Король стефан сербский: Святой король Стефан Сербский / Патриархия.ru
Содержание
Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена
Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана — Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.
Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях.
Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи.
Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.
Иди со мною, говорил св. Георгий магометанину, я покажу тебе краля Милютина, лежащего в этом городе – Софии; он почивает как уснувший и как цветок издает благоухание».
Блаженный Милютин был младший сын короля Стефана Уроша I и внук первовенчанного.
Старший брат его Драгутин недолго управляла всею Сербией (1270 — 1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удален был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме. — Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет серб биограф блаж. Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты. И не слышно, чтобы кто-либо оскорбил отца своего или мать». После того понятно, что не легко было Драгутину примирить с собою и мать свою, но он наконец примирил ее с собою. Младший брат, хотя и король всей Сербии, уважал старшего, предоставив ему титул короля сремского, и они соединяли Свои силы, когда нужно было действовать против сторонних врагов. Драгутин много трудился над обращением босанских еретиков — богомилов к правоверию и был чудным подвижником Божиим, закрытым от взора людей. По известию духовника его, после немногих годов супружества, не касался он тела жены своей, а жил с нею, как брат с сестрою; милостыню нищим, обителям иноческим и храмам раздавал щедрою рукою; между прочим посылал он дары и храмам России, столько страдавшей от татар; он был в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем (+ 1276 г. ). Для тайных подвигов выкопана была у него могила; в ней набросаны были каменья и черепья; здесь-то проливал он слезы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые каменья скоро пробуждали его. Пред смертью (+ мар. 22-го 1316 г.) принял монашество с именем Феоктиста. Когда готовили его к Гробу: «обретоша его препоясавшася острою тростью по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся до внутренния кости; хотяще отъяти от тела его, не возмогоша и на мнозе мыюще водою едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго».
Дубровницкая торговая республика поспешила выпросить у нового короля грамоту о свободе торговли ее в Сербии. Краль Милютин в 1276 г. писал: а) «какую оказал им милость брат мой Стефан (Драгутин), ту же оказывает и мое королевство; б) купцы их могут свободно торговать в моей земле, пока не оскорблена будет правда; в) они дают королевству 2000 перпер каждый год, на Димитриев день; г) если окажутся виновными пред моим королевством, то разбирает дело суд по закону; если судом не решится дело, то за три месяца объявляется срок, к которому купцы их должны выехать из Сербии с своим имуществом».
Недолго после того Милютину пришлось начать войны с соседями. Того требовали дела отчизны и веры. Войны шли одна за другою в продолжении 20 лет и все были изумительно счастливы. Признательный пред благодеющим Господом благочестивый краль сам описывает эти дела в одной грамоте, и нам остается прибавлять только пояснения к его известию.
«Будучи рабом Господа моего Спаса Христа, так пишет он, я, Стефан Урош, по милости Божией король и самодержец всех сербских и поморских земель, уразумел сладкие для меня слова твои, Иисусе, поучающие нас в святом евангелии: да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели добрые дела ваши и прославили Отца небесного. Узнав, что ничего нет лучше для царей и архиереев, как объяснять с благоговением закон Божий на соборах, пришел я в соборную печскую церковь и, поклонившись иконам, лобызал честную руку Предтечи Иоанна, приняв благословение отца моего духовного кир Никодима, архиепископа сербского, и сущего с ним собора, полагаю на соборе, чтобы не остались в забвении чудные дела Божии: совершить обновление Хиландаря, возобновить писание в Жидичской обители, отдать селище Улиарское для Печской обители». Дела Божии были таковы.
«Греческая империя простиралась до Липляны и греки делали насилия». Столько говорит король о причинах войны с греками. Очевидно, он не вполне высказался. — С одной стороны, за сербскими горами, на равнине македонской, были поселения славянские; когда-то входили они в состав болгарского царства, а теперь были во власти греков. Это для славянской души было ненормально, оскорбительно. С другой, Михаил Палеолог в 1274 г. составлял в Константинополе собор о принятии унии с папою. За исключением придворной парии, все другие были против папизма. Михаил обратился к мерам насилия против несоглашавшихся с его мыслью. Жестокости по местам и по временам были бесчеловечные; особенно сильно страдали афонцы, досылавшие смелое обличение Михаилу; в 1279 г. жестокости усилились. И вот благочестивый король объявляет мечом протест против папизма. Он решил избавить от папизма по крайней мере дорогих славян.
«Благословясь, говорит он, пошел я в пределы греческого царства и, когда никто не противился, занял оба Полога с городами и округами, славный город Скопле, потом Овчеполе, Златову, Пианец; покорил все места и выслал греческие власти из тех пределов. — Озлившиеся, лукавые греческие начальники обнесли меня пред царем Палеологом. Он набрал татар, турков, франков и пошел войною на короля; но дойдя до Илангыфа, где храм св. Георгия, внезапно скончался и похоронен в Силиврии. — Военачальники его устремились с войском на Сербию; доходили до Липляны и Призрена и, наделав много бед, воротились. Одна часть татарского ополчения доходила до р. Дрима, но, переплывая ее, частью побита, частью потонула; голова старейшины их Черноглава принесена бы ла королю. — Приняв смелость и благословение, с помощью брата моего Стефана, краля сремского, пошел я опять в пределы греческие, дошел до места на суде и, отпраздновав там Рождество Христово, дошел до св. Афонской горы. Заняв все пределы струмские и серские, Хрисополь и другие ближние места и взяв богатства и имущества, возвратился на родину. — Отпустив краля Стефана опять на Грецию, взяли мы землю Дебрскую, державу земли Кичавскую, землю Поречскую и все это присоединили к нашему королевству. Потом воевали мы Влахиотскую землю (Эпир) и взяли там неисчислимые богатства».
Все эти военные действия в краях империи, имевшие своим последствием присоединение славянских поселений к сербскому королевству, происходили в 1382 — 1385 г. Цена этих приобретений славянства возвышалась еще отношением их к папизму. Палеологовы бродячие толпы крестоносцев немного нанесли вреда Сербии, но что они делали на Афоне? Они предавали пыткам и смертям разным исповедников православия. Милютин оградил славян от свирепых произволов романизма.
«В Браничеве два брата вельможные Куделин и Дреман с своими силами нападают на брата Стефана короля, присоединив к себе много татарских войск. Тогда Стефан приходит к моему королевству и, став станом на Мораве у Мачковцы, просит помощи. Мое кралевство немедля идет с войсками на тех безбожных и достигает желаемого; дурные эти люди обратились в бегство, переходят Дунай и погибают. — Затем поднялся князь Шишман болгарский, живший в гор. Бдыне (Виддине) и владевший многими соседними болгарскими городами. Он, присоединив к себе проклятый татарский народ, дошел до места Хвостна и хотел занять место Ждрело. – Тут случилось великое чудо: явились огненный столп и мужи огненного вида и прогнали болгар. — Тогда мы пошли до гор. Бдына. Он на деревьях переходит р. Дунай. Заняв все его владения, мое кралевство готово было разорить все жилья и город, где был дворец его. Но он униженно умоляет, как самый последний из слуг, обещаясь быть в полном послушании моему кралевству. От меня предложено, чтобы взял себе в жену дочь вельможи моего, великого жупана Драгоши, и он так и поступил. Потом выдал я дочь мою за сына его Михаила».
Война с западною Болгариею происходила в 1292 г. Шишману вздумалось поживиться на счет Сербии, как Милютин усиливался на счет империи; но Стратимир не рассчел, что у него далеко не те средства, что у Милютина.
«Сильный, нечестивый, царь татарский Ногай поднимается против меня со всеми силами. Мое кралевство посылает ему дары. Беззаконный царь, спешивший против меня, возвращается назад. Послал я к нему на службу сына Стефана с знаменитыми начальниками. Когда уже отчаивались в возвращении его, он воротился невредимый; закипело междоусобие у нечестивых».
Татарин Ногай, столько известный России, в 1294 г. свергнул с болгарского престола Тертера и посадил Смильцу; — гордый хан грозил тем же и Милютину. Недолго после того закипело междоусобие между сыновьями Ногая; старший сын Тшуке (Цока) разбил наголову младшего; тот обратился с жалобою к х. Тохтаге; война кончилась пленом и смертью Ногая, в 1299 г.
«Безбожные персы и арабы вооружились на христианский род. Они поселились в великой Романии и укоренились тут на полной свободе, живя 20 лет. Мое кралевство призывает некоторую часть их на службу, к зави сти соседей царей. Когда же задумали они погибель моему кралевству, тогда я смирил их в конец не только в моем кралевстве, но и в Романии; города их были разрушены; никого не осталось из этого нечестивого рода во всей Романии, за исключением тех, которые стали рабами сербских начальников».
Выгнанные из Палестины крестоносцы, смешавшиеся там с арабами, явились во Фракии с именем арабов; сперва терпели их, дали им земли в Романии. Но, обжившись, они стали хозяйничать на манер разбойников: захватывали чужую собственность, похищали жен и девушек. Преследовавшие их магометане увеличивали страдания православных. Бессильная империя не могла совладать с буйными бродягами — фонами. Когда обязавшиеся служить Милютину составили заговор на жизнь его: Милютин решился рассчитаться с незваными гостями по-своему. Он выгнал всех их за Дунай, за исключением лучших, оставшихся в числе прислуги.
«Кир Андроник Палеолог, вселенский царь, умолил искреннего сына державного царства послать войско против персов в Анатоию. Убежденный молением тестя, отрядил он дружину с великим воеводою Новаком Гребестрекою. Она, дойдя до гор. Ираклии, радостно встречена была Андроником и, войдя на суда, перешла в Анатолию. После многих сражений одержала победу и с благодарностью Андроника возвратилась».
Слабость империи была так велика, что и от восточных врагов надлежало защищать ее сербскому королю.
Милютин не упоминает в грамоте о своей войне с Андроником, начавшейся с 1298 г. Лучший греческий полководец заперся тогда в Солуне и боялся выйти из крепости. Сербы свободно заняли все места от Вардара до Афона; полководец Андроников писал наконец в столицу, что нет никакой надежды одержать оружием победу над королем и единственное средство спасти империю — мир с Сербией, тем более, что империи грозит еще опасность от магометан. Тогда началась борьба греческой хитрости с открытым славянским умом. После долгих переговоров император предложил королю руку дочери своей Симониды. Милютин, вдовец после первого брака, согласился. Война с магометанами, упоминаемая в грамоте, была в 1303 г. и после нее Милютин венчался с Снмонидою. — Несомненно, что греческая империя окончила бы свое существование еще при Милютине, если бы Милютин захотел того. Его великодушию одолжены были тем, что истощенная империя продолжала еще влачить свое существование. Но едва ли не лучше было бы для всех, если бы умный и полный жизни король сербский взял в свое управление империю. Турки не окрепли бы в силах, на несчастье христианскому миру. И близкие следствия примирения с империей были горьки для Сербии. — Испорченная гречанка Симонида наделала много бед Сербии и Милютину. Интригами своими она довела мужа до того, что старший сын, Стефан, наследник престола, был ослеплен и отослан в Царьград под стражу. Последние военные дела Милютина относились к 1318 г. Папа сильно негодовал на благочестивого и умного короля. Да и было за что! Папа совсем собрался было причислить Милютина и его королевство к числу подданных своих, написал Милютину послание с исповеданием веры, какое тот должен принять, — назначил полномочных послов своих для совершения соединения с римскою Церковью, — в один день подписал целых шесть грамот о Милютине. А Милютин не только отверг предложение папы об унии, но укрощал папизм везде, где только мог. Силою оружия смирив рагузян, захватывавших православные города для себя и папизма, он «наложи даньки рагузянам двояки ради исповедания римского», а от Венгрии отобрал несколько пограничных мест. Сборы папы присоединить Милютина и его подданных к числу слуг папы, если не были одною комедией, где все было фальшь, — означали неумный шаг высокомерия, не думавшего встретить отпора своим желаниям. Во всяком случае неуспех римской манифестации был горек, особенно когда Милютин подбавил горечи распоряжениями в Рагузе и Мачве. Такого удара самолюбию гордому не могли простить в Риме. С 1314 г. папа начал проповедывать крестовый поход против Милютина; он поднимал против него едва не половину Европы — императора немецкого, королей польского, венгерского, богемского, неаполитанского. В 1318 г. Роберт венгерский соединился с Карлом сицилийским и графами бребирскими. Роберт занял Босну и Мачву. Сицилийцы вступили в Эпир. — Но бунт, поднявшийся в Венгрии, заставил Роберта поспешить в Венгрию. Сицилийцы выгнаны были из Эпира. Мечты папы об унии Эпира рассеялись, хотя он благодарил трех эпирских вельмож за противодействие «схизматику королю сербскому». Так прошла буря, поднятая папою!
Подвиги благочестия краля Милютина были изумительные. Сказав в грамоте своей о решимости принести жертвы для трех храмов Божиих, он сказал только о начале дела. С 1304 г. деятельность его посвящалась преимущественно на устроение внутреннего быта королевства.
Всех храмов каменных построено им более 40 и при многих устроены иноческие обители, а при других поставлены и кафедры. Самые видные и самые богатые храмы его: храм Богородицы в Трескавице с иноческою обителью, кафедральный храм архид. Стефана в Банске, назначенный строителем для своего погребения, изумивший массами золота, кафедральный монастырь с больницами в Призрене, своей столице, кафедральный храм Богоматери на р. Грачанице, храм св. Георгия в кичавском округе. Храмы кр. Милютина — византийского стиля, с четырьмя или 8 колоннами, поддерживающими купол, или купола, с фресками Панселиновой школы, с крещальнею на западе; южная колонна поныне увешивается волосами, обрезываемыми при крещении и напоминающими об обете крещения, — прекрасное отличие! Милютин и в чужих местах строил храмы молитвы и дома призрения. В Константинополе построен им храм и при нем обширный странноприимный дом, а на содержание их назначены были земли. В Солуне построены храмы св. Николая и св. Троицы. Особенно же обеспечен был им Хиландарь, хотя не забывались и другие монастыри Афона. — «Как часто, говорит новый западный писатель и при том протестант, западные писатели смеялись над множеством сербских монастырей! Но государство сербских кралей пало, и монастыри, ими основанные, связуя собою народность с религией, наиболее содействовали к сохранению той и другой; справедливо объясняют переход босняков к исламизму тем, что в Боснии было менее монастырей, нежели в Сербии… Монастыри древних королей пользовались почитанием всех сербских племен». — Этот урок истории особенно должны затвердить непонятливые ученики Лютера, бессознательно повторяющее слова недовольства его монашеством, тогда как и история обличает их несогласие с евангелием.
Историк блаженного краля и духовник его пишет:
«бедные и нищие шли к нему не только из его отечества, но из стран заморских и с островов и из града Иерусалима. Из Азии приходили к нему странники, хромые, слепые, больные и никогда никто не отходил без пособия. Трудно знать, сколько раздавал он денег. Когда наступала ночь, чудный государь снимал с себя королевскую одежду и, надев простую и дырявую, а лицо закутав, с двумя или тремя верными слугами шел отыскивать бедность, одним давал деньги, другим одежду и пищу. — Он твердо помнил слова боговдохновенные: блажен призираяй на нища и убога: в день лют избавит его Господь… Надобно еще знать подвиги Милютина, известные нам, продолжает духовник, изнурения тела, ночные бдения, теплые слезы, незлобивый и приветливый нрав. Богатства его в серебре, золоте, скотах, конях, нивах — неисчислимые. И однако все это не изменяло доброй души его и гордость не доступна к нему была до смерти». — Блаж. Милютин, при всём счастьи, сохранял простую жизнь, какую любил отец его. Замечателен следующий случай. Михаил Палеолог, научившийся у папы употреблять всякие средства для достижения цели, хотел обманом запутать в свой союз кор. Уроша. Он отправил великолепное посольство в Сербию и с ним дочь свою, предлагая ее в супругу сыну короля Милютину. «Что это такое? К чему это? говорил король пышному посольству. Мы не привыкли к такой жизни». И указав рукою на девушку, одетую очень просто и сидевшую за прялкою, продолжал: «вот в каком наряде водим мы снох своих». Послы умники потоптались, потоптались и — обратили оглобли назад, чтобы доставить Михаилу незавидное имя глупца.
Благочестивый король приблизился к смерти тяжкою болезнью, постигшею его в дворце породимльском, и, скончавшись окт. 29-го 1320 г., погребен был в Баньской обители, согласно с давним желанием его. — Спустя два года с половиною, после нескольких знамений, откопали гроб, и тело короля оказалось нетленным до того, что не спал и волос с головы его. — Мощи его положены были в богатой раке и перенесены в великолепный храм Софии, построенный им самим.
Мать блаженного краля Елена, по общему отзыву, также была примерною христианкою. Она была умна и добра, вела жизнь воздержную и чистую. В Скутаре, где жила она после супруга своего, она строила дома для бедных поселян, обители для девственников и воспитала в местных жителях страх Божий. Так близь Спича устроен был ею Речский монастырь и наделен угодьями. Пред смертью, в глубокой старости, приняла она иночество, и скончалась 8 февр. 1306 г. Тело ее похоронено было в монастыре Градце архиепископом Саввою II в присутствии короля сына. Спустя три года тело найдено нетленным и рашский епископ Павел поставил раку с мощами в храме пред иконостасом.
Православие и мир
СТЕФАН ДЕЧАНСКИЙ — Древо
Вмч. Стефан Дечанский, король Сербский |
Стефан Урош III, Дечанский[1] (1285 — 1331), король Сербский, великомученик
Память 30 июня в день перенесения мощей [2], 30 августа (Серб.), 30 октября в день обретения мощей (Серб.) [3], 11 ноября в день кончины
Сын святого короля Сербии Стефана Уроша II Милутина и Анны Болгарской. В молодости королевич был отолсан отцем в качестве заложника к хану Ногаю в Золотую Орду. По возвращении ему было вверено управление Зетой (нынешняя Черногория).
В 1314 году его отец, по наущению мачехи Стефана Дечанского, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Тогда святитель Николай Мирликийский явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Византийский император выслал из столицы еретика Варлаама. В 1320 с чудесно возвращенным зрением Стефану Дечанскому было позволено вернуться в родную Сербию, где ему пришлось одолеть нескольких претендентов на трон перед тем как он смог принять королевский венец в 1321 году.
Но его соперники заручились поддержкой соседних держав и Стефану Урошу III пришлось противостоять союзу Болгарии и Византийской Империи. Две державы намеревались соединить свои силы для вторжения в Сербию в 1330 году, но Сербский король упредил их и разгромил болгарское войско в Вульбуждской битве, сразив болгарского царя Михаила Асена III. Византийский император Андроник III Палеолог отказался от вторжения в Сербию, а Стефану Дечанскому удалось присоединить часть Македонии к своей державе.
Король Стефан Урош III был покровителем Церкви в своих владениях и построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, с именем которого он и вошел в историю.
Однако, против короля составился придворный заговор и на трон был возведен его сын, Душан. Стефан Дечанский был заточен в Звечанском замке, где был удавлен 11 ноября 1331 года.
Сербская Православная Церковь прославила святого короля как великомученика. Его нетленные мощи почивают в возведенном им Дечанском монастыре, где почитались даже местными мусульманами.
Семья
- Отец: св. Стефан Урош II Милутин (ок. 1253-1321), король Сербский 1282-1321.
- Мать: Анна Тертер (дочь царя Болгарского Георгия I Тертера).
- 1-я жена: Феодора Болгарская (дочь царя Болгарского Смильца).
- Дети от неё:
- Стефан Урош IV Душан (ок. 1308–1355), король Сербский 1331-1346; царь Сербов и Греков 1346-1355.
- Елена, вышла замуж за Младена III Шубича.
- Феодора, вышла замуж за севастократора Деяна.
- 2-я жена: Мария Палеологиня (правнучка императора Византийского Михаила VIII Палеолога).
- Дети от неё:
- Стефан Урош Палеолог (+ ок. 1370).
Молитвословия
Вмч. Стефан Дечанский, король Сербский. Фреска в храме Святых апостолов, XVII в. Косово, Печская Патриархия |
Тропарь, глас 4
В терпе́нии добрострада́льных по́двиг твои́х/ многообра́зныя ра́ны претерпе́л еси́,/ и по кончи́не свое́й вене́ц от Бо́га/ с му́ченическими ли́ки восприе́млеши,/ и в земли́ кро́тких досто́йно водворя́ешися, блаже́нне,/ о на́с Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 4
Ца́рство, е́же на земли́ до́бре окормляя́, страда́льче,/ и, багряни́цу нося́, смире́нно стяжа́л еси́ мудрова́ние,/ ни́щих посеща́я и си́м хле́б раздробля́я,/ те́м Пребоже́ственная Тро́ица// Ца́рствия ку́пно и му́ченичества венце́м увязе́ тя́.
Тропарь на перенесение мощей, глас 8
Ца́рскую диади́му обагри́л еси́ кро́вию твоею́,/ Богому́дре великому́чениче,/ за ски́птр кре́ст в руку́ прии́м,/ яви́лся еси́ победоно́сец/ и я́ко же́ртву непоро́чну прине́сл еси́ себе́ Бо́гу. / От роди́телей твои́х о́чию зе́ницы лише́н бы́л еси́,/ и в заточе́нии пребы́л еси́,/ и от свои́х уда́влен еси́./ И ны́не, ра́дуяся, предстои́ши Святе́й Тро́ице./ Те́м пра́зднуем дне́сь пренесе́ние честны́х моще́й твои́х/ и обновле́ние честна́го киво́та, блаже́нне Стефа́не,/ моли́ся о держа́ве сро́дник твои́х, благоуго́дней бы́ти е́й// и сыново́м се́рбским спасти́ся.
Кондак, глас 4
Друга́го Константи́на стяжа́ тя́ Це́рковь благоче́стием, блаже́нне,/ и кро́тостию, пра́вдою и ми́лостынями,/ но и великому́ченика и страда́льца и́стинна./ Те́мже и, тобо́ю крася́щися, вопие́т:// Стефа́н мне́ похвала́ и утвержде́ние.
Кондак на перенесение мощей, глас 8
Я́ко звезду́ тя́ пресве́тлу, Це́рковь похваля́ет и почита́ет,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ Се́рбскую чудесы́ и добро́тою обогаща́еши и просвеща́еши,/ и в’ерою чту́щия пренесе́ние моще́й и обновле́ние честна́го киво́та,/ великому́чениче, царю́ Се́рбский Стефа́не,/ моли́ спасти́ оте́чество твое́/ и вся́ правосла́вныя христиа́ны,// притек’ающия к ра́це моще́й твои́х/ и ве́рно вопию́щия ти́:// ра́дуйся, Стефа́не, му́чеников украше́ние.
Использованные материалы
- Saint Herman Calendar 2009, 89
- Страницы портала Православие.ru:
- http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT2073.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6934.htm
[1] Имя Стефан усваивалось всеми членами сербской династии Неманичей после вступления на королевский престол и стало своеобразным титулом. Урождённым именем святого короля было имя Урош.
[2] В 1338 году. См. Минея-июнь, ч. 2, с. 614, http://files2.regentjob.ru/minea/jun2/jun2613.html
[3] По Германовскому календарю. Cм. Saint Herman Calendar 2009, 89.
Стефан II Неманья | король Сербии
В Сербии: Золотой век
…в пользу своего сына Стефана (известного как Првовенчани, «Первокоронованный»), который в 1217 году получил от Папы Гонория III титул «короля Сербии, Далмации». и Боснии». При династии Неманичей, которая должна была править сербскими землями в течение следующих 200 лет, возникло мощное государство, которое господствовало…\n
Подробнее
отношение к Святому Савве
- В Святом Савве
…брат был коронован ( 1217) как Стефан Првовенчани («Первовенчанный»), король сербского народа. Сава противостоял близости короля к Римско-католической церкви, путешествуя в 1219 году.в Никею — убежище изгнанного Константинопольского патриарха, — где он получил титул автокефального архиепископа Сербии. По возвращении в Сербию он…\n
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false «,»INFINITE_SCROLL»:»»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«имя»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages «:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:565432}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:565432,» title»:»Стефан II Неманья»,»url»:»https://www.britannica.com/biography/Stephen-II-Nemanja»,»description»:»Сербия: Золотой век: … в пользу сына Стефана (известного как Првовенчани, «Первокоронованный»), который в 1217 году получил от Папы Гонория III титул «короля Сербии, Далмации и Боснии». При династии Неманичей, которая должна была править сербскими землями в течение следующих 200 лет, возникло мощное государство, которое доминировало…»,»type»:»TOPIC»,»titleText»:»Стефан II Неманья»,»metaDescription»:» Другие статьи, в которых обсуждается Стефан II Неманья: Сербия: Золотой век: … в пользу его сына Стефана (известного как Првовенчани, «Первокоронованный»), который в 1217 году получил от папы Гонория III титул «царя Сербии». , Далмация и Босния». При династии Неманичей, которая должна была править сербскими землями следующие 200 лет, возникло мощное государство, которое доминировало…»,»identifierHtml»:»король Сербии»,»identifierText»:»король Сербии»,»alternateTitles» :»Стефан Првовенчани»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»:»Стефан-II-Неманья»,»articleContentType»:»ИНДЕКС»,»ppTecType»:»ЛЮДИ»,»gaTemplate»:»ИНДЕКС», «topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/biography/Стефан-II-Неманья»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/565432/»},»topicLink»:{«title»:»Стефан II Неманья»,»url»:»https://www.britannica.com/biography/Stephen-II-Nemanja»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,» toc»:null},»groups»:[]},»byline»:{«contributors»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,» warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{«contributors»:null,»title»:»Стефан II Неманья»,»lastModification»:null,»url»:»https:// www.britannica.com/biography/Stephen-II-Nemanja»},»веб-сайт es»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Стефан II Nemanja»,»wordcount»:0,»url»:»https://www. britannica.com/biography/Stephen-II-Nemanja»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:» Другие статьи, в которых обсуждается Стефан II Неманья: Сербия: Золотой век: … в пользу его сына Стефана (известного как Првовенчани, «Первокоронованный»), который в 1217 году получил от папы Гонория III титул «царя Сербии». , Далмация и Босния». При династии Неманичей, которая должна была править сербскими землями в течение следующих 200 лет, возникло мощное государство, которое доминировало…»},»initialLoad»:true}
Стефан Душан | император Сербии
- Дата рождения:
- 1308
- Умер:
- 20 декабря 1355 г. (47 лет)
г.
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Стефан Душан , также называемый Стефан Урош IV, английский Стефан Душан, или Стефан Урош IV , (род. 1308 — умер 20 декабря 1355), король Сербии (1331–46) и «46 Император сербов, греков и албанцев» (1346–1355), величайший правитель средневековой Сербии, усиливший влияние своего народа и давший своему народу новый свод законов.
История и ранние годы
Стефан Душан был сыном Стефана Уроша III, который был старшим сыном правящего короля Стефана Уроша II Милютина. Когда Душан был еще мальчиком, его отец, управлявший морскими провинциями сербского государства, восстал против собственного отца. Милютин взял его в плен, ослепил, чтобы он не мог претендовать на престол, и около 1314 г. сослал его в Константинополь. Таким образом, со своими отцом и матерью Стефан Душан провел несколько лет в византийской столице. Жизнь в Константинополе в изгнании, без всякой перспективы занять престол, оказала неизгладимое влияние на формирование его характера. В дополнение к основному образованию он познакомился со способами управления византийским миром, которыми он впоследствии руководствовался.
Изгнание в Константинополь закончилось примирением отца и деда Душана и возвращением семьи в Сербию около 1320 года. После смерти Милютина в 1321 году отец Душана значительно увеличил свои шансы в борьбе за корону, продемонстрировав, что он не был слепым, утверждая, чудесное лекарство. При поддержке подавляющего большинства знати ему удалось победить своих врагов и в начале 1322 года он был коронован. Душан, еще юноша, был коронован как «молодой король», или наследник.
Слишком молодой, чтобы проводить более активную политику, Душан как «молодой король» управлял приморскими провинциями государства. Ему пришлось смириться с потерей Хума (Герцеговины), самой западной области Сербии, которую правитель соседней Боснии завоевал в 1326 г. Однако он приобрел ценный военный опыт и репутацию способного полководца в походах против боснийцы; он особенно отличился в великой битве против болгар при Велбужде в 1330 году. Хотя эта победа избавила Сербию от большой опасности нападения союзников как болгарского, так и византийского императоров, вскоре между Душаном и его отцом возникли разногласия. Осенью 1330 года между ними вспыхнула война. Весной 1331 года был заключен мир, но вскоре после этого Душан снова восстал против своего отца и низложил его.
Царствование Душана началось мирно в сентябре 1331 года. Он подавил спорадические восстания знати, которая стала более могущественной в период гражданских войн, и укрепил свой союз с новым болгарским императором Иоанном Александром, женившись на своей сестре Елене в 1332 году. Отношения с Болгарией оставались спокойными до конца правления Душана.
Однако в 1334 году он начал завоевательную войну против Византии. Взяв приграничные крепости, Душан проник вглубь византийской территории к воротам Салоников, хотя и не добился прочных успехов в покорении городов. Он заключил мир с императором Андроником III Палеологом в августе 1334 года, расширив территории своего государства до того, что сегодня является северной границей Греции. В следующем году он защитил свои северные границы от венгров. В течение всего своего правления Душан оставался в обороне на севере, хотя ему удалось помешать Венгрии расширить свои границы к югу от крепостей на реках Саве и Дунай.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Император сербов, греков и албанцев
Со смертью Андроника III в 1341 году Византийская империя снова стала жертвой семейных ссор и гражданской войны. Душан, прибыв к воротам Салоник, получил неожиданного союзника в лице Иоанна Кантакузина, генерала покойного императора, который поднял оружие против регентов молодого преемника Иоанна V Палеолога и провозгласил себя императором. Душан помог византийскому самозванцу, но их союз распался в 1343 году, и они стали заклятыми врагами. В одиночку Душан завоевал Албанию и большую часть Македонии в том же году. Завоевав осенью 1345 года упорно обороняемый город Серес, Душан стал именовать себя «императором сербов, греков и албанцев». Он был коронован императором в апреле 1346 г.
После покорения других частей Византийской империи, Эпира и Фессалии, в 1348 году он оказался хозяином обширной территории от рек Сав и Дунай до Коринфского залива и от Адриатического и Ионического берегов до Эгейского моря. Хотя Душану помогла слабость его противников, он никогда не добился бы своих больших успехов без сил, предоставленных воинственной знатью старых сербских провинций и его немецкими наемниками. Душан считал покоренные византийские земли, «Румынию», своими «царскими землями», тогда как старые сербские провинции были формально «царскими землями» его сына. На самом деле он сам управлял обеими территориями, но его административные реформы касались в основном сербских провинций.
Накануне коронации возвел Сербское архиепископство в статус патриархата, ибо на православном Востоке император немыслим без патриарха. Он ввел византийскую систему титулов и чинов, и имперская канцелярия была организована по византийскому образцу, как и единая организация местных властей. Более того, Душан считал введение свода законов частью своих имперских обязанностей, и на сеймах 1349 и 1354 годов он обнародовал свод, содержащий более 200 статутов. Кодекс охватывал в основном уголовное право и отношения между классами.
С того времени, как он объявил себя соправителем Константинополя с молодым императором Иоанном V Палеологом, Иоанн VI Кантакузин представлял серьезную угрозу для Душана, особенно после того, как он приобрел турецкие вспомогательные силы, которые дважды победили сербов — в 1344 и в 1352 году. Во время кампании Душана против Боснии в 1350 году сторонники Кантакузина в греческих городах послали свои армии, чтобы атаковать его на юге, тем самым вынудив его вернуться в Македонию и отказаться от своих планов по отвоеванию Герцеговины. Планы завоевания Константинополя привели Душана к тесным отношениям с Венецией. Республика сочувствовала ему, но оставалась равнодушной к его предложениям о прямых действиях против византийских императоров.
В последние годы своей жизни Душан поддерживал теплые отношения с папой в Авиньоне. Подобно некоторым своим предшественникам, он выказал готовность принять унию церквей, тем более что в 1350 г. Константинопольский патриарх провозгласил анафему и на сербского императора, и на патриарха. На его пути стояли вражда между местными православными и католическими священнослужителями, а также неудачное нападение Венгрии на Сербию в 1354 г., нарушившее работу папской миссии. Это нападение также расстроило желание Душана быть назначенным Папой предводителем крестового похода против турок, которые в это время закрепились на европейской земле и стали представлять опасность для христиан Балкан.
Душан внезапно скончался в декабре 1355 года. Ему наследовал его сын Урош, который не смог сохранить большую империю своего отца. Периферийные области империи отошли под власть их могущественных правителей, а большие территории перешли к туркам. Всего через 15 лет после смерти Душана территория Сербии была меньше той, с которой он начал свои завоевания.
Наследие
Популярность Душана была особенно велика в эпоху национального пробуждения и освободительных войн XIX в.век. «Душан Могучий» представлял собой в то время символ былой славы и величия, а восстановление империи Душана подчеркивалось как идеальная цель современной сербской политики.