Лещинский филофей: ФИЛОФЕЙ (ЛЕЩИНСКИЙ) — Древо
Содержание
ФИЛОФЕЙ (ЛЕЩИНСКИЙ) — Древо
Свт. Филофей Тобольский |
Филофей (Лещинский), в схиме Феодор (1650 — 1727), митрополит б. Сибирский и Тобольский, святитель. Знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного образования в Сибирском крае.
Память 31 мая, в Соборах Брянских и Сибирских святых.
Родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских.
Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии.
По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником.
Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время избран экономом Лавры.
В 1701 году назначен наместником Брянского Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оставлением в должности эконома.
4 января 1702 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.
Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников». Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи.
В 1704 году святитель снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 году отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а свт. Филофей заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.
Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье митрополита.
В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.
В 1712 году поправился настолько, что смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде.
В 1715 году по смерти свт. Иоанна Тобольского вторично вступил в управление епархией.
За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. Почти все время своей архипастырской деятельности провел в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев [1]. В 1712 году совершил свое первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти, больной, посетил Низовский край, и доехал до отдаленного Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях и увеличил получаемое ими содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей.
В 1721 году снова удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь, жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь, но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.
В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.
Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».
Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен.
Обретение мощей
Святитель Филофей (Лещинский).С сайта http://www.tobolsk-eparhia.ru |
В 1923 году по решению советских властей монастырь был закрыт, а мантия святителя и его мощи, согласно официальной версии, сожжены. В 1990-х годах удалось найти документ, опровергающий информацию об уничтожении мощей.
Первая попытка найти мощи святителя состоялась в 2000 году, но склеп у входа в Троицкий собор нашли пустым, в кирпичной кладке сохранилось лишь незначительно количество деревянных фрагментов сгнившего гроба. В 2003 году наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, который перезахоронил останки святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были захоронены у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей, было несколько неудачных попыток (у левых колонн разных приделов храма).
25 июля 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь.
Литература
- Сулоцкий А. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.
- Его же Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский. Омск, 1882.
- Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. Омск, 1882.
- Мелетий, архим. Церковный собор в Тобольске при митрополите Филофее 1702 г. Казань, 1876.
- Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц., с. 614-616.
- Муромский А. Жития святых, I, с. 201.
- Самбикин Д. Месяцеслов, 1899, вып. IX, ч. II, май, с. 184-187.
- Захарченко М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 105.
- Баранов В.С. Летопись Верхотурского Николаев. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 89-90.
- Попов М.С., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 134, 138.
- Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 в. СПб, 1905, с. 161-166.
- Его же Идеалы христианской жизни, с. 202.
- Смирнов Ист. прав. христ. церкви, с. 254.
- Знаменский Русская церковная история, с. 283-284.
- Амвросий Ист. Рос. Иерархии, ч. I, с. 111.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
- Петров Л. Словарь, с. 267-268.
- Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913.
- Бантыш- Каменский Словарь достопамятных людей русской земли, III, 219.
- Голубинский Е., с. 342.
- Булгаков, с. 1415.
- Толстой Ю., № 3.
- Денисов, с. 292, 633, 860, 861.
- Филарет, архиеп. История Рус. Церкви, пер. IV, с. 83-87.
- Зверинский, т. I, с. 312; т. II, с. 374.
- Н. Д., с. 54.
- Списки архиереев, № 3.
- Монастырь (журнал), 1908, № 3, с. 67; № 4, с. 30-31; № 7, с. 38.
- Омск. еп. вед., 1916, № 36.
- Прав. благов., 1915, № 12, с. 120.
- Приб. к Ц. В., 1890, » 26, с. 862; № 33, с. 1083.
- Прав. собес., 1909, июнь, с. 793.
- -«- 1911, январь, с. 119; март, с. 81-82.
- -«- 1915, март, с. 204.
- Рус. палом., 1916, № 30, с. 426-428.
- Рус. старина, 1879, май, с. 8.
- -«- 1910, август, с. 203-219.
- Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 200.
- -«- 1896, май, с. 594-595.
- Летопись Е. А., с. 703.
- Жизнь свят. Филофея, просветителя сибирских инородцев. 3-е изд. Калуга, 1915.
- Симб. еп. вед., 1901, № 4, с. 131-133.
- Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 599.
- Миссионер, 1875, № 34 и 37.
- Дух. беседа, 1876, № 21.
- Церк. вестн., 1876, № 54.
- Моск. вед., 1876, № 130.
- Сибирский вестн., 1823, ч. 2.
- Ж. М. П., 1945, № 4, с. 71.
- Ж. П. Б., май, с. 346-355; июнь, с. 66.
- БЭЮ, т. 19, с. 232.
- БЭС, т. II, с. 2167, 2248.
- ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 856.
- РБС, т. XXI, с. 132-133.
Использованные материалы
- Биография на сайте «Русского Православия»
- http://www. ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4908
- Биография на сайте Тобольско-Тюменской епархии
- http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t4_2
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Сулоцкий Александр, прот. Обращение язычников Енисейской епархии. СПб.: Тип. духовного журнала «Странник», 1876, с. 2.
Филофей (Лещинский)
Главное
Филофей (Лещинский, в схиме Феодор; 1650-1727) – митрополит Сибирский и Тобольский. Включен в состав Собора Сибирских святителей Священным Синодом Русской православной церкви в 1984 году. Путешественник и миссионер. Основатель первых сибирских школы, хора и театра.
История
Рафаил Лещинский родился в городе Кролевце (ныне Сумской области Украины) в дворянской семье. Получил образование в Киево-Могилянской академии, служил приходским священником. Овдовев, принял монашество в Киево-Печерской лавре некоторое время был ее экономом. Затем являлся наместником Брянско-Свенского монастыря. По инициативе царя Петра I был хиротонисан в январе 1702 года в митрополита Тобольского и Сибирского. В это время Тобольская митрополия занимала всю территорию Сибири. Все управленческие функции, кроме периода с 1707 по 1714 годы, осуществлял лично, так как помощников у него не было. В 1703 году основал первую в Тобольске Славяно-латинскую школу для детей духовного звания, где преподавали образованные монахи из Киева. Это было первое за Уралом учебное заведение – в то время такие школы были открыты только в Киеве, Москве, Чернигове, Ростове. Расширил Софийский собор в Тобольске, создал в нем резкой иконостас, основал первый в Сибири церковный хор из ссыльных казаков. При школе открыл Духовный театр – также первый в Сибири – в нем с 1705 года исполнялись назидательные драмы, некоторые из них писал сам владыка, включая в них сибирские реалии. При владыке Филофее в Тюмени на месте деревянного Преображенского был построен каменный Свято-Троицкий монастырь – с Троицким собором и храмом Зосимы и Савватия (переименован затем в храм Сорока мучеников). В Иркутске был заложен каменный Богоявленский собор. С 1705 года много м активно занимался миссионерской работой, направлял миссию в Сибири и для крещения остяцких племен, но деятельность была не слишком удачной. В 1711 году отошел от управления епархией – его преемником стал Иоанн (Максимович) — и принял схиму с именем Феодор, но не ушел из мира, а возглавил миссионерскую деятельность в Сибири. Уже в 1712 году направился с миссией вниз по Иртышу и Оби, к березовским остякам. По пути уничтожал идолов, но в это время добился крещения лишь немногих местных жителей, в том числе семейства князя Алачева. В следующем году повторил миссионерское путешествие, которое на этот раз завершилось массовыми крещениями. Во время миссии рисковал жизнью, когда внезапно поднявшийся шквал выбросил его «дощаник» на отмель к недружелюбно настроенным остякам, которых за три последующих дня убедил большинство из них креститься. В 1714 году совершил путешествие в Пелымский край, где крестил вогулов – вновь его жизнь подверглась опасности, так как один из местных князей задумал его убийство (владыка его простил и позднее крестил вместе с подданными. В том же году вновь посетил остяков, живших по Иртышу и Оби, основав несколько церквей. Эта поездка стала самой драматичной – некоторые остяки, отказавшиеся креститься, ранили миссионеров и покушались на митрополита. В конце 1714 года крестил вогулов, живших по реке Туре и ее притокам. В 1715-м проповедовал в отдаленной местности на реке Конде. После смерти митрополита Иоанна в 1715 году вновь вступил в управление епархией, но продолжил миссионерскую деятельность. В 1716 году занимался проповедью в Сургутском уезде, в 1717-м – на крайнем Севере, в Обдорском крае. В 1718-1720 годах пожилой, почти 70-летний владыка, совершил большое путешествие по епархии, побывав не только на западе, но и на востоке Сибири: посетил Томск, Туруханск, Енисейск, Иркутск, путешествовал за Байкалом, был в Селенгинске и во многих других местах Сибири. Продолжал миссионерскую деятельность – всего крестил до 30 тысяч человек, построив для новокрещенных 37 церквей. В 1721 году ушел на покой, жил в тюменском Свято-Троицком монастыре в небольшой деревянной келье, но последнее свое миссионерское путешествие в Обдорский край совершил незадолго до смерти, в 1726 году.
Состояние
В 2007 году недалеко от Свято-Троицкого монастыря был установлен памятник владыке Филофею.
Он изображен в парадных одеждах в момент своего служения, в скульптурной группе также присутствуют местные жители в национальных одеждах.
Памятник святителю находится также в Ханты-Мансийске около Воскресенского храма. Митрополит Филофей – один из персонажей романа Алексея Иванова «Тобол».
Впечатления
Владыка Филофей – яркий пример деятельного архипастыря, который, несмотря на преклонные годы, лично совершал длительные путешествия по Сибири, выполняя свой христианский долг. Образованный церковный иерарх, он был активным просветителем. Тем самым он внес немалый вклад в сибирскую церковную и светскую историю.
{{objectCandidate. short_description}}
| |
Привязан к брендам:
|
Автор описания: {{objectCandidate.author}}
Сайт: {{objectCandidate. site}}
Координаты:
|
|
|
|
Объекты
{{object.name}}
Комментарии для сайта Cackle
Дергачева-Скоп Елена; Соболева, Лариса.
Небольшая заметка о большом недоразумении
Дата создания
Раздел: Отзывы / Обзоры
Написано . Опубликовано в Отзывы / Обзоры
Для цитирования: Дергачева-Скоп Елена Ивановна; Соболева, Лариса Степановна. Небольшая заметка о большом недоразумении, или Был ли святой Филофей (Лещинский) автором «Сибирского лесвичника», в Studia Slavica et Balcanica Petropolitana . 2019. № 1. С. 193-200. DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.114.
Название статьи | Маленькая заметка о большом недоразумении, или Был ли святой Филофей (Лещинский) автором «Сибирского лесничника» | ||||||||
Авторы | Соболева Лариса Степановна – доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, l. [email protected], OrcID 0000-0002-0694-6687, ResearcherID V-4273-2018, SPIN-код 8740-4689; Дергачева-Скоп Елена Ивановна – доктор филологических наук, профессор, Новосибирский государственный национальный исследовательский университет, Новосибирск, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. SPIN-код 2549-8646 | ||||||||
В секции | Отзывы / Обзоры | ||||||||
Год | 2019 | Выпуск | 1 | страниц | 193-200 | ||||
Тип изделия | РАР | Индекс УДК; ББК | УДК 930.2.003.072+808.5+801.8+81″04; ББК 63.2 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.114 | ||||
Аннотация | Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18-00186 Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18-00186 Авторы акцентируют внимание на анализе издания конца XVII в. рукописи «Сибирский лесничник» (ГИМ. Син. собр. 120 (262)), проведенном в 2015 г. в Тюмени. Издание получило многочисленные похвалы в местной прессе, вошло в число победителей конкурса на лучшую книгу. Между тем установленная в науке ссылка рукописи на авторство Филофея (Лещинского) вызывает большие возражения. Изучение рукописи не дает права делать такие выводы. Авторы высказывают новые предположения о причинах создания рукописи и ее популярности среди читателей. Качество перевода, не учитывающего многих особенностей языка рукописи (синтаксических, морфологических, стилистических), столь же сомнительно, как и качество его перевода, искажающего смысл и индивидуальные особенности языка. Оформление издания не отвечает современным требованиям к точности источника иллюстраций. | ||||||||
Ключевые слова | Филофей Лещинский, Сибирский лествичник, Православная культура, издание древнерусских рукописей | ||||||||
Полная текстовая версия статьи. | Язык статьи | Русский | |||||||
Библиография |
|
Теги: хроника, РЕЦЕНЗИИ / РЕЦЕНЗИИ, Филофей Лещинский, Православная культура, ДЕРГАЧЕВА-СКОП Е.И., СОБОЛЕВА Л.С.
Leshchinsky
Z Wikipédie, voľnej encyklopédie
Prejsť na navigáciuPrejsť na vyhľadávanie
Obsah
- 1 Významní dopravcovia
- 1,1 A
- 1,2 B
- 1,3 V, I
- 1 , 4 L
- 1,5 Milióna
- 1,6 O
- 1,7 P
- 1,8 R
- 1,9 ° C
- 1,10 I
- 1,10 I
170
170 2SHINSKINSKINSKINSLIN
Leszczyński (поль. Leszczyński) — priezvisko poľského pôvodu; má ženskú подобная Лещинская.
Визнамни доправковия
А
- Лещинский, Адам Брониславович (1920-2006) — Хрдина Советского звазу.
- Лещинский, Адольф Абрамович (1915-1995) — советский учитель и учитель.
- Лещинский Александр Олегович (род. 1964) — украинский политик, посланец Найвышшей Рады Украины (1998-2012).
- Лещинский Анатолий Николаевич (нар. 1941) — русский набоженский ученец и учитель.
- Лещинский, Анджей :
- Лещинский, Анджей (1608-1658) — cirkev a štátnik Poľsko-litovského spoločenstva, arcibiskup Gneznensky a primas Poľska, vekorunz
- Лещинский, Анджей (1606-1651) — штатник Польского общества, губернатор Дорпату, дипломат и басник.
- Лещинский, Анджей (asi 1559-1606) – польский магнат, губернатор Брест-Куявского.
Б
- Лещинский, Богуслав (1612-1659) — польский магнат, штатный польский магнат, корунный подканцеляр (1658-1659).
- Лещинский, Болеслав (1837-1918) – польский герец.
IN AND
- Leshchinsky, Václav :
- Leshchinsky, Václav (1576-1628) — štátnik Poľsko-litovského spoločenstva, guvernér Kališe (1618-1620), veľký korunný kancelár (1625-1628).
- Лещинский, Вацлав (1605-1666) — cirkev a štátnik Polsko-litovského spoločenstva, arcibiskup Gneznensky a primas Poľska (1659-1666).
- Лещинский Владимир Михайлович (1887-1919) — капитан, ведущий Тверского приимационного радиоцентра, организатор радиолаборатории Нижний Новгород.
- Лещинский, Иван Сидорович (1901-1974) — советский дизайнер, витязь Сталиновой цен.
Л
- Лещинский Лев Александрович (1925-2008) — кардиолог, доктор лекарских виед, профессор.
М
- Лещинский Михаил :
- Лещинский Михаил Борисович (1945-2018) — советский и русский телевизионный новатор, политический комментатор.
- Лещинский Михаил Михайлович (1958-2006) — советский и русский хоккеист с лоптоу, майстер света.
- Лещинский, Михаил Яковлевич (1872-1927) — Харьковский фотограф в зачетке двухэтажного магазина.
О
- Лещинский Олег Станиславович (1965) — советский футболист, украинский и русский тренер.
- Лещинский Оскар Моисеевич (1892-1919) — русский революционер, большевик, басник стриеборнего века, басник червеней идей, декадент.
П
- Лещинский Павел Донатович (1895-1938) — советский 1. участник Мурманского областного выбора ВКП(б).
- Лещинский, Пауль фон (1830-1918) — прусский генерал-печот.
- Лещинский, Преслав (1605-1670) — штатный и военно-водочный Содружество, губернатор Дерпту (1658-1670).
Р
- Лещинский Рафаэль :
- Лещинский, Рафаил (1526-1592) — штатный польско-литовскего общества, jeden z vodcov протестантского хнатия в Польше в 16. магазине.
- Лещинский, Рафаил (1579-1636) — польский магнат, гувернер Белзу (1619-1636), преобразователь и меценат.
- Лещинский, Рафаэль (1650-1703) — польский штат и магнат, губернатор Калишу (1685-1687), Подскарбий Великий Коронный (1702-1703), базник и речник.
- Лещинский Рафаил Богуславович (в мнишстве Филофей ; 1650-1727 ) — biskup ruskej cirkvi, od roku 1702 митрополит Сибири и Тобольска.