Ложь грех: Ложь — смертный грех

Разное

Бывает ли ложь во спасение? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 10 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения — быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Всегда ли спасительна правда?

Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасо-Преображенского храма у Золотых Ворот, Владимир

Ответ, казалось бы, очевиден. Ложь — это грех, следовательно, она не может быть спасительна.

Но всё ли так однозначно? Всегда ли спасительна правда?

Давайте обратимся к Евангелию. Иуда не солгал. Он не Петра поцеловал, сказав, что это Иисус, и не Фому… Но правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра, является предательством и считается тягчайшим грехом. Такая правда — прямой путь в ад и она не может быть спасительна.

А если правда не всегда спасительна, логично предположить, что иногда лучше солгать, чем сказать правду.

Чтобы пояснить это утверждение, приведу следующий пример.

В советское время меня неоднократно вызывали в Комитет государственной безопасности для «проработки» (он располагался в здании, где теперь находится Владимирская духовная семинария). Как-то раз мне показали список фамилий и спросили, крестил ли я названных там людей.

Если бы я сказал правду и признался в совершении таинства, людей, занесённых в список, стали бы прорабатывать на партийных собраниях, лишили бы премий, сняли бы с очереди на квартиры и т. д. Поэтому я ответил сотруднику КГБ, что не крестил названных в списке, и объяснил суть проблемы следующим образом: «Мимо меня бежит человек в большом страхе, я вижу, как он прячется в кустах. Вскоре прибегает другой, с дубиной в руках, и спрашивает: «Не пробегал ли здесь кто-либо?» Если я покажу неверное направление, спрятавшийся будет спасён. Поэтому я отвечаю: не крестил никого из указанных Вами лиц». Он негодовал, но дело на том и закончилось.

Итак, Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения — быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Определить «наименьшее зло»

Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург

Если кто думает, что «ложъ во спасение» — цитата из Библии, то он ошибается. Это искаженная цитата из 32 псалма: Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложъ конь во спасенiе, во множестве же силы своея не спасется (Пс 32:16–17), по-русски: Ненадежен конь для спасения. Ложъ — в данном случае славянское краткое прилагательное мужского рода (в русском Синодальном переводе оно и переведено как «ненадежен»). Речь идет, как мы видим, о коне, однако в пословицу вошел совсем другой смысл. Другой пример употребления того же слова (и снова в Псалтири) — это псалом 115: Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ (Пс 115:2), то есть опять-таки «ненадежен». Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом «лгать или не лгать» и при этом в пользу «лгать» нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора «наименьшего зла». Мы-то знаем, что в принципе, лгать — плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов («не лгать») оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации «наименьшее зло». В самом ли деле данное конкретное вранье будет меньшим грехом и принесет меньше вреда, чем «правда-матка», которую человек готов «резать» по полной программе при любом раскладе? Не говоря уже о том, что совестливому человеку лгать даже «во спасение», даже в какой-то небольшой мелочи трудно и дискомфортно, так что обманывает он зачастую довольно неумело, и в конечном итоге от этого может выйти еще большее зло.

Если конкретизировать проблему, то нужно сказать, что ложь «в свою пользу» запретна, и прежде всего потому, что чаще всего «применяется», чтобы избежать неприятных последствий, наказания за преступление или расплаты за какую-либо ошибку. Допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю — иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если «ложь во спасение» и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом, «замыливающим» глаз между любовью к ближним и неким «благом» по собственному разумению.

В черном белого быть не может

Священник Иоанн Охлобыстин, сценарист, писатель, Москва

Мне кажется, говоря о лжи, надо четко разграничивать два понятия — «ложь» и «утаивание». Ложь во спасение невозможна, а вот утаивание — да, в некоторых случаях оно, действительно, спасительно. Предположим, человек смертельно болен — это форс-мажорная ситуация, в которой сокрытие страшной правды — иногда единственный способ не дать ему пасть духом.

Но все-таки очень непросто самостоятельно, полагаясь лишь на свое представление о благе, решать, будет ли ложь в конкретном случае спасением. Мир существует по определенным законам, и событийный ряд — проявление этих законов, соответственно, он находится под патронажем Бога. Так или иначе, если ситуация произошла, значит она угодна Господу, либо спровоцирована нашими же поступками по попущению Божьему. Говоря неправду, мы коверкаем истину: в черном белого быть не может.

Ложная правда

Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат

Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима. В Евангелии написано, что отец лжи — дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то — это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.

Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль. В таком случае, я предпочитаю просто не говорить ничего, отложить правдивый разговор до другого раза. Думаю, что не сказать — это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай.

Истлевшие лохмотья глянцевой лжи

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород

Я понимаю, что люди, употребляющие выражение «ложь во спасение», чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение «отцу лжи и главному лжецу».

Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально. Например, дипломатия (как дипломатия человеческих отношений, так и международная) тоже часто является «ложью во спасение». Применение этого приема и есть одно из свидетельств невыносимой разделенности нашего мира. Как смертная казнь — «необходимое, неизбежное зло», убийство во имя «счастья» оставшихся в живых. И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды.

При этом «ложь во избавление» — это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех. Например, Великая княгиня и преподобномученица Елисавета Феодоровна в своей Марфо-Мариинской обители старалась приложить усилия сердца, чтобы приготовить безнадежно больного человека к христианской кончине, нежели оставлять его в неведении о своем трагическом положении.

Нельзя врать Богу

Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест

Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи — покаяние. Другой вопрос — говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого.

Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения».

Мне кажется, проблема современных людей — разорвать круг лжи в их собственной жизни. Человек надевает одну маску в общении с близкими, другую — на работе, ещё одну — в кругу друзей, и, самое страшное, он надевает маску, когда начинает читать молитвенное правило или идёт в церковь. Он начинает врать Богу и теряет себя. В этой лжи распадается его собственная душа. Насколько человек духовно развивается, настолько же он освобождается от всякой лжи.

С какой целью произнесена неправда?

Священник Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург

Сказанная один раз неправда — это еще не сама ложь. Всякий может споткнуться, испугаться, попасть под давление более сильного. Ложь — это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать — с какой целью произнесена неправда?

Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, — это будет ложью. Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал.

Но можем ли мы не говорить человеку, что он смертельно болен? Если человек болен нравственно, нельзя от него это скрывать. Если человек болен физически и дни его сочтены, он тоже должен быть об этом извещен. Ему надо примириться с Богом, ближними, осознать реальность встречи с иным миром и быть готовым к ней. И часто в этой ситуации близкие выбирают путь «заговаривания зубов». «Мы его обманываем ради него». Но здесь есть лукавство. Создать человеку покойную атмосферу осмысления пройденного пути и расположить его к покаянию — большая и серьезная работа. И мы не хотим взваливать на себя еще и этот психологический груз.

Промолчать ради любви

Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный сотрудник Белорусского экзархата по связям со СМИ, Минск

К сожалению, в пастырской жизни бывают такие ситуации, когда приходится не говорить истинную правду, но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Но не менее ответственна ситуация, когда приходится открывать истину, как бы нелицеприятна она ни была. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний. Вспоминаются слова отца Павла Флоренского, который заметил, что даже истина, даже правда — антиномична, противоречива.

Ибо не может быть у Бога неправда (Иов 34:10).

Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение, содействующий истине и правде особый внутренний голос Божий, или, как говорит апостол Иоанн, здесь нужен ум, имеющий мудрость (Откр 17:9).

Ложь — то, чего нет

Иеромонах Никон (Бачманов), преподаватель Ставропольской православной духовной семинарии, Ставрополь

Для человека размышляющего ответ очевиден, никакой грех (а ложь — это грех) не может нас сделать ближе к Богу, т. к. ложь есть злой вымысел сатаны, ложь — это, по сути, то, чего нет. Священное Писание осуждает ложь в любой форме: всякая неправда есть грех (1 Ин 5:17). Но вот когда приходится спускаться из области размышлений к реалиям жизни, то наша падшая природа подводит. Всякий человек лжив (Рим 3:4), говорит нам апостол Павел о нашей природе. Здесь, однако, нет противоречия. Если мы обратимся к Священному Писанию и житиям святых, то увидим, что в них ложь и хитрость либо однозначно осуждаются, либо имеют плачевные последствия. Например, ветхозаветному Иакову за обман отца пришлось долго терпеть скитание вдали от родного дома и ненависть брата. Да и сами каноны церковные не освобождают от ответственности тех, кто хотя и по нужде, но согрешил обманом (Последование о исповеди. Требник). Сказать, безусловно, возможна ли ложь во спасение, — нельзя. А вот на вопрос, приведет ли ложь к спасению нашей души, ответ однозначный — нет! «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь» (свт. Феофан Затворник).

гордыня или ложь о том, что гордыня самый страшный грех?» — Яндекс Кью

Заратустра  ·   ·

1,2 K

Дмитрий Гусаров

Религия

евангельский христианин, руководитель библейской. ..  · 11 мая 2021

На мой взгляд, самая страшная, а точнее — разрушительная, доктрина состоит здесь в том, что грехи можно маркировать как «страшные» и «нестрашные». Конечно, они различаются по своим причинам и последствиям, но важнее в данном случае то, что любой из них отделяет человека от Бога раз и навсегда, а значит ему необходимо примирение через принятие жертвы Иисуса Христа, веру, покаяние, крещение и церковь. Если же отказ от примирения считать проявлением гордыни человека, то ее действительно можно назвать страшным грехом, который способен погубить душу человека.

3 оценили

  ·

748

Комментировать ответ…Комментировать…

Ингвар Ди

Общество

Бродячий наставник общества  · 10 авг 2021

А почему ложь?

Но вообще с точки зрения христианства нет какого-то рейтинга грехов. Тем более, что гордыня не столько грех как таковой, это страсть, толкающая ко греху. Так что вопрос довольно бессмысленный.

Нет оценок  ·

Комментировать ответ…Комментировать…

Наталья Кольцова

Говоря «эволюция», я имею в виду не биологическую…  · 11 мая 2021

Вопрос видимо сводится к вопросу: Почему гордыню следует считать самым страшным грехом?  Ответим на вопрос: В чем суть христианства?
Люди благодаря Христу становятся богами. Многие святые отцы говорили , что» Бог стал человеком… Читать далее

Нет оценок  ·

Комментировать ответ…Комментировать…

Артур Ланеов

Конструктор. Игрок. Ученик.  · 11 мая 2021

Поэма Данте «Божественная комедия» с описанием ада и рая считается церковью каноничной. Ад описан во всех подробностях по каждому из кругов. В каждом кругу определённые грешники. В центре ада, в последнем кругу находится Дьявол… Читать далее

1 оценил

  ·

Комментировать ответ…Комментировать…

Ильяс аль-Фараби

Мясник; Шымкент(Фараб)  · 11 мая 2021

Ни то, ни другое. Гордыня и ложь, безусловно, являются страшными грехами, но не самыми. Самые страшные грехи — это отрицание Единого Бога и приобщение к Нему сотоварищей. Отрицают Единого Бога, как известно, атеисты и… Читать далее

1 оценил

  ·

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Грех ли ложь? — Вопросы Библии

Грех ли лгать? Если женщине на вопрос, сколько ей лет, стукнет 5 лет, нужно ли ей каяться во вретище и пепле? Это то же самое, что солгать, чтобы спасти кого-то в суде или осудить кого-то неправомерно? Или есть один тип лжи, который является нормальным, и другой тип, который является грехом?

Давайте углубимся в различные священные писания, в которых обсуждается тема лжи.

 


Основные положения

    1. Раав, Авраам и Исаак солгали без упрека от Бога.
    2. На самом деле, Бог вознаградил Раав за ее ложь – Он назвал это верой.
    3. Грехом называют только 3 вида лжи – лжесвидетельство, финансовую нечестность и обучение лжи.

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО ГЛАВЫ ИЗ НАШИХ НОВЫХ КНИГ


 

Всю жизнь нам говорили, что ложь — это грех. И, конечно же, дьявол — отец лжи (Иоан. 8:44), так кто осмеливается спрашивать? Есть ряд мест Писания, которые, кажется, осуждают ложь, но есть места Писания, в которых благочестивые мужчины и женщины лгали без порицания со стороны Бога или авторов Библии. Так что же правда?

 

Определение

Прежде чем мы рассмотрим несколько примеров людей, которые лгали в Библии, и то, как на это отреагировали Бог и авторы Священных Писаний, нам нужно уточнить, что именно является ложью. Это просто техническая неправда или намерение обмануть? Правду можно было сказать таким образом, чтобы произвести на кого-то неправильное впечатление, например. опуская определенные детали или по тону голоса. Я думаю, что большинство согласится с тем, что ложь выходит за рамки простой технической неправды. Намерения обмануть достаточно, чтобы сделать это ложью.

В том, что змей сказал Еве, было много правды. Он сказал ей, что она не умрет и что ее глаза откроются, чтобы познать добро и зло. И то, и другое было правдой в некотором смысле. В тот день они не умерли физически, и их глаза открылись, так что технически дьявол был прав (Быт. 3:4-7, 22). Однако он утаил от них, что они действительно умрут духовно и что их глаза открыты не желательны. Его настоящая ложь заключалась в том, чего он не сказал, а не в том, что он сказал.

 

Библейские примеры людей, которые лгали

Раав – Иисус Навин 2:4-6

Раав была убеждена, что Бог был с детьми Израиля, поэтому она прятала их шпионов в своем доме, когда их преследовали враги . Когда солдаты спросили Раав о местонахождении соглядатаев, она ответила, что «они пошли туда», тем самым уведя их в ложном направлении. Наглая ложь ради спасения жизней шпионов.

Некоторые люди говорят, что Раав не нужно было лгать, и Бог дал бы Израилю победу, даже если бы она сказала правду. Может быть, у Него было бы, может быть, у Него не было бы. Все, что мы знаем, это то, что на самом деле сделал Бог, а не то, что Он сделал бы или мог бы сделать. Но это совершенно упускает суть.

Вопрос не в том, дал бы Бог Израилю победу, а в том, была ли бы спасена жизнь Раав и ее семьи, когда Израиль вторгся на землю. Я очень сомневаюсь, что Израиль сохранил бы ей жизнь, если бы она предала шпионов, а затем уступила: «Извините, ребята, я не могла заставить себя солгать». Кроме того, как остальная часть армии узнала бы о плане с красной лентой, если бы шпионы не были живы, чтобы рассказать им (Иисус Навин 2:18)?

В Евреям 11:31 мы видим, как Раав упоминается в зале славы веры. Верой ее жизнь была сохранена. Не сказано, что верой она помогла Израилю победить врага. Мы могли бы спорить, дал бы Бог победу, если бы Раав не солгала, и я лично верю, что Он бы это сделал. Но Раав наверняка погибла бы вместе с язычниками, если бы не солгала, чтобы защитить соглядатаев. Другими словами,

ложь была частью акта веры, который сохранил ей жизнь и ввел ее в Зал славы веры Евреям 11. Села.

Авраам и Исаак

Два других случая лжи были, когда Авраам из страха сказал царю Египта, что Сарра его сестра, а не жена (Быт. 12:11-20, 20:1-12) , а позже Исаак сделал то же самое с Ревеккой (Быт. 26:7). Некоторые снова говорят, что Сара была двоюродной сестрой Авраама, так что технически он был прав. Еще раз, намерение было ввести в заблуждение. Что было интересно в обоих этих случаях, так это то, что Бог должен был вмешаться, чтобы выручить их. Это тот же самый Бог, который не вмешался, чтобы помешать Аврааму «пойти к Агари» и привести в этот мир Измаила. Осмелюсь сказать, что Бог на самом деле не думал, что ложь Авраама и Исаака нарушила сделку.

 

Заповеди против лжи

«Но в Библии явно есть места, осуждающие ложь», — могут возразить люди. Давайте посмотрим на некоторые из них.

9-я заповедь

Первая – 9--я заповедь,

«Не лги».

Я думаю, что неправильное цитирование Писания — больший грех, чем ложь. Исход 20:16 и Второзаконие 5:20 на самом деле говорят:

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Это имеет огромное значение, потому что сейчас речь идет не о лжи в целом, а об очень конкретной форме лжи. Выдвижение ложного обвинения против кого-либо является оскорблением Божьей справедливости. Итак, совершенно ясно, что Бог ненавидит такого рода ложь. Эта мысль снова и снова повторяется в книге Притчей. В этой книге много упоминаний о лжи, но многие из них все в контексте лжи против своего брата или соседа, чтобы ложно обвинить их.

Притчи – Лживый язык, лживые уста

В Притчах 6:16-19 Бог перечисляет 7 вещей, которые Он ненавидит:

  1. гордый взгляд,
  2. лежачий язык,
  3. рук, проливших невинную кровь,
  4. сердце, строящее коварные планы,
  5. футов быстро бежать ко злу,
  6. лжесвидетель, говорящий ложь,
  7. и сеющий раздор .

Лживый язык явно отличается от лжесвидетеля, говорящего ложь, так что это явно не то же самое, что лжесвидетельство. Так что же такое этот лживый язык? Большинство мест Писания в Притчах на самом деле не имеют контекста, как некоторые другие книги Библии, однако есть идеи, которые повторяются в разных частях книги для большей выразительности и ясности.

Выражения «лживый язык» или «лживые уста» повторяются в других местах книги Притчей (см. Притчи 10:18; 12:19,22; 17:7; 21:6; 26:28). Наиболее примечательной из них является Притчи 21:6, в которой говорится о получении сокровищ через лживый язык. Акцент, кажется, делается на использовании нечестных средств для продвижения вперед в финансовом или ином отношении. Итак, опять же, это не все виды лжи, а очень конкретная форма, которую Бог ненавидит.

 

Откровение 21:8 – Все лжецы имеют свою долю в аду

Следующим стихом, осуждающим ложь, является Откр. 21:8, в котором говорится, что всем лжецам уготована участь в огненном озере. Если этот стих читать отдельно, то определенно создается впечатление, что он относится ко всем видам лжецов. Но на самом деле это не так. Все эти грехи, упомянутые в этом стихе, относятся к определенному набору событий, происходящих во время скорби, в конце концов, контекст установлен в конце периода скорби.

Ложь в данном контексте означает проповедовать и учить лжи (ср. 1 Тим. 4:1, 2). Это относится к распространению ложных учений. В период бедствий будет много лжеучений (много лжепророков и лжеучителей), даже больше, чем сегодня. Обратите внимание, что это не относится к теологам, которые придерживаются несколько иной точки зрения на второстепенные вопросы. Оно относится к тем проповедующим учениям, которые уводят людей от Христа.

В контексте Откровения это относится к тем, кто выполнял приказы Антихриста. Но в более широком смысле это относится ко всякому, кто уводит людей от истинного Христа.

Резюме

Итак, Библия однозначно осуждает 3 вида лжи:

  1. ложное обвинение против других,
  2. использование нечестных средств для продвижения вперед,
  3. и проповедуя лжеучения, уводящие людей от Христа.

Они четко помечены как грех. Очень легко увидеть, что лгать о своем возрасте — это не совсем одно и то же. Библия хранит молчание о любом другом типе лжи, как и многие люди. Могут быть социальные последствия, связанные с определенными видами лжи, но называть их грехом — значит опережать писания.

 

Получите наши книги на Amazon

 

Всегда ли ложь является грехом?

Наш сегодняшний вопрос: «Всегда ли ложь является грехом?» Этот конкретный вопрос касается Десяти Заповедей, поэтому мы хотим обратиться к ним и посмотреть, что там сказано. В 9-й заповеди, в Исходе 20:16 и Второзаконии 5:20, мы читаем: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

В первую очередь это касается показаний в суде. Еврейская правовая система полагалась на честных свидетелей. Как видно из ложного осуждения Навуфея из-за интриг злой царицы Иезавели, заговор лжесвидетелей мог по закону привести человека к смерти (3 Царств 21:13). Человеческое свидетельство, имеющее такую ​​силу, мы можем понять, почему Господь хранит истину в свидетельстве. Другие гарантии включали необходимость более чем одного свидетеля для вынесения смертного приговора (Втор. 17:6) и положение о том, что обвинители сами должны бросать камни первыми (Втор. 17:7). Если кто-то был уличен в лжесвидетельстве, он подвергался такому же наказанию, как и обвиняемый (Втор. 19).:16-19). Эти положения, наряду с девятыми заповедями, охраняли гражданское правосудие в Израиле.

Это основной контекст девятой заповеди, и нам всегда нужно помнить об этом. Тем не менее, это основывается на более широком библейском осуждении лжи в целом. Несомненно, ложные показания причиняют вред даже за пределами зала суда, и поэтому они являются грехом, где бы они ни происходили. Всякий раз, когда мы свидетельствуем, то есть всякий раз, когда мы заявляем об истине, Бог требует от нас делать это правдиво. Библейские осуждение неправды раскинули очень широкую сеть; они включают в себя лжесвидетельство и обвинение, мошенничество в любой форме, ложную защиту себя, отрицание истины, введение других в заблуждение и клевету любого рода. Неудивительно, что мудрый человек молится в Притчах 30:8: «Держи ложь и ложь подальше от меня». Мы должны сказать, что ложь — это грех, глубоко укоренившийся в греховной природе человека. Иеремия имел в виду всех нас, когда сказал: «Они сгибают язык, как лук; ложь, а не истина, утвердилась на земле» (Иер. 9).:3).

Бог обязывает нас всегда искать и служить делу истины; как сказал Иисус: «Да будет ваше «да» «да», а ваше «нет» — «нет»» (Мф. 5:37). Павел пишет: «Каждый из вас должен отвергать ложь и говорить правду ближнему своему» (Еф. 4:25).

В Вестминстерском Большом Катехизисе среди обязанностей, требуемых девятой заповедью, перечислены: «сохранение и продвижение истины между людьми и доброго имени нашего ближнего… выступать и отстаивать истину; и от сердца, искренне, свободно, ясно и полно, говоря правду, и только правду, в делах суда и справедливости и во всем прочем; благосклонное уважение к ближним… отпугивание сплетников, льстецов и клеветников… соблюдение законных обещаний; изучать и практиковать все, что является истинным, честным, прекрасным и достойным похвалы». (В/О 144). Среди запрещенных вещей следующие: «Все, что наносит ущерб истине и доброму имени наших ближних… дача ложных показаний, подкуп лжесвидетелей… [преувеличение] истины; вынесение несправедливого приговора, называя зло добром, а добро злом… укрывая истину… говоря правду несвоевременно, или злонамеренно не в ту цель, или извращая ее в ложный смысл… ложь, клевета, злословие, сплетни…» и множество других ложное использование истины (В/О 145). Если вы прочтете этот список, все из которого вытекает из Писания, то трудно представить, какая ложь может быть совершена без греха.

Люди отвечают, не правда ли, что, говоря правду, мы часто наносим больший вред? Должен ли я, например, сказать «да», когда кто-то спросит меня: «Как вы думаете, я набрал вес?» Должен ли я извиниться, но это было ужасно, перед плохим поваром, который с тревогой спрашивает о еде? Позвольте мне сказать в ответ на это, что есть место светскому такту; честность не всегда требует жестокости. Тем не менее, прежде чем мы начнем извинять любой образец неправды на таких языках, как наш, которые так охотно лгут, возможно, нам следует искать мудрости в нашей речи, стремясь быть назидательным присутствием, но не быть ложным. Мы должны искать благочестивую истину, а не сожительствовать с легкомыслием в отношении лжи.

А как насчет обмана врага на войне? Что, если кто-то войдет в мой дом и приставит пистолет к моей голове, требуя знать, наверху ли моя жена? (Последний — классический пример ситуационной этики.) Разве эти и другие примеры не доказывают, что никакая этика не является абсолютной; что мы должны создать некую иерархию ценностей, иерархию любви, как некоторые говорят? Проблема любой иерархии ценностей, противопоставляющей, например, сохранение жизни сохранению истины, заключается в том, что вы нигде не найдете этого в Библии. Как же тогда мы справляемся с, казалось бы, конкурирующими ценностями?

Ответ, как обычно, заключается в том, что мы должны уделять больше внимания Библии. Библия не говорит, что каждый имеет право требовать от вас информацию. Здесь мы возвращаемся к основному контексту девятой заповеди как истины в свидетельстве. Библия касается других вопросов, таких как ведение войны, в других местах. Причина, по которой Раав не согрешила, обманув солдат в Иерихоне, заключалась в том, что она участвовала в войне Израиля с хананеями; это не ложь, чтобы обмануть своего противника на войне. На самом деле существует ряд обстоятельств, при которых люди не имеют права требовать от вас информацию. Когда продавец автомобилей спрашивает: «Сколько вы зарабатываете?» мудрый ответ: «Недостаточно, чтобы быть обманутым вами!» В случае с преступником, ищущим вашу жену, или с нацистским солдатом, ищущим евреев, прячущихся в вашем подвале, это не те «соседи», о которых говорится в девятой заповеди, по крайней мере, не в этом качестве.

Библия, а в данном случае 9-я заповедь, оказывается более изощренной, чем мы часто думаем; нам не нужно интерпретировать в соответствии с современными чувствами, а скорее повиноваться ему в духе и истине в соответствии с тем, что оно говорит.

Поэтому мы не должны быстро или легко сбрасывать со счетов много лжи, которую мы говорим в соответствии с какой-то легкомысленной ситуационной этикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts