Константинополь кто основал: История Константинополя кратко, от основания до наших дней (Стамбул)

Разное

Краткая история Константинополя — Истории от историка — LiveJournal

Константинополь — город уникальный во многих отношениях. Это единственный город мира, расположенный разом в Европе и Азии и один из немногих современных мегаполисов, чей возраст приближается к трем тысячелетиям. Наконец, это город, который за свою историю сменил четыре цивилизации и столько же названий.

Первое поселение и провинциальный период

Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»). Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.

Расположенный на перекрестке торговых путей, Византий был лакомой добычей для завоевателей. За несколько столетий город сменил многих хозяев — персов, афинян, спартанцев, македонян. В 74 году до н.э. свою железную длань на Византий наложил Рим. Для города на Босфоре наступил длительный период покоя и процветания. Но в 193 году, во время очередной схватки за императорский трон, жители Византия допустили роковую ошибку. Они присягнули одному претенденту, а сильнейшим оказался другой — Септимий Север. Мало того, Византий еще и упорствовал в своем непризнании нового императора. Три года войско Септимия Севера простояло под стенами Византия, пока голод не заставил осажденных сдаться. Разъяренный император приказал сравнять город с землей. Впрочем, жители скоро вернулись на родные руины, как будто предчувствуя, что впереди их городу уготовано блестящее будущее.

Столица империи

Скажем несколько слов о человеке, который дал Константинополю свое имя.

Константин Великий посвящает Константинополь Богородице. Мозаика

Императора Константина уже при жизни называли «Великим», хотя высокой нравственностью он не отличался. Это, впрочем, и не удивительно, ведь вся его жизнь прошла в ожесточенной борьбе за власть. Он участвовал в нескольких гражданских войнах, в ходе которых казнил своего сына от первого брака Криспа и вторую жену Фаусту. Но некоторые его государственные деяния действительно достойны титула «Великий». Не случайно потомки не жалели мрамора, воздвигая ему гигантские памятники. В музее Рима хранится обломок одной такой статуи. Высота ее головы — два с половиной метра.

В 324 году Константин решил перенести место пребывания правительства из Рима на Восток. Поначалу он примеривался к Сердике (ныне София) и другим городам, но в конце концов остановил свой выбор на Византии. Границы своей новой столицы Константин лично начертал на земле копьем. До сих пор в Стамбуле можно погулять вдоль остатков древнейшей крепостной стены, возведенной по этой линии.

Всего за шесть лет на месте провинциального Византия вырос огромный город. Его украсили великолепные дворцы и храмы, акведуки и широкие улицы с богатыми домами знати. Новая столица империи долгое время носила гордое название «Нового Рима». И лишь спустя столетие Византий-Новый Рим был переименован в Константинополь, «город Константина».

Столичная символика

Константинополь — город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии — собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.

Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке. Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь. Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.

Реконструкция первоначального вида храма Святой Софии в Константинополе

В первой половине VI века, при императоре Юстиниане I, городская структура Константинополя была приведена в соответствие с этой идеей. В центре византийской столицы был сооружен грандиозный собор Софии Премудрости Божией, превзошедший свой ветхозаветный прототип — иерусалимский храм Господень. Вместе с тем городскую стену украсили парадные Золотые ворота. Предполагалось, что в конце времен Христос въедет через них в богоизбранный град, чтобы завершить историю человечества, подобно тому как некогда он въехал в Золотые ворота «ветхого» Иерусалима, чтобы указать людям путь спасения.

Золотые ворота в Константинополе. Реконструкция.

Именно символика Божьего Града спасла Константинополь от тотального разорения в 1453 году. Турецкий султан Мехмед Завоеватель распорядился не трогать христианские святыни. Однако он постарался уничтожить их прежний смысл. Святая София была превращена в мечеть, а Золотые ворота — замурованы и перестроены (как и в Иерусалиме). Позже среди христианских жителей Османской империи возникло поверье, что русские освободят христиан от ига неверных и войдут в Константинополь через Золотые Ворота. Те самые, к которым князь Олег прибил некогда свой червлёный щит. Ну что же, поживем — увидим.

Пора расцвета

Наивысшего расцвета Византийская империя, а вместе с ней и Константинополь достигли в правление императора Юстиниана I, который находился у власти с 527 по 565 год.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Юстиниан — одна из самых ярких, и вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению своей заветной идеи возрождения былого могущества Римской империи. Население Константинополя при нем достигло полумиллиона человек, город украсился шедеврами церковной и светской архитектуры. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и глубоко коварная. Юстиниан потопил в крови народные восстания, жестоко преследовал еретиков, расправлялся с непокорной сенаторской аристократией. Верной помощницей Юстиниана была его жена императрица Феодора. В молодости она была актрисой цирка и куртизанкой, но, благодаря редкой красоте и необычайному обаянию, стала императрицей.

Юстиниан и Феодора. Мозаика

Согласно церковному преданию, Юстиниан по происхождению был наполовину славянин. До своего восшествия на престол он будто бы носил имя Управда, а мать его звали Бегляницею. Родиной его было селение Вердяне близ болгарской Софии.

По иронии судьбы, именно в правление Управды-Юстиниана Константинополь в первый раз подвергся нашествию славян. В 558 году их отряды появились в непосредственной близости от византийской столицы. В городе на тот момент имелась только пешая гвардия под началом прославленного полководца Велизария. Чтобы скрыть малочисленность своего гарнизона, Велизарий распорядился волочить позади боевых линий срубленные деревья. Поднялась густая пыль, которую ветер понес в сторону осаждавших. Хитрость удалась. Полагая, что на них движется большое войско, славяне отступили без боя. Однако впоследствии Константинополю пришлось еще не раз увидеть славянские дружины под своими стенами.

Родина спортивных фанатов

Византийская столица нередко страдала от погромов спортивных болельщиков, как это случается и с современными европейскими городами.

В повседневной жизни константинопольцев необычайно большая роль принадлежала ярким массовым зрелищам, в особенности конным бегам. Страстная приверженность горожан к этому развлечению породила образование спортивных организаций. Всего их было четыре: левки (белые), русии (красные), прасины (зеленые) и венеты (голубые). Они различались по цвету одежд возниц конных квадриг, участвовавших в состязаниях на ипподроме. Сознавая свою силу, константинопольские фанаты требовали от правительства различных уступок, а время от времени устраивали в городе настоящие революции.

Ипподром. Константинополь. Около 1350 г.

Самое грозное восстание, известное под названием «Ника!» (то есть «Побеждай!»), разразилось 11 января 532 года. Стихийно объединившиеся приверженцы цирковых партий напали на резиденции городских властей и разгромили их. Восставшие сожгли налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключенных. На ипподроме при общем ликовании был торжественно коронован новый император Ипатий.

Во дворце началась паника. Законный император Юстиниан I в отчаянии намеревался бежать из столицы. Однако его супруга императрица Феодора, явившись на заседание императорского совета, заявила, что предпочитает смерть потере власти. «Царская порфира — прекрасный саван», — сказала она. Юстиниан, устыдившись своей трусости, начал наступление на восставших. Его полководцы, Велизарий и Мунд, встав во главе крупного отряда наемников-варваров, внезапно напали на восставших в цирке и всех перебили. После резни с арены было убрано 35 тысяч трупов. Ипатий был публично казнен.

Словом, теперь вы видите, что наши фанаты, по сравнению со своими далекими предшественниками, — просто кроткие ягнята.

Столичные зверинцы

Каждая уважающая себя столица стремится обзавестись собственным зоопарком. Константинополь не был здесь исключением. В городе имелся роскошный зверинец — предмет гордости и заботы византийских императоров. О зверях, обитавших на Востоке, европейские монархи знали лишь понаслышке. Например, жирафов в Европе долгое время считали помесью верблюда с леопардом. Полагали, что от одного жираф унаследовал общий внешний вид, а от другого — окраску.

Однако сказка меркла по сравнению с реальными чудесами. Так, в Большом императорском дворце в Константинополе имелась палата Магнавра. Здесь находился целый механический зверинец. Послы европейских государей, побывавшие на императорском приеме, были поражены увиденным. Вот, например, что рассказывал в 949 году Лиутпранд, посол итальянского короля Беренгара:
«Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины».

Кстати, все эти чудеса наблюдала в 957 году и княгиня Ольга — первый русский посетитель Магнавры.

Золотой Рог

Константинопольская бухта Золотой Рог в древности имела первостепенное значение при обороне города от нападений с моря. Если неприятелю удавалось прорваться в бухту, город был обречен.

Древнерусские князья несколько раз пытались атаковать Царьград с моря. Но только однажды русскому войску удалось проникнуть в заветную бухту.

В 911 году вещий Олег повел большой русский флот в поход на Константинополь. Чтобы не дать русам высадиться на берег, греки перегородили вход в Золотой Рог тяжелой цепью. Но Олег перехитрил греков. Русские ладьи были поставлены на круглые деревянные валькИ и волоком перетянуты в бухту. Тогда византийский император решил, что такого человека лучше иметь другом, чем врагом. Олегу был предложен мир и статус союзника империи.

Миниатюра Ралзивилловской летописи

В Константинопольских проливах наши предки также впервые познакомились с тем, что мы теперь называем превосходством передовых технологий.

11 июня 941 года сотни ладей князя Игоря блокировали город с моря.

Византийский флот в это время находился далеко от столицы, воюя с арабскими пиратами в Средиземноморье. Под рукой у византийского императора Романа I было всего полтора десятка судов, списанных на берег из-за ветхости. Тем не менее Роман решил дать сражение. На полусгнившие посудины были установлены сифоны с «греческим огнем». Это была горючая смесь, основу которой составляла природная нефть.

Русские ладьи смело атаковали греческую эскадру, один вид которой вызывал у них смех. Но вдруг через высокие борта греческих кораблей на головы русов полились огненные струи. Море вокруг русских судов как будто внезапно вспыхнуло. Множество ладей разом запылало. Русское войско мгновенно охватила паника. Каждый думал только о том, как поскорее выбраться из этого пекла.

Греки одержали полную победу. Византийские историки сообщают, что Игорю удалось спастись едва ли с десятком ладей.

Церковный раскол

В Константинополе не раз заседали Вселенские соборы, спасавшие христианскую Церковь от губительных расколов. Но однажды там произошло событие совсем другого рода.

15 июля 1054 года перед началом богослужения в собор Святой Софии вошел кардинал Гумберт в сопровождении двух папских легатов. Пройдя прямо в алтарь, он обратился к народу с обвинениями против константинопольского патриарха Михаила Керулария. В конце речи кардинал Гумберт положил на престол буллу о его отлучении и покинул храм. На пороге он символически отряхнул прах со своих ног и произнес: «Видит Бог и судит!» С минуту в церкви царило полное безмолвие. Затем поднялся всеобщий гвалт. За кардиналом побежал диакон, умоляя его взять буллу назад. Но тот отвел протянутый ему документ, и булла упала на мостовую. Ее отнесли патриарху, который распорядился обнародовать папское послание, а следом отлучил самих папских легатов. Возмущенная толпа едва не растерзала посланцев Рима.

Вообще говоря, Гумберт приехал в Константинополь совсем для другого дела. В то время как Риму, так и Византии сильно досаждали обосновавшиеся в Сицилии норманны. Гумберту было поручено договориться с византийским императором о совместных действиях против них. Но с самого начала переговоров на первое место выдвинулся вопрос о конфессиональных разногласиях между римской и константинопольской церквями. Император, который был крайне заинтересован в военно-политической помощи Запада, не смог утихомирить разбушевавшихся попов. Дело, как мы видели, кончилось скверно — после взаимного отлучения константинопольский патриарх и римский папа больше не желали знать друг друга.

Позже это событие получило название «великого раскола», или «разделения Церквей» на западную — католическую и восточную — православную. Разумеется, его корни лежали гораздо глубже XI века, а губительные последствия сказались далеко не сразу.

Русские паломники

Столица православного мира — Царьград (Константинополь) — была хорошо знакома русским людям. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов Руси, здесь останавливались паломники, идущие на Афон и в Святую землю. Один из районов Константинополя — Галата — даже назывался «русским городом», — так много тут жило русских путешественников. Один из них, новгородец Добрыня Ядрейкович, оставил интереснейшее историческое свидетельство о византийской столице. Благодаря его «Сказанию о Царьграде» мы знаем, каким застал тысячелетний город крестоносный погром 1204 года.

Добрыня посетил Царьград весной 1200 года. Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями. По подсчетам ученых, в «Сказании о Царьграде» описано 104 святыни столицы Византии, причем так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени.

Весьма любопытен рассказ о чудесном явлении в Софийском соборе 21 мая, которому, как уверяет Добрыня, он лично был свидетель. Вот что произошло в тот день: в воскресенье перед литургией на глазах молящихся золотой запрестольный крест с тремя горящими лампадами чудесным образом поднялся сам собой в воздух, а затем плавно опустился на свое место. Греки восприняли это знамение с ликованием, как знак милости Божией. Но по иронии судьбы спустя четыре года Константинополь пал под ударами крестоносцев. Это несчастье заставило греков переменить взгляд на толкование чудесного знамения: теперь стали думать, что возвращение святынь на место предвещало возрождение Византии после падения государства крестоносцев. Позднее сложилось предание, что накануне взятия Константинополя турками в 1453 году, и тоже 21 мая, чудо повторилось, но на этот раз крест с лампадами навсегда взвились в небо, и это знаменовало уже окончательное падение Византийской империи.
Подробнее

Первая капитуляция

На Пасху 1204 года Константинополь оглашали только стенания и плач. Впервые за девять веков в столице Византии орудовали враги — участники IV Крестового похода.

Призыв к захвату Константинополя прозвучал еще в конце XII века из уст папы Иннокентия III. Интерес к Святой земле на Западе в то время стал уже охладевать. Но крестовый поход против православных схизматиков — это было свежо. Мало кто из западноевропейских государей устоял перед соблазном пограбить богатейший город мира. Венецианские корабли за хорошую мзду доставили орду крестоносных громил прямо под стены Константинополя.

Штурм крестоносцами стен Константинополя в 1204 году. Картина Якопо Тинторетто, XVI век

Город был взят штурмом в понедельник 13 апреля и подвергся тотальному ограблению. Византийский летописец Никита Хониат возмущенно писал, что даже «мусульмане более добры и сострадательны по сравнению с этими людьми, которые носят на плече знак Христа». Неисчислимое количество мощей и драгоценной церковной утвари было вывезено на Запад. По оценкам историков, и по сей день до 90% самых значимых реликвий в соборах Италии, Франции и Германии составляют святыни, вывезенные из Константинополя. Величайшая из них — так называемая Туринская плащаница: погребальная пелена Иисуса Христа, на которой запечатлелся Его лик. Сейчас она хранится в соборе итальянского Турина.

На месте Византии рыцари создали Латинскую империю и ряд других государственных образований.

Раздел Византии после падения Константинополя

В 1213 году папский легат закрыл все церкви и монастыри Константинополя, а монахов и священников заточил в темницы. Католическое духовенство вынашивало планы настоящего геноцида православного населения Византии. Настоятель собора Парижской Богоматери Клод Флери писал, что греков «нужно истребить и населить страну католиками».

Этим планам, к счастью, не суждено было осуществиться. В 1261 году император Михаил VIII Палеолог почти без боя вернул себе Константинополь, положив конец латинскому владычеству на византийской земле.

Новая Троя

В конце XIV–начале XV веков Константинополь пережил самую длительную в своей истории осаду, сравнимую разве что с осадой Трои.

К тому времени от Византийской империи остались жалкие клочки — сам Константинополь да южные районы Греции. Остальное захватил турецкий султан Баязид I. Но независимый Константинополь торчал у него как кость в горле, и в 1394 году турки взяли город в кольцо осады.

Император Мануил II обратился за помощью к сильнейшим государям Европы. Кое-кто из них откликнулся на отчаянный призыв из Царьграда. Из Москвы, правда, прислали только деньги — московским князьям хватало своих забот с Золотой Ордой. А вот венгерский король Сигизмунд смело отправился в поход против турок, но 25 сентября 1396 года был наголову разбит в сражении у Никополя. Несколько удачнее действовали французы. В 1399 году полководец Жоффруа Букико с тысячью двумястами воинов прорвался в Константинополь, усилив его гарнизон.

Однако настоящим спасителем Константинополя стал как ни странно Тамерлан. Конечно, великий хромец меньше всего думал о том, чтобы сделать приятное византийскому императору. С Баязидом у него были свои счеты. В 1402 году Тамерлан разбил Баязида, захватил его в плен и посадил в железную клетку.

Сын Баязида Сулим снял восьмилетнюю осаду с Константинополя. На начавшихся вслед за тем переговорах византийский император сумел выжать из ситуации даже больше, чем она могла дать на первый взгляд. Он потребовал возвращения ряда византийских владений, и турки безропотно согласились на это. Более того, Сулим принес императору вассальную клятву. Это было последним историческим успехом Византийской империи — но зато каким! Чужими руками Мануил II вернул себе значительные территории, и обеспечил Византийской империи еще полвека существования.

Падение

В середине XV века Константинополь все еще считался столицей Византийской империи, а ее последний император, Константин XI Палеолог, по иронии судьбы носил имя основателя тысячелетнего города. Но то были лишь жалкие руины некогда великой империи. Да и сам Константинополь давно утратил столичный блеск. Его укрепления были полуразрушены, население ютилось в ветхих домах, и только отдельные постройки — дворцы, церкви, ипподром — напоминали о былом величии.

Византийская империя в 1450 г.

Такой вот город, или скорее исторический призрак, 7 апреля 1453 года осадила 150-тысячная армия турецкого султана Мехмета II. В Босфорский пролив вошло 400 турецких кораблей.

29-й раз за свою историю Константинополь подвергался осаде. Но никогда еще опасность не была столь велика. Турецкой армаде Константин Палеолог мог противопоставить всего 5000 солдат гарнизона и около 3000 венецианцев и генуэзцев, откликнувшихся на призыв о помощи.

Панорама «Падение Константинополя». Открыта в Стамбуле в 2009 г.

На панораме изображено примерно 10 тысяч участников битвы. Общая площадь холста — 2 350 кв. метров при диаметре панорамы в 38 метров и 20-метровой высоте. Символично и место её расположения: неподалеку от Пушечных ворот. Именно рядом с ними была пробита брешь в стене, которая решила исход штурма.

Тем не менее, первые приступы со стороны суши не принесли туркам успеха. Неудачей закончилась и попытка турецкого флота прорвать цепь, преграждавшую вход в бухту Золотой Рог. Тогда Мехмет II повторил маневр, который некогда доставил князю Олегу славу покорителя Царьграда. По приказу султана османы соорудили 12-километровый волок и перетащили по нему в Золотой Рог 70 кораблей. Торжествующий Мехмет предложил осажденным сдаться. Но те ответили, что будут стоять насмерть.

27 мая турецкие орудия открыли ураганный огонь по городским стенам, пробив в них огромные бреши. Два дня спустя начался последний, общий штурм. После ожесточенной схватки в проломах турки ворвались в город. Константин Палеолог пал в бою, сражаясь как простой воин.

Официальный ролик панорамы «Падение Константинополя»

Несмотря на причиненные разрушения, турецкое завоевание вдохнуло в умиравший город новую жизнь. Константинополь превратился в Стамбул — столицу новой империи, блистательной Османской Порты.

Утрата столичного статуса

470 лет Стамбул был столицей Османской империи и духовным центром исламского мира, поскольку турецкий султан являлся одновременно и халифом — духовным владыкой мусульман. Но в 20-х годах прошлого века великий город утратил свой столичный статус — надо полагать, навсегда.

Причиной тому послужила Первая мировая война, в которой издыхавшая Османская империя имела глупость выступить на стороне Германии. В 1918 году турки потерпели от Антанты сокрушительное поражение. Фактически страна утратила независимость. Севрский договор 1920 года оставил Турции лишь пятую часть ее прежней территории. Дарданеллы и Босфор объявлялись открытыми проливами и подлежали оккупации вместе со Стамбулом. В турецкую столицу вошли англичане, в то время как греческая армия захватила западную часть Малой Азии.

Однако в Турции нашлись силы, не пожелавшие смириться с национальным унижением. Национально-освободительное движение возглавил Мустафа Кемаль-паша. В 1920 году он провозгласил в Анкаре о создании свободной Турции и объявил недействительными подписанные султаном договоры. В конце августа–начале сентября 1921 года между кемалистами и греками произошло крупное сражение на реке Сакарье (в ста километрах к западу от Анкары). Кемаль одержал убедительную победу, за которую получил звание маршала и титул «Гази» («Победитель»). Войска Антанты были выведены из Стамбула, Турция получила международное признание в ее нынешних границах.

Правительство Кемаля провело важнейшие реформы государственного строя. Светская власть была отделена от религиозной, султанат и халифат ликвидированы. Последний султан Мехмед VI бежал за границу. 29 октября 1923 года Турция была официально провозглашена светской республикой. Столицу нового государства перенесли из Стамбула в Анкару.

Потеря столичного статуса не вычеркнула Стамбул из списка великих городов мира. Сегодня — это крупнейший мегаполис Европы с населением в 13,8 миллионов человек и бурно развивающейся экономикой.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.
Звякнуть копеечкой на поддержание штанов автору можно через
Яндекс-деньги
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6901 8581 0944
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!

Мои книги

Последняя война Российской империи
Электронные книги на ЛитРес

Византийский период в Греции

Византия, Византийская империя — название этого прославленного государства традиционно ассоциируется с греческой культурой, хотя возникло оно, как восточная часть Римской империи и первоначально ее официальным языком была латынь, а этнический состав был более, чем разнообразен — греки, италийцы, копты, сирийцы, персы, евреи, армяне, малоазийские народности. Все они называли свое государство Ромейским, то есть Римским, а себя — ромеями, римлянами.

Несмотря на то, что основателем Византии считается император Константин Великий, государство это начало формироваться через 60 лет после его смерти. Император Константин, прекративший гонения на христиан, положил основание христианской империи, а период ее становления растянулся почти на два века.

Именно Константин перенес столицу империи из Рима в древний город Византий, по названию которого много веков спустя империя стала называться Византийской. Собственно, в течение более, чем тысячи лет своего существования она носила название Восточной Римской империи, а в XV веке историки переименовали ее в Византийскую, чтобы отличать от первой Римской империи, прекратившей свое существование в 480 году. Так название «Византия» возникло и прочно закрепилось, как термин, обозначающий великое христианское государство, просуществовавшее с 395 по 1453 год.

Византия оказала огромное, фундаментальное влияние на формирование европейской культуры, на просвещение славянских народов. Невозможно забыть, что Православные традиции, какими мы их знаем сейчас, с красотой богослужений, великолепием храмов, гармонией песнопений — все это дар Византии. Но религиозным мироощущением византийская культура не ограничена, хотя вся пропитана христианским духом. Одной из ее ярких особенностей было преломление всего богатства знаний, накопленных человечеством в античные времена, через призму Христианства.

Кроме Теологической Школы в Константинополе действовали два Университета и Юридическая Школа. Из стен этих учебных заведений выходили видные философы, писатели, ученые, врачи, астрономы, географы. Значительны открытия и изобретения византийцев в разных прикладных сферах. Например, Лев Философ создал оптический телеграф, с помощью которого можно было обмениваться информацией и предупреждать об опасностях.

Из Византии вышли святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, благодаря просветительской деятельности которых славянские народы обрели свой алфавит и письменность, получили переводы Священного Писания и богослужебных книг на родной язык. То есть вся славянская, в том числе — русская, культура с ее всемирно известными литературой и искусством, имеет византийские корни.

Попытки решить внутригосударственные проблемы посредством принятия новых законов и правовых норм развило Византийскую юриспруденцию, в основе которой лежало Римское право. Именно этот свод законов до сих пор является основным в большинстве Европейских государств.

Обогатив весь мир своим культурным наследием, достигнув небывалого расцвета, Византия пала, исчезнув, как государство, но оставшись в истории, как неповторимая и незабываемая цивилизация.

Золотой век Византии

Становление Восточной Римской империи началось еще в правление императора Константина Великого, который перенес столицу в маленький город Византий, назвав его «Новый Рим». Константинополем город звал простой народ, а официально он не носил этого названия.

Император Константин, устав от постоянных династийных войн за трон, которые велись в Риме, решил сделать столицу, подвластную только ему. Он выбрал Византий, стоящий на перекрестке важных торговых путей, проходивших из Черного в Средиземное море, который как всякий портовый город был богат, развит и независим. Константин Великий объявил христианство одной из разрешенных государственных религий, чем вписал себя в историю, как христианский император. Но интересен тот факт, что при жизни, собственно, христианином он не был. Император Константин, причисленный Церковью к лику святых, принял крещение только на смертном одре незадолго до кончины.

После смерти Константина Великого, в 337 году, в течение двухсот лет молодое государство было раздираемо войнами, смутами, ересями и расколами. Требовалась сильная рука, чтобы навести порядок и укрепить Византию. Таким сильным правителем оказался Юстиниан I, вступивший на трон в 527 году, но и целое десятилетие до этого он, фактически, стоял у власти, будучи ключевой фигурой при своем дяде императоре Юстине.

Проведя ряд победоносных войн, император Юстиниан увеличил территорию страны почти вдвое, он распространял христианскую веру, умело вел внешнюю и внутреннюю политику, принимая меры к борьбе с экономическим кризисом, возникшим вследствие тотальной коррупции.

Византийский историк Прокопий Кесарийский свидетельствует, что Юстиниан «приняв власть над государством, потрясаемом и доведенным до позорной слабости, увеличил его размеры и привел в блестящее состояние». Примечательно, что супруга императора Юстиниана Феодора, которую историки называют «самой замечательной женщиной византийской эпохи», была ему верным другом, помощником и советчиком, часто брала на себя трудные государственные дела.

Феодора происходила из семьи бедного циркового смотрителя и в юности, отличаясь яркой красотой, была куртизанкой. Раскаявшись в своей греховной жизни, она пережила духовное перерождение и начала проводить строгую подвижническую жизнь. Тогда-то с Феодорой познакомился молодой Юстиниан и, полюбив, вступил с ней в брак. Этот счастливый союз оказал большое влияние на Византийскую империю, начав ее Золотой век.

При Юстиниане и Феодоре Византия становится центром культуры, «палладиумом наук и искусств». Императорская чета строит монастыри и храмы, в том числе Константинопольский собор Святой Софии Премудрости Божией.

Храм Святой Софии до сих пор остается одним из самых величественных произведений зодчества на земле. Поражают сами его размеры: 77 метров в длину и почти 72 — в ширину, высота храма — чуть менее 56 метров, а диаметр купола — около 33 метров. Под куполом по всей окружности расположены сорок окон, проникая через которые солнечный свет как бы отделяет купол, и создается ощущение, что он стоит на солнечных лучах. В связи с этим существовало поверье, что купол Святой Софии на золотых цепях спускается с неба.

Даже превращенный в мечеть, храм Святой Софии поражает своей грандиозной мощью и красотой. «Здесь все приведено в такую дивную гармонию, торжественную, простую, великолепную», — писал русский художник Михаил Нестеров, посетивший Константинополь, или как его называли в России — Царьград — в 1893 году.

Возведение такого здания, уже не говоря о внутреннем убранстве, в оформлении которого использовались мрамор, слоновая кость, золото и драгоценные камни, имело очень высокую стоимость. Все доходы Византийской империи за пять лет строительства не покрыли стоимости Святой Софии.

При этом роль Церкви как таковой рассматривалась Юстинианом больше как инструмент укрепления империи, он вмешивался в церковные дела, назначал и смещал епископов. Таким образом, роль Церкви сводилась к обслуживанию государственных интересов, она теряла свой духовный авторитет среди людей, что вместо укрепления вело к ослаблению государства.

С одной стороны — в Византии процветала святость. Достаточно назвать просиявших на заре Византийской империи трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также Григория Никомидийского, Марка Эфесского, Иоанна Постника, Филарета Милостивого из сонма прославленных и не столь известных святых Византии, чтобы утверждать — духовная жизнь Византии не угасала и рождала святость. Но святость, как и во все времена, в Византийской империи тоже была явлением исключительным.

Нищета, духовное и культурное убожество большинства населения, утопавшего в грубом разврате и пошлости, проводившего время в праздности — в кабаках и цирках, чрезмерное богатство власть придержащих, утопавших в роскоши и в том же разврате, все это напоминало грубое язычество. В то же время и те, и другие именовали себя христианами, ходили в церковь и богословствовали. Как сказал русский философ Владимир Соловьев, «в Византии было больше богословов, чем христиан». Двуличие, ложь и святотатство, естественно, не могли привести ни к чему хорошему. Византию должна была постигнуть Божия кара.

Падения и взлеты

Преемникам императора Юстиниана I, умершего в 565 году, пришлось вести постоянные войны на Западе и Востоке, чтобы сохранить границы Византийской империи. Германцы, персы, славяне, арабы — это далеко неполный список тех, кто покушался на византийские земли.

К концу VII века Византия занимала около трети своих земель по сравнению с империей Юстиниана. Тем не менее, Константинополь не был сдан, народ за время испытаний стал более сплоченным и этнически определенным. Теперь большинство населения Византийской империи составляли греки, греческий язык стал государственным. Продолжало развиваться право, по-прежнему расцветали науки и искусства.

Лев Исавр, основатель исаврийской династии, который правил под именем Льва III, сделал государство богатым и могущественным. Однако, при нем возникла и развилась ересь иконоборчества, которую поддержал и сам император. Множество святых, жертвенно защищавших святые иконы, просияли в Византии в это время. Знаменитый гимнограф, философ и богослов Иоанн Дамаскин за защиту икон был наказан отсечением руки. Но сама Богородица явилась ему и вернула отсеченную кисть. Таким образом, в православной традиции появилась икона Богородицы Троеручица, на которой изображена и возвращенная Иоанну Дамаскину рука.

Иконопочитание ненадолго восстановилось в конце VIII века при Ирине, первой женщине-императрице. Но впоследствии вновь началось гонение на святые иконы, продолжавшееся до 843 года, когда догмат иконопочитания был окончательно утвержден при императрице Феодоре. Императрица Феодора, чьи мощи ныне почивают на греческом острове Керкира (Корфу), была супругой императора-иконоборца Феофила, но сама тайно чтила святые иконы. Заняв трон после смерти мужа, она покровительствовала созыву VII Вселенского Собора, восстановившего почитание икон. Впервые при Феодоре в храме Софии в Константинополе в первое воскресенье Великого поста был совершен чин Торжества Православия, который и сейчас ежегодно совершается во всех Православных Церквах.

В начале IX века, при продолжавшемся иконоборчестве, вновь начались сокрушительные войны — с арабами и болгарами, которые лишили империю многих земель и чуть не завоевали Константинополь. Но тогда беда миновала, византийцы отстояли свою столицу.

В 867 году к власти в Византии пришла македонская династия, при которой Золотой век империи продлился еще более, чем на полтора столетия. Императоры Василий I, Роман, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, Василий II вернули потерянные земли и расширили границы империи до Тигра и Евфрата.

Именно в период правления македонцев в Константинополь пришли послы князя Владимира, о чем Повесть временных лет рассказывает так: ««Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Сказали же бояре Владимиру князю: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»». Так началась история нового могущественного христианского государства — России, которую впоследствии назовут приемницей Византии или Третьим Римом.

В 1019 году византийский император Василий II завоевал Болгарию. Одновременно он укрепил экономику и дал новый толчок развитию науки и культуры. В период его правления Византийская империя достигла большого расцвета. Известно, что Василий, получивший прозвище Болгаробойца за победы над болгарами, вел аскетическую жизнь. Он не был женат, история не сохранила сведений о каких-либо его любовных похождениях. Он не оставил потомства, и после его смерти началась ожесточенная борьба за трон. Правители, которые один за другим сменяли друг друга, не смогли достойно управлять огромной империей, началась феодальная раздробленность, центральная власть стремительно ослабевала.

В 1057 году, свергнув македонскую династию, на трон взошел Исаак Комнин, но и он не долго продержался во главе государства. Правители продолжали сменять один другого, не пренебрегая подлостями, предательствами, убийствами. Возрастала анархия, государство слабело.

Византийская империя была в критическом состоянии, когда в 1081 году к власти пришел Алексей Комнин. Молодой военачальник силой захватил Константинополь и императорский трон. Он успешно вел внешнюю и внутреннюю политику. На все ключевые государственные посты он назначил либо родственников, либо друзей. Таким образом, власть стала более централизованной, что способствовало укреплению империи.

Правление династии Комниных, которое историки назвали Комниновским возрождением, имело целью захват Рима и низложение Западной империи, существование которой уязвляло самолюбие византийских императоров. При сыне Алексия Комнина Иоанне и, особенно, при внуке Мануиле Константинополь стал центром европейской политики, с которым вынуждены были считаться все остальные государства.

Но после смерти Мануила оказалось, что кроме ненависти к Византии никто из соседей, готовых в любой момент напасть на нее, не питает никаких чувств. Глубокий внутренний кризис, вызванный большой бедностью населения, социальной несправедливостью, политикой ущемления собственного народа в угоду иноземным купцам, разразился восстанием и резней.

Менее чем через год после смерти Мануила Комнина, в столице вспыхнуло восстание, залившее город кровью. В 1087 году от Византии отделилась Болгария, а в 1090 — Сербия. Империя ослабела как никогда ранее, и в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, город был разграблен, многие памятники византийской культуры погибли безвозвратно. Под контролем византийцев оставались всего несколько областей — Никея, Трапезунд и Эпир. На всех остальных территориях грубо насаждался католицизм и истреблялась греческая культура.

Никейский император Михаил Палеолог, заключив несколько политических дружественных союзов, сумел собрать силы и вернуть Константинополь. 15 августа 1261 года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, он торжественно вошел в столицу и объявил о возрождении Византийской империи. Два десятилетия правления Михаила стали для государства годами относительного благоденствия, а самого этого императора историки называют последним значительным правителем Византии.

Внешнеполитическая обстановка оставалась неспокойной, и перед лицом постоянной опасности необходимо было укреплять империю изнутри, но эпоха правления династии Палеологов, наоборот, изобиловала смутами, внутренними конфликтами и восстаниями.

Закат и гибель империи

Постоянная борьба за трон, а главное — духовный кризис общества, именовавшего себя христианским и проводившего далекую от христианских идеалов жизнь, окончательно ослабили Византийскую империю.

Мусульмане-османы всего за двенадцать лет завоевали Бурсу, Никею, Никомедию и дошли до Босфора. Падение Галлиполи под натиском османов в 1354 году положил начало их завоеваниям во всей Европе.

Византийским императорам пришлось искать поддержку в Риме, их заискивание перед Западом дошло до того, что они отвергли Православие, подписав с католиками унию, что не только не послужило во благо государству, но только ослабило его, и духовно, и нравственно. Большинство населения не приняло католицизм, и внутренний кризис дошел до предела.

В течение последующих ста лет османы завладели почти всей территорией империи, и Византия теперь была крошечной провинцией на окраине Европы.

В 1453 году, 5 апреля турки подступили к Константинополю и начали его осаду, а уже 30 мая султан Мехмед II победоносно вошел в город. Так закончилось существование первой христианской, некогда могущественной, Византийской империи.

Удивительно, что не только расцвет, но и падение великой Византии, еще раз доказавшее, что земля и все дела на ней сгорят (2 Послание апостола Петра, 3, 10), продолжает учить человечество многому. Попытка построить на грешной земле общество «единства в свободе по закону Любви», как говорил русский философ Алексей Хомяков, до сих пор остается одним из благороднейших начинаний, вдохновивших многих великих людей — политиков, философов, поэтов, писателей, художников. Осуществим ли этот идеал в падшем мире? Скорее всего, нет. Но он продолжает жить в умах, как высокая идея, как вершина духовных устремлений человечества.

А также почитайте:

Раннехристианские церкви города Салоники

София Палеолог — Великая княгиня московская

Падение Константинополя

Константинополь — Энциклопедия всемирной истории

Построенный в седьмом веке до нашей эры, древний город Византия оказался ценным городом как для греков, так и для римлян. Поскольку он находился на европейской стороне пролива Босфор, император Константин понимал его стратегическую важность и после воссоединения империи в 324 г. н.э. построил здесь свою новую столицу – Константинополь.

Основание Константина (284 — 337 гг. н.э.)

Император Диоклетиан, правивший Римской империей с 284 по 305 г. н.э., считал, что империя слишком велика для одного человека, и разделил ее на тетрархию (правило четырех) с императором (августом) и соправителем (цезарем). как на востоке, так и на западе. Диоклетиан решил править Востоком. Молодой Константин пришел к власти на западе, когда умер его отец Констанций. Амбициозный правитель победил своего соперника Максенция за власть в битве у Мильвийского моста и стал единоличным императором запада в 312 г. н.э. Когда Лициний пришел к власти на востоке в 313 г. н.э., Константин бросил ему вызов и в конечном итоге победил его в битве при Хрисополисе, тем самым воссоединив империю.

Удалить рекламу

Реклама

Константин не знал, где разместить свою новую столицу. Старый Рим никогда не рассматривался. Он понимал, что инфраструктура города приходит в упадок; его экономика находилась в застое, а единственный источник дохода истощался. В Никомедии было все, что он мог пожелать для столицы — дворец, базилика и даже цирк, — но это была столица его предшественников, и ему хотелось чего-то нового. Хотя у него было искушение построить свою столицу на месте древней Трои, Константин решил, что лучше всего расположить свой новый город на месте старой Византии, заявив, что это Новый Рим (Нова Рома). У города было несколько преимуществ. Он был ближе к географическому центру Империи. Поскольку он был почти полностью окружен водой, его можно было легко защитить (особенно, когда через залив была перекинута цепь). Расположение обеспечивало отличную гавань — благодаря Золотому Рогу — а также легкий доступ к району реки Дунай и границе Евфрата. Благодаря финансированию казны Лициния и специальному налогу началась масштабная реконструкция.

Константинополь станет экономическим и культурным центром востока и центром как греческой классики, так и христианских идеалов.

Хотя он сохранил некоторые остатки старого города, Новый Рим — в четыре раза больше Византии — был вдохновлен христианским Богом, но оставался классическим во всех смыслах. Построенный на семи холмах (прямо как Старый Рим), город делился на четырнадцать районов. Предположительно заложенный самим Константином, там были широкие проспекты, вдоль которых стояли статуи Александра Македонского, Цезаря, Августа, Диоклетиана и, конечно же, Константина, одетого в одежду Аполлона со скипетром в одной руке и глобусом в другой. Город был сосредоточен на двух улицах с колоннадами (относящихся к Септимусу Северу), которые пересекались возле бань Зевксиппа и Тетрастона.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Пересечение двух улиц отмечено четырехсторонней аркой, тетрапилоном. К северу от арки стояла старая базилика, которую Константин превратил в квадратный двор, окруженный несколькими портиками, с библиотекой и двумя святынями. Южнее стоял новый императорский дворец с массивным входом, Халкскими воротами. Помимо нового форума, в городе был большой конференц-зал, который служил рынком, фондовой биржей и судом. Старый цирк был превращен в монумент победы, в том числе один монумент, воздвигнутый в Дельфах — Змеиная колонна — в честь победы греков над персами при Платеях в 479 г.до н.э. В то время как старый амфитеатр был заброшен (христиане не любили гладиаторские бои), ипподром был расширен для гонок на колесницах.

Одной из первых забот Константина было обеспечение населения достаточным количеством воды. В то время как в Старом Риме таких проблем не было, Новый Рим сталкивался с периодами сильной засухи летом и ранней осенью и проливными дождями зимой. Вместе с проблемой погоды всегда существовала возможность вторжения. Город нуждался в надежном водоснабжении. Для подачи воды в город было достаточно акведуков, туннелей и водоводов, но не хватало хранилищ. Чтобы решить эту проблему, в 330 г. н.э. была построена Цистерна Бинбирдерек (она существует до сих пор).

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Акведук Валента, Константинополь

Олег (CC BY-NC-ND)

Религия приобрела новое значение в империи. Хотя Константин открыто поддерживал христианство (его мать была одной из них), историки сомневаются, действительно ли он когда-либо стал христианином, ожидая своей смерти, чтобы обратиться. Новый Рим мог похвастаться храмами языческих божеств (старый акрополь он сохранил) и несколькими христианскими церквями; Святая Ирина была одной из первых церквей, построенных по заказу Константина. Он погиб во время восстания Ники при Юстиниане в 532 году нашей эры.

В 330 году н.э. Константин освятил новую столицу Империи, город, который однажды будет носить имя императора. Константинополь станет экономическим и культурным центром востока и центром как греческой классики, так и христианских идеалов. Его важность приобретет новое значение после вторжения Алариха в Рим в 410 г. н.э. и возможного падения города Одоакром в 476 г. н.э. В средние века город стал убежищем для древнегреческих и римских текстов.

Удалить рекламу

Реклама

Констанций Феодосию (337 — 526 гг.

н.э.)

В 337 г. н.э. Константин умер, оставив своих преемников и империю в смятении. Констанций II победил своих братьев (и любых других претендентов) и стал единственным императором империи. Единственным человеком, которого он пощадил, был его двоюродный брат Джулиан, которому в то время было всего пять лет и который не считался реальной угрозой; однако молодой человек удивит своего старшего двоюродного брата и однажды сам станет императором Юлианом Отступником. Констанций II расширил правительственную бюрократию, добавив квесторов, преторов и даже трибунов. Он построил еще одну цистерну и дополнительные зернохранилища. Хотя некоторые историки не согласны (утверждая, что фундамент заложил Константин), ему приписывают строительство первой из трех Святых Софий, Церкви Святой Мудрости, в 360 году нашей эры. Церковь будет уничтожена пожаром в 404 г. н.э., восстановлена ​​Феодосием II, разрушена и снова восстановлена ​​при Юстиниане в 532 г. н.э.

Смерть Констанция II, обращенного в арианство, поставит под угрозу и без того хрупкий статус христианства в империи. Его преемник, Юлиан Отступник, изучавший греческую и римскую философию и культуру (и первый император, родившийся в Константинополе), станет последним языческим императором. Хотя Констанций считал его слабым и неопасным, Юлиан стал блестящим полководцем, заручился поддержкой и уважением армии и легко пришел к власти после смерти императора. Хотя он пытался стереть все аспекты христианства в империи, ему это не удалось. После его смерти в битве с персами в 363 г. н.э. империя была разделена между двумя братьями, Валентинианом I (умершим в 375 г. н.э.) и Валентом. Валентиниан, более способный из них двоих, правил западом, а более слабый и недальновидный Валент правил востоком. Единственным вкладом Валента в город и империю было добавление ряда акведуков, но в его попытке укрепить границу империи — он позволил вестготам поселиться там — он проиграл решающую битву и свою жизнь при Адрианополе в 378 г. СЕ. После позорного поражения Валента вестготы сочли Константинополь уязвимым и попытались взобраться на стены города, но в конечном итоге потерпели неудачу.

Преемником Валента был Феодосий Великий (379 — 395 гг. н.э.). В ответ Юлиану он объявил язычество вне закона и сделал христианство официальной религией империи в 391 году нашей эры. Он созвал Второй Вселенский Собор, подтвердив Никейский Символ веры, написанный при Константине. Как последний император, правивший как на Востоке, так и на Западе, он покончил с римскими весталками, объявил Олимпийские игры вне закона и уволил Дельфийского оракула, существовавшего задолго до Александра Македонского. Его внук, Феодосий II (408–450 гг. н. э.), перестроил собор Святой Софии после того, как он сгорел, основал университет и, опасаясь варварской угрозы, расширил городские стены в 413 г. н. э.; новые стены будут сорок футов высотой и шестнадцать футов толщиной.

Удалить рекламу

Реклама

Панорама Святой Софии

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Юстиниан и восстание Ники (527 — 565 гг. н.э.)

Несколько слабых императоров последовали за Феодосием II, пока к власти не пришел Юстиниан (527–565 гг. н.э.) – создатель Кодекса Юстиниана. К этому времени в городе проживало более трехсот тысяч жителей. Император Юстиниан провел ряд административных реформ, ужесточив контроль как над провинциями, так и над сбором налогов. Он построил новую цистерну, новый дворец, а также новые соборы Святой Софии и Святой Ирины, которые были разрушены во время восстания Ники в 532 году нашей эры. Его самым одаренным советником и равным по интеллекту была его жена Феодора, дочь дрессировщика медведей на ипподроме. Ей приписывают влияние на многие имперские реформы: расширение прав женщин при разводе, закрытие всех публичных домов и создание монастырей для бывших проституток. Под руководством своего блестящего полководца Велисария Юстиниан расширил империю, включив в нее Северную Африку, Испанию и Италию. К сожалению, он будет последним из действительно великих императоров; после его смерти империя будет постепенно приходить в упадок, пока турки-османы не захватят город в 1453 году нашей эры.

Одним из самых мрачных моментов его правления было восстание Ники. Все началось с бунта на ипподроме между двумя спортивными группировками, синими и зелеными. Оба были злы на Юстиниана за некоторые из его недавних политических решений и открыто выступали против его появления на играх. Беспорядки перекинулись на улицы, где вспыхнули грабежи и пожары. Были разрушены главные ворота императорского дворца, дом Сената, общественные бани, многие жилые дома и дворцы. Хотя изначально Юстиниан решил бежать из города, его жена убедила Юстиниана остаться и сражаться: в результате погибло тридцать тысяч человек. Когда дым рассеялся, император увидел возможность избавиться от остатков прошлого и сделать город центром цивилизации. Сорок дней спустя Юстиниан начал строительство новой церкви: новой Святой Софии.

Нельзя было жалеть денег. Он хотел, чтобы новая церковь была построена с большим размахом – церковь, которую никто не посмеет разрушить. Он привез золото из Египта, порфир из Эфеса, белый мрамор из Греции и драгоценные камни из Сирии и Северной Африки. Историк Прокопий сказал:

Удалить рекламу

Реклама

… он взмывает в высоту под стать небу, и словно вздымаясь из других зданий, он стоит так же высоко и смотрит вниз на остатки города … он ликует в неописуемой красоте.

Более десяти тысяч рабочих строили его почти шесть лет. Впоследствии сообщалось, что Юстиниан сказал: «Соломон, я превзошел тебя». В разгар его правления город Юстиниана перенес эпидемию в 541 г. н.э. — Черную смерть, в результате которой погибло более ста тысяч жителей города. Даже Юстиниан не был застрахован, хотя и выжил. Экономика империи никогда полностью не восстановится.

Цистерна Бинбирдерек, Константинополь

marcus_jb1973 (CC BY-NC-ND)

Средневековый Константинополь (до 1453 г. н.э.)

Два других императора заслуживают упоминания: Лев III и Василий I. Лев III (717–741 гг. н. э.) наиболее известен организацией иконоборчества, уничтожением всех религиозных реликвий и икон — город лишится памятников, мозаик и произведений искусства — но его также следует помнить за спасение города. Когда арабы осадили город, он применил новое оружие «греческий огонь», горючую жидкость, чтобы дать отпор захватчикам. Он был сравним с напалмом, и вода была бесполезна против него, так как только способствовала распространению пламени. В то время как его сын Константин V добился такого же успеха, его внук Лев IV, изначально умеренный иконоборец, умер вскоре после прихода к власти, оставив у власти некомпетентного Константина VI, его мать и регентшу Ирину. Ирэн правила железной рукой, предпочитая договоры войне, чему способствовали несколько чисток в армии. Хотя она увидела возвращение религиозных икон (привлекших ее к римской церкви), ее власть над сыном и империей закончилась, когда она решила ослепить его; она была сослана на остров Лесбос.

Василий I (867 — 886 гг. н.э.), македонец (хотя он никогда не ступал в Македонию), увидел город и империю, пришедшие в упадок, и приступил к масштабной программе восстановления: камень заменил дерево, мозаики были восстановлены, церкви а также был построен новый императорский дворец, и, наконец, была восстановлена ​​​​значительная утраченная территория. Однако большая часть восстановления была потеряна во время Четвертого крестового похода (1202–1204 гг. н.э.), когда город был разграблен и сожжен не мусульманами, а христианами, которые первоначально были призваны отражать захватчиков, но сами разграбили город. Крестоносцы бродили по городу, гробницы подвергались вандализму, церкви осквернялись, саркофаг Юстиниана был вскрыт, а его тело отброшено в сторону. Город и империя так и не оправились от крестовых походов, что сделало их уязвимыми для турок-османов в 1453 году нашей эры.

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Краткая история Константинополя

Подписаться
Apple | Гугл | Спотифай | Амазонка | Player.FM | TuneIn
Castbox | Сшиватель | Подкаст Республики | RSS | Патреон | Подвинье | Goodpods


В 330 году римский император Константин решил перенести столицу всей Римской империи.

Местом, которое он выбрал, был небольшой греческий город под названием Византий, расположенный посреди пролива Бхосперус примерно в 500 милях или 800 километрах от Рима.

Оттуда он превратился в один из крупнейших и богатейших городов мира и был резиденцией более чем одной крупной империи.

Узнайте больше о Константинополе, ныне известном как Стамбул, в этом выпуске Every Everywhere Daily.


Прежде чем я углублюсь в историю города, я должен рассмотреть вопрос о названии. Сегодня город известен как Стамбул, и он был изменен на это в 1930 году. 

Итак, когда вы говорите о Константинополе, вы имеете в виду город до 1930 года. Это очень похоже на использование Ленинграда и Санкт-Петербурга. Если вы говорите о блокаде Ленинграда, вы имеете в виду Санкт-Петербург в советский период, когда город был известен как Ленинград.

Есть еще вопрос по географии. Сегодня Стамбул — огромный, растянувшийся город. Один из крупнейших в мире. Большая часть современного Стамбула никогда не была частью Константинополя. Даже если бы вы хотели быть дерзкими и сказать, что летите в Константинополь, вы действительно не были бы.

Исторический город Константинополь — это лишь малая часть современного Стамбула. В этом плане он также похож на Манхэттен. Раньше Манхэттен был синонимом Нью-Йорка, но когда немногим более 100 лет назад районы объединились, Манхэттен стал лишь меньшей частью большого города.

Итак, когда я говорю Константинополь, я имею в виду как определенное место в пределах города Стамбула, так и определенное время до того, как Стамбул был назван.

Сказав это, давайте вернемся к самому началу.

Более 3000 лет назад поселение на нынешнем месте, вероятно, было фракийской деревней под названием Лигос.

Это поселение было заброшено и переселено как колония в 657 году до нашей эры греками из города Мегары, которые назвали его Византией.

Никто не уверен в происхождении слова Византия, но его происхождение могло быть фракийским. Между прочим, Фракия располагалась на территории современной европейской части Турции и юго-восточной Болгарии.

Византия располагалась прямо через пролив Бхосфрус от другой общины, известной как Халкидон, которая сегодня также является частью Стамбула.

Город переходил из рук в руки между персами, афинянами, спартанцами и македонцами, прежде чем окончательно перешел в руки Римской империи.

Название общины было изменено под римским правлением в 193 году императором Септимием Северусом. Он переименовал его в Augusta Antonina , а также стер город с лица земли из-за его участия в гражданской войне.

Судьба города изменилась, и эта история действительно начинается с императора Константина, также известного как Константин Великий.

Константин стал единоличным правителем Рима в 324 году и решил, что Риму нужна новая столица. Место, которое он выбрал, было Августа Антонина.

Я должен похвалить Константина, потому что он выбрал действительно хорошее место. География новой столицы, которую он назвал Нова Рома или Новый Рим, была почти идеальной.

Новая столица располагалась на полуострове треугольной формы. С одной стороны у вас была бухта, известная как Золотой Рог. Он был достаточно широким, чтобы служить водным барьером для города, но также и достаточно узким, чтобы его можно было легко заблокировать натянутой через него цепью.

С другой стороны был Босфор. Босфор также было легко защищать, так как он был очень узким, и по нему можно было строить форты вверх и вниз. Его расположение также позволяло осуществлять полный морской контроль над всем, что входит и выходит из Черного моря. Они также смогли отразить вторжение с моря с помощью своего секретного оружия, греческого огня, о котором я рассказывал в предыдущем эпизоде.

Осталась только одна сторона, обращенная к земле. С этой стороны они могут построить гигантскую стену, и им придется защищать только одну сторону города, а не весь город.

Одна из причин, по которой Константинополь просуществовал так долго, заключалась в географическом расположении его пригорода.

Когда Константин принял решение о переносе столицы, он смог спланировать город практически с нуля. Он спроектировал широкие проспекты, общественные цистерны, наполненные водой, бани, форум, дом сената, триумфальные арки и огромный ипподром. Он искушал знать переселяться бесплатной землей, а людей из низшего сословия — переселяться бесплатным хлебом.

Он также перевез большую часть произведений искусства из Рима в Константинополь.

Самое главное, пожалуй, то, что он задумал Константинополь в первую очередь как христианский город.

Даже после разделения восточной и западной империй Рим по-прежнему оставался западной столицей, и императоры перенесли столицу в Милан и Равенну.

В дополнение к Новому Риму город попеременно назывался Вторым Римом и Восточным Римом, прежде чем термин Roma Constantinopolitana стал использоваться, что означало просто Рим Константина. Оттуда он стал Константинополем.

Он был официально основан как столица в 330 году.  

Город рос и становился довольно богатым, хотя некоторые императоры сразу после Константина не всегда проводили там время.

В начале V века император Феодосий II построил гигантские стены с тройной обшивкой, которые защищали город более 1000 лет.

Когда западная империя пала, восточная империя стала гораздо более культурно греческой. Греческий язык стал доминирующим повседневным языком. Христианство стало доминирующей религией, в конечном итоге вытеснив язычество. Константинополь, как имперская резиденция, стал центром христианства на Востоке, положение, которое он сохраняет, по крайней мере теоретически, и сегодня.

Эта империя, которая, если вы помните из самого первого эпизода этого подкаста, всегда считала себя Римской империей, хотя история называла ее Византийской империей только для того, чтобы отделить этот период римской истории от того, что было до него.

В середине 6-го века город, вероятно, достиг своего имперского апогея при императоре Юстиниане I. Юстиниан руководил строительством и завершением сооружения, которое определило облик города и остается сегодня, Собора Святой Софии, о котором я писал в предыдущем эпизод.

Собор Святой Софии был самым большим зданием в мире и оставался им более 1000 лет. Пожалуй, самым примечательным было то, что он был построен всего за пять лет.

Юстиниан тоже правил во время беспорядков в Нике, из которых я тоже сделал эпизод, чуть не уничтоживший город.

Наконец, его также поразила Юстинианова чума, унесшая жизни почти половины города.

Битва при Ярмуке в 636 году стала высшей точкой для Восточной Римской империи, поскольку Исламский халифат в конце концов завоевал большую часть земель, которые он удерживал в Египте, Северной Африке и Леванте. В то время как империя начала долгий медленный процесс распада, сам город все еще был богатым и жизненно важным.

В течение следующих нескольких столетий город был осажден многочисленными врагами, в том числе сасанидскими персами, арабами, аварами и булгарами. Однако город так и не пал из-за своего расположения и массивных стен.

В начале 8 века император Лев III, помимо ремонта стен и зданий в городе, запретил использование религиозных икон в богослужении. Движение, известное как иконоборчество. Этот период длился более века и сильно повлиял на церкви в городе.

В 1054 году произошел Великий раскол между восточной и западной церквями. Папа Римский и Константинопольский Патриарх отлучили друг друга от церкви. Это стало формальным началом Константинополя как резиденции восточного православия.

Места других великих патриархов на востоке, Александрия, Иерусалим и Антиохия, все перешли под контроль ислама.

В 1204 году произошло одно из знаковых событий в истории города. Город был разграблен западными крестоносцами во главе с городом-государством Венеция. Они не осаждали великие стены города, а вошли в город через море.

Они действительно разграбили город, разграбив и уничтожив множество культурных и художественных ценностей, которыми владел город.

В течение следующих 50 лет то, что стало известно как Латинская империя, управляло Константинополем. Это было государство крестоносцев, которым правил католический император.

В 1261 году он в конце концов пал, когда многие солдаты Латинской империи отправились в крестовый поход, а силы во главе с православными войсками из города Никеи пробрались в город и отбили его.

К этому времени Византийская империя сократилась до частей Западной Турции и Южной Греции. Как политический центр силы Константинополь был в основном исчерпан. Однако как религиозный центр власти Константинополь по-прежнему оставался центром восточного православия.

Самый большой день в истории Константинополя произошел 29 мая 1453 года. Это был день, когда турки-османы прорвали городские стены, Константинополь пал, а император был убит.

К этому времени население города упало примерно до 50 000 человек с пика почти в 1 миллион во времена правления Юстиниана.

Я рассказывал об этом в предыдущем эпизоде, но с падением византийцев и приходом османов город обрел новую жизнь. Он снова стал центром Империи.

Собор Святой Софии был преобразован в мечеть, как и большинство церквей в городе, и были построены другие большие мечети, такие как Голубая мечеть.

Огромный императорский дворец Топкапы был построен для османских султанов.

У османов была империя наравне с Византийской империей в период ее расцвета, и теперь богатства из империи снова текли обратно в город.

За столетие после падения Константинополя население города увеличилось примерно на полмиллиона человек.

Османы позволили Патриарху продолжать жить в городе, и, несмотря на то, что он находился под контролем мусульман, Константинопольский Патриарх оставался выдающимся, даже несмотря на то, что значение других православных центров, таких как Москва, возросло.

Здесь я должен отметить, что османы сохранили название города прежним, хотя и на турецком языке. Задолго до падения Константинополя грекоязычные жители города стали неофициально называть город «Стамбул».

Стамбул, как полагают, произошел от средневековой греческой фразы «is tim ?bolin», что означает «в город». Константинополь был настолько доминирующим, что все в окрестностях определялось как расположенное к городу или от него.

Расцвет Османской империи пришелся на конец 17 века, когда она достигла ворот Вены. В течение следующих нескольких столетий Османская империя, как и Византийская империя до нее, начала медленно разрушаться.

К началу 20-го века Османская империя сократилась до того, что сегодня является Турцией, Ираком, Сирией, Израилем и частями Саудовской Аравии вдоль каждого побережья.

Следующая большая перемена для Константинополя произошла с окончанием первой мировой войны. Османская империя выбрала проигравшую сторону, что привело к ее распаду

К концу войны Константинополь был оккупирован союзными войсками. Союзники согласились позволить султану продолжать править, но внутреннее восстание, названное Турецкой войной за независимость, привело к окончательному падению Империи и созданию Турецкой Республики в 1923 году.  

Новая столица Турции была перенесена из Константинополя в Анкару, где он существует и по сей день.

Константинополь был удален из политической столицы впервые с тех пор, как он был создан императором Константином.

Тем не менее, город не был сделан. Не далеко.

Население Константинополя значительно выросло в течение 19-го и начала 20-го веков. На момент создания Турецкой Республики в ней проживало около 818 000 человек.

После изменения названия на Стамбул в 1930 году значение города как экономического центра возросло.

За последнее столетие население Стамбула быстро выросло и распространилось далеко за пределы первоначальных границ Константинополя. Сегодня в городе проживает 15 миллионов человек, и в нем проживает 20% населения Турции.

В настоящее время это 15-й по величине город в мире.

Аэропорт Стамбула является одним из самых загруженных аэропортов в мире и, учитывая его расположение между Европой и Азией, одним из аэропортов с лучшим транспортным сообщением.

Этот город с населением 15 миллионов человек сегодня существует из-за того, что римский император в начале 4-го века хотел новую столицу, где он мог бы быть близко к границам своей империи и при этом быть хорошо защищенным.


Every Everywhere Daily — это подкаст Airwave Media.

Исполнительный продюсер Дарси Адамс.

Ассоциированные продюсеры Тор Томсен и Питер Беннетт.

Сегодняшний обзор исходит от слушателя Shoa-lin из Apple Podcasts в США. Они пишут:

Лучший из когда-либо

Без исключения лучший подкаст, который я слушал. Хорошо исследовано и представлено отлично. Только нужная длина, никакой лишней чепухи, только факты! Самое приятное, что моим двум мальчикам это нравится. Младший сказал мне, что не нужно идти в школу, просто нужно слушать.

Спасибо, Шоа-лин! Если вашим детям нравится подкаст, значит, вы их правильно воспитали. Учитывая количество детей, которым нравится шоу, мне, вероятно, следует открыть Академию «Все Везде».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts