Манифест 17 апреля 1905 предусматривал: Подписан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

Разное

5 императорских манифестов, которые изменили Россию

Сегодня мы рассматриваем этот и другие манифесты — документы, оказавшие огромное влияние на ход отечественной истории.

Дворянская вольность

Одним из самых значимых актов в полугодичном правлении Петра III стал «Манифест о вольности дворянства» от 18 февраля 1762 года. Документ предусматривал освобождение представителей благородного сословия от обязательной 35-летней службы государству — гражданской и военной, — нужда в которой, по утверждениям императора, к середине XVIII века отпала.

Портрет Петра III. 1762г. Художник А. П. Антропов. Фото:РИА Новости www.ria.ru

Будучи дополненным и подтвержденным «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» Екатерины II, «Манифест о вольности дворянства» сыграл решающую роль в консолидации того дворянского сословия, которым оно оставалось до конца существования Российской империи. С этого момента дворяне окончательно стали важнейшей движущей силой в политической и общественной жизни страны.

Крепостное право

«Манифест об отмене крепостного права» от 19 февраля 1861 года по старому стилю стал ключевым документом крестьянской реформы в России — первой и самой значимой из реформ Александра II. Его предшественник Николай I заложил существенный фундамент реформы, создав множество комиссий по решению болезненного вопроса крепостных, однако сопротивление помещиков и ряд других значимых факторов не позволяли сделать серьезные шаги в направлении освобождения крестьян. Однако участившиеся крестьянские волнения в середине XIX века ускорили принятие соответствующего решения. Подписанный императором манифест возвестил о раскрепощении крестьян и установил нормы их перехода в статус «свободных сельских обывателей».

Портрет императора Александра II. Фото:РИА Новости www.ria.ru

Впрочем, более чем за полвека до документа Александра II появился законодательный акт Павла I — «Манифест о трехдневной барщине» от 5 апреля 1797 года. Это был первый манифест в России, ограничивавший права помещиков в отношении крепостных крестьян. Однако этот документ можно рассматривать как одну из многих попыток императора отменить нововведения Екатерины II, покровительствовавшей дворянству.

Значение манифестов, связанных с освобождением крестьян, сложно переоценить. С одной стороны, они претворили в жизнь давно назревавшее реформирование социальной структуры российского общества. С другой, по мнению многих историков, лишь усилили социальную напряженность и стали благодатной почвой для развития революционных движений.

Государственная Дума Российской империи

Два ключевых манифеста, радикально изменивших политическую жизнь страны, были изданы Николаем II в 1905 году с разницей в два с половиной месяца. Первый из них — «Высочайший Манифест Об учреждении Государственной Думы» от 6 (или 19 по григорианскому календарю) августа ознаменовал учреждение в Российской империи законосовещательного учреждения, позже получившего и законодательные функции. «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 (30) октября стал ответом Николая II на массовые забастовки и распределил право императора на законодательную деятельность между ним и Государственной Думой.

Репродукция цветной цинкографии «Тронная речь Николая II на приеме членов Государственной думы в Зимнем дворце по случаю открытия Первой Государственной думы». Фото:РИА Новости www.ria.ru

Манифесты 1905 года сделали возможным появление российского парламентаризма, однако не наделили новый орган всеми необходимыми правами — Николай II неоднократно пользовался оговоренной возможностью блокировать решения Думы и распускать ее. Кроме того, Октябрьский манифест повлек за собой изменения в Основные государственные законы Российской империи, что, по сути, привело к появлению первой отечественной конституции.

Поделиться:

ИсторияРГ-Дайджест

Олег Молчанов: «По статусу Николай II мог быть патриархом»

От редакции:

Мы продолжаем разговор о драматических событиях, связанных с двумя русскими революциями — февральской и октябрьской 1917 года. Одним из ключевых событий февральской революции 1917 года стало отстранение от власти последнего российского императора Николая II. Сегодня наш собеседник — известный скульптор, заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств России Олег Молчанов рассказывает о своем отношении к личности последнего самодержца.

Вот Вы создали известный барельеф в честь семьи последнего российского императора, который установлен в Костроме. Скажите, с чем связано Ваше внимание к его личности и судьбе?

Сегодня роль Николая II начинает переоцениваться. Раньше, особенно в советское время, конечно, на него вылили много лжи. В контексте нашего разговора, я думаю, интересно рассмотреть дела императора по отношению к старообрядчеству. Нельзя забывать, что именно Николай II даровал свободы старообрядчеству. Собственно с него и началось широкое использование слова «старообрядцы», которых до этого именовали «раскольниками». Должны мы помнить и ценить манифест «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, который предусматривал множество положений, освобождающих старообрядчество, а также знаменитый указ о распечатании алтарей храмов Рогожского кладбища. (Алтари храмов Рогожского кладбища были запечатаны полицией во времена императора Александра II по настоянию митрополита Московского Филарета (Дроздова) и простояли так закрытыми почти 50 лет — прим. ред.).

Я думаю, что дарование свобод старообрядцам было не каким-то случайным событием, а абсолютно сознательным, подготовленным действием. Потому что сам Николай II, его отец Александр III тяготели ко всему русскому. Александр III — первый из Романовых, кто начал носить бороду, ввел в обиход русскую одежду, русскую пищу. Русский язык стал популяризироваться. На иконах опять появился так называемый «ковчег». Во времена Петра I «ковчег» был убран потому, что в моде была парсуна.

Продолжатель духовных идей Александра III — это, конечно, его сын Николай II. И то, что он благоволил к старообрядцам, это не просто общие слова. Можно вспомнить его волевое участие в повторном прославлении Анны Кашинской, которое состоялось по многочисленным обращениям старообрядцев в 1909 году. Именно Николай II прославил Анну Кашинскую второй раз. Это имеет особое значение, так как ее первое прославление было отменено патриархом Иоакимом за то, что ее мощи свидетельствовали о двуперстии.

В конвое Его Императорского величества состояли казаки-старообрядцы, так же как и у его отца Александра III. На Пасху к императору приходили христосоваться старообрядцы. То есть поддержка была колоссальной. Император понимал, что старообрядцы способны поднять Россию за счет того, что они сохранили веру. Так и получилось: весь этот экономический всплеск начала XX века произошел благодаря старообрядцам. Мы сегодня вспоминаем кузнецовский фарфор, боткинские больницы, странноприимные дома, Третьяковскую галерею, Солдатенковых, Бугрова и многих других меценатов. Во всех регионах старообрядцы поднялись во весь рост, их предприимчивость, честность, ответственность дали положительные всходы и плоды.

Ну, собственно говоря, Николай II этим и навлек на себя ненависть правящего Синода, который 3 марта 1917 года его и предал. Тайно посовещавшись, Синод постановил перестать молиться за царскую семью и благословил молиться за временное правительство. Тем самым Синод отказался от духовного окормления царской семьи, царя. Не захотел с ним встретиться даже после ареста, в частности, один из подписантов — архиепископ Тихон (Белавин), будущий патриарх. Временное правительство пообещало разрешить синодальной церкви восстановление патриаршества, которое не давал Николай II, потому что он не видел среди этих людей достойных кандидатов. Он говорил:

Если вы хотите патриарха, я сам могу быть патриархом.

По статусу он мог быть патриархом так же, как Филарет Никитич Романов. Он мог сложить с себя государственные обязательства в пользу сына, быть регентом и параллельно патриархом. То, что он прославил многих святых, много храмов заложил, мученически умер, оклеветан — это все говорит о том, что он жил совершенно праведной жизнью. И мне очень странно, что Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви не принял никакого постановления или положения о том, чтобы как-то отметить роль Николая II в судьбе старообрядчества.

Я, например, предложил установить памятную доску, в частности, на колокольне архитектора Горностаева, которая как раз была воздвигнута в честь дарования свобод. Вполне уместно на ее стене поместить хотя бы памятный знак или барельеф. Потому что скульптура как таковая в старой вере не приветствуется, хотя есть Никола Можайский и прочие деревянные скульптуры. Не дожидаясь каких-то соборных постановлений, я поставил царскую часовню в Костроме к юбилею 400-летия династии Романовых. Поскольку я живу в слободе, мне эти места близки и дороги.

А Вы не слышали информацию, что когда Николая II подвергали отречению, то охрана казаков-старообрядцев отговаривала его?

Да, да, есть такие описания. Он сказал:

Единственные, о ком я сожалею, — это о старообрядцах, потому что они могут не понять этого акта.

Хотя акта отречения как такового не было, это опять же фальсификация, написанная в штабе генерала Рузского, то есть это был заговор военных, масонов, это известная вещь. Фальсифицирована подпись на бумаге. Само «отречение» написано без гербовой печати, которая подтверждает документ. Подпись сделана карандашом, причем было обнаружено криптографами, что это подпись 1915 года. К тому же это обращение было не в Государственную Думу, не в какие-то правящие органы, а к военной ставке. Что там делали в этом вагоне на станции Дно — символически царь был загнан на дно — мы можем только догадываться. После этой ночи государь поседел. Но судьба России как раз решалась в этот момент. Подлое отношение к царю, к сожалению, проявилось в виде измены. И участвовали в этой измене и родственники, и духовенство, и генералитет. Все слои были в угаре революционных обещаний. Впоследствии разрозненное белое движение потерпело крах, потому что оно не имело духовной силы, то есть было изначально обречено.
 

Как вы считаете, как старообрядцы должны относиться к памяти императора Николая II?

Я разговаривал с митрополитом Корнилием, и с его стороны промелькнул такой упрек, что царь курил. Есть видимые недостатки человека, а есть невидимые грехи. Некоторые прегрешения являются тяжкими, другие более легкими, но есть добрые деяния, которые перевешивают мелкие недостатки и человеческие слабости. Нет человека не согрешившего.

Что касается увековечивания памяти императора, то, думаю, здесь нужен широкий символический жест. Прославление, канонизация, конечно, канонически невозможны, потому что официально царь не являлся старообрядцем. Но какой-то чин почитания все равно должен быть, я так полагаю, как минимум уважение. Мы же почитаем ветхозаветных праведников, которые по духу были иудеями, Авраам же не был православным. О праведности человека только Господь судит. А по деяниям Николай II и своей мученической кончиной подражал Христу. Со всей семьей взошел на Голгофу. Было совершено ритуальное убийство, это нельзя отрицать. Порядка ста признаков ритуального убийства было. Еще все эти разговоры вокруг останков царской семьи.
 

А Вы как считаете, подлинны ли найденные останки царской семьи?

Это не останки, иначе придется отрицать, что царская семья была сожжена. Тем более на голове царя, на черепе, должен быть шрам. На найденных останках такого повреждения тоже нет. Да и потом, по костям ДНК очень сложно установить, даже по костям Александра III, которые изымали в Петропавловке. Самое оптимальное — установить ДНК по крови на рубашке, которая была одета на царе во время покушения, состоявшегося в Японии. Эта рубашка находится в Эрмитаже, если она сейчас не уничтожена. Вот по ней ДНК, скорее всего, можно определить.

Но опять же, я еще раз говорю, это вопрос веры, а не вопрос вмешательства науки. Ведь мы верим в Туринскую плащаницу не потому, что ее ученые исследовали очень скрупулезно или поверхностно. Мы верим в Спасителя не потому, что его существование было научно доказанным фактом. Вера от знания отличается тем, что она не требует доказательств. Это наитие Духа Святого, который покрывает человека своею благодатью. Рассуждать о многочисленных дополнительных комиссиях я бы не стал. Сам Николай II говорил:

Наши останки искать бесполезно, потому что их нет.

Он знал, чем это дело кончится, и скорее всего они были не сожжены на кострах в Ганиной яме, а они были сожжены в металлургических печах Верхне-Исетского металлургического завода, потому что один из убийц, Павел Медведев, был руководителем этого завода. Что проще: сжечь в печах людей в пыль, нежели на самодельных кострах в лесу в темноте, обливая их постоянно. Это фактически нереально. Даже в крематории остается 20% твердых останков. Здесь же следователем Соколовым не найдено ничего, а он был уже третьим следователем, который проводил эти изыскания в Ганиной яме. Это лишний раз говорит о том, что там была имитация сожжения, так же, как была имитация расстрела царской семьи в подвале. На самом деле было истечение кровей, в Ипатьевском доме не было найдено кроватей, они тоже были забраны. Поэтому мы можем говорить совершенно твердо, что царские останки были уничтожены, а головы были отделены, потому что Сафаров в нескольких ящиках привез их в Кремль как доказательство преступления. В Кремле они были заспиртованы, может до сих пор они где-то хранятся, может в той же кремлевской стене или еще где-то.

Тут нужно говорить о злодеянии века, о страшном событии, за которое до сих пор никто не наказан: ни коммунистическая партия, ни отдельные персоны, как Ульянов, Дзержинский, Свердлов, которым поставлены памятники.
 

Как Вы относитесь к памятникам Ленину? На Украине их сейчас убирают.

Их надо убирать везде. Однако сейчас странная ситуация: пытаются навязать некий миф, что Россия ассоциируется в мире с памятниками Ленину. Людей призывали защищать памятники Ленину, якобы этим защищая Россию. Но Ленин принес России неслыханный вред. В 1920 году были разрешены аборты, то есть страна была уничтожена в ее генофонде. Кроме физического уничтожения было духовное уничтожение не только в виде разрушения храмов и борьбы с религией, но и в виде страха, который был посеян и Лениным и Сталиным. Страх на уровне животного. Страх не перед Божиим наказанием, а перед какими-то отдельными уполномоченными людьми в кожанках. И этот страх до сих пор не изжит.
 

Сегодня некоторые деятели называют Сталина продолжателем дела Петра Первого, Ивана Грозного и других великих правителей страны. Как Вы считаете, это адекватное сравнение?

Вообще это кощунство, потому что Сталин — террорист, убийца, злодей № 2 после Ленина. То, что он сделал с русским народом, — это потрясает, как невинные люди были превращены в лагерную пыль. Это разоренные семьи, разоренные хозяйства. Здоровая часть населения, которую обозвали кулаками, которые выселялись в абсолютно непригодные для житья земли или расстреливались. Вспомним тех же семейских старообрядцев, которые выселялись целыми семьями, в основном Читинская область. Как раз артист наш Александр Михайлов из семейских. Поэтому опасно так заигрывать, вызывать дух Сталина.

Сравнение с Иваном Васильевичем — это вообще кощунство. Некоторые политики, писатели выдвигают такую «триаду»: Грозный, Петр I и Сталин. Как будто пытаясь уравновесить их деяния. А что тут можно уравновесить? Якобы жесткие методы управления что ли? Так Иван Грозный вообще святой, оклеветанный врагами.

Сергей Юльевич, граф Витте | премьер-министр России

Витте Сергей Юльевич

Смотреть все СМИ

Год рождения:
29 июня 1849 г.
Тбилиси
Грузия
Умер:
13 марта 1915 г. (65 лет)
Санкт-Петербург
Россия
Должность/Офис:
премьер-министр (1905-1919 гг.)06), Россия
Роль в:
Октябрьский манифест
Русская революция 1905 года

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Сергей Юльевич, граф Витте , (род. 29 июня [17 июня по старому стилю] 1849, Тифлис, Грузия, Российская империя — ум. 13 марта [28 февраля по ст. ст.] 1915, Петроград), российский министр финансы (1892–1903) и первый конституционный премьер-министр Российской империи (1905–06), стремившийся соединить твердое авторитарное правление с модернизацией по западному образцу.

Отец Витте, голландского происхождения, руководил сельскохозяйственным отделом при канцелярии кавказского генерал-губернатора. Его мать происходила из знатной семьи русского дворянства, состоявшего на государственной службе. Детство Витте на Кавказе было счастливым. После успешной карьеры студента-математика в Новороссийском университете (ныне Одесский государственный университет) в Одессе Витте задумал начать академическую карьеру. Но он последовал совету друга семьи, министра путей сообщения, и поступил в управление железной дороги. Это было началом карьеры, которая привела Витте в самое сердце имперской политики и финансов. После периода службы в канцелярии генерал-губернатора Одессы и Бессарабии (1871–74) Витте изучал железнодорожное управление на Одесской железной дороге в Одесской конторе Министерства путей сообщения. Он вел дисциплинированную, упорядоченную жизнь, чему способствовала отчасти бедность семьи, отчасти стремление к успеху. Ко времени русско-турецкой войны (1877–78) он уже дослужился до положения, в котором контролировал все движение, идущее на фронт по линиям Одесской железной дороги. В один критический момент он разработал новую систему работы в две смены, чтобы избежать задержек на линии.

Витте показал свою свободу от бюрократических предрассудков, назначая мужчин всех национальностей — евреев, поляков, украинцев — своими подчиненными и культивируя благоприятные отношения с прессой. Его экономическая хватка проявилась в сборе и использовании железнодорожной статистики, а также в применении эффективных грузовых тарифов, в результате чего он снизил фрахтовые ставки и увеличил доходы.

В 1889 г. Витте было предложено основать железнодорожный департамент в Министерстве финансов. Он быстро продвигался вперед и вскоре стал министром связи (февраль 189 г.2) и министр финансов (август 1892 г. ). Стержнем политики Витте были далеко идущие планы экономического развития Российской империи. Он стремился «устранить неблагоприятные условия, мешающие экономическому развитию страны, и зажечь здоровый дух предприимчивости» (первый бюджет Витте императору, 1893 г.). Используя всю мощь государства, Витте развернул широкий спектр деятельности: реконструированный Государственный банк предоставил промышленности готовый капитал; Были созданы русские пароходства, мореходные и инженерные школы; поощрялись сберегательные банки; закон о компаниях был реформирован; и рубль стал конвертируемым. Витте также сыграл важную роль в привлечении крупных займов от инвесторов во Франции, Великобритании, Бельгии и Германии для финансирования индустриализации России.

Наибольшую энергию он приложил к стимулированию строительства железных дорог, особенно Транссибирской магистрали (фактически начатой ​​в 1891 г.). Он видел в ней не только средство принести городской прогресс в деревню, но и сам по себе экономический стимул, связующее звено между европейской и азиатской Россией и способ сделать Россию главным посредником между Западной Европой и Дальним Востоком. . Почти десятилетие «система Витте» пользовалась значительным успехом, но на рубеже веков международная неопределенность (южноафриканская [бурская] война, испано-американская война, боксерское восстание в Китае) сократила приток иностранных займов. в Россию, а забастовки и крестьянские волнения в России показали, что массы населения больше не будут мириться с тем снижением жизненного уровня, которое влекла за собой политика Витте. Более того, влиятельные сельскохозяйственные круги, всегда враждебные тотальной поддержке индустриализации Витте, продемонстрировали свою оппозицию при дворе. Несчастливыми были и его отношения с императором Николаем II, опасавшимся этого динамичного человека. 19 августа03 Витте был отстранен от министерства финансов и назначен на весьма декоративную должность председателя Комитета министров.

Ему пришлось в бессилии наблюдать, как правительство вляпалось в войну с Японией. Но в 1905 и 1906 годах ему предстояло оказать империи важнейшие услуги. В июле 1905 года он был назначен главным русским полномочным представителем по ведению мирных переговоров с Японией. Он получил неожиданно выгодные условия для России, но это достижение не сделало его более популярным.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

На политическом уровне Витте, хотя он и ненавидел конституционализм в любой его форме, использовал свое влияние, чтобы убедить царя издать «Октябрьский манифест» 1905 г., который обещал предоставить меру представительного правления. Не менее важной была роль Витте как премьер-министра в новой системе правления, в организации подавления всех сил дезорганизации осенью и зимой 1905—06— напр., Петербургский совет или рабочий совет, войсковые мятежи на Дальнем Востоке, забастовки на юге России, крестьянские восстания в прибалтийских губерниях.

Витте также сыграл важную роль в заключении в 1906 году договоренностей с группой европейских банкиров о серии займов, которые восстановили российские финансы, находившиеся в состоянии фактического коллапса из-за поражения на Дальнем Востоке и широкомасштабных восстаний 1905 года.

Это была последняя возможность Витте служить государству. Он был вынужден уйти в отставку с поста премьер-министра 19 апреля.06, потеряв то небольшое доверие, которое царь имел к нему. Витте так и не вернулся к власти, и его попытки повлиять на политику оказались безрезультатными. Таким образом, летом и зимой 1914–1915 годов он тщетно сопротивлялся вступлению России в Первую мировую войну и сочувствовал сторонникам мира, пробуждаемым германским правительством через немецкого банкира самого Витте. Он умер озлобленным и подавленным, предчувствуя бедствие для царской империи.

основных законов | Россия [1906]

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Британника делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts