захватчиков. Хетты вторглись в 1595 г. до н.э., вскоре после этого касситы, а затем эламиты ок. 1150 г. до н.э. при их царе Шутруке Нахунте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts