Льюис к с просто христианство: Просто христианство
Содержание
Клайв Стейплз Льюис «Просто христианство»: когда все не так просто. Мнения о книге
Posted By: Анна Гребенюк
6205 Просмотров
клайв стейплз льюис, книги, мнения, обзор, просто христианство
Обратившись к христианству в зрелом возрасте, Клайв Стейплз Льюис стал всемирно известным богословом и апологетом. Одна из его главных книг «Просто христианство» является духовным путеводителем для тысяч читателей по всему миру и образцом апологетического труда. В годовщину смерти (22 ноября 1963) К. С. Льюиса мы собрали мнения о книге «Просто христианство».
«Просто христианство» — одна из самых известных книг Клайва Льюиса. «Mere Christianity» вышла в 1952 году по материалам радиопередач о христианстве, которые Льюис вел во время Второй мировой войны. Сам термин «просто христианство», по мнению исследователей, Льюис позаимствовал у Ричарда Бакстера, пуританского проповедника XVII века.
«Ибо вежливость — тоже одна из христианских добродетелей».
Клайв Льюис «Просто христианство»
Тарас Борозенец, кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор Киевской духовной академии, диакон
«Просто христианский» проект Льюиса имеет весьма многоадресную и многоплановую направленность — просветительскую, апологетическую, миссионерскую, экуменическую… Этот проект стал своеобразным ответом на глобальные вызовы секуляризации второй половины ХХ в. вплоть до сегодняшнего дня. Именно нарастание секуляризационных процессов в обществе во многом стимулировало стремление к межхристианскому и даже межрелигиозному единству перед лицом обезверившегося безумного мира.
Предназначенное изначально для христианской и нехристианской аудитории Запада, «просто христианство» Льюиса перешагнуло далеко за границы западного мира, приобретя поистине вселенские масштабы.
За семьдесят лет своего существования эта концепция не только стала известной и чрезвычайно популярной, но также воплотилась в массовую общественную практику, претерпев значительные трансформации, о которых ее автор, возможно, даже и не думал.
С «просто христианством» Льюиса в истории случилось то, о чем в свое время сказал Федор Иванович Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».
Джон Стэкхаус мл., «Christianity Today»
Книга называется «Просто христианство», и в ней нет ничего «простого». Книга, которая отображает несколько разобщенные взгляды К. С. Льюиса на широкий круг теологических, философских и этических вопросов, стала самой важной и эффективной защитой христианской веры своего веке.
«Христианство призывает людей покаяться, чтобы получить прощение. Ему нечего (насколько мне известно) сказать тем людям, которые не знают за собой ничего такого, в чем следует покаяться, и которые не чувствуют, что нуждаются в прощении. Только после того, как вы осознаете, что нравственный закон действительно существует, как существует и сила, стоящая за ним, и что вы нарушили этот закон и повели себя неверно в отношении этой силы, — только тогда, и ни секундой раньше, христианство станет обретать для вас смысл».
Отрывок из книги: Клайв Стейплз Льюис. «Просто христианство»
Митрополит Каллист (Уэр), из статьи «Можно ли считать К. С. Льюиса “анонимным православным”?»
Православные христиане очень любят Льюиса.
Есть книжные магазины, где продают только православные книги, с одним исключением: Льюис.
Есть и строго конфессиональные священники, которые учат катехуменов по трактату «Просто христианство». Льюис видит и выражает христианскую истину так, как мог бы видеть и выразить ее православный христианин. Исходит он из западных предпосылок, но снова и снова приходит к православным выводам. Апофатическое чувство сокровенности Бога, учение о Христе и о Троице, взгляд на тварный мир и на личность выражены в понятиях, которые близки восточному христианству. Поэтому он вполне имеет право на имя «анонимного православного».
«Если вся жизнь состоит в выписывании чеков, то можно и забыть, что каждое мгновение ты зависишь от Бога».
К.С. Льюис «Просто Христианство»
Джерри Бергман, доцент Северо-Западного университета в Огайо (США)
В своих ранних работах, таких как «Просто христианство», Льюис, казалось, принимал (как минимум частично) эволюционизм. Но по мере более глубокого исследования этой теории, в его произведениях стало появляться живое противостояние органической эволюции, которую он окрестил «Великим мифом».
«Я верю, что существует такое место, как Нью-Йорк. Я сам его никогда не видел. Я не могу доказать его существование с помощью абстрактных аргументов. Я верю в это, потому что слышал о его существовании от людей, достойных доверия. Обыкновенный человек верит в солнечную систему, атомы, эволюцию и кровообращение, полагаясь на утверждения ученых, на их авторитет.
Иисус был (и есть) Бог. И это исторический факт – Он учил Своих последователей, что новая жизнь передается именно этим путем. Иными словами, я верю в это, полагаясь на авторитет Христа» .
Клайв Льюис «Просто Христианство»
Игорь Колгарев, редактор журнала Братства независимых церквей Евангельских христиан-баптистов «Слово истины»
Книга «Просто Христианство» излагает личное мнение о Христианстве Клайва Льюиса, и в этом ничего плохого нет, потому что каждый писатель имеет право написать свое понимание Христианства. Однако не обязательно мнение писателя, в том числе и такого великого как Льюис, будет истинным отражением веры и учения Христианства. В наших же церквях, к сожалению, этому писателю, и особенно его книге «Просто Христианство», уделяется почему-то весьма завышенное внимание и доверие, книгу эту не просто держат на книжных полках церковных библиотек для частного чтения, но дарят новообращенным как материал для начального познания Христианства, цитируют в проповедях, статьях и при богословских дискуссиях, что дает повод рассматривать эту книгу не только как некое частное произведение известного писателя, а как книгу, пропагандирующую определенное учение, не всегда совпадающее с верой братства евангельских христиан-баптистов, в котором она распространяется.
Филип Янси — один из самых читаемых христианских авторов современности.
В книге ежедневных чтений «Дневник благодати», где собраны лучшие фрагменты его работ написал:
Земляные черви
Я слышал, как один писатель назвал своих коллег земляными червями общества. «Мы вентилируем почву», — сказал он. Роя туннели в «гумусе» (в основном — человеческом), писатели допускают туда воздух и свет, и в то же время создают пустоты, которые читатели могут заполнить на свое усмотрение. Книгам присущи определенные правила этикета. Ведь земляные черви, прорывшие туннели, не заглядывают вам в лицо, пытаясь запугиванием заставить согласиться с ними. Они просто переваривают землю и двигаются дальше.
На протяжении многих лет, посещая церкви и христианские собрания, я облачался в защитную броню. Христианским проповедникам я доверял не намного больше, чем люди доверяют постучавшим в их дверь свидетелям Иеговы. Я очень хорошо знал все их уловки, умение играть на чувствах, как на струнных инструментах, и закулисное лицемерие. Однако к книгам я относился совсем иначе. Я мог читать их в том темпе, который устраивал меня. Книги влияли на мои чувства более объективным образом, поскольку подразумевали меньше манипуляции.
Книги заставляют тех, кто пишет на религиозную тематику, быть искренними. В книге ты не можешь запереть дверь зала, запугать свою аудиторию или войти в транс. Ты просто помещаешь на страницу голые слова, а они уже говорят сами за себя. В результате, Лиз Кертис Гиггз, бегло просмотрев одну из страниц книги «Просто христианство», затем прочитала еще одну, а потом — еще одну, и так — до тех пор, пока не дочитала книгу до конца, твердо обратившись к вере во Христа. Чак Колсон, который в совершенно других обстоятельствах взял в руки эту же книгу, понял, что Льюис каким-то сверхъестественным образом поставил точный диагноз его духовной болезни — гордости.
Я очень сомневаюсь, что Оксфордский профессор Клайв Стейплз Льюис, когда писал свою книгу, предназначал ее для людей, подобных Лиз Кертис Гиггз или Чаку Колсону. Он просто изложил на бумаге содержание своих радиопередач, в которых пытался вернуть надежду и принести духовное возрождение Британии, разоренной Второй мировой войной. Писатели, как свидетельствует мой скромный опыт, не имеют ни малейшего представления, кого затронут их книги, и какое влияние они окажут в будущем.
Из предисловия к книге «Несмываемые чернила: 22 выдающихся христианских лидера о книгах, которые сформировали их веру» («Дневник благодати» , Филип Янси, 6 марта)
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Книга «Просто христианство» Льюис К С
-
Книги
-
Художественная литература -
Нехудожественная литература -
Детская литература -
Литература на иностранных языках -
Путешествия. Хобби. Досуг -
Книги по искусству -
Биографии. Мемуары. Публицистика -
Комиксы. Манга. Графические романы -
Журналы -
Печать по требованию -
Книги с автографом -
Книги в подарок -
«Москва» рекомендует -
Авторы
•
Серии
•
Издательства
•
Жанр
-
-
Электронные книги
-
Русская классика -
Детективы -
Экономика -
Журналы -
Пособия -
История -
Политика -
Биографии и мемуары -
Публицистика
-
-
Aудиокниги
-
Электронные аудиокниги -
CD – диски
-
-
Коллекционные издания
-
Зарубежная проза и поэзия -
Русская проза и поэзия -
Детская литература -
История -
Искусство -
Энциклопедии -
Кулинария. Виноделие -
Религия, теология -
Все тематики
-
-
Антикварные книги
-
Детская литература -
Собрания сочинений -
Искусство -
История России до 1917 года -
Художественная литература. Зарубежная -
Художественная литература. Русская -
Все тематики -
Предварительный заказ -
Прием книг на комиссию
-
-
Подарки
-
Книги в подарок -
Авторские работы -
Бизнес-подарки -
Литературные подарки -
Миниатюрные издания -
Подарки детям -
Подарочные ручки -
Открытки -
Календари -
Все тематики подарков -
Подарочные сертификаты -
Подарочные наборы -
Идеи подарков
-
-
Канцтовары
-
Аксессуары делового человека -
Необычная канцелярия -
Бумажно-беловые принадлежности -
Письменные принадлежности -
Мелкоофисный товар -
Для художников
-
-
Услуги
-
Бонусная программа -
Подарочные сертификаты -
Доставка по всему миру -
Корпоративное обслуживание -
Vip-обслуживание -
Услуги антикварно-букинистического отдела -
Подбор и оформление подарков -
Изготовление эксклюзивных изданий -
Формирование семейной библиотеки
-
Расширенный поиск
Льюис К. С.
Естественное право, закон в наших сердцах – Религия в Интернете
Кэтрин Линдскуг и Г. Ф. Эллвуд
Мисс Линдскуг и Мисс Эллвуд — писатели-фрилансеры, в настоящее время проживающие в Калифорнии. Оба писали для различных религиозных изданий.
Эта статья появилась в Christian Century 14 ноября 1984 г., с. 1059. Авторские права принадлежат Фонду христианского века и используются с разрешения. Актуальные статьи и информацию о подписке можно найти на сайте www.christian Century.org. Этот материал был подготовлен для Religion Online Тедом и Винни Брок.
РЕЗЮМЕ
Согласно К. С. Льюису, мы больше узнаем о Боге из естественного закона, чем из вселенной в целом, точно так же мы узнаем больше о людях, слушая их разговоры, чем глядя на дома, которые они строят. Естественный Закон показывает, что Существо, стоящее за вселенной, чрезвычайно заинтересовано в честной игре, бескорыстии, мужестве, добросовестности, честности и правдивости.
Человеческую расу преследует желание поступать правильно. Люди неизменно защищают свои действия, утверждая, что эти действия на самом деле не противоречат основному стандарту поведения или что стандарт был нарушен по уважительной причине. |
В первых пяти главах книги К. С. Льюиса « Простое христианство » (1953) обсуждается эта объективная норма, к которой обращаются люди и которой они ожидают от других. Льюис утверждает, что, хотя все знают о законе, все его нарушают. Далее он утверждает, что что-то или кто-то стоит за этим основным законом. Этот очевидный принцип поведения не создан людьми, но люди должны ему подчиняться. Разные люди используют разные ярлыки для этого закона — традиционная мораль, моральный закон, знание правильного и неправильного, добродетель или Путь. Мы назовем это Законом Природы.
Согласно Льюису, мы больше узнаем о Боге из Законов Природы, чем из Вселенной в целом, точно так же, как мы узнаем больше о людях, слушая их разговоры, чем глядя на дома, которые они строят. Естественный Закон показывает, что Существо, стоящее за вселенной, чрезвычайно заинтересовано в честной игре, бескорыстии, мужестве, добросовестности, честности и правдивости. Однако Естественный Закон не дает оснований предполагать, что Бог мягок или снисходителен. Естественный закон обязывает нас поступать правильно, несмотря на боль, опасность или трудности. Естественный закон суров — «жесткий, как гвоздь» ( Простое христианство, (стр. 23).
Льюис использует эту же фразу в своем трогательном стихотворении «Любовь». В первой строфе он рассказывает, как любовь теплая, как слезы. ; во второй — как яростна, как огонь, в третьей — как свежа, как весна. И последняя строфа рассказывает, как любовь крепка, как гвоздь. «Они тупые, толстые и пробиты через срединный нерв нашего создателя. Создав нас, он знал, что сделал. Он предвидел наш крест и свой ( Стихи, стр. 123).
В первой хронике Льюиса о Нарнии, Лев, колдунья и платяной шкаф (1950), лев Азиат предсказывает эту жестокость Божьей любви, обещая спасти Эдмунда от последствий предательства. Он говорит: «Все будет сделано. Но это может оказаться труднее, чем вы думаете» (стр. 104). Когда он и злая Белая Ведьма обсуждают ее претензии на жизнь Эдмунда, она называет закон этой вселенной Глубинной Магией. Аслан никогда бы не подумал пойти против Глубинной Магии; вместо этого он дает умереть вместо Эдмунда, а наутро возвращается к жизни. Он объясняет Сьюзен, что, хотя Ведьма знает Глубинную Магию, есть гораздо более глубокая магия, которой она не знает. Эта более глубокая магия гласит, что когда вместо предателя убивают добровольную жертву, сама смерть начинает работать в обратном направлении. Самая глубокая магия работает на жизнь и добро.
В Нарнии, как и в этом мире, если миром не правит абсолютное добро, все наши усилия и надежды обречены. Но если вселенная — это , управляемая совершенным благом, — говорит Льюис, — то нам все время не хватает этого добра; мы недостаточно хороши, чтобы считать себя союзниками совершенного добра («Просто христианство», , стр. 24). В Нарнии Эдмунду так далеко до совершенства, что он, наконец, в шоке от отчаяния осознает свою потребность в прощении. |
В конце главы «Простое христианство» под названием «Правильно и неправильно как ключ к смыслу Вселенной» Льюис утверждает, что до тех пор, пока люди не покаются и не захотят прощения, христианство не будет иметь смысла. Христианство объясняет, как Бог может быть безличным разумом, стоящим за Законом Природы, и при этом быть личностью. Он провозглашает, что, поскольку мы не можем выполнить требования закона, Бог фактически стал человеком, чтобы спасти нас от нашей неудачи.
Льюис, конечно, осознавал, что присутствие в мире природного и морального зла делает управление абсолютной добродетелью в лучшем случае сомнительным. Он понял горькую жалобу поэта А. Э. Хаусмана на то, что «тот зверь и мерзавец сотворил мир» («Последние стихи», IX). Но Льюис спрашивает, по какому стандарту творец считается негодяем. Любая такая жалоба на Естественный Закон или его отрицание само по себе предполагает наличие объективного порядка.
Льюис был глубоко обеспокоен тем, что многие люди в этом столетии теряют веру в Естественный Закон. Об этом он говорил в «Лекциях памяти Ридделла в Даремском университете», изданных в 1947 как Уничтожение человека.
В Отмене он использует «Дао» как сокращение для Естественного Закона или Первого Принципа. Этот выбор слова, возможно, неудачный. Трудно поверить, что Льюис читал, получил (если использовать его собственный язык) и смаковал Дао Дэ Цзин, священное писание даосизма и пришел к выводу, что «Дао» является наиболее точным и кратким термином для морального закона. Хотя Дао, в конечном счете, невыразимо, согласно Дао Дэ Цзин, , его лучше всего описать как «Поток», «то, как вещи меняются», «Жизнь» или «Источник». Следовать Дао — значит жить нравственно, ибо это требует уважения к низшим и избегания угнетения и гордыни. Однако Дао в конечном итоге принимает статус-кво, будь то добро или зло. Льюис, возможно, поступил бы лучше, если бы остался с термином «моральный закон», «Естественный закон» или, если он предпочитает китайскую мысль, «Воля Неба». (Конфуцианство иногда действительно использует «Дао» в более узком смысле «Воли Неба», однако это не основное значение слова в даосизме.)
Льюис утверждает в Abolition , что до недавнего времени все считали, что объекты могут заслуживать нашего одобрения или неодобрения, нашего почтения или нашего презрения. Некоторые эмоциональные реакции считались более подходящими, чем другие.
Эта концепция ярко представлена в Лев, колдунья и платяной шкаф. Эмоциональные реакции Эдмунда с самого начала неуместны: когда его брат и сестры представляют себе приятных существ, которых они хотели бы встретить в лесу, он надеется на змей; когда дети встречают мудрого старого профессора, Эдмунд смеется над его видом; когда Эдмунд встречает Белую Ведьму, его первоначальный страх быстро превращается в доверие; и когда Ведьма дает ему выбор еды, он набивает себе зловещие леденцы рахат-лукума. Он обижен и отчужден по отношению к своей сестре Люси и с подозрением относится даже к добрым Робину и Биверу, которые приходят, чтобы вывести детей в безопасное место. Вместо того, чтобы заметить дом Бобра, он смотрит на замок Ведьмы вдалеке. Когда четырем детям впервые говорят имя Азиат, все они испытывают прекрасные чувства, кроме Эдмунда, который чувствует таинственный ужас. Более поздние события учат Эдмунда реагировать так же, как и другие.
Льюис отмечает, что Аристотель считал, что цель образования и суть этики — заставить учеников любить и не любить то, что им следует. По Платону, нам нужно научиться испытывать удовольствие к приятному, симпатию к приятному, отвращение к отвратительному и ненависть к ненавистному. В раннем индуистском учении праведность и правильность соответствовали знанию истины и реальности. В 119-м псалме говорится, что закон «истинен». Еврейское слово, используемое здесь для обозначения истины, — «эмет», означающее внутреннюю достоверность, непреложную реальность, а также твердость и надежность, такие же твердые, как природа.
Это значение отражено в последней книге Нарнии, Последняя битва (1956), в которой Льюис представляет молодого человека по имени Эмет, выросшего в репрессивной стране, где люди поклоняются злому богу по имени Таш. Несмотря на свое воспитание, Эмет — благородный и честный человек, стремящийся творить добро. Он умирает, поклоняясь Таш, но оказывается в присутствии Азиана. Он отвечает благоговением и восторгом. Все, что, по его мнению, он делал для Таш, вместо этого считалось услугой Аслану. Поскольку он любил симпатичных и ненавидел ненавистных, Эмет был другом Аслана задолго до того, как он знал Аслана.
Льюис был встревожен количеством людей, которые отрицают, что некоторые вещи по своей природе приятны, развенчивают традиционную мораль и Естественный Закон и думают, что основные ценности могут — и должны — измениться. Некоторые пытаются заменить добро необходимостью, прогрессом или эффективностью. Однако, чтобы иметь какое-либо значение, необходимость, прогресс или эффективность должны относиться к стандарту, находящемуся вне их самих. Часто этим стандартом будет, в конечном счете, сохранение самопровозглашенного морального новатора или распространение общества по его или ее выбору. Такие люди скептически относятся ко всем ценностям, кроме своих собственных, пренебрежительно относясь к другим установкам как к «сентиментальным» (Отмена, стр.19). |
Анализ Льюиса показывает, что если Естественный Закон сентиментален, все значения сентиментальны. Никакие утверждения вроде «нашему обществу грозит вымирание» не могут дать адекватной основы для системы ценностей; никакие наблюдения инстинкта, такие как «Я хочу продлить свою жизнь», не дают никакого содержания системе ценностей. Чем ценно наше общество? Почему стоит сохранить мою жизнь? Только Естественный Закон, утверждающий, что человеческая жизнь имеет ценность, дает основу для целостной системы ценностей.
«Если ничто не самоочевидно, ничего нельзя доказать», — утверждает Льюис. «Если ничто не является обязательным само по себе, то рушатся все представления о ценности. Никакие ценности не зависят от Закона Природы. Все, что считается хорошим, является таковым из-за ценностей, заложенных в Законе Природы. Понятие добра возникает ни из какого другого источника.
Таким образом, современные этические нововведения — это просто обрывки старого Закона Природы, иногда изолированные и преувеличенные. Если ценности сохраняются, то остается и Естественный Закон. По словам Льюиса, никогда не было и никогда не будет радикально новой системы ценностей или ценностей. Человеческий разум может изобрести новое значение не больше, чем создать новый основной цвет.
Следует признать, что в исторических проявлениях и интерпретациях Закона Природы проявляются несовершенства и противоречия. Некоторые реформаторы помогают улучшить наше восприятие ценности. Но только те, кто живет по Закону, достаточно хорошо знают его дух, чтобы успешно его интерпретировать. У людей, живущих вне Естественного Закона, нет оснований критиковать его или что-то еще. Те немногие, кто отвергает Естественный Закон, намерены также сделать следующий логический шаг: жить без каких-либо ценностей, не верить всем ценностям и выбирать жизнь, руководствуясь только прихотями и фантазиями.
Поэма Льюиса «Страна слепых», опубликованная в Punch в 1951 году, представляет образ этих людей (Стихотворения , стр. 53). Он представляет себе жизнь как неудачника с глазами в стране безглазых людей, которые больше не верят, что зрение когда-либо существовало.
В этом стихотворении рассказывается о «жестком» свете, озаряющем целый народ безглазых людей, не знающих своего недостатка. Слепота развивалась постепенно на протяжении многих столетий. На каком-то переходном этапе некоторые граждане все еще имеют глаза и зрение после того, как большинство людей ослепло. Шторы нормальные и современные. Они используют те же слова, что и их предки, но больше не знают их конкретного значения.
До сих пор говорят о свете, имея в виду абстрактную мысль. Если зрячий попытается описать серую зарю, или звезды, или зеленые морские волны, или цвет женской щеки, то слепое большинство настаивает на том, что понимает чувство, которое зрячий выражает в метафоре. Нет никакого способа объяснить им факты. Слепой высмеивает зрячего за то, что тот буквально воспринимает фигуры речи и сочиняет миф о чувственном восприятии, которого на самом деле ни у кого никогда не было.
Если кто-то думает, что это надуманная иллюстрация, заключает Льюис, то стоит только попытаться поговорить с известными людьми сегодня об истинах Закона Природы, которые раньше казались огромными, ужасающими и ясными для внутреннего глаза. |
Одним из таких известных людей является Б. Ф. Скиннер, который в книге «За гранью свободы и достоинства» отвечает, что отмена внутреннего человека и традиционной морали необходима, чтобы наука могла предотвратить отмену рода человеческого. Льюис уже воскликнул в Отмена, «Сохранение вида? — Но зачем сохранять вид? (стр. 40). Скиннер не дает ответа, но поддерживает коварных научных «контролеров» Льюиса, которые стремятся изменить и дегуманизировать человеческую расу, чтобы более эффективно выполнять свои задачи.
Льюис высмеивает этот прогресс в своем стихотворении «Эволюционный гимн», опубликованном в Cambridge Review в 1957 году (Poems, , стр. 55). Используя популярный образец строфы гимна Лонгфелло из «Псалма жизни», Льюис восклицает: Какое нам дело до несправедливости или справедливости, радости или печали, пока живы наши потомки? Старые нормы добра и зла устарели. Не имеет значения, окажется ли наше потомство мохнатым, клыкастым или ракообразным, клыкастым или беззубым, кротким или безжалостным. «Доброта = то, что будет дальше». Стихотворение заключает, что наше потомство может быть далеко не приятным по нынешним меркам; но это несущественно, если они выживут.
Льюиса часто небрежно обвиняют в нападках на науку. На самом деле, он дает нам замечательного ученого Билла Хингеста в That Hideous Strength (1945). Примечательно, что предполагаемые ученые, которые руководят NICE, убили Хингеста. Для Льюиса врагом является не истинная наука, подпитываемая любовью к истине, а та прикладная наука, практикующие которой движимы любовью к власти. По мнению Льюиса, технологические разработки, называемые шагами в покорении природы человечеством, на самом деле просто дают одним людям власть над другими. Отказ от естественного закона всегда увеличивает опасность того, что одни люди будут контролировать других. Только Естественный Закон устанавливает человеческие стандарты, которые одинаково важны как для правителей, так и для управляемых. Льюис даже утверждает, что «догматическая вера в объективную ценность необходима для самой идеи правления, которое не является тиранией, или подчинения, которое не является рабством» 9.0009 (Отмена, стр. 46).
Племянник волшебника (1955), рассказ о создании Нарнии, изображает двух персонажей, Джадис и дядю Эндрю Кеттерли, которые являются примерами Контролеров. Оба утверждали, что стоят выше естественного закона; у них «высокая и одинокая судьба». Джадис — монарх, а дядя Эндрю — волшебник, но оба символизируют, что современная наука пошла не так, как надо. Каждый считает, что общие правила хороши для обычных людей, но что исключительно великие люди должны быть свободны — экспериментировать без ограничений в поисках знаний и захватывать власть и богатство. Результатом были жестокость и разрушение. Напротив, мудрецы древности стремились приспособить душу к реальности, и результатом были знание, самодисциплина и добродетель.
Два примера из стихов Льюиса иллюстрируют эту традиционную мудрость. Поэма 1956 года «После Аристотеля» восхваляет добродетель, описывая греков, которые с радостью трудились в поисках добродетели, как свое самое ценное сокровище. Они охотно умерли бы или жили бы на каторжных работах ради красоты добродетели. Добродетель сильно коснулась сердца и дала неувядаемый плод, укрепив любящих ее.
Второй пример — «На тему Николая Кузанского», опубликованный в Times Literary Supplement в 1955 году. В первой строфе отмечается, как физическая пища трансформируется нашим телом, когда мы ее усваиваем. Во втором Льюис предполагает, что, когда мы ассимилируем добро и истину, не они трансформируются, а мы.
Отмена заканчивается советом Льюиса сделать паузу, прежде чем сводить Естественный Закон к не более чем очередной случайности человеческой истории в полностью материальной вселенной. «Объяснение» этой трансцендентной реальности, возможно, объясняет отказ от всех объяснений. «Видеть насквозь» Естественный Закон — это то же самое, что вообще не видеть.
Эта срочная защита Закона Природы в наше время приобрела новый смысл. С тех пор, как в 1947 году Льюис опубликовал «Отмену », местонахождение и неотвратимость угрозы миру радикально изменились. Опасность ядерного оружия была очевидна в 1947 году, но его было слишком мало, чтобы угрожать всей жизни на Земле. С тех пор оружие распространилось и дало метастазы за пределами воображения большинства людей современников Льюиса. Теперь мы сталкиваемся с потенциальным внезапным массовым уничтожением человеческой жизни (а также, кстати, библиотек и литературного наследия). Кроме того, ужас будет включать в себя катастрофические биологические последствия вероятного разрушения озонового слоя и ядерной зимы, которая, вероятно, положит конец всей растительной и животной жизни на Земле. Этот сценарий перекликается с концом света, предсказанным в скандинавской мифологии, которую Льюис находил столь убедительной.
Как К. С. Льюис помог мне привести меня ко Христу
Рэнди Ньюман | 30 сентября 2021 г.
Евангелизационное влияние К. С. Льюиса распространилось далеко за пределы его собственного времени. Я знаю это не понаслышке: его слова сыграли важную роль в моем пути к вере.
Жизнь была абсурдной
Выросший в еврейской семье, я очень мало слышал об Иисусе. Религия означала чтение молитв, участие в ритуалах и празднование праздников. Мне Всевышний казался далеким и чуждым.
Итак, на первом курсе колледжа — с помощью писателей-экзистенциалистов, фильмов Вуди Аллена, романов Курта Воннегута и вечеринок с большим количеством пива — я решил, что жизнь просто абсурдна; это никогда не имело бы смысла.
Но хотя я считал жизнь бессмысленной, я отчаянно надеялся, что найду что-то, что докажет, что эта теория ошибочна. Я любил музыку: возможно, она могла обеспечить связь с трансцендентным, связь с чем-то за пределами материального мира. Но каждое музыкальное произведение разочаровывало, каждый концерт заканчивался, и каждая шумная поездка на метро обратно в мою комнату в общежитии резко контрастировала с великолепием Дворжака, Рахманинова и Моцарта.
Однако я и не подозревал, что уже на пути к спасительной вере.
Простая евангелизация
$16,99
$14,44
Позвольте К. С. Льюису вдохновить и вооружить вас, чтобы поделиться своей верой.
А что если?
Когда я учился в старшей школе, один из моих собутыльников пригласил меня в свою церковную молодежную группу, потому что, по его словам, «девушки милые». Он был прав, и я стал постоянным, хотя и неверующим, участником многих мероприятий этой молодежной группы.
По пути я услышал Евангелие — послание, которое я тут же отверг, назвав «во что христианам следует верить», но не относящееся к евреям, потому что «евреи не верят в Иисуса».
Но люди в этой молодежной группе продемонстрировали такие отношения с Богом, которые я нахожу привлекательными. Они молились обо всем и обо всем и убеждали меня прочитать Новый Завет, а также книгу какого-то англичанина по имени К. С. Льюис. Я не читал ни того, ни другого. Но я вспомнил название книги: Простое христианство .
Как ни странно, несколько лет спустя, когда я готовился ко второму курсу колледжа, я засунул Новый Завет в одну из своих упаковочных коробок. Он оставался в моем шкафу, пока я возобновлял свои абсурдные ритуалы чтения, питья пива и посещения концертов.
Все это резко оборвалось, когда в результате трагического несчастного случая погиб друг.
Сидя на его похоронах, я понял, что Вуди, Курт и Хайнекен не могут дать ответы, которых я так ждал. «Если есть бог, как я могу его узнать?» Я поинтересовался. Я вернулся в свою комнату в общежитии и начал читать Новый Завет. Я также проверил Простое христианство из библиотеки.
«Евангелизационное влияние К. С. Льюиса распространилось далеко за пределы его собственного времени. Я знаю это не понаслышке: его слова сыграли важную роль в моем пути к вере».
Становление убежденным
Я читал там, где меня никто не видел. Когда я читал цитаты Матфея из Ветхого Завета и заявления Иисуса о том, что он Бог, аргументы К. С. Льюиса подстегнули мои поиски. Он развеял одно из моих самых твердых убеждений — что Иисус был просто хорошим учителем.
Я никогда не забуду прочитать: «Человек, который был просто человеком и говорил то, что говорил Иисус, не был бы великим учителем нравственности. Он либо был бы сумасшедшим — на уровне человека, который говорит, что он яйцо-пашот, — либо он был бы Дьяволом Ада. Вы должны сделать свой выбор. Либо этот человек был и есть Сын Божий, либо безумец, либо что-нибудь похуже».
Это убедило меня в том, что Иисус был Мессией. Но простое интеллектуальное согласие еще никого не спасало. Это была другая нить выступления Льюиса, которая подтолкнула меня к тому, чтобы сдаться.
Когда я добрался до его главы о надежде, я понял, почему после каждого концерта я чувствую себя опустошенным. Предложив «два неверных способа» справиться с жизненными разочарованиями, Льюис написал: «Если я нахожу в себе желание, которое не может удовлетворить никакой опыт в этом мире, наиболее вероятным объяснением будет то, что я был создан для другого мира».
Именно на пересечении интеллекта (Иисус был тем, кем Он себя называл) и воображения (я был создан для другого мира) Евангелие стало для меня непреодолимым.
Сидя за своим столом в общежитии, я признал, что Иисус был не просто Мессией, но моим Мессией, которого я жаждал в музыке и нуждался в искуплении моих грехов. В отличие от Льюиса, который сказал, что пришел к вере в Бога, «брыкаясь, борясь, обиженный… возможно, в ту ночь, будучи самым подавленным и сопротивляющимся новообращенным во всей Англии», я радовался пению.
Было огромным облегчением получить музыку в подарок и не требовать, чтобы она была богом, и не нуждаться в совершении ритуалов, потому что я мог отдыхать в законченной работе креста. Я был вне себя от радости.
Обучение у К. С. Льюиса
Именно переплетение двух сил разума и воображения, я считаю, сделало К. С. Льюиса таким могущественным евангелистом не только для меня, но и для бесчисленного множества других.
Знаток средневековой литературы может показаться не тем человеком, которого Бог использовал бы для распространения евангельских плодов. Но Льюис считал себя «переводчиком, превращающим христианскую доктрину… в язык, понятный и понятный необразованным людям».
Люди слушали Льюиса не из-за его впечатляющей квалификации, а потому, что он говорил так, как им было понятно. Сегодня мы читаем его художественную литературу, потому что она переносит нас в страну за пределами гардероба. Он обращается ко всем нам.
Льюис твердо верил, что большинство его книг евангельские.