Кто является основателем философской системы стоицизма: Стоики. История философии. Античная и средневековая философия
Содержание
Стоики. История философии. Античная и средневековая философия
Стоики. История философии. Античная и средневековая философия
ВикиЧтение
История философии. Античная и средневековая философия
Татаркевич Владислав
Содержание
Стоики
Стоики создали в эллинистический период новое направление, которое боролось с двумя ранее сложившимися: с Академией и перипатетической, аристотелевской, школой. Их монистическая и материалистическая философская система была противопоставлением тем идеалистическим системам, которые сформировались в предыдущее время. Стоики занимались всеми философскими проблемами, но особый акцент в духе времени был сделан на этике. Стоическая школа была основана Зеноном приблизительно в 300 г. до н. э. и просуществовала пять столетий.
Предшественники. Стоицизм в своей строгой этике и в своей эмпирической логике унаследовал взгляды киников, в частности, он перенял у них взгляд самодостаточности добродетели и никчемности того, что добродетелью не является; через них он воспринял сократический дух и традиции. В то же время в физике, которой киники не занимались, стоики возобновили традиции ионийских натурфилософов, особенно Гераклита.
Стоическая школа вышла непосредственно из кинической: основатель школы изначально принадлежал к киникам, затем создал собственную теорию и основал свою школу.
Философская позиция стоиков была принципиально отличной от позиции Аристотеля, однако они считались с его взглядами, наиболее совершенными из тех, которые дала Греция. Стоики систематизировали их в той же мере, в какой сам Аристотель некогда использовал взгляды Платона. Эти три философские системы — Платона, Аристотеля и стоиков — выстраивались в такой ряд, когда в каждом последующем учении уменьшалась доля идеальных факторов во взглядах на мир за счет усиления материалистических подходов.
Основатели. Стоическая философия появилась в III в. до н. э. в Афинах. С самого начала ее существования — в так называемой «старой стоической школе» — была разработана стоическая доктрина, которую начал создавать Зенон, а систематизировал Хрисипп.
Зенон из Китиона на Кипре (жил около 336–264 гг.) не был чистокровным греком. Китион, где он родился, был финикийским поселением. В 314 г. Зенон приехал в Афины, где в этот период с энтузиазмом воспринимался культ Сократа, превознесенного работами Платона и Ксенофонта. В Афинах он слушал многих эпигонов Сократа, которые были выходцами из Мегарской школы. Киник Кратет показался ему наиболее близким к Сократу, и Зенон примкнул к кинической школе; ее духом были проникнуты его первые работы. Однако позднее он модифицировал этические позиции, дополнив их новыми теоретическими положениями, и приблизительно в 300 г. основал свою школу. Она размещалась в афинском «Пестром портике» (от греч. Stoa — портик) — зале, где собирались стоики; по названию этого зала школа и получила свое название. Зенон руководил ею около 35 лет.
Затем его сменил Клеанф из Асса (руководил школой в 264–232 гг. до н. э.). В этот период некоторые члены школы вернулись в лоно кинизма, а доктрина стоиков стала предметом критики со стороны скептиков и академиков. Клеанф был самоучкой, развивал чувственные и религиозные истоки стоицизма, однако не мог защитить его научные позиции.
Ситуация изменилась, когда во главе школы стал Хрисипп (род. около 280 г., руководил школой с 232 до 205 г.). Он был человеком необыкновенной эрудиции, диалектиком, способным к систематизации и обладающим писательскими способностями. Он сумел своими умными замечаниями защитить стоицизм от скептиков. Хрисипп развил школьную доктрину в систему, дал ее наиболее точные формулировки и создал канон школы, который с минимальными отклонениями был законом до конца ее существования. «Без Хрисиппа не было бы Стой», — говорили в древности. Удивительно, что свои философские взгляды он разработал настолько основательно, что его последователям почти ничего не осталось. Хрисипп оставил после себя более семисот работ.
СТОИКИ[130]
СТОИКИ[130]
Зенон-стоик[131] и Хрисипн[132]<Мироздание>Стобей Eclog. I 25, 3. Зенон говорит, что солнце, луна и каждое из других светил обладают разумом, умом и творческим огнем; имеются же два рода огня: один — лишенный творчества, превращающий в себя то, чем он питается; другой —
Стоики
Стоики
Стоики создали в эллинистический период новое направление, которое боролось с двумя ранее сложившимися: с Академией и перипатетической, аристотелевской, школой. Их монистическая и материалистическая философская система была противопоставлением тем
Стоики
Стоики
Стоики создали в эллинистический период новое направление, которое боролось с двумя ранее сложившимися: с Академией и перипатетической, аристотелевской, школой. Их монистическая и материалистическая философская система была противопоставлением тем
1. Стоики
1. Стоики
а) Само собой разумеется, что вся философская система стоиков есть не что иное, как учение о гармонии. Поэтому весьма нетрудно сделать и соответствующие выводы специально о гармонии из общеонтологического учения стоиков. Однако все же нельзя не считать
1. Стоики
1. Стоики
В отношении проблемы подражания стоики заняли небывалую позицию. Поскольку они впервые в античности заговорили о правах индивидуального субъекта, мы поставили своей задачей формулировать ту особенность человеческого мышления, которая резко отличалась бы от
1. Стоики
1. Стоики
Что касается раннего эллинизма, то из нескольких сот фрагментов, собранных у Арнима, имеется только один текст, в котором говорится о катарсисе. Этот текст (II, frg. 598) гласит, что очищение возникает тогда, когда сгорает один космос и из этой гибели появляется новый
1.
Стоики
1. Стоики
а) Изучаемая нами сейчас структуральная терминология тоже представлена у стоиков не очень значительно. Правда, здесь имеются и свои оригинальные особенности. Так, в связи с общим стоическим учением о напряженности (ИАЭ V 147 – 149) у ранних стоиков читаем, например,
1. Стоики
1. Стоики
а) То, что элемент у стоиков – это прежде всего универсальный принцип, это ясно само собой. Что из этого принципа появляется решительно все и в нем решительно все растворяется и что он пронизывает собою решительно все и руководит всеми сперматическими логосами –
1. Стоики
1. Стоики
а) Необходимо со всей решительностью констатировать полный переворот представлений о природе, который в античности произошел в результате деятельности уже ранних стоиков. Переворот этот заключался в том, что природа стала теперь пониматься не просто как
§5.
Эллинизм. Стоики
§5. Эллинизм. Стоики
Стоические тексты и необходимый их анализ можно найти у нас выше (ИАЭ V 157 – 164), куда необходимо присоединить также и общеисторическую характеристику стоицизма (87 – 91, 114 – 121, 138 – 153). Это избавляет нас сейчас от необходимости воспроизводить стоическую
4. Стоики
4. Стоики
а) Со стоиками мы внедряемся уже в совершенно новый период античной культуры, а именно в период эллинизма. Этот послеклассический период, в противоположность эллинской классике, характеризуется, как это уже нам хорошо известно, выдвижением на первый план
2. Стоики
2. Стоики
Из эллинистических мыслителей понятием хаоса оперировали стоики. Но, кажется, они не вышли за пределы классического определения этого понятия. Можно указать два типа стоического понимания хаоса. Одно – вполне натуралистическое, когда он объявлялся,
1. Стоики
1. Стоики
а) Стоические тексты о красоте и прекрасном приводились у нас в своем месте (ИАЭ V 153 – 157). В отличие от более строгих и более холодных определений красоты в период классики у стоиков мы находим, прежде всего, космическую красоту в виде универсального живого
3. Стоики
3. Стоики
Стоики важны нам потому, что из всех античных авторов учение о первичности тела у них проводится наиболее последовательно и с античной точки зрения наиболее неопровержимо. Дело в том, что, как мы уже видели выше (ИАЭ V 145 – 148), стоики понимают все мироздание как
8. Стоики
8. Стоики
Различные варианты в целом фаталистической концепции естественного права развивали древнегреческие и древнеримские стоики. Судьба как управляющее и господствующее начало (hegem-onikon) — это, согласно стоикам, одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в
Школа стоиков | ГРЕЦИЯ — ΕΛΛΆΔΑ
Стоицизм — одна из философских школ античной Греции. Идеи стоицизма возникли в Афинах в 300 г до н. э. Родоначальником стоицизма в философии является Зенон Китийский. Названа так школа была в честь портика (Стоа Поикиле — от греч. – расписной портик) — место, где впервые выступил основатель стоицизма.
Философский стоицизм
Выделяют три периода существования стоицизма:
Зенон
- Древний – Древняя стоя (IV – середина II в до н. э.) Представители: Зенон Китийский, Клеанф, Хрисип, Зенон Тарсский, Диоген Вавилонский и Антипатр из Тарса. Представителями школы стоицизма в Древнем Риме были Марк Аврелий, Эпиктет, Сенека.
- Средний — Средняя стоя или стоический платонизм (II – I вв до н. э.) Представители: Панетий Родосский и Посидоний представляли школу стоиков в Риме. Архедем из Тарса распространил стоицизм в парфянском Вавилоне. Еще представители: Дардан, Мнесарх, Диодот, Гекатон Родосский, Антипатр из Тира, Гемин, Афинодор и др.
- Новый — Поздняя стоя или римский стоицизм (I – III вв н. э.) Представители: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Также: Муссоний Руф, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Секст Херонейский, Клеомед, Юний Рустик и др.
В последнее время своего существования течение стоицизма слилось с неоплатонизмом, а потом и вовсе погрязло в омуте последнего.
Суть стоицизма
Философское учение школы стоицизма было разделено Диогеном Лаэртским на три составляющие. Согласно Э. Целлеру, такой способ деления был заимствован стоиками у платоников. Философия сравнивалась с фруктовым садом, где логика — это ограда, физика — растущее дерево, а тика — это плоды. Еще было распространено сравнение системы классификации с животным и яйцом. В случае с животным: логика — это кости, мясо — это физика, а этика — это душа животного. в случае с яйцом: логика — скорлупа, физика — белок, этика — желток.
Логика
Логика стоиков подразделялась на риторику и диалектику. Логика постулировала идеи теории познания и утверждала на первый план доказательства, умозаключения и представления. У стоиков одной из основных концептуальных категорий теории познания является материя. Античные стоики считали материальной даже душу человека, утверждая, что восприятие оставляет на ней след словно на воске.
Физика
Философы стоики полагали, что первоначалом живого мира, находящегося в вечном движении является закон или логос. Согласно стоикам жизнь человека являет из себя проецированное бытие этого самого логоса. Препятствовала же пути возникновению гармонии со своей судьбой по мнению стоиков лишь страсть. Невозмутимость мудрого человека составляла идеал стоицизма. Древнегреческие стоики так же утверждают, что материя, обуславливающая собой все существующее в мире дает вещам в различии своем лишь степень тонкости или грубости ее. Силу стоики не принимали за что-то нематериальное либо же отвлеченное, метафизическое , наоборот говоря, что она просто тоньше, нежели все остальное, когда либо существующее из материи. За подобную силу правящую всем существующим, за тонкую материю стоики принимали Бога. Вся материя – это лишь определенный прототип вечно изменяющейся божественной силы. Теология стоиков ставит в центр логос. Материя связана с логосом. Всеобщая взаимная связь сущего с сущим принимается как «осмысленный порядок», который реализуется волей логоса. Этот порядок называется роком.
Этика
Этика стоиков очень близка по своей сути к этическому учению киников. Единственное отличие — стоики не принимали презрения киников к культуре. Этика стоиков утверждала, что все равны перед единым космосом и мировым законом. Все нравственные деяния, по стоикам, являют собой самосохранение, самоутверждение, что в свою очередь является значимым благом.
Стоицизм | Определение, история и влияние
Цицерон
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Марк Аврелий
Юстус Липсиус
Афинодор Кананитес
Гельвидий Приск
Татиан
- Похожие темы:
- философия
апатия
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Стоицизм , школа мысли, которая процветала в греческой и римской древности. Это была одна из самых возвышенных и возвышенных философий в истории западной цивилизации. Призывая к участию в человеческих делах, стоики всегда считали, что цель любого исследования — обеспечить способ поведения, характеризующийся спокойствием ума и уверенностью в моральных достоинствах.
Для раннего философа-стоика, как и для всех послеаристотелевских школ, знание и стремление к нему больше не считались самоцелью. Эллинистическая эпоха была переходным периодом, и философ-стоик был, пожалуй, самым влиятельным ее представителем. Создавалась новая культура. Наследие более раннего периода, когда Афины были его интеллектуальным лидером, должно было продолжиться, но претерпело множество изменений. Если, как у Сократа, познать — значит познать себя, то можно сказать, что рациональность как единственное средство, с помощью которого можно достичь чего-то вне себя, является отличительной чертой стоической веры. Как эллинистическая философия стоицизм представлял собой ars vitae , способ приспособления для людей, которым человеческое существование больше не казалось зеркалом однородного, спокойного и упорядоченного космоса. Только разум мог обнаружить постоянство космического порядка и изначальный источник непреклонной ценности; таким образом, разум стал истинной моделью человеческого существования. Для стоика добродетель есть неотъемлемая черта мира, не менее неумолимая по отношению к человеку, чем законы природы.
Стоики считали, что восприятие является основой истинного знания. В логике их всестороннее представление темы выводится из восприятия, приводящего не только к суждению о возможности знания, но и о возможности достоверности по аналогии с неисправимостью перцептивного опыта. Для них мир состоит из материальных вещей, за немногими исключениями (например, смысл), и непреложным элементом всех вещей является правильный разум, который пронизывает мир как божественный огонь. Вещи, такие как материальные или телесные тела, управляются этой причиной или судьбой, которой присуща добродетель. Мир в его удивительной полноте управляется таким образом, что демонстрирует величие упорядоченного устройства, которое может служить только стандартом для человечества в регулировании и упорядочении жизни. Таким образом, цель человека — жить согласно природе, в согласии с мироустройством.
Моральная теория стоиков также основана на представлении о том, что мир, как один великий город, представляет собой единство. Люди, как граждане мира, обязаны и верны всему, что есть в этом городе. Они должны играть активную роль в мировых делах, помня, что мир является примером добродетели и правильного действия. Таким образом, нравственное достоинство, долг и справедливость являются исключительно стоическими акцентами вместе с определенной суровостью ума. Ибо нравственный человек не милосерден и не проявляет жалости, потому что и то, и другое предполагает уклонение от долга и от роковой необходимости, правящей миром. Тем не менее — с его возвышенностью духа и акцентом на сущностной ценности личности — темы всеобщего братства и благосклонности божественной природы делают стоицизм одной из самых привлекательных философий.
Его главными конкурентами в древности были: (1) эпикуреизм с его учением о жизни, состоящей в созерцании и бегстве от мирских дел, и с его верой в то, что удовольствие как отсутствие боли является целью человека; (2) Скептицизм, который отвергал определенные знания в пользу местных верований и обычаев в надежде, что эти проводники обеспечат тишину и безмятежность, на которые философ-догматик (например, стоик) не мог надеяться достичь; и (3) христианство с его надеждой на личное спасение, обеспечиваемое обращением к вере как имманентной помощи человеческому пониманию и благотворным вмешательством милосердного Бога.
Наряду со своими соперниками стоицизм позволял человеку лучше упорядочивать свою жизнь и избегать излишеств человеческой природы, вызывающих тревогу и тревогу. Это была самая влиятельная из школ с момента ее основания до первых двух столетий нашей эры, и она продолжала оказывать заметное влияние на более позднюю мысль. В позднеримский и средневековый периоды элементы стоической моральной теории были известны и использовались при формулировании христианских, иудейских и исламских теорий человечества и природы, государства и общества, закона и санкций — например, в работах Цицерона, римского государственного деятеля и оратора; у Лактанция, которого часто называют «христианским Цицероном»; а у Боэция — ученый, переходный к средневековью. В эпоху Возрождения стоическая политическая и моральная теория стала более популярной среди теоретиков естественного права и политической власти, а также реформы образования — например, у Гуго Гроция, голландского юриста и государственного деятеля, и у Филиппа Меланхтона, крупного ученого-реформатора. В 20-м веке стоицизм снова стал популярным из-за его настаивания на ценности личности и месте ценности в мире раздора и неопределенности, например, в экзистенциализме и неоортодоксальном протестантском богословии. Стоицизм также сыграл важную роль в переоценке истории логики.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
История стоиков. Руководство по исследованию стоицизма
Если влияние стоических доктрин в Средние века в значительной степени ограничивалось решением проблем социального и политического значения, и римской античности, чтобы обеспечить основу для возрождения стоических взглядов в логике, эпистемологии и метафизике, а также для документирования более знакомых стоических доктрин в этике и политике. В конце 16 века Юстус Липсиус, фламандский ученый и латинский гуманист, был ответственен за первое переформулирование стоицизма как надежной и радикальной (христианской) философии человеческой природы. Его трактаты De Constantia (1584; О постоянстве ) и Politicorum sive civilis doctrinae libri sex (1589; Six Books of Politics or Political Instruction ) были широко известны во многих изданиях и переводах. Его защита доктрины стоиков в Manuductio ad Stoicam Philosophiam (1604; Digest of Stoic Philosophy ) и Physiologia Stoicorum (1604; Physics of the Stoicorum ) послужила основой для значительного влияния стоиков в эпоху Возрождения. На рубеже 17-го века Гийом дю Вэр, французский юрист и христианский философ, сделал популярной моральную философию стоиков, в то время как Пьер Шаррон, французский теолог и скептик, использовал темы стоиков в своих работах.0029 De la sagesse (1601; О мудрости ), как и скептик Мишель де Монтень в своем Essais (1580). Через работы Липсиуса доктрины стоиков должны были повлиять на мысль Фрэнсиса Бэкона, предшественника современной философии науки, а затем и на De l’esprit des lois (1748; Дух законов ), политический теоретик Шарль-Луи, барон де Монтескье. В продолжающейся и беспощадной войне против аристотелизма позднего Средневековья учения стоицизма оказали влияние на многих выдающихся деятелей эпохи Возрождения и Реформации.
Пьетро Помпонацци, аристотелианец из Италии начала 16-го века, в защите антисхоластического аристотелизма от аверроистов, которые рассматривали мир как строго необходимый и обреченный порядок, принял стоический взгляд на провидение и человеческую свободу. Гуманист XV века Леонардо Бруни усвоил стоические взгляды на разум, судьбу и свободу воли. Пантеизм, представление о том, что Бог и природа едины в том смысле, что Бог есть безличное существо, и натурализм, представление о том, что нет ничего сверхъестественного, оба из которых отождествляют Бога с космосом и приписывают ему жизненный процесс, в котором мировая душа это принцип, были широко распространены представления эпохи Возрождения. Такой пантеистический натурализм защищали — хотя и с разных точек зрения — Франческо Патрици, разносторонний платоник, и Джордано Бруно, защитник бесконечного космоса; и у обоих авторов вдохновение и источник были фундаментально стоическими. В развитии философии публичного права, основанной на изучении человеческой природы, стоические элементы обнаруживаются в Utopia (1516) Томаса Мора и De Jure Belli ac Pacis (1625; О законе войны и мира ) Гуго Гроция. Эта последняя работа является одним из самых известных трактатов эпохи Возрождения по теории естественных и социальных прав.
Крупнейший швейцарский реформатор начала XVI века Хульдрих Цвингли, считавший оправдание субъективной верой основой нового христианства, использовал стоические взгляды на автономию воли, на абсолютное предопределение доброго и злого человека, и моральный детерминизм.
Другим значительным влиянием стоиков на традицию христианского гуманизма было представление о том, что все религии имеют общую основу истин о Боге — универсальный деизм. Среди сторонников такой точки зрения были Цвингли и Дезидериус Эразм, великий гуманист и ученый эпохи Возрождения. Мор и Гроций также придавали особое значение этому взгляду, и его влияние ощущалось в нравственной, общественной и даже художественной жизни 16 века. Позже Герберт Черберийский, которого часто называют отцом деизма, развил идею религиозного мира и сведения противоположных религиозных взглядов к общим элементам. Эта точка зрения стала одной из самых популярных идей 17 века.
Филипп Меланхтон также культивировал гуманизм и античную философию как основу возрожденного христианства. Хотя Аристотель был его главным вдохновителем, Меланхтон убедительно использовал стоическую теорию познания с ее представлениями о врожденных принципах и естественном свете разума, которые учат великим истинам метафизического и морального порядка. Таким образом, стоицизм стал основой для теории естественного права, согласно которой государство имеет непосредственное божественное происхождение и не зависит от церкви — протестантская точка зрения, против которой выступали римо-католические писатели.
Картезианская революция в мышлении 17 века выдвинула несколько стоических представлений: что мораль состоит в послушании закону разума, который Бог вложил в человека; что этика предполагает знание природы, потому что люди должны научиться познавать свое место в мире, ибо только тогда они могут поступать правильно; что самоанализ является основой этики; и что врожденность и общность истин свидетельствуют о том, что только мысли и воля должным образом принадлежат людям, ибо тело есть часть материального мира. Такие взгляды были особенно развиты Рене Декартом, которого часто называют отцом современной философии, в его дуализме разума (или души) и тела.
Бенедикт де Спиноза, свободомыслящий еврейский рационалист, аналогичным образом использовал взгляды стоиков на природу человека и мира. Тот аспект мысли Спинозы, который спорно называют пантеистическим, носит по существу стоический характер. Вместе с картезианцами Спиноза настаивал на важности внутреннего и правильного разума как единственного средства достижения несомненных истин и возможности человеческой свободы.
Блез Паскаль, французский ученый и религиозный писатель, также симпатизировал картезианским представлениям о человеческой природе. Хотя он отвернулся от философии, его религиозная мысль сохранила картезианскую и стоическую настойчивость в отношении независимости человеческого разума, утверждая, что люди в основе своей являются мыслящими существами, врожденно способными принимать правильные решения. Между взглядами Паскаля и Спинозы и картезианцев существует важное и принципиальное различие и конфликт: для Паскаля, хотя использование (стоического) правильного разума может привести к доказательствам и демонстрациям, ведущим к Богу истины, оно никогда не ведут к Богу любви, единому истинному Богу. Таким образом, стоическое возвеличивание разума до сущности, имеющей право на существование, — более того, до божественной сущности, — примером которой являются картезианцы и мысль Спинозы, было отвергнуто Паскалем в янсенистском христианстве, которое он в конце концов принял, — отвержение, которое , так как он также отрицал свободу воли, отличает Паскаля от тех, кто придерживался стоических, а также альтернативных концепций человеческой свободы и ответственности (9).0029 см. моральная ответственность, проблемы).
Христианство в целом, несмотря на разительные контрасты со стоицизмом, нашло в нем элементы, соответствующие его собственному положению. Как стоик, например, чувствует себя в безопасности и под защитой разумной заботы какого-то имманентного провидения, так и христианин чувствует, что о нем заботится трансцендентный, хотя и воплощенный и любящий Бог. И вообще стоицизм на протяжении веков играл большую роль как в теологическом оформлении христианской мысли, так и в действительном осуществлении христианских идеалов.