Кто такой августин блаженный: АВГУСТИН • Большая российская энциклопедия
Содержание
Блаженный Августин | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
28 июня Русская православная церковь чтит память Аврелия Августина, епископа Гиппонского, также именуемого Блаженным Августином.
Настоящее и будущее
Личность Блаженного Августина удивительна и уникальна. Впервые в истории философской мысли Августин в своей автобиографической «Исповеди» обратил внимание на индивидуальность, отдельного человека, отдельную личность в такой мере, в какой никто до него этого не делал. До Августина никто так глубоко не переживал движение жизни, никто так не чувствовал время. Исповедуясь в себе перед Богом, он размышлял примерно так. Вот я сейчас исповедуюсь. Исповедуюсь в том, что было. А куда оно делось? Было ли оно? Ведь его нет. Прошлое прошло, исчезло. Будущего нет, оно не наступило. А что есть? Существует настоящее – точка, где сходится прошлое и будущее. Получается, что мы живем один миг. Проблему времени Августин решает любопытно. Прошлого, конечно, нет, но оно и есть, потому что ничто в ничто не уходит, оно остается. Следовательно, прошлое есть настоящее. А будущее тоже есть, потому что оно происходит из настоящего и потому что творение из ничего было осуществлено Богом разово. В результате и прошлое, и будущее есть всегда в настоящем. Будущее присутствует в настоящем в качестве семян, которые имеют при этом бытие.
Происхождение
Августин родился 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагаст африканской провинции Нумидия. Отец-язычник, Патриций, крестившийся незадолго до смерти, был человеком жестоким и особенного влияния на Августина не оказывал, в отличие от матери-христианки, Моники. Однако отцу удавалось нейтрализовывать христианское влияние матери на сына в детстве и юношестве. Августин позднее написал, что впитал имя Христа с молоком матери. С другой стороны, в юношестве он был человеком светским, абсолютно далеким от религии и его можно было бы назвать атеистом. После учебы на малой родине Августин перебрался в Карфаген, где продолжил учебу, получил прекрасное риторическое образование и затем сам преподавал в риторической школе. Августин вспоминал, что немалое влияние на обращение его в христианство оказало знакомство с трудами Цицерона. В античном мире у человека было две главные возможности себя реализовать: риторика и философия. Изучение риторики позволяло затем проявить себя в общественной жизни, построить карьеру. А изучение философии, наоборот, означало открытие факта того, что существует некое внутреннее переживание, благо, которому стоит посвятить жизнь. Цицерон эти вещи как раз попытался сопоставить. И эта же проблема – «выражение невыразимого» – занимала Августина всю жизнь.
Блаженный Августин и Святая Моника
В поисках истины
Первое осознанное знакомство Августина с христианством вызвало в нем некоторое разочарование. Он испытывал определенные трудности с чтением Священного Писания. Да и сами христиане отнеслись к нему настороженно из-за той гигантской тяги к знанию, которую демонстрировал молодой философ-интеллектуал. И так получилось, что Августин оказался в секте манихеев. Мать страшно переживала из-за этого, просила одного епископа поговорить с Августином, но тот твердо сказал, что это не ко времени, а он сам, изучая ересь, поймет, что к чему. Вообще, Августин в «Исповеди» прямо указывает, что молитвы и слезы матери о нем Господь слышал и не оставил без внимания. Августин жил во времена, когда античный мир угасал, близилось падение Римской империи. Отражение этого Августин видел в манихейском учении о столкновении добра и зла. Манихеи обещали открыть истину, и это увлекало будущего епископа. Однако он обнаружил, что истину в понимании философии манихейство дать не может. Он разочаровался в этой ереси. Более того, он стал задумываться о том, что истину вообще нельзя открыть и, следовательно, стоит отказаться от ее поисков.
После Карфагена Августину удалось открыть риторическую школу в Риме, а затем получить должность преподавателя риторики в Медиолане (современный Милан). Значительное влияние на Блаженного Августина оказал святой Амвросий Медиоланский, проповеди которого в итоге склонили его принять крещение в 387 году. Августин переосмыслил свою бывшую жизнь, то, как он вел себя с женщинами, воровал. Беспощадное отношение к бывшей жизни нашло самое полное отражение в «Исповеди». В Медиолане Августин сделал важное открытие: вера – это не слепое следование учению авторитета, а поиск истины. И в христианстве он нашел эту свободу поиска. То есть верующий знает, что он не знает, и стремится понять то, чего еще не понимает. Таким образом, Августин взглянул на христианство как на вполне осуществимый и желанный путь познания, о котором он мечтал после прочтения Цицерона. После крещения Августин раздал имущество бедным и с матерью отправился в Африку, однако она скончалась по дороге в результате болезни.
Крещение блаженного Августина
Африка
Автобиографическая «Исповедь» Августина завершается его прощальным диалогом с умирающей матерью. Дальнейшие сведения о почти 40-летней жизни святого мы знаем из «Жития», составленного Поссидием, человеком, общавшимся на протяжении этих десятилетий с Августином.
В Африке, в родном Тагасте, Августин организовал монашескую общину. В Гиппоне Регийском (город, бывший на территории современного Алжира) был рукоположен в пресвитеры. Не позднее 395 года принял епископский сан. В этот, африканский, период жизни Августин создал свои наиболее значимые произведения, такие как «Исповедь», «О граде Божьем» (посвящено вопросам о сотворении мира и конце света), «О свободной воле» и другие. Августин был чрезвычайно плодовитым мыслителем, только в период с 388 по 396 год он создал около 20 работ (не считая писем) различного содержания. Блаженный Августин умер 28 августа 430 года в Гиппоне, осажденном германским союзом племен – вандалами.
Фра Филиппо Липпи. Видение блаженного Августина
Августин Блаженный –философия, идеи и взгляды
АВГУСТИН АВРЕЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354—430) — раннехристианский богослов и мыслитель, представитель зрелой патристики, явивший значительное влияние равно как в формирование христианского духовного канона, так и в развитие западной культуры в целом. Святой Августин — пожалуй, самый значительный христианский мыслитель вслед за апостолом Павлом.
Его память отмечается:
- Русской православной церковью 15 (28) июня.
- Католической церковью – 28 августа.
Содержание статьи об Августине Блаженном:
- БИОГРАФИЯ
- ТРУДЫ
- ФИЛОСОФИЯ И УЧЕНИЕ
- РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ
Биография Августина Блаженного
Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.
У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.
Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.
В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.
Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.
Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.
Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.
В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.
Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.
Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.
В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.
Святой Августин Филипп де Шампань
Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,
- Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
- Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
- Ассумпционисты
- Женские монашеские конгрегации августинок.
Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.
Труды Августина Блаженного.
Труды Августина Блаженного отличаются концентрацией идей. Даже если бы из его работ до нашего времени дошла только одна, мы все равно считали бы его величайшим христианским богословом. Тем более, что до нас дошли почти все его произведения. А это — более пяти миллионов слов. Августин Блаженный был настоящим мастером слова. Его тексты имеют редкую силу – они привлекали и вдохновляли его современников, но не меньшее влияние они имеют и на нас.
Его богословский стиль по образности уступает, вероятно, только самой Библии. Его труды и сегодня имеют высокую актуальность. Он обладал уникальный даром писать как на высоком теоретическом уровне для самых взыскательных читателей, так и творить огненные проповеди для менее искушенных читателей.
Литературное и богословское наследие Августина Блаженного велико. Оно включает как минимум 224 письма, около 500 проповедей, дохристианские и христианские произведения. К наиболее известным относятся следующие труды Августина Блаженного.
- Исповедь,
- О граде Божьем,
- Против академиков (скептиков),
- О жизни блаженной,
- О порядке,
- Монологи,
- О бессмертии души,
- О количестве души
- Об учителе,
- О музыке,
- Об истинной религии,
- О пользе веры,
- О свободной воле,
- Против Фавста,
- О духе и букве.
Наиболее значительными произведениями Августина Блаженного являются “ Исповедь” (ок 400 г) и “О граде Божьем” (примерно 413—426гг).
Философия и учение Августина Блаженного
Если анализировать философские позиции Августина Блаженного, то можно охарактеризовать его как творца, который адаптировал существующие на тот момент философские традиции латинского мира к появившимися не так давно христианскими идеям. Он создал синтез христианской, римской и Платоновской традиции, тем самым определив дальнейшее развитие всей европейской философской традиции.
Идеи Августина Блаженного оказали весьма значимое влияние на формирование христианского богословского канона. Авторитет его личности в вопросах теологии и философии был тотальным — вплоть до томистской парадигмы. Традиция августинизма в рамках средневековой схоластики во многом определила философское развитие Европы еще на многие века. Таким образом, Августин Блаженный — один из основоположников догматической теологии.
Приведем один пример в поддержку данного аргумента.
В своем трактате “О Троице”, написанном в 399—419 гг, Августин Блаженный излагает тексты Священного Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры. Трактовка Августином Блаженным проблемы Троицы следующая:
в основе соотношения Божественных ипостасей (сущности Троицы) лежит имманентный внутренний диалог самосозерцания и самопознания, общения и любви. Сущность Бога реализуется в процессе данного диалога.
Такая трактовка Троицы дала развитие эмоционально-психологической составляющей христианства. Для философии это стало зарождением традиций имманентизма и диалогизма.
Важнейшим моментом учения Августина Блаженного выступает также концепция соотношения веры и рационального знания. Вера, согласно Августину Блаженному, есть
исходное основание любого знания.
В поддержку этой концепции Августин говорит:
“… разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия. Точно так же и читатель Святого Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать”.
Основываясь на библейском утверждении
“покуда не уверуете, не уразумеете” (КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ, глава 7)
Августин Блаженный приводит в качестве основания этому презумпцию “верую, дабы понимать”. Эта идея стала программным каноном христианской ортодоксии по отношению к проблеме соотношения веры с рациональной критикой.
Полемические труды Августина Аврелия Блаженного, созданные как критика на манихейство и пелагианство, являются огромным шагом в развитии христианской экзегетической традиции, так как полемика сводится к толкованию фрагментов Библии.
Трактат Августина Блаженного “О Книге Бытия дословно”, написанный в 401—414 гг, считается шедевром экзегетической литературы. Трактат “О христианском учении” можно рассматривать как руководство к толкованию Библии.
В трактовке самой природы философского знания Августин Блаженный творил в русле римской традиции «прикладного» подхода к философии. Августин Блаженный создает концептуальную модель универсума, основой которой является учение о Боге как о “совершенном Бытии”.
Важным моментом в философии Августина Блаженного является идея возможности выведения бытия Бога как абсолютного из самодостоверности человеческого мышления. Августин Блаженный конституирует идею изначально сотворенных Богом “потенций”, в “надлежащее время” обретающих статус действительного бытия, т. е. “семенных логосов” как своего рода оплодотворяющих смыслов. Такой подход предвосхищает современную философию.
Взгляды Августина Блаженного.
Взгляды Августина Блаженного изложены на тысячах страниц. Он известен в христианской традиции как учитель благодати. Здесь интересен его взгляд на внешнюю и внутреннюю благодать. Августин Блаженный считает благодать необходимой для восстановления человеческой природы, которая была повреждена грехопадением. Исцеление человека и его воли, по мнению Августина Аврелия Блаженного, может исходить лишь от Христа.
Августин Блаженный считает, что спасение человека зависит лишь от действия Божьей благодати в человеческом сердце. Здесь богослов вводит свои знаменитые, основанные на утверждении свободы человеческой воли, категории неспособность согрешать и способность не согрешать.
Интересны и взгляды Августина Блаженного на исторический процесс, концепция которого дана как учение о двух градах — земном и небесном. Град земной основан на любви к себе и персонифицируется в фигуре Каина. Град небесный основан на любви к Богу и персонифицирован в образе Авеля. История же рассматривается как процесс, целью которого является достижение “вечного мира в Боге”. Тогда “церковь воинствующая” превратится в “церковь торжествующую”.
Таким образом, взгляды Августина Блаженного основаны на евангельском понимании милосердной любви — высшей формы развития чувственного потенциала человека. Только такая любовь может придать смысл остальным проявлениям человека – языку и мышлению.
В то же время, Августин Блаженный отражает остроту и условности человеческого бытия, сосредоточенного на индивидуальном опыте человека. Его христианин стоит в одиночестве перед Богом, он заключен в тюрьму своего тела и душа его мучительно осознает это. Человек не знает себя, пока Бог не соизволит показать ему его сущность, и даже тогда нет уверенности в познании. Его взгляды на сексуальность и месте женщины в обществе тоже имеют корни в одиночестве и страхе человека перед отцом и Богом.
Влияние Августина Блаженного в Средние Века трудно переоценить. Тысячи его рукописей находилось в библиотеках Европы и Африки, в некоторых крупных библиотеках имелось по несколько сотен его книг, больше, чем какого-либо другого писателя.
Святой Августин и первородный грех — Вопросы и ответы
Вопрос
Не могли бы Вы прокомментировать это: «Блаженный Августин почитается в Православной Церкви как учитель, за чудесную защиту учения Церкви от различных ересей своего времени, но за ошибки в учении о предопределении в спасении человека, он никогда не считался святым».
Ответить
Относительно того, считает ли Православная Церковь Августина святым, я предлагаю вашему вниманию три пункта:
В «Историческом словаре Православной Церкви» виднейших православных богословов отца Михаила Прокурата и иеромонаха Александра Голицына ясно сказано, что Августин Гиппопотамский – «епископ, богослов, святой». [См. стр. 48.]
Достаточно хорошо известно, что его праздник отмечается 15 июня [по новому календарю]/ 28 июня [по старому календарю], хотя он указан как последний святой в этот день после нескольких других. Чтобы убедиться в этом, я проверил несколько православных календарей и списков святых, в том числе «Православный Церковный Календарь»19.98» [«Православный церковный календарь»], изданный Московским Патриархатом [который действительно очень православный!], в котором он не только четко указан как «Блаженный Августин» в календаре на 15/28 июня, но и в «Алфавитный список имен святых», от которого произошли крестильные имена. Вы заметите, что он носит титул «Благословенный». Возможно, человек, который категорически заявил, что Августин не почитается как святой, основывается на том, что в Римско-католической церкви человек, который был «беатифицирован», но еще не «канонизирован», всегда именуется «блаженным». В православии нет такого предварительного состояния «беатификации», как шага на пути к канонизации. На самом деле, одна из самых недавно прославленных святых Православной Церкви Ксения Петербургская всегда упоминается как «блаженная Ксения». Как я уже сказал, это не следует путать с термином «блаженный», как он определяется в католицизме. Я мог бы также добавить, что Августин Гиппопотамский — единственный человек с этим именем, фигурирующий в церковном календаре. Далее, нередко можно встретить монахов, носящих имя Августин, как, например, нынешний архиепископ Августин Львовский, Украина, в канцелярии которого находится икона блаженного Августина.
Следует отметить, что в отношении формальной «канонизации» или «прославления» Августина Православной Церковью, конечно, нет никаких записей; с другой стороны, прославление святых в православии предполагает совершенно иной «процесс», чем в католицизме.
В старинной часовне Трех Святителей Свято-Владимирской семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк, находилась икона святого Августина.
По поводу предопределения в учении Августина еще раз цитирую из упомянутой книги отцов Прокурата и Голицына [стр. 48 и 49]:
«…Августин утверждал, что каждый потомок Адама унаследовал личный суд, установленный для этого праотца. Каждый рождается виновным в первородном грехе. Во-вторых, настолько испорчена «проклятая масса» рода человеческого, что его члены уже не в силах избегать греха. … Таким образом, без истинной свободы действий, в-третьих, все полностью зависят от бесплатного дара божественного милосердия. В-четвертых, что милосердие, каким бы совершенно бескорыстным оно, следовательно, ни было, не обязано спасать всех или кого-либо. Те, кого Бог избрал спасти, полностью принадлежат Ему, и этот выбор был установлен в Божественном совете перед миром. Таким образом, в-пятых, те, кого Он избрал, и те, кого Он не избрал, обозначены так еще до их рождения, предопределены. Учение о предопределении было своего рода лейтмотивом или, по крайней мере, контрапунктом на протяжении последующих столетий западного христианского богословия. (Он есть у Фомы Аквинского, у Лютера и, конечно же, у самого известного его представителя, Иоанна Кальвина.)»
Блаженный Юлиан Святого Августина
Блаженный Юлиан Святого Августина
(Блаженный Жюльен де Сент-Огюстен)
Праздник – 8 апреля
Отец Блаженного Юлиана был французским дворянином, который, чтобы спастись от жестокого давления, оказываемого на него кальвинистами, чтобы заставить его отступить от католической веры, бежал в Испанию, оставив все свое богатство. Там Юлиан родился и вырос в непритязательных условиях, но очень по-христиански. Мальчик был предан благочестию, и самым большим удовольствием для него было служить священникам у алтаря.
В молодости Блаженный Юлиан из Святого Августина некоторое время сопровождал миссионера Францисканского Ордена в его апостольских путешествиях. Миссионер договорился о его приеме с младшими братьями в качестве послушника в монастыре Марии Сальзеды. Юлиан начал свою монастырскую жизнь с горячим рвением, да, он практиковал такие необычайные акты умерщвления плоти, что его считали чудаком; и Бог всемогущий позволил, в качестве средства испытания, чтобы он был уволен из новициата. Это испытание Юлиан вынес с замечательной стойкостью.
Блаженный Юлиан из Святого Августина удалился на соседнюю гору, где построил хижину, чтобы жить отшельником. Раз в день он приходил к воротам монастыря, из которого был уволен, чтобы поесть вместе с другими бедняками. Ожидая раздачи еды, он обучал других катехизису, и когда бедный человек однажды приходил плохо одетым, он снимал свою одежду и отдавал ее этому человеку.
За такие добродетели уволенный послушник снова был принят в монастырь, где, благополучно выдержав испытательный срок, произнес обеты. В ревности, которая всегда поглощала его, он был впечатлен ценностью послушания до такой степени, что иногда говорил, что скорее умрет, чем не послушается. Он постоянно носил железные пояса и так усердно постился, что врачи объявили чудом, что он может жить и работать. Во время своих обходов по сбору милостыни он назидал всех своим скромным и смиренным поведением.
Исполненный ревности о Боге и спасении душ, он многих грешников возвратил на правильный путь своими увещеваниями и остановил многое неправедное в народе, высоко почитавшем его. В особом обличении он осуждал легкомысленные танцы. Он часто увещевал молодых людей держаться подальше от таких опасных развлечений, и многие последовали его предупреждению. Костры, разведенные под открытым небом для ночных танцев, он топнул босыми ногами.
Истинный сын святого Франциска, он любил святую нищету и практиковал ее так неукоснительно, что даже не желал иметь собственной кельи.