Кто такой феофан затворник: святитель Феофан Затворник
Содержание
святитель Феофан Затворник
Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)
Детские, юношеские и молодые годы
В миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.
Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.
В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.
В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.
Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.
Приобщение к монашеству
В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.
В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.
В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.
В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.
В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.
Служение в Иерусалиме.
Дальнейшая деятельность
В 1846 году иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.
За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.
Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.
По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.
А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.
В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.
В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».
Епископское служение святого Феофана Затворника
В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.
В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.
В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.
Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.
Затворничество
В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.
Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.
6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.
Творческое наследие
Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.
В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.
Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.
Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.
Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название «Добротолюбие».
Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4
Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.
Мысли на каждый день [1887] года — святитель Феофан Затворник
святитель Феофан Затворник
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf7Мб
От редакции «Азбуки веры»
Новый год. Обрезание Господне. Св. Василия Великого
Суббота пред Богоявлением
Неделя пред Богоявлением (31-я)
Пн (32-й) Вт (32-й) Богоявление Чт (Собор Предтечи) Пт Суббота по Богоявлении (Еф.6,10–17; Мф.4,1–11)
Неделя по Богоявлении (32-я)
Пн (33-й) Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя мытаря и фарисея (33-я)
Пн (34-й) Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя блуднаго (34-я)
Пн (35-й) Вт Ср Чт Пт Суббота (поминальная) Неделя мясопустная (35-я)
Пн (36-й) Сретение. Вт Ср Чт Пт Cб
Сыропустная неделя (Рим. 13:11–14:4; Мф.6, 14–21)
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 1-я поста
Пн (2-й нед. поста) Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 2-я поста
Пн (3-й нед. поста) Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 3-я поста
Пн (4-й нед. поста) Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 4-я поста
Пн (5-й нед. поста) Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 5-я поста
Пн (6-й нед. поста) Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя Ваий (Фил.4,4–9; Ин.12,1–18).
Пн (Страстной седмицы) Вт Ср Чт Пт Cб
Светлое Христово Воскресение
Пн Вт. Ср Чт Пт Cб
Фомина неделя (Деян.5, 12–20; Ин. 20, 19–31)
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя св. жен мироносиц
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя о расслабленном
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя о Самарянине
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя о слепорожденном
Пн Вт Ср Вознесение. Чт. Пт Cб
Неделя Св. Отец
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя Св. Пятидесятницы
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя Всех Святых
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 3-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 4-я по Пятидестнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 6-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 7-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 8-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 9-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 10-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Преображение Господне (2Кор. 7,10–16; Мк.2,18–22) Cб
Неделя 12-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 13-я по Пятидесятнице. Успение Пресвятой Богородицы
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Неделя пред Воздвижением
Пн Воздвижение Креста Господня Ср Чт Пт Cб
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 21-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 26-я по Пятидесятиице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 27-я по Пятидесятнице. Введение Богородицы во храм
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 28-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Неделя 30-я по Пятидесятнице. Неделя святых праотец
Пн Вт Ср Чт Пт Cб
Рождество Христово
От редакции «Азбуки веры»
«Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» свт. Феофана впервые издавались Русским Пантелеймоновым монастырем на Афоне в 1881 году, затем переиздавались в Москве в 1890, 1897, 1904 гг, в Санкт-Петербурге (Петрограде) в 1903 и 1915 гг. Предлагаемый текст, очевидно, отличается от первого издания, так как он изложен по календарю 1887 года следует из того, что в тексте Пасха приходится на 17 апреля, а Пасха предыдущего года на 25 апреля (так как Богоявление приходится на среду 32-й недели по Пятидесятнице)..
Источник: Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия : краткие поучения / свт. Феофан Затворник. — Изд. 4-е. — Москва : Правило веры, 2009. — 398 с. ISBN 978-5-94759-103-3
Святитель Феофан Затворник, епископ Тамбовский
Тропарь и кондак
Георгий Говоров, будущий святитель Феофан, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Орловской губернии, где его отец был священником.
Сначала Джордж посещал начальную школу в Ливене, затем военное училище. В 1837-1841 годах он учился в Киевской духовной академии и, вероятно, несколько раз посещал Печерский монастырь. В этих условиях неудивительно, что он принял монашеский постриг еще будучи студентом. По окончании учебы иеромонах Феофан был назначен ректором киевских церковных школ, а позже стал ректором семинарии в Новгороде. До отставки от преподавательской деятельности отец Феофан служил профессором и помощником инспектора в Петербургской академии.
Святитель Феофан был не совсем доволен академической работой, поэтому просил освободить его от обязанностей. Он был назначен членом русской миссии в Иерусалиме. После возведения в сан архимандрита стал ректором Олнецкой семинарии. Вскоре он был назначен первосвященником посольской церкви в Константинополе. В конце концов святитель Феофан был отозван в Россию, чтобы стать ректором Петербургской академии и руководителем религиозного образования в столичных светских школах.
9 мая 1859 года святитель Феофан был хиротонисан во епископа Тамбовского, где основал епархиальное училище для девочек. Во время своего пребывания в Тамбове он полюбил уединенный Вышенский монастырь своей епархии. В 1863 г. он был переведен во Владимир и пробыл там три года. Он также основал епархиальную школу для девочек во Владимире.
Святитель посещал приходы по всей своей епархии, служа, проповедуя, восстанавливая храмы, разделяя радости и печали своей паствы. Епископу Феофану было очень трудно жить в миру и ввязываться в суетные мирские споры. Многие злоупотребляли его доверием, но он не мог заставить себя никого наказать. Вместо этого он оставил такие неприятные задачи протоиерею своего собора.
Он присутствовал при обретении мощей святителя Тихона Задонского в 1861 году, и это произвело на него огромное впечатление, так как он имел много общего с этим святителем. Он с раннего детства любил святителя Тихона и всегда с большим воодушевлением отзывался о нем. Когда 13 августа святитель Тихон был прославлен в лике святых, радости епископа Феофана не было предела.
В 1866 году его просьба об освобождении от должности епископа Владимирского была удовлетворена. Он был назначен настоятелем Вышенского монастыря, но вскоре ушел с этой должности. Ему было разрешено жить там и совершать службы, когда он пожелает. Он также получил пенсию в размере 1000 рублей.
Готовясь покинуть свою епархию, он хотел сосредоточиться на собственном спасении и на спокойном общении с Богом. 24 июля 1866 года он попрощался со своей епархией, оставив мир для затворнической жизни и посвятив себя написанию духовных книг. Благодаря этим книгам святитель Феофан стал духовным благодетелем всех православных христиан. Хотя он искал Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33), к нему прибавилась и репутация писателя, имеющего большое значение для всего мира.
Епископ Феофан написал много книг, но не получил прибыли от их продажи. Он старался сделать их как можно более дешевыми, и они быстро раскупались. Он писал на темы, которые другие до него не рассматривали в полной мере, например, как жить христианской жизнью, как преодолеть греховные привычки и как избежать отчаяния. Он пытался систематически объяснить ступени духовного совершенствования, как человек, который сам прошел эти различные ступени. Некоторые из его книг включают «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И КАК НАСТРОИТЬСЯ К НЕЙ», «ПУТЬ К СПАСЕНИЮ» и «ПИСЬМА О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ». Он также перевел «ФИЛОКАЛИИ» в пяти томах и ПРОПОВЕДИ СВЯТОГО СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА.
Первые шесть лет пребывания в монастыре владыка Феофан посещал все службы, в том числе и раннюю Литургию. Он стоял неподвижно в церкви с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться. Он часто служил Литургию по воскресеньям и праздникам.
Начиная с 1872 года, он прервал все отношения с людьми (кроме своего духовника) и больше не выходил из своей кельи для посещения церкви. В своих покоях он построил небольшую часовню и посвятил ее Крещению Господню. В течение десяти лет он служил там по воскресеньям и праздникам. Последние одиннадцать лет своей жизни он служил каждый день один. Иногда он пел, а иногда и вовсе молчал.
Всякий раз, когда кто-либо приходил к нему по делу, епископ Феофан отвечал как можно меньше слов, а затем погружался в молитву. Если кто-нибудь присылал ему деньги, он раздавал их бедным, оставляя лишь небольшую часть на покупку книг.
Когда он не был занят писанием или молитвой, епископ-затворник работал плотником или писал иконы. Каждый день он получал от двадцати до сорока писем и на все отвечал. Он умел разглядеть духовное состояние каждого писателя, затем дать развернутые ответы на вопросы тех, кто боролся за спасение своей души.
В последние годы у него ухудшилось зрение, но он не стал из-за этого сворачивать работу. Вечером его келейник готовил все для того, чтобы епископ служил Литургию наутро. По окончании литургии епископ Феофан стучал в стену, чтобы дать знак келейнику подать ему чай. В дни, когда не было поста, он обедал в 13:00. Он состоял из одного яйца и стакана молока. В четыре часа он выпьет чаю, а потом в этот день больше не будет есть.
Епископ Феофан начал ослабевать в начале 1894 года. Он еще писал днем 6 января, но когда в 16.30 к нему пришел келейник, то обнаружил, что епископ отошел ко Господу.
Тело святого Феофана три дня пролежало в малом храме в его келье, потом еще три дня в соборе. Однако никаких следов коррупции не было. Похоронен в Казанской церкви Вышенского монастыря.
Несколько книг святителя Феофана переведены на английский язык и являются надежными духовными наставниками для современных православных христиан. Даром святителя Феофана было умение излагать мудрость отцов в понятных современным людям терминах. Поскольку он жил недалеко от нашего времени, многие читатели находят его книги «более доступными», чем ранняя святоотеческая литература. Он рассматривает жизнь души и жизнь тела как единое целое, а не как две отдельные стихии, и открывает людям путь спасения.
Святитель Феофан Затворник, епископ Тамбовский
10/23 января
Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии.
Начальное образование Георгий получил дома. В 1823 году он поступил в Дивенское духовное училище. Способный и хорошо подготовленный юноша легко выполнил курсовую работу и, будучи одним из лучших учеников, в 1829 году перешел в Орловскую семинарию, директором которой архимандрит Исидор впоследствии стал известным иерархом Русской Православной Церкви.
В 1837 году Георгий Говоров с отличием окончил семинарию и был определен в Киевскую духовную академию.
Киево-Печерская Лавра и другие памятники святой истории Киева, красноречивые свидетели духовных подвигов русского монашества, оказали благотворное влияние на Георгия.
На последнем курсе Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению Святой Церкви в монашестве. 15 февраля 1841 года пострижен в монашество Феофана. В апреле 1841 года преподобный Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 1 июля — во иеромонаха.
В 1841 году иеромонах Феофан, причисляемый к лучшим выпускникам Академии, получает степень магистра и начинает свою педагогическую деятельность.
27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен директором Киево-Софийского духовного училища, которое находилось в непосредственном ведении митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова). Однако о. Феофану не суждено было проводить много времени в Киевском училище. 7 декабря 1842 года назначен инспектором Новгородской семинарии. Иеромонах Феофан провел в Новгороде 3 года. За этот короткий срок он показал себя талантливым педагогом, прекрасным учителем психологии и логики.
13 декабря 1844 года переведен в Петербургскую Духовную Академию преподавателем кафедры нравственного и пастырского богословия.
Признавая свою большую ответственность перед Богом в деле религиозного воспитания молодежи, о. Феофан стремился оказать влияние на этих будущих пастырей проявлением великой доброты, любви, любви и смирения.
Иеромонах Феофан был глубоко предан делу христианского просвещения, но увлекался и монашеской уединенной жизнью.
Скоро появится возможность удовлетворить о. Духовные устремления Феофана проявились. 21 августа 1847 года по собственному желанию он был назначен в состав Духовной миссии в Иерусалиме.
Шесть лет, проведенных иеромонахом Феофаном на Востоке, имели для него огромное духовное и нравственное значение. Посещая древние монастыри, он неустанно изучал писания святых отцов, записанные в древних рукописях, знакомился с уставом, соблюдаемым в монастырях Востока и на Святой Горе, и с житием духовных подвижников древности в этих монастырях. Между молодым подвижником сложилась тесная связь с афонскими старцами, которые оказали благотворное и плодотворное влияние на направление его духовной жизни и впоследствии способствовали изданию его сочинений. Там, на Востоке, о. Феофан в совершенстве овладел греческим и французским языками, а также немного познакомился с ивритом и арабским языком.
В 1853 году началась Крымская война. 3 мая 1854 г. члены Русской Духовной Миссии были отозваны из Иерусалима в Россию. За труды в Миссии иеромонах Феофан 4 апреля 1855 года возведен в сан архимандрита; 12 апреля назначен в Санкт-Петербургскую духовную академию преподавателем кафедры канонического права. Через полгода он был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.
В 1856 году архимандрит Феофан был назначен настоятелем Посольской церкви в Константинополе, что стало возможным благодаря тому, что он был хорошо знаком с православным Востоком и был полностью подготовлен к такому назначению. В то время Константинопольская Церковь испытывала большие трудности в связи с распрями между греками и болгарами. Российское правительство и Священный Синод, стремясь к скорейшему решению, поручили архимандриту Феофану собрать информацию по греко-болгарскому вопросу. 9 марта, 1857 г. о. Феофан представил доклад, который оказался очень важным при обсуждении этого вопроса Священным Синодом Русской Православной Церкви. о. Сочувствие Феофана к болгарскому народу, его сочувствие к его законным требованиям и его искреннее желание помочь снискали ему большую любовь среди болгар. Заботясь о сложном положении Болгарской Церкви, архимандрит Феофан не забывал о благе Константинопольской Церкви. Он хорошо ознакомился с внутренней жизнью Константинопольского Патриархата, состоянием Синода, положением Патриарха, Епископата и священников, составом церквей и духовенства, и сложилась плачевная картина. о. Обо всем этом писал Феофан в своем рапорте, взывая о помощи к «великодушной» России, «которая не должна в этом беспомощном состоянии оставить свою мать в вере».
Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан не только заботился о проживающих там русских, но и предложил правительству России устроить в Константинополе госпиталь для русских моряков и паломников, а также «братство и церковь».
Директивой Святейшего Синода от 13 июня 1857 года архимандрит Феофан был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В этой должности он проработал два года.
В должности ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии о. Феофан также вел большую редакционную и богословскую работу. Он публиковал свои сочинения в основном в академическом журнале «Христианские чтения», который в то время издавался под его руководством.
29 мая 1859 г. о. Феофан был призван во епископы, чтобы быть епископом Тамбовским и Шацким. Его освящение состоялось 1 июня в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Преосвященнейший Феофан служил в Тамбовской епархии всего четыре года. Однако за этот короткий срок исключительной кротостью, необыкновенным тактом и деятельным вниманием к нуждам своей паствы он снискал всеобщую вполне искреннюю любовь. Святитель Феофан показал себя преданным служителем во всех областях церковной жизни. В управлении Тамбовской епархией владыке приходилось решать множество забот и трудностей.
В дни печали и дни мира он был любящим отцом для всех. Среди множества разнообразных дел и забот по управлению Тамбовской епархией святитель Феофан все же находил время для научных литературных занятий. В этот период он составил свой богословский труд «Письма о христианской жизни», в котором содержится целая система христианского нравственного учения.
22 июля 1863 года преосвященный Феофан был переведен на кафедру Владимирской епархии.
Период служения епископа Феофана во Владимире тоже был недолгим, но и там он проявил себя ревностным архипастырем и заслужил всеобщее уважение и любовь.
После 25 лет служения Церкви на различных должностях, Преосвященный Феофан счел, что пришло время осуществить то, что всегда было его чаянием. Посоветовавшись с митрополитом Исидором, своим многолетним духовным наставником, он ходатайствовал перед Священным Синодом о предоставлении ему отставки с правом пребывания в Вишненской пустыни Тамбовской епархии. Прошение владыки было удовлетворено, и 17 июля 1866 года он был освобожден от обязанностей управляющего епархией и назначен настоятелем Вишненской пустыни, где и провел свои дни ученым монахом.
Обязанности и суета настоятеля нарушили внутренний покой владыки Феофана, и вскоре он снова обратился с просьбой об освобождении от этой должности. Священный Синод удовлетворил его просьбу. Наконец, по милости Божией, пришло к нему долгожданное уединение, к которому настойчиво стремился святитель. Святитель говорил о том времени: «Я не променял бы своего места на Санкт-Петербургскую митрополию, но даже и на Патриаршество, если бы оно было восстановлено и я был бы к нему призван… Его можно обменять только на Небесное Царство.
”
В первые шесть лет своего пребывания в Вышнепустыни преосвященный Феофан не уходил в полное затворничество. Вместе с остальными монахами он посещал все церковные службы, а в воскресные и праздничные дни вместе с сослуживцами служил Литургию. Такое внешнее устройство вполне соответствовало духовным потребностям иерарха-борца. Он охотно принимал посетителей, как родственников, так и почитателей, ищущих его духовных советов, поучений и наставлений, и выходил из своей кельи на прогулки.
В 1872 году, после Пасхи, зажил затворником. Он прекратил всякое общение с другими, перестал ходить в монастырскую церковь на службы и уединился в отдельном флигеле. Отныне он принимал только настоятеля Эрмитажа, его духовника игумена Тихона и о. Евлампий, его келейник. К этому времени епископ Феофан построил в своих покоях небольшой храм, посвященный Крещению Господню. В ней он служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет своей жизни служил ежедневно.
В уединении архипастырь большую часть дня проводил в богослужениях и молитвах, в физических и духовных подвигах. В свободное от духовных подвигов время он занимался научными литературно-богословскими трудами; он написал огромное количество писем разным людям с неразрешимыми проблемами, которые искали его помощи и руководства. Покинув мир и почти не контактируя с другими людьми, епископ-затворник все же интересовался жизнью Церкви и своей родины. Он подписался на ряд журналов. В его кабинете была обширная библиотека. При написании своих произведений он использовал широкий круг русских и иностранных литературных материалов.
Тематика и содержание произведений Затворника Вишны были весьма разнообразны. Едва ли какая-нибудь подробность духовной жизни ускользнула от его глубокого пристального внимания и наблюдения. Однако главной темой всех его многочисленных произведений было спасение во Христе. Одно только обобщение его произведений вызывает глубокое уважение.
По тематике его произведения можно разделить на три категории: нравственные наставления, комментарии и переводы. В области богословских исследований особо ценятся многочисленные труды святителя на тему христианской нравственности. В своих нравственно-поучительных трудах преосвященный Феофан описал идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его осуществлению. В трудах святителя Феофана излагаются основы святоотеческой психологии.
Среди важнейших трудов Преосвященного Феофана в его подвижнической жизни, ценных вкладах в русское библейское богословие — его замечательные труды по толкованию слова Божия. состоит в основном из сочинений основоположников и великих учителей христианской аскезы на тему духовной жизни. Особое представление о литературной деятельности преосвященного Феофана дает его обширная переписка с многочисленными людьми, от высоких чиновников до простых людей, ищущих у него совета, поддержки и одобрения. Святитель сохранил свою искренность и любовь к ближним до своей блаженной кончины.
Около 16 часов 6 января 1894 года, в праздник келейного храма Крещения Господня, мирно скончался епископ Феофан.
Учение святителя Феофана Затворника
О развитии духовности у детей:
Святитель Феофан рекомендует использовать это средство (т.е. духовность) как можно раньше, пока дети еще находятся в колыбели. По его глубокому убеждению, набожность и религиозность родителей были лучшим и незаменимым средством воздействия на ребенка. Частое причащение ребенка Святых Даров, принесение его в храм, прикосновение к Святому Кресту, к Евангелию, к иконам, окропление святой водой, каждение фимиамом, получение благословения священника и т. спасительной атмосферы, которая окружает ребенка и чудесным образом согревает и питает его благодатную жизнь. Однако вся эта духовная атмосфера может показаться слабой и фальшивой, если в то же время сами родители не обладают духом благочестия. Этим духом родители могут благотворно влиять на дух ребенка, который в первые месяцы и даже годы жизни еще, так сказать, не шевелится.
Родители напрямую воздействуют на душу своего ребенка через сердце. Святитель утверждает, что лучший внешний канал – это взгляд. Пока душа остается скрытой от других чувств, глаз открывает ее чужому взгляду — точка, в которой встречаются две души. Пусть души матери и отца войдут через это отверстие в душу маленького ребенка со святыми чувствами. Все это вместе окажет благотворное и спасительное влияние на формирование характера ребенка, воспитание христианского духа.
Святитель Феофан Затворник говорит при этом, что, начав такую организацию с пеленок, мы должны продолжать ее на протяжении всего воспитания ребенка — в младенчестве и во всей его юности. Церковь, духовность и Святые Таинства подобны палатке для детей, скинии, под которой они должны быть всегда. При этом все другие средства воспитания могут быть и с успехом заменяются одним этим. В древности люди во многом так и воспитывались. По мере роста ребенка начинают проявляться и давать о себе знать способности тела, души и духа, начиная с низших и заканчивая высшими. В результате родители и воспитатели берут на себя ответственность следить за их развитием и направлением. Кстати, это не просто наблюдение, но и активное участие с их стороны. Пробуждение способностей вместе с сопутствующими им потребностями начинается с физического: питания, движения и нервного ощущения или двигательного действия. Святитель Феофан считал эти потребности не маловажными для жизни вообще, а также для жизни нравственной, ибо тело, как правило, является вместилищем страстей. Святитель утверждает, что из этого следует, что необходимо установить соответствующие пределы, установить и укрепить хорошие привычки, чтобы потом было меньше беспокойств.
О прощении обид:
Ничто так не властно пред Господом, как прощение обид, ибо оно есть подражание одному из наиболее близких нам действий милосердия Божия; и ничем так легко не соблазняемся, как вспыльчивостью и жаждой мести раздражительным словом, а нередко и делом.
Почему же мы не всегда прощаем, а чаще поддаемся вспышкам гнева, досады и возмущения? Я думаю, это от невнимательности к ценности прощения. В минуты восприимчивости к обидам надо восстановить в уме и сердце обещание прощения, которое, несомненно, ценнее величайших потерь, которые может причинить обида.
Простим и будем прощены; давайте снова простим, и мы снова будем прощены; и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях милосердия и любви Божией. Но поспешим простить, чтобы быть прощенным, и это становится легче, потому что ничтожно то, что простим; а то, что нам будет прощено, настолько ценно, что не может даже сравниться с ним. В евангельской притче наши грехи против Бога оцениваются в десять тысяч талантов, а грехи других против нас оцениваются в сто динариев (Мф. 18:2334). По нашему счету грехов наших тысяча рублей, а грехов чужих против нас одна копейка. Выручить ради бога тысячу рублей за копейку! если бы такая возможность сделать такой выигрыш открылась бы в быту, то человек не смог бы даже пробиться сквозь толпу. Но никакая выгода на земле не может быть так верна, как верно обетование Господа, и никакая оценка земных вещей не может быть так точна, как сравнительная оценка наших грехов и обид, причиненных нам, потому что она определена Богом праведности. Сам. Так вспоминай грехи, которые тебе прощены или прощения ищешь, и если не из благодарности за полученную милость, то в несомненной надежде на получение ее, прощай, прощай и прощай с широким и открытым сердцем.
Конечно, невозможно вдруг обрести такой глубокий и обильный покой, который поглощал бы каждый обидный удар. Первая степень невосприимчивости к обидам и, следовательно, прощения есть молчание. Когда тебя обижают, молчи. Сделай так один раз, и в следующий раз тебе будет легче промолчать; и чем чаще ты будешь молчать, тем чаще с меньшим беспокойством будешь встречать оскорбления.