Кто бился с челубеем: Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)
Содержание
Кем был пересвет дравшийся с татарином челубеем — авилов поединок
Содержание
- Пересвет и Челубей: кто кого на самом деле
- Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М.И. Авилов
- vyatich_79
- Правда о схватке Пересвета и Челубея
- Новые темы:
Пересвет и Челубей: кто кого на самом деле
Год издания: 1968
Страна: СССР
Каждый школьник знает, что Куликовская битва освободила Русь от монгольского ига. Те, кто знают историю чуть лучше, чем школьники, могут задуматься о том, с кем именно сражались русичи и в чьих интересах. Но в любом случае о смертельном поединке русского богатыря Пересвета и татарского витязя Челубея перед битвой слышали все. Но происходила ли эта схватка на самом деле?
Брянский боярин Александр Пересвет — фигура историческая, хотя о жизни его сведений сохранилось крайне мало. Распространенная версия, будто бы он постригся в монахи и именно как духовное лицо участвовал в Куликовской битве, вызывает у историков сильные сомнения. Пошла эта легенда из житий Сергий Радонежского и самого Пересвета, причисленного русской православной церковью к лику святых. Однако эти тексты написаны через пару веков после сражения с татарами и вряд ли могут считаться достоверными. Если вчитаться в описание схватки, то оно больше напоминает былину. Татарин Челубей специально использовал очень длинное копье, лишавшее его противников шансов на победу. Монах Пересвет снял доспехи, чтобы это копье легко прошло бы сквозь мягкие ткани его тела. Именно благодаря этому ему удалось «подобраться» поближе к Челубею и убить его. Конь донес до русского строя уже мертвого монаха, чудом удержавшегося в седле. Всё это похоже на фэнтези.
Марка из серии «Государственный русский музей». (личная коллекция автора)
Александр Пересвет действительно участвовал в Куликовской битве. Его упоминает самый ранний источник об этом сражении — «Задонщина», написанная всего через несколько лет после сражения. Правда, о героической гибели Пересвета перед битвой в поэме нет ни слова. Наоборот, в самом конце боя Пересвет гарцует на своем коне, «посвельчивая» золочеными доспехами. О существовании Челубея вообще нет достоверных сведений. Получается, что героический сюжет русской истории, вдохновивший таких художников как Виктор Васнецов, Михаил Авилов и Павел Рыженко, — не более чем легенда.
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Картина была написана в 1943 году. Холст, масло. Размеры: 327 × 557 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.
На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьё разбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.
По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны — русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая. Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды». В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину.
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М.И. Авилов
Любите рисовать и хотите попробовать что-то новое? В этом случае вам стоит попробовать технологию онлайн рисования шёлком на сайте http://risunki.online/. Уникальный способ создания красивых изображений, который понравится и детям и взрослым.
Поединок перед Куликовской битвой
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.
В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?
Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.
Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.
От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.
За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
vyatich_79
Воинами христолюбивыми, святыми поборниками земли Русской и «прехвальными страдальцами послушания» именует Русская Православная Церковь преподобных иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).
20 сентября — память прпп.иноков Александра Пересвета и Андрея 0сляби
Александр Пересвет совершил свой подвиг иноческого послушания в самом начале Куликовской битвы (1380) в поединке с татарским богатырём Челубеем; Андрей Ослябя — в ходе всего сражения, в первых воинских рядах, поддерживая физически и духовно бившихся с ним бок о бок «пехотных людей».
Как пришло решение к профессиональным военным — люботскому боярину (из г. Любутска на Оке) Андрею (Ослябе) и брянскому боярину Александру (Пересвету) принять монашеский сан, неизвестно. Существует предание, согласно которому Пересвет принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, который был выстроен на реке Устье, среди величавой красоты сосновых боров, по благословению Преподобного Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно преданию и историческим источникам, когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 году приехал за благословением на битву к Преподобному Сергию, оба бывших воина были уже послушниками Троице-Сергиевого монастыря.
18 августа 1380 года святой благоверный князь московский Дмитрий приехал просить у Преподобного Сергия Радонежского благословение на битву, и тот дал ему в подкрепление двух своих иноков. Призвание Осляби и Пересвета в ряды войск имело не столько военное, сколько духовное значение. Самих иноков Преподобный Сергий вооружил «нетленным Крестом Христовым, нашитым на схимах». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, Преподобный Сергий сказал им: «Братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство».
В день праздника Рождества Богородицы принял Александр Пересвет вызов сильнейшего воина из войска Мамая и вступил с ним в единоборство.
В Никоновской летописи дано описание этого поединка: выехал печенег из полку татарского, потрясал оружием пред русскими рядами, и «был он страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти». В «Сказании о Мамаевом побоище» Челубей уподоблен древнему Голиафу: «пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его», Пересвет также представлен воином-богатырём. Соперники были на конях. Пересвет возложил на себя святую схиму — матерчатый шлем ангельского образа с нашитым на нём крестом. Соперники, по словам «Сказания», «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения Преподобного Сергия и воодушевил русские войска. Известно, что павших в Куликовской битве хоронили в течение восьми дней на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.
Андрей (Ослябя) героически сражался в воинских рядах на Куликовом поле, был ранен, но выжил. Древнейшие рассказы о битве: «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце, Симеоновской летописи), летописная «Повесть о Куликовской битве» (в Новгородской и Софийской летописях) — сообщают о гибели на Куликовом поле только Александра (Пересвета). В летописных списках убитых на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя одного Александра, что косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей после Куликовской битвы служил у московских митрополитов. Так, некоторые источники позволяют предположить, что в 1398 году Ослябя ездил в Константинополь в составе посольства московского Великого князя Василия для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок. В документах, относящихся к 1390—1393 годам, также встречаются упоминания «чернеца Андрея Осляби» в числе бояр Митрополита всея Руси Киприана.
Закончивший свой жизненный путь Андрей Ослябя был похоронен рядом с Александром Пересветом в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.
Над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». В 1509 году на месте деревянного храма строится каменный. В ХУШ-ХIХ веках к четверику храма пристраивается трапезная часть, и место погребения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби оказывается в самом храме. При перестройках храма их могилы оставались в сохранности в течение многих веков. Место погребения героев Куликовской битвы всегда особенно почиталось народом России и особенно её правителями. Существуют свидетельства посещения могил Пересвета и Осляби Великим князем Иоанном III, Царями Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем.
В 1928 году храм Рождества Богородицы в Симоновом монастыре был закрыт. Могилы святых иноков — героев Куликовской битвы — оказались на территории созданного здесь завода «Динамо», надгробия использовались как платформа для электромотора. Хотя имена монахов-воинов упоминались в советских учебниках по отечественной истории. Наконец в 1980 году, в связи с 600-летием Куликовской битвы, могилы Пересвета и Осляби были отнесены к историческим памятникам, охраняемым государством. В 1988 храм Рождества Богородицы был отделён от завода и в 1989-м открыт для посещения, надгробия восстановлены.
Сохранился посох из яблоневого дерева, по преданию, принадлежавший Александру (Пересвету). В течение последних веков он находился в алтаре соборной церкви Димитриевского монастыря (близ г.Скопина Рязанской обл., в 45 верстах от Куликова поля). Согласно монастырскому преданию, Пересвет по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего монастыря в честь небесного покровителя князя Дмитрия Донского — преподобного Димитрия Солунского. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.
В XVII веке имена Александра и Андрея, преподобному-чеников Московских, были внесены в святцы, в конце XVII века включены в «Описание о российских святых»; в 1896 году их имена поместили в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников Прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), а в 1981-м они записаны в Соборе Радонежских святых. Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии Прп. Сергия (XVI в.), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.), на житийной иконе Прп. Сергия 1680 года.
Богата Русь и обильна великим сонмом людей, поработавших Христу на ниве богоугодной жизни. Здесь и святители, и князи благоверные, и праведные мiряне, воздержники и мученики безстрашные, и даже монахи-воины: всякому желающему снискать Царство Небесное даёт Господь послужить. Имена Пересвета и Осляби светятся здесь, на скрижалях родной истории, напоминая изверившимся современникам и будущим поколениям россиян, что военная слава Руси вырастала из её духовной мощи.
На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся, преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати!
Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА
Правда о схватке Пересвета и Челубея
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Как начался поединок на Куликовом поле?
Как начался поединок на Куликовом поле?
В 12 часов показались на Куликовом поле и татары. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом.
Чей поединок предшествовал Куликовскому сражению?
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, который, согласно литературному произведению XV века, предшествовал Куликовской битве.
Что такое челубей и Пересвет?
Согласно сюжету, 8 сентября 1380 года тюркский богатырь из войска темника Мамая перед началом Куликовской битвы сражался с иноком Пересветом и оба поединщика, якобы, погибли в бою, одновременно пронзив друг друга копьями. … Имя «Челубей (Чалабай)» — тюркского происхождения, судя по составу и звучанию (ср. Челеби).
Кем был Пересвет в момент схватки?
Согласно тексту Сказания о Мамаевом побоище, перед началом Куликовской битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны войска Мамая ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул).
Кого благословил на битву Сергий Радонежский?
Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь Дмитрий Иванович накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – в Дмитрия Донского.
Какие произведения древнерусской литературы сохранили память о Куликовской битве?
Повести о Куликовской битве
- «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы …
- «Слово Даниила Заточника»
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»
- «Слово о погибели Русской земли»
- «Житие Александра Невского»
- Повести о Куликовской битве
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Задонщина»
Где похоронен Ослябя и Пересвет?
Начнем с того, что в московском Старо-Симоновом монастыре, как известно, похоронены знаменитые герои Куликовской битвы воины-иноки Пересвет и Ослябя [23], [41].
В каком месте находится Куликово поле?
В настоящее время Куликово поле территориально относится к Кимовскому, Куркинскому и Богородицкому районам Тульской области.
Кто победил челубея?
Пересвет
Кто бился с Челубеем?
То бились пешими, то конными, то копьями, то мечами, то Пересвет доехал до своих, а Челубей рухнул наземь, то русский витязь упал сверху на врага и прикрыл его ризой…
Кто победил Мамая?
Каждому известно, что Мамая победил Дмитрий, Великий князь Московский и Владимирский, а также возглавляемая им коалиция неподвластных Литве мелких и средних русских княжеств (войска всех остальных русских великих князей против Мамая не выступили).
Как победа в поединке сильнейших воинов решило исход Куликовской битвы?
В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле. … Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Как звали иноков героев Куликовской битвы?
Самым знаменитым героем Куликовской битвы стал, без сомнения, инок Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет, который, как и его собрат Родион (в синодиках – Андрей) Ослябя («во иноцех схимон Адриан»), участвовал в этом знаменитом сражении с благословения своего игумена – Сергия Радонежского.
Кто остался жив после Куликовской битвы?
Дело в том, что в Синодике, поминальном списке воинов, павших на Куликовом поле, значится только имя Александра Пересвета. Ослябя, судя по всему, остался жив. «Он упоминается в документах 90-х годов XIV века как один из членов свиты митрополита Московского Киприана», — уточняет Наумов.
Кто руководил битвой на Куликовом поле?
Дмитрий Иванович ДонскойРоссия
Какой век был в 1380 году?
XIV века
Что послужило причиной успешности набега хана Тохтамыша на Москву в 1382 г?
1) истощение военных сил Москвы в результате Куликовской битвы 2) совместные действия хана Тохтамыша и Мамая 3) восстание в Москве против власти Дмитрия Донского 4) отсутствие у Москвы каменных укреплений
Кто разгромил хана Тохтамыша?
Поэтому Едигей после этой громкой победы не оставил Тохтамыша в покое и в течение продолжительного времени с переменным успехом боролся с ним. Тимур умер в 1405 году, а Тохтамыш в шестнадцатом по счёту сражении с Едигеем и Чокре был окончательно разгромлен и убит в 1406 году.
Кто победил хана Тохтамыша?
Нашествие Тохтамыша на Москву | |
---|---|
Итог | Разорение Москвы, восстановление зависимости |
Противники | |
Московское княжество Золотая Орда | |
Командующие |
Почему хан Тохтамыш сжег Москву?
26 августа 1382 г. войска хана Тохтамыша сожгли Москву. … Поход 1382 года имел своей целью восстановление власти золотоордынского «царя» над Владимиро-Московской Русью, которая после Куликовской битвы 1380 года приобрела независимость.
Какой хан сжег Москву в 1382 году?
ордынский хан Тохтамыш
Почему темерлан не пошел на Москву?
Тамерлан, преследуя татарского хана Тохтамыша, задался целью уничтожить не только его армии, но и само государство — Золотую Орду. Теоретически, Русь, как данник Орды, тоже могла попасть под мечи. Но вышло иначе. Взяв Елец и пленив тамошнего князя Фёдора, Тамерлан не пошёл к Москве, а повернул обратно.
Кто был великим московским князем во время похода Тимура на Русь?
Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой.
Что произошло в «Девушке в башне»? (Winternight Trilogy #2)
Хотите знать, что произошло в Девушка в башне ? Читайте полное резюме прямо здесь! Эта страница полна спойлеров, так что будьте осторожны! Если вам нужно вспомнить, что произошло в «Девушка в башне », то вы попали по адресу!
Автор
Кэтрин Арден
Рейтинги
4,7 звезды на Amazon
4,43 звезды на Goodreads
Добавить Девушка в башне в Goodreads.
Трилогия «Зимняя ночь»
#1 Медведь и Соловей
#2 Девушка в башне
#3 Ведьма Зима
***** Все, что ниже, является СПОЙЛЕРОМ *****
Ольга рассказывает своим детям и дамам сказку о паре, которая не может иметь детей, которая, будучи дочерью, оживляет снежную скульптуру. Она влюбляется, но в конце концов угасает. Дочь Ольги Марья думает, что видит призрак, о котором одна из дам упоминала в предыдущем рассказе, в углу комнаты.
Саша (он же брат Александр) наконец приезжает домой. Он приходит во дворец в гости к Ольге. Он приводит с собой раненого, больного священника. Саша рассказывает Дмитрию о боях в его стране. Ольга разговаривает со священником (Константин). Он рассказывает ей о зле Васи и смерти ее отца. Он говорит, что ее мачеха мертва. А Вася считается погибшим после того, как сбежала.
Один из священников сообщает Саше, что Дмитрию наскучила его бездетная жена и ему нужны приключения. Саша решает взять его на осмотр деревень. Прежде чем они уходят, появляется человек с огромными земельными владениями по имени Касьян и говорит им, что ему нужна их помощь, чтобы защититься от того, кто или что-то нападает на его народ. Он не уверен, что они люди. Касьян сопровождает их в пути, но в конце концов покидает группу. Им постоянно попадаются сожженные деревни и бездомные граждане.
Они прибывают в старый монастырь, где Саша впервые обучался, где до сих пор живет его друг и наставник Сергей. Мальчик приводит в лагерь троих бездомных детей. На самом деле это Вася.
РЕЗЮМЕ СТЕЙСИ
Давайте дружить на Goodreads:
История уходит в прошлое, к концу первой книги, когда Вася входит в дом Морозко в лесу. Она истощена и безнадежна. Она хочет получить приданое, предложенное ей Морозко, но не хочет ради этого выходить за кого-либо замуж. Он уступает и говорит, что деньги принадлежат ей. Она хочет использовать его, чтобы путешествовать по миру. Ей снится бледная женщина в белом, говорящая, что ей следует немедленно уйти.
Вася отправляется на поиски приключений. Она что-то слышит в своем лесном лагере в первую ночь. Это женщина-демон по имени Полночь. Она не говорит Васе, кто ее послал, но говорит, что зайдет еще два раза в пути. Дни Васи однообразны. Вскоре она простужается из-за условий. Она и Соловей натыкаются на караван и следуют за ним в город. Он такой большой, что она думает, что это Москва, но Соловей уверяет ее, что это не так.
Соловей не хочет заходить внутрь городских стен, но Вася настаивает. Она переоделась мальчиком. Вася очарован всем в этом городе. Мужчина по имени Касьян думает, что узнает ее на городском рынке, но она убегает. По дороге из города она видит баню и останавливается, чтобы поесть и помыться. Она слышит, как Соловей шумит в конюшне. Двое мужчин врываются в ее ванную. Она и Соловей едва сбегают из города. Снежная буря обрушивается прямо на город, помогая им сбежать.
Васе становится все хуже и холоднее, и он не может ни поправиться, ни согреться. Когда она оказывается на грани смерти, появляется Морозко, чтобы вылечить ее. Он делает это и предполагает, что она пойдет домой, так как ее приключение было катастрофическим. Он в ярости, обнаружив, что она все еще планирует отправиться посмотреть мир. Его лошадь тайно говорит Морозко, что знает, что любит Васю, и говорит, что надеется, что Морозко не выберет между любовью и своим бессмертием.
Морозко знает, что должен ее отпустить, поэтому он лепит им пару ножей изо льда и учит Васю драться в течение многих дней. Она спрашивает, как он творит свою магию, но он говорит, что дело не в этом. Она спрашивает о том, как он сопровождал членов ее семьи на смерть, и он сравнивает это с дыханием: иногда вы замечаете свое дыхание, а иногда нет. Вася рыдает, хотя в принципе понимает и не чувствует жестокости в его словах. Он целует ее. Когда она засыпает той ночью, он уходит. Она просыпается со вкусом его губ, что-то зимнее, как хвоя.
Вася снова отправляется в путь и вскоре натыкается на очередную разграбленную, сожженную деревню. Мать говорит, что ее дочь похитили, а мужа убили. Вася и Соловей отправляются на поиски девушки. Они находят ее и двух других бандитами, которые не оставляют следов. Соловей отвлекает мужчин, а Вася спасает девушек, убив при этом одного оставшегося охранника. Соловей отступает как раз вовремя, чтобы спасти их и ускакать.
Мужчины и их быстрые лошади преследуют их всю ночь. Даже Соловей начинает уставать. Демон-женщина по имени Полночь приходит во второй раз и дает Васе совет, который противоречит ее приказам. Она велит Васе ехать прямо на запад. Вася решает довериться ей. На рассвете они наткнулись на обнесенный стеной монастырь. Три девушки чуть не замерзли во время ночной поездки, и Вася умоляет монахов впустить их. К удивлению и радости Васи, Саша там.
Вася играет мальчика. Саша держит уловку для нее, потому что это потребует гораздо меньше объяснений. Дмитрий рад познакомиться с новым двоюродным братом. Он требует еду и ванну для трех девушек и просит Васю пойти с ним на охоту на бандитов. После того, как Вася поел каши, а Соловей сена, группа (включая Сашу) уходит. Когда они наконец находят бандитов, завязывается драка. Они плохо справляются с бандитами, пока не прибудут Касьян и его люди. Они предлагают позволить Васе убить последнего человека, но вмешивается Саша и говорит, что она слишком устала. Они разочарованы, что так и не нашли капитана бандитов.
Когда они возвращаются в монастырь, Вася возится с Соловьем, чтобы не мыться с мужиками. Саша и Сергей ходят в отдельную баню. Сергей говорит Саше, что знает о Васе. Далее Саша и Вася наконец-то разговаривают. Она рассказывает ему все, что может, начиная с того момента, когда Саша ушел из их семьи, в том числе о том, что их отец мертв после защиты Васи.
Ночью Васе снится Медведь, и тут появляется Морозко. Она удивляет его, схватив его плащ и притянув к себе. Она спрашивает, зачем он пришел. Он говорит, что это потому, что он слышал ее плач. Она говорит ему, что он не может продолжать возвращаться, а затем снова бросает ее. Он говорит, что согласен, а затем исчезает.
Саша разговаривает с Сергеем и говорит, что постарается увести ее по-тихому с Ольгой, чтобы исчезла история его «брата» Васи. Они оба, кажется, сомневаются, что она будет молчать. Саша умоляет Сергея прислать к ним с известием Родиона, если они найдут неуловимого капитана. Они обсуждают, кто такой Касьян, так как никогда о нем не слышали. Оба кажутся немного подозрительными.
Катя, старшая из трех спасенных Васей девочек, говорит ей, что мужчины говорят, что они должны лежать вместе в качестве платы за все, что Вася сделал для нее. Ей грустно и страшно, но она смирилась с этим. Вася сообщает, что она девушка и благополучно проводит их всех домой. Подъезжая к деревне Кати, она спрашивает настоящее имя Васи. Вася неохотно дает его, но говорит, что это драгоценный секрет, который Катя должна хранить. Они возвращают детей в свою деревню. Вася дает Кате приданое за каждую девушку.
Группа едет в Москву. Вася в восторге от огромного красивого города. Саша ведет ее к Ольге. Ольга не может поверить своим глазам, потому что Константин сказал ей, что Вася умер. Ольга разочарована тем, что Саша не раскрыла секрета Дмитрию. Придется украсть Василия, а затем представить Васю как отдельного человека. Вася должен залечь на дно, пока это не будет выполнено.
В ту ночь на сходке Вася видит человека, который был капитаном бандитов. Его зовут Челубей. Он на самом деле татарин, русский царевич. Она уводит Сашу, чтобы сообщить ему новости. Он говорит ей, что не знает, чему верить. Она ни в чем не говорит ему всей правды, поэтому он предпочтет не верить тому, что она говорит о татарине. Вася уверяет его, что ее память о мужчине точна и что она рассказывает ему все, что может, о своей жизни с тех пор, как они расстались.
Той ночью Вася слышит женский плач в коридоре за дверью. Это призрак. На следующее утро ее будит племянница Мария. Она подслушала, как мать разговаривала с Сашей о Васе, и знает, что она ее тетя, а не дядя. Она угрожает раскрыть секрет Васи. Но вскоре они заключают сделку, чтобы заставить ее молчать. Марья видит все, что делает Вася, призрак и домовой. Этим утром они вместе едут кататься по городу. Домовой рассказывает Марии свое пророчество. Это пугает ее, но Вася предупреждает, что пророчества могут быть обманчивы.
Все трое (включая Соловей) едят сдобные лепешки и смотрят на лошадей, потому что Вася может купить одну. Потом приходит Челубей с труппой мужчин и узнает Соловея. Он расспрашивает об этом Васю и понимает, что она тоже его узнает. Он говорит, что хочет купить Соловья. Она говорит, что он не позволит никому, кроме нее ездить на нем. Челубей уверяет Васю, что сможет сломить Соловья. Вася кричит ему «нет». Челубей и его люди не выпускают ее из района. Ее блокируют.
Касьян выезжает на площадь и приходит ей на помощь. Он помогает ей укрыть Марию и прокрадывает ее обратно на территорию замка. Приходит горничная Марьи, чтобы похитить ее, и говорит, что Ольга хочет немедленно поговорить с Васей. Ольга резко ругает ее. Вася возражает, что и Ольга, и Марья заперты в замке. Ольга парирует, что в смерти отца виноват Вася.
Челубей снова едет рядом с Васей. Она поспорила с ним, что сможет приручить кобылу, которую он только что купил (которую она собиралась купить). Если она может ездить на нем, она может оставить лошадь. Если она не может, он получает Соловей. Ставка установлена. Толпа делает свои собственные ставки на то, сможет ли она сесть на него и покататься на нем. Она разговаривает с лошадью и в конце концов садится на нее и едет. Челубей, кажется, принимает это перед толпой, но сердито шепчет ей, что когда-нибудь он получит свою компенсацию. Она называет кобылу Зимой.
Касьян наблюдал за происходящим и говорит, что Вася нажил врага, но является мастером наездников. Он спрашивает, не хочет ли она стать коневодом. Ей нравится эта идея, и она обдумывает ее, когда ведет Зиму знакомиться с Соловеем. Но до нее доходит, что это несбыточная мечта. Касьян спрашивает, почему Челубей узнает ее. Она говорит, что ее собственный брат не поверил ей, так почему же он должен. В конце концов Касьян уговаривает ее рассказать ему. Он верит ей, но говорит, что им нужно больше свидетелей, прежде чем они сообщат новости Дмитрию. Вася подождет некоторое время, чтобы попытаться найти других, но не навсегда.
После долгой службы они идут на празднование Масленицы. Саша приходит к Васе, умоляя ее уйти из центра внимания и жить в тени башни Ольги, пока они не смогут тихо отослать Василли, чтобы появился Вася. У нее этого не будет. Она говорит ему, что пока они должны продолжать врать, что, как она знает, ему больно слышать как монаху. Вася втайне клянется скоро уйти одна. Она решает в ту же ночь рассказать Дмитрию о Челубее.
Касьян слышит, как она начинает рассказывать Дмитрию, и перебивает. Утром он вызывает Васю на скачки. Она соглашается, но затем все равно поворачивается, чтобы сказать Дмитрию. Касьян подходит к ней, но тут Вася начинает ясно видеть потусторонний мир: то домовой, прислуживающий за банкетом, то Морозко в дверях. Она подходит к нему и на секунду чувствует, что Касьян наблюдает. Но потом смысл пропал.
Вася приглашает Морзоко сесть с ней за стол. Вместо этого он хочет прокатиться. Они мчатся всю ночь на своих лошадях, а затем останавливаются, чтобы поговорить. Вася хочет, чтобы он сказал ей, какой путь выбрать. Они долго целуются. Но Морозко отстраняется и говорит «нет». Она слишком молода, чтобы видеть конфликт в его глазах. Он хочет сказать ей что-то, но затем просто говорит ей быть осторожной, какой бы путь она ни выбрала. Она спрашивает, исчезнет ли он с наступлением весны. Он говорит, что будет. Вася уезжает и, не оборачиваясь, видит, что он все время смотрит на нее. Ни один из них не видит красную полосу света в небе. Но Касьян видит и знает, что это значит, и улыбается.
Касьян приходит к Васе, когда она готовит свою лошадь к скачкам на следующее утро, собираясь ей что-то сказать. Кажется, он хочет, чтобы она пошла с ним домой, но его дважды прерывают, в последний раз Саша просит его оставить его наедине с Васей. Он разыскивает Челубея и не может найти никого, кто что-либо знает о нем. Теперь он верит рассказу Васи и хочет, чтобы она рассказала об этом Дмитрию. Она будет после гонки, а также расскажет Саше всю историю Медведя и смерти их отца. Он говорит, что будет молиться за нее во время скачек, но она говорит, что уверена, что у Касьяна нет лошади, подходящей Соловью.
Касьян приезжает на золотой кобыле, не простой лошади, как Соловей. Перед гонкой Касьян заключает пари с Васей. Если она выиграет, она получит его кобылу. Если он выиграет, она должна выйти за него замуж. Она поражена, что он знает, что она девушка. Гонка очень близко. Соловей вырывает победу в конце.
Касьян стягивает с Васи кепку и показывает, что она девушка. Дмитрий ошеломлен и в ярости. Он приказал Касьяну срезать с нее одежду, чтобы все точно могли видеть ее форму. Сашу связали и увезли, потому что он замешан во лжи. И Васю уводят в башню Ольги, чтобы держать в плену. Ольга следит за тем, чтобы Васю вымыли, одели и накормили, но злится на сестру. Она стоила их отцу жизни, Саше свободы и, вполне возможно, Ольге своей семьи, если они думают, что она знала. Вася извиняется и хочет все исправить.
Касьян идет к Константину в камеру. Он знает, что священник и любит, и ненавидит Васю. Он дает ему задание и обещает отомстить Васе, если он выполнит его. Константин всегда ненавидел чувства, которые она пробуждала в нем, поэтому он соглашается, хотя этот план явно беспокоит его.
Этой ночью в комнату Васи приходит призрак. Вася режет ей руку своим ожерельем, чтобы призрак мог напиться ее крови и набраться сил. Наконец она говорит Васе, что ей нужно бежать сегодня вечером. Морозко появляется потому, что кровь Васи коснулась драгоценности, которую он ей подарил. Он говорит, что поможет ей сбежать, но затем исчезает, когда приходит Ольга и сообщает, что Касьян зовет ее.
Касьян угрожает всей семье Васи, если она не выйдет за него замуж. Она пытается выиграть время. У него ничего не получится, и, наконец, она соглашается. Он говорит, что они поженятся завтра. Она знает, что он организовал все — сжигание деревень, превращение бандита в посла и выставление Дмитрия дураком — чтобы самому прийти к власти. Он заставляет ее встать перед ним на колени. Касьян целует ее и как будто сравнивает с потерянной любовью. Он говорит, что она сделает. Он целует ее и прикасается к стене. Ее рвет, когда она выходит из комнаты.
Васю ведут в комнату Ольги. Когда они вместе едят, Вася говорит ей, что они должны рассказать Дмитрию о Касьяне и Челубее. У Ольги начались схватки.
Вася идет в баню с Ольгой и акушерками. Роды идут плохо. Вася видит Морозко в углу комнаты. Он пришел за Ольгой. Вася умоляет сохранить сестре жизнь. Морозко уносит женщин в другое царство. Он говорит Ольге, что либо она, либо ее ребенок должны умереть. Ольга хочет, чтобы ее малышка жила, а Вася продолжает умолять сохранить сестре жизнь. Они внезапно несутся обратно в баню, и младенец рождается мертвым. Ольга говорит Васе уйти. Священник Константин здесь, чтобы совершить последний обряд. Он утаскивает Васю. Она бьет его коленом, где это необходимо, и убегает в ночь.
Морозко ловит ее во дворе. Она умоляет его сказать ей правду. Он наконец делает. Он дал ее отцу выбор: жить или умереть за свою семью, как и Ольга. Петр сделал выбор в пользу жертвы, как и Ольга. Вася спрашивает о ее связи с ним. Он говорит ей правду: что он сделал ожерелье и выбрал ее в детстве. Ему нужно было быть привязанным к плоти и крови, чтобы жить и не исчезнуть. Она срывает ожерелье и отдает ему. Она хочет убежать. Он говорит ей, что она не может, потому что у Касьяна есть планы на нее. Морозко не может их видеть, потому что они окутаны магией, но он знает, что они нехорошие. Вася говорит ему отпустить ее, и он уходит.
Родион приходит в келью, в которой священники держат Сашу, с известием о том, что он нашел. Дом Касьяна именно то, что означает его название: башня из костей. И он обнаружил, что именно Касьян сжег все деревни. Они слышат шум снаружи. Андрей выходит посмотреть, что это такое. Это Вася, пришла сказать брату, что Касьян планирует действовать сегодня вечером, убить Дмитрия и стать правителем. Андрей позволяет Саше, Родиону и Васе «настигнуть его охрану» и бежать.
Им нужно попасть во дворец, чтобы предупредить Дмитрия. Они прокрадываются и поднимают Васю через стену. Двор дворца в смятении; Касьян и его люди уже там. Она спешит впустить Сашу, но Родиона уже нет. Они слышат объявление Дмитрия и знают, что он еще жив. Саша идет его спасать. Вася отправляется на поиски Соловья. Она освобождает его и золотую лошадь Касьяна. Он превращается в золотую огненную птицу (соловья) и улетает. Сарай горит. Вася и Соловей спасают столько лошадей, сколько могут, прежде чем умчаться.
Во дворе царит хаос. Вася видит, что у Константина есть ее племянница Марья, и едет к ним. Но Касьян ближе, добирается первым и уезжает с Марьей. Константин говорит, что договор, который он заключил с Касьяном, заключался в том, что он мог бы получить Васю, если бы он получил Марью для Касьяна. Она говорит ему, что простит его, потому что он крестил ребенка ее сестры, но в следующий раз, когда она увидит его, она убьет его. Тогда в ворота врывается Челубей с воинами и мертвыми, и живыми. Летят стрелы, а воины Дмитрия продолжают падать.
Вася слышит голос Саши, обращающийся к толпе. Он бросается в рукопашную во дворце искать Дмитрия. Он находит его со всеми мертвыми охранниками и с четырьмя врагами, окружающими его. Двое из них выводят всех четверых мужчин. Дмитрий спрашивает, почему Саша солгал ему. Он говорит о добродетели своей сестры, а затем о ее мужестве. Дмитрий спрашивает, будет ли он когда-нибудь снова солгать ему. Саша обещает, что не будет. Дмитрий прощает его. Он спрашивает, кто эти люди. Саша говорит, что они Касьяновы и что Касьян должен занять трон Дмитрия. Дмитрий говорит, тогда пойдем убьем его. Они выбегают наружу, чтобы возглавить атаку на Челубея и его людей. Многие москвичи борются с ними. Саша получает стрелу в руку, чтобы защитить Дмитрия.
Вася покидает Соловей с Сашей и идет на башню, чтобы спасти Марью. Она видит призраков тех, кого любит, когда поднимается на башню. Призрак, которого она и Мария видели раньше, показывает ей потайную дверь в комнату, где держат Марию. Золотое ожерелье с красным камнем висит на шее Марии, из-за чего ее мутные глаза не реагируют. Вася предлагает обменять свою жизнь на жизнь Марьи. Касьян только смеется над ней. Он бьет ее ногой в живот и ломает ребра.
Призрак входит в комнату, и выясняется, что это его давно потерянная любовь Тамара. Это бабушка Васи. Когда-то Тамара любила Касьяна, но в конце концов сбежала от него. Пока Вася сражается с Касьяном, призрак имитирует, чтобы она сорвала ожерелье с шеи Марьи. Когда Вася это делает, чары разрушаются. Марья освобождается от уз, связывавших ее с Касьяном, и кажущаяся роскошь комнаты исчезает.
Вася пытается утащить Марью, но Касьян ее останавливает. Он говорит, что непобедим. Она помнит сказку, которую Дуня рассказывала о нем. Она понимает, как он остался жив и почему там призрак Тамары. Он отослал ее со своим сердцем в ожерелье на ее шее, чтобы ни один из них не мог умереть. Вася срывает невидимое ожерелье с шеи призрака. Касьян хватает Марью и приставляет меч к ее горлу. Но Вася, отвлекшись, отталкивает меч и раздавливает драгоценность в ее руке. Касьян умирает. Морозко пришел, чтобы забрать Тамару. В последнюю секунду перед их исчезновением Вася видит бабушку такой, какой она была раньше.
Вася и Марья выходят и видят, что Дмитрий и Саша помогли выиграть битву за Москву. Но, как утверждал перед смертью Касьян, огненная птица Вася, выпущенная на волю в конюшне, подожгла город. Полночь появляется в последний раз, и Вася умоляет ее сказать им, что делать, чтобы спасти город. Она говорит, что Морозко мог бы с его ветром и снегом. Но когда Вася сломал его драгоценность и прогнал его, теперь он может только помочь и быть увиденным мертвецами. Она признается, что сила Васи сделала его более человечным и что он любил ее.
Все бегут из города. Саша пойдет за Ольгой. Он хочет, чтобы Марья и Вася увезли Соловья. Но Вася отправляет Марью одну на спину и бежит в огонь. Морозко сказала, что увидит его снова только после своей смерти, поэтому она пытается умереть в огне. Она переносится в его зимний потусторонний мир и, в конце концов, возвращает его в реальный мир. Он вызывает ветер и метель, чтобы потушить огонь.
Вася спрашивает, похоже ли то, что он сделал с ожерельем и драгоценностью, которые он ей подарил, на то, что Касьян сделал с Тамарой. Он говорит, что это было. Касьян нашел способ избежать смерти, связав свою жизнь с Тамарой. Вася спрашивает, кто такая Тамара и откуда она взялась. Прежде чем Морозко успевает ответить, звенит монастырский колокол. Он говорит, что не может жить на солнце после середины зимы. Он начинает исчезать. Вася целует его, пытаясь удержать с собой. Он выглядит вполне по-человечески. Она умоляет его жить. Он целует ее в ответ, а затем происходит такой обмен:
— Я не могу жить, — прошептал он ей на ухо. «Нельзя быть живым и быть бессмертным. Но когда подует ветер и над миром повиснет буря, когда люди умрут, я буду рядом. Достаточно.»
— Этого недостаточно, — сказала она.
Он целует ее в последний раз и исчезает, пока Вася не остается один.
Саша в шоке от метели, и Марья спрашивает, вызвал ли ее Вася. Когда Саша возвращает Марью Ольге и сообщает, что Вася ее спас, Ольга хочет увидеть сестру. Они приводят ее во дворец, и она рассказывает им все, начиная с того момента, когда Константин прибыл в их дом, и до настоящего времени. В доказательство она предъявляет Соловья и кинжал, сделанный Морозко. Ольга спрашивает, такое ли у Марьи зрение, как у Васи. Когда Вася это подтверждает, Ольга говорит, что Марью надо беречь от колдунов и от мужчин. Она знает, что может сделать это с помощью брата и сестры.
Ну вот! Именно это произошло в «Девушка в башне », второй книге трилогии «Зимняя ночь»!
Готовы сделать предварительный заказ на книгу 3, Зима Ведьмы ? Нажмите, чтобы купить и помочь нам оплатить хостинг!
**Мы ищем авторов резюме!**
Мы нуждаемся в твоей помощи! Если вы любите читать и писать, мы будем рады видеть вас в нашей команде! Нажмите здесь, чтобы посетить нашу страницу участника, чтобы связаться с нами. Взамен мы предлагаем рекламу вашего блога, веб-сайта или учетной записи в социальной сети.
Что теперь?
Следите за обзорами серии книг в Instagram и Twitter.
Друг/Подпишитесь на нас в Goodreads: Сара и Стейси.
О, и , поделитесь этим со своими друзьями , которые, возможно, захотят прочитать резюме Девушка в башне .
Александр Пересвет. Герои Куликовской битвы
Александр Пересвет — один из самых известных русских воинов. Православная церковь причислена к лику святых. Его личность овеяна легендами и мифами. Имя русского воина-монаха до сих пор носит улицы и города, а слава его не угасла и в течение почти 700 лет.
Биография Пересвета
Дата рождения Александра доподлинно неизвестна. О боярском происхождении свидетельствует ряд источников. То есть принадлежность к высшему классу. Бояре занимали руководящие посты и владели землей. В 14 веке каждого боярина с детства обучали военному ремеслу. Место рождения — Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он принял монашеский постриг. Церемония прошла в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях, практически нет, историки до сих пор обсуждают биографию Пересвета. Проблема еще и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть известным героям приписывались подвиги и качества, которыми они действительно не обладали. А современным ученым сложно отличить вымысел от реальности.
Так или иначе, можно смело сказать, что к 1380 году Александр Пересвет был схимонахом-монахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовской битве, принесшей ему вечную славу.
Предпосылки
В 14 веке Русь изнемогала под монголо-татарским игом Золотой Орды. В то же время усилилось влияние Московского царства. Несколько русских князей смогли одержать несколько побед над татарами, что придало силы сопротивлению оккупации. В 1376 году русские войска начали освобождать свои земли, тесня ордынцев на юге. В процессе отступления ханы Мамая разорили несколько княжеств, но в открытый бой так и не вступили.
В середине августа в Коломну прибывает русская армия. Разные пути со всей России стягиваются воинами, чтобы раз и навсегда дать отпор татарам. Вождь Орды Мамай считает, что Дмитрий боится переходить Оку и надеется на скорую помощь литовцев. Но к началу сентября русские переправились через реку и двинулись через рязанские земли к Мамаю. Среди солдат был Александр Пересвет.
Такой маневр Дмитрия был расценен как опрометчивый шаг. По всей России поползли панические слухи о скором поражении коалиции князей.
Куликовская битва
8 сентября состоялись знаменитая Куликовская битва и Пересветская битва с Челубеем. Накануне русские войска форсировали реку Дон. Великий князь Дмитрий собрал под своими знаменами от 40 до 60 тысяч человек. Московский полк был ядром. На флангах были прибывшие литовцы и рязанцы. В ночь на 7 сентября состоялся смотр войск. Дмитрий понимал ту огромную ответственность, которая была на нем возложена. Так как в случае поражения перед татарами были бы открыты все земли до Москвы. Поэтому проверка проводилась очень тщательно.
г. Александр Пересвет находился, вероятно, в центральном полку при дворе московского князя. Глубокой ночью разведчики обеих сторон осматривают позиции противника. Только утром происходят первые стычки. Татары привели на Куликово поле около 100 тысяч человек. Поскольку средневековые источники склонны значительно увеличивать численность войск, определить истинное количество довольно сложно. В некоторых источниках указывается до 40 000 русских воинов и до 60 000 татар.
Утром 8 сентября русичи построились в боевые порядки. Легендарные герои последующей битвы произносили речи. Над полем стелился густой туман, и русские в оцепенении несколько часов ждали начала боя. Через несколько часов татары вышли из леса толстой стеной.
Бои
В средние века битве часто предшествовала битва лучших бойцов каждой армии. Это неписаное правило неукоснительно соблюдалось. Бой длился до самой его смерти и никто не имел права вмешиваться. Истоки этого обычая восходят к н.э. Древние легенды свидетельствуют о том, что вместо сражения двух войск могла произойти битва между двумя людьми. Проигравшая сторона отступила. Конечно, в реальности, скорее всего, битва началась вне зависимости от боя. Но он имел очень важное психологическое значение для бойцов. Для многих он был своего рода суеверием.
Дуэль Пересвета с Челубеем
На стороне татар выступили знаменитые челябинцы. Согласно древним сказаниям, он славился огромной физической силой и военной хитростью. Он был лучшим в дуэлях. Для этого его и наняли татары. До Куликовской битвы он не знал поражений. В верховых боях он использовал копье, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника до столкновения. От татарского войска он уехал на белом коне, облаченный в серые одежды.
Александр Пересвет был в пурпурных одеждах и стоял под «черным» (красным) русским православным знаменем. Войска замерли в ожидании боя.
Пересвет и Челюсбы разошлись и бросились друг на друга с выпрямленными копьями. Они столкнулись со всей расой. Копья вонзились одновременно. Пересвет и Челюски погибли одновременно. Но Александр сумел продержаться на коне дольше, что означало его победу. Воодушевленные победой своего бойца русичи в ярости. Туманным утром раздался вой труб, и русская армия бросилась в атаку.
Пересвет с Челубеем на Куликовом поле: другая версия
По другой версии, Пересвет пошел на хитрость и самопожертвование намеренно. О длинном копье врага знал богатырь, сражавшийся с Челубеем до Куликовской битвы. Поэтому он намеренно снял все доспехи, чтобы копье татарского любимца быстро прошло сквозь тело Александра и это позволило бы ему поразить врага. Монах-воин надел церковное одеяние с православным крестом. Самоуверенный челябинец пронзил Пересвета, но тот с копьем в теле дотянулся до врага и поразил его. В агонии смерти русский воин сумел добраться до своих войск и там только пал.
Битва
Воодушевленные победой и героическим самопожертвованием, русские войска кричали на врага. Стороны столкнулись с ожесточенной борьбой. Татары превосходили численностью. Но русские оставили в засаде полк воеводы Серпуховского. В решающий момент он нанес удар в тыл татарским войскам. Всадники рубили сзади, татары дрогнули. Они превратились в давку и почти все погибли.
Поражение ордынцев в битве на Куликовом поле явилось отправной точкой для освобождения Руси от татаро-монголов. Окрыленные победой, русские князья решили сплотиться вокруг Москвы.
Похороны героя
Тело Александра Пересвета доставлено в Москву. Там он и был похоронен с воинскими почестями возле церкви Рождества Богородицы в собственном склепе. Вместе с ним были похоронены легендарные герои битвы, такие как Родион Ослябя. В 18 веке строители нашли под колокольней старинную гробницу, в которой предположительно был похоронен Александр Пересвет. Некоторые историки считают эту информацию неправдоподобной. После реставрации храм достроили усыпальницей и установили надгробие. Так продолжалось до 20-х годов 20 века. Сейчас в трапезной церкви установлено новое надгробие, повторяющее чугунный саркофаг Пересвета.