Любовь крепка как смерть: Песнь песней Соломона, Глава 8, стих 6
Содержание
Толкования Священного Писания. Толкования на Песн. 8:6
Содержание
Толкования на Песн. 8:6
Свт. Григорий Двоеслов
Свт. Амвросий Медиоланский
Свт. Филарет (Дроздов)
Сщмч. Александр Глаголев
Блж. Августин
Блж. Феодорит Кирский
Фруктуоз Брагский
Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Григорий Двоеслов
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Крепка яко смерть любы, — потому именно, что как смерть лишает жизни тело, так любовь к Вечной Жизни убивает любовь к вещам телесным. Ибо кем она вполне возобладает, того соделывает как бы нечувствительным к земным, внешним пожеланиям.
Сорок бесед на Евангелие. Беседа 11.
Как смерть лишает жизни тело, так любовь к вечной жизни убивает любовь к вещам телесным. Ибо кем она вполне обладает, того соделывает как бы нечувствительным к земным, внешним пожеланиям.
Гомилии на Евангелия.
Свт. Амвросий Медиоланский
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Потому и Сам Господь Иисус, побужденный стремлением столь сильной любви, красотой блага и благодати, чтобы на омытых не оставалось никакого пятна греха, говорит к Церкви: «Положи Меня как знак на сердце твое, как печать на десницу твою, то есть — ты прекрасна, возлюбленная моя, вся ты прекрасна, никакого нет в тебе недостатка. Положи меня, как печать, на сердце твое (Песн. 8:6), да сияет вера твоя этим таинством полным. И дела твои да сияют, и несут в себе образ Бога, по образу Которого создана ты. Да не умалится никаким гонением любовь твоя, которую многие воды заградить и реки волнами покрыть не смогут».
О таинствах.
Печать Христа на главе, печать и на сердце: на главе — да всегда исповедуем, на сердце — да любим всегда; печать на руке — да всегда трудимся. Итак, да сияет образ Его в исповедании нашем, да сияет в любви, да сияет в трудах и деяниях, чтобы, если возможно, весь образ Его в нас выражен был. Он — глава наша, ибо
всякому мужу глава Христос (1 Кор. 11:3); Он — око наше, да видим чрез Него Отца; Он — голос наш, которым мы говорим к Отцу; Он — десница наша, которой несем мы Богу Отцу жертву нашу; Он и печать наша, совершенства и благодати знак, ибо любящий Отец отметил Сына, как читаем: На Нем положил печать [Свою] Отец, Бог (Ин. 6:27). Итак, Христос — наша любовь. Любовь благая, ибо Он смерти Себя за други Своя предал; любовь благая, которая грехи отпустила. И да облечется душа наша в любовь, и любовь именно такую, настолько, что крепка она будет, как смерть (Песн. 8:6), ибо как смерть есть конец грехов, так и любовь, ибо, кто любит Господа, перестает грешить. Ибо любовь не мыслит зла, не радуется неправде, все переносит (1 Кор. 13:5-7). Ибо как тот, кто и своего не ищет, будет искать чужого? Силу же эта смерть имеет через крещение, коим всякий грех погребается и вина отпускается.
Об Исааке, или о душе.
А так как ты достойна сравниваться уже не с земными [существами], а с небесными, жизнь которых проводишь ты на земле, то прими от Господа заповеди и соблюдай их. Положи меня, говорит, как печать, на сердце твое, чтобы обнаружились наиболее ясные доказательства и твоего благоразумия, и твоих деяний, в которых пусть светит образ Божий — Христос, Который будучи равен величию Отеческой природы, отпечатлел в Себе всю полноту Божества, которую воспринял от Отца. Поэтому и апостол Павел говорит, что мы запечатлены в Духе 1), ибо образ Отца имеем в Сыне, а печать Сына имеем в Святом Духе. Запечатленные Святой Троицей, будем тщательнее остерегаться, чтобы с того залога, который мы приняли в сердца наши, не сняли печати ни нравственное легкомыслие, ни обольщение какого-либо прелюбодеяния.
О девстве.
И да знаем мы, что это верно, ты можешь найти в конце Песней сказанное совершенной душе — то, что и тебе говорит Господь Иисус: «Положи Меня знаком в деснице твоей, да воссияет мир в сердце твоем и Христос в деяниях твоих, и да устроится в тебе мудрость, праведность и искупление».
Письма.
Свт. Филарет (Дроздов)
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Ревность по вере есть алчба и жажда правды в вере, которая поколику обретает веру правую, потолику насыщается и блаженствует; а когда или не обретает правые веры, или видит ее ослабляему нерадением ложных Христиан, колеблему раздорами, угрожаему бедами, тогда снедает (При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. Ин. 2:17) самого ревнителя. Соломон, изображая сию огненную или снедающую силу ревности, говорит: жестока, яко ад, ревность (Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.). Аду ее уподобляет не потому, чтобы она хотела кого либо низринуть во ад; – ибо сего не может быть от истинной ревности, поелику в составе ее есть любовь; – но или потому, что она, видя возлюбленные творения Божия на пути ко аду, и с живейшим состраданием представляя себе погибель, им предстоящую, сама в себе чувствует их ад; или потому, что ревность, с избытком растворенная любовию, готова бывает разделить даже адскую участь с теми, по которых ревнует, дабы облегчить участь сию для них, и своею опасностию исхитить их от опасности. Так Апостол Павел, ревнуя по Израильтянах ревностию Божиею, побужден был сказать, что он молилбыхся сам отлучен быти от Христа по братии своей (Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Рим. 10:3), то есть, дабы они во Христа уверовали.
Слово в день Святителя Николая.
Сщмч. Александр Глаголев
Ст. 6-7 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем
В ст. 6–7, по согласному признанию всех древних и новых толкователей, выражена основная мысль или идея всей книги Песнь Песней – о несравненно высоком достоинстве и непреоборимой силе истинной любви, как начала по существу и источнику своему божественного. Даваемое здесь священным поэтом изображение любви – крепкой, как смерть, и ревности, ненасытимой, как самый шеол, любви, как божественного пламени неугасимого и неподкупного, является поистине неподражаемым, истинно классическим. Но все глубокое значение этой картины делается понятным лишь в связи с типологическим толкованием книги Песнь Песней. Воспользуемся и здесь превосходным объяснением проф. Олесницкого. «Как писатели пророческих книг в изображение крайнего политического падения еврейского народа вводят черты блаженного мессианского царства в видах утешения и ободрения народа, так и писатель Песнь Песней, дойдя в своем описании до низшей ступени жизни обетованной земли, как бы уснувшей от действия земного холода, неожиданно вводит в свое описание не имеющую отношения к изображаемой им действительной Палестине черту высшего непосредственного отношения Бога к земле своего народа. Изображение любви в стт. 6–7, которая не прерывается даже смертью и адом, не потушается никакими (зимними) водами и не приобретается никакими сокровищами, есть изображение той божественной любви, которая служит основанием всего ветхозаветного учения о Мессии. Приспособительно к тому, что в нашей книге вообще говорится о солнце и его благодетельной теплоте, и любовь Божия называется здесь пламенем (по первоначальному чтению; пламя Иеговы Яг). Таким образом, совершенно справедливо древние толкователи видели в Песни Песней одно из самых высших и самых светлых пророчеств о Мессии. С того высшего пункта, на котором мы стоим в VIII, 6–7, общая мысль всей книги Песнь Песней должна быть определена так: среди всех превратностей судьбы Палестины, среди сменяющихся картин ее природы, для народа еврейского есть только одно твердое и неизменное основание жизни, это – обещанная ему высшая и совершеннейшая любовь Иеговы, с раскрытием которой не нужно уже будет солнца на земле избранных Божиих, потому что сам Иегова будет для нее солнцем незаходимым» (стр. 378–379). О параллелизме ст. 6–7 с Римл. VIII, 35–39 мы говорили.
Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.
Блж. Августин
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Каким бы образом, в какое бы время ни пришла смерть, невозможно ей противиться при помощи каких-либо искусств; какими медицинскими средствами ни противодействуй, все равно встретишь ее; невозможно уклониться от насилия смерти тем, кто рожден смертным. И вот так ничего не может поделать с силой любви мир. Ведь от противного дано ее подобие смерти; так же как смерть наибольшую проявляет силу для отторжения, так и любовь сильна в спасении. Многие в любви умерли для мира сего, дабы жить в Боге.
Толкование Псалмов.
По праву о любви сказано, что она крепка, как смерть, потому ли, что никто ее не в силах одолеть; или потому, что в этой жизни и сама смерть имеет мерой любовь, как говорит Господь: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13); или, скорее, поскольку как смерть отнимает душу от внешних телесных чувств, так и любовь — от плотских похотей.
Письма.
Блж. Феодорит Кирский
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Приобрети и ревность, ведь тогда ты не допустишь, чтобы другая оказалась у тебя в большем почете и чтобы что-то скрывать, но будешь стремиться, чтобы лишь только та была с тобой близка: люта, как преисподняя, ревность (Песн. 8:6) и трудно преодолима, название преисподней понимая согласно устойчивому представлению и приложив это слово к смерти. Столь же крепка и любовь, поскольку, прежде всего, окрылена, а вокруг крыльев полыхает огонь и искры мечет. Что же может стать сильнее ее, воспламененной до такой степени? И огонь ее неугасим.
На Песнь Песней.
Фруктуоз Брагский
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Крепка, как смерть, любовь. Любовь сравнивается с крепостью смерти потому, без сомнения, что ум, как только это случается, совершенно умирает для любви к миру. Монахам, следовательно, надлежит быть таковыми, чтобы они могли любить Бога и ближнего, удерживать глаза от злых похотей мира сего, как в раю делал Адам до грехопадения.
Монашеские правила.
Лопухин А.П.
Ст. 6-7 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем
В ст. 6–7, по согласному признанию всех древних и новых толкователей, выражена основная мысль или идея всей книги Песнь Песней — о несравненно высоком достоинстве и непреоборимой силе истинной любви, как начала по существу и источнику своему божественного. Даваемое здесь священным поэтом изображение любви — крепкой, как смерть, и ревности, ненасытимой, как самый шеол, любви, как божественного пламени неугасимого и неподкупного, является поистине неподражаемым, истинно классическим. Но все глубокое значение этой картины делается понятным лишь в связи с типологическим толкованием книги Песнь Песней. Воспользуемся и здесь превосходным объяснением проф. Олесницкого. «Как писатели пророческих книг в изображение крайнего политического падения еврейского народа вводят черты блаженного мессианского царства в видах утешения и ободрения народа, так и писатель Песнь Песней, дойдя в своем описании до низшей ступени жизни обетованной земли, как бы уснувшей от действия зимнего холода, неожиданно вводит в свое описание не имеющую отношения к изображаемой им действительной Палестине черту высшего непосредственного отношения Бога к земле своего народа. Изображение любви в ст. 6–7, которая не прерывается даже смертию и адом, не потушается никакими (зимними) водами и не приобретается никакими сокровищами, есть изображение той божественной любви, которая служит основанием всего ветхозаветного учения о Мессии. Приспособительно к тому, что в нашей книге вообще говорится о солнце и его благодетельной теплоте, и любовь Божия называется здесь пламенем (по первоначальному чтению; пламя Иеговы Яг [Действительно, вместо принятого чтения в евр. тексте ст. 6 пламень (сильный), в весьма многих кодексах у Кенпикотта и Росси читается пламя Иеговы. ]. Таким образом, совершенно справедливо древние толкователи видели в Песни Песней одно из самых высших и самых светлых пророчеств о Мессии. С того высшего пункта, на котором мы стоим в 8:6–7, общая мысль всей книги Песнь Песней должна быть определена так: среди всех превратностей судьбы Палестины, среди сменяющихся картин ее природы, для народа еврейского есть только одно твердое и неизменное основание жизни, это — обещанная ему высшая и совершеннейшая любовь Иеговы, с раскрытием которой не нужно уже будет солнца на земле избранных, Божиих, потому что сам Иегова будет для нее солнцем незаходимым» (с. 378–379). О параллелизме ст. 6–7 с Рим. 8:35–39 мы говорили.
Толковая Библия.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
1)
См. Еф. 1:13
Толкования Священного Писания. Толкования на Песн. 8:6
Содержание
Толкования на Песн. 8:6
Свт. Григорий Двоеслов
Свт. Амвросий Медиоланский
Свт. Филарет (Дроздов)
Сщмч. Александр Глаголев
Блж. Августин
Блж. Феодорит Кирский
Фруктуоз Брагский
Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Григорий Двоеслов
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Крепка яко смерть любы, — потому именно, что как смерть лишает жизни тело, так любовь к Вечной Жизни убивает любовь к вещам телесным. Ибо кем она вполне возобладает, того соделывает как бы нечувствительным к земным, внешним пожеланиям.
Сорок бесед на Евангелие. Беседа 11.
Как смерть лишает жизни тело, так любовь к вечной жизни убивает любовь к вещам телесным. Ибо кем она вполне обладает, того соделывает как бы нечувствительным к земным, внешним пожеланиям.
Гомилии на Евангелия.
Свт. Амвросий Медиоланский
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Потому и Сам Господь Иисус, побужденный стремлением столь сильной любви, красотой блага и благодати, чтобы на омытых не оставалось никакого пятна греха, говорит к Церкви: «Положи Меня как знак на сердце твое, как печать на десницу твою, то есть — ты прекрасна, возлюбленная моя, вся ты прекрасна, никакого нет в тебе недостатка. Положи меня, как печать, на сердце твое (Песн. 8:6), да сияет вера твоя этим таинством полным. И дела твои да сияют, и несут в себе образ Бога, по образу Которого создана ты. Да не умалится никаким гонением любовь твоя, которую многие воды заградить и реки волнами покрыть не смогут».
О таинствах.
Печать Христа на главе, печать и на сердце: на главе — да всегда исповедуем, на сердце — да любим всегда; печать на руке — да всегда трудимся. Итак, да сияет образ Его в исповедании нашем, да сияет в любви, да сияет в трудах и деяниях, чтобы, если возможно, весь образ Его в нас выражен был. Он — глава наша, ибо
всякому мужу глава Христос (1 Кор. 11:3); Он — око наше, да видим чрез Него Отца; Он — голос наш, которым мы говорим к Отцу; Он — десница наша, которой несем мы Богу Отцу жертву нашу; Он и печать наша, совершенства и благодати знак, ибо любящий Отец отметил Сына, как читаем: На Нем положил печать [Свою] Отец, Бог (Ин. 6:27). Итак, Христос — наша любовь. Любовь благая, ибо Он смерти Себя за други Своя предал; любовь благая, которая грехи отпустила. И да облечется душа наша в любовь, и любовь именно такую, настолько, что крепка она будет, как смерть (Песн. 8:6), ибо как смерть есть конец грехов, так и любовь, ибо, кто любит Господа, перестает грешить. Ибо любовь не мыслит зла, не радуется неправде, все переносит (1 Кор. 13:5-7). Ибо как тот, кто и своего не ищет, будет искать чужого? Силу же эта смерть имеет через крещение, коим всякий грех погребается и вина отпускается.
Об Исааке, или о душе.
А так как ты достойна сравниваться уже не с земными [существами], а с небесными, жизнь которых проводишь ты на земле, то прими от Господа заповеди и соблюдай их. Положи меня, говорит, как печать, на сердце твое, чтобы обнаружились наиболее ясные доказательства и твоего благоразумия, и твоих деяний, в которых пусть светит образ Божий — Христос, Который будучи равен величию Отеческой природы, отпечатлел в Себе всю полноту Божества, которую воспринял от Отца. Поэтому и апостол Павел говорит, что мы запечатлены в Духе 1), ибо образ Отца имеем в Сыне, а печать Сына имеем в Святом Духе. Запечатленные Святой Троицей, будем тщательнее остерегаться, чтобы с того залога, который мы приняли в сердца наши, не сняли печати ни нравственное легкомыслие, ни обольщение какого-либо прелюбодеяния.
О девстве.
И да знаем мы, что это верно, ты можешь найти в конце Песней сказанное совершенной душе — то, что и тебе говорит Господь Иисус: «Положи Меня знаком в деснице твоей, да воссияет мир в сердце твоем и Христос в деяниях твоих, и да устроится в тебе мудрость, праведность и искупление».
Письма.
Свт. Филарет (Дроздов)
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Ревность по вере есть алчба и жажда правды в вере, которая поколику обретает веру правую, потолику насыщается и блаженствует; а когда или не обретает правые веры, или видит ее ослабляему нерадением ложных Христиан, колеблему раздорами, угрожаему бедами, тогда снедает (При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. Ин. 2:17) самого ревнителя. Соломон, изображая сию огненную или снедающую силу ревности, говорит: жестока, яко ад, ревность (Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.). Аду ее уподобляет не потому, чтобы она хотела кого либо низринуть во ад; – ибо сего не может быть от истинной ревности, поелику в составе ее есть любовь; – но или потому, что она, видя возлюбленные творения Божия на пути ко аду, и с живейшим состраданием представляя себе погибель, им предстоящую, сама в себе чувствует их ад; или потому, что ревность, с избытком растворенная любовию, готова бывает разделить даже адскую участь с теми, по которых ревнует, дабы облегчить участь сию для них, и своею опасностию исхитить их от опасности. Так Апостол Павел, ревнуя по Израильтянах ревностию Божиею, побужден был сказать, что он молилбыхся сам отлучен быти от Христа по братии своей (Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Рим. 10:3), то есть, дабы они во Христа уверовали.
Слово в день Святителя Николая.
Сщмч. Александр Глаголев
Ст. 6-7 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем
В ст. 6–7, по согласному признанию всех древних и новых толкователей, выражена основная мысль или идея всей книги Песнь Песней – о несравненно высоком достоинстве и непреоборимой силе истинной любви, как начала по существу и источнику своему божественного. Даваемое здесь священным поэтом изображение любви – крепкой, как смерть, и ревности, ненасытимой, как самый шеол, любви, как божественного пламени неугасимого и неподкупного, является поистине неподражаемым, истинно классическим. Но все глубокое значение этой картины делается понятным лишь в связи с типологическим толкованием книги Песнь Песней. Воспользуемся и здесь превосходным объяснением проф. Олесницкого. «Как писатели пророческих книг в изображение крайнего политического падения еврейского народа вводят черты блаженного мессианского царства в видах утешения и ободрения народа, так и писатель Песнь Песней, дойдя в своем описании до низшей ступени жизни обетованной земли, как бы уснувшей от действия земного холода, неожиданно вводит в свое описание не имеющую отношения к изображаемой им действительной Палестине черту высшего непосредственного отношения Бога к земле своего народа. Изображение любви в стт. 6–7, которая не прерывается даже смертью и адом, не потушается никакими (зимними) водами и не приобретается никакими сокровищами, есть изображение той божественной любви, которая служит основанием всего ветхозаветного учения о Мессии. Приспособительно к тому, что в нашей книге вообще говорится о солнце и его благодетельной теплоте, и любовь Божия называется здесь пламенем (по первоначальному чтению; пламя Иеговы Яг). Таким образом, совершенно справедливо древние толкователи видели в Песни Песней одно из самых высших и самых светлых пророчеств о Мессии. С того высшего пункта, на котором мы стоим в VIII, 6–7, общая мысль всей книги Песнь Песней должна быть определена так: среди всех превратностей судьбы Палестины, среди сменяющихся картин ее природы, для народа еврейского есть только одно твердое и неизменное основание жизни, это – обещанная ему высшая и совершеннейшая любовь Иеговы, с раскрытием которой не нужно уже будет солнца на земле избранных Божиих, потому что сам Иегова будет для нее солнцем незаходимым» (стр. 378–379). О параллелизме ст. 6–7 с Римл. VIII, 35–39 мы говорили.
Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.
Блж. Августин
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Каким бы образом, в какое бы время ни пришла смерть, невозможно ей противиться при помощи каких-либо искусств; какими медицинскими средствами ни противодействуй, все равно встретишь ее; невозможно уклониться от насилия смерти тем, кто рожден смертным. И вот так ничего не может поделать с силой любви мир. Ведь от противного дано ее подобие смерти; так же как смерть наибольшую проявляет силу для отторжения, так и любовь сильна в спасении. Многие в любви умерли для мира сего, дабы жить в Боге.
Толкование Псалмов.
По праву о любви сказано, что она крепка, как смерть, потому ли, что никто ее не в силах одолеть; или потому, что в этой жизни и сама смерть имеет мерой любовь, как говорит Господь: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13); или, скорее, поскольку как смерть отнимает душу от внешних телесных чувств, так и любовь — от плотских похотей.
Письма.
Блж. Феодорит Кирский
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Приобрети и ревность, ведь тогда ты не допустишь, чтобы другая оказалась у тебя в большем почете и чтобы что-то скрывать, но будешь стремиться, чтобы лишь только та была с тобой близка: люта, как преисподняя, ревность (Песн. 8:6) и трудно преодолима, название преисподней понимая согласно устойчивому представлению и приложив это слово к смерти. Столь же крепка и любовь, поскольку, прежде всего, окрылена, а вокруг крыльев полыхает огонь и искры мечет. Что же может стать сильнее ее, воспламененной до такой степени? И огонь ее неугасим.
На Песнь Песней.
Фруктуоз Брагский
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный
Крепка, как смерть, любовь. Любовь сравнивается с крепостью смерти потому, без сомнения, что ум, как только это случается, совершенно умирает для любви к миру. Монахам, следовательно, надлежит быть таковыми, чтобы они могли любить Бога и ближнего, удерживать глаза от злых похотей мира сего, как в раю делал Адам до грехопадения.
Монашеские правила.
Лопухин А.П.
Ст. 6-7 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем
В ст. 6–7, по согласному признанию всех древних и новых толкователей, выражена основная мысль или идея всей книги Песнь Песней — о несравненно высоком достоинстве и непреоборимой силе истинной любви, как начала по существу и источнику своему божественного. Даваемое здесь священным поэтом изображение любви — крепкой, как смерть, и ревности, ненасытимой, как самый шеол, любви, как божественного пламени неугасимого и неподкупного, является поистине неподражаемым, истинно классическим. Но все глубокое значение этой картины делается понятным лишь в связи с типологическим толкованием книги Песнь Песней. Воспользуемся и здесь превосходным объяснением проф. Олесницкого. «Как писатели пророческих книг в изображение крайнего политического падения еврейского народа вводят черты блаженного мессианского царства в видах утешения и ободрения народа, так и писатель Песнь Песней, дойдя в своем описании до низшей ступени жизни обетованной земли, как бы уснувшей от действия зимнего холода, неожиданно вводит в свое описание не имеющую отношения к изображаемой им действительной Палестине черту высшего непосредственного отношения Бога к земле своего народа. Изображение любви в ст. 6–7, которая не прерывается даже смертию и адом, не потушается никакими (зимними) водами и не приобретается никакими сокровищами, есть изображение той божественной любви, которая служит основанием всего ветхозаветного учения о Мессии. Приспособительно к тому, что в нашей книге вообще говорится о солнце и его благодетельной теплоте, и любовь Божия называется здесь пламенем (по первоначальному чтению; пламя Иеговы Яг [Действительно, вместо принятого чтения в евр. тексте ст. 6 пламень (сильный), в весьма многих кодексах у Кенпикотта и Росси читается пламя Иеговы. ]. Таким образом, совершенно справедливо древние толкователи видели в Песни Песней одно из самых высших и самых светлых пророчеств о Мессии. С того высшего пункта, на котором мы стоим в 8:6–7, общая мысль всей книги Песнь Песней должна быть определена так: среди всех превратностей судьбы Палестины, среди сменяющихся картин ее природы, для народа еврейского есть только одно твердое и неизменное основание жизни, это — обещанная ему высшая и совершеннейшая любовь Иеговы, с раскрытием которой не нужно уже будет солнца на земле избранных, Божиих, потому что сам Иегова будет для нее солнцем незаходимым» (с. 378–379). О параллелизме ст. 6–7 с Рим. 8:35–39 мы говорили.
Толковая Библия.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
1)
См. Еф. 1:13
Любовь сильна, как смерть
Положи меня, как печать, на сердце твое,
, как печать, на руку твою;
ибо любовь крепка как смерть,
ее ревность неуступчива как могила.
Он горит, как пылающий огонь,
как могучее пламя.
Многие воды не могут потушить любви;
реки не могут его смыть.
Если бы кто-то отдал
все богатство своего дома за любовь,
это было бы полным презрением.–Песнь Песней 8:6-7
Этим летом мы работали с примерами литературы библейской мудрости. У нас была история Иова, который все равно страдал, спорил и любил, и молитвенная мудрость авторов псалмов. У нас было два мудрых учителя в Притчах и Екклесиасте: один давал проверенные жизненные советы, а другой показывал весь человеческий опыт в вечной перспективе.
Исчерпав все остальные варианты, это значит, что пора обратиться к Песне Песней. Я никогда не проповедовал из этой книги, и, если честно, я не думаю, что когда-либо слышал, чтобы кто-то делал это. Если вы также никогда не слышали, чтобы кто-нибудь проповедовал из этой книги, то я рад сообщить вам, что это будет лучшая проповедь о Песни Песней, которую вы когда-либо слышали.
Итак. Для тех из вас, кто не знаком с этой книгой, это сборник любовной поэзии. Имя, Песня Песней — это еврейская идиома, выражающая превосходную степень, то есть — лучшая песня или — лучшая песня .
Песня — это торжество верной и страстной любви, разделяемой двумя людьми, которые смотрят только друг на друга. Как часть традиции мудрости, она связана с мудрым царем Соломоном и иногда называется Песней Соломона. Однако сообщалось, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц, так что он не похож на вероятного кандидата на фактическое авторство. Верность была не в стиле Соломона.
Основной повествовательный голос на самом деле принадлежит женщине, но мы также слышим ее любовника, хор женщин и друзей мужчины. На самом деле здесь нет сплошного сюжета, а скорее слои плотных образов, в которых двое влюбленных ищут друг друга и прославляют красоту друг друга.
На протяжении большей части иудео-христианской традиции эта книга читалась как расширенная метафора о любви Бога к народу Божьему или, более лично, о любящем Боге и любимой душе. Этот подход предлагает несколько преимуществ, главное из которых заключается в том, что об этом не так стыдно говорить. Решение интерпретировать всю книгу аллегорически уводит ее от беспорядочного мира человеческих тел и привязанностей.
Смущение в сторону, но Песнь Песней предлагает нам модель любви, основанную на полном согласии и равноправии. Многие попытки в Библии сравнить отношения человека и Бога с каким-либо аспектом домашнего хозяйства не соответствуют этому стандарту. Они изображают Бога как авторитетного патриарха, как человека, управляющего домом.
У парочки из «Песни Песней» нет времени на такие глупости: они просто любят друг друга. Для тех, кто склонен видеть в Боге разочарованного родителя или отдаленного судью, представление Бога в виде приветствующего возлюбленного может быть плодотворным для религиозных размышлений. Это одна ясная вещь, которую мы получаем, подходя к Песни Песней как к аллегории.
Проблема с этим подходом в том, что он нигде не предлагается в самой книге. Элис Маккензи называет это попыткой «применить антисептик аллегории» к скандальной теме книги. Хотя это было поводом для многих прекрасных размышлений о любви к Богу и любви к человечеству, сама Песня претендует только на то, чтобы быть сборником стихов со свободным повествованием, которое колеблется между наводящим на размышления и непристойным.
Другие части Библии напомнят вам о таких вещах, как пост и воздержание от греха и так далее, но У песни мало времени на это. Это набор стихов о том, как чирикать, как сказала бы сова из фильма Бэмби. Весной это случается почти со всеми.
https://www.youtube.com/watch?v=WadHPTfxrPc
Это о вычурных цветах, неизбежном магнетизме и той любви, которая заставляет вас петь хвалебные песни во вселенную, забывая при этом упоминать Бога, потому что, возможно, ты немного рассеян.
Вы можете понять, почему люди спешат превратить этот чрезмерный праздник чувственности в нечто иное. Вся концепция кажется не совсем приличной, недостаточно прибранной для церкви. Я имею в виду, серьезно, в книге даже не упоминается Бог 9.0023 вообще . Что этот вообще делает в Библии?
Ладно, я не буду вам отвечать на этот вопрос. Я также, честно говоря, не планирую много читать эту книгу вслух. Вопросы нашего Годового собрания спрашивают Друзей, регулярно ли мы читаем Библию и другие религиозные материалы, и именно в этом свете я рекомендую вам самостоятельно изучить эту замечательную книгу.
Вместо этого я хочу остановиться на одной фразе из сегодняшнего чтения: Любовь так же сильна, как смерть.
Учитель из Екклесиаста сказал, что нет ничего лучше для людей, чем наслаждаться своей едой, своей работой и своей участью, потому что время и смерть грядут для всех нас. Не беспокойтесь о том, чтобы продлить этот момент, потому что он не продлится — просто наслаждайтесь им таким, какой он есть.
Песнь Песней предлагает нам картину того, что значит принять эту мудрость близко к сердцу. В конце концов, можно предположить, что этой паре придется найти жилье, пойти в магазин за продуктами и заняться всеми другими мирскими делами, которыми занимаются люди.
Но пока они просто наслаждаются любовью. И именно из-за этого удовольствия женщина делает это теологическое утверждение: любовь так же сильна, как смерть .
Любовь крепка, как смерть. Многие воды не могут потушить любви, и реки не могут ее смыть. Верим ли мы в это?
Послушайте, друзья: пусть эта книга будет о той любви, о которой вы хотите. Сделайте это о Боге, или о вашем партнере, или о вашем призвании, или о чем-то, чем вы увлечены.
Позвольте мне спросить вас вот о чем: как вы думаете, насколько сильна любовь? Не могли бы вы пройти по нему, как по мосту? Выдержит ли он ваш вес?
Бен Франклин сказал, что только две вещи в жизни незыблемы: смерть и налоги. Автор Песни Песней просит нас добавить к этому списку любви , думать о любви как о чем-то столь же твердом и неоспоримом, как эмпирические истины о том, что мы все умрем и что правительство собирается заставить нас заплати пока.
Как же нам жить, если любовь сильна, как смерть, неизбежна, как налоги? Насколько бесстрашным было бы быть?
Когда люди отдают себя любимому человеку, практике или призванию, у нас часто возникает соблазн усомниться в разумности такого выбора. Ты действительно все обдумал? Вы уверены, что это разумно?
Песня предлагает нам ответ из нашей традиции мудрости: да. Да, когда ты нашел любовь, отдайся ей. В конце концов, это единственный мудрый способ жить.
Любовь — наша визитная карточка. Мы известны как народ Божий не по тому, сколько работы мы делаем для Бога, не по тому, сколько религиозных книг на наших полках, не по какому-либо внешнему знаку или символу, а по тому, как мы подходим к Богу и друг к другу и окружающий мир любовью, сильной, как сама смерть.
Честно говоря, такая любовь соблазнительна. Это лучший вид евангелизации.
Песнь Песней работает как аллегорическое понимание Божьей любви, хотя это явно сборник эротической поэзии, потому что мы узнаем этот вид соблазнительной любви в окружающем нас мире и в историях, которые мы рассказываем об Иисусе.
Кстати, что произойдет, если любовь так же сильна, как смерть? В христианской традиции это число равно 9. 0023 воскресение .
Ранее я упоминал, что главным оратором Песни Песней является женщина. Это важно, потому что в древней литературе женщины представлены как пассивные персонажи. Это верно и для современного повествования, если быть честным.
Песня ставит женщину на первое место и позволяет ей рассказать собственную историю о любви, которая отражает взаимность и нежность. Это снятие проклятия Эдемского сада, в котором отношения между Адамом и Евой были разрушены грехом.
Песня наполнена образами сада, с фруктами, цветами, деревьями и без шипов, отчасти потому, что она представляет, как может выглядеть любовь в Эдеме. Это восстановление задуманной красоты творения, освобожденное от сломленности, которая сопровождает все наши попытки любить.
Итак, позвольте мне рассказать вам о другом саду, где зародилось христианство. Женщины в этой истории, конечно, в то время не думали об этом как о саду — они направлялись к гробнице, чтобы помазать тело Иисуса.
Они направлялись к могиле, потому что смерть победила веру, потому что их спаситель был похоронен в этом саду вместе с их надеждой на новое царство любви.
Вы знаете, что происходит. Женщины подходят к гробнице и обнаруживают, что любовь действительно победила. Камень отвален, и Бог снова на свободе.
Мы бы не знали этой истории, если бы женщины не решили ее рассказать. Но более того, у нас есть эта история, потому что страсть так же свирепа, как могила.
У нас есть эта история воскресения, потому что любовь — самая сильная сила во вселенной, потому что любовь может победить даже саму смерть.
Любовь делает жизнь . Совершенная любовь изгоняет всякий страх , когда вода смывает все остальное.
Друзья, давайте любить беззаветно и с большой надеждой. Давайте смело говорить о лучшем, чем может быть любовь. Да верим мы всем сердцем в глупость и мудрость любви.
ЛЮБОВЬ СИЛЬНАЯ, КАК СМЕРТЬ
ЛЮБОВЬ, КАК СИЛЬНАЯ, КАК СМЕРТЬ
Следуя ответу Господа, ищущий возносит молитву. Я верю, что никто из нас никогда не слышал такой молитвы. «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою, ибо крепка, как смерть, любовь; ревность жестока, как преисподняя» (8:6). Мы знаем, что сердце означает любовь, а рука означает власть и силу. Следовательно, эта молитва указывает на то, что она не уверена в себе. Она уповает на любящее сердце Господа и на могучую руку Господа. Она молится так: «Господи, сохрани меня в Своем любящем сердце и сохрани меня Своей могучей рукой. У меня нет доверия к себе. Хоть я и созрел, но я все еще в этой плоти, пока я ухожу из этого мира. Без Твоей удерживающей силы и Твоей сохраняющей любви я все еще могу упасть. Итак, Господи, сохрани меня, как печать, на сердце Твоем и на руке Твоей».
Эта молитва указывает на то, что она все еще понимает, что ей нельзя доверять. У нее нет доверия к себе. Что это за молитва! Она такая взрослая, и все же у нее нет никакой уверенности в себе. Она полностью уповает на любовь и могущество Господа.
В своей молитве ищущая говорит, что любовь Господа сильна, как смерть. Большинство христиан не любят использовать отрицательный термин, чтобы проиллюстрировать что-то о Господе, как это делает здесь Библия. Если бы мы написали Библию, мы бы никогда не использовали термин «вор» для описания Господа, когда Он вернется. Не только хорошие вещи, но и некоторые отрицательные вещи иллюстрируют Господа Иисуса. Как негативна смерть! Однако ничто так не описывает силу любви Господа, как смерть. Смерть — самая сильная сила во вселенной, кроме Бога. Когда смерть посещает человека, ничто не может отвергнуть ее. Мы не можем сказать смерти, что слишком заняты и ждем еще три года. Слава Господу, Его любовь сильна, как смерть! Когда нас касается любовь Господа, мы не можем сказать, что слишком заняты. Его любовь просто захватит нас! Все искатели Господа Иисуса были захвачены Его любовью. Это так же сильно, как смерть.
РЕВНОСТЬ КАК ЖЕСТОКАЯ, КАК ШЕОЛ
Затем она говорит, что ревность Господа жестока, как Шеол. Шеол — еврейский эквивалент греческого слова «гадес», где содержатся мертвые. Шеол — это не окончание ада. Завершением ада будет огненное озеро. Но до этого завершения в этой вселенной есть место под названием Шеол, в котором хранятся мертвые. Нет ничего более жестокого, чем шеол; она принимает мертвых без пощады. Хотя ты любишь свою дорогую жену, но если шеол придет, чтобы забрать ее у тебя, он не пощадит тебя; это так жестоко. Это описывает ревность нашего Бога. Он не только любящий Бог, но и ревнивый Бог. Во Второзаконии 4:24 говорится: «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель».
Это означает, что мы не верим в себя или в то, кем мы можем быть. Поэтому мы просим Господа положить нас печатью на Его сердце и на Его руку. Мы полагаемся на Его любовь и силу, ибо Его любовь сильна, как смерть, и очень ревнива. Он не позволил бы нашим близким или чему-то еще удерживать нас от Него. Его ревность подобна шеолу. Мы никогда не должны полагаться на нашу любовь; наша любовь ненадежна, и наша любовь не сильна. Наша любовь всегда милосердна и не так ревнива. Если мы полагаемся на свою любовь, две слезы жены отвратят нас. Но любовь Иисуса имеет страшную ревность. Ему плевать, кажется, ни на слезы жены, ни на сочувствие мужа. Чем больше будет слёз, тем больше Он заберёт её мужа к Себе. Он ревнует к Себе. Он ревнивый Бог.
Затем молитва ищущего продолжается так: «Ревность жестока, как преисподняя: вспышки ее — вспышки огня, имеющего сильное пламя». (8:6). С этой любовью и с этой ревностью вспыхивает огонь. Мы уже видели, что Бог не только Бог ревнивый, но и Бог пожирающий. «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий». Эти двое идут вместе: Бог пожирающий и Бог ревнивый, поядающий огонь и ревность.
Восьмая глава Песни Песней напоминает нам, что даже когда мы становимся такими зрелыми, мы всего лишь грешники, спасенные по благодати. Мы никогда не должны полагаться на себя, а должны полагаться на ревнивую любовь Господа. Тогда мы будем полностью сохранены и сохранены. Мы никогда не будем унесены от Господа.