Лазарь митрополит симферопольский и крымский: Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский (Швец Ростислав Филиппович) / Персоналии / Патриархия.ru
Содержание
Крым — колыбель духовности русского, украинского и белорусского народов / Интервью / Патриархия.ru
9 апреля 2021 г. 16:35
Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал о том, как происходило обретение честных мощей святителя Луки Крымского, о воссоздании Александро-Невского кафедрального собора в Симферополе и о межконфессиональном диалоге на полуострове (№ 3, 2021, PDF-версия).
Святитель Лука всецело посвятил жизнь служению Богу и ближнему
— Ваше Высокопреосвященство, на этот год приходятся четыре круглые даты, связанные со святителем Крымским Лукой: ровно век назад в Ташкенте он принял священный сан; исполняется 75 лет его восшествию на Крымскую кафедру; 60 лет минуло с момента преставления ко Господу, и четверть века назад были обретены его честные мощи. Вспомните, пожалуйста, кто выступил с инициативой обретения мощей, как оно готовилось и проходило?
— Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки на симферопольском кладбище, всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа подвигло Священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых были составлены житие святителя, а также служба и акафист ему, написана икона. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. Мне как правящему архиерею Симферопольской и Крымской епархии Синод выдал разрешение поднять честные останки святителя Луки.
На Крестопоклонной седмице в ночь с 17 на 18 марта 1996 года в симферопольском Всехсвятском храме собрались члены епархиальной комиссии по канонизации святых, наместники крымских монастырей, духовенство. Совершили молебен, попросили приснопамятного владыку о помощи в обретении его мощей. Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно служили панихиды и пели стихиры Кресту. Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Никогда не изгладится из памяти момент, когда я спустился в могилу и своими руками поднял мощи святителя. Ветер мгновенно стих, воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное Трисвятое. Священники внесли мощи в храм Всех святых.
В течение трех первых дней Крестопоклонной седмицы я совершал Литургии Преждеосвященных Даров, и в среду 20 марта состоялось торжественное перенесение честных останков святителя в кафедральный Свято-Троицкий собор. Собралось все духовенство Крымской епархии, прибыли священнослужители и из других областей Украины. Процессию сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города, многочисленные гости. За гробом вместе со священниками шли и те, кому выпало счастье быть свидетелями его святительского подвига. На торжества прибыли также родственники архиепископа Луки.
Крестный ход шел центральной улицей города. Первую остановку сделали рядом с ближайшей рыночной площадью, где с особой торжественностью отслужили панихиду. Сама природа оказалась созвучной духовной радости, переполнявшей сердца верующих. После холодных и пасмурных дней появилось солнце, рассеялись тучи. Так после всех лишений и гонений, которые претерпел владыка Лука, обнажилась правда Божией славы, являющаяся нам во святых! Ведь свет Христов сияет и просвещает всякого, хотя не все и не всегда это видят из-за житейской суеты и душевной непогоды.
Пришедших проводить святые мощи собралось, по приблизительным подсчетам, 35-40 тысяч человек. Это было трогательное зрелище. В городе царила атмосфера духовного праздника, подчиняя неверующих и привлекая маловерных. Святитель возвращался в свой собор, где служил и проповедовал пятнадцать лет. Не случайно перенесение мощей состоялось в день памяти семи священномучеников Херсонесских. Прославленные святые принимали в сонм святых Крымской земли святителя-исповедника Луку.
— Святитель Лука — один из наиболее почитаемых святых Русской Церкви новейшего времени. Он широко известен среди церковных людей; на приходах ему часто заказывают молебны. Почему, на ваш взгляд, именно этого святого так любят наши современники?
— Владыка всецело посвятил жизнь служению Богу и ближнему. Церковная история знает совсем не много примеров такого сугубого подвига — святой великомученик и целитель Пантелеимон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан… Но святитель Лука жил и подвизался в наше время. И потому именно сейчас, когда очевидно духовное оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное — вера, надежда, любовь, мы особенно пристально всматриваемся в житие этого святителя. Как он жил? Как боролся с неверием, косностью, ханжеством? Как побеждал грех? Как протестовал против насилия и жестокости? Каким образом благодать Божия вела его по тернистой дороге целожизненного подвига и, наконец, ввела тесными вратами в Царство Отца светов?
Поскольку при земной жизни он много помогал людям как врач и хирург, верующие, конечно, обращаются к нему с просьбами о помощи в различных болезнях и телесных немощах. Имеются многочисленные свидетельства помощи святителя. Уважение и любовь народа он снискал своим ревностным служением Богу и людям, неустанной архиерейской деятельностью, самоотверженным врачебным трудом, проникновенными проповедями и глубокими научными исследованиями в области медицины. Его неординарная личность гармонично объединяла в себе нравственные качества духовного лица и профессионализм хирурга, талант богослова и профессорский кругозор.
— Что в вашей епархии делается для сохранения духовного наследия святителя Луки?
— Знаменательное событие, произошедшее в 1996 году, подвигает на новые труды по изучению и распространению богатого духовного наследия, оставленного нам святителем. Переиздаются его проповеди, которые записаны, бережно сохранены и скрупулезно перепечатаны на печатной машинке верующими современниками. Епархией переиздан монументальный труд святого хирурга «Очерки гнойной хирургии», актуальный и сейчас (понадобился даже второй тираж этой книги). Совместно с Министерством здравоохранения и Крымским государственным медицинским университетом имени С. Георгиевского издаем журнал «Православие и медицина». Создано Общество православных врачей Крыма имени святителя Луки, которое активно действует. Провели ряд международных церковно-научных конференций по апологетическим, богословским и научно-медицинским трудам святого угодника Божия. Перечень, конечно, далеко не полон.
— А кто-то из родственников святителя до сих пор живет на территории вашей епархии?
— Как известно, последние пятнадцать лет своей жизни владыка прожил на Госпитальной улице, 1 (ныне ул. Курчатова) с родной племянницей Верой Прозоровской и ее дочерью Майей. Майя Дмитриевна Прозоровская, внучатая племянница святителя Луки, и поныне живет в Симферополе, поддерживает тесную связь с епархией, делится теплыми воспоминаниями о своем великом родственнике.
От «Зерна Истины» до «Дара Божьего»
— Вы занимаете нынешнюю кафедру почти три десятка лет — срок если не рекордный в нынешней Церкви, то, по крайней мере, близок к этому определению. Обрисуйте, пожалуйста, путь, который епархия прошла за это время. Назовите главные достижения, а также проблемы, которые пока не удалось решить.
— Думаю, за эти годы удалось укрепить христианскую мораль, значительно поднять понимание величия православной веры в жизни людей и дать им духовную надежду, которая, по моему глубокому убеждению, может реализоваться только в Православии. Выросло число православных приходов. Если в 1992 году здесь действовало только полсотни православных общин, сейчас их уже свыше полутысячи (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской епархии и 72 — в образованную в 2012 году Феодосийскую епархию). Сегодня в составе Симферопольской и Крымской епархии зарегистрированы 258 православных религиозных общин. Возрождены девять крымских монастырей, идет процесс восстановления нескольких пещерных обителей, прекративших свое существование еще в XV веке, после турецкого завоевания Крыма. Нам также удалось добиться возвращения верующим свыше шести десятков храмов и часовен, то есть более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений.
Широко развернута работа с молодежью. Например, еженедельная телепередача Конкурс знатоков православной культуры «Зерно Истины», которая выходит в эфир 14 лет (в этом году не только на местном крымском телевидении, но и на федеральном телеканале «Спас»), собирает у телеэкранов подростков и студенчество России, Украины, Беларуси. А молодежные клубы знатоков православной культуры «Зерно Истины», образующиеся на местах, становятся новыми высокоэффективными площадками по работе с юношеством.
Поле деятельности по-прежнему широко. Убежден, что Крым должен стать одним из важнейших духовных центров. Еще я хотел бы добиться, чтобы наш полуостров стал образцом мира, дружбы, духовного процветания живущих здесь людей, а также миллионов тех, кто ежегодно посещает этот богоугодный край.
— Крым — поликонфессиональный и полиэтнический регион. Как бы вы определили «температуру» межрелигиозного взаимодействия и добрососедства на полуострове сегодня? Расскажите, пожалуйста, о деятельности Межконфессионального совета «Мир — дар Божий» и о достигнутых там под вашим руководством результатах.
— Крым, как известно, изначальное место крещения Руси, колыбель духовности русского, украинского, белорусского и других братских народов. По признанию святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века, Крымская земля — «древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций». Русским Афоном называл этот угодник Божий наш полуостров. Особенностью современного Крыма является и его межнациональное, межконфессиональное разнообразие: здесь живут люди 133 национальностей. Помимо Православия, представлены ислам и другие религии. А это требует взвешенной, кропотливой работы по сохранению в регионе мира и стабильности.
Представители исторических религий и Церквей Крымского полуострова в ноябре 1992 года первыми на всем постсоветском пространстве объединились в Межконфессиональный совет «Мир — дар Божий», сопредседателем которого я ныне являюсь. Его учредителями стали представители традиционных религиозных конфессий Крыма. Межконфессиональный совет «Мир — дар Божий» вносит весомую лепту в дело сохранения мира на благословенном Крымском полуострове, в процесс законной защиты прав религиозных организаций, в возвращение культового имущества, популяризацию в обществе ценностей семьи, здорового образа жизни и т. п.
— Вы постоянный член Синода Украинской Православной Церкви. Удается ли вам бывать сейчас на заседаниях Синода?
— Действительно, с 2012 года я являюсь постоянным членом Синода Украинской Православной Церкви. В связи с коронавирусной инфекцией и карантинными ограничениями мое присутствие на заседаниях Синода временно приостановлено. Хочу отметить, что в это непростое время Синод призвал духовенство, монашество и мирян к усиленной молитве и утвердил текст молитвы и прошения на сугубой ектении, которые возносятся за Божественной литургией в период карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции. Верю, что милостью Божией вскоре прекратится это моровое поветрие и вся наша жизнь войдет в прежнее русло.
Паломникам мы стали ближе
— Нынешний год в Церкви и в России проходит под знаком святого благоверного князя Александра Невского. Расскажите, пожалуйста, о программе юбилейных торжеств в вашей епархии.
— Конечно же, 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского отмечается у нас торжественно. В рамках юбилея проводятся тематические телепередачи, разнообразные творческие конкурсы, конференции, организуются молодежные лагеря и паломнические поездки. Венцом празднеств станет великое освящение Александро-Невского кафедрального собора в республиканской столице, а также установка памятника святому в ограде этого храма. В начале улицы Александра Невского в Симферополе появится мемориальная доска. В этом же городе именем святого благоверного князя Александра Невского будет наименована площадь.
— Как идут работы по воссозданию кафедрального Александро-Невского собора?
— С первых месяцев моего служения в Симферопольской и Крымской епархии много сил и времени я положил на то, чтобы убедить местные власти, да и немалую часть отдалившегося от Православия за годы безбожия народа, восстановить в центре Симферополя уничтоженный в 1930 году кафедральный Александро-Невский собор. Решение вопроса растянулось на годы. Наконец создали оргкомитет по восстановлению собора, куда вошли ветераны Великой Отечественной войны, в том числе кавалеры ордена Александра Невского, архитекторы, руководители крупных предприятий и, конечно же, представители Церкви. К 1999 году мы убедили Верховный совет Крыма принять решение о строительстве в сквере Победы (основой для которого, к слову, послужили деревья, выросшие на подворье кафедрального собора) духовно-патриотического комплекса, куда войдут соборный храм, памятник-танк и монумент в честь освобождения Крыма от турок в XVIII веке (Долгоруковский обелиск). Собор был внесен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. Строительство началось в 2003 году.
И вот собор перед нами! Завершено строительство, но еще продолжается роспись. И он с каждым днем все более и более обретает не только былое внешнее благолепие, но и внутреннюю духовную силу. За эту великую милость и дивное чудо ежедневно благодарю Всемилостивого Господа.
— После возведения Крымского моста полуостров стал гораздо доступнее жителям соседних российских регионов. Как это повлияло на епархиальные паломнические программы? В каком направлении они развиваются?
— Да, с открытием Крымского моста паломников из Краснодарского края, Ростовской области и Ставропольского края стало намного больше. Этим же путем приезжают в Крым и паломники из других регионов России, следующих на автотранспорте и поездах. Крымчанам же теперь стало намного проще посещать святые места Краснодарского края, Абхазии и Кавказа. Епархиальным паломническим отделом созданы маршруты по этим направлениям, и они пользуются большим спросом.
Беседовал Дмитрий Анохин
«Церковный вестник»/Патриархия.ru
Симферополь | ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ЛАЗАРЬ, МИТРОПОЛИТ СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ, ПРИНЯЛ ДИСТАНЦИОННОЕ УЧАСТИЕ В СИНОДЕ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
27 декабря 2021 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось последнее в текущем году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое проходило в дистанционном формате, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Заседание возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий, секретарь Священного Синода УПЦ, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Временными членами Священного Синода являются: митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, архиепископ Вознесенский и Первомайский Алексий и архиепископ Шепетовский и Славутский Евсевий.
Во время работы заседания Священного Синода архиереи рассмотрят текущие вопросы жизни Церкви и заслушают отчеты Синодальных учреждений УПЦ.
Об итогах Синода читайте вскоре на официальном сайте Украинской Православной Церкви
https://news.church.ua/2021/12/27/nachalos-poslednee-v-2021-godu-zasedanie-svyashhennogo-sinoda-ukrainskoj-pravoslavnoj-
«>Ещё новости о событии:
Итоги Священного Синода Украинской Православной Церкви от 27 декабря 2021 года (видео)
27 декабря 2021 года под председательством Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в дистанционном режиме состоялось заседание Священного Синода Украинской П
18:45 28.12.2021 Симферопольская и Крымская епархия — Симферополь
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ЛАЗАРЬ, МИТРОПОЛИТ СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ, ПРИНЯЛ ДИСТАНЦИОННОЕ УЧАСТИЕ В СИНОДЕ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
27 декабря 2021 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось последнее в текущем году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви,
19:24 27. 12.2021 Симферопольская и Крымская епархия — Симферополь
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь одобрил установку в Ливадии памятника императору Николаю II под эгидой ИППО
Главная > Новости > Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь одобрил установку в Ливадии памятника императору Николаю II под эгидой ИППО
Высокопреосвященный Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский благословил проект по установке в Ливадийском дворцово-парковом музее-заповеднике памятника почетному члену Императорского Православного Палестинского Общества святому страстотерпцу государю императору Николаю II.
Памятник будет установлен под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества по инициативе и при финансовой поддержке благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», возглавляемого членами ИППО.
В письме, направленном 29 апреля на имя председателя правления фонда «Возрождение культурного наследия», заместителя председателя Московского областного отделения ИППО А.Н. Панина, Владыка Лазарь отметил:
«Сердечно благодарю Вас за благую инициативу – установку памятника святому Страстотерпцу Государю Императору Николаю II у главного входа в Ливадийский дворец-музей.
Сей великий угодник Божий особо и глубоко почитается верующим людом Богоспасаемой Крымской земли.
Убежден, что установка вышеназванного памятника, станет еще одним весомым вкладом в благое дело почитания святого Страстотерпца Царя Николая II во всем нашем Богоспасаемом Отечестве.
Молитвенно желаю Вам доброго здравия, благоденствия, духовной радости и неоскудевающей помощи Божией во всех Ваших добрых делах и начинаниях во имя Святой Матери-Церкви.
Благословение Божие да пребудет с Вами!»
Лазарь (Швец) — биография, образование, семья, карьера, компромат
Архиерей Украинской православной церкви (Московского патриархата) с 1980 г. , митрополит Симферопольский и Крымский.
Биография
Митрополит Лазарь (Ростислав Филиппович Швец) появился на свет 22.04.1939 года в селе Комарин, основанном в ХV веке на территории современной Тернопольской области Украины.
После обучения в Почаевской лавре и Успенском Жировицком монастыре, поступил в духовную семинарию города Минска (Беларусь) в 1957 году. Через год ушел в армию.
В 1961 году стал студентом духовной семинарии в Одессе, а после — окончил духовную семинарию Ленинграда (Российская Федерация) по специализации богословие. Получил звание кандидата наук.
Карьера
Во время работы в аспирантуре духовной академии Москвы был задействован в деятельности Отдела внешних сношений Церкви. С 1971 года перешел на работу в филиале этого отдела в столице Украины.
В 1971 году в начале марта получил звание диакона, а через неделю — иерея. С этого времени на протяжении четырех лет служил во Владимирском монастыре и в Покровском монастыре для женщин.
Был назначен в 1975 году секретарем и ассистентом архиепископа Платона. Епархия находилась в Аргентине и объединяла в себе Русские православные церкви Южной и Центральной Америки.
Через три года работы за рубежом получил звание протоиерея.
В 1980 году был пострижен в монашество лавры в Почаеве и получил сан архимандрита. Одновременно с этим был назначен епископом Южноамериканским и Аргентинским, а также экзархом (представителем) Патриарха в Южной и Центральной Америке.
Через девять лет вернулся в Украину, получив должность архиепископа Каменецкого и Тернопольского.
В 1990 году участвовал на выборах в Верховную Раду Украинской РСР, но не набрал нужное количество голосов в Тернопольской области.
Получил назначение на пост архиепископа Одесского и Херсонского в 1991 году. А через год стал архиепископом Крымским и Симферопольским.
В 2000 году возведен в самый древний епископский сан – митрополита.
Введен в состав Священного Синода УПЦ Московского патриархата в 2012 году.
В 2017 году провел службу, благословил Черноморский Флот РФ и сотрудником Федеральной Службы Безопасности России.
Достижения
Имеет церковные награды первой степени (Серафима Саровского и Рождества Христова), второй и третей степеней (князя Владимира, Сергия Радонежского и Киево-Печерских монахов Антония и Феодосия).
Награжден украинскими орденами князя Ярослава Мудрого и «За заслуги», а также орденом Дружбы народов. Все награждения состоялись до 2013 года.
Слухи и скандалы
Нужно признать, что во многих источниках до вторжения Российских войск в Украину отмечалась крайне деятельная натура митрополита Лазаря. Под его управлением епархия на полуострове Крым расширилась почти вдвое, увеличив количество приходов.
После аннексии Крымского полуострова провел в 2015 году освящение камня, посвященного участникам «самообороны Крыма».
В 2018 году, как и многие руководители церкви Московского патриархата, стал делать заявления о незаконности предоставления Томоса церкви Украины и участвовать в посвященных этому заседаниях Собора УПЦ МП.
Состояние и источник дохода
Основной доход получает как один из служителей Православной церкви Московского патриархата.
Личная жизнь и семья
Не женат, детей нет.
Фото и видео
СБУ не увидела преступления в действиях митрополита УПЦ МП, который сотрудничал с оккупационными властями Крыма | Громадское телевидение
Служба безопасности Украины не увидела преступления в действиях митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Ростислав Швец), который ранее приветствовал Сергея Аксенова с должностью главы аннексированного полуострова и неоднократно сотрудничал с оккупационными властями Крыма. В ноябре Лазарь приезжал в Киев на заседание Собора УПЦ Московского патриархата.
«По состоянию на сегодня (22 ноября 2018 — ред.) в уголовных процессах, которые расследуются следователями органов безопасности, сообщение о подозрении Швецу Р.П. не проводилось», — говорится в ответе СБУ на запрос Громадского.
Напомним, Лазарь присутствовал на заседании Собора УПЦ МП в Киеве 13 ноября.
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Ростислав Швец) на заседании Собора УПЦ МП в Киеве 13 ноября 2018 ФОТО: УПЦ МП
Митрополит неоднократно присутствовал на мероприятиях, организованных оккупационными властями Крыма.
В частности, 23 февраля 2015 года по случаю первой годовщины создания так называемого «ополчения Крыма» митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь провел молебен и освятил памятный камень «самообороне Крыма».
Тогда же Аксенов вручал «самообороне Крыма» медали и награды.
Также 26 октября 2016 митрополит Лазарь освящал часовню в честь Николая II и его семьи, возведенную по инициативе бывшей «прокурорки» аннексированного Россией Крыма Натальи Поклонской.
Отметим, что это не единственный случай сотрудничества священников УПЦ МП в аннексированном Крыму с оккупационными властями. Другой митрополит — Феодосийский и Керченский Платон в январе 2017 освящал российский зенитно-ракетный комплекс С-400.
Также известен случай участия боевиков в делегациях служителей УПЦ МП в поездках в Киев. Например, боевик Игорь Гиркин, который координировал захват украинских военных частей в Крыму российскими военными, приезжал в Крым и Киев «на разведку» в январе 2018 года в составе делегации, которая привезла в храмы УПЦ МП «дары волхвов».
Митрополит Лазарь освятит в Симферополе построенную по инициативе Поклонской часовню — Общество
СИМФЕРОПОЛЬ, 26 октября. /Корр. ТАСС Татьяна Кузнецова/. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в среду освятит храм-часовню, построенную возле прокуратуры Крыма по инициативе экс-главы этого ведомства, а ныне депутата Госдумы Натальи Поклонской. Об этом депутат рассказала ТАСС.
«Полтора года назад, когда начали строительство, также с участием владыки крымского Лазаря мы делали закладку первого камня часовни. А теперь, наконец, долгожданный день наступил — освящение нашего маленького храма-часовни», — рассказала Поклонская.
Новое святое место Крыма
Часовня построена в честь святых Царственных страстотерпцев — императора Николая II, государыни Александры Федоровны, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея. Возведение храма началось по инициативе Поклонской, которую поддержали ее коллеги- прокуроры.
Спецпроект на тему
«Официально (с сегодняшнего дня) наш храм станет святым местом, куда можно будет приходить православным, как в настоящую церковь, стоять на службе и обращаться к господу», — отметила депутат.
По ее словам, в часовне уже установлена уникальная мозаичная Державная икона Божией Матери, изготовленная московскими мастерами из натурального природного камня. Как ранее сообщал ТАСС, эта икона выполнена по аналогии с мозаикой в соборе Святой Софии в Константинополе.
Поклонская сообщила, что в этом храме также установлены иконы из ее семейной коллекции, иконы, которые ранее ей подарили ее друзья, а также те, что принесли в дар часовне прихожане.
«Важно, что на освящении будет чудотворная икона государя Николая Александровича. Именно эта икона была со мной на День Победы, во время «Бессмертного полка». Она мироточит, она исцеляет людей от болезней», — сказала депутат.
Построена по зову души
Поклонская призналась, что обустройством храма и сквера, который разбит рядом, работники прокуратуры занимались сами, не прибегая к помощи декораторов. «Это, можно сказать, такой зов души», — отметила она.
Спецпроект на тему
Собеседница ТАСС рассказала, что сквер возле часовни украшает бронзовый бюст государя Николая Александровича, который ей подарили друзья на день рождения 18 марта этого года. «Это бюст был установлен почти у входа в часовню, под березами, которые символизируют нашу родину. Предполагалось, что на территории сквера будет фонтан, но, к сожалению, это дорогостоящее сооружение, поэтому вместо него аллея роз. Все, что сделано, — сделано по нашей инициативе… это сделано по душе, без специалистов- декораторов», — рассказала экс-прокурор Крыма.
Она отметила, что, когда уходила из прокуратуры, взяла «честное обещание от мужчин-прокуроров», что на территории часовни и сквера постоянно будут свежие цветы.
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: « В Церкви не бывает маловажных или малозначимых дел»
01. 04.2011
archive, top, Вестник №115, Летопись епархий
Церковь всегда стремилась к тому, чтобы дать ответы на те вопросы, которые ставило перед ней время и общество. Формировалась каноническая база, принимались или отменялись те или иные постановления, но неизменными остаются только священные догматы, являющиеся живым продолжением благовестия Божественной Евангельской Правды, о которой Церковь Христова непрестанно свидетельствует миру.
— В феврале исполнилось 2 года со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. На Ваш взгляд, какими были эти 2 года для Русской Православной Церкви?
— Личность, богословские труды, церковная деятельность и, особенно, незабываемые по глубине богословской мысли и доступности изложения проповеди Святейшего Патриарха за прошедшие два года очень повлияли на отношение общества к нашей Церкви. От наших соотечественников (не только верующих и воцерковленных, но, что особенно важно, неверующих людей) часто приходится слышать о том, как их заинтересовали проповеди и выступления Святейшего Патриарха. Более того многие прямо говорят, что изменилось их восприятие Церкви. А кто-то уже стал на путь к Богу. Что может быть лучшей характеристикой служения Предстоятеля нашей Церкви. Он, как любящий отец, призывает всех к себе. Старается осуществить в своем Первосвятительском служении слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).
Уже с первых дней своего служения Святейший Владыка сделал много шагов, направленных не только на изменение мнения общества о Церкви, о чем уже было сказано ранее, но и на изменение взаимоотношений между Церковью и обществом, Церковью и государством. Предприняты серьезные шаги на пути реформируется система Церковного образования, что в дальнейшем должно способствовать не только оптимизации работы самой системы, но и ее равноправии с государственной системой. Ведь не секрет, что сегодня государство не признает дипломы, выданные нашими семинариями и академиями, а ведь сколько пользы могли бы принести наши специалисты в светских учебных заведениях! Во всем мире, в любом уважающем себя университете обязательно есть Богословский факультет (по традиции, первый в перечне факультетов), более того — богословие является такой же наукой как физика, математика, литература или философия. Поэтому Таврическая духовная семинария, послушание Ректора которой, по благословению священноначалия, возложено на меня, старается внедрять в учебный процесс все то новое, о чем говорит сегодня наш Святейший Владыка.
За последний год мне хотелось бы особо отметить работу Межсоборного присутствия, которая нашла свое непосредственно отражение в Определениях и других документах, принятых на прошедшем в феврале Архиерейском соборе. Такой организации нет ни в одной другой Поместной Церкви. В нем словно представлена структура Церкви как Богом установленного организма. Думаю, не стоит подробно останавливаться на той огромной работе, которую делает сегодня Церковь, потому что, наверное, не хватит всего информационного пространства Всемирной сети, дабы ее подробно осветить.
Скажу одно: зная о тех поистине титанических трудах, которые предпринимает Его Святейшество по управлению Церковью — а ведь это миллионы людей, — от лица духовенства и верующих Симферопольской и Крымской епархии хотелось бы еще раз молитвенно пожелать нашему Святейшему Владыке, неизменной помощи Божией во всех его благих делах и начинаниях во славу Святой Матери-Церкви и нашего Богоспасаемого Отечества, дабы укрепляемый Десницей Божией, по слову Апостола (Фил. 4.13) еще много-много лет «право правил» Слово Божественной Истины.
— Уважаемый Владыка, Вы являлись членом Президиума минувшего Архиерейского собора. Какие документы, принятые на Архиерейском соборе Вы считаете наиболее значимыми?
— Уверен, что в жизни нашей Святой Матери-Церкви нет маловажных или малозначимых сторон, поэтому все документы, принимаемые на Соборах. имеют особое значение для каждого верующего и являются как для священнослужителей, так и для мирян прямым руководством к действию, поскольку имеют непосредственное отношение к вопросу нашего спасения.
Церковь всегда стремилась к тому, чтобы дать ответы на те вопросы, которые ставило перед ней время и общество. Формировалась каноническая база, принимались или отменялись те или иные постановления, но неизменными остаются только священные догматы, являющиеся живым продолжением благовестия Божественной Евангельской Правды, о которой Церковь Христова непрестанно свидетельствует миру. Поэтому и на прошедшем Архиерейском Соборе был принят целый ряд документов и постановлений, которые должны помочь Церкви донести это свидетельство во всей его полноте до каждого соотечественника. Хочу напомнить нашим читателям, что за несколько дней работы Собора были приняты:
Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»;
«Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах»;
«О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»;
«Общественная деятельность православных христиан»;
«О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве»;
«Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей»;
«Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви»;
«О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви;
Заявление «О жизни и проблемах коренных малочисленных народов».
Во многие из этих документов вошли предложения, подготовленные Симферопольской и Крымской епархией, что является еще одним свидетельством действия догматического принципа Соборности Православной Церкви.
На Архиерейском Соборе сообщалось о том, что будет создана Образовательная концепция РПЦ (в развитии идей Социальной концепции). Перед епархиями поставлена задача: создать систему непрерывного религиозного образования: от детских садов до школ и вузов. Это еще один образовательный проект.
В качестве примера реализации образовательно-просветительских задач, поставленных Собором, в качестве примера можно привести телепередачу с конкурса школьников-знатоков православной культуры «Что? Где? Когда?», которая выходит каждую субботу в эфире гостелерадиокомпании «Крым». С начала этого года она называется «Зерно истины». Конечно, этот достаточно трудоемкий проект имеет большое миссионерское значение, его увлеченно смотрят телезрители (причем не только дети, но и взрослые), за него мы получили дипломы лауреатов Всеукраинского и Международного конкурсов телепрограмм для молодежи, наконец — с ним знакомился Святейший Патриарх и отозвался положительно, дав свое благословение на проведение II и III Международного телеконкурсов. III Международный конкурс мы провели в сентябре 2010 года в Черноморском районе, в нем участвовали 23 команды из России, Украины и Белоруссии. С февраля нынешнего года этот проект будет выходить в эфире телеканала «Союз», его увидят жители свыше 1000 городов СНГ и Европы.
Но главное, на что надо обратить внимание, — мы организовали эту телепередачу не ради самой телепередачи как таковой, а для того, чтобы посредством этого увлекательного конкурса увеличить число школьников, изучающих спецкурс «Основы православной культуры Крыма». А для этого такие конкурсы надо проводить в каждой школе (между классами, изучающими основы православной культуры Крыма), затем в городе (между школами), затем товарищеские встречи между городами, а потом и республиканский конкурс. Все это можно и нужно распланировать в течение всего года и все это время плодотворно проводить работу со школьниками.
Большое внимание на Архиерейском Соборе также было уделено работе с молодежью. В каждом приходе полезно разработать годовую молодежную программу социальных, просветительских, культурных, праздничных, творческих, спортивных мероприятий. При этом важно учесть, что реализовывать эти проекты призвана сама молодежь. Это должны быть проекты, которые интересны самой молодежи (то есть, не для «галочки»). Типовой проект такой программы есть в Синодальном отделе по делам молодежи РПЦ. Поэтому мы в Симферопольской и Крымской епархии (где Объединение православной молодежи Крыма действует с 2001 года) проводим многочисленные молодежные встречи (филиалы ОПМК действуют во всех регионах Крыма, в некоторых, особо крупных городах, таких как Симферополь и Севастополь, действует несколько таких «молодежек»), проводятся ежемесячные молодежные сборы, где в ходе творческих видеопрезентаций ребята рассказывают о том, что было сделано за месяц. Так, на последнем таком сборе на Масленицу были представлены короткометражные фильмы, сделанные Обществом православных студентов медиков им. Святителя Луки, которое действует при Крымском государственном медицинском университете им. Святителя Луки и видеофильм о Православии в мире, подготовленный «молодежкой» Севастополя. Традиционными стали летние молодежные лагеря «Граждане неба» и еще целый ряд других проектов, одним словом, ведется активная работа с молодежью.
-Архиерейский собор поддержал идею Патриарха о создании Высшего церковного совета. Что это за орган?
— Действительно, Архиерейский собор поддержал идею Святейшего Патриарха о создании Высшего церковного совета. Более того, во исполнение решения Архиерейского собора 22 марта 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 10) уже было принято Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви. Это очень важное решение. Как отметил Святейший Патриарх в своем докладе на Архиерейском соборе 2 февраля 2011 г., «…в связи с тем, что Синодальные учреждения должны стать центром, ведущим анализ хода церковной жизни и вырабатывающим практические меры для осуществления решений высшей церковной власти, необходимо формализовать деятельность совещания руководителей Синодальных учреждений».
Поддержав предложение Его Святейшества, Архиерейский Собор постановил придать совещаниям глав Синодальных учреждений «формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений».
Уверен, что создание такого организационно-управленческого органа будет способствовать более активной работе входящих в него отделов, что несомненно поможет нашей Церкви «идти в ногу со временем», о чем много говорилось на прошедшем Архиерейском соборе и что несколько раз подчеркивал Святейший Патриарх в своих выступлениях, а так же соответственно реагировать на вызовы быстро меняющегося современного мира.
— Летом 2009 года Крым встречал Патриарха Кирилла, в прошлом году Святейший Патриарх снова посетил нашу страну. Скажите, Ваше Высокопреосвященство, что значат для Украины визиты Патриарха?
— Действительно, в 2009 году, впервые в истории Крыма нашу святую землю посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который с 27 июля по 5 августа находился с первосвятительским визитом в Украине.
Визиты Его Святейшества это, прежде всего, встреча отца со своими духовными детьми. Невозможно передать те чувства радости и благодарности Богу за Его великую милость к нам, которыми наполняется сердце каждого верующего человека при встрече с Предстоятелем Церкви.
Но лучше всего для ответа на этот вопрос я хочу ответить словами, с которым Первосвятитель обратился к крымской пастве на площади Нахимова г. Севастополя: «Моя горячая молитва сегодня была о том, чтобы никогда и ни при каких условиях братья не смотрели бы друг на друга через прицел, чтобы рука одних не поднялась против других, потому что ничто не разделяет братьев так, как пролитая кровь».
«Я, как Патриарх всея Руси, благословляю вас — и русских, и украинцев, братьев по вере — на это мирное и доброе соработничество во имя блага народа и во имя сохранения духовного пространства Киевской Руси, — сказал он. — Крым занимает очень большое место в моем сердце, и, думаю, должен занимать очень большое место в сердце каждого православного человека, который живет на этих огромных просторах, который принадлежит к исторической Руси, вышедшей из киевской купели Крещения». В наше сложное и многотрудное время, позиция Церкви, как и личность ее Предстоятеля являются важнейшим стабилизирующим и консолидирующим фактором для наших стран.
Мы с нетерпением ждем следующего визита Святейшего Патриарха в Украину, не только потому, что обращаясь к крымчанам в 2009 году, он пообещал вновь посетить Крым и совершить Чин освящения возрожденного Свято-Александро-Невского собора в Симферополе, но, прежде всего, потому что хотим вновь пережить незабываемые часы, проведенные в молитвенном и евхаристическом общении с Его Святейшеством, насытиться Первосвятительской мудростью его наставлений.
Беседовал священник Василий Печевистый
patriarh.in.ua
Высокопреосвященнейший ЛАЗАРЬ, митрополит Симферопольский и Крымский
В миру- Ростислав Пилипович Швец
Дата рождения 22.04.1939
Именины — 21 марта
Дата освящения — 18.04.1980
Стулья Cathedra с 1992 г.
Митрополит Симферопольский и Крымский родился 22 апреля 1939 года в селе Комарын Кремецкого района Тернопольской области в семье крестьян.
После окончания школы поступил послушником в Свято-Духов скит Свято-Успенской Почаевской Лавры, а позже — в Свято-Успенский Жировецкий женский монастырь Минской епархии. В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию.
№
В 1958-1961 годах проходил военную службу в Советской Армии.
В 1964 г. окончил Одесскую духовную семинарию, а в 1968 г. — Ленинградскую (Санкт-Петербургскую) духовную академию, получил ученую степень кандидата богословия за научную работу «Православно-богословский анализ интерпретаций протестантских богословов на книги пророка Даниила».
С 1968 по 1971 год учился в аспирантуре Московской духовной академии, работал ответственным помощником председателя Отдела внешних церковных связей.
5 марта 1972 года рукоположен в сан диакона, а 12 марта — во иерея. Совершил пастырское служение в Покровском женском монастыре и Свято-Владимирском соборе г. Киева
В 1975 году назначен клириком Аргентинской епархии, где занимал должность секретаря Архиепископа Аргентинского и Южно-Американского.
С 1978 г. — протопресвитер.
1 апреля 1980 года пострижен в монашество, 7 апреля того же года возведен в сан архимандрита.
18 апреля 1980 года хиротонисан во епископа и назначен епископом Аргентинским и Южно-Американским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки.
В 1985 году возведен в сан архиепископа и назначен администратором Ивано-Франковской епархии. В том же году снова назначен на аргентинскую кафедру.
В 1989 году назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким; в 1991 г. — Одесский и Измаильский, позднее в том же году — Одесский и Херсонский, а в 1992 г. — архиепископ Симферопольский и Крымский.
В 2000 году возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода УПЦ от 24 января 2007 года назначен ректором Таврийской духовной семинарии (журнал №75).
Работа на кафедре
В 2007 году исполняется 15 лет со дня пребывания на кафедре митрополита Лазаря. Все это время владыка проводил в усердном и многократном труде на благо Святой Матери Церкви.
Таким образом, впервые за более чем 1000 лет на крымской земле состоялось торжественное прославление нового святого — архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). В 1996 году его святые мощи оказались нетленными. В центре Симферополя возле Представительства Президента Украины в Республике Крым был заложен памятник в честь Святителя, а на церемонии его открытия в 1997 году украинские архиереи с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и Участвовала вся Украина Владимир во главе.Также одному из садов Симферополя было присвоено имя выдающегося крымского архипастыря.
В 1997 году по благословению Священного Синода УПЦ прославлен Собор Новомучеников Крымских во главе со святым великомучеником Порфирием (Гулевичем). В 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви святитель Лука и Синаксис новомучеников Крымских были зачислены в Синаксис Новомучеников и Исповедников Российских для всецерковного почитания.
В 2001 году завершены реставрационные работы во вновь открытом Херсонесском Свято-Владимирском соборе. Затем Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении с Владыкой Лазарем и в присутствии двух президентов — Президента Украины Леонида Кучмы и Президента России Владимира Путина совершил чин освящения наперсного креста, после чего крест был установлен на центральной башне собора. 3 апреля 2004 года состоялось освящение главного престола собора.
В Симферопольско-Крымской епархии функционирует Отдел социального служения, который координирует благотворительную деятельность, взаимодействие с органами здравоохранения и социальными службами Крыма. Было организовано Содружество православных врачей. Подписан договор о сотрудничестве между Симферопольской епархией и Министерством здравоохранения. Отныне епархия имеет право на бесплатное лечение больных прихожан в крупнейших больницах Крыма, преимущественно из самых дальних сел.
При Свято-Троицком монастыре находятся епархиальная благотворительная касса и трапезная для бедных, где ежедневно получают бесплатное питание около 300 человек. Этот вновь созданный приход взял под свое покровительство Белогорский туберкулезный диспансер.
Миссионерская группа милосердия, в состав которой входят прихожане свв. Петропавловского собора, обеспечивает ежедневными горячими обедами (верующие по очереди готовят их дома), обеспечивает одеждой, духовной литературой, крестами и иконами отделения для тяжелобольных и бездомных горбольницы № 7.Многие приходы проводят такие мероприятия. В большинстве общеобразовательных школ преподается не только христианская этика, но и спецкурс «Основы православной культуры Крыма» по программе, утвержденной Министерством образования и науки Автономии.
Епархия подготовила и издала специальный справочник на эту тему. Регулярно на базе Крымского республиканского института последипломного педагогического образования проводится повышение квалификации преподавателей спецкурсов.Часто проходят церковно-педагогические семинары и конференции. Одна из таких конференций состоялась несколько месяцев назад в большом актовом зале Рады министров Автономии с участием аппарата Верховной Рады Автономной Республики Крым, Рады министров Автономной Республики Крым. , Министерства образования, директоров и учителей крымских школ.
Во всех школах Крыма прошли районные викторины по Основам православной культуры среди старшеклассников, а незадолго до этого в Симферополе Всекрымский конкурс знатоков православной культуры Крыма «Что? Где? Когда ?» проводилось, где определялась сильнейшая команда из 24-х.Победителем конкурса стала команда воспитанников дальних деревень Кировского благочиния, расположенных примерно в 100 км от Симферополя. Таким образом, есть все основания утверждать, что конкурс пользуется популярностью среди подростков. Способствует этому и Товарищество православных педагогов Крыма, координирующее просветительскую деятельность в районе.
27 апреля исполнилось 130 лет святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому. Юбилею этого великого угодника Божия будет посвящен первый выпуск летописи «Православие и медицина», изданной по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира.Этот журнал будет издаваться Епархией совместно с Министерством здравоохранения Автономной Республики Крым и Крымским государственным медицинским университетом. В ноябре 2007 г. состоялась Международная церковно-медицинская конференция, посвященная выдающемуся научному медицинскому труду Святителя – «Очерк гнойной хирургии», за который он получил Сталинскую премию в годы гонений.
Традиционно, уже более 10 лет с момента прославления сего угодника Божия в день памяти его 11 июня, в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря, где служил и где служил архиепископ Лука, собирается множество паломников из ближнего и дальнего зарубежья. покоятся его святые мощи.Для крымских медиков и студентов Крымского медицинского университета им. С.И. Георгиевского стало доброй традицией приходить на молебен к раке с его мощами 10 июня, накануне дня его памяти. После молебна с акафистом правящий архиерей совершает чин освящения медицинских халатов. Врачи считают святителя своим небесным покровителем. Во многих странах как СНГ, так и Восточной Европы (Греция, Белоруссия, Россия) организованы врачебные братства в честь святителя Луки.
В Симферопольско-Крымской епархии готовится очередной том проповедей Святителя, сборники материалов Церковно-медицинской конференции «Наука и религия», состоявшейся в 2006 г., а также сборник своевременно документальные свидетельства о чудотворениях святителя.
В 2005 и 2006 годах I и II Международные церковно-исторические конференции «Духовное наследие Крыма», посвященные памяти преподобного Иоанна, епископа Готского, и 150-летию Космо-Дамианова монастыря.В мероприятиях приняли участие многочисленные научные работники и священнослужители из Крыма, Украины и России.
В 2007 году по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви была вновь открыта Таврийская духовная семинария, основанная 135 лет назад архиепископом Гурием (Карповым). Святитель много лет провел в Православной Миссии в Китае, где занимался переводами богослужебных текстов и книг Священного Писания на китайский язык. Крымская епархия представила Священному Синоду УПЦ материалы жизнеописания Святителя Гурия для канонизации. Богословское наследие святителя, его проповеди и переводы представляют особый интерес для ученых.
Одним из важных пунктов в преемственности духовного подвига крымских святых является возрождение храмов и древних монастырей, во множестве сохранившихся на территории Крымской епархии. Сегодня в Крыму открыто более 500 приходов и 8 монастырей. Таким образом, за 16 лет со дня провозглашения независимости Украины количество приходов увеличилось более чем в 100 раз.Этот период можно сравнить только с периодом после провозглашения Миланского эдикта при святом равноапостольном императоре Константине.
Награжден
1989 г. — Орден Святого и Равноапостольного князя Владимира 2-й степени.
За службу в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского 2-й и 3-й степеней. Правительство этой страны наградило владыку Лазаря медалью «Сан-Мартино».Он получил государственную Почетную грамоту посольства СССР в Аргентине.
Награжден Правительством СССР за миротворческую деятельность орденом «Дружбы народов».
Награжден Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром орденом преподобных Феодосия и Антония Печерских.
Награжден орденами «За заслуги» 1, 2 и 3 степени Президентом Украины (1997, 2000, 2002).
2004 г. — Почетная грамота Верховной Рады Украины.
2006 г. — Почетный крест «Святой князь Александр Невский» Украинского фонда научного экономического и правового сотрудничества.
Митрополит Климент: Предстоятель УПЦ МП несет ответственность за преступления своего духовенства в Крыму
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь РПЦ в Украине имеет договоренность с руководством Черноморского флота, а его руководитель митрополит Онуфрий несет прямую ответственность за причастность священнослужителей его Церкви к оккупации Крыма Россией.
Об этом в программе «Вопрос национальной безопасности» заявил митрополит Симферопольский и Крымской Православной Церкви Украины Климент, сообщает «Религиозная правда».
Определил российской провокацией визит на территорию Украины и рукоположение Синодом УПЦ МП в сане епископа сельского благочинного монастырей Крыма архимандрита Калынника (в миру Константин Чернышов), принимавшего участие в деятельности «Крымской Самообороны» и оккупации полуострова в феврале-марте 2014 года.
«Что касается Калынника, то это была удачная провокация российской стороны. Если вспомнить время, когда он был рукоположен во епископа, то это как раз совпало с приездом в Украину господина Помпео (Майк Помпео, госсекретарь США – ред.). Если бы этому Калыннику запретили въезд в Украину, российская сторона возопила бы на весь мир о нарушении религиозного права бедной Московской церкви в Украине. Если бы его пустили, это предотвратило бы скандал, но пока мы получили результат — хиротонию этого священнослужителя во епископа», — сказал Климент.
Он добавил, что многие священники в Крыму фактически поддержали оккупацию в 2014 году. Также, по словам Климента, у него есть документальное подтверждение договора, заключенного между митрополитом Симферопольским Лазарем и Крымской УПЦ МП и Черноморским флотом РФ.
«Между митрополитом Лазарем и руководством Черноморского флота подписано соглашение. Доступ к этой сделке мы получили на суде, когда в Симферополе судились по делу о Церкви в Перевальном, переданной клиру Московского Патриархата.У нас есть эта сделка. Копия настоящего Соглашения доступна в Украине. Но, к сожалению, эта тема замалчивается. Украинское правительство игнорирует эту тему, и… (УПЦ — МП — ред.) получает от этого пользу», — сказал Климент.
Комментируя материал издания «Медуза» «Вежливые отцы» об участии РПЦ в событиях 2014 года в Крыму, митрополит Климент подчеркнул, что ответственность за участие священников УПЦ МП, подчиненной к РПЦ, в преступлениях оккупации несет лично ее Предстоятель Онуфрий.
«Митрополит Онуфрий должен понять, что он, как глава Церкви, несет ответственность за преступления, в которых принимают участие священнослужители Его Церкви. Если он не хочет, чтобы эта информация была обнародована – а как руководитель он не хочет, потому что ему всегда приходится доказывать, что он представитель Украинской Церкви, который не имеет никакого отношения к РПЦ и что такое происходит в Крыму. И он, как глава Церкви, дает соответствующие указания и Лазарю, и Платону (митрополиту Феодосийскому и Керченскому РПЦ — прим.), и всех тех рукоположенных епископов, которые там пребывают. И пусть митрополит Онуфрий оценит действия своих подчиненных на территории Крыма, интересно было бы узнать его позицию!» — сказал митрополит Климент.
КРЫМ: 20 июля 2017 г. К столетию Большевистской революции и 10-летию подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей Первоиерарх РПЦЗ Высокопреосвященнейший Митрополит Иларион Восточной Америки и Нью-Йорка совершает свое девятое паломничество к великим святыням России. Паломничество 2017 года, которое возглавил Высокопреосвященнейший, включает посещение Москвы, Мещовска, Оптиной пустыни, Рязани, Вышенской пустыни, Дивеево, Мурома, Переяславля-Залесска, Годеново, Сергиева Посада, Хотькова, а также Симферополя, Бахчисарая, Севастополя, Херсонеса, Ялты. и Алупка. 19 июля паломники прибыли в столицу Крыма. В аэропорту Первоиерарха и его паломников встретили Высокопреосвященнейший митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и местные священнослужители. Митрополит Лазарь поблагодарил владыку Илариона за визит, который является большим событием для всех крымчан; именно крымская земля называется «колыбелью православия» России и по сей день содержит множество святынь. Именно в Крыму, по преданию, начал свое странствование на Севере апостол Андрей Первозванный, святые Кирилл и Мефодий начали свою миссию к славянским народам в Крыму. Здесь принял крещение святой князь Владимир, просветитель Руси. Паломники совершили экскурсию по городу, посетили Свято-Троицкий женский монастырь, где митрополит Лазарь и митрополит Иларион совершили молебен перед мощами святителя Луки, исповедника Крымского. Паломники пробудут в Крыму до 25 июля. Митрополит Иларион возглавит посещение Свято-Успенского Печерского монастыря, экскурсию по горному Крыму и святыням Бахчисарая, Севастополя, а также святыням и историческим местам Инкерманска. Клименто-Печерский монастырь, Херсонес и Владимирский собор. крым-епархия.ру |
Россия пытается раздавить Православную церковь Украины в оккупированном Крыму
Православной церкви Украины было приказано освободить собор Владимира и Ольги в оккупированном Симферополе к началу марта, что может привести к тому, что восемь приходов в сельской местности также будут вынуждены закрыться. Архиепископ Симферопольский и Крымский Климент обратился к международному сообществу с призывом не допустить фактического уничтожения Православной церкви Украины [ПЦУ], которая уже давно подвергается нападениям в Крыму.Однако он также предположил, что если бы был выбор между возможностью Церкви продолжать свое существование и полностью принципиальным отказом от регистрации в соответствии с российским законодательством, он выбрал бы Церковь.
Климент сообщил 8 февраля, что он получил приказ о выходе из собора, который теперь находился в ведении так называемого министерства имущественных и земельных отношений. Таким образом, оккупационные власти расторгали соглашение между Церковью и Фондом имущества Крыма в 2002 году, и Церкви было дано 30 дней на то, чтобы освободить здание.
Возможно, по стечению обстоятельств 5 февраля Климент был назначен главой Миссии Православной церкви Украины по помощи жертвам нарушений прав и незаконного лишения свободы в России и на оккупированных территориях.
Во время пресс-конференции в Киеве 12 февраля Климент призвал международное сообщество, послов европейских стран, США и Канады в Украине взять ситуацию под личный контроль. По его словам, если давление на церковь усилится, персональные санкции будут иметь решающее значение в отношении тех, кто причастен к расторжению договора аренды церкви.
На следующий день Анна Анюхина из оккупационного «правительства» заявила, что они предлагали «узаконить отношения», что Церковь не перерегистрировалась как юридическое лицо по российскому законодательству и, следовательно, у них нет такой возможность.
Церковь действительно отказалась от перерегистрации в соответствии с российским законодательством, что потребовало бы добавления в документы ассоциации слов о том, что Крым является частью России. Отсутствие такой регистрации означает, что Церковь вообще не считается юридическим лицом.
Как уже упоминалось, Климент ответил на этот вопрос в интервью Крым.Реалии 13 февраля, сказав следующее:
«Знаете, когда принципиальная позиция украинского правительства состоит в том, что «мы ничего не примем от Крыма» и они снимают с себя всякую ответственность за то, что происходит в Крыму, я не знаю, что мне теперь делать, и как . Если есть выбор между Церковью, религиозными службами и людьми (и стойка на регистрации), то я выбираю Церковь».
Архиепископ не впервые выражает горечь по поводу того, что украинское правительство делает недостаточно для поддержки его церкви, находящейся в осаде в оккупированном Крыму.
На самом деле нет никаких гарантий, что оккупационный режим не использовал бы другие методы травли Церкви, и Климент сказал, что ему очень рано предложили крупную сумму денег, если бы он освободил собор.
Именно Климент и Церковь первыми подверглись нападкам после аннексии, почти наверняка из-за ее откровенно проукраинской позиции и ее публичного заявления 11 марта 2014 года, осуждающего российскую оккупацию Крыма.Именно это противодействие привело к его отказу заключать какие-либо соглашения с Минобороны России (по поводу «переданных» этому министерству церковных помещений в Севастополе или перерегистрации по российскому законодательству. все украинское со времен российского вторжения, а Церковь стала жизненно важным центром для людей, желающих слышать украинский язык и быть с украинцами. Одно это, а также страстные призывы Климента к международному сообществу в защиту украинских политзаключенных, безусловно, стояли за попытки лишить Церковь и верующих мест отправления культа и других прав.Другие методы включали угрозу физической расправы со стороны вооруженных военизированных формирований, особенно в 2014 году, уязвимость из-за отсутствия российского гражданства, а также экономическое запугивание. Были угрозы, например, в адрес тех предпринимателей, которые предоставили помещения для использования церкви, что стало причиной того, что многие религиозные общины лишились своих мест отправления культа.
В течение первого года после вторжения России 38 из 46 приходов Киевского патриархата прекратили свое существование.Как минимум в трех случаях храмы были захвачены оккупационным режимом: в Севастополе; Симферополе и в селе Перевальное.
На пресс-конференции в октябре 2018 года Климент сообщил, что сейчас осталось только пять священников против 25 в 2014 году. Пятеро уехали недавно на материковую Украину после ряда обысков в домах членов Украинского культурного центра и после того, как выяснилось, что отсутствие российского паспорта, скорее всего, было использовано против них. Остальные священнослужители стараются по возможности продолжать богослужения, иногда им помогают священники, приезжающие на один-два дня с материковой Украины.
При том, что Собор не единственный сохранившийся храм в Крыму, он является главным собором и епархиальным центром Церкви. Кроме того, это единственное украинское православное богослужение в Симферополе, и для многих верующих просто нет возможности выезжать на богослужения в другие части полуострова.
Новые шаги по изгнанию Церкви из Крыма, вероятно, также являются местью за создание Православной Церкви Украины с автокефалией или независимым статусом.События были встречены гневом как в Кремле, так и в Московском Патриархате, и архиепископ Климент ожидал мер против Церкви в Крыму в качестве мести. Ранее он говорил о том, как Сергей Аксенов, назначенный Россией «лидер» Крыма, что сдержанность оккупационного режима была вызвана просьбой митрополита Лазаря, главы Русской православной церкви в Крыму, который был обеспокоен гонениями на Украинскую церковь в Крыму. Крым может вызвать ответную реакцию на храмы Московского Патриархата на материковой Украине.После получения Украиной томоса об автокефалии 6 января 2019 года, по словам Климента, нет ничего и никого, кроме Бога, кто может сдержать российские власти в оккупированном Крыму.
К сожалению, он был прав.
Украинцы массово дезертируют Русская православная церковь
Эта статья впервые появилась на сайте Atlantic Council.
Продолжающееся вмешательство России в дела Украины вытесняет украинских граждан из Русской православной церкви.Вместо этого они пополняют ряды Украинской Православной Церкви-Киевского Патриархата.
Украина традиционно является домом для подавляющего большинства членов Русской Православной Церкви. В 1990 г. из почти 12 000 православных общин по всему Советскому Союзу более 6 000 находились в Украине; только 3000 были в самой России.
Когда Украина провозгласила свою независимость в 1991 году, ряд общин порвали с материнской церковью и образовали Киевский Патриархат. Остальные церкви переименовали себя в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.
Благодаря ряду соглашений, а также официальному фаворитизму правительства бывшего президента Виктора Януковича подавляющее большинство общин осталось лояльным Москве. В Москве насчитывается 12 515 приходов по сравнению с 4 877 приходами в Киеве.
Однако количество прихожан говорит о другом; около 15 миллионов украинцев идентифицируют себя с Киевским патриархатом, и только 10 миллионов остаются верными Московскому патриархату.
И количество дезертирств растет.Протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Московского Патриархата, объяснял в 2014 году, что с середины 1990-х годов происходили передачи отдельных приходов Киевскому Патриархату, но массовых переводов не было. Но только в этом году, по данным Киевского патриархата, 30 приходов перешли на другую сторону.
В личном плане цифры еще больше: по данным киевского социологического фонда «Демократические инициативы», в 2011 году 31% украинцев идентифицировали себя с Киевским патриархатом, а 26% — с Московским патриархатом.
Однако к концу 2015 года число лояльных Киеву подскочило до 44%, а 21% остались членами Московского Патриархата.
«Сдвиг в общественном мнении был колоссальным», — сказал Фрэнк Сайсин, профессор Канадского института украиноведения. «Настоящая суть дела … в деревнях». Его комментарии были расширены российским и евразийским экспертом Военно-морского колледжа США Николасом Гвосдевым. «Это становится вопросом идентичности, а не вопросом веры», — сказал он.
При обычных обстоятельствах рост Киевского Патриархата был бы неожиданным. Его не признает ни Русская Православная Церковь, ни мировой центр Православия, Константинопольский Патриархат.
Нынешний президент Украины Петр Порошенко является прихожанином московского прихода. Сама Московская Патриархия разделилась по политическим вопросам дня. «В нашей церкви есть две тенденции, пророссийская и антироссийская, и мы стараемся соблюдать баланс», — сказал секретарь Московского Патриархата по внешним связям Николай Данильевич.
Однако Киевский Патриархат полностью отождествил себя с борьбой Украины за суверенитет. Во время протестов Евромайдана Михайловская церковь Киевского патриархата открыла свои двери как приют для протестующих.
Мирослав Маринович, проректор Украинского католического университета в Львове, прокомментировал: «Многие в украинском обществе были поражены символизмом этого акта, который восстановил древнюю функцию храма как убежища для преследуемых лиц и групп. Московский храм Святой Софии тем временем оставался закрытым.
В условиях захвата Крыма Россией и вспыхнувших беспорядков на Донбассе Московский Патриархат пытался быть миротворцем, призывая обе стороны сложить оружие.
Для украинских националистов , призыв к разоружению перед лицом российской агрессии не был тепло встречен. Некоторые священники пошли дальше. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь Московского Патриархата сотрудничал с российской оккупацией, освятив памятник сепаратистскому «народному ополчению».
Священнослужители Московского Патриархата поддержали освящение воинов и техники Черноморского флота России. Священнослужители других приходов отказались проводить панихиды по украинским воинам, погибшим в ходе конфликта.
Киевский Патриарх Филарет, однако, был непреклонен в его поддержка борьбы Украины.
«Сейчас Россия совершила акт агрессии против Украины, — сказал он. — В этих условиях перед церковью встал вопрос: «Должна ли церковь благословлять и защищать свою отечество?»
Говоря о своих соперниках, патриарх заметил: «Находясь в зависимости от Москвы и имея своего московского патриарха, они не могут называть агрессию своим именем. Некоторые архиереи и священники открыто высказались в поддержку Путина и в поддержку России, против украинского правительства и против Украины как таковой». : «Наличие церкви, зависящей от России, на самом деле является угрозой нашей национальной безопасности и угрозой нашему существованию как украинцев». и директор по глобальному образованию в Университете Чепмена в Оранже, Калифорния.
Путин, «защитник прав меньшинств», устроил шоу в Крыму
СЕВАСТОПОЛЬ, Крым (JTA) — До прошлой недели поминовение жертв Холокоста в этом портовом городе, как правило, представляло собой скромные собрания нескольких десятков человек, читавших молитву Кадиш за жертв почти полного уничтожения крымского еврейства в 1942 году.
Но в четверг поминальная служба у севастопольского памятника Холокосту привлекла сотни посетителей, в том числе делегацию видных раввинов Хабада со всей Европы и международный пресс-корпус журналистов из Германии, Индии, Китая и других стран, прибывших чартерным рейсом из Москва.
Посетители ехали из аэропорта на День памяти жертв нацизма 2014 года — дату, отмечаемую здесь с 1992 года, — в сопровождении полиции, которая перекрыла движение, чтобы пропустить сопровождающих лиц. Охрану накрашенного памятника обеспечивала охрана из 15 солдат.
Каким бы радикальным это ни было, обновление не стало неожиданностью для местных жителей.
«Следует ожидать, что теперь, когда мы находимся в России, больше внимания будет уделяться войне с фашизмом», — сказал присутствовавший на церемонии Геннадий Тебанкин, местный еврей.«Это линия Кремля».
Получить The Times of Israel’s Daily Edition
по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Мероприятие стало первым спонсируемым государством еврейским мероприятием в Крыму с тех пор, как в марте Россия аннексировала полуостров у Украины. Президент России Владимир Путин частично оправдал это как попытку защитить крымских евреев от всплеска антисемитизма.
Празднование стало идеальной возможностью для Путина укрепить свой имидж защитника прав меньшинств.В последние месяцы в Крыму произошел ряд широко освещаемых антисемитских инцидентов, в том числе размещение двух свиных голов в синагоге в Севастополе в ноябре, всего за несколько дней до того, как вспыхнула революция, которая в конечном итоге отстранила от власти бывшего президента Украины Виктора Януковича.
В конце февраля неизвестные написали баллончиком надпись «Смерть евреям» на входе в реформаторскую синагогу «Нер Тамид» в столице Крыма Симферополе.
«Смерть евреям» нацарапано на синагоге Нер Тамид в Симферополе, Крым, в конце февраля (любезно предоставлено)
Пропагандистский элемент памяти жертв Холокоста был понятен критикам Кремля, но его почти не скрывали даже организаторы мероприятия.
«Нельзя скрывать, что для Путина и Кремля очень важно, чтобы в Крыму все происходило упорядоченно», — сказал Борух Горин, старший помощник главного раввина России Берла Лазара, руководивший поминками. «В этом году интерес СМИ к этой церемонии гораздо выше. И, конечно, это тоже в интересах пропаганды, чтобы показать, что там все идет хорошо и что никакого антисемитизма нет, а тишина и покой».
Миша Капустин, раввин Нер Тамид и ярый противник российской аннексии, недавно выполнил обещание покинуть Крым, если он станет частью России.Но его позиция не кажется доминирующей среди 10 000 евреев Крыма. Многие лидеры общин приветствовали аннексию, считая, что она обуздала антисемитизм и дала второе дыхание усилиям по возрождению еврейской жизни в этом районе.
«Ситуация изменилась к лучшему, — сказал корреспонденту JTA главный ортодоксальный раввин Крыма Биньомин Вольф из Севастополя. «Евреи чувствуют себя здесь вольготно. Они не стыдятся называть себя евреями, и частично из-за инструкций, которые идут сверху, от высокопоставленных бюрократов к младшим, что евреев нужно уважать и помогать им.
Вольф, Горин и Лазар — все связаны с российским отделением Хабада, хасидской секты, которая часто оказывается предпочтительным адресом Путина для всего еврейского. Перед церемонией в Севастополе Лазар и другие приезжие раввины более часа встречались с Путиным в Москве.
Биньомин Джейкобс, раввин Хабада, который также является главным раввином Нидерландов, охарактеризовал встречу как «душевную и открытую». Путин заявил о своей поддержке развития еврейской жизни и сохранения религиозных свобод, находящихся сейчас под угрозой в Европе, включая обрезание и кошерный забой.
Путин заявил о своей поддержке развития еврейской жизни и сохранения религиозных свобод, находящихся сейчас под угрозой в Европе, включая обрезание и кошерный забой
Российский лидер также высказался против отрицания Холокоста, по словам Джейкобса, назвав это «возрождением неонацизма». По словам Джейкобса, Путин использовал слово «неонацист» для описания украинских националистов, хотя и не делал этого на встрече.
Путин также рассказал раввинам анекдот про обрезание, сказал Джейкобс.Суть в том, что в будущем крайняя плоть может быть использована для генной инженерии идеальных налоговых инспекторов.
Если говорить более серьезно, Путин поблагодарил раввинов за их усилия по противодействию фашизму.
Такие жесты для Путина не новость. Во время Олимпийских игр в Сочи он приказал принять особые меры, чтобы Лазар мог присутствовать на открытии в Шаббат. Считается, что в июне Путин вмешался, чтобы назначить альтернативную дату для евреев, которые не могут сдать национальный экзамен на аттестат зрелости, который пришелся на праздник Шавуот.Он также недавно посетил новый московский Еврейский музей и Центр толерантности стоимостью 50 миллионов долларов, финансирование которых помогло российскому государству.
Но в то время как Путин громко заявляет о своей поддержке еврейской общины, Россия подвергается международной критике за свое отношение к другому крымскому меньшинству, 300 000 татар-мусульман, которые составляют около 12 процентов населения полуострова.
После аннексии Россия запретила двум лидерам общины, Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову, въезд в регион, что, по некоторым утверждениям, было сведением счетов за их предполагаемую лояльность Украине. Совет Европы заявил, что положение татар в России «вызывает крайнюю обеспокоенность», в то время как интеллектуалы со всей Европы подписали петицию, призывающую к действиям против России из-за ее отношения к сообществу.
Празднование Холокоста в Севастополе было инициировано Путиным и финансировалось в основном российским правительством
Празднование Холокоста в Севастополе было инициировано Путиным и финансировалось в значительной степени российским правительством, по словам Вольфа, который сказал, что администрация Путина принимала непосредственное участие в обеспечении того, чтобы это мероприятие «было проведено не только хорошо, но и настолько безупречно, насколько это возможно.”
Все, что нужно обществу, сказал Вольф, «мы получаем от нового правительства. Уровень обслуживания феноменальный».
Тем не менее союз с Путиным подверг Лазаря критике со стороны украинских еврейских лидеров.
«Он или любой другой человек в его положении не может выражать взгляды, которые не совпадают с официальной линией и пропагандой Кремля», — заявил ранее в этом году Вячеслав Лихачев, представитель украинской еврейской группы «Ваад».
Горин отвергает эту критику, утверждая, что отношения Лазаря с Кремлем аполитичны и в конечном итоге направлены на получение выгоды не Путиным, а российскими евреями.Он также отметил, что Кремль участвовал и поддерживал память о Холокосте в течение последних 15 лет, задолго до конфликта с Украиной.
«Мы делаем свою работу. Если это используется для дипломатии или пропаганды — зависит от того, кого вы спросите — тогда мы не обязательно против этого», — сказал Горин. «Когда здесь происходят антисемитские акты, мы очень громко говорим. Но когда правительство демонстрирует, что хочет сделать все, чтобы евреи жили мирно — с этим мы готовы сотрудничать.
«Для преодоления духа раздора и враждебности к ближним нужно смотреть на Распятие», — заявил епископ Богдан Дзюрах
Собрание началось с молебна о содействии Святого Духа и Божьего благословения на съезд, который возглавили представители УПЦ. Затем собравшихся приветствовали епископы различных церквей. Среди них: Епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви в Украине Уланд Шфалингер, епископ Римско-католической церкви в Украине Мариан Бучек и секретарь Архиерейского Синода УГКЦ епископ Богдан Дзюрах.Поздравления также зачитали Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир (Сабодана), Митрополит Симферопольский и Крымский УПЦ Лазарь (Швец) и Апостольский нунций в Украине Томас Эдуард Гулликсон.
В своем выступлении епископ Богдан обратил внимание собравшихся на источник и основание примирения – Крест Христов, знамение спасения, знамение Христа Распятого и Воскресшего.
Глядя на Распятие, мы должны осознать, что «спасение и примирение человека с Богом и друг с другом даны нам Христом, распятым и прославленным в Воскресении.Секретарь Архиерейского Синода напомнил собравшимся, что именно митрополит Андрей (Шептицкий) говорил о примирении в рамках украинского общества. В своем пастырском послании «Как построить свой дом», изданном в декабре 1941 года, тогдашний глава УГКЦ писал: «Если различные христианские церкви в Украине должны выполнить свою миссию — дать украинскому народу единство, они должны избавиться от этого духа. раскола и ненависти, которые делают одного украинца врагом другого украинца.Все мы, сколько бы нас ни было, должны сделать все возможное, чтобы примириться, победить в себе дух раздора и вражды к другим». По словам епископа Богдана, чтобы преодолеть ненависть, «дух раздора и вражды к ближним», нужно прежде всего взглянуть на распятого Христа, ощутить на себе Его взгляд, позволить Его прощению и милости войти в наши сердца. Только обращенное сердце, очищенное от предрассудков, ненависти и страха, но наполненное любовью Божией, способно открыться другому и начать диалог любви, который в конце концов приведет к примирению.
Епископ считает, что путь к примирению может показаться долгим и трудным. Однако мы должны идти по его пути, уповая на то, что благодать Божия наполнит и направит человеческие усилия. Поясняя свой тезис, докладчик сказал: «Крестьянин, посеяв на своем поле качественные семена, терпеливо ждет драгоценного урожая земли (Иак, 5, 7). «Мы засеваем землю нашего европейского континента семенами примирения. Чтобы наша надежда на жатву не была напрасной, я хотел бы, чтобы все мы обратили взоры наших сердец к животворящему Кресту Христову, от которого непрестанно истекают потоки благодати и примирения, и возвысили наши души в молитва Отцу, Который один является источником «всех благих представлений и всех совершенных даров.
Далее последовали основные спикеры, профессор Мартин Таке из Германии, который представил тему «Сосуществование христиан на европейском континенте: история и современность»; Д-р Александр Саган, Украинская академия наук, выступил с докладом «Религиозный ландшафт Украины: противоречия и компромиссы», а священник Владимир Жан, Украинский католический университет, с докладом «Примирение христиан как феномен украинского общества».
После этого состоялся круглый стол «Современный христианин: в поисках новой идентичности.Участники обменялись представлениями о реальном состоянии межконфессиональных отношений в Украине, привели в качестве достойного примера примирение, достигнутое епископами Германии и Польши, а также выразили пожелание, чтобы продолжение диалога между Церквами осуществлялось в дух открытости, искренности и сердечности. В качестве важной задачи участники отметили необходимость распространения призыва к примирению в церковных общинах, чтобы все апостолы Христовы могли исполнить Его завет и убедительно свидетельствовать о своей вере людям, далеким от Церкви.
В завершение владыка Богдан поблагодарил организаторов и участников за ценное общение в атмосфере искренности и открытости и за усилия, приложенные ими для сохранения и продолжения идеи примирения в странах Центральной и Восточной Европы. Говоря о круглом столе, епископ подчеркнул, что главная идентичность христианина заключается в том, чтобы стать возлюбленным чадом Божьим. «Христианин — это человек, осознающий Божью любовь к ней или ему и желающий поделиться этой любовью с другими», — и добавил, что примирение должно быть плодом такого рода Божьей любви.Он также отметил, что для того, чтобы вести диалог, нужно не только хотеть быть услышанным другой стороной, но и быть готовым слушать то, что другая сторона говорит о себе и как они себя понимают, чтобы не проецировать на других собственное восприятие, предубеждения и стереотипы.