Константинополь при юстиниане: История Константинополя кратко, от основания до наших дней (Стамбул)
Содержание
краткая история до падения Византии
Правление Константина I Великого ознаменовало серию коренных преобразований в жизни Римской империи. Среди них особенно важную роль сыграли Миланский эдикт о веротерпимости и официальный перенос столицы в новый город — Константинополь, который был возведён на месте древнегреческой колонии Византий.
Миланский эдикт стал важной вехой на пути превращения учения Христа в официальную религию империи и основу её государственной идеологии. В свою очередь перенос столицы в Константинополь как бы подчеркивал разрыв с традициями старого Рима и его языческими богами. В Новом Риме сразу строилось множество христианских храмов, среди которых особенно выделялась огромная церковь Апостолов (снесена в 1461 году по указу султана Мехмеда II).
27 февраля 380 года во время правления императора Феодосия I издаётся Фессалоникийский эдикт, который сделал христианство государственной религией Рима. Спустя 15 лет после его смерти империя окончательно разделяется на Восточную со столицей в Константинополе (позже её назовут Византийской) и Западную, центром которой остаётся «старый» Рим.
После того, как Западная Римская империя пала в результате внутренних конфликтов и нашествия варваров, именно Новый Рим становится ключевым политическим и религиозным ориентиром для жителей Европы и Ближнего Востока. Даже захватившие провинции бывшей империи германцы продолжают равняться на него и воспринимать как «старшего брата».
В это непростое для всей позднеантичной цивилизации время Константинополь играет важнейшую роль в качестве духовного центра. Здесь проходят сразу три Вселенских собора — 2-й (381 г.), 5-й (553 г.) и 6-й (680—681 гг.), на которых были определены догматические основы христианской церкви, а также ряд соборов, и признаваемых лишь в отдельных ветвях христианства.
В VI веке при императоре Юстиниане I в Константинополе разворачивается масштабное строительство. Самым величественным и ярким сооружением этого времени стал храм Святой Софии, который стоит и по сей день, поражая своей красотой и мощью архитектурного замысла.
При Юстиниане была восстановлена и перестроена Церковь Святой Ирины, посвященная «Святому миру» («Ирини» по-гречески), также дошедшая до наших дней и являющаяся сейчас частью дворцового комплекса Топкапы. А ещё при нём был положен конец богословским спорам, сотрясавшим христианский мир на протяжении всего V века.
В VII веке Византия серию сокрушительных поражении от арабов и потеряла обширные владения на Ближнем Востоке и в Африке. Армия мусульманского Халифата дважды осаждала её столицу, но не смогла его взять. Империя выстояла, а Константинополь стал восприниматься как оплот христианского мира.
Будучи не в силах долгие годы по-серьезному воевать со своими соседями, Византия превратила христианство в едва ли не важнейший инструмент своей внешней политики. В отличие от Западной империи Карла Великого, которая крестила своих соседей огнём и мечом, в Константинополе сделали ставку на просвещение.
Среди наиболее успешных миссионерских проектов Византии можно отметить крещение Болгарии в 864 году, крещение сербов где-то между 867 и 874 годами и крещение Киевской Руси в 988 году. Огромно было влияние византийских проповедников в Великой Моравии, польских землях и даже Скандинавии через варяжских торговцев и наёмников, хотя в дальнейшем эти территории попали в орбиту папского Рима.
Сейчас сложно представить, насколько ошеломляющее впечатление производил Константинополь, один из крупнейших и богатейших городов своего времени, на тех же славян или скандинавов. В какое состояние благоговения они попадали, оказываясь на службе в Святой Софии.
Существенно было также влияние Византии на христианском Востоке. Благодаря серии успешных кампаний ей удалось отвоевать значительную часть своих бывших азиатских владений. Наиболее важным успехом было возвращение Антиохии Великой. Обрядовая жизнь восточных патриархатов подвергается значительной византинизации.
На X-XI века приходится также расцвет византийского храмового строительства и церковной живописи. Этому предшествовали непростые годы иконоборчества, когда были уничтожены многие великолепные образы, фрески и мозаики. Среди шедевров этой эпохи стоит отметить монастырь Хора в Константинополе (1077—1081 гг.), ныне ставший стамбульской мечетью Карие.
Здесь же в Константинополе в Святой Софии в 1054 году произошло событие, получившее название Великой Схизмы. 16 июля прибывшие в город легаты Папы Римского возложили на алтарь собора отлучительную грамоту, в которой предали анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ патриарх анафемствовал папских легатов.
Разногласия Западной и Восточной церкви существовали и раннее, однако до сих пор их удавалось преодолеть. На этот раз раскол оказался окончательным, хотя поначалу казалось, что это тоже ненадолго. По всей видимости, точкой невозврата стал 4-й крестовый поход, в ходе которого европейские рыцари захватили и разграбили христианский Константинополь.
Возрождённая Палеологами в 1261 году Византийская империя уже была совсем не той могучей силой, как за 200 лет до этого. Тем не менее, Контантинопольская патриархия по-прежнему оставалась духовным ориентиром в православном мире как минимум до момента взятия Нового Рима Османами в 1453 году.
Падение Константинополя произвело неизгладимое впечатление на современников и вызвало шок по всей Европе. Святая София и другие древние христианские храмы были превращены в мечети. Разграбление и уничтожение величайших культурных ценностей города нанесло непоправимый ущерб всей европейской культуре.
Константинополь при Юстиниане. — История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal
Константинополь при Юстиниане.
В 527 году на императорский престол взошёл племянник Юстина I Старшего, уроженец Македонии Юстиниан I. К тому времени особый вес в столице приобрели димы — массовые «спортивные» (или «цирковые») партии, первоначально возникшие во время состязаний на ипподроме, а затем постепенно превратившиеся в политические организации горожан, отстаивавшие интересы различных сословий и слоёв общества. Ипподром играл большую роль в политической жизни города и империи, народ пользовался им как местом собраний, где можно высказать своё недовольство действиями властей. В Константинополе существовали четыре главных дима — венеты («голубые»), прасины («зелёные»), левки («белые») и русии («красные»), названные так по цветам одежды возничих колесниц. Наиболее влиятельными среди них были венеты и прасины, имевшие выборных руководителей — димархов и димократов, свою казну, недвижимость и вооружённые отряды городской молодёжи, оказывавшие давление на императорскую власть. Венетов возглавляли крупные землевладельцы и сенаторы из числа аристократов (они выступали за укрепление рабовладельческих отношений, имели крупные интересы в западной части империи и тесные связи с духовенством), прасинов — богатые торговцы, откупщики и ростовщики (имевшие тесные связи с восточными провинциями империи и покровительствовавшие монофизитам), но рядовыми членами обеих партий были выходцы из средних и низших слоёв Константинополя. Правящие верхушки димов боролись между собой за власть, доходы и влияние при императорском дворе. Масса рядовых димотов нередко участвовала в городских волнениях, вызванных налоговым бременем и притеснениями властей, но руководителям димов до поры до времени удавалось сдерживать недовольство толпы.
Главным проектом императора, стремившегося увековечить своё имя и славу Константинополя, стало строительство нового кафедрального собора Святой Софии, который своими размерами и великолепием должен был затмить всё, что было построено в столице до этого. Согласно легендам, уступить некоторые участки земли под будущий собор Юстиниан лично просил у их владельцев, план собора был указан императору во сне ангелом, а некоторые споры между Юстинианом и архитекторами также решались с помощью вмешательства небесных сил. Закладка фундамента началась утром 23 февраля 532 года, на сороковой день после грандиозного пожара, уничтожившего прежнюю церковь. Для сооружения храма в Константинополь были приглашены архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, на строительстве было занято около 10 тыс. мастеров и чернорабочих. Юстиниан почти каждый день лично наблюдал за ходом работ, приезжая на стройку после обеда. В 534 году был издан новый кодекс Юстиниана, регламентировавший все стороны жизни византийского общества.
Строительство собора длилось около шести лет и потребляло огромные средства, равные почти всем доходам Византийской империи. Например, только на амвон и хоры был истрачен годовой доход, поступивший в казну из такой богатой провинции, как Египет[комм. 28]. В Константинополь со всех уголков империи свозились дорогие строительные материалы (мрамор, гранит и порфир), а также уцелевшие фрагменты античных строений — мраморные колонны из Рима, Афин и Эфеса, белоснежный мрамор из Проконеза, светло-зелёный мрамор с Каристоса, бело-красный мрамор с Ясоса, розовый с прожилками мрамор из Фригии. В определённый момент Юстиниан даже захотел весь собор вымостить золотыми плитками, но его сумели отговорить от этой расточительной идеи. Когда император вошёл в храм в день его освящения (27 декабря 537 года), он воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошёл тебя, Соломон!» Празднества по случаю освящения собора продолжались 15 дней, на улицах населению от имени Юстиниана раздавали монеты и хлеб. В царствование Юстиниана были также перестроены церкви Святой Ирины (536) и Святых Апостолов (549), построены церковь Святого Полиевкта (527), церковь Святых Сергия и Вакха (536) и уникальный акведук, доставлявший в Константинополь воду из реки Кидарис (его четыре двухэтажные арки высотой 36 м были перекинуты через поток шириной 140 м). Возле собора Святой Софии была установлена огромная колонна, которую венчала бронзовая конная статуя Юстиниана.
В первой половине VI века большое значение в ремесленном секторе Константинополя имели государственные мастерские по производству тканей из льна, шерсти и шёлка, красильные и швейные мастерские, мастерские по производству предметов роскоши (особенно драгоценностей) и оружия, чеканке монет, хлебопекарни, использовавшие египетское зерно, судоверфи, вёсельные мастерские и артели ловцов пурпурных раковин. Часть ремёсел была запрещена частным лицам и входила в сферу интересов императорских монополий. Попасть в число членов государственных корпораций (цехов) было непросто; кроме наличия нужных возраста и навыков, необходимо было происходить из семьи члена корпорации. В городе имелось также несколько тысяч мастерских свободных ремесленников, объединённых в свои торгово-ремесленные корпорации (почти 1,7 тыс. мастерских и лавок были освобождены от государственных податей, взамен они финансировали нужды собора Святой Софии и обеспечивали пожарную охрану Константинополя). Среди частных предприятий выделялись кузницы, ткацкие, гончарные, кожевенные, обувные, меховые и ювелирные мастерские, мастерские по производству ножей, сельскохозяйственного инвентаря, свечей и мыла, а также артели каменщиков, плотников, маляров, землекопов, камнерезов и садовников. Большинство мастерских и лавок одного профиля образовывали специализированные кварталы, например, аргиропраты обосновывались на Месе. Немалая часть рабочих Константинополя была занята в обслуживании проастрий — земельных владений, которые представляли собой поместья императора, аристократов, монастырей и церквей с обширным подсобным хозяйством.
На период правления Юстиниана пришлось восстановление разрушенных в эпоху великого переселения народов торговых связей с Причерноморьем и превращение Константинополя в важный центр транзитной торговли. Византия добилась неограниченного господства в проливах и бассейне Чёрного моря, что позволило Юстиниану взимать высокие таможенные пошлины со всех проходящих мимо столицы судов. Торговля находилась под неусыпным контролем императорских чиновников, которые тщательно осматривали суда и сухопутные караваны, прибывавшие в город, определяли размер пошлины, устанавливали допустимые сроки пребывания приезжих купцов в Константинополе и контролировали наличие имущества и товаров в момент их отъезда. Желая увеличить торговую роль столицы, византийские власти запрещали транзит через проливы целого ряда товаров (в том числе зерна, вина, оливкового масла и некоторых сортов шёлковых тканей), вынуждая иностранных купцов совершать закупки в самом Константинополе. Эти ограничения, с одной стороны, способствовали процветанию торговых корпораций столицы, а с другой — стимулировали образование в городе кварталов иностранных купцов. На рейдах константинопольских гаваней стояли суда из Египта, Ханаана, Крыма, Италии и Испании, на постоялые дворы стекались караваны из Месопотамии, Персии, Аравии, Кавказа и Индии.
Розничная торговля была сосредоточена в лавках и портиках вдоль Месы (от Милия до Форума Константина) и Артополия. Существовали специальные рынки, например, для импортных товаров (у гавани Юлиана) и скотный рынок. Оживлённая торговля велась в гавани Иерон на азиатском берегу Босфора, где Юстиниан повелел обустроить постоянную таможню. Торговые агенты императора и других влиятельных лиц, а также купцы-оптовики и различные посредники скупали здесь привезённые товары и на своих судах перевозили их в Константинополь. В городе имелось множество лавок, в которых торговали дорогими тканями и готовой одеждой, ювелирными украшениями и драгоценными камнями, воском, свечами, мылом и благовониями, вином, оливковым маслом, пряностями и специями, мясом, рыбой, овощами и фруктами. Рядом с торговцами складывалась прослойка чиновников, оформлявших сделки, менял и ростовщиков, которые принимали деньги под проценты, а также золото и серебро на хранение, уплачивали залог, оценивали имущество, выступали посредниками при совершении сделок или гарантами при уплате долга, ссужали деньги под проценты или залог, распродавали имущество с торгов (в том числе имущество конфискованное, умерших без завещания или разорившихся людей) и даже пробировали монеты. Активное участие в финансовых сделках принимали сенаторы, другие аристократы или их доверенные лица.
К концу правления императора Юстиниана Византийская империя достигла максимального расцвета, включив в свой состав большую часть Северной Африки и Италии, часть Испании и Армении, Далмацию, а также территорию бывшего Боспорского царства. Контролируя такие богатые области, как Балканы, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина и Египет, Византия играла первостепенную роль в международных отношениях эпохи раннего Средневековья, а Константинополь был тем центром, куда стекались собранные налоги и военная добыча огромной державы. В столице оседали славяне и фракийцы, арабы и евреи, армяне и копты, готы и другие варвары, выходцы из Италии и Испании, большинство из которых переходило на греческий язык, принимало православие и быстро усваивало византийские традиции. Юстиниан утвердил неограниченную власть императоров, обеспечил Церковь значительными привилегиями и гарантировал права частной собственности, именно при нём произошёл переход от римских традиций к византийскому стилю правления. Этот период процветания омрачила так называемая «Юстинианова чума» 541—542 годов, занесённая в Константинополь на судах с зерном из Египта (по разным оценкам, на пике пандемия убивала от 5 до 10 тыс. горожан в день и таким образом уничтожила от 40 до 50 % населения столицы). В 553 году по инициативе Юстиниана в столице прошёл Второй Константинопольский собор, повторно осудивший несторианство как ересь. В 557 и 558 годах Константинополь пострадал от мощных землетрясений, многие строения города, в том числе собор Святой Софии и монастырь Святого Михаила с древней церковью Хора (церковью Христа Спасителя «в деревне» или «в полях»), получили значительные повреждения.
В VI веке в Константинополе, переживавшем в правление династии Юстиниана бурный культурный и научный подъём, жили и работали философы Стефан Византийский и Иоанн Филопон, богослов Иоанн Эфесский, архитекторы-математики Анфимий из Тралл и Исидор Милетский, историки Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский (был также известным поэтом), Иоанн Малала, Исихий Милетский, Пётр Патрикий, Менандр Протектор и Иоанн Лид, географ Козьма Индикоплов, поэт Павел Силенциарий.
В период правления династии Юстиниана в Константинополе стала складываться влиятельная армянская диаспора, в дальнейшем сыгравшая огромную роль в жизни Византийской империи. При императорском дворе армяне занимали посты полководцев и советников, дипломатов и казначеев.
С момента возникновения Константинополя здесь существовали многочисленные гостиницы, постоялые дворы и приюты для паломников, которые принимали на постой как гостей города, так и пилигримов, следовавших из Европы в Иерусалим (пандохейоны и митаты делали это на коммерческой основе, а ксенодохии были благотворительными учреждениями, дававшими кров неимущим). В правление Юстиниана и его наследников ксенодохии стали превращаться в лечебные заведения, в которых оказывалась медицинская помощь беднякам. Многие ксенодохии имели в городе и пригородах земельные наделы (проастии) с мастерскими, садами и огородами, которые сдавали в долгосрочную аренду (эмфитевзис), а полученные доходы направляли на содержание зданий и врачей. В дальнейшем при финансовой поддержке императоров, богатых горожан и монастырей ксенодохии как богадельни с медицинским уклоном стали в Константинополе распространённым явлением. На азиатском берегу Босфора располагался находившийся в ведении Церкви лепрозорий Аргироний. В городе имелось немало врачей, как получавших жалованье от государства (среди них выделялась привилегированная группа придворных лекарей), так и живших исключительно на те средства, которые они получали от больных.
источник https://cont.ws/@sugochka/1132308
Tags: искусство и культура, история, люди и этносы
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Это или то? Фрукты против овощей
Все освещено: 6 биолюминесцентных организмов
Почему океан соленый?
Юстиниан — Православная Вики
Святой Юстиниан, император Рима и Византии в шестом веке.
Святой и благоверный император Юстиниан I (11 мая 483 г. — 13/14 ноября 565 г.) был императором Восточной Римской империи с 1 августа 527 г. до своей смерти. Его супругой была императрица Феодора. Помимо того, что Юстиниан был одним из самых важных правителей поздней античности и крупной фигурой в истории Византийского государства, он был также великим поборником Православия, строителем церквей и церковным писателем. В его царствование Византия прославилась военными победами в Персии, Африке и Италии, в результате которых было решительно разгромлено язычество среди германских вандалов и вестготов. Он также известен как «последний римский император» и был императором, отвоевавшим город Рим у остготов. 14 ноября Церковь празднует день его памяти.
Содержимое
- 1 срок службы
- 2 Юридические и военные достижения
- 3 Юстиниан и Православие
- 4 Источники и внешние ссылки
Лайф
Полное имя Юстиниана было Флавий Петрус Саббатий Юстиниан. Говорят, что он славянского происхождения, вероятно, родился в маленькой деревне под названием Таурезиум в Иллирике, недалеко от Скупи (современный Скопье, Македония), 11 мая 483 года в Виджилантии. Его мать Виджилантия была сестрой уважаемого генерала Юстина, который поднялся из рядов армии, чтобы стать императором. Его дядя усыновил его и обеспечил образование мальчика. Юстиниан был прекрасно образован в области юриспруденции, богословия и римской истории. Его военная карьера отличалась быстрым продвижением по службе, и большое будущее открылось ему, когда в 518 году Юстин стал императором. Юстиниан был назначен консулом в 521 году, а затем командующим восточной армией. Он был виртуальным регентом задолго до того, как Юстин сделал его помощником императора 1 апреля 527 года.
Четыре месяца спустя Юстиниан стал единоличным правителем после смерти Юстина I. Его правление имело всемирное влияние, составив отдельную эпоху в истории Византийской империи и Православной церкви. Он был человеком необыкновенной работоспособности (иногда его называли «господином, который никогда не спит») и обладал сдержанным, приветливым и бойким характером, но в то же время беспринципным и лукавым, когда это ему служило. Он был последним императором, пытавшимся восстановить Римскую империю на территориях, которыми она владела при Феодосии I.
Он окружил себя мужчинами и женщинами необычайного таланта, «новыми мужчинами», отобранными не из аристократических рядов, а назначенными на основе заслуг. В 523 году он женился на Феодоре, которая по профессии была куртизанкой (или актрисой, или артисткой цирка, согласно одному из источников), примерно на 20 лет моложе его. По словам историка Прокопия, печально известного своей клеветнической неприязнью к царской чете, Юстиниан, как говорят, встретил ее на спектакле, где она и дрессированный гусь представляли Леду и лебедя , пьесе, в которой удалось высмеять греческую мифологию и христианскую мораль одновременно. В прежние времена Юстиниан не смог бы жениться на ней из-за ее класса, но его дядя император Юстин I принял закон, разрешающий смешанные браки между социальными классами. Феодора стала очень влиятельной в политике империи, а более поздние императоры последовали примеру Юстиниана и женились вне аристократического класса. Брак стал источником скандала, но Феодора оказалась очень умной, «уличной сообразительностью», хорошим знатоком характера и самым большим сторонником Юстиниана.
Феодора умерла в 548 г.; Юстиниан пережил ее почти на двадцать лет, умер 13 или 14 ноября 565 года.
Юридические и военные достижения
Юстиниан добился прочного влияния своими судебными реформами, в частности суммированием всего римского права, чего раньше никогда не было. Юстиниан поручил выполнить эту задачу квестору Трибониану, и 7 апреля 529 г. он выпустил первый проект Corpus Juris Civilis , состоящий из трех частей: Digesta (или Digest или Pandectae ), Institutiones (или Institutes ) и Кодекс . Корпус составляет основу латинской юриспруденции (включая церковное каноническое право: « ecclesia vivit lege romana », «Церковь живет по римскому праву»). Это обеспечило выживание римского права, которое в XII веке перешло на Запад, а затем и на Восточную Европу, включая Россию. Он остается влиятельным и по сей день.
Просторы Византийской империи в 550 г. при Юстиниане.
Что касается военных кампаний, Юстиниан в целом был успешным; он был последним византийским императором, контролировавшим Рим и некоторые части Запада. Как и его римские предшественники и византийские преемники, Юстиниан первоначально участвовал в войне против Сасанидской Персии в римско-персидских войнах. Однако его основные военные амбиции были сосредоточены на западном Средиземноморье, где его генерал Велизарий возглавил отвоевание частей территории старой Римской империи. Велизарий получил это задание в награду за успешное подавление беспорядков Ники в Константинополе, из-за которых Юстиниан подумывал о бегстве из столицы, но остался в городе только по совету Феодоры (согласно Прокопию). В 533 г. Велизарий отвоевал Северную Африку у вандалов, затем продвинулся на Сицилию и Италию, отвоевав Рим (536 г.) и столицу остготов Равенну (540 г. ) в ходе так называемой Готской войны.
Юстиниан и Православие
Юстиниан был горячим сторонником Православия.
Юстиниан считал себя новым Константином Великим. Он верил в общесредиземноморский христианский порядок в политическом, религиозном и экономическом плане, объединенный и правивший из Константинополя под единым христианским императором. С этой целью он направил свои великие войны и свою колоссальную деятельность по отвоеванию западных провинций у германских племен.
Пожалуй, самое примечательное событие произошло в 529 г.когда Академия в Афинах (известная тем, что была основана столетиями ранее Платоном) была передана под контроль государства по приказу Юстиниана, что фактически задушило эту школу подготовки эллинизма. Язычество активно подавлялось. Поклонение Аммону в Авгиле в Ливийской пустыне было упразднено, как и остатки поклонения Исиде на острове Филе в Египте, а нераскаявшиеся манихеи были казнены в Константинополе. Юстиниан часто отправлял миссионеров и обращал многочисленные племена. Только в Малой Азии Иоанн, епископ Эфесский, обратил 70 000 язычников.
Юстиниан также занял очень твердую позицию в своей поддержке православия; он боролся с разными ересями на протяжении всего своего правления. В начале своего правления он законодательно провозгласил веру в Святую Троицу и Воплощение, а впоследствии заявил, что лишит всех нарушителей ортодоксальности надлежащей правовой процедуры. Он сделал Никео-Константинопольский Символ веры единственным символом Церкви и придал юридическую силу канонам четырех Вселенских соборов. По повелению государя был созван Пятый Вселенский Собор в 553 году, порицавший учение Оригена и утвердивший определения Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне. Он также пытался обеспечить религиозное единство в Империи посредством своих (безуспешных) диалогов с нехалкидонцами. Он назначил Феодору, дочь восточного православного священника, своим специальным посланником для борьбы с теми, кто отверг Халкидон. Помимо монофизитства и миафизитства, между Востоком и Западом начали возникать и другие церковные трения; Споры о «трех главах» обострили все это (см. Внешние ссылки).
Собор Святой Софии в том виде, в котором он был задуман, без минаретов.
Император сыграл важную роль в строительстве многочисленных церквей. Он приказал построить 90 церквей для новообращенных и щедро поддержанных церквей в Империи. Лучшими сооружениями того времени считаются монастырь на Синае и собор Святой Софии в Константинополе. При святом Юстиниане было построено много церквей, посвященных Богородице. Получив широкое образование, святой Юстиниан усердно заботился о воспитании духовенства и монахов, повелевая обучать их риторике, философии и богословию. Он не упускал возможности для обеспечения прав Церкви и духовенства, для защиты и расширения монашества: его своды законов содержат множество постановлений о пожертвованиях, фондах и управлении церковным имуществом; избрание и права епископов, священников и аббатов; монашеская жизнь, жилищные обязанности духовенства, ведение богослужений и архиерейская юрисдикция.
Стандартизация Юстинианом Божественной литургии включала введение Херувимского гимна, и ему традиционно приписываются два часто используемых тропаря Церкви: Сын Единородный и О Свет Радостный .
В личной жизни святой Юстиниан был строго благочестив, часто постился. Во время Великого поста он не ел хлеба и не пил вина, а питался только водой и овощами. Его также помнят за продвижение идеи «симфонии» между церковью и государством.
Однако светские источники часто критикуют Юстиниана как деспота. Даже в православном Священном Предании встречаются некоторые разногласия. Например, агиография св. Евтихия рисует более сложный портрет императора:
- «По кончине святого патриарха Мины апостол Петр явился в видении императору Юстиниану и, указав рукой на Евтихия, сказал: «Да будет он твоим епископом». В самом начале своего патриаршего служения святитель Евтихий [не сам Юстиниан] созвал Пятый Вселенский Собор (553 г.), на котором отцы осудили возникающие ереси и предали их анафеме, однако через несколько лет в Церкви возникла новая ересь. : Афтартодокетизм [asartodoketai] или «нетление», которое учило, что плоть Христова… [была] неспособна страдать. Св. Евтихий решительно обличал эту ересь, но император Юстиниан сам склонился к этому и обратил свой гнев на святого. По приказу императора воины схватили святого в храме, сняли с него патриаршие ризы и отправили в ссылку в Амасийский монастырь (565 г.)». [1]
Юстиниан Великий: Император и святой , опровергает утверждение о том, что Юстиниан в последние годы своей жизни поддался ереси афтартодокетизма.Принято считать, что после долгого правления, когда Юстиниан не жалел усилий, чтобы попытаться вернуть монофизитов в В лоне Православной Церкви люди устали от престарелого императора, поэтому принято утверждать, что Юстиниан придерживался афтартодокетской ереси, являвшейся, по существу, крайней формой монофизитства, и низложил патриарха Константинопольского Евтихия за его якобы отказ подчиняться к этому учению.
Предполагаемый указ Юстиниана о наложении афтартодокетизма не сохранился, и единственный современный источник, упоминающий о нем, — свидетельство историка Евагрия. Большинство историков приняли информацию Евагрия за истину, полагая, что Юстиниан либо обратился в ересь в конце жизни, либо впал в маразм. Таким образом, эти ученые связывают указ со низложениями как Евтихия, так и Анастасия, патриарха Антиохийского. Отец Геростергиос утверждает:
- То, что они были низложены из-за отказа принять указ, мы не считаем верным по следующим причинам:
- 1. Епископ Северной Африки Виктор, враг Императора, упоминает о низложение Евтихия в своей Хронике , но не приводит никаких оснований для низложения. Если бы он действительно знал что-либо о новом эдикте, и если бы, далее, он знал о принятии Юстинианом афтартодокетской ереси, то он непременно не только упомянул бы об этом, но и подчеркнул бы это событие, чтобы опорочить изгнание Юстиниана и заключая его в тюрьму.
- 2. Если бы Евтихий был низложен по этой причине, его преемник Иоанн Схоластик должен был бы принять такой указ. У нас нет абсолютно никаких сведений о принятии им указа, ни каких-либо свидетельств о том, что он принял афтартодокетизм. Напротив, папа [святой] Григорий Великий, который был тогда папским представителем в Константинополе, хвалит нового патриарха Иоанна за его святость и православие.
- 3. Тот же папа Григорий хвалит Юстиниана за его православие и не упоминает об указе. Он говорит, что патриарх Евтихий был оригенистом. По этой причине У. Х. Хаттон и А. Кнехт заявили: это было причиной низложения Евтихия.
- 4. Когда Патриарх Евтихий вернулся на Константинопольский престол в 577 г., он не упомянул о причинах своего свержения.
- 5. Епископ Иоанн Эфесский, в отличие от Евагрия, не упоминает о том, что произошло в Антиохии по поводу низложения Анастасия. …
- По всем вышеперечисленным причинам мы можем только заключить, что Юстиниан никогда не издавал и не планировал издавать указ о наложении афтардокетизма. Такой поступок противоречил бы всей его предыдущей богословской работе, и ясно, что он не способствовал бы общей цели объединения. Более того, такое полное изменение в столь преклонном возрасте мы считаем совершенно неестественным. Что касается низложения двух упомянутых Патриархов, то мы полагаем, что оно не было связано с таким указом, поскольку для такого вывода из современных источников нет оснований. Мы придерживаемся мнения, что их низложение произошло по другим причинам, вероятно, из-за их неподчинения старому императору. [2]
Юстиниан | ||
---|---|---|
Предшественник: Джастин I | Восточно-римский (византийский) император 527-565 | Преемник: Джастин II |
Источники и внешние ссылки
- Юстиниан I в Википедии
- Святой Юстиниан Император (OCA)
- Споры из трех глав в Википедии
- Университет Канзаса Средневековая история: правление Юстиниана, 527-565
- Православная Америка: Юстиниан Великий, император и святой (РПЦЗ)
- Римские императоры: Юстиниан (Очень подробная история.