Крещение ольги в константинополе: Крещение княгини Ольги в Константинополе

Разное

Крещение Ольги в Константинополе | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

ВТОРОЙ ПРИЕМ ОЛЬГИ РУССКОЙ

Девятого сентября, в среду состоялся прием, во всем сходный с вышеописанными, по случаю прибытия Русской княгини Ольги. Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою; она остановилась на том месте, где логофет обычно предлагал вопросы… Когда царь по обычному чину вошел в дворец, состоялся второй прием следующим образом. В триклине Юстиниана было поставлено возвышение, покрытое багряными шелковыми тканями, а на нем поставлен большой трон царя Феофила и сбоку царское золотое кресло. Два серебряных органа двух частей (= димов) были поставлены внизу за двумя завесами, духовые инструменты были поставлены вне завес. Княгиня, приглашенная из Августея, прошла чрез апсиду, ипподром и внутренние переходы того же Августея и, вошедши, села в Скилах. Государыня воссела на вышеупомянутый трон, а невестка ее на кресло. Вошел весь кувуклий и препозитом и остиариями были введены ранги… Когда царь воссел с Августою и своими багрянородными детьми, княгиня была приглашена из триклина кенургия и, сев по приглашению царя, высказала ему то, что желала.

В тот же день состоялся званый обед в том же триклине Юстиниана. Государыня и невестка ее сели на вышеупомянутом троне, а княгиня стала сбоку… На обеде присутствовали певчие церквей св. апостолов и св. Софии и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления… После того как царь встал из-за стола, был подан десерт в ариститирии, где был поставлен малый золотой стол, стоящий (обыкновенно) в пектапиргии, и на нем был поставлен десерт на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. И сели царь, царь Роман Багрянородный, багрянородные дети их, невестка и княгиня, и дано было княгине на золотом блюде с дорогими камнями 500 мил., шести приближенным женщинам ее по 20 мил. и 18-прислужницам по 8 мил.

Октября 18-го, в воскресенье, состоялся званый обед в Золотой палате, и сел царь с Руссами, и опять был дан другой обед в пентакувуклии св. Павла, и села государыня с багрянородными детьми ее, невесткою и княгинею…

Константин Багрянородный. О церемониях

 

НАРУШЕНИЕ РИТУАЛА

Поначалу аудиенция проходила так, как это обычно было принято в отношении иностранных правителей или послов крупных государств. Император, сидя на троне в роскошном зале Магнавре, обменялся с Ольгой через логофета церемониальными приветствиями. Рядом с императором находился весь состав двора. Обстановка была чрезвычайно торжественная и помпезная.

В тот же день состоялось еще одно традиционное для приемов высоких гостей торжество — обед… Но наряду с этим имелись и отступления от принятых традиций, обозначились нарушения незыблемого византийского дипломатического ритуала, которые были совершенно невероятны, особенно при Константине VII — их ревностном блюстителе.

В начале аудиенции, после того как придворные встали на свои места, а император воссел на «троне Соломона», завеса, отделявшая русскую княгиню от зала, была отодвинута, и Ольга впереди своей свиты двинулась к императору. В этих случаях обычно иностранного представителя подводили к тропу два евнуха, поддерживавшие подходящего под руки. Затем иностранный владыка или посол совершал праскипеспс — падал ниц к императорским стопам. Во время приема киевской княгини этот порядок был изменен. Ольга одна, без сопровождения, подошла к трону, не упала перед императором ниц, как это сделала ее свита, а осталась стоять и стоя же беседовала с Константином VII.

Затем Ольгу отдельно приняла императрица, которую русская княгиня приветствовала лишь легким наклоном головы.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии

 

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ ОЛЬГИ

Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. […] И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя… избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

 

КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ И НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ

Надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось для русов делом длительным и трудным. Князь Игорь вскоре погиб. Его вдова Ольга решилась переменить веру лишь много лет спустя после смерти мужа. Автор «Повести временных лет» записал предание о том, что Ольга приняла крещение от императора Константина Багрянородного в Константинополе в 955 г. Однако летописный рассказ пронизан фольклорными мотивами. Если верить летописи, немолодая Ольга произвела на императора столь сильное впечатление, что тот предложил «пояти» ее в жены. Мудрая Ольга отвечала: «Како хочешь меня пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью?» Отказав «жениху», русская княгиня «переклюкала» самого царя. 

Константин VII Багрянородный упомянул о приеме «архонтесы Елги». Но не знал христианского имени Елены-Елги, а следовательно, княгиня оставалась язычницей во время свидания с ним в 957 г. Состав русской свиты наводит на мысль, что Ольга нанесла визит императору как частное лицо. В ее окружении не было послов от наследника Святослава, игоревых племянников и от конунга Свенельда. «Слы» из свиты Ольги получали столько же денег, сколько ее переводчики, что точно отражало их положение на иерархической лестнице.

Сохранилось немецкое свидетельство о крещении Ольги — так называемое Продолжение Хроники Региона. Хроника была составлена в середине X в. Автором Продолжения был, как полагают, первый киевский епископ Адальберт. Все это придает памятнику исключительную ценность. Как записал немецкий хронист, в 959 г. ко двору германского императора Оттона I явились «послы Елены, королевы ругов (русов), которая при Романе Константинопольском императоре крещена в Константинополе». Послы «просили, чтобы их народу был поставлен епископ и священники». Итак, Ольга — Елена приняла крещение не при Константине Багрянородном, а при его сыне Романе, вступившем на трон после смерти отца в ноябре 959 г. Сомнение вызывает хронология событий, изложенных в немецкой хронике. Ольга не успела бы в течение двух неполных месяцев после крещения снарядить послов в Германию. Необъяснимо промедление Оттона I. Выслушав послов в конце 959 г., император удовлетворил их просьбу и назначил епископа в Киев лишь через год, на Рождество 960 г. Видимо, хронист неточно записал дату прибытия послов. Немецкие анналы XI в., источник независимого происхождения, сохранили следующую запись: «960. К королю Оттону явились послы от народа Руси». Приведенный текст подтверждает предположение, что миссия русов явилась в Германию не в 959 г., а в 960 г. и уже к концу года Оттон объявил о назначении епископа. 

Русская княгиня поступила совершенно так же, как раньше поступил болгарский царь Борис. Приняв крещение от православного греческого патриарха, она тотчас же пригласила латинского пастыря. Немецкий епископ, который должен был ехать в Киев, скоропостижно умер 15 февраля 961 г., и сан епископа Руси был передан монаху Адальберту. Он выехал в Киев в 961 г., а через год вернулся домой ни с чем. Попытка основать в Киеве епископство потерпела неудачу из-за сопротивления языческой норманнской знати, правившей страной после гибели Игоря. Один этот факт разрушает миф об Ольге как правительнице Руси. Однако не следует думать, что старания княгини насадить на Руси христианство не дали никаких результатов. Уже во время первой поездки язычницы Елги в Константинополь в ее свите находился «поп Григорий». А это значит, что люди из ближайшего окружения Ольги сменили веру раньше нее. В 967 г. папа Иоанн XII воспретил назначать на вновь учреждаемую кафедру в Праге лиц, принадлежащих «к обряду или секте болгарского или руского народа, или славянского языка». Вероятно, самая многочисленная христианская община русов находилась в Константинополе, и папа римский опасался присылки в Чехию епископа из Византии. В Царьграде «крещеные русы» занимались разного рода деятельностью: торговали, служили в императорской дворцовой гвардии и пр. Сношения между киевскими и царьградскими христианами русского происхождения способствовали христианизации киевских русов.

Влияние Ольги на дела управления было, по-видимому, ограниченным. В год смерти Игоря княжичу Святославу исполнилось никак не меньше 8-10 лет. Мстя древлянам за отца, Святослав начал битву, метнув в них тяжелое копье. Копье упало у ног коня, на котором сидел мальчик. Ко времени приезда епископа в Киев Святославу было более 20 лет. Он достиг совершеннолетия. По летописи, Ольга-Елена многократно просила сына переменить веру, но тот неизменно отказывал ей, ссылаясь на мнение дружины. Молодой князь не мог отречься от язычества, пока дружина и ее предводители придерживались старой религии. Два десятилетия спустя, если верить летописному преданию, внук Ольги Владимир закончил беседу о вере с немецкими послами напоминанием о временах бабки: «Идите опять, яко отци наши сего не приняли суть». Владимир говорил от лица всей дружины. Выражение «отцы наши» имело в его устах вполне определенное значение. Епископ Адальберт был изгнан из Киева всей дружиной. По свидетельству новгородской летописи, киевская княгиня держала в своем доме «презвитера» в тайне от народа. Пресвитером был, вероятно, сам Адальберт или один из прибывших с ним латинских священников.   Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

 

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

…И посемъ по крещеніи живяше лѣтъ 15 и угоди Богу, и съ миромъ предавъ святую свою и честную душю въ руцѣ Христу Богу въ лѣто 6477, мѣсяца Іюля въ 11 день. И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея — блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на мѣсто самъ с митрополитомъ и со всѣмъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обрѣтоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги цѣлы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гробѣ каменѣ мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и тудѣ видять блаженныа тѣло лежаше цѣло и тлѣнію непричастно, но свѣтяшеся яко солнце. А иже кто пріидѣтъ съ вѣрою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробѣ святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное тѣло и мнози пріемлютъ исцѣленіе неоскудно…

История Русской Церкви. Макария, Архиепископа Харьковского. СПб, 1868

Крещение княгини Ольги в константинополе в 893 году

Княгиня Ольга была родом из Псковской земли. В исторических документах нет точной даты ее рождения. Однако историки вычислили по косвенным данным примерную дату рождения княгини Ольги, и получили 893 год. Имена родителей княгини также не сохранились, но имеется информация, что они были незнатного рода.

О происхождении княгини Ольги

О точном происхождении княгини Ольги информация не сохранилась. Однако некоторые косвенные данные указывают на ее варяжские корни, в том числе и ее имя известное среди варягов как Хельга.

Ольга еще совсем молодой (12 лет) вышла замуж за князя Игоря. Это был примерно 903 год. Существуют разные версии того, как это произошло. По одним данным их познакомил и поженил Олег Вещий. По другой версии Игорь случайно увидел Ольгу, когда охотился в псковских землях. Якобы Игорь принял вначале Ольгу за гребца и попросил переправить его через реку. Уже вернувшись в Киев, и когда встал вопрос о женитьбе, Игорь вспомнил о той встрече и повелел привести Ольгу в Киев для бракосочетания.

Автор «Жития святой Ольги» сказал о ней следующие мудрые слова:

«Оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».

Старинные летописи приписывают Ольге и основание города Пскова. По легенде, в год своего замужества она, стоя у берега реки Великой, что в псковской земле, увидела странные лучи и приказала затем на этом месте возвести храм и вокруг него град.

Политика кнута и пряника

К сожалению, о жизни Ольги в период княжения ее мужа Игоря мало что известно. Имя княгини упоминается только в русско-византийском договоре 944 года.

В 945 году муж Ольги князь Игорь был убит древлянами, уставшими от его поборов. У Игоря с Ольгой был только один ребенок, трехлетний Святослав. Смелое и решительное поведение Ольги до смерти мужа, и особенно после нее стало причиной того, что дружина без колебаний признала ее правительницей Руси.

Ольга совсем не по-женски расправилась с древлянами. После убийства Игоря древляне прислали сватов к Ольге, прося ее выйти замуж за их князя. По приказу Ольги сватов закопали живьем. Затем по просьбе Ольги к ней прислали новых сватов из «лучших мужчин». Эти сваты были сожжены в бане, пока мылись перед встречей с княгиней. После этого Ольга совершила с войском поход в землю древлян, в результате которого многие из них были убиты, а их селения сожжены.

После жестокой расправы с древлянами княгиня мудро правила страной до совершеннолетия Святослава. Она провела ряд важных реформ. При ней на Руси началось каменное градостроительство. Ольга показала подданным, что где надо может жестоко наказать и при этом проводить важные изменения на пользу страны.

Причины принятия христианской веры

После гибели мужа, князя Игоря в 945 году, княгиня Ольга довольно долгое время (около 15 лет) управляла огромной страной, и управляла довольно удачно. Выдающийся отечественный историк Н. М. Карамзин так высказался о правлении Ольги в Киеве: «Мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

Видимо в эти годы она серьезно задумалась о том, что может помочь сохранить единое государство и власть за ее потомками. Исповедующая, как и все вокруг язычество, киевская княгиня все более склонялась к принятию новой веры.

По мнению многих историков причины побудившие княгиню к принятию христианства были схожи с теми же, что в будущем привели к крещению ее внука Владимира и всей страны.  Основными причинами крещения княгини Ольги были следующие:

  • найти силу для объединения разрозненных славянских племен. Христианство могло стать такой силой, так как христианская Византийская империя и власть императора в ней были сильны;
  • желание превратить Русь в более цивилизованную страну, так как многие соседние страны в Европе уже исповедовали христианство и считали язычников варварами;
  • улучшение экономического положения государства, так как приверженность язычеству отталкивало от страны многих торговцев;
  • стремление сблизиться с высококультурной Византией, тем самым повысив образованность и духовное положение Киевской Руси.

Поездка в Царьград

Стремившаяся принять христианскую веру княгиня Ольга, чтобы окончательно убедиться в правильности своего выбора, решила посетить Византию. В окружении своих приближенных Ольга отправилась в столицу Византии Константинополь, который на Руси называли Царьградом. Здесь княгиня хотела встретиться с правителем империи, иерархами церкви, посетить христианские храмы и увидеть воочию особенности проведения религиозных ритуалов у христиан.

Возможно также, что русскую правительницу на принятие христианства подталкивал и наставлял священник Георгий, который упоминается в «Повести временных лет» как один из тех, кто сопровождал Ольгу во время ее поездки в Царьград.

Однако есть мнение, что княгиня не намеревалась принимать христианство и направилась в Византию как язычница. По прибытию в страну, увидев все великолепие греческой веры, Ольга решила поменять веру.

Как крестили русскую правительницу

Как бы там ни было, в 957 году княгиня приняла христианство. Крещение княгини Ольги проходило в знаменитом храме святой Софии. Ритуал провел самолично византийский император Константин Багрянородный в присутствии главы византийской церкви патриарха Феофилакта (по другим сведениям, это был патриарх Полиевкт). После крещения русская княгиня стала именоваться Еленой, в честь матери первого римского императора и основателя Константинополя Константина Великого.

Согласно преданиям, византийский император был под сильным впечатлением от красоты и уровня интеллекта Ольги. Император Константин даже вознамерился заключить брак с Ольгой и просил ее об этом, мотивируя это взаимовыгодным быстрым сближением двух государств. Однако княгиня пожелала остаться вдовой и сохранить верность покойному мужу Игорю. При этом, будучи мудрой женщиной, Ольга отказала Константину в дипломатичной форме.

Сначала она пошла на хитрость, сказав императору, что, мол, как он возьмет в жены язычницу. После же своего крещения, княгиня объяснила свой отказ тем, что он теперь приходится крестным отцом княгине, а по христианским порядкам крестному отцу нельзя жениться на своей крестнице. Остается только гадать, как император не предвидел этого, будучи хорошо знакомым с догматами христианской веры.

Крещение княгини Ольги в Константинополе прошло с невиданной пышностью, что говорило о большой важности данного события для Византии.

Второе посещение Византии

Крестившись, русская княгиня в сопровождении многочисленной свиты отправилась домой в Киев. Возвращалась Ольга не с пустыми руками. Византийский император одарил ее щедрыми дарами в виде золота, драгоценных каменьев и изысканных сосудов.

Позже византийский император отправил своих послов в Киев за богатыми дарами, обещанными ему княгиней. И на этот раз Ольга поступила хитро и очень смело. Она отказалась передавать дары через послов и сказала, что передаст их государю лично, если он посетит Киев. Послы так и уехали ни с чем. Правда и сведений о том, что император посещал Киев, нигде не упоминается.

По некоторым данным Ольга позже второй раз посетила Византию, уже как истинная христианка. По преданиям княгиня провела месяц в пути и еще почти два месяца ожидала приема, что было связано определенными правилами. Ольга также приехала не с пустыми руками и привезла роскошные дары. Император Константин ее встретил со всеми почестями и вниманием.

Однако по мнению некоторых историков княгиня не была в Константинополе после своего первого визита и крещения, так как это не упоминается в византийских источниках.

Жизнь на Руси после принятия христианства княгиней

Христианство в виде отдельных людей и групп существовало в Киевской Руси еще до того как Ольга крестилась. В самом Киеве находилась христианская церковь, известная как церковь Ильи пророка. Ольга же стала первой из правителей Киевской Руси принявшей христианство. При этом почти все ее окружение, включая сына Святослава и дружину, оставались язычниками. Это не помешало мирно сосуществовать христианству и язычеству в годы правления христианской княгини.

Сын Святослав отказался принимать новую веру предложенную матерью, и предпочел язычество. Согласно летописным источникам Святослав объяснил свой отказ тем, что его дружинники-язычники будут над ним смеяться за веру в распятого Христа, и перестанут его уважать. В то же время Святослав  не мешал матери распространять христианство среди воинов и других людей. Однако в будущем сын княгини станет недоволен слишком рьяным стремлением матери распространить новую веру. По приказу Святослава некоторых христиан в Киеве стали преследовать.

ИНТЕРЕСНО! В годы своего правления Ольга попыталась наладить отношения с германским императором Оттоном I. Император для укрепления своего влияния даже прислал в Киев католического священника Адальберта, надеясь крестить русских. Однако жители Киева возмутились этому и чуть не убили священника и его спутников. Адальберт в спешке уехал из Киева. По некоторым сведениям Адальберта и других немецких священников преследовали по приказу Святослава Игоревича, являвшегося язычником.

Распространение новой веры

Приняв христианство, русская княгиня начала с большим рвением и в то же время не принуждая, повсеместно распространять идеи христианства, стремясь приобщать к новой вере русский народ. Годы после крещения княгини Ольги были отмечены такими событиями в направлении распространения новой религии как:

  • строительство Николаевского храма в Киеве, построенного на месте погребения первого на Руси князя-христианина Аскольда;
  • возведение собора Святой Троицы в Пскове, ставшего впоследствии главным православным храмом города;
  • основание в Киеве храма Святой Софии;
  • налаживание связей с уже упомянутым германским императором и приглашение в страну христианских миссионеров из Германии.

Крещение русской княгини и ее деятельность в годы правления фактически подготовили почву для будущего перехода всей страны в христианскую веру. Начался процесс постепенного искоренения языческих обычаев.

Последние годы жизни

С годами сын Ольги рос и по разным данным в 960 или 964 году Святослав Игоревич стал полноправным киевским правителем. Однако так как большую часть своего правления Святослав провел в военных походах, вопросами внутренней политике продолжала заниматься его мать Ольга. Вплоть до своей смерти она так и не вышла замуж во второй раз, предпочтя остаться чистой вдовой. Княгиня много времени проводила с внуками, детьми Святослава, и хотя открыто их крестить не решилась, она привила им христианские ценности. Результатом этого станет крещение Киевской Руси внуком княгини Ольги Владимиром.

В 969 году княгиня Ольга умирает в пожилом возрасте. На момент смерти княгине было по разным данным 75-80 лет. Похороны княгини прошли по христианским обычаям. Она была предана земле в построенном по ее приказу Николаевском храме Киева. После крещения Руси князем Владимиром, внуком Ольги, ее останки были перенесены в построенную Владимиром знаменитую Десятинную церковь в Киеве. В 1547 году русская православная церковь причислила княгиню к лику святых.

Через сто с лишним лет после смерти Ольги, древнерусский летописец описал свое отношение к первому крещеному правителю Киевской Руси такими словами:

«Была она предвестницей христианской на земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она сияла, как луна в ночи, как жемчуг в грязи, так и она светилась среди язычников».

Источники:

  1. Повесть временных лет / Л. Летописец Нестор – «Эксмо», 2011
  2. Княгиня Ольга. Жизнь замечательных людей. Карпов А. Ю. 2009
  3. История России с древнейших времен до конца XVII века. Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н., Милов Л.В., 2010
  4. История России с древнейших времен до конца XVII века: курс лекций. Рыбаков С.В. «Урал», 2014

Святая Ольга Киевская — лучшая царевна-воин, которую вы никогда не знали

Крещение Ольги Киевской. Google Images

Святая Ольга: «

Равноапостольная»

Ольга оставалась регентом до совершеннолетия сына, поддерживаемая не только армией, но и киевлянами. К тому времени, когда она передала ему бразды правления, Ольга превратила Киев в сильный город-государство. Она укрепила свою территорию рядом новых фортов. Она также пошла на мудрые уступки, чтобы ситуация с дервлянами больше никогда не повторилась, изменив систему сбора дани; первая известная правовая реформа в Европе.

Однако Ольга стала христианкой случайно. Хроника утверждает, что это было частью уловки, чтобы избежать брака с императором Константином VII, когда принцесса посетила его двор в Константинополе через три года после поражения древлян. Ольга объяснила императору, что они не могут пожениться, потому что он христианин, а она язычница. Однако она была бы более чем счастлива принять крещение, если бы это было ему приятно. Так, Ольга была крещена Еленой Константинопольским Патриархом, сумела уклониться от брака с Константином, потому что он состоял ее крестным отцом и претерпела чудесное « просветленная» веры, которая оставила ее «возрадовалась душой и телом ».

Константин уже был женат, поэтому вряд ли он сделал Ольге предложение. Однако причина обращения Ольги могла заключаться в первую очередь в причине ее визита в Константинополь. Когда она уехала из Константинополя, чтобы вернуться в Киев, а также с новообретенной верой, Хроника сообщает, что Ольга вернулась тяжело нагруженной « подарками» от Императора. Вернувшись домой, она немедленно выполнила данное ею обещание послать Константину «рабы, воск и меха». Это взаимное дарение больше похоже на торговлю и предполагает, что Ольга обратилась — по крайней мере, изначально, чтобы помочь смазать сделку — поскольку, если она была христианкой, восточная церковь имела путь на территорию Киева.

Икона Святой Ольги. Google Images

Если церковь надеялась обратить киевлян, то им не повезло. Один архиепископ заявил, что их невозможно преобразовать. Сын Ольги, Святослав, был столь же непримирим, считая христианство слабой религией. Однако Ольга серьезно отнеслась к своей новой вере и сохранила собственного священника. Заняв престол, Святослав часто уезжал на войну. Однако он все еще достаточно верил в свою христианскую мать, чтобы оставить Киев и своих детей на ее попечение.

Спустя более десяти лет после ее смерти и христианских похорон была раскрыта точная степень влияния княгини Ольги на ее внуков. В 80-х годах ее внук Владимир занял престол и сделал христианство официальной религией Киева. Ольга в конечном итоге преуспела там, где потерпели неудачу все делегаты из Константинополя. Именно этот поступок, несмотря на все остальные в ее жизни, принес ей статус святой и титул Исапостола в 1547 году, что сделало Ольгу Киевскую лишь одной из пяти женщин, когда-либо удостоенных такой чести.

 

Источники

Элис-Мэри Талбот и Денис Ф. Салливан (перевод) (2005): История Льва Диакона: Византийская военная экспансия в десятом веке . Вашингтон.

Самуил Хаззард Кросс и Ольгерд П. Шербовиц-Ветзор: Русская Первичная летопись: Лаврентьевский текст. Кембридж: Массачусетс.

Зубкова, О. Орфинская, Д. Лихачев: Новое открытие одежды эпохи викингов из Пскова, Россия.

Phactual.com: Святая викинга Королева России: 9факты об Ольге Киевской

todayifoundout. com: Святая, которая заживо хоронила людей и в отместку сожгла город.

Википедия: Игорь Киевский

Википедия: Ольга Киевская

ПЕТРОВ А.В. К вопросу о Крещении княгини Ольги

Детали
Просмотров: 513
echo ‘ID: ‘.$this->item->id; ?>

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.1.16

Алексей Владимирович Петров

Доктор исторических наук, доцент, профессор,

Кафедра истории России с древнейших времен до ХХ века, Санкт-Петербургский государственный университет,

Университетская наб., 7-9, 199034 Санкт-Петербург, Российская Федерация

Профессор,

Кафедра церковной истории, Санкт-Петербургская духовная академия,

Наб. Обводного канала, 17, 193167 Санкт-Петербург, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0001-5479-8087


Аннотация. Введение . Исследователи не раз будут обращаться к этому вопросу и связанным с ним темам. Где, как и почему княгиня Ольга приняла святое крещение? Когда и в каком качестве она отправилась в Константинополь? Что означало для Руси крещение Ольги? Была ли блаженная царевна правительницей языческого государства? Своими мыслями на эту тему автор предлагает поделиться в данной статье.

Методы . Методика рассмотрения данного вопроса в конечном итоге сводится к поиску наилучшего варианта согласования противоречивых свидетельств источников с учетом обширной историографии, но и в контексте той или иной историографической и теоретической парадигмы.

Анализ . Мнению об официальном характере поездки Ольги в Царьград как полноправной правительницы Русской земли можно с успехом противопоставить мнение о том, что визит княгини в столицу империи есть частное событие в жизни вдовы. русского князя. Оправдались сомнения, что она сможет сравняться по статусу со своим покойным мужем и полностью взять на себя его княжеские обязанности и государственные полномочия. Скорее всего, ее политическая позиция была двойственной. Трудно отрицать крещение вдовы Игоря в Константинополе, потому что все источники, говорящие о нем, не совпадающие в датировке этого события, тем не менее единодушно локализуют его там.

Результаты . Христианство, принятое княгиней Ольгой в 957 году в Константинополе во время неофициальной поездки туда в составе торгового каравана, от самого акта крещения до конца жизни княгини оставалось лишь ее личным делом. После крещения Ольга полностью отказалась от участия в государственной деятельности. Последнее обстоятельство позволяет подчеркнуть ту сторону ее христианского подвига, на которую исследователи не обратили внимания: сознательное самоустранение от власти (даже символической) в языческом обществе ради следования христианским заповедям и приверженности христианским ценностям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts